1. Понятие культура, духовная культура, духовность.
  2. Понятие религии: теологический, философский, социологический, биологический, психологический подходы.
  3. Структура и функции религии.
  4. Происхождение и исторические формы (классификация) религии.
  1. Понятие культура, духовная культура, духовность

Культура столь же емкое и сложное образование как сама общественная жизнь. В настоящее время существует свыше 500 определений «культуры». Слово «культура» появилось свыше двух тысяч лет назад, этимологически означало «возделывать», «обрабатывать» и применялось первоначально лишь как агротехнический термин «возделывание почвы».

Современная наука пришла к необходимости выделения «аспектов» культуры как общественного явления.

1) В генетическом аспекте культура предстает как продукт общества. При этом фиксируется как общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и качественное своеобразие исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах общественного развития.

2) В гносеологическом аспекте культура выступает как совокупность достигнутых в процессе освоения мира материальных и духовных ценностей.

3) В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие самого человека, его духовных, творческих способностей.

4) В социологическом аспекте культура выражается как деятельность исторически конкретного социального субъекта (общества, класса, социальной группы, человека), а также как состояние и развитие того или иного способа производства.

5) В нормативном аспекте культура выступает как система, регулирующая социальные отношения в обществе, ориентирующая человека в мире. Это значит, что продуктом человеческой деятельности являются не только предметы материальной и духовной жизни, но и все отношения, которые складываются между людьми в процессе их взаимодействия (экономические, политические, психологические и т. д.).

  1. Понятие религии: теологический, философский, социологический, биологический, психологический подходы

Огромная роль в формировании духовной культуры человека принадлежит религии. Термин происходит от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа. Точное и всеобъемлющее определение религии дать очень сложно.

Религия – мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также сопряженное с ними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъестественной сферы.

Можно выделить несколько подходов к определению религии:

УДК 21

М. Н. Кокаревич РЕЛИГИЯ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ

Показывается, что построение культурно-цивилизационной модели религии возможно в рамках методологии, рассматривающей культуру как объективацию бытийных характеристик человека, представляющих единство цивилизационных (в самосохранении, безопасности и т. п.) и культурных (в красоте, трансцендировании и т. п.) потребностей. Рассматриваются культурные и цивилизационные аспекты в функционировании церкви, монашества, монастырей, христианской морали.

Ключевые слова: религия, церковь, культура, цивилизация, мораль, человеческая природа.

Исследование религии в контексте культуры и цивилизации предполагает экспликацию методологических оснований данной тематизации в силу того, что культурфилософское осмысление того или иного феномена представляет собой реконструирование, интерпретацию, понимание, которое осуществляется в аспекте принятых аксиоматических принципов, в перспективе определенной горизонтности. Главные парадигмальные положения, определяющие построение культурци-вилизационной модели религии, воплощают понимание культуры как объективации человеческой природы.

Под человеческой природой понимаются имманентно присущие человеку составляющие, тождественные понятию человека, воплощающие его бытийные характеристики. В теории и философии культуры существует множество конкретных моделей человеческой природы. Построение таких концептуальных моделей обусловлено решаемой проблемой, субъективным опытом автора, ментальными доминантами культурной эпохи, в которую вписан исследователь. Анализ эволюции философских реконструкций человеческой природы или бытий-ности человека позволяет осуществить поворот к пониманию человеческой природы, человеческого бытия как протокультурной сущности, как единства собственно культурных и цивилизационных компонент .

Действительно, с одной стороны, человек по своей природе представляет собой совокупность биологических потребностей: в пище, в тепле, в безопасности, в продолжении рода. Данная концептуализация человека свойственна Б. Малиновскому, З. Фрейду, ряду других философов и культурологов. Вместе с тем без привлечения протокультурного аспекта человеческой сущности остается необъяснимым, в частности, генезис производных потребностей у Б. Малиновского. Способность к трансценденции, к созиданию культуры возможна, по З. Фрейду, при наличии свойства сублимации как протокультурной составляющей бытийности человека. Тем самым, постулируя протокультурность человеческой природы, можно вы-

делить две ее структурные составляющие — цивилизационную и культурную.

Первичные биологические потребности выступают всегда в социализированной форме, в форме цивилизационных потребностей в ведении и организации хозяйства, в освоении жизненного пространства, в благосостоянии и благополучии, в браке, семье, в форме упорядоченных отношений между полами, в заботе о потомстве, в социальной, впоследствии политической организации. Реализуя данные потребности, человек строит цивилизацию как систему всех тех средств, социальных институтов и феноменов, которые позволяют человеку прочно стоять «на Земле», чувствовать себя безопасно и уверенно смотреть в будущее.

С другой стороны, человек по своей природе представляет собой совокупность собственно культурных, духовных потребностей: в красоте, в вере, в общении, в осмыслении своих отношений с миром, в познании. Реализуя эти потребности, человек создает культуру, все то, что вырывает человека из цивилизационного состояния, помещает его в сферу трансцендирования, в сферу служения Красоте, Истине, Богу. Тем самым реализация человеком своей культурной сущности приподнимает его над обыденным существованием, заставляя его служить идеалу, идее, зачастую пренебрегая при этом всем, что свойственно его цивилизационной ипостаси, а именно безопасностью, благополучием, социальным статусом. Более того, в совокупности культурных потребностей стремление к Богу можно рассматривать как основополагающую, поскольку с определенного момента Бог выступает как совокупность всех духовных совершенств, поэтому Красота, Добро и Истина могут быть рассмотрены как атрибуты божественного.

Разделение культуры на собственно культуру и цивилизацию представляется тем самым естественным и обусловленным структурой человеческой бытийности. Соответственно, каждый феномен культуры, каждая сфера культуры (наука, искусство, религия и т. п.) представляет собой единство культурного и цивилизационного аспектов.

Культурцивилизационный подход к пониманию

специфики культурных феноменов дополняет другие подходы. В частности, в рамках деятельностного подхода культура представляет собой множество сегментов, определяемых специфическим видом деятельности, таких как строительство, образование, религия, наука и многие другие. Каждый сегмент представляет собой единство трех элементов: деятельности, поведения; институтов, в рамках которых осуществляется эта деятельность, поведение; результатов деятельности, которые могут носить как предметный, так и идеально-нормативный характер. При этом каждый сегмент культуры, культурный феномен представляет собой единство культурного и цивилизационного аспектов.

В случае религии в данном единстве превалирует культурная составляющая. Понимание этого свойственно многим авторам. Н. Я. Данилевский, выстраивая иерархию, в нашей терминологии культурных и цивилизационных ценностей высшую ступень отдает культурным — идее Бога, Церкви, затем идее славянского единства и уже потом цивилизационным (научным, техническим и т. п.) достижениям человека. Он утверждает, что «для всякого славянина… после Бога и Его святой Церкви, — идея славянства должна быть. выше науки, выше свободы, выше просвещения, выше всякого земного блага» . Более того, «религия имеет, без сомнения, несравненно большую важность, нежели все остальное, что мы разумеем под именем цивилизации, и не объемлется цивилизацией, потому что по самой сущности своей выходит за пределы земного .

Действительно, церковь как форма существования религии представляет собой единство культурных и цивилизационных компонент. С одной стороны, церковь представляет собой актуализацию веры, воплощение идеи Бога, экспликацию сакрального, а с другой стороны, церковь — это земной институт, экспликация секулярного.

Цивилизационная составляющая церкви проявляется в осуществлении ею социальных и политических функций. Во многих культурах церковь функционирует как государство. Таковой она становится в шумерской, египетской и ряде других культур. Повсеместно в них церковь в лице жреца, жреческой касты, божества, наместника божества осуществляет функции правителя, государственных чиновников. Единство сакрального и секуляр-но-политического становится с накоплением эмпирического этнографического материала настолько явным, что многие выдающиеся культурологи утверждают нераздельность церкви и государства. Л. Уайт даже выстраивает конструкт «Государство — Церковь» , акцентируя внимание именно на единстве составляющих этого образования. Вместе с тем в данной целостности осущест-

вление государственных, цивилизационных функций оказывается возможным в силу того, что церковь прежде всего актуализация божественного.

Действительно, египетский фараон в одном лице и верховный судья, и военачальник, и организатор производства, и законодатель, и глава исполнительной власти. Вместе с тем возможность осуществления перечисленных функций определялась божественным происхождением фараона. Божественность фараона предопределяла его право на осуществление власти, правильность его приказов и распоряжений. Его статус сына Бога, точность исполнения им ритуалов, забота о процветании храмов и святилищ были главными условиями изобилия и порядка в обществе. Когда эти условия не выполнялись, «все шло прахом» . Таким образом, главной обязанностью фараона было выражение признательности богам, что являлось залогом политического процветания.

Единство культурной и цивилизационной составляющих в деятельности Русской православной церкви является культурно-историческим фактом. Несомненная роль православной церкви заключалась в том, что православие стало основой формирования единого православного великоросского этноса и, соответственно, единого государства. В частности, В. О. Ключевский, отмечая роль церкви в становлении этнического и государственного единства, приводит в качестве обоснования данного положения множество конкретных культурно-исторических событий. Рассматривая период укрепления Русского государства в XIV в., он отмечает деятельность митрополита Алексия, который «шел боевым политическим путем, был преемственно главным советником трех великих князей», дело христианской проповеди св. Стефана в Пермском крае и дело нравственного воспитания народа, формирования «настроения нравственной сосредоточенности и общественного братства», осуществляемого Сергием Радонежским .

Церковь была занята и накоплением собственности, необходимой для упрочения земного, цивилизационного положения. При этом церковь всегда старалась привести в соответствие культурной цивилизационную составляющую. Легитимность последней либо постулировалась априори, как в египетской культуре, либо, как в протестантской и католической культурах, утверждалась путем приведения права заниматься хозяйственно-экономической деятельностью, богатеть в соответствие религиозным догматам. Иллюстрацией этого служит длительная дискуссия о бедности между францисканским орденом и представителями папского престола. Суть ее в доказательстве и опровержении положения об отказе права собственности

католической церкви в силу того, что ни Христос, ни апостолы, основатели церкви, никогда не имели в собственности никаких вещей, т. е. не обладали ими как владельцы и как управители. Этапы этой дискуссии были воплощены в решении Перуджий-ского капитула, доказавшем необходимость отказа от права собственности на любые вещи, в папских буллах Ad conditorem canonum (8 декабря 1322 г.) и Cum inter nonnullos (12 ноября 1323 г.), утверждавших, что и францисканцы обладают правом собственности, и в конце концов отказе францисканцев от прежних убеждений.

Образование — одно из главнейших направлений в деятельности церкви. Обучая, церковь преследует двоякую цель: в главном — убеждение и утверждение веры в Бога, познание божественной истины, во второстепенном — дать положительное, рациональное, цивилизационное знание, обучить инженерному искусству, медицине и другим практическим знаниям и навыкам.

Таким образом, церковь функционирует как цивилизационно-культурное образование. Выполнение любой цивилизационной функции, в частности политической, хозяйственно-экономической, образовательной и ряда других, освящено, легитимируется выполнением культурных функций: осуществление связи с Божеством через систему культов, ритуалов, сохранение духа религиозного идеала.

Соответствующей относительной самостоятельности культурных и цивилизационных функций складывается структура церкви. В западноевропейской средневековой культуре выделяли два подразделения в церковной организации. Одно -священники, епископы, секулярные клирики -должно было управлять земными делами, другое -монашество — небесными. Папа Пий 1Х объявил обязательным для верующих католиков признание за римским епископом светской власти. Вместе с тем единство культурных и цивилизационных компонент проявляется в их неразрывности и в функционировании секулярного клира, и в функционировании монастырей. Представляется, что доминиканский орден в большей степени осуществлял культурные функции, ревностно занимаясь богословием, церковной проповедью, осуществляя инквизиционные судилища. Согласно уставу монахам бенедиктинского ордена вменялся в обязанность труд, как физический (земледелие), так и умственный (воспитание и образование послушников, перевод, толкование, изготовление и собирание книг). Благодаря монахам этого ордена сохранились многие шедевры античной и средневековой литературы.

Если сравнить православные и католические монастыри в целом, то очевидно, что в деятельности православных монастырей превалирует куль-

турная составляющая, а в деятельности католических монастырей — цивилизационная. Православные монастыри «по первоначальной своей задаче вовсе не имели в виду какого-нибудь служения человеческим обществам, они, напротив, старались как можно дальше убежать от них» . Они были воплощением полного отказа от мира, аскетизма. Символами православного монашества стали великие старцы — пустынники, столпники, молчальники, пещерники, постники, принявшие на себя подвиг мученичества, юродства. Католические монастыри в большей степени были заняты цивилизационной деятельностью — политической, хозяйственно-экономической, научным познанием. Великие богословы, изобретатели, ученые стали символами католического монашества.

В православных монастырях просветительство остановилось на уровне обучения грамоте. Католические монахи подняли просветительство до уровня университетского образования, поскольку в западных монастырях, начиная с бенедиктинских, книжность, просвещение были объявлены одним из прямых аскетических подвигов. К Х^ в. доминиканский орден открыл университеты во многих городах Западной Европы, в Париже, Оксфорде, Кельне, Болонье, Тулузе и т. д.

Монастыри давали образцы мирской, светской жизни. В православных монастырях учили, что спасение души возможно лишь через любовь к людям, сострадание, отречение от мира. Мирская жизнь греховна, так как в ней невозможен аскетизм монастырского толка, поэтому все люди -грешники. Прощение грехов — милость Бога, значительный грех в земной жизни не прощается. Прощение можно попытаться заслужить любовью, страданием, отказом от земных радостей, превращением своей жизни в жизнь, полную лишений. Данная крайняя позиция, свойственная православию, им же и преодолевалась путем защиты социального достоинства человека.

Другой образец мирской жизни утвердился в западном мире. Формы поведения определяла и практика продажи индульгенций. Впоследствии в ходе реформационного и контрреформационного движения продажа индульгенций была признана безнравственной, несовместимой с христианским идеалом. Стали учить, что прощение грехов всегда можно заслужить добрыми делами, подаяниями в пользу бедных и церкви. Мирская жизнь, наполненная трудом и добрыми делами, — одно из условия спасения души. Именно такая жизнь является образцовой для христианина.

Акцентирование на культурной функции православных монастырей и цивилизационном аспекте деятельности католических монастырей коррелирует с общепринятым образом соответст-

вующих культур западноевропейской как западной цивилизации, русской как русской культурой, а не русской цивилизации. Вместе с тем православные монастыри также выполняли цивилизационные, социальные функции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Со времени своего становления православные монастыри стали не только образцами аскетических подвигов, но и центрами помощи всем нуждающимся. При Печерском монастыре и впоследствии при всех монастырях были устроены богадельни. Когда в конце XI в. вследствие политических осложнений был приостановлен ввоз соли из Галиции, когда киевские купцы подняли неимоверно цены на этот необходимый каждому товар, Печерский монастырь открыл для дешевой продажи свои запасы соли и тем самым сбил цену. Впоследствии монастыри не раз не только продавали, но и просто раздавали свои запасы в годы тяжелых испытаний. Из Печерского монастыря каждую субботу отправляли заключенным воз печеного хлеба. Именно в монастырь приходили обиженные светской властью люди искать защиты от ее несправедливости.

Насколько было возможно, церковь боролась с рабством. Например, древнерусские поучения и духовнические наставления были полны резких порицаний ростовщиков и рабовладельцев. Крупную победу церковь одержала в борьбе за разложение сословия холопов в киевский период своего существования. Историки отмечают, что холопская неволя таяла под действием церковной исповеди, владелец холопов добровольно, ради спасения души проявлял человеколюбие, которое потом облекалось в юридические нормы. Право заключало в себе ряд норм дарового отпуска холопов на волю: свободный человек, совершивший насилие над чужой рабой, был обязан выкупить ее на волю; холоп или раба, которым было причинено увечье по вине господина, выходили на волю; раба, имеющая детей от своего господина, освобождалась после его смерти вместе с детьми, наследуя часть имущества.

По указу Петра I отставные чины должны были получать жалованье из доходов монастырей. «Все монастыри были приютами овдовевших священно-и церковнослужителей, неимущих отставных офи-

церов и чиновников, солдат, безродных и увечных» . Несомненно значительное место в функционировании православных монастырей занимала хозяйственно-экономическая и другие виды цивилизационной деятельности.

В культурном аспекте христианской морали человек уважается постольку, поскольку в нем уважается Бог. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга».

Специфика цивилизационного аспекта морали заключается в том, что моральные ценности включены в систему земных ценностей. Именно поэтому они не всегда, но могут носить ситуативный характер, могут измеряться практической целесообразностью (нравственно то, что выгодно и полезно каждому). Человек становится мерой моральности, в другом он видит себе подобного и относится к нему в аспекте этого подобия, отражения себя. «Люби ближнего как самого себя». «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». Однако христианская мораль в своем евангелическом образце есть гармоническое единство культурного и цивилизационного аспектов. Процитированные выше цивилизационные нормы из Евангелия от Матфея нельзя рассматривать вне моральных ценностей в их культурном аспекте. «И так будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». В целом христианская мораль есть единство культурных и цивилизационных составляющих. Принципы христианской морали можно свести к трем, формулы которых отражают это единство. Во-первых, любить человека ради него самого, чтобы его спасти. Во-вторых, любить человека ради благоволения Бога к себе, чтобы спасти себя. В-третьих, любить в человеке Бога. Последняя формула — воплощение культурного аспекта морали.

Итак, каждая культурная форма, каждый религиозный феномен (в частности, церковь, монастыри, монашество, мораль) есть объективация человеческой природы, ее культурной и цивилизицион-ных составляющих и, соответственно, представляет собой единство культурного и цивилизационного аспектов.

Список литературы

2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. 574 с.

3. Государство-Церковь: его формы и функции // Антология исследований культуры. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 536-558.

4. Монтэ П. Египет Рамсесов. М.: Наука, 1989. 376 с.

5. Ключевский В. О. Исторические портреты. М.: Правда, 1991. 624 с.

6. Карташов А. В. Очерки по истории русской церкви: в 2 т. М.: Терра, 1992. Т. 1. 686 с.

7. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей. М.: Мысль, 1993. 431 с.

Кокаревич М. Н., доктор философских наук, профессор.

Томский архитектурно-строительный университет.

Пл. Соляная, 2, Томск, Россия, 634003.

E-mail: kokarevich@mail.ru

Материал поступил в редакцию 31.12.2013.

M. N. Kokarevich RELIGION IN THE CONTEXT OF CULTURE AND CIVILIZATION

Aim of the research: to creat the image of religion as cultural and civilizational phenomenon.

Key words: religion, church, culture, civilization, morality, human nature.

2. Danilevskiy N. Ya. Russia and Europe. Moscow, Kniga Publ., 1991. 574 p. (in Russian).

(in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Monte P. Egypt of Ramesses. Moscow, Nauka Publ., 1989. 376 p. (in Russian).

5. Klyuchevskiy V. O. Historical portraits. Moscow, Pravda Publ., 1991. 624 p. (in Russian).

Конференция «Русское слово в контексте культуры» (Орел)

08.07.2008 – 09.07.2008

8–9 июля 2008 г. в рамках федеральной целевой программы «Русский язык» на базе Орловского государственного технического университета проводится конференция «Русское слово в контексте культуры», посвященная 190-летию со дня рождения Ф. И. Буслаева.

Федор Иванович Буслаев принадлежит к числу великих представителей русской науки. Он оставил целый ряд замечательных работ в области языкознания и истории русской литературы, а также в области истории древнерусского православного искусства. Эти труды составили эпоху в истории отечественной научной мысли. Буслаев полагал, что язык является средством «приобретения» мысли, в нем отражается вся жизнь народа. В капитальном двухтомном труде «О преподавании отечественного языка» (1844) изложена целостная система взглядов на преподавание русского языка и литературы, в центр которой поставлено слово, язык художественного произведения. Видя в языке первооснову духовного развития, Буслаев считает отечественный язык основой развития каждой отдельной личности: «Родной язык так сросся с личностью каждого, что учить оному значит вместе и развивать духовные способности учащегося. Таким образом, в самом предмете преподавания, в языке отечественном, находим мы необходимость педагогической методы».

В 60-е гг. ХIХ в. Буслаев увлекся устным народным творчеством, написал ряд статей о русском эпосе, о древнерусской народной литературе и искусстве в сопоставлении с искусством западноевропейским и византийским, о мифологии древних славян. Позднее внимание ученого переключилось на изучение иконографии, стенной живописи, книжного орнамента и других видов древнего искусства. Направление и суть научных поисков Ф. И. Буслаева наилучшим образом выражает сформулированный им тезис: «В основе языка и изобразительной культуры лежит религиозное созерцание».

Ф. И. Буслаев не только сформулировал в своих трудах ключевой тезис о едином духовном истоке отечественного языка и культуры, но и заложил основы школьного преподавания русской словесности как предмета, ориентированного на формирование нравственного стержня личности учащихся, их моральной стойкости, любви к Родине, ответственности за свое поведение, за свою жизнь. Единство и целостность отечественного образования сегодня находятся под угрозой не столько из-за недостаточной материальной и технической оснащенности, сколько из-за утраты цели, одухотворяющего и животворящего идеала. Именно поэтому обращение к наследию Ф. И. Буслаева и русской академической науки, духовным традициям преподавания русской словесности сегодня приобретает особую актуальность.

Цели и задачи конференции

Конференция имеет своей целью привлечение внимания творческой интеллигенции к современному состоянию изучения русской словесности, определение роли художественного слова в формировании духовно-нравственных, интеллектуальных, эстетических и речевых приоритетов для формирования личности, которые были заложены трудами Ф. И. Буслаева и его последователями, пропаганду лучших образцов художественной речи.

В задачи конференции входит:

  • рассмотрение и освещение русской и мировой филологической и культурологической традиции в изучении проблемы «Слово и культура»;
  • показ роли академической науки в разработке теоретических и методических основ преподавания русской словесности в школе, в том числе – демонстрация достижений современной отечественной академической мысли в данной области;
  • обобщение опыта современных отечественных вузов и институтов повышения квалификации учителей в области создания научно-методических и организационно-учебных предпосылок для введения предмета «Русская словесность» в практику школьного преподавания;
  • разработка теоретических и методических аспектов целостного анализа художественного текста в процессе преподавания литературоведческих и лингвистических дисциплин в школе и вузе;
  • анализ и обобщение опыта учителей по преподаванию русской словесности в школе, осуществления целостного анализа художественного текста на уроках русского языка и литературы;
  • рассмотрение проблем изучения и преподавания русской словесности в контексте отечественных духовно-нравственных традиций;
  • освещение деятельности творческих союзов и средств массовой информации в области изучения и пропаганды русской словесной художественной культуры.

Научные направления конференции

1. Методологические аспекты изучения языка и культуры.
2. Русская академическая мысль и преподавание отечественной словесности.
3. Речевая деятельность: теоретические и практические аспекты.
4.Проблемы формирования коммуникативной и культурологической компетенции учащихся.
5. Учебный предмет «Русская словесность» в современной отечественной школе.
6. Родной язык как средство воспитания.
7. Информационно-коммуникативные технологии в сфере преподавания русского языка.

Программа конференции предполагает: проведение открытых пленарных заседаний, круглых столов, мастер-класса (русская словесность на уроке в школе) – в режиме телемоста.

В числе вопросов, которые предполагается вынести на обсуждение круглого стола, посвященного актуальным проблемам формирования коммуникативной и культуроло-гической компетенции учащихся в современном вузе и школе:

1) Инновации в обучении речевой деятельности: конфликт с традицией или развитие ее.

2) Совместим ли Болонский процесс с сохранением основ отечественной педагогической и речевой культуры.

3) Информационно-коммуникативные технологии в сфере преподавания русского языка и литературы: мода или необходимость.

4) Имеет ли отношение к современной культурной и языковой ситуации тезис Ф. И. Буслаева: «В основе языка и изобразительной культуры лежит религиозное созерцание».

В ходе проведения круглого стола на тему: «Учебный предмет «Русская словесность» в современной отечественной школе» планируется обсудить следующие вопросы:

1) преподавание русской словесности в дореволюционной школе (в сопоставлении с современностью);

2) взаимосвязь культурно-эстетического и лингвистического аспектов урока русской словесности;

3) методические и учебно-организационные проблемы преподавания русской словесности в современной отечественной школе;

4) анализ художественного текста на уроках русского языка и литературы;

5) русская словесность как средство воспитания.

Условия участия в конференции

1. До 2 июля 2008 г. необходимо прислать статью и заявку, по электронной почте: Russkiiyazik@yandex.ru.
2. Материалы участников публикуются бесплатно, при условии их соответствия научному уровню, тематике и направлению конференции.
3. Приглашение к участию в конференции будет выслано в двухдневный срок после поступления статьи и заявки.
4. Регистрационный взнос с участников конференции не взимается.

Оформление материалов
Текст статьи не более шести страниц; поле слева, справа, сверху – 2 см., снизу – 2,5см.,межстрочный интервал – одинарный; шрифт: размер (кегль) – 14 пунктов; тип – Times New Roman; ориентация книжная; красная строка (отступ) – 1,25 На первой стра-нице сверху пропускается 10 строк. Название печатается по центру прописными буквами, шрифт – жирный. После названия пропускается одна строка, и по центру набираются обычным шрифтом. Инициалы и фамилии авторов, степени и звания. На следующей строке по центру набирается название организации, город, контактные реквизиты участников конференции. Графики, таблицы, диаграммы, рисунки, фотографии вставляются в текст как внедренный элемент. Не использовать табуляций, автоматических списков, стилей, специальных символов и подчеркиваний

Заявка на участие в конференции

Контактная информация

Почтовый адрес: г. Орел, Наугорское шоссе, 29, ОрелГТУ, кафедра «Русский язык и педагогика».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *