Скептики противостояли стоикам и эпикурейцам в Риме, как и ранее в Греции, и значение их возрастало по мере ослабления творческих потенций философии. Скептицизм является неизбежным спутником рациональной мудрости, как атеизм — спутником религиозной веры, и он только ждет момента ее ослабления, как атеизм — момента ослабления веры.

От древнегреческих скептиков остались только обрывки работ. Секст Эмпирик (конец II — начало III в. н.э.) дал законченное изложение скептицизма с развернутой критикой взглядов представителей других направлений. Он проделал такую же обобщающую работу, как Лукреций по отношению к Эпикуру.

В представлении об относительности добра и зла Секст находит свои преимущества. Отказ от представления о всеобщем благе делает человека более устойчивым к общественному мнению, но в отсутствие главной индивидуальной цели, подчиняющей себе все прочие, человек в суете обстоятельств теряет уверенность в себе и устает от выполнения мелких целей, зачастую противоречащих друг другу и лишающих жизнь смысла. Сам скептик как философ должен считать мудрость благом.

Секст дает исчерпывающую сводку скептических выводов и учений. Он приводит логические парадоксы, типа «я лжец», свидетельствующие о том, что мышление в принципе не может быть строго логическим и избежать противоречий. «Я лжец», — заявляет человек. Если это так, то его утверждение не может быть истинным, т.е. он не лжец. Если же он нелжет, то его слова справедливы и, стало быть, он не лжец.

Обнаруживаются у Секста и парадоксы, связанные с качественными изменениями вещей, например, «зерно и куча», приписываемый философу мегарской школы Эвбулиду из Милета (IV в. до н.э.):

Здесь можно сказать о непонимании того, что для современной науки очевидно, — наличия эмерджентных свойств у вещей. Отрицая их, Секст доказывает, что если часть не обладает каким-либо свойством (буква не обозначает вещь), то не обладает этим свойством и целое (слово). Секста можно подправить в соответствии с современной наукой, но краеугольные камни скептицизма остаются.

Диоген Лаэртский считал скептицизм направлением, пронизывающим всю античную философию. Древние греки уделяли большое внимание логическим затруднениям, потому что для них наибольшее значение имели рациональные аргументы, и парадоксы вызывали желание их разрешить, что оказывалось порой безуспешным.

Однако если все отрицать, то ни о чем невозможно говорить. Это заставляет все же делать положительные утверждения. Если я не знаю, знаю ли я что-либо, то, может быть, я все же что-то знаю? Последовательный скептицизм открывает путь вере.

Заслуга скептиков заключается в попытке определить пределы рационального мышления, чтобы узнать, что можно ждать от философии, а чего нельзя.

Недовольные рамками, в которых функционирует разум, обращались к религии. Подрывая выводы разума, скептики тем самым подготовили наступление христианства, для которого вера выше разума. Несмотря на усилия Эпикура и стоиков, оказалось, что страх смерти не победить разумными доводами. Распространение христианства подготовлено логикой развития античной культуры. Людям хочется счастья не только здесь, но и после смерти. Ни Эпикур, ни стоики, ни скептики не обещали этого. Встав перед дилеммой: разум или вера — люди отвергли разум и предпочли веру, в данном случае христианскую. Отвернувшись от рациональной мудрости, более молодое и уверенное в своих силах христианство победило античную философию. Последняя почила, как мудрый старик, уступающий место новому поколению.

Примерно в то же время получает распространение неоплатонизм, который принимает религиозную направленность. Философия постепенно переходит к той роли, которую она будет играть в Средние века. Неоплатоники, можно сказать, подвели Древний Рим к принятию христианства.

«Увидя прекрасное в телах, не следует к ним устремляться, но знать, что они подобия, следы и тени: надо бежать к тому, подобием кого они являются» (Плотин. Эннеады. 1, 6, 8).

Эти слова могли бы принадлежать христианскому философу Августину. Разница между неоплатонической философией и христианской теологией сводилась, по существу, к формальным моментам. Например, неоплатоники считали, что мир создан путем эманации (истечения) Божества, а не творением из ничего.

Путь неоплатоников к просветлению — от явлений природы к себе, внутрь себя, чтобы затем, забыв о себе, соприкоснуться с Единым в области чистой интуиции.

При этом большое значение имеют душевный покой и созерцание. И стоицизм, и неоплатонизм пришли к Богу. Августин затем переформулировал этот синтез, и христианская философия начала свое существование.

С конца II в. христианство завладевает умами масс. Можно сказать, что христианство победило самую могущественную в истории человечества империю, а единственный в истории император-философ Марк Аврелий потерпел сокрушительное духовное поражение. Почему это произошло? Ослабление творческих потенций античной философии, изменение духовного климата и социальных условий жизни тогдашнего общества привели к триумфу христианства. Философия была сначала низвергнута, а затем использована для нужд религии, превратившись на полторы тысячи лет в служанку богословия.

Начало декабря в Риме – традиционно низкий сезон. Туристов относительно немного, а среди тех, кто посещает в этот период столицу Италии, преобладают школьные экскурсии и любители сэкономить на жилье и перелетах. Ближе к концу месяца ситуация стремительно меняется. Накануне Рождества Рим переживает настоящее паломничество туристов, прибывающих со всех концов света, чтобы принять участие в торжествах в Ватикане.

Для средиземноморского климата итальянской столицы характерна мягкая и дождливая зима.

Погода в Риме в декабре

Погода в Риме в декабре весьма капризна – сегодня может ярко светить солнце, прогревая воздух до +15С, а завтра или через несколько дней подует северный ветер, принося с собой похолодание и осадки.

Несмотря на понижение температуры, заморозков в Риме почти не бывает, а редкие снегопады практически сразу превращаются в лужи.

Путешествие в Рим в декабре может быть приятным и комфортным, если правильно экипироваться для прогулок. Для этого понадобится теплый свитер, головной убор и плотная, непродуваемая куртка.

Собирая чемодан, имеет смысл упаковать с собой зонт, резиновые сапоги, и, как это не странно звучит, – солнцезащитные очки.

  • Средняя дневная температура в Риме в декабре +12С
  • Средняя ночная температура в Риме в декабре +6С
  • Количество дождливых дней – 10

Культурная программа

Главное событие декабря в Риме – конечно же, Рождество, а начало подготовки к нему совпадает с праздником Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии (8 декабря).

В этот день к статуе Мадонны, находящейся перед дворцом Испании, римские пожарные возлагают цветы, а на ее руку вешают огромный венок, который останется там на протяжении всего года.

Главным торжественным событием праздника становится Крестный ход, шествующий от Ватикана до площади Испании и возглавляемый самим папой Римским.

Праздник Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии

Традиционно в день Непорочного зачатия начинают работать рождественские базары. На площади Навона открывается главная ярмарка страны и становится тесно от торговых рядов с новогодними игрушками. Мастерски сделанные вертепы (сцены с участием младенца-Христа) можно посмотреть и приобрести на площади Пьяцца дель Пополо.

Рождество в Риме отмечается с 24 на 25 декабря и собирает множество паломников со всего мира. Кульминацией события становится полночная рождественская месса в Соборе Святого Петра в Ватикане.

25 декабря в полдень понтифик благословляет собравшуюся паству и весь мир, произнося традиционное послание Urbi et Orbi.

Рождественские вертепы в Риме можно и посмотреть и приобрести

Окончание декабря знаменуется в Риме подготовкой к встрече Нового года. В эти дни особая атмосфера окутывает столицу Италии: новогодние гирлянды украшают ели, окна и витрины, улицы заполнены людьми, а главные площади итальянской столицы превращаются в концертные площадки под открытым небом.

Готовясь встретить Новый Год в Риме, следует учитывать, что в Италии он не имеет особых устоявшихся традиций.

Жители города могут провести ночь на 31 декабря в кругу семьи, в ресторане с друзьями или на центральных площадях, где в это время устраиваются музыкальные представления, а после полуночи небо озаряется фонтанами фейерверков.

Чем еще заняться в Риме в декабре

По очередям к главным достопримечательностям и не скажешь, что в начале декабря в Риме мало туристов. У Колизея, Римского Форума и Ватикана всегда полно желающих попасть внутрь.

Также традиционным спросом среди туристов пользуются места, куда действуют ежедневные ограничения на количество посетителей. К таким, например, относится Галерея Боргезе.

В остальные же музеи в первой половине месяца попасть гораздо проще, чем в пик сезона, который приходится в Риме на позднюю весну и раннюю осень.

Очереди к достопримечательностям Рима есть даже в декабре

Чтобы избежать очередей на входе, билеты на главные достопримечательности Рима можно приобрести онлайн. Сделать это можно по ссылкам ниже, а сам процесс займет несколько минут.

Это гораздо легче и здоровее, чем стоять в очереди перед Сикстинской капеллой аккурат во время неожиданного декабрьского дождя.

Перед бронированием билетов важно помнить, что 25-е и 26-е декабря в Риме имеют статус национальных праздников, а потому госучреждения, к которым относятся и музеи, в этот период, как правило, не работают.

Еще один популярный способ проведения досуга среди туристов – .

Чтобы помочь разобраться в невероятном изобилии, BlogoItaliano совместно с гидом по Риму даже составили импровизированный ТОП-5 самых популярных экскурсий в Риме. Там же – в статье – рассказано и возможности, как записаться на любую из них.

Если Вы планируете визит в Рим на вторую половину месяца, то записываться на экскурсии лучше заранее, поскольку туристическая инфраструктура города работает в эти дни с особой нагрузкой.

На праздник Рождества в Рим съезжаются паломники со всего мира

Наконец, если позволяет время и бюджет, можно совершить и однодневную «вылазку» во Флоренцию или Неаполь (и Помпеи).

Особой популярностью пользуются поездки во Флоренцию, до которой на скором поезке всего 1,5 часа езды.

Колыбель Ренессанса пользуется невероятным спросом у туристов круглогодично, а маршрут Рим-Флоренция считается одним из наиболее загруженных в Европе. Во Флоренции же находится и наиболее популярный музей Италии – Галерея Уффици.

Рождественские базары в Риме начинают работать с 8 декабря

Как и в случае с наиболее известными достопримечательностями, билеты на поезд Рим-Флоренция имеет смысл заказывать заранее. Особенно при визите накануне Рождества, когда на вокзалах – и так загруженных туристами – начинается настоящий аншлаг.

Приобрести билеты на поезд Рим-Флоренция можно на популярном туристическом портале Omio – процедура занимает всего несколько минут.

Более подробно обо всех способах добраться до Флоренции BlogoItaliano писал в этой статье, а для тех, кто хочет задержаться в городе, лучшая подборка отелей с картой, фотографиями интерьеров, отзывами гостей и возможностью моментального бронирования .

Рим в декабре. Резюме

Декабрь в Риме из-за погодных условий в меньшей степени подходит для знакомства с городом, чем другие месяцы. Тем не менее, поскольку Рим находится в южных широтах, первый месяц зимы здесь скорее напоминает осень средней полосы России.

Разница только в том, что обилие вечнозеленой растительности отгоняет осеннюю хандру и позволяет лучше настроиться на дух предстоящих праздников.

Погожие дни лучше посвятить осмотру достопримечательностей, а ненастье провести в музеях, галереях, на выставках, не забывая при этом узнать на практике об особенностях национальной кухни.

Конец декабря знаменуется в Риме подготовкой к встрече Нового года

В декабре берет свое начало череда рождественских праздников. В Рождественскую ночь тысячи верующих собираются в Ватикане на торжественное богослужение, а Новый Год отмечается шумными гуляниями на площадях, прерываемыми пуском петард и салютов.

Начало декабря в Риме считается низким сезоном. В это время туристов по римским меркам почти нет, но ближе к концу месяца поток гостей снова начинает увеличиваться, что приводит к значительному скачку цен на авиабилеты и отели во второй половине месяца.

Любителям шопинга нужно принять к сведению, что для зимних распродаж в Италии время еще не наступило. Они традиционно начнутся только в первых числах января.

Вопрос: Почему религиозный скептицизм сегодня настолько распространен?
Ответ: Религиозный скептицизм не следует путать с атеизмом или нерелигиозностью, хотя атеистов можно отнести к одному из видов религиозных скептиков. Такие люди могут просто иметь серьезные сомнения или неопределенно относиться к религии. На самом деле религиозный скептицизм не является чем-то новым. Знаменитые скептики Нафанаил (Иоанна 1:45-47) и Фома (Иоанна 20:25) были учениками Иисуса. Однако сегодня кажется, что это явление становится все более распространенным.
Многие моменты способствовали возникновению религиозного скептицизма. Один из них – культура в целом. На протяжении более тысячи лет дух западной культуры был «христианским»; то есть иудео-христианское мировоззрение уважалось и преподавалось, даже хотя и не всегда исполнялось. Ситуация начала меняться во время Просвещения (также известного как «Век разума») в начале 1700-х годов и продолжилась в промышленный век, когда человек не знал никаких преград. Культурные изменения ускорились в модернистской и сегодняшней постмодернистской эпохах, в частности, из-за засилья многообразных культур и способов мышления.
Дэвид Киннаман, президент группы Барна, пишет в своей книге «unChristian: Что новое поколение на самом деле думает о христианстве… и почему это важно»: «Многие молодые американцы говорят, что жизнь кажется сложной – что трудно понять, как жить под наплывом информации, мировоззрений и вариантов, с которыми они сталкиваются каждый день. Одно из конкретных критических замечаний, которое молодые люди часто выдвигают относительно христианства, заключается в том, что последнее не предлагает глубоких, содержательных или стимулирующих к размышлениям ответов на жизнь в сложной культуре». Иными словами, они считают библейские ответы на культурные вопросы слишком упрощенными. Общество слишком «изощрено», чтобы обратить внимание на «старомодные» ценности Библии. Они отвергают такие простые ответы, как «потому что в Библии так написано», и не видят – возможно, их никогда не научили – более глубоких причин, лежащих в основании указаний Священного Писания.
Другая причина сегодняшнего религиозного скептицизма связана с самими практикующими религию. К сожалению, некоторые религиозные люди безнравственны, нечестны или просто жестоки. У некоторых скептиков в прошлом был плохой опыт, связанный с религией. По мнению группы Барна основная причина, по которой религиозный скептицизм возрос среди миллениалов (родившихся между 1985 и 2002 гг.) в Соединенных Штатах, связана с взаимодействиями с «христианами», которые не являлись таковыми на самом деле. Религиозное лицемерие оставило многих разочарованными и отдалило от веры, которая когда-то укрепляла западный мир.
Отсутствие христоподобного отношения и действий среди верующих указывает на отсутствие личной трансформации. Мы призваны быть похожими на Христа. Но многие христиане больше сосредоточены на неправедности в культуре, чем на праведности в своих сердцах. Они упускают из виду момент в Галатам 2:19-20: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос…». Распятая жизнь противостоит лицемерию.
Еще одним фактором, способствующим религиозному скептицизму сегодня, является чрезмерная зависимость от эмпиризма. Люди, которые хотят, чтобы все было «доказано» без каких-либо сомнений, будут естественно скептически относиться к духовным истинам, которые не могут быть оценены количественно, расчленены или испытаны в лаборатории. Как ни странно, многие религиозные скептики принимают в качестве евангельской истины теорию натуралистической эволюции, которая никогда не была доказана, в то же время отвергая рассказы очевидцев о чудесах Иисуса в Евангелиях.
Религиозный скептицизм также может быть вызван стремлением должным образом ознакомиться со всеми существующими религиозными убеждениями – и последующим замешательством из-за противоречивых вероучений, которым следуют различные религиозные системы. Одна группа говорит об Иисусе, а другая говорит противоположное. Третья группа вообще отвергает Его в пользу месмерического гуру или церебральной философии, или камня диковинной формы. Этого достаточно, чтобы скептически настроить любого человека. Добавьте к этой путанице повсеместное принятие постмодернистского релятивизма, и становится неудивительно, что сегодня так много религиозных скептиков.
Интеллектуальный религиозный скептицизм сам по себе не плох. На самом деле здоровый скептицизм – это хорошо, ведь мы должны опасаться ложного учения, и нам сказано: «Испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Иоанна 4:1). Здоровая, крепкая вера допускает вопросы и поиск ответов. Бог может выдержать нашу проверку, и сомнение не должно приравниваться к неверию. Господь призывает нас: «…придите – и рассудим» (Исаии 1:18).
Нам сказано: «Со внешними обходитесь благоразумно» (Колоссянам 4:5; см. также 1 Фессалоникийцам 4:12 и 1 Тимофею 3:7). Мы можем вовлечь скептиков в диалог, ведущий к истине. Апостол Петр говорит: «Будьте всегда готовы дать ответ любому, кто спросит вас, на чем основана та надежда, что живет в вас» (1 Петра 3:15; тут и далее – современный перевод Российского Библейского общества). Он продолжает, указывая, как привлечь собеседника: «…только отвечайте кротко и уважительно. Храните свою совесть чистой, чтобы те люди, что хулят вашу добрую жизнь, которой вы живете, веруя в Христа, устыдились собственных слов» (1 Петра 3:15-16). Кротость и уважение имеют решающее значение во взаимодействии со скептиками в нашем постмодернистском веке.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *