Дети перестали читать. Телевизор, видео, компьютер поглощают ребенка, завоевывая заповедные уголки его сознания и души. В. Сухомлинский говорил: «Чтение в годы детства — это прежде воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души».

Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

Рисунок Моя любимая сказка

А сказка как сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста.

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают правильно строить диалог, развивать связную логическую речь, развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Исходя из всего вышесказанного в нашем дошкольном учреждении прошла выставка рисунков "Моя любимая сказка"

Цель выставки: 

  • обобщить знания детей о прочитанных сказках,
  • прививать любовь к  сказкам и их героям.

Задачи выставки:

  • создавать условия для детей, способствующие освоению сказок;
  • закрепить и расширить знания детей о сказках;
  • развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
  • способствовать поддержанию традиции семейного  чтения;
  • продолжать вовлекать детей, родителей   в совместную деятельность по знакомству со сказками, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
  • создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

Придумать сказку

Придумать сказку — это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление. Эти  задания помогают ребенку создать сказочный мир, где он является главным героем, формируя у ребенка такие качества, как доброта, мужество, смелость, патриотизм.

Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать волшебные сказки, это приносит им радость и удовольствие. Сказки, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир ваших детей, много эмоций, придуманные герои как будто пришли к нам из другого мира, мира детства. Очень забавно выглядят рисунки к этим сочинениям. На странице представлены короткие сказки, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 3 классе. Если у детей не получается сочинить сказку самим, то предложите им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение  сказки.

Несколько рекомендаций о том, как придумать сказку, а точнее какие элементы должны присутствовать в сочинении.

У сказки должны быть:

  • вступление (завязка)
  • основное действие
  • развязка + эпилог (желательно)
  • сказка должна учить чему-то хорошему

Наличие этих составляющих придаст вашему творческому произведению  правильный законченный вид. Обратите внимание, что в представленных ниже примерах, не всегда присутствуют эти составляющие, а это служит основанием для снижения оценок.

Бой против инопланетянина

В некотором городе, в некоторой стране жили были президент и первая леди. Было у них трое сыновей — тройня: Вася, Ваня и Рома. Были они умные, смелые и храбрые, только Вася И Ваня были безответственными. Однажды на город напал инопланетянин. И ни одна армия не могла справиться. Этот инопланетянин разрушал по ночам дома. Братья придумали самолет-невидимку- беспилотник. Вася и Ваня должны были дежурить, но уснули. А Роме не спалось. И когда инопланетянин появился, он стал с ним бороться. Это оказалось не так просто. Самолет был подбит. Рома разбудил братьев, и они помогли ему управлять дымящимся беспилотником. И вместе они победили инопланетянина. (Каменков Макар)

Как у божьей коровки появились точки.

Жил был художник. И придумал он как-то раз нарисовать сказочную картину о жизни насекомых. Рисовал он, рисовал, и вдруг увидел божью коровку. Не очень красивой она ему показалась. И решил он изменить цвет спинки, странно выглядела божья коровка. Изменил цвет головки, она опять странно выглядела. А когда нарисовал пятнышки на спинке – красивая она стала. И так она ему понравилась, что он нарисовал сразу 5-6 штук. Картину художника повесили в музее, что бы все любовались. А у божьих коровок до сих пор точки на спине. Когда другие насекомые спрашивают: « Почему у вас божьих коровок точки на спине?» Они отвечают: «Это нас художник раскрасил»  (Суржикова Мария)

У страха глаза велики

Жили были бабушка и внучка. Каждый день ходили они за водой.

Рисование «Моя любимая сказка» в старшей группе: варианты темы и специфика проведения занятий

У бабушки были бутылки большие, у внучки – поменьше. Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через район. Идут они и видят яблоню, а под яблоней кот. Дунул ветер, и яблоко упало в лоб коту. Кот испугался, да прямо нашим водоносам под ноги побежал. Испугались они, бутылки побросали и домой побежали. Бабушка на скамейку упала, внучка за бабку спряталась. Кот побежал испуганный, еле ноги унес. Верно говорят: « У страха глаза велики – чего нет, и то видят»

Снежинка

Жил-был король, и была у него дочь. Звали ее Снежинка, потому что она была из снега и таяла при лучах солнца. Но, не смотря на это, сердце у не было очень доброе. У короля не было жены и говорил он снежинке: "Вот ты вырастешь и кто обо мне будет заботиться? " Снежинка видела страдания короля-отца и предложила найти ему жену. Король согласился. Через некоторое время нашел король себе жену, звали ее Розелла. Была она злой и завидовала своей падчерице. Снежинка дружила со всеми животными, так как людей к ней пускали, ибо король боялся, что люди могут причинить зло его любимой дочери.

С каждым днем Снежинка росла и расцветала, а мачеха придумала, как избавиться от нее. Узнала Розелла тайну Снежинки и решила, во что бы то ни стало погубить ее. Позвала она к себе Снежинку и сказала: "Дочь моя, я очень сильно заболела и поможет мне только отвар, который варит моя сестра, но живет она очень далеко." Согласилась Снежинка помочь своей мачехе.

Девочка отправилась в путь вечером, нашла, где живет сестра Розеллы, взяла у нее отвар и поспешила в обратный путь. Но начался рассвет и превратилась она в лужицу. Там, где растаяла Снежинка вырос прекрасный цветок. Розелла сказала королю , что отпустила Снежинку посмотреть на белый свет, а она так и не вернулась. Огорчился король, ждал днями и ночами свою дочку.

В лесу, где вырос сказочный цветок, гуляла девушка. Взяла она цветок домой, стала за ним ухаживать и разговаривать с ним. В один весенний день цветок расцвел и выросла из него девочка. Этой девочкой оказалась Снежинка. Отправилась она вместе со своей спасительницей во дворец у несчастному королю и рассказала все батюшке. Король рассердился на Розеллу и выгнал ее. А спасительницу своей дочки признал как вторую дочь. И живут они вместе с тех пор очень счастливо. (Вероника)

Волшебный лес

Жил-был мальчик Вова. Однажды он пошел в лес. Лес оказался волшебным как в сказке. Там жили динозавры. Вова шел шел и увидел лягушек на поляне. Они танцевали и пели. Вдруг пришел динозавр. Он был неуклюжий и большой, и тоже стал танцевать. Вова засмеялся и деревья тоже. вот такое было приключение с Вовой. (Болтнова Виктория)

Сказка про доброго зайца

Жили-были заяц и зайчиха. Ютились они в маленькой ветхой избушке на опушке леса. Однажды заяц пошел собирать грибы и ягоды. Насобирал целый мешок грибов и  корзину ягод.

Идет он домой, навстречу ежик. “Что заяц несешь?” – спрашивает ежик. “Грибы и ягоды”- отвечает заяц. И угостил ежа грибами. Пошел он дальше. Навстречу скачет белка. У видела белка ягоды и говорит: “Дай мне зайчик ягод, я бельчатам их своим дам”. Угостил заяц белку и отправился дальше. Навстречу идет медведь. Дал он медведю грибочков отведать и  дальше пошел.

Навстречу лиса. “Отдай заяц мне урожай свой!”. Схватил заяц мешок с грибами и корзину с ягодами и убежал от лисы. Обиделась лиса на зайца и задумала отомстить ему. Прибежала вперед зайца к избушке его и разрушила ее.

Подходит заяц домой, а избушки нет. Только зайчиха сидит и плачет горькими слезами. Узнали местные звери о беде зайца, и пришли помочь ему новый дом выстроить. И получился дом в сто раз лучше прежнего. А тут и зайчата у них появились. И стали они жить поживать да лесных друзей в гости принимать.

Волшебная палочка

Жили-были три брата. Двое сильных и слабый. Сильные были ленивые, а третий  — трудолюбивый. Пошли они в лес за грибами и заблудились. Увидели братья дворец весь из золота, зашли во внутрь, а там богатства несметные. Первый брат взял меч из золота. Второй брат взял дубину из железа. Третий взял волшебную палочку. Откуда не возьмись появился Змей Горыныч. Один мечом, второй дубиной, но ничего Змея Горыныча не берет. Только третий брат взмахнул палочкой, и стал вместо змея кабан, который убежал. Братья вернулись домой и с тех пор помогают слабому брату.

Зайка

Жил-был маленький зайка. И однажды украла его лиса, унесла далеко далеко, за тридевять земель. Посадила его в темницу и на ключ заперла. Сидит бедный зайка и думает: “Как спастись?” И вдруг видит, из маленького окошечка посыпались звездочки, и появилась маленькая белочка-фея. И сказала она ему, дождаться, когда лиса уснет и достать ключ. Дала фея ему сверток, велела открыть его только ночью.

Наступила ночь. Зайка развязал сверток и увидел удочку. Взял просунул через окошечко, и замахнулся. Попал крючок на ключик. Потянул зайка, и ключ взял. Открыл дверь и домой побежал. А лиса искала его, искала, и так и не нашла.

Сказка про царя

В некотором царстве, в некотором государстве жили царь с царицей. И было у них три сына: Ваня, Вася и Петр. В один прекрасный день братья гуляли по саду. К вечеру пришли они домой. Встречают их у ворот царь с царицей и говорят: “Напали на нашу землю разбойники. Берите войска и прогоните их с нашей земли”. И поехали братья, стали разбойников искать.

Три дня и три ночи скакали они без отдыха. На четвертый день возле одной деревни видят жаркое сражение. Поскакали братья на помощь. Была битва с раннего утра и до позднего вечера. Много людей полегло на поле сражения, но братья победили.

Вернулись они домой. Царь с царицей обрадовались победе, царь загордился своими сыновьями и устроили пир на весь мир. И я там был, и мед я пил. По усам текло, а в рот не попало.

Волшебная рыбка

Жил-был мальчик Петя. Один раз пошел он на рыбалку. Первый раз забросил он удочку, ничего не поймал. Второй раз закинул он удочку и опять ничего не поймал. Третий раз закинул он удочку и поймал золотую рыбку. Принес Петя ее домой и посадил в банку. Стал загадывать придуманные сказочные желания:

— Рыбка – рыбка хочу выучить математику.

-Хорошо, Петя, я сделаю за тебя математику.

— Рыбка – рыбка хочу выучить русский язык.

-Хорошо, Петя, я сделаю за тебя русский язык.

И загадал мальчик третье желание:

 — Хочу стать ученым

Ничего не сказала рыбка, лишь хвостом по воде плеснула и исчезла в волнах навсегда.

Если не учиться и не трудиться, то стать ученым нельзя.

Волшебная девочка

Жила на свете девочка – Солнце. А звали Солнце потому, что улыбалась. Стала Солнце путешествовать по Африке. Захотелось ей пить. Когда она произнесла эти слова, то неожиданно появилось большое ведро с прохладной водой. Попила девочка водички, а водичка была золотой. И стала Солнце сильной, здоровой и счастливой. А когда ей было трудно в жизни, то эти трудности уходили. И поняла девочка про свое волшебство. Загадывала она игрушки, а это не сбывалось. Стала Солнце капризничать и волшебство пропало. Верно говорят: “Много хочешь – мало получишь”.

Сказка про котят

Жили- были кот и кошка, и было у них три котенка. Старшего звали Барсик, среднего – Мурзик, а младшего – Рыжик. Однажды они пошли гулять и увидели лягушку. Котята погнались за ней. Лягушка прыгнула в кусты и скрылась. Рыжик спросил у Барсика:

Кто это такой?

Не знаю — ответил Барсик.

Давайте поймаем его – предложил Мурзик.

И котята полезли в кусты, но лягушки там уже не было. Они пошли домой, что бы рассказать об этом маме. Мама кошка выслушала их и сказала, что это была лягушка. Так котята узнали, что это за зверь.

Смотрите так же:

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (интеграция «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное»)

Цель. Совершенствовать умение создавать рисунок по собственному замыслу.

Задачи: — воспитывать интерес к народному творчеству;
— при создании рисунка формировать умение передавать характерные особенности сказочных героев;
— совершенствовать изобразительные и технические навыки работы кистью, карандашом, фломастером, восковым мелком;
— формировать умение выбирать изобразительные средства для работы над рисунком;
— развивать творческое воображение при создании иллюстраций к сказкам;
— учить видеть красоту, оригинальность готовых работ.

Материал: выставка книг со сказками, аудиозапись народных мелодий, различные изобразительные материалы, баночки с водой, салфетки, палитра, листы бумаги различного цвета и формата, иллюстрация В.М. Васнецова «Аленушка».

Ход НОД

— Скажите, а вы любите сказки?

— Сегодня мы продолжим наше путешествие в мир русских народных сказок. Эти сказки пришли к нам из глубины веков. Эти сказки бабушки рассказывают своим внукам, а те, когда подрастут и сами станут родителями, расскажут их своим детям. Так и живет сказка вечно, передаваясь из уст в уста, из поколения в поколения.

— Сказки никогда не оставят нас равнодушным, увлекая в свой волшебный мир, они делают нас активными участниками происходящего, заставляют переживать вместе с героями каждую неудачу и каждую победу. Сказки учат нас, что быть жадными и злыми плохо. Зло непременно будет наказано. И наоборот, добрые и бескорыстные герои будут вознаграждены.

— Сказки учат нас уважать старших, слушаться тех, кто умней, опытней. Прилежную, разумную Аленушку не послушал братец Иванушка, испил воды из копытца. Что с ним случилось? И если бы не добрый молодец, все закончилось бы печально.

Моя любимая сказка 🙂

Вот такой образ Аленушки увидел художник Васнецов и запечатлел его в своей картине.

— Скажите, какие русские народные сказки вы знаете?

— Для того, чтобы сказки были всегда рядом с нами, чтобы мы сами могли их читать, издательство «Детская литература» выпускает много книг замечательных книг. Картинки к сказкам придумывают художники-иллюстраторы.

— Сегодня мы с вами сами создадим «Книгу сказок», в которой картинки к русским народным сказкам будут выполнены вашими руками, по вашему замыслу.

— Прежде чем приступить к работе, подумайте, рисунок к какой сказке вы хотели бы изобразить, какой именно сюжет появится у рас на рисунке, кто будет главным персонажем.

— Подойдите к столу, выберите лист и изобразительные материалы. В работе вам поможет музыка.

Во время работы детям оказывается индивидуальная помощь.

Анализ рисунков. Полюбоваться вместе рисунками. Обратить внимание на цвет, форму, композицию, интересный замысел, самостоятельность в работе. Желающие расскажут о своих рисунках, отметят необыкновенные сказочные детали.

— А закончить я хочу такими словами:
В мире много сказок грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро навеки побеждает зло.

Название: Конспект НОД в подготовительной группе по изобразительной деятельности «Моя любимая сказка»
Автор: Иванова Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ «Суксунский детский сад «Малышок»
Месторасположение: пгт Суксун Суксунский район Пермский край

Очень рекомендуем, отличный материал:
Загадки для детей «Угадай сказку», авторская работа

УРОК ИЗО

Елена БАЖЕНОВА,
учитель ИЗО ГОУ СОШ № 9,
аспирант МПГУ, г. Москва

Рисуем сказку

Занятия с учащимися
младшего школьного возраста

Статья опубликована при поддержке интернет-проекта "Multiks.ru", основной аудиторией которого, безусловно, являются юные зрители. Мамы и папы, бабушки и дедушки, заходите на сайт multiks.tv и вместе с младшими членами семьи погружайтесь в мир детства! Мультсериалы, полнометражные мультфильмы, зарубежная и отечественная мультипликация, мультики для девочек , а также детские фильмы и передачи – вот далеко не полный перечень рубрик, в которых обязательно найдется то, что заинтересует малышей. И, надеемся, не только заинтересует и развлечет, но и научит многому – ценить верную дружбу и настоящую любовь, уважать старших и не обижать младших, верить в добро и сражаться со злом. Приятного просмотра и хорошего настроения!

Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства занимает важное место в системе художественного образования учащихся младшего школьного возраста. Создание иллюстрации к народной сказке дает богатые возможности для развития творческого воображения и образного мышления детей.

Иллюстрирование народных сказок с ранних лет прививает детям любовь к своей земле и своему народу, его доброй мудрости, накопленной веками. А ребенок, воспитанный на родных ему сказках, будет всегда с уважением относиться к чужим обычаям и культуре.

Рисование иллюстрации требует от маленького художника особой подготовки — и не столько в технике рисования, сколько в способности мыслить образами и создавать художественные образы, используя весь багаж знаний и умений. Как известно, в начальной школе багаж знаний и умений учащихся еще беден, и учителю необходимо прежде всего развивать наблюдательность и зрительную память учеников, включая в работу над композицией рисование с натуры и по памяти.

Для расширения этих знаний перед процессом иллюстрирования на своих уроках я даю задания и упражнения, основанные на рисовании с натуры, в частности — выполнение набросков. Наброски можно выполнять разными способами:

1. От начала до конца непосредственно с натуры.

2. Комбинированным способом: сначала по наблюдению с натуры, а затем по памяти.

3. По воображению — первоначальное воплощение в обобщенном виде какого-либо творческого замысла или художественного образа, темы, сюжета (набросок-эскиз) выполняется на основе восстановления и комбинирования своих представлений о предметах и явлениях.

Кума-лиса, медведь Михаил Иванович. Иллюстрации Е. Рачева

Созданию сказочных художественных образов можно посвятить целый урок, при этом ученики создают образы не только главных героев — персонажей сказки, но и окружающего мира.

Нужно показывать ученикам образцы народных росписей (хохломской, полхов-майданской, городецкой) с растительными орнаментами. Ребятам можно предложить изобразить землю в виде «земного ковра» с травами, кустами, цветами. Для этого поверхность земли можно закрасить каким-нибудь цветом, затамповать поролоном, а затем по высохшему слою прорисовывать элементы растений.

Интересным получается рисунок поверхности земли с помощью восковых мелков. Зелеными, желтыми мелками рисуют траву, цветы. После чего, подобрав нужные оттенки, акварелью поверх рисунка изображают землю.

Сказочные цветы можно сделать в ходе упражнений. Для этого учащимся предлагается сравнить реалистичные изображения — фотографии, гербарии — с образцами народных росписей. Спросить у учащихся, чем эти изображения отличаются друг от друга, и предложить им самостоятельно нарисовать сказочные цветы. Для работы нужно выбирать разные материалы, очень эффектно смотрятся рисунки, выполненные гелевой ручкой по акварельному подмалевку.

Лес является основным местом действия в русских народных сказках. В иллюстрациях к русским сказкам можно видеть, сколько внимания уделяют художники прорисовке разных пород деревьев.

Учащимся трудно рисовать деревья. В данном случае можно использовать силуэт. Изображение силуэта деревьев интересное и в то же время сложное задание, здесь необходимо минимальными изобразительными средствами передать породу дерева. Можно рисовать деревья по мотивам лубочных картинок, с элементами декора. Полезны также задания на рисование деревьев в манере какого-либо художника. Для этого вместе с учениками надо проанализировать иллюстрации художников, обращая внимание на изобразительно-выразительные средства, используемые для передачи сказочности, на декоративные элементы (орнамент, разнообразные линии), на цветовую условность, охарактеризовать особенности колорита в иллюстрациях. Можно сравнить репродукции разных художников, найти вместе с учениками отличительные особенности их манеры.

При создании сказочных образов, элементов природы нужно соблюдать следующие правила:

1. В начале работы помочь детям выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта.

2. При компоновке мотивов обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.

3. Обратить внимание учеников на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: прямолинейные, мягкие, угловатые, волнистые.

4. В работе с такими природными материалами, как кора, срезы деревьев, пни, камни, необходимо превращать фактурную поверхность материала в декор, выразительный по ритму и пластике.

5. Изображая стилизованный лес, дети должны обобщать форму, стремиться максимально использовать одну и ту же форму, меняя размеры и конфигурацию.

6. Декор в пейзаже используется по-разному: композиция может быть сплошь заполнена ажуром или сделан орнаментальный акцент в некоторых местах — все зависит от замысла.

7. Цвет для сказочных образов предпочтительнее выбирать условный.

Сказки о животных являются основным жанром для иллюстрирования в школьной программе.

Образы животного мира олицетворяют в сказках человеческие пороки, слабости и недостатки. Нередко человека сравнивают со зверем: «злой, как волк», «хитер, как лиса», «топает, как медведь», «верный, как пес». Учащимся можно предложить поиграть в театр, пригласить ребенка к доске и попросить его изобразить с помощью жестов, движений, например, хитрую лису или трусливого зайца. Все это помогает эмоционально окрасить урок.

Слова в сказках очень помогают выбрать характер линий, мазка, цвет, фактуру.

Чтобы нарисовать хитрую, льстивую лисицу, как описывают ее в сказках, необходимо использовать волнистую извивающуюся линию. Лиса любопытна, мордочка у нее вытянутая, ушки острые, торчком — все услышит хитрая, ничего не пропустит. Пышный мех можно показать полусухой щетинной кистью или способом тамповки поролоном. Хвост у лисы длинный, напоминающий форму листа дерева.

Рисование лап всегда вызывает затруднения у школьников. Начинать рисование нужно с бедер. Затем обратить внимание на изгиб задней ноги, многие дети воспринимают его как колено, вывернутое назад, но этот изгиб — не колено, а пятка. Передние ноги нарисовать проще.

Для того чтобы животное получилось похожим, необходимо выполнить несколько набросков с чучела лисы или с хорошей фотографии с изображением лисы и продемонстрировать последовательность рисования животного на доске. В данном случае также пригодится динамическая модель лисы — она позволяет выполнить наброски лисы в разных динамических положениях.

Для изображения медведя на уроках можно использовать богородскую игрушку. В ней все очень живо и близко детям, фигуры животных передаются тонко, выразительно, жизненно достоверно. Выполнив несколько набросков с такой игрушки, ученики поймут индивидуальные особенности животного.

При создании сказочных образов животных нужно освоить следующие требования:

1. Для усиления выразительности сказочного образа можно утрировать некоторые черты. Особенностью хищных зверей, волка например, является мощная пасть, значит, ее можно изобразить крупнее, чем она есть на самом деле. Медведь — очень мощное животное, с массивным туловищем, огромными лапами, когтями — этот акцент тоже можно использовать.

2. Важно учесть, что декор должен не разрушать форму, а наполнять ее красивой фактурой, поэтому орнаментальный рисунок следует располагать по линиям развития формы.

3. Следует избегать изображения сложных ракурсов, лучше использовать профильное изображение животного или другие максимально характерные повороты.

4. Можно «очеловечить» объекты животного мира — поставить на две лапы, изобразить мимику, использовать соответствующие атрибуты, одеть в народный костюм, при этом важно учитывать особенности костюма, его элементы, цветовую гамму.

Большую роль в таких заданиях играют разные техники — восковые мелки и акварель, тамповка поролоном гуашевыми красками.

На уроке обязательно должны присутствовать наглядные пособия с изображением русских народных костюмов, иллюстрации художников. Учитель обращает внимание детей на то, какие изобразительно-выразительные средства используют художники для передачи сказочного животного: на цветовую условность, яркость красок, плоскостность изображения, орнаментальность одежды, использование контурной линии, декора, на в основном профильное изображение, так как именно оно наиболее точно передает характерные особенности того или иного зверя.

Желательно, чтобы учащиеся самостоятельно выбирали сюжет для иллюстрирования. Но если ученик затрудняется в выборе, можно предложить ему отрывок текста, напечатанный заранее на отдельном листе бумаги. Возможен и другой вариант, когда всем ученикам предлагаются разные отрывки текста сказки для иллюстрирования. В данном случае рисунки получаются разнообразными, что позволяет создать макет книги, проиллюстрированной детскими рисунками.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «КОЛОБОК»

1-й класс

Цели и задачи урока

1. Обучить детей выполнять иллюстрации к сказке.

2. Развивать интерес к творчеству художников-иллюстраторов.

3. Научить передавать простейшими средствами основные события сказки, смысловую связь между объектами в рисунке.

4. Научить выделять главное в рисунке, используя разные художественные приемы.

Оборудование

Для учащихся: лист бумаги, карандаш, гуашь, кисти, баночка для воды.

Для учителя:

иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачева к русским народным сказкам, динамические модели персонажей сказки, наглядное пособие с карманами «Лиса и колобок».

Методические рекомендации

Данной теме необходимо посвятить три урока. На первом учащиеся выполняют наброски животных с чучела или с динамических пособий.

Динамическая модель лисы

На втором уроке дети вспоминают содержание сказки, главных персонажей, место действия, для этого используются иллюстрации художников. Следует обратить внимание на выбор формата листа, на способы передачи сказочности, на конкретные средства декоративности, на образную характеристику персонажей. В ходе беседы ученикам можно задать вопросы:

Какой лес изображен на картинке, сказочный или реальный? Почему художник изобразил персонажей в одежде, стоящими на двух лапах? Хорошо ли мы видим главных героев? Почему художник выбрал вертикальный (горизонтальный) формат?

Возможные варианты композиций, разнообразие образов можно продемонстрировать с помощью наглядного пособия с карманами-прорезями. Пособие позволяет также рассмотреть разные способы создания сказочного образа, подчеркивания главного героя в композиции (тоновая и цветовая контрастность, масштабность, атрибуты) и изучить некоторые методы стилизации.

Затем все пособия убираются, и дети вместе с учителем выбирают возможные сюжеты для рисования.

Рисуем персонажей мультиков

Важно, чтобы дети рассказали, как они будут рисовать, в какой последовательности, каких героев, какого размера, что будет главным, каким будет фон и др.

Метод словесного воссоздания образов, разработанный Н.П. Саккулиной и Т.С. Зерновой, является эффективным методическим приемом, помогающим детям выразительно передавать изобразительные объекты и события в рисунке.

Наглядное пособие. Плакат с прорезями

Далее ученики приступают к самостоятельной работе. Учитель проводит текущий инструктаж, в ходе которого выявляет ошибки, а общие замечания по рисункам высказывает всему классу, также занимается индивидуально.

На следующем уроке учащиеся работают с цветом. На этом уроке необходимо продемонстрировать работы художников Ю. Васнецова, Е. Рачева с целью анализа цветового решения иллюстраций.

Ученики с помощью учителя должны понять, какие средства художественной выразительности используют художники для передачи сказочности и необычности происходящего, для характеристики главных героев и пейзажа (цветовую условность, орнаментальность, очеловечивание образов и др.).

Творческие работы учащихся 1-го класса
Иллюстрации к сказке «КОЛОБОК»

На этом уроке учитель показывает последовательность выполнения рисунка красками. Сначала делаем фон: небо, землю, лес, большие плоскости основного цвета костюмов главных героев, затем, после высыхания рисунка, прорисовываем мелкие детали.

Творческие работы учащихся 2-го класса
Иллюстрации к сказке «ЗИМОВЬЕ ЖИВОТНЫХ»

 

На данном уроке учитель проводит индивидуальную работу, показывает детям, как с помощью тонкой кисти рисовать мелкие детали, как правильно держать кисть, как выделять контур формы изображения и др.

В конце урока учитель демонстрирует рисунки, анализирует их вместе с учащимися.

ИЛЛЮСТРАЦИИ К РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКЕ «ЗИМОВЬЕ ЖИВОТНЫХ»

2-й класс

Цели и задачи урока

1. Научить детей:

а) самостоятельно сочинять композиции по мотивам сказки;

б) создавать сказочные художественные образы, используя различные средства декоративности;

в) передавать смысловую связь сюжета.

2. Развивать у учащихся воображение, фантазию, способствующие формированию творческих способностей.

3. Воспитывать усидчивость и самостоятельность при выполнении работы.

Оборудование

Для учащихся: лист бумаги, гуашевые краски, карандаш, кисти.

Для учителя: мультфильм «Зимовье животных», видеомагнитофон, наглядные пособия с изображением реалистичных и сказочных персонажей, динамические модели животных.

Методические рекомендации

Перед тем как нарисовать иллюстрацию к сказке, учащимся необходимо сделать наброски животных — персонажей данной сказки. Учитель должен показать правила рисования, последовательность работы. Перед выполнением набросков учитель вместе с детьми описывает индивидуальные особенности животных, их повадки, характерные черты. Для набросков лучше использовать метод рисования, при котором основные формы упрощаются до геометрических фигур с последующей прорисовкой деталей. Дети быстро осваивают этот метод. Поскольку трудно найти чучела всех животных, можно показать детям динамические модели или предложить нарисовать животных по представлению. Можно предложить детям создать образ сказочного животного, обязательно показав варианты его создания.

В начале следующего урока можно провести беседу с учащимися о народных сказках, показать иллюстрации, внимательно их рассмотреть и проанализировать: как художники передают сказочные происшествия, какими средствами они выражают радость, удивление, страх. Обратить внимание детей на окружающие объекты в иллюстрациях, например на деревья, которые изображаются тоже необычно, в одной манере. Образы деревьев можно показать в народных росписях.

Затем детям надо вспомнить содержание сказки, можно показать им мультфильм, а после этого раздать отрывки из сказки для создания сюжетной композиции.

Важно, чтобы учащиеся прочитали отрывки и рассказали, как они будут изображать сюжет, ведь один и тот же сюжет можно представить по-разному.

Свежее восприятие художественного текста вызывает у детей яркие зрительные образы, а их конкретизации помогают просмотр мультфильма, знакомство с произведениями народного творчества и иллюстрациями художников-профессионалов. После этого учащиеся приступают к рисунку в карандаше (учитель должен убрать наглядные пособия с изображением сказочных животных). В ходе самостоятельной работы учитель обращает внимание ученика на ошибки. Общие для всех ошибки выносятся на публичное обсуждение.

На втором уроке учащиеся приступают к работе с цветом. На этом уроке учитель объясняет (напоминает) последовательность выполнения рисунка красками, рассказывает о роли цвета в передаче эмоций и чувств, о приемах выделения главного персонажа (цветовом контрасте), о способах получения сложного цвета.

В конце урока подводится итог, анализируются рисунки, можно провести небольшую экскурсию.

Иллюстрирование народных сказок на уроках изобразительного искусства не только играет важную роль в обучении и развитии учащихся, но и вносит неоценимый вклад в их нравственное воспитание.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *