Свидетельства церковных историков IV—V веков

Церковные историки Амвросий Медиоланский (ок. 340—397 гг.), Руфин Аквилейский (345—410 гг.), Сократ Схоластик (ок. 380—440 гг.), Феодорит Кирский (386—457 гг.), Созомен (ок. 400—450 гг.) сообщают о том, что в 326 году, святая царица Елена Равноапостольная (мать императора Константина Великого) отправилась в паломничество в Иерусалим для поиска Животворящего Креста:

…божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня. Иерусалимский патриарх, Макарий, встретил царицу с подобающею честью и вместе с нею отыскивал желанное животворящее древо, пребывая в тишине и прилежных молитвах и пощениях.

— «Хронография» Феофана, год 5817 (324/325)

Вышеперечисленные историки сообщают, что вместе с Крестом Господним Еленой были обретены гвозди, с помощью которых был распят Иисус. Одни из них Константин использовал для изготовления диадемы (другой вариант: для шлема; вариант шишак и забрало) — вковал их туда, а другие использовал для изготовления уздечки (удил) своей лошади.

гвозди же (Константин) одни вковал в свой шлем, а другие вставил в уздечку своей лошади, да сбудется реченное пророком, глаголющим: «В тот день будет на узде лошади святое Господу Вседержителю»..

— «Хронография» Феофана, год 5817 (324/325)

Согласно древним историкам гвозди были перекованы в изделия, то есть не сохранились в первоначальном виде.

Гвозди Креста от Средних веков до настоящего времени

В Средние века гвозди Креста Господня — христианская реликвия, широко распространённая и являющаяся объектом почитания и поклонения в храмах и монастырях как в католицизме, так и в православии.

На Востоке

Николай Месарит, митрополит Эфесский (XII — начало XIII века) — богослов, церковный и государственный деятель сообщает о том, что в Константинополе, в храме Богородицы Фара (др.-греч. τοῦ Θάρου — при маяке) — в церкви, предназначенной для повседневной литургии в присутствии императора и его семьи, а также для торжественных служб в 1-й день года, 1 мая, в день поминовения пророка Илии (в присутствии синклита), в Чистый четверг, в Великую субботу и Великий четверг, хранились следующие реликвии: Терновый венец Христа, туника Христа, посох Христа, плеть Его бичевания, святой гвоздь, копие, частицы сандалий Христа (привезены императором Иоанном Цимисхием из Палестины в 975 году).

До XVII века Гвоздь Господень вместе с Ризой Господней хранился в Мцхете, в кафедральном соборе. Персидский Шах Аббас в 1617 году завоевал Грузию. В марте 1625 года персидский посол Урусамбек привёз честную Ризу и Гвоздь Господень в Москву в дар Святейшему Патриарху Филарету от шаха Аббаса.

После революции 1917 года реликвии были изъяты государственной властью.

В настоящее время Гвоздь, хранящийся в храме Христа Спасителя, был передан Русской православной церкви из запасников музеев Московского Кремля 29 июня 2008 года.

После Литургии и благодарственного молебна по случаю завершения Архиерейского Собора и празднования 1020-летнего юбилея Крещения Руси президент Российской Федерации Д. А. Медведев вручил 9 реликвий патриарху Алексию. Среди них — Гвоздь от Креста Господня.

На Западе

В 1543 году Жан Кальвин написал богословское сочинение — Трактат о реликвиях, в котором перечислил известные ему Гвозди Господни, хранящиеся в храмах и монастырях на Западе, всего Кальвин насчитал 14 гвоздей: в Милане, в Риме, в Сене, в Венеции, в Кельне, в Париже, в Бурже и т. д.

> См. также

  • Христианские реликвии
  • Железная корона

> Литература

  • Дело о присылке шахом Аббасом Ризы Господней царю Михаилу Федоровичу в 1625 году, Белокуров С. (недоступная ссылка)

> Ссылки

  • О Ризе Господней
  • Ковчег с частицей Ризы Господней и Гвоздём от Креста Господня вынесен из алтаря Храма Христа Спасителя для молитвенного поклонения
Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *