Содержание

Книги по ораторскому искусству и риторике

Как уже можно было понять из наших предыдущих уроков по ораторскому искусству, умение выступать на публике – это не только прекрасный союз риторики, актёрского таланта и различных психологических техник, но ещё и залог достижения успеха в жизни. Ведь человек, владеющий навыками ораторского мастерства, уже априори имеет гораздо больше шансов на то чтобы стать выдающейся личностью, известным деятелем, влиятельным человеком, знаменитостью и т.п. А если это вас не интересует, то, в любом случае, умение красноречиво и убедительно изъясняться всегда сослужит вам хорошую службу и пригодится в любой жизненной ситуации.

Конечно же, на тему ораторского искусства сегодня существует очень большое количество всевозможных материалов, таких как видео- и аудиоуроки, тренинги, лекции и курсы, интернет-порталы (например, 4brain.ru) и т.д., а риторика вообще является одним из обязательных предметов в образовательных программах некоторых учебных заведений. Но, как бы то ни было, самым распространённым способом получения любой информации являются книги, пусть даже и в электронном варианте. И представляемая вашему вниманию статья посвящена именно книгам по изучаемому нами в этом курсе предмету. Ниже мы рассмотрим несколько самых интересных, самых популярных и эффективных книг по ораторскому искусству, которые, несомненно, придутся по вкусу любому, кто заинтересован в развитии своих ораторских навыков.

  1. Учебник риторики. Хайнц Леммерман
  2. Как выступать публично. Дейл Карнеги
  3. Язык телодвижений. Аллан и Барбара Пиз
  4. Чёрная риторика. Карстен Бредемайер
  5. Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. Ларри Кинг
  6. Язык жестов. Гленн Вилсон
  7. Психология общения. Рудольф и Кейтлин Вердербер
  8. Я читаю ваши мысли. Лиллиан Гласс
  9. Гений общения. Д. В. Аксёнов
  10. Курс русской риторики. А. А. Волков
  11. Культура речи. Л. А. Введенская

Учебник риторики. Хайнц Леммерман

Эта книга по риторике написан немецким профессором Бременского Университета X. Леммерманом почти в середине прошлого века. Книга задумана как систематическое введение в современную риторику для непросвещённого читателя без специального филологического и лингвистического образования. Хайнц Леммерман пытается популярно раскрыть ключевые понятия и принципы риторики, которые необходимы каждому из нас. Учебник подходит как взрослым, так и школьникам, и в нем каждый может освоить предлагаемый автором курс риторики и научиться ярко и убедительно публично говорить.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Как выступать публично. Дейл Карнеги

Эта книга впервые увидела свет в 1956 году в США, явившись переработкой и дополнением прежних трудов Карнеги по ораторскому мастерству. Многим известно, что Дейл Карнеги – знаменитый психолог самоучка. Но мало кто знает, что он основал собственный «Институт эффективного ораторского искусства и человеческих отношений» (Dale Carnegie Institute for Effective Speaking and Human Relations). Риторика, красноречие и мастерство публичных выступлений всегда интересовали этого знаменитого американского педагога, психолога и писателя.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Язык телодвижений. Аллан и Барбара Пиз

Данная книга является уникальной в своём роде и помогает человеку раскрыть определённые грани своих внутренних способностей. При помощи материала, изложенного в этой книге, вы сможете научиться на основе жестикуляции своего собеседника сознательно фиксировать, обозначать и понимать его внутренние психические особенности, а именно: его отношение к происходящему, расположенность к вам, настроение и т.п. Всё это, в свою очередь, будет способствовать тому, что вы сможете оказывать влияние на тех, с кем общаетесь, формируя свои ораторские навыки в соответствии с новыми знаниями. Книга рассчитана и на мужчин и на женщин, но особенно рекомендуется мужчинам, т.к. они в меньшей степени, нежели женщины, владеют искусством бессознательного восприятия.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Чёрная риторика. Карстен Бредемайер

Эта книга посвящена умению эффективно применять особые техники, направленные на достижение в процессе переговоров или выступлений тех результатов, которые необходимы конкретно вам.

Искусство мыслить и говорить. Риторика и культура речи

Также рассматриваемые приёмы научат вас определять значение и значимость приводимых вами аргументов в тех или иных ситуациях, устранять противоречия, задавать «темп» разговору, трансформировать негативное мышление собеседника в позитивное, избегать ловушек и всегда держаться уверенно в любой беседе. Книга прекрасно подойдёт и новичкам, только начинающим осваивать навыки ораторского мастерства, и профессионалам, желающим повысить свой уровень. Успешному закреплению материала способствуют приводимые в книге многочисленные упражнения и примеры.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно. Ларри Кинг

Особенностью многих людей является то, что очень часто он опасаются того что скажут что-то не то или как-то не так. А в случаях с публичными выступлениями эти опасения вообще могут вырасти в панический страх. Данная книга предназначена специально для того чтобы избавиться от подобных страхов, т.к. после её прочтения для вас станет возможным уверенно вести любую беседу и максимально эффективно доносить свои мысли. В работе собрано множество советов, рекомендаций и практических указаний, многократно проверенных на опыте самим автором, иллюстрированных интересными примерами и ситуациями из жизни.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Язык жестов. Гленн Вилсон

В представленной работе особе внимание уделено таким вещам как мимика, жесты и позы людей. Эти особенности проявления психики рассматриваются не просто как информация о чувствах и мыслях людей, но как эффективное и действенное оружие в процессе коммуникации, ведь при общении люди неосознанно реагируют на выражение лиц, движения и позы тех, с кем общаются. Данная книга — это очень интересный экскурс в особенности невербальных средств общения. После ознакомления с материалами, представленными здесь, вы сможете оказывать на окружающих людей гораздо большее влияние, чем раньше, и станете лучше их понимать, а также станете более убедительным и красноречивым собеседником.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Психология общения. Рудольф и Кейтлин Вердербер

Рассматриваемая книга представляет собой замечательное руководство по психологии общения, состоящее из отличной теоретической части и эффективных практических указаний. Многие специалисты придерживаются мнения, что эта книга является сегодня одной из лучших, касающихся вопросов коммуникации между людьми. В её состав входят интересные и важные сведения из психологии межличностного общения и социальной психологии, и материалы на тему влияния на социальные процессы речевых коммуникаций. Приобретённые из данной книги знания, при условии их применения, выведут вас на новый уровень общения, который поможет вам стать настоящим мастером коммуникации.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Я читаю ваши мысли. Лиллиан Гласс

Эта уникальная книга научит вас, как говорится, видеть людей насквозь и выявлять настоящие мотивы тех или иных их поступков. Собранные в работе техники и приёмы позволят вам замечать малейшие изменения в интонации и тембре голоса людей, их манере вести беседу, мимике, жестах и т.д. и интерпретировать их правильно, и, следовательно, использовать полученную информацию для повышения эффективности общения. Книга основана на личном опыте автора, познакомившись с которым вы научитесь видеть истинную суть вещей.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Гений общения. Д. В. Аксёнов

Эта книга раскрывает читателю основы и особенности таких терминов как «калибровка», «подстройка», «манипуляции» и «контрманипуляции», а также содержит множество упражнений, приёмов и техник, способствующих повышению эффективности коммуникации в любой ситуации. За основу взят непосредственный опыт автора и анализ применения приводимых им методов. Материал рассчитан на широкий круг читателей и будет полезен, как новичкам, так и мастерам общения.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Курс русской риторики. А. А. Волков

Данная работа представляет собой серьёзный, многомысленный, увлекательный учебник, изучение которого, несомненно, повысит личную продуктивность в общении каждого, кого интересуют вопросы роли и значения языка в формировании личности и общества в целом. По сравнению со многими книгами, эта книга, вполне возможно, будет даваться несколько труднее, т.к. её отличает более научный подход. В ней собраны основы курса общей риторики. А сама она написана на основе лекций, которые автор читал в МДА и МГУ. Материал рассчитан на студентов и учащихся лицеев и гимназий, а также на педагогов, юристов, политиков, журналистов и всех тех, чей род деятельности связан с публичной аргументацией.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Культура речи. Л. А. Введенская

Ещё один учебник, который мы представляем вашему вниманию. Он написан в соответствии с образовательной программой для университетов. Основной целью это учебника является обучение навыкам бытовой и деловой коммуникации, расширение представления о русском языке и его возможностях, знакомство с особенностями звучащей речи, невербальными средствами общения, ораторским искусством и мастерством полемики, обучение правилам речевого этикета. Материал рассчитан на студентов ВУЗов, учащихся гимназий и лицеев, а также менеджеров, бизнесменов, политиков, руководителей и всех тех, чья деятельность связана с публичными выступлениями, и кто просто интересуется вопросами ораторского искусства.

Узнать больше, а также скачать и прочитать книгу вы cможете на данной странице.

Как мы можем увидеть, теме ораторского искусства, риторики и другим связанным с ними вопросам сегодня посвящено довольно большое количество книг, каждая из которых по-своему интересна и уникальна, и в каждой из которых приводится полезнейшая информация, необходимая к изучению. Это говорит о важности того, как важно иметь хорошую теоретическую базу и владеть знаниями. И это действительно важно. Но, наряду с этим, нельзя забывать и о том, что, помимо теории, существует и практика, которая также играет важнейшую роль.

Поэтому, изучайте книги по ораторскому мастерству и впитываете новые знания, но помните, что все эти знания нужно непременно подтверждать опытным путём. Так что, используйте всё, что вы узнаёте, в своей повседневной жизни.

Мы желаем вам успехов в освоении навыков ораторского искусства!

← Экзамен по практике Известные речи →

1Сторителлинг, 1Коммуникации

Смотрите также на нашем сайте:

Искусство красноречия – что это?

  • 01.12.2015 / Просмотров: 1535
    //Тэги:

Под искусством красноречия (ораторское искусство) понимается умение овладеть вниманием аудитории с целью психологического воздействия на неё. Такие качества всегда в мире ценились очень высоко. Мастерства в этой сфере можно достичь путем сочетания таких качеств, как:

• умение грамотно говорить;
• подавать информацию свободно и непринужденно;
• а также владение техникой управления внимания аудитории.

Методы и технологии такого искусства изучает наука риторика. Овладеть ораторским мастерством может каждый, тут главное – желание и кропотливая работа над самим собой и своей речью.

Кстати, если вы решили овладеть ораторским искусством, знайте – очень хвалят студию Ларисы Соловьевой, и судя по отзывам типа «Я здесь занималась и понравилось» — можно сделать вывод, что там действительно работают профессионалы своего дела.

Ораторское мастерство: особенности

Искусство оратора заключается в особом построении своей речи таким образом, чтобы воодушевить слушателей своим настроем и заинтересованностью предметом, вызвать в них отклик на его слова, побуждая к определенным действиям. С этой целью создается определенное психологическое воздействие силой характера либо экспертностью говорящего.

Основные качества ораторской речи включают в себя искусство слова, свободное владение техникой подачи информации, умение удержать внимание тех, к кому направлено такое слово. То есть, не достаточно просто уметь грамотно говорить, так как люди по истечении определенного промежутка времени могут отвлечься, необходимо уметь удержать интерес к излагаемой информации. А этого можно достичь при помощи языковых и вербальных средств общения.

Существуют несколько видов такого умения

В частности, это естественное красноречие. Оно, как правило, проявляется в обычной жизни, без искусственного создания необходимых условий и не требует специальной подготовки.

Книги по ораторскому искусству и риторике

Например, при пожаре люди выскакивают из дома и криками привлекают окружающих и жильцов дома на помощь. Или, попав в эмоционально напряженную ситуацию, человек может начать говорить громко и возвышенно, взбудораженный внешним раздражителем. В таких случаях присутствуют непроизвольные эмоции, созданные под влиянием каких-либо факторов.

Другой разновидностью является ораторское искусство. Это искусственно приобретенные навыки. Так, выступая с трибуны, оратор должен уметь управлять собой, в результате применения ораторских методик. Технологии ораторского искусства берут истоки из Древней Греции и Рима. Уже тогда особое внимание уделялось приемам подачи устного слова. В настоящее время технологии подачи информации отвечают реалиям современного мира и поддерживаются вспомогательными средствами для более полноценного воздействия на людей.

Но надо учитывать, что для успешного выступления необходим правильный психологический настрой выступающего, так как только его заинтересованность предметом выступления, убежденность в его правильности и увлеченность им могут привести к успешной подаче материала. Если оратор не воодушевлен излагаемой информацией, ему вряд ли удастся зажечь ею других, его речь не вызовет эмоций и не принесет желаемых результатов при изложении. Для того, чтобы речь имела яркость, необходимо уметь ею управлять, а также собой — не зависимо от окружающих обстоятельств.

Риторика как искусство убеждать с помощью слова

Само слово "риторика" имеет греческое происхождение, русское слово "красноречие" и латинское выражение "ораторское искусство" являются его синонимами. В античные времена к ней относились двояко. Одни считали, что риторика — это искусство убеждать словом. Другие относились к риторике, как к искусству красиво говорить. В древнерусской риторике обычно подчёркивалось, что речь должна обладать не только красотой и выразительностью, но и убедительностью. Современная риторика – это наука, изучающая работу со словом, передачу и восприятие как речи, так  и текста.

Поэтому, сегодня она включает в себя не только ораторскую речь, но и письменную риторику. Речь будет неэффективной, если текст речи написан хорошо, но его изложение сложно  для восприятия. Или сама речь достаточно интересная и убедительная, но длится чересчур долго. Успех оратора во многом зависит и от того, насколько он начитан, эрудирован и насколько разбирается в предмете. Ключом к овладению данной области знаний является тренинг.

Введенская, Павлова: Риторика и культура речи

Хотя бытует мнение, что оратором может стать только тот, у кого есть к этому предрасположенность. Но их мнение разделяют далеко не все.

Другие уверены, что эти качества можно развить и стать хорошим оратором сможет только тот, кто хочет им стать, кто к этому стремится и упорно работает над собой. Для этого нужно ознакомиться с опытом известных ораторов и стараться как можно чаще оказываться в различных ситуациях коммуникативного общения, таких как совещания, дискуссии, деловые переговоры, дружеские беседы, телефонные разговоры, интервью. Например, у древнегреческого оратора Демосфена был слабый голос и невнятная речь. Для того чтобы улучшить дикцию, он набирал в рот камешки и разговаривал. Чтобы развить голос и тренировать дыхание, он продолжал говорить, даже когда поднимался в гору. Таким образом, благодаря упорному труду Демосфен сумел достигнуть высшего мастерства. Сегодня существуют специальные курсы риторики, которые помогают овладеть техникой речи.

Не надо говорить, когда напряжены мышцы шеи, а дыхание расслаблено. Сильное напряжение, или зажим в области гортани можно убрать, если по возможности незаметно для окружающих и не открывая рта, сознательно вызвать зевок. Добиваясь ровного звучания, нужно стараться не говорить монотонно, на одной ноте, лучше использовать смешанный регистр. Речевой звук лучше собирать на кончиках губ и активно посылать его в аудиторию.

Представители риторики (теории и искусства)

Среди первых выдающихся представителей античной риторики называют Горгия (ок. 480 — 380 до н.э.), Лисия (435 — 380 до н.э.), Демосфена (ок. 384 — 322 до н.э.).
Наибольший вклад в теорию красноречия внесли греческие философы Платон (427 — 347 до н.э.) и Аристотель (384 — 322 до н.э.).
Платон изложил мысли своего учителя Сократа в знаменитых диалогах "Горгий", "Софист", "Федр", центральным персонажем которых как раз и является Сократ.
Платон определяет софистику как мнимую мудрость и противопоставляет риторике софистов подлинное красноречие, основанное на знании истины. Целью речи является познание истины, т.е. определение сущности предмета, для чего необходимо сначала четко определить предмет речи.
В диалоге "Федр" говорится о построении речи. По мысли Платона, на первом месте должно быть вступление, на втором — изложение, на третьем — доказательства, на четвертом — правдоподобные выводы. Возможны еще подтверждение и добавочное подтверждение, опровержение и добавочное опровержение, побочное объяснение и косвенная похвала.
Аристотель. Ученик Платона Аристотель написал "Риторику", сочинение из трех книг.
книге рассматривается предмет риторики, которая определяется как "способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета…".

  • Аристотель выделяет три вида таких способов:
  • "одни из них находятся в зависимости от характера говорящего";
  • "другие — от того или другого настроения слушателя";
  • "третьи — от самой речи".

книге "Риторики" Аристотеля говорится о "причинах, возбуждающих доверие к говорящему". Это "разум, добродетель и благорасположение". Аристотель советует оратору помнить о возрасте, происхождении и общественном положении слушателей, учит приемам убеждения и отводит много места логическим доказательствам.
книга "Риторики" посвящена самой речи.

Введенская Л. А.. Риторика и культура речи. 2012

Большое внимание уделяется стилю, который ставится в зависимость от предмета изложения.
Цицерон. Вершиной ораторского искусства в Древнем Риме является деятельность Марка Туллия Цицерона (106 — 43 до н.э.) — крупнейшего оратора, писателя и политика.

  • Из риторических сочинений Цицерона большое значение имеют прежде всего три книги:
  • "Об ораторе", в которой автор показывает идеального, всесторонне образованного оратора-философа;
  • "Брут, или О знаменитых ораторах" — книга, содержащая историю красноречия;
  • "Оратор" — сочинение, в котором разрабатывается вопрос о лучшем стиле и теоретически обосновывается собственный идеал Цицерона.

Цицерон полагает, что подлинное красноречие представляет собой далеко не простое искусство, которое основывается, прежде всего, на глубоком знании предмета. В античности философы и риторы спорили о том, является ли риторика наукой. Философы утверждали, что риторика не есть наука. Риторы считали иначе. Цицерон предложил свое решение: риторика не является истинной (умозрительной) наукой, но представляет собой практически полезную систематизацию ораторского опыта.
Цицерон придерживается классической схемы членения риторического процесса. Риторический процесс — это весь путь от мысли к звучащему публичному слову.

  • Классическая схема его состоит из пяти частей:
    1. Найти что сказать.
    2. Найденное расположить по порядку.
    3. Придать ему словесную форму.
    4. Утвердить все это в памяти.
    5. Произнести.

Квинтилиан. Другим представителем древнеримского красноречия является знаменитый оратор Марк Фабий Квинтилиан (35 — 96 н.э.) — автор обширного сочинения в двенадцати книгах "Риторические наставления". В этом труде учтен опыт классической риторики и собственный опыт автора как преподавателя риторики и судебного оратора. Квинтилиан рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грамматики, философии, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писателей, поэтов, говорит о системе упражнений, дает рекомендации для чтения художественных произведений и блестящих речей.
Риторика и ораторы в Средневековой Европы. В средневековье прославились такие ораторы, как Иоанн Златоуст (ум. в 407 н.э.) и Фома Аквинский (1225 — 1274).
Иоанн Златоуст считался идеальным византийским проповедником. Фома Аквинский заложил основы теории церковного красноречия.
Заметный вклад в развитие риторики внесли европейские писатели и мыслители нового времени: Б. Паскаль, М. Монтень, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, Г. Лихтенберг.
Французский писатель XVII в. Ж. Лабрюйер писал, что "красноречие — это дар, позволяющий нам овладевать умом и сердцем собеседника, способность втолковывать или внушать ему все, что нам угодно".
Риторика и ораторы в России. Основоположниками риторики в России были М.В. Ломоносов, И.С. Рижский, А.Ф. Мерзляков, М.М. Сперанский.
Ректор Харьковского университета, профессор красноречия и русского языка Иван Степанович Рижский был автором "Опыта риторики", издававшегося в 1795, 1805 и 1822 гг. Задачу оратора Рижский видит в воздействии на ум и чувства слушателей силой слова, которая, по его мнению, заключается в выразительности и изобразительности. Рижский выделил жанры больших речей, определил случаи нарушения чистоты речи.
"Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических" русского поэта и переводчика Алексея Федоровича Мерзлякова была предназначена для воспитанников Московского университетского пансиона и пользовалась большой популярностью в первой трети XIX в. Мерзляков называет следующие цели оратора: научение, убеждение и искусство тронуть слушателя. Мерзляков считает, что красноречие обязательно должно иметь благородную цель — распространение познания, открытые новых истин.
Книга А.С. Никольского "Краткая логика и риторика для учащихся в Российских духовных училищах" (1790) посвящена вопросу о жанрово-ситуативных формах речи, характеристикам прозаической, ораторской и стихотворной речи.
Александр Иванович Галич, один из учителей А.С. Пушкина, преподавал в Царскосельском лицее русскую и латинскую словесность. В 1830 г. вышла в свет его книга "Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений". По Галичу, "теория красноречия, риторика, научает систематически обрабатывать сочинения на письме и предлагать изустно так, чтобы они и со стороны материи и со стороны формы, т.е. и по содержанию, и по отделке, нравились читателю или слушателю, произведя в его душе убеждение, растроганность и решимость удачным выбором и размещением мыслей, а равно и приличным выражением мыслей с помощью слов".

  • Галич выделяет четыре главных момента, на которых основывается наука красноречия:
  • "счастливое изобретение мыслей, приличных предмету";
  • "благоразумное расположение мыслей и умение воздействовать на слушателей так, чтобы они могли легко воспринимать идею в целом и по частям";
  • "изложение или выражение мыслей словами";
  • "провозглашение ораторской речи".

Другой преподаватель Царскосельского лицея Николай Федорович Кошанский является автором "Частной реторики" (1832) и "Общей реторики" (1854). Такое написание слова "реторика" употреблялось в качестве варианта в XIX в., оно соответствует правописанию этого слова в греческом языке. Общая риторика содержит главные, начальные правила всех прозаических сочинений, частная риторика, основываясь на общей, рассматривает каждое прозаическое произведение, его достоинства и недостатки.
Большой вклад в развитие риторики в России внесла посмертно опубликованная в 1844 г. книга М.М. Сперанского "Правила высшего красноречия". Сперанский был известным государственным деятелем эпохи Александра I. В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи.
Среди выдающихся представителей риторики как практического искусства были такие видные судебные ораторы, как Н.П. Карабчевский, Ф.Н. Плевако, П.А. Александров, С.А. Андреевский, а также крупнейшие юристы А.Ф. Кони и П.С. Пороховщиков. Пороховщиков (псевдоним П. Сергеич) написал оригинальный труд по истории русского судебного красноречия "Искусство речи на суде", А.Ф. Кони — книгу "Советы лекторам".
Яркими представителями академического красноречия являются знаменитые русские ученые: историки Т.Н. Грановский и В.О. Ключевский, химик Д.И. Менделеев, биолог К.А. Тимирязев.
В конце XIX — начале XX в. появляются новые работы, посвященные отдельным проблемам риторики: "Очерки по истории красноречия А.Г. Тимофеева (1899), "Принципы красноречия и проповедничества" И.П. Триодина (1915).
Последние работы по риторике, продолжающие традиции XIX в., были связаны с деятельностью Института Живого Слова. В "Записках Института Живого Слова" (1919) были опубликованы "Программа курса лекций по теории красноречия (риторика)" Н.А. Энгельгардта и работа А.Ф. Кони "Живое слово и приемы обращения с ним в различных областях". В 20-е гг. XX в. риторика была исключена из школьного и вузовского обучения.
Во 2-й половине ХХ в. происходит возрождение интереса к риторике. Появляются труды С.С. Аверинцева, Ю.М. Лотмана, В.П. Вомперского, Ю.В. Рождественского. Развивается "неориторика" в США и Европе. В 90-е гг. ХХ в. в России происходит возрождение риторики как научного направления и учебной дисциплины, риторика становится темой монографий и статей, предметом изучения в вузах и школах.

Date: 2015-09-17; view: 306; Нарушение авторских прав

Понравилась страница? Лайкни для друзей:

Риторическая разработка речи

План

1. Части риторической разработки речи.

2. Нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio).

3. Модусы убедительности.

4. Риторические места (топосы).

1. Части (каноны) риторической разработки речи были определены еще в античности. Их состав на протяжении веков существенных преобразований не претерпел. Всего различают пять канонов (этапов риторического действия):

1) нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio);

2) расположение, или композиция, материала (dispositio);

3) словесное выражение, или дикция (elocutio);

4) память, запоминание (memoria);

5) исполнение, произнесение (actio).

Созвучно этому делению Н. Ф. Кошанский, профессор русской и латинской словесности в Царскосельском лицее, определял риторику как науку об изобретении, расположении и выражении мыслей.

Первый этап риторического действия по античному канону (inventio) соответствует запрету на создание нетворческой речи, на отсутствие в речи умственного усилия, «умственной восприимчивости», «изобретения», «нахождения истины». Изобретение – это рефлексия субъекта, осмысляющего объективную реальность, единственный способ плодотворного продолжения культурного диалога.

Диспозиция (dispositio) означает организацию, построение речи как целостного произведения, достижение пропорциональности и законченности. Именно здесь происходит упорядочение частей в целом. Платон сравнивал речь с живым организмом: всякая речь должна быть составлена, словно живое существо – у нее должно быть тело с головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг другу и соответствовать целому. Аналогичными частями речи являются вступление, изложение, свидетельство, доказательство и выводы.

Третий этап риторического действия – выражение – означает словесное оформление речи, отбор слов и грамматических конструкций, украшение речи тропами и фигурами. Владение языковой культурой подразумевает умение правильно организовать свою речь с точки зрения грамматики, лексики, стилистики.

Память как способность воспроизводить прошлое считалась у древних одной из составных частей благоразумия. Риторика заключала в себе искусство запоминания истины. Однако память обременена, кроме того, еще и духовным измерением и осмыслением (Общая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов под ред. В. В. Богословского и др. 2-е изд., перераб. и доп. М., Просвещение, 1973 С. 202).

Произнесение – последний этап риторического канона, проявляющийся в речевом действии. Оно использует всю палитру вневербальных выразительных средств, прежде всего интонацию и язык тела. Речь активна, она устремлена к действительности, к практике общения, служит организации целенаправленного поведения.

Все этапы риторического канона работают на «убедительность» лишь в системе, т. е. единстве взаимосвязанных и взаимообусловленных структурных элементов. В целом они реализуются в речи. Идеал античного оратора объединял в себе такие характеристики, как мудрость философа и тонкость диалектика, язык поэта и память юриста, голос и пластическую грацию трагика.

2. Нахождение представляет собой совокупность мыслительных операций, направленных на планирование содержания речи или структуры текста. На этом этапе автор еще раз определяет и уточняет тему, выбирает способы ее раскрытия, доводы в пользу отстаиваемого тезиса и другие элементы содержания.

Отбор материала производится по двум основным критериям: авторское коммуникативное намерение (интенция) и характеристика аудитории, к которой обращена авторская речь.

В научной литературе рекомендуется в тех видах красноречия, в которых присутствует открытое состязание различных точек зрения (прежде всего судебное и политическое), выделить основной спорный пункт, а уже вокруг него строить речь. Этот основной пункт должен подвергаться проверке с помощью ряда так называемых статусов:

1) статуса установления (истец утверждает, что ответчик оскорбил его, а ответчик отрицает факт оскорбления – задача судей установить, имело ли оскорбление место);

2) статуса определения (при одном определении оскорбления высказывание ответчика в адрес истца может считаться таковым, а при другом – не может);

3) статуса квалификации (судьи должны определить, были ли превышены пределы необходимой обороны) и др.

Ранее в риторике материал подразделялся по конкретным делам (causa) и общим вопросам (quaestio). Выведение последних из первых осуществлялось путем отвлечения от конкретных обстоятельств дела. Например, из causa «кандидат N во время последней избирательной кампании был дважды уличен во лжи» можно вывести quaestio «допустимо ли лгать во имя получения власти?». Общие вопросы в свою очередь, подразделяются на практические и теоретические. В современных работах по риторике предпринимаются попытки уточнить подобное подразделение материала. В частности, предлагается различать материал энциклопедический, эмпирический, «опирающийся на данные, добытые самим автором», и компаративный, «приводящий в соответствие эмпирический и энциклопедический».

В зависимости от роли материала в развитии темы и от отношения к нему слушателей в риторике определяются степени правдоподобия, которым должен отвечать материал:

1) материал, важный для развития и объяснения темы, должен отличаться высокой степенью правдоподобия, которая достигается отбором привычного материала, соответствующего ожиданиям слушателей или читателей;

2) сам тезис и наиболее сильные доводы в его пользу должны обладать наивысшей степенью правдоподобия, которая достигается с помощью парадокса или неожиданного вопроса;

3) низкой степенью правдоподобия может отличаться материал, который не интересует слушателей, но который все же включается автором в текст для достижения содержательной полноты;

4) материал, предъявлять который перед данной аудиторией опасно, неудобно, неприлично, может отличаться неопределенной степенью правдоподобия;

5) материал, оценка которого выходит за пределы интеллектуальных возможностей данной аудитории, отличается скрытой степенью правдоподобия.

3. Будет ли тема подаваться в проблемном виде или описательно, в виде бесстрастного логического рассуждения или эмоционально – это основные способы раскрытия темы. Риторика возводит их к источникам, или модусам убедительности: логосу, этосу и пафосу. Указанная триада лежит в основе риторической ответственности за сказанное, а следовательно, замысленное и содеянное. Отсутствие хотя бы одного из элементов влечет такое речевое действие, которое можно считать квазириторическим. Логос, этос и пафос – три категории, которые задают ценностные ориентации и нормативные предписания, пронизывают собой все этапы риторического канона. В совокупности они становятся неделимым универсальным актом сознательного (культурного) созидания речи.

Логос – это убеждение посредством апелляции к рассудку, последовательностью доводов, построенных по законам логики.

Этос – убеждение посредством апелляции к признаваемым аудиторией моральным принципам. Поскольку общие моральные принципы и ценности известны (справедливость, честность, уважение к святыням, преданность родине и т. д.), автору, желающему строить убеждение в этосе, остается лишь подобрать подходящие к случаю и наиболее близкие аудитории принципы.

Пафос означает возбуждение эмоции или страсти, на базе которой и происходит убеждение. Учение о возбуждении страстей было разработано еще в старой риторике (Ведение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю. Н. Солонина, Е. Г. Соколова. СПб., 2003. С. 149—160).

Риторика предъявляет определенные требования к речи: в частности, целесообразность и искусность. Таким образом, пафос выступает эмоциональным воодушевлением, которое вызывает деяние. Этот творческий источник дает импульс логосу и этосу, посредством чего превращает текст фактически в речевое действие.

Русская риторика и культура речи

Творчество состоит в непрекращающемся разрешении конфликта ценностей, драматическом столкновении мотивов, страстей, интересов, и каждый в речевом поступке осуществляет активный выбор. Психическое пространство сознания – это единство аффективных и интеллектуальных процессов. Конфликт воли и разума состоит в том, что воля требует уверенности и решительности, а разум,в свою очередь – сомнения и взвешенности. Логос составляет базис риторики как практической философии.

Таким образом, риторика рекомендует подбирать материал так, чтобы активизировать все три модуса убедительности, что поможет в дальнейшем сформулировать правильно позицию и отстоять ее. В тексте необходимо представить логическую последовательность рассуждений, доводы должны основываться на моральных принципах и апеллировать к эмоциям аудитории. При этом модусы убеждения следует привести в гармонию друг с другом и с темой, так как возбуждаемые эмоции должны соответствовать теме. Резкие скачки от рационального убеждения к эмоциональной речи недопустимы – нужны плавные переходы.

4. В inventio включается также подраздел о содержательных источниках изобретения материала, в частности об источниках изобретения доводов и аргументов, выстроенных в иерархию. На наиболее высоком уровне абстракции находятся так называемые общие условия дела, описываемые последовательностью вопросов. Каждый из вопросов задает область дальнейших содержательных уточнений. Эти уточнения называются риторическими местами, или топосами (греч. topoi, лат. loci). В современной риторике они именуются также смысловыми моделями или схемами, а сам подраздел – топикой. Топосы представляют собой частные стандартизированные аспекты рассмотрения любой темы (Аристотель. Топика. О софистических опровержениях. Сочинения: в 4-х т. Т. 2. М., 1978). В риторике за время ее существования накопилось довольно большое количество мест, которые тем не менее сводимы к определенному числу групп (классификация представлена на основе работ Л. Иванова).

1. Условия: Кто? Что?

Топосы: определение предмета; род и вид; часть и целое; тождество, подобие и сравнение – сходства и различия и т. д.

Пример: предмет (что?) – компьютер; аудитория (для кого?) – для филологов; внутренняя архитектура компьютера (центральный процессор, постоянное запоминающее устройство и др.); периферийные устройства, сети компьютеров, глобальная сеть и т. д. Сравнение: компьютер и телевизор, компьютер и мобильный телефон (общие функции) и т. д.

2. Условия: Как? С помощью кого? При посредстве чего?

Топосы: методы, способ и образ действия, взаимосвязанные субъекты и объекты, инструменты и т. д.

Пример: принципы действия компьютера (передача электрических сигналов, полупроводниковые матрицы, цифровое кодирование сигнала), роль человека-оператора, программное обеспечение.

3. Условия: Где? Когда?

Топосы: место – географически, социально (в каких слоях общества); расстояние (близко-далеко); время (утро-день-ночь), эпоха (современная, классическая) и т. д.

Пример: история возникновения компьютера, страны, где впервые появились компьютеры, социальные структуры. Время возникновения: ХХ в. и т. д.

4. Условия: Зачем? Почему?

Топосы: причины, цели, намерения, последствия и т. д.

Пример: почему возникли высокие технологии, к чему может привести глобальная компьютеризация, последствия информационных войн и т. д.

Составитель речи или текста может наполнять каждую группу мест сообразно собственным потребностям, исключая некоторые топосы либо добавляя новые. В своей работе составителю необходимо иметь в виду, что структура мест не тождественна структуре самой речи или текста. Это лишь вспомогательная основа, позволяющая подбирать содержательное наполнение.

Методика распространения и обогащения найденного с помощью техники риторических мест содержания получила название риторической амплификации.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *