15 июля – Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне

На Северо-Востоке Москвы в бывшем селе Леонове есть храм XVIII века, посвященный особому празднику – Ризоположению Пресвятой Богородицы. Торжеству, связанному с историей уникальной христианской реликвии, относящейся еще ко времени земной жизни Божией Матери – ее честной ризы. Перенесение этой святыни со Святой Земли в Царьград празднуется вот уже полтора тысячелетия. И в честь этого великого праздника в Русской Церкви возведено немало храмов и обителей, в числе – которых знаменитая Ризоположенская церковь в Московском Кремле и приходской храм в Леонове, не закрывавшийся даже в годы богоборческих гонений.

Из истории честной ризы Пресвятой Богородицы

«Риза Богородицы была обретена в Назарете ромеями-византийцами в середине V века. Константинопольский Патриарх Геннадий I, узнав о многочисленных чудесах, происходящих от святыни, дал указание положить ее в древней Влахернской церкви Царьграда. Не раз при нашествиях врагов Пресвятая Богородица спасала Константинополь, которому даровала Свою священную Ризу. Так было во время осады Константинополя аварами, персами, арабами и русами…»

Действительно, наиболее известным чудом, связанным с Ризой Пресвятой Богородицы, стало легендарное спасение Константинополя в 860 году от набега наших предков-язычников под предводительством князя Аскольда.

Спасение Царьграда

Из истории честной ризы Пресвятой Богородицы

«Царьград едва не был поднят на копьё. Перед лицом этой грозной опасности было принято решение спасать церковные святыни и, прежде всего, святую ризу Богородицы, которая хранилась во Влахернском храме. После всенародного молебна эту великую святыню с крестным ходом обнесли вокруг городских стен и погрузили с молитвой край её в воды Босфора, а затем перенесли в центр Константинополя – храм Святой Софии. Произошло чудо: Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила яростную воинственность русских воинов…»

Вскоре после этого Аскольд принял христианство, а потому именно с Ризой Пресвятой Богородицы связывают начало Крещения Руси. В XV столетии местонахождение святыни теряется. Но ее части сохраняются и сегодня. В том числе – в Москве и грузинском Зугдиди, связывая наши православные страны благодатным покровом Небесной Владычицы. И тем не менее, многие удивляются, почему этот византийский праздник столь почитаем на Руси, и почему ему посвящено так много русских храмов.

Ризоположенского храма в Леонове

Как отмечает протоиерей Андрей Рахновский, настоятель Ризоположенского храма в Леонове: «В посвящении храма именно этому празднику отразилось самосознание русских людей того времени, а это XVII-XVIII века, когда Русь осознавала себя правопреемницей Византийского царства. Так, широко известна идея «Москва – Третий Рим»…»

Действительно, Риза Пресвятой Богородицы и связанный с ней праздник связывают не только народы и страны православной ойкумены, но и напоминают нам о важнейшем историософском смысле Русской церковности и государственности. И сегодня каждый из нас может соприкоснуться с этой величайшей святыней в Ризоположенском храме в московском Леонове, где хранится частица Ризы Пресвятой Богородицы.

И в день Ризоположения Пресвятой Богородицы нам стоит попросить нашу Небесную Владычицу в том числе и о том, чтобы она помогла России сохранить ту благодатную преемственность, которую мы получили от первой Христианской Империи – Византии – вот уже более половины тысячелетия назад.

Подписывайтесь на канал Царьград в Яндекс Дзен, чтобы не пропускать интересные новости и статьи Царьград.ТВПервый Русский Смотреть запрещенный
Канал Царьграда можно тут:
На сайте, Яндекс.Эфир, ВКонтакте Поделиться: Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите CTRL + ENTER

Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во ВлахернеРиза Богородицы — одежда, принадлежавшая, по преданию, Деве Марии.Согласно церковной традиции, обнаружили ее в царствование императора Льва I (457-474 годы) два византийских аристократа, братья Галвин и Кандид, во время паломничества к палестинским святыням в Назарете. В доме, где они остановились на ночлег, эта реликвия передавалась из рода в род: одной из женщин этой семьи, присутствовавшей при погребении Богородицы, ее отдали по завещанию самой Девы Марии.Лукавые византийцы ночью измерили ковчег, в котором хранилась святыня, потом в Иерусалиме заказали его копию и на обратном пути подменили.Привезя реликвию в Константинополь, братья тайно поместили ее в своей домовой церкви, но о ней все же узнали при дворе и сообщили императору и патриарху Геннадию I, и в 485 году святыню торжественно перенесли в храм Божией Матери на берегу Влахернского залива. В честь этого события и было установлено ежегодное празднование Ризоположения.Позднее в ковчег с ризой положили еще и омофор и часть пояса Богородицы, обнаруженные в ее гробнице, вскрытой по решению Шестого вселенского собора (680 – 681 годах), и в на православной иконографии праздника оба эти события — положение ризы и положение пояса Богоматери во Влахерне — объединились.Кроме того, в русской церковной традиции считается, что праздник Ризоположения установлен в 860 году патриархом Фотием, когда русский флот князя Аскольда снял осаду Константинополя после того как ризу Богородицы обнесли крестным ходом вокруг стен города и укрыли в Софийском соборе. Подписав перемирие, реликвию вернули – положили — на прежнее место.О том, что риза Богородицы все еще находится во Влахерне, свидетельствовал русский паломник XIV века Стефан Новгородец, а в 1387 году об этом писал митрополит Киевский Пимен, побывавший там и поклонившийся святыне.Но в 1434 году Влахернская церковь сгорела. С тех пор достоверных сведений о местонахождении ризы нет. Известно лишь о ее частицах, хранящихся в разных местах: в Латеранской базилике в Риме (Собор святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме), во Влахернской церкви в Зугдиди.В России частица ризы Богородицы появилась в XIV веке – ее вместе с другими святынями приобрел в Константинополе епископ Суздальский Дионисий (впоследствии митрополит Киевский), вошедшими в состав «ковчега Дионисия», ставший реликвией Московских великих князей.Другая часть ризы в XVII веке попала в Успенский собор Московского Кремля благодаря князю Василию Галицыну.После изъятия церковных ценностей советской властью она оказалась в собрании музеев Московского Кремля. И только в 2008 году ее вместе с другими реликвиями вернули Московской патриархии.

В IХ веке в старинный город Шартр, что находится в 90 километрах от Парижа, была привезена бесценная святыня – Риза Пресвятой Богородицы. История этой священной реликвии поистине удивительна.

Церковное предание о ней изложено в труде Феодора Синкелла «Слово Церковное на Положение Ризы Божией Матери во Влахернах». В нем говорится о том, что во время правления императора Льва Великого (457-474) два брата, патриции Галвий и Кандид, отправились в Палестину на поклонение святыням. В небольшой иудейской деревне близ Назарета они остановились на ночлег у благочестивой незамужней еврейки и узнали, что женщина хранит у себя дома великую святыню – Ризу Пресвятой Богородицы.

Хозяйка рассказала им о своей прародительнице-вдове, которая присутствовала при погребении Божией Матери. Ей, по завещанию Самой Пречистой, и была отдана Риза. Женщина берегла её всю свою жизнь. Умирая, она передала Ризу своей родственнице, девице, и заповедовала ей ради служения этой святыне хранить своё девство. Та, в свою очередь, незадолго до смерти отдала Ризу девушке из своего рода. Так, в течение четырёх веков святыня хранилась избранными представительницами этого рода, соблюдавшими девство, пока не настала очередь самой рассказчицы.

Выслушав эту историю, братья тайно сняли размеры ковчега, в котором находилась Риза, заказали в Иерусалиме точно такой же и подменили его. Ризу же отвезли в Константинополь, где спрятали в своём имении в районе Влахерны. Со временем здесь начали совершаться чудеса исцеления, и Галвию с Кандидом пришлось рассказать обо всём императору. Для святыни во Влахерне построили храм в честь Богородицы, куда в 469 году был перенесен ковчег с Ризой. В память этого события был установлен праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы.

В 626 году на Константинополь напали авары и персы. Спасая святыню, христиане перенесли её в ризницу Великой Церкви, а когда опасность миновала, вернули бесценную реликвию на место. Тогда же патриарх Сергий после продолжительной молитвы открыл ковчег и достал из него царскую порфиру, благоухающую миром. В «Слове» Феодора Синкелла об этом сказано так: «Развернув её, он нашел Ризу действительно истинной царицы Богоматери, блистающую особою благодатью и силой».

Автор «Слова» поведал и о чуде нетленности Ризы, «ибо царская порфира (в неё была завернута святыня) вся разодралась и испортилась, хотя была из шёлка, стало быть отличалась особенной прочностью; Божественная же Риза, вытканная из шерсти, легко подвергающейся порчи, совершенно не испытала порчи, но осталась вся невредимой, означая нетленность, невредимость и поистине величие Облачавшейся».

В IХ веке в связи политическими интересами того времени величайшие святыни – часть Ризы Божией Матери, отделенная императрицей Ириной, и Хитон Господень были переданы на Запад императору Карлу Великому и оказались в монастыре в Аржантое. В 876 году король Франции Карл Лысый привёз часть Ризы Пресвятой Богородицы в Шартр.

Оставшаяся во Влахерне часть святыни впоследствии сыграла важную роль в истории просвещения руссов христианской верой. Согласно хронике византийского историка Георгия Амартола в 866 году сподвижники Рюрика, князья Аскольд и Дир, с языческой дружиной предприняли поход на Константинополь. Когда они подошли к Царьграду, патриарх Фотий вынес из Влахернского храма хранившуюся там часть Ризы Божией Матери и опустил её в тихое и спокойное море, после чего оно вскипело. Поднявшаяся буря потопила множество судов руссов. Чудо настолько поразило язычников, что многие из спасшихся, в том числе князья Аскольд и Дир, приняли святое крещение.

В IХ веке дочь императора Алексея Комнина Анна назвала влахернскую часть ризы Богородицы Омофором (это слово означает покрывало, спускавшееся с головы на плечи и покрывавшее их). Известно, что византийские императоры в наиболее опасные моменты своей жизни выносили Омофор из храма и покрывали себя им, защищаясь невидимым оружием от врага.

По свидетельству византийского историка Никифора (1295-1360), Омофор Пречистой хранился во Влахерне ещё в ХIV веке. Это же сообщали и русские паломники того времени – Стефан Новгородец, диакон Александр и диакон Игнатий.

Впоследствии части Ризы Божией Матери оказались в разных местах. Одна из них некоторое время находилась в Успенском соборе Московского Кремля. Часть священной одежды Богородицы пребывает в Латеранском соборе Святого Иоанна в Риме. Однако самая большая часть Ризы Божией Матери, сохранившаяся до наших дней, находится в кафедральном соборе Нотр-Дам-де-Шартр, построенном в 1260 году и освященном в честь Ризы Пресвятой Девы.

Эта величайшая святыня во все времена привлекала тысячи паломников со всей Европы. В настоящее время доступ открыт к ней ежедневно.

13 октября из монастыря святой равноапостольной Марии Магдалины (Ливенская епархия, с. Никольское Должанского района Орловской области) в Красноярск прибудет частица Ризы Пресвятой Богородицы.

Для многих верующих Красноярской митрополии это событие станет уникальной возможностью помолиться перед великой святыней. Кроме того, православным Сибири будет предоставлена возможность помочь детям из малообеспеченных семей и их ровесникам, оставшимся без родительской опеки; часть пожертвований, собранных во время пребывания частицы Ризы, будет направлена на организацию благотворительных паломнических поездок для победителей конкурса «Дети дорогами Христа» — на Святую Землю в 2020 году. Поездки будут совместно организованы Красноярской и Ливенской епархиями.

Добавим, что основная часть святыни находится в кафедральном соборе города Шартра (Франция). Частица Ризы была передана в дар монастырю Марии Магдалины на Пасху Христову 2014 года.

График пребывания частицы Ризы Пресвятой Богородицы в Красноярской митрополии:

— Красноярская епархия (13 октября — 9 ноября);

— Енисейская епархия (10 ноября — 23 ноября);

— Канская епархия (24 ноября — 7 декабря);

— Минусинская епархия (8 декабря — 22 декабря).

Пресс-служба Красноярской епархии

Сегодня в нашем храме можно поклониться великой Православной святыне – частице ризы Пресвятой Богородицы, которая находится в небольшом ковчежце, хранящемся в алтаре. Каждый воскресный день, после Божественной литургии, ковчежец торжественно выносится из алтаря священником на середину храма, где совершается молебное пение Пресвятой Богородице «пред частицею Ея честныя ризы».

В своей любви к Матери Божией Православная Церковь окружает всё, что связано с Её земной жизнью великим почитанием. Церковь отмечает два праздника, связанных с одеждами Пречистой Девы: Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (2/15 июля) и Положение честного пояса Пресвятой Богородицы во Влахерне (31 августа/13 сентября).

Ризой в древние времена на востоке называли одежду, платье, военные доспехи. Сегодня в разговорной речи это слово почти не употребляется, зато очень распространено в церковной среде. «Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом яко ризою», – поется при одевании крещаемого, когда тот, после Крещения, облачается в белую одежду в знак того, что крестившийся облеклся во Христа, сделался чистым, оправдался от всякого греха. Также и богослужебные одеяния священнослужителей называются ризами. А помещение, где хранятся священнические облачения и церковная утварь – ризницей.

Еще одно слово, также обозначающее одежду вообще у древних народов, в том числе и у евреев – хитон – греческое название рубашки, платья.

Омофор или мафорий – также греческие слова, означающее головной покров, большое покрывало, которое носили женщины.

Хитон, или платье Пресвятой Богородицы, омофор или Ее головной покров и пояс – вот ризы, которые носила Пречистая Дева в земной Своей жизни и, согласно христианским преданиям, даровала Православной Церкви как залог Своего покровительства и заступничества.

Хитон Пречистой Девы Марии

Омофор Пресвятой Богородицы

Пояс Божьей Матери

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *