Содержание

Киргизы

Говорят на киргизском языке тюркской группы алтайской языковой семьи. Письменность до конца 1920-х гг. — на основе арабской графики, с 1928 по 1940 гг. — на латинице, позже — на кириллице.

Верующие киргизы — мусульмане-сунниты.

Этногенез

Киргизский этнос складывался на основе двух этнических массивов: центральноазиатско-южносибирского и среднеазиатского. Первый массив формировался за счет енисейских кыргызов — одного из древних тюркоязычных народов Азии (первые упоминания в III в. до н.э.), основной территорией обитания которого была Минусинская котловина. В VI-VIII вв. енисейские кыргызы входили в Тюркский каганат, который пал под ударами уйгурских племен.

В IX в. образуется Кыргызский каганат, который к X в. распространил свое влияние от Иртыша на западе до Маньчжурии на востоке, от района местоположения современного Красноярска на севере до Восточного Туркестана на юге. Часть енисейских кыргызов, преследуя уйгуров, проникает в Восточный Тянь-Шань, где они составили впоследствии основное ядро киргизского народа.

Среднеазиатский массив сформировали тюркоязычные племена, проживавшие в Притяньшанье, а также пришедшие в этот регион из Средней Азии и Казахстана под давлением татаро-монголов. В дальнейшем на этнические процессы повлияли карлуки, монгольские племена, а также часть племен казахского и ногайского происхождения. В целом киргизская народность представляла на Тянь-Шане обособленную общность, имевшую сложный этнический состав. Ее формирование в пределах современного обитания завершилось в основном во втор. пол. XVIII в.

С сер. XIX в. киргизы начали переходить в русское подданство, а в 1860-1870 гг. вошли в состав России. В 1924 г. была образована Кара-Киргизская АО в составе РСФСР. В 1925 г. она переименована в Киргизскую АО, преобразованную в 1926 г. в Киргизскую АССР, а в 1936 г. — в Киргизскую ССР.

В 1991 г. была провозглашена Республика Кыргызстан.

Традиционные занятия

Традиционные занятия киргизов — кочевое и полукочевое скотоводство экстенсивного типа. Изначально предпочтение отдавалось разведению лошадей, в меньшем количестве — овец и верблюдов. Затем на первое место вышло овцеводство; все большее значение стало приобретать разведение крупного рогатого скота, в т.ч. яков.

Подсобной отраслью было земледелие, чаще — поливное. Система орошения позволяла после посева откочевывать на пастбища и возвращаться к уборке урожая. Охота, в т.ч. с помощью ловчих птиц, — одно из древнейших занятий киргизов.

Из домашних промыслов были развиты изготовление шерстяных тканей, выделка ковров и войлоков, изготовление циновок, кожаной посуды, тиснение по коже. Распространены кузнечное и ювелирное ремесла, вышивка, резьба по дереву. На Памире добывали горный хрусталь, яшму, золото.

Кочевое скотоводство и патриархально-родовой быт наложили отпечаток на традиционную материальную культуру киргизов. Вплоть до сер. XIX в. они жили кочевыми общинами — аилами. Преобладающим типом жилища была юрта, которая делилась на мужскую и женскую половины. В качестве летнего жилья юрта используется и сегодня.

Национальный костюм

Народная киргизская одежда разнообразна. В северных районах Киргизии женский костюм включает длинное широкое платье-рубаху со стоячим воротником, безрукавку и однобортный камзол до колен со стоячим воротником. В южных районах — платье без воротника, с разрезом на груди, скрепленным брошью. Костюм пожилой женщины дополняют шальвары с широким шагом. Женские национальные головные уборы (кептакыя, высокий тюрбан элечек) носят в настоящее время редко, исчезла из быта и распашная юбка — бельдемчи.

Мужской костюм представляет собой туникообразную рубаху со стоячим воротником или длинную распашную рубаху с завязками, тёмный камзол до колен и стёганый чапан. Штаны общего среднеазиатского покроя с широким шагом. Зимняя одежда — нагольные тулупы и овчинные шубы, крытые темной тканью. Обувь — мягкие сапоги с калошами. В холодную погоду мужчины носят шапки, отороченные мехом (тебетей); летом — высокий войлочный белый колпак с загнутыми вверх полями. Отсюда иносказательное самоназвание кыргызов в эпосе «Манас» — «ак-калпак».

В настоящее время национальные особенности одежды сохраняются главным образом в сельской местности среди людей старшего поколения.

Национальная кухня

Традиционная киргизская кухня представлена в основном молочной и мясной пищей. Молочные блюда: кумыс, айран, курут (вид творожного сыра, высушенного для длительного хранения), топлёное масло, кипяченые сливки (каймак) и др. Мясные блюда: бишбармак, мясные супы, пирожки (сумса) и проч. Характерно также употребление конины.

Из муки, кроме традиционных лепешек, готовят боорсок — кусочки теста, жаренные в казане на бараньем жире, и печенные в золе хлебцы. Излюбленный напиток — чай.

Народное творчество

У киргизов сохраняется богатый фольклор. Крупнейший героический эпос — трилогия «Манас», эпосы малых форм «Эр-Тёштюк», «Курманбек», «Кедейхан», «Джаныл Мирза» и др., исполняемые сказителями — манасчи. Как и у других тюркских народов, популярны сказки, пословицы, обрядовые и лирические песни, легенды, народные анекдоты.

Богат танцевальный, песенный и инструментальный музыкальный фольклор. Наиболее популярен народный танец «Кийиз», передающий процесс изготовления национального ковра.

Выдающиеся киргизы

Среди крупнейших акынов Кыргызстана — Токтогул Сатылганов, Калык Акиев, Атай Огонбаев, народных певцов — Муса Баетов, народных инструменталистов — Мураталы Куренкеев, Карамолдо Орозов, народных композиторов — Жумамадун Шералиев, Бектемир Эгенчиев.

Всемирно популярны произведения писателя Чингиза Айтматова. Широко известны: актер и художник Суйменкул Чокморов, спортсмены Кыныбек Осмоналиев (штанга), Талант Дуйшебаев (гандбол).

Праздники

Киргизы отмечают национальные праздники: Навруз (21 марта), День Конституции (5 мая), День независимости (31 августа), а также мусульманские Орозоайт и Курман айт (Ураза-Байрам и Курбан-Байрам). Особая любовь к лошадям предопределила национальные виды спортивных соревнований. Это состязание кок бору («козлодрание»), скачки на лошадях (байге) и борьба всадников (эниш). Популярны также национальные виды борьбы (куреш и алыш).

Кыргызы/киргизы на Енисее

На территории нынешнего Красноярского края енисейские кыргызы жили, по различным источникам, с III в. до н.э. Своя государственность у них сложилась к IX в. Однако ко времени проникновения на Енисей русских землепроходцев кыргызы были уже сравнительно небольшой группой, имевшей, впрочем, несколько десятков кыштымов — местных народов-данников.

На протяжении всего XVII в. кыргызы оказывали с переменным успехом сопротивление проникновению русских на территорию Минусинской котловины. Сопротивление неожиданно закончилось в 1703 г., когда джунгары «увели с собой на юго-запад 3 тысячи дымов», т.е. семей кыргызов. Позднее оставшаяся малочисленная часть енисейских кыргызов вошла в состав хакасского народа.

В советское время упоминание о киргизах на территории Красноярского края встречается в переписи 1939 г., которая зафиксировала 52 чел. В послевоенное время киргизы оставались малочисленной группой вплоть до 1980-х гг., когда произошло резкое (восьмикратное) увеличение их числа с 327 в 1979 г. до 2547 чел. в 1989 г.

С распадом Советского Союза и обретением Киргизией государственной независимости численность киргизского этноса в России первоначально снизилась в 3 раза к 2010 г. В Красноярском крае тенденция роста диаспоры обозначилась раньше и более интенсивнее, чем на федеральном уровне. Если в 1989 г. киргизы насчитывали в крае 2,6 тыс. чел., то к 2002 г. их число увеличилось до 3,9 тыс. чел. (без учета проживавших в Республике Хакасия) и до 8,4 тыс. чел. в 2010 г. Из них 40,2 % были гражданами Республики Кыргызстан, приехавшими на заработки.

Практически все киргизское население края (95,2 %) проживает в городах, главным образом в г. Красноярске (71 %). Это обусловлено их ориентацией на торгово-предпринимательскую деятельность.

Большинство киргизов (65,5 %) владеют родным языком и 91,6 % — русским языком. Это свидетельствует о высоком уровне этничности и хороших адаптационных возможностях. Половая структура приближается к оптимальной — на 100 мужчин приходится 93 женщины (для сравнения — 66 женщин в 1989 г.). Почти 70 % киргизов — люди трудоспособного возраста. На долю молодежи до 16 лет приходится — 30,3 % (24 % в 2002 г.). Лиц старше трудоспособного возраста практически нет (0,05 %).

Киргизы наряду с другими народами Центральной Азии составляют 2/3 всех трудовых мигрантов Красноярского края.

В 2017 г. на миграционный учет было поставлено 204,1 тыс. иностранных граждан, из них на долю граждан Кыргызстана приходится — 24,7 тыс. чел. (12,7 %). Присоединение Республики Кыргызстан к Таможенному союзу в рамках ЕАЭС в 2011 г. позволило ее гражданам трудиться в России в облегченном порядке, что также стимулировало рост численности диаспоры в Красноярском крае.

Национально-культурные объединения

В общественную жизнь региона киргизы включаются с 2000 г., когда был образован Красноярский киргизский национально-культурный центр «Достук» (предс. Суйунбек Уметов).

В 2005 г. киргизский центр был реорганизован в Красноярскую кыргызскую национально-культурную автономию (НКА). Ее председателем стала Назгуль Батаева. Она входит в состав Общественной палаты национальностей Гражданской ассамблеи края, а также различных общественных и консультативных советов при ведомствах и районных администрациях г. Красноярска.

Красноярская автономия ведет большую работу по сохранению и развитию национальных традиций, культуры, межнациональных отношений, налаживанию деловых и культурных связей между Красноярским краем и Республикой Кыргызстан. Диаспора регулярно проводит для земляков такие мероприятия, как День Республики Кыргызстан, международные соревнования по борьбе на кубок «Манас», Дни киргизской культуры в Красноярском крае, праздник урожая Опмайда. С недавних пор стали проводить День народов Средней Азии в Красноярске, фестиваль «Мода, музыка, кино», турниры по национальным видам борьбы, конные состязания «Кок бору».

Киргизская автономия совместно с другими НКО принимает участие в проведении праздников Навруз, Курбан-Байрам и Ураза-Байрам, различных межнациональных фестивалей и спортивных мероприятий, оказывает благотворительную помощь детским домам, соотечественникам в исправительных колониях региона.

Автономия имеет свое молодежное крыло, основу которого составляют студенты, обучающиеся в красноярских вузах. Молодежь принимает участие в различных межнациональных мероприятиях: международном конкурсе красоты и талантов «Азия — Сибирь», турнире по футболу «Кубок наций», летнем культурно-спортивном фестивале «Интерземлячество», межвузовском фестивале «Студенчество без границ», городском фестивале «Венок дружбы», играх брейн-ринг и КВН, семинарах, тренингах и др.

Киргизские общественные объединения наладили тесные контакты с исторической родиной, содействуют урегулированию ситуации в сфере трудовой миграции. Начиная с 2002 г. проблема правового положения иностранных граждан неоднократно обсуждалась на специальных совещаниях в краевой администрации с участием дипломатов Республики Кыргызстан и представителей местной диаспоры. Одним из практических итогов стала организация в г. Красноярске консульской структуры для работы с гражданами Кыргызстана.

В 2012 г. автономия открывает в г. Красноярске культурный центр, а в 2017 г. на его базе силами НКА народов Средней Азии создается общественный центр по адаптации и интеграции мигрантов. В этом центре помимо оказания юридической и консультативной помощи, преподается русский язык, ведутся занятия с детьми-инофонами. Для мигрантов были выпущены двуязычные справочники, а для детей — разработаны специальные уроки.

Автономией проводятся различные мероприятия, направленные на поддержание этнокультурных связей киргизов, мигранты привлекаются для участия в этнических и межнациональных праздниках. Большое внимание киргизские НКА уделяют культурно-просветительской работе с местным старожильческим населением с целью формирования лояльного отношения к приезжим. Среди других форм взаимодействия автономии с исторической родиной — участие во всемирных курултаях и конференциях киргизов, форумах киргизских НКО России, организация в Красноярске избирательного пункта для граждан Кыргызстана и др.

Киргизия – многонациональная страна, где проживают народы, исповедующие разную религию. На территории Кыргызстана мирно сосуществуют различные религиозные конфессии. Сегодня мусульмане, которые исповедуют ислам суннитского толка составляют в Киргизии почти 83% от населения. Следующие численности– христиане (15%). К ним относятся русские – православные, а также немцы, которые традиционно делятся на католиков и лютеран. Небольшой процент населения исповедует буддизм и иудаизм. Религия в Киргизии не имеет запретов, каждый волен самостоятельно выбирать свою духовную пренадлежность.

В Кыргызстане разрешена деятельность религиозных организаций. В тоже время в 2009 году принят закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике», который ужесточил требования к деятельности религиозных организаций: для регистрации общины необходимо 200 членов, а миссионерство существенно ограничено.

В настоящее время интерес к религии в республике значительно возрос. Если в советский период в Киргизии действовало всего 39 мусульманских мечетей и 25 храмов и приходов русской православной церкви, то на конец 2005 зарегистрировано более 1338 мечетей и более 40 храмов и приходов православной церкви, 200 молельных домов различных христианских конфессий. В 1991 году в Бишкеке был создан Исламский центр, который в значительной степени регулирует деятельность мусульманских организаций в Киргизии, а также занимается такими вопросами как просвещение и образование

В Кыргызстане существуют религиозные образовательные учреждения, в основном мусульманские и христианские. На сегодняшний день в Киргизии действуют 10 мусульманских и одно христианское высшее учебное заведение, а также 62 мусульманских и 16 христианских духовных образовательных учреждений.

Контроль над деятельностью религиозных организаций и религиозных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Законом «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», а также Государственной комиссией по делам религии.
Киргизия – светская, демократическая страна, где религия не имеет государственного статуса.

Конституцией страны «гарантируется свобода совести и вероисповедания. Каждый имеет право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой».

Какая вера и религия в Казахстане?

Прочитав статью, вы узнаете весь религиозный спектр Казахстана, за 15-19 минут.

Благодаря своеобразному пути развития и формирования государства Казахстан сегодня имеет многонациональный состав населения, который формировался путем переселения людей из других регионов. Какая вера и официальная религия у казахов в Казахстане сегодня? Есть ли в стране православные церкви? Распространён ли шаманизм в стране? Предлагаем узнать ответы на эти и другие вопросы, окунувшись в тысячелетнюю историю казахского народа.

1. Религиозная принадлежность населения Казахстана

Казахстан сегодня представляет собой унитарную республику с президентской формой правления. Конституция определяет республику светским государством, но гарантирует полную свободу вероисповедания для населения.

Религия Казахстана кратко: согласно статистическим данным, в Казахстане функционирует 46 конфессий и доминаций, представляющие интересы многоэтничного народа. В настоящее время в республике насчитывается порядка 4200 религиозных общин и объединений, действуют около 3200 различных молитвенных домов, церквей и мечетей.

1.1. Какая основная религия преобладает в Казахстане?

В ходе переписи населения в 2009 году жителям Казахстана задавался вопрос об отношении к религии. Процентное соотношение представителей преобладающих религий оказалось следующим: около 97% респондентов отнесли себя к той или иной вере, а 3% опрашиваемых отказались от ответа, либо заявили о своём атеизме.

1.2. Казахстан религия в процентах:

  • мусульмане — 70,19%;
  • христиане — 26,17%;
  • буддисты — 0,09%;
  • иудеи — 0,03%;
  • другие религии — 0,19%;
  • атеисты — 2,81%;
  • не дали ответа — 0,51%.

Исторически и культурно сложилось, что общество в республике ориентировано на две традиционные распространенные религии — суннитский ислам и православное христианство. Более 11 миллионов жителей Казахстана, среди которых казахи, узбеки, киргизы и другие, исповедуют суннитский ислам, азербайджанцы же придерживаются шиитского направления ислама. Последователи христианства в республике — это в основном русские, украинцы, белорусы.

2. История казахского народа

История народа Казахстана насчитывает порядка 1000 лет.

2.1 История культуры и происхождение казахского народа

В формировании народности казахов ключевую роль сыграли, прежде всего, арийцы, которые обитали в древности на территориях от Дуная до Байкала. Их курганы встречаются на территории современной России, Украины и по всему Казахстану.

2.1.1 Происхождение – история этногенеза казахского народа

Первым народом, населяющим территорию нынешнего Казахстана, были кочевые скотоводы эпохи бронзы. К первому веку до нашей эры в Средней Азии поселилось племя гуннов, которые создали первую империю кочевников в этом регионе. Это были типичные европеоиды андроновского типа, светловолосые и зеленоглазые, ставшие предками для сарматов, скифов, авар. После андроновцев у казахов осталось множество культурных обычаев — кочевой образ жизни, письменность, узоры на коврах, тамги. Во втором веке до нашей эры было создано государство Кангюй, ключевую роль в котором играли племенные союзы.

Это интересно! Сам термин «казах» произошёл от тюркского слова «казак», что означало — свободолюбивый, вольный, скиталец.

2.1.2 Средневековая история кратко

Тюркские народы стали доминировать в Средней Азии во времена монгольского нашествия. Это племя, вышедшее из евразийских степей, образовало крупнейшее государство протяжённостью от Жёлтого до Чёрного моря. Монгольские правители, купцы, воины смешивались с местным населением, привнося в генофонд местных народностей монгольские компоненты.

2.1.3 Казахское ханство

Зарождение казахского ханства у казахов приходится на середину 15 века, в это время Золотая Орда была почти разгромлена. Хан Касым окончательно консолидировал племена в нацию казахов, при нём численность народа достигла миллиона человек. Примерно в этот же период началась активная арабская экспансия Средней Азии и, как следствие, распространение исламской религии. В пользу учений Пророка регион сменил и культурные традиции — на смену тюркской письменности приходит арабская, используется арабский календарь, народ отмечает мусульманские праздники.

До 1715 года ханство росло и развивалось, пока после смерти хана Тауке оно не распалось на три территориально-хозяйственных объединения, получивших название жуза. Вскоре после этого разделения, над казахами нависла грозная опасность — появился жестокий и страшный народ джунгары из Джунгарского ханства.

СПРАВКА! Они не просто грабили население, но и стремились полностью истребить его.

Единственным спасением для казахов было — найти могущественного покровителя, в качестве которого выступила Россия.

2.1.4 Казахи в составе Российской империи

В 1726 году казахи отправляют представителей в Россию для того, чтобы просить покровительства. И только в 1731 году императрицей Анной Иоанновной была подписала жалованная грамота о присоединении Младшего жуза к России, что считается официальным вхождением Казахстана в состав Российской империи.

То время было для казахского народа эпохой слабой государственной власти и затянувшимися внутренними конфликтами. В конце 18 века на российско-казахской границе начинают воздвигать крепости, которые кладут начало расширению Российской империи вглубь казахских степей. Со временем ханы решают присягнуть на верность России, тем самым признавая несомненную мощь империи.

2.1.5 Казахи при Советском Союзе

В 1936 году начинает своё существование Казахская АССР со столицей в Алма-Ате. При советской власти казахская экономика стала развиваться небывалыми темпами. Активно развивалась промышленность, осваивалась целина, был построен космодром Байконур. Но были и печальные периоды принудительной коллективизации, репрессий национальной интеллигенции, массового голода, которые пришлось пережить народу Казахстана в 20-х – 30-х годах 20 века. Около 450 тысяч казахов принимают участие в Великой Отечественной войне, около половины из них гибнут на полях сражений.

2.1.6 Современная история Казахстана

В декабре 1991 года была провозглашена полная независимость Республики Казахстан. На сегодняшний день государство Казахстан занимает 9 место в мире по территории. Государство граничит с Россией, Узбекистаном, Китаем, Туркменией, поэтому правительство придерживается взвешенной и выдержанной внешней политики. Сейчас в стране проживает более 18 миллионов человек, и эта цифра неуклонно растёт.

2.2 Традиции и обычаи Казахстана

Многие особенности традиций и обычаев казахского народа связаны с взаимоотношениями в семье и основываются на уважении к старшим. Глава рода семьи считается самым уважаемым человеком, и каждая семья приучает подрастающее поколение знать свой род до седьмого колена и дальше. Многие обычаи связаны с гостеприимством (дастархан, саркыт), а также с важными событиями в жизни народа — рождением ребёнка, свадьбой, похоронами.

2.2.1 Кара шанырак – особенная традиция

Это интересно: Кара шанырак – это древняя казахская традиция, когда младший сын в семье остаётся в родительском доме жить вместе с родителями до их смерти. Это должно происходить независимо от его желания.

2.2.2 Национальная одежда

Важная часть национальной одежды казахов — халат из замши или шёлка, хлопка, шерсти, который носят и женщины, и мужчины. А популярный головной убор —тюбетейка. Казахские культура и традиции пестрят самобытными элементами: богато украшено все — от костюмов и юрты до орудий труда.

2.2.3 Главный праздник — Наурыз

Наурыз считается одним из главных праздников Казахстана, его празднование приходится на день весеннего равноденствия. В этот день люди наряжаются, ходят друг к другу в гости и угощаются праздничным блюдом наурыз-коже, которое традиционно готовится из семи ингредиентов — мяса, жира, воды, соли, муки, молока и злаков.

2.3 Национальный состав населения государства — статистика

В современном Казахстане проживает около 140 этносов, коренным из которых, несомненно, является казахский народ. Русскоязычное население представляет примерно треть населения и проживает в основном на северо-востоке страны. Крупные этносы статистически распределены в республике (от общего количества населения) следующим образом:

  • казахи — 65%;
  • русские — 21,8%;
  • узбеки — 3%;
  • украинцы — 1,8%;
  • уйгуры — 1,4%;
  • татары — 1,2%;
  • другие (молдаване, чуваши, болгары, греки, мордва и другие) — 5,8%.

2.4 Верования казахов – история религии

2.4.1 Какую религию исповедуют в Казахстане казахи?

Основная религия казахов — ислам, причём большинство людей приходятся последователями суннитов. На втором по популярности месте находится православие, а затем следует атеизм.

2.4.2 История проникновения ислама

Развитие мусульманской религии стало происходить в конце 6 века, благодаря арабам-миссионерам, следовавшим по Шёлковому пути. Распространение учения пророка Мухаммеда на территории Средней Азии проходило мирным просветительским путём, с помощью внедрения в законодательство духовных ценностей.

2.4.3 Когда казахи стали мусульманами?

В конце 10 столетия ислам был официально утвержден как государственная религия. В период советской власти, во время преследования любой религиозной деятельности, популярность ислама сошла на нет. По этой причине и сегодня меньшинство этнических казахов соблюдает намаз и обряды.

2.5 Роль религии в жизни казахов

В жизни современных казахов религия демонстрирует свою востребованность даже в условиях современных реалий, в век рыночной экономики, компьютерных технологий и рационального мышления. И пусть намаз и обряды сегодня соблюдает лишь меньшинство коренных казахов, в стране считается важным воспитывать в подрастающем поколении следование исламскому вероисповедованию.

Исламская община страны включает в себя более двух тысяч религиозных объединений. Так как в стране укрепляется межконфессиональная толерантность.

ВАЖНО! Казахстан можно считать единственной страной в мире, где нет этнических и религиозных разногласий, где мирно проживают люди разных вероисповедований.

2.6 Известные представители народа

Руководитель исламской общины всей страны, которая включает более двух тысяч религиозных объединений — верховный муфтий, глава духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК) Ержан Маямеров. Деятельность организации основана на ханафитском мазхабе.

Абдулазиз Расулов — независимый религиозный наставник, феноменальный знаток и чтец Корана, в 80-е годы 20 века являлся целителем в Талдыкоргане. Позже он был официально утверждён имамом городской мечети.

3. Свобода вероисповедания

Поскольку сейчас в республике светское устройство, государство и религия в Казахстане отделены друг от друга и официальной национальной государственной религии не существует.

Закон о религии в Казахстане: каждый человек вправе исповедовать те религиозные убеждения, которые унаследовал от своих предков или к которым испытывает тяготение.

3.1 Государственная религия Казахстана

Основополагающим национальным вероисповедованием здесь является ислам суннитского толка. Второй по популярности среди населения религией является православное христианство. И хоть формально официальной религии в республике Казахстан нет, данный вопрос для каждого верующего является личным. Большинство граждан считают себя верующими, хоть и не вовлечены в деятельность религиозных организаций.

4. Основные религии и религиозные конфессии Казахстана

Сколько религия в Казахстане? В наши дни на территории Казахстана проповедуют свои учения 17 конфессий, входящих в состав шести основных мировых религий.

Мировые религии, наиболее распространенные на территории Казахстана – это ислам и христианство. Следующие за ними виды мировых религий по распространению это иудаизм и буддизм. Также встречаются последователи католицизма, протестантизма и группы иных конфессий, таких как общество буддистов, бахаистов, Сознания Кришны.

4.1 Ислам в Казахстане – основная религия

Традиционная религия на территории Казахстана — ислам суннитского толка школы ханафитского мазхаба, одной из четырех основных правовых школ мусульман.

4.1.1 Сунниты

К образованию суннизма привел в 7 веке раскол государства. Это направление ислама не признает особенной духовной власти над другими верующими любого человека. Укоренение религии началось с юга страны и к концу 9 века широко распространилось по средней Азии на побережьях Сырдарьи и Семиречья. Суннитский ислам сегодня включает в себя четыре школы — мазхаба.

4.1.2 Особенности ислама в Казахстане

Сегодня традиционный ислам распространяется посредством областных филиалов Духовного Управления мусульман Казахстана (ДУМК). Для современного следования мусульманской религии характерна толерантность, признание свободы мнений, терпимость к инакомыслию. Отмечается отсутствие фанатичной строгости в соблюдении обрядовых и правовых норм шариата. Элементы ислама в республике имеют скорее обрядовый или символический характер.

4.1.3 Мусульманские школы

Из религиозных учебных заведений в Казахстане были распространены:

  • мектеб — начальные школы;
  • медресе — высшие школы.

Многие мусульманские школы функционировали при мечетях, их посещали мальчики с 4-5-го летнего возраста. Учились там от 3-х до 12-ти лет. В мектебах обучали арифметике, арабскому языку, каллиграфии, чтению Корана. Для получения религиозного звания было необходимо отучиться в медресе.

СПРАВКА: В 2001 году в городе Алматы был открыт Университет исламской культуры «Нур-Мубарак», который подготавливает высококвалифицированных имамов, исламоведов и преподавателей арабского языка.

4.1.4 Публичное проявление веры

Иногда возможность поклонения организуется на государственном уровне, например, учреждаются конкурсы религиозной грамотности. Ежегодно сотни мусульман-казахов совершают хадж в Мекку. И хоть большинство населения Казахстана, исповедующего ислам, считают себя верующими людьми, они не совершают регулярно намаз и не вовлечены в деятельность религиозных общин.

4.1.5 Особая одежда для женщин

В некоторых исламских странах женщинам полагается носить хиджаб или паранджу, скрывающие все части тела, кроме глаз. Хотя прямого указания на это, например на скрытие волос, в Коране нет.

Верховный муфтий Казахстана призвал решать вопрос о ношении религиозной одежды на местах, проявляя уважение к порядкам организации. К примеру, он советовал лично договариваться родителям со школой или иным образовательным учреждением.

4.1.6 Ханафитский мазхаб в Казахстане

Крупнейшую ханафитскую школу основал выдающийся мусульманский богослов Абу Ханифа и предложил методологию богословия, которая стала основой школы. Религиозная школа Абу Ханифы считается золотым ядром казахского мусульманства, её учения переплетены с повседневной жизнью казахов, так как глубоко лежат в их национальной сущности.

4.1.7 Появление и распространение ислама на территории Казахстана

Ислам стал появляться на территории Казахстана ещё во времена арабской экспансии Средней Азии. Арабы-миссионеры на протяжении 7 и 8 века убеждали население принять учение Пророка и подавали собственный пример благочестивой жизни.

4.2 Христианство в Казахстане

4.2.1 История появления

Появление христианства на территории Средней Азии историки связывают с племенами согдийцев, которые двигались по Великому шёлковому пути из Ирана. Во времена эпидемий они убеждали тюрок принять их веру и научили рисовать на лбу крест, как символ религии.

4.2.2 Православие

Христианство православного направления в Казахстане распространено среди славянских народов — русских, белорусов, украинцев и других. Сегодня православие является мощным религиозным течением в стране и подчиняется Московскому патриархату. На территории Казахстана расположено 9 монастырей и 230 приходов.

4.2.3 Католики в Казахстане

4.2.3.1 Появление католицизма

Католицизм, как одно из направлений христианства, попал в страну в советское время через репрессированных людей, среди которых было много немцев, поляков, аварцев и других. Эти люди, которые потеряли свой дом и гражданские права, усердно исповедовали религию своих предков и старались сохранить свою национальную культуру. Оплотом католической религии в Казахстане, стали поляки, насильственно переселённые в страну в 1939 году и немцы, попавшие туда в 1941 году.

4.2.3.2 Католическая церковь Казахстана

На сегодняшний день в стране действует три епархии Католической Церкви: в Астане, Алма-Ате и Атырау, а также несколько приходов греко-католиков.

4.2.4 Протестантизм — история протестантской религии в Казахстане

Данное вероисповедование стало распространяться по стране через солдат-лютеран и военнопленных во времена присоединения Казахстана к Российской империи. Сейчас в Казахстане присутствуют следующие протестантские конфессии:

  • лютеранство;
  • баптизм;
  • меннонитство.

4.2.5 Буддизм

Его исповедуют в основном калмыки и немногочисленная часть корейской диаспоры, это примерно 15 тысяч человек. В Казахстане буддизм представлен достаточно слабо, но имеет четыре официальных организации: одна линия тибетского буддизма, остальные представляют корейский сон-буддизм.

СПРАВКА! Стоит отметить, что в Казахстане множество представителей корейской общности принадлежат к различным католическим религиозным ответвлениям.

4.2.6 Иудаизм

В Казахстане представлена только ортодоксальная ветвь иудаизма, которая получила распространение с указом Николая первого о воинской повинности для евреев. Сейчас в стране имеется 5 действующих синагог.

5. Древние религии Казахстана

В древние времена среди казахского народа были распространены две основные религии: тенгрианство и шаманство.

5.1 Тенгрианство – древнейшая религия у казахов

Главное божество Тенгри ассоциировалось с небом, ему приписывалось управление силами природы, людьми и духами. Согласно этой религии, всё мироздание состояло из трёх частей. Мир неба принадлежал божествам, мир срединный — людям и мир подземный — тёмным силам. Культ Тенгри воспринимался как принятие себя как части природы, единения с ней.

5.2 Шаманизм

При помощи шаманских способностей древние казахи стремились предотвратить явления, опасные для общества. Шаманам приписывали способность пророчить, врачевать, контактировать с потусторонними силами, вызывать погодные изменения.

Справка: С распространением ислама к шаманам стали относиться настороженно, считая их связанными с дьяволом. В целом же представители ислама и шаманства существуют мирно.

6. Другие вероисповедания

6.1 Атеизм

На сегодняшний день около 5% населения Казахстана открыто заявляет о своём атеизме. Иногда случаются социальные конфликты на этой почве, а также встречаются случаи дискриминации атеизма в СМИ.

6.2 Секты и нетрадиционные религии

В современном Казахстане имеются следующие отколовшиеся от традиционной религии оппозиционные общины:

  • Ваххабизм, Исмаилиты, Джадиды — от ислама;
  • Мормоны, Свидетели Иеговы, Молоканы — от христианства;
  • Брахна Кумарис, Сознание Кришны — от буддизма.

6.3 Экстремизм

Проявления религиозного экстремизма в стране были связаны с деятельностью членов радикальной организации «Хизб-ут-Тахрир», деятельность которой запрещена с 2005 года. Своё идейное начало казахстанские экстремисты берут с исламистского направления «такфиризм».

7. Религия в современном Казахстане сегодня

7.1 Современное состояние религии в Казахстане

В 2011 году Казахстан отметил двадцатилетие своей независимости. За эти годы произошёл настоящий ренессанс религии в культуре современного Казахстана, численность религиозных объединений возросла в 6 раз.

Сегодня страну наводнили различные религиозные миссии, ранее неизвестные никому. В борьбе за влияние на верующих они нередко теснят традиционные религии Казахстана, вызывая межконфессиональные противоречия. Однако сейчас, по-прежнему, доминирующую часть верующего населения страны составляют мусульмане и православные христиане.

7.2 Отношение к религии парламентских партий Казахстана

В парламенте страны состоят три политические партии и относятся к религии они таким образом:

  • правящая партия «Нур-Отан» не упоминает в своей доктрине ни одну религию;
  • оппозиционная Коммунистическая партия пропагандирует принципы атеизма;
  • демократическая партия «Ак жол» поддерживает традиционные религии — ислам и христианство.

8. Мечеть Хазрет Султан в Астане (Нур-Султане)

Соборная мечеть Хазрет Султан в Астане является второй по размерам мечетью в Центральной Азии и входит в число уникальных культурных объектов страны. Её название означает «Святейший Султан», воздвигнута она в честь суфийского шейха Ходжи Ахмеда Ясави, которого почитает весь мусульманский мир. Архитектура мечети поражает изящной восточной красотой и необыкновенным узором казахского орнамента.

9. Съезды мировых религий в Казахстане

По инициативе президента Нурсултана Назарбаева в сентябре 2003 года в Астане был проведён первый Съезд лидеров мировых и традиционных религий. В его работе приняли участие наиболее авторитетные представители ислама, христианства, синтоизма, иудаизма, индуизма и буддизма. Проведение подобных съездов и форумов стало регулярным, традиционно они проходят в Астане и затрагивают темы обеспечения диалога и межконфессионального сотрудничества.

Чем украинцы и киргизы, приехавшие в Россию на заработки, отличаются от других трудовых мигрантов? Почему негативный опыт работы в России не влияет на их отношение к «мягкой силе» РФ? Почему киргизы считают себя выше в иерархии мигрантов, чем таджики и узбеки? Наконец, чему США может поучиться у России в плане привлечения мигрантов? На эти вопросы отвечают авторы нового социологического исследования Experiences in Russia of Kyrgyz and Ukrainian labor migrants: ethnic hierarchies, geopolitical remittances, and the relevance of migration theory, вышедшего в научном журнале Post-Soviet Affairs.

Россия – магнит глобального масштаба для мигрантов, по официальной статистике, она находится на четвертом месте в мире: 11,7 миллиона мигрантов в 2017 году (по данным ООН, учитывающим количество всех находящихся в стране людей, которые были рождены за пределами России). Облегчение законодательства и экономический рост в нулевые годы сделал Россию самым привлекательным направлением для трудовых мигрантов из стран СНГ. Лидировали среди источников рабочей силы, конечно, Таджикистан, Узбекистан и Кыргызстан, но и Украина с Молдовой тоже не отставали.

Трудовая миграция из СНГ в Россию вписывается в главные научные теории, объясняющие это явление. Экономисты видят в миграции следствие рационального желания людей увеличить свой заработок – поэтому из бедных стран всегда будут переезжать в богатые, но лучше всего добиться цели получится у тех, кто уже прочно стоит на ногах. Высокие зарплаты в России, соответственно, выступают главным магнитом для соседей. Однако новая экономика трудовой миграции (NELM) дает более сложную картину, объясняющую, например, почему в России не остаются надолго и отправляют домой большую часть доходов, вопреки заповедям классической экономики о желании индивидов сделать свою жизнь максимально удобной. С точки зрения NELM, трудовая миграция – это инструмент диверсификации рисков: семьи (а не отдельные люди) отправляют нескольких своих членов в разные регионы, с разными экономическими условиями – на всякий случай. С точки зрения семей, денежные переводы – это не альтруистическая аномалия, а главный мотив миграции.

Рабочие-мигранты на стройке в Москве. Фото Ильи Варламова, Varlamov.ru

Теория двойного трудового рынка объясняет, почему в России многие профессии стали восприниматься как «грязные» и непрестижные – и на них перестают претендовать местные жители, после чего мигранты занимают эти ниши. Наконец, мир-системный анализ позволяет понять выбор направления движения: почему, например, пакистанцы и ямайцы приезжали в Англию, арабы – во Францию. Языковые, культурные и социальные связи между бывшей метрополией и бывшими колониями сохраняются независимо от любых политических и экономических изменений. В результате действия всех этих факторов, как отмечают ученые, в целых городах и регионах СНГ, откуда приезжают в Россию на заработки, формируется «культура миграции», и работа в другой стране становится нормой жизни для молодых людей, обязательным условием обретения социальной зрелости.

Жизнь, впрочем, всегда оказывается сложнее теорий. Опыт мигрантов в России все чаще описывается в черных красках: сверхэксплуатация, вымогательства и побои со стороны полиции, ксенофобия местных жителей, тяжелые условия труда, сложности с документами, болезни, ВИЧ… Немногочисленные научные исследования подтверждают эту картину.

Но если все так плохо, и экономика РФ сильно просела после 2014 года (из-за падения цен на нефть и экономических последствий конфликта по поводу Украины), почему мигранты продолжают приезжать, почему они возвращаются? Негативный опыт работы в России может нанести урон той самой «мягкой силе» в странах СНГ, которую Россия культивирует, – почему так не происходит? Наконец, какие-то ранее незаметные явления обнаруживаются при сравнении мигрантов из Украины и Кыргызстана – различных с точки зрения внешности, владения русским языком и культурной близости с населением России. Чтобы ответить на эти вопросы, получше разобраться в стимулах и мотивах переезда на заработки и обратно на родину, американские социологи Теодор Гербер (Theodore P. Gerber, Университет штата Висконсин в Мэдисоне) и Джейн Зэвиска (Jane Zavisca, Университет Аризоны) в конце 2016 года провели фокус-группы (групповые дискуссии) с вернувшимися домой из России мигрантами во Львове и в Бишкеке. В дискуссиях участвовало по 8-10 человек обоих полов и самого разного возраста (от 18 до 49 лет). Преимущество фокус-группы как метода в том, что люди спорят и в итоге приходят к мнениям, выражающим их общую позицию, что дает более насыщенный и богатый материал, чем анкетные опросы.

Деньги и связи

Для киргизских мигрантов Россия в духе неоклассической экономики — это прежде всего источник заработка. Их «выталкивает» родина, где нет денег и работы. По словам мигрантов, им просто негде жить, и на строительство дома деньги можно найти только в России. «Люди едут за границу в полном отчаянии. Если бы тут можно было купить дом или машину, кому бы пришло в голову покидать Кыргызстан? Народ недаром говорит: «на родине даже песок золотой”». Кроме того, до приезда в Россию киргизы не знали, где и кем будут работать, – они приезжают и начинают искать вакансии.

Напротив, возвратные мигранты с Украины отправились в Россию только по приглашению друзей и родственников на конкретное место. Социальные связи играют огромную роль. Брат Александра строил олимпийские объекты в Сочи и пригласил его поучаствовать – до завершения проектов. Друзья друзей Оксаны позвали ее работать няней, и она стала получать больше, чем на своей должности учительницы в Львове (но провела она в России только полгода). Племянник мужа Татьяны женился на москвичке, на свадьбе они подружились, и она пригласила Татьяну работать няней к своему другу – и так далее. Украинцы больше довольны условиями труда и зарплатой, так как изначально делали свободный выбор и знали, куда едут, а не «прыгали в воду», как киргизы. При этом деньги для них, как и для киргизов, — главный стимул к миграции (и тоже часто для решения проблем с жильем).

Общежитие рабочих-мигрантов в Москве. Фото Ильи Варламова, Varlamov.ru

О жизни в России участники фокус-групп, особенно киргизы, высказываются весьма мрачно (для украинцев условия труда и уровень жизни кажется примерно таким же, как на родине). После мытарств на границе Эльмира добралась до Екатеринбурга: «Я работала уборщицей и посудомойкой. Россияне не хотят делать эту работу. Хочется плакать, но ты счастлива, что хотя бы что-то зарабатываешь. Скучаешь по дому. Очень трудные времена были». Подтверждается теория о двух рынках труда – российском и иммигрантском. Отмечались также хорошо известные проблемы с документами, поборами и пр.: «Чтобы начать трудиться, надо найти фирму. Они забирают половину доходов. Если зарплата 20 тысяч, то ты получаешь только 10 тысяч. Очень тяжело, приходится из кожи вон лезть» (Чолпон).

Однако почти все опрошенные возвратные мигранты знают своих соотечественников, которые остались в России и не хотят возвращаться домой. Ситуация развивается по принципу снежного кома: чем больше киргизов устраивает свою жизнь и получает российское гражданство, тем сильнее их успех мотивирует соотечественников эмигрировать (и в России им уже окажут помощь). Однако, подчеркивают ученые, далеко не все успешные мигранты испытывают симпатию к своим соотечественникам и проявляют солидарность с ними. Многие проблемы якобы связаны с плохим поведением мигрантов: «Я видел, как наши юноши напиваются и дерутся. В России или в Кыргызстане все зависит от того, как ты себя ведешь. Неважно, входим ли мы в Таможенный союз или нет, – отношения с русскими зависят от нашего поведения. Если люди ведут себя хорошо, Москва – прекрасный город. Меня ни разу не остановил ни один полицейский» (Бекен).

Этнические иерархии

Украинцы отдают себе отчет в том, что для русских они более ценные и уважаемые работники, чем выходцы из Центральной Азии:

«Руслан: Они не славяне. Русские не любят не славян. То есть, если им надо выкопать яму, они не просят украинца. Они заставляют таджика или узбека».

То, что на стройке Александру платили за одну и ту же работу вдвое больше, чем таджикам, опять же указывает на двойной рынок труда: «грязная» работа предназначается, по мнению ученых, не просто для мигрантов, а именно для «восточных» мигрантов. Украинцы настаивали, что в этой иерархии они занимают ту же позицию, что русские, ничем от русских не отличаются, и относятся к ним хорошо: «украинцев в России не дискриминируют. Я всем говорю, что я из Львова, я даже говорю, что я Бандера. И все нормально относятся» (Руслан). На фокус-группе, впрочем, кто-то вспоминал, как их обзывали «бандеровцем» или кричали «хохол, убирайся домой». Украинцы спорили о том, являются ли эти слова оскорблениями или просто нейтральными, шуточными выражениями. В целом мигранты из Украины признают: несмотря на сложную политическую обстановку и пропаганду на телевидении, русские относятся к ним хорошо: «Заставить русских возненавидеть украинцев – сложная задача, равно как и заставить украинцев возненавидеть русских» (Руслан).

Рабочие-мигранты на вокзале в Москве. Фото Ильи Варламова, Varlamov.ru

Киргизские информанты признавали, что для россиян они часто «люди второго сорта». Но сами себя они считают выше таджиков и узбеков в этнической иерархии:

«Чолпон: Многие кыргызы образованные, как минимум 10 классов окончили. А из Таджикистана и Узбекистана обычно только 6-8 классов. Многие кыргызы учились в университете. Кто говорит по-русски, может устроиться менеджером.

Динара: Те, кто говорят по-русски, преуспевают… У русских хорошие отношения с кыргызами. Сначала они нас не выделяют, мы для них все выглядим как мусульмане. Но потом, когда они слышат, как мы говорим, они понимают, кто есть кто.

Нурлан: Мы, кыргызы, трудолюбивые. Также язык. Если зададут вопрос, и ты ответишь понятно, с тобой не будут связываться. А когда они спрашивают у узбеков и таджиков паспорта, те не понимают вопроса, и начинает их трепать. Мы более грамотные, и поэтому нас лучше понимают». Конечно, не стоит принимать эти высказывания как бесспорное отражение объективной социальной реальности, но они указывают на сложность этнической структуры общества, далекой от простого контраста «местные – пришлые», «русские – мусульмане» и т.п. Те же украинцы, как пишут ученые, не делают «грязную» работу, но это не означает, что их допускают к той же работе, что и россиян, – они так же трудятся нянями, сиделками, на стройках.

Геополитические бонусы

Возможно, именно гордость за свою близость к русским (по сравнению с другими мигрантами из Центральной Азии) заставляет киргизов позитивно отзываться о России, делают вывод ученые. Участники фокус-групп подробно рассказывали о том, как благодаря России растет экономика их родины, строятся дома, пополняется бюджет государства. Отмечается, что Россия богаче и чище, чем Кыргызстан, а вступление последнего в ЕАЭС сделало условия жизни и работы для мигрантов значительно комфортнее. То есть образ России и русских в глазах мигрантов почти всегда положительный.

Украинцы в этом отношении более критичны. Но тем не менее за исключением отдельных оскорблений и споров о политике опрошенные учеными мигранты говорили о хороших отношениях с русскими. Они опасались полиции и признавали, что после 2014 года относиться к ним стали менее гостеприимно, однако источником реальных проблем оказалось не то, что они украинцы (с запада страны), а нелады с оформлением документов. Сами украинцы признают, что мигрантам-киргизам и таджикам в России живется хуже.

Американские ученые поражаются, что, несмотря на все поборы, злоупотребления силовиков, ксенофобию и адские условия труда, массовая трудовая миграция только улучшает репутацию России в глазах киргизов. В определенном смысле то же самое можно сказать и про украинцев (только те склонны разделять отношение к России как к государству и отношение к русским). Что бы ни происходило с мигрантами, их опыт только укрепляет «мягкую силу» России в СНГ – и ученые в заключение даже призывают подумать, не стоит ли американским чиновникам задуматься о том, что жесткая антииммиграционная политика лишает их страну ощутимых геополитических бонусов.

Дорогие читатели! Бизнес, в том числе медийный, переживает сейчас тяжелые времена. Без вашей поддержки «Фергане» сегодня не обойтись. Поддержите «Фергану»! Мы верим, что вместе с вами мы сможем достойно продолжать нашу работу: заказывать и публиковать репортажи из региона, отбирать самые значимые и интересные новости и открыто говорить о том, что происходит в Центральной Азии на самом деле. Поддержать «Фергану»

Киргизы и их религия. Под именем киргизов у нас известны 2 племени, из которых одно называется киргиз-кайса-ками или, – правильнее, – казак-кирги-зами, а другое кара-киргизами или бурутами (а не бурятами, как сказано на стр. 893 «Энциклопедическая Словаря» Ф. Павленкова, Спб. 1899); второе племя называется еще и дикокаменными киргизами, так как занимает горные хребты Тянь-Шаня и смежные с ними хребты семиреченской и сырдарьинской областей. Оба киргизские племени в подданстве и у России и у Китая. Кара-киргизов насчитывается всего до 850000, а казак-киргизов до 2 миллионов. Последнее племя занимает степи в астраханской губернии и в областях: уральской, тургайской, акмолинской, сырдарьинской, семиреченской, семипалатинской, самаркандской и закаспийской. (Киргизы-казаки, или киргиз-кайсаки разделяются на несколько родов – «рыу» таковы по роду: адаевцы, табынцы и прочие – Г. К.). Оба племени по языку – чистые тюрки, по религии – мусульмане суннитского исповедания3 и ханефитского законоположения, то есть, другими словами, у них дела религиозного характера и мелкие решаются по преимуществу по законоведение Абу-Ханифы Нума́на бен Са́бит, жившего с 699 по 767 год от рождества Христова и действовавшего в Месопотамии; дела же уголовного характера решаются двояко: или по обычному праву, если виновное и пострадавшее или убитое лица – киргизы, или по закону государственному, если одно из таких лиц – из другого племени. Ислам пустил более глубокие корни у киргизов, живущих смежно или вместе с сартами и татарами, которые издавна проповедуют и навязывают им ислам. Местами общественного моления служат в селениях и городах татарские и сартские мечети (в киргизских степях также встречаются теперь мечети с минаретами и молитвенные дома. – Г. К.). Не смотря на номинальное исповедание ислама, у киргизов, отдаленных от влияния сартов и татар, сохраняются до сих пор остатки прежней их религии, шаманства. Наиболее крупным остатком надобно считать: знахарей, называемых баксами4 и играющих ту же роль, как и шаманы у восточносибирских племен; далее, зажигание светильников вокруг кибиточного огня; потом, гадание на жженной бараньей лопатке и, наконец, встречу первого грома постукиванием углов кибитки ковшом по течению солнца. Все это у киргизов держится еще потому, что слова и фразы, сопровождающая то или другое действие, приправляются именами Мухаммеда (Магомета), Хасана и Хусейна и других лиц мусульманской религии. Обряды при наречении имени, обрезании, женитьбе и погребении все справляются по мусульманскому положению, но дела, касающиеся владения, отчуждения, раздала имущества и развода – по адату, то есть по обычаю5. Таким образом, выходит, что и русские, и китайцы предоставляют киргизам судиться и рядиться, если только нет уголовщины по отношению к не киргизам, и справлять свои обряды, как им угодно. (В виду этого у них дела решаются иногда самосудом, проявляющимся в форме «баранты», то есть грабежа скота и родовой мести; при чем бывает и так, что, например, за убийство одного человека целый род восстает на другой род и мстит до тех пор, пока не нанесет тяжких бедствий противнику – Г. К.). Вместе с исламом к киргизам проникли и те заговоры и молитвы, поверия и легенды, которые у строгих мусульман, в роде турок, считаются «отреченными» и противными древнему, наиболее чистому, исламу; так, например, киргизы верят в духов гор, вод, степей, жилищ и огня и спасаются от них разными нашептываниями6. Таблиц с разными душеспасительными заговорами и молитвами особенно много печатается в казанских литографиях (смотреть «Деятель» за 1903 год, страницы 235–240 и 360–365). Здесь же, в Казани, киргизы получают и большую часть своих религиозных книг и книг литературных, писанных по-арабски и по-татарски7; например, биографии ветхозаветных патриархов, пророков, судей и царей, начиная с Адама и кончая Иисусом Христом (Иса и Айса); биографии Мухаммеда, его родни и сподвижников и прочее. Киргизам известно также сказание о 7 ефесских отроках (асха́-буль-кахф). По влиянию Корана и его комментариев киргизы признают, подобно другим мусульманам, в числе святых и Александра Великого (Искандер Зу-лькарне́йн, Александр Двурогий), который, по ним, вместе с пророком Илией (Кыдыр) ходил искать источник «живой воды», то есть воды бессмертия. Имя «Кыдыра» спасает человека от опасности, Соломона (Сулейман) – от злых духов, семь ефесских отроков – от врагов, кредиторов, огня и воды (а хлеб – от саранчи), Ноя (Нух) – от потопления, Иисуса Христа – от злых людей, а Иосифа (Юсуф) – от результата дурных снов. Подобно сартам и татарам, киргизы прибегают к заступничеству скрытых от чужого взора амулетов, которые носят то в кушаках, то за пазухами, то в волосах (женщины), то подмышками, то держат в щелях и углах жилищ и прочее. Первою по качеству поучительною книгою у киргизов, понятно, считается Коран (а затем шариат – мусульманский катехизис, в котором изложены главные обязанности мусульман в отношении религии. – Г. К.). Коран употребляется и для гадания как и у сартов. Из других способов гадания, оставшихся у киргизов от прежних времен, известны, – кроме гадания на бараньей лопатке, существующая ныне; также у монголов, урянхайцев и инородцев – тюрков томской, енисейской и иркутской губерниях, – также гадания: по цвету пламени, в которое бросается сало, по звездам, по экскрементам овец и по камешкам. При решении дел религиозных и мелких житейских киргизы пользуются, – кроме «Большого Законоведения» (фикх а́кбар) вышеупомянутого Абу-Ханифы, называемого обыкновенно «Имам Азам», то есть великий имам, – сочинениями: «Гида́я» (руководительство) Алия-бен-Абибекр из Ферганы, умершего 1197 году по рождеству Христову, «Джа́миур-руму́з» (собрание намеков) Мухаммеда Кахистани, умершего 1557 году, и некоторыми другими, писанными на арабском языке, почему обыкновенно выигрывает та сторона, где удачнее и яснее истолкуют соответствующее делу место. Молитвы, омовения и посты соблюдаются по правилам ислама, при чем, как и другим мусульманам, даются льготы; например 5 положенных в сутки молитв можно читать и порознь и вместе, когда порознь не удается; если воды для омовения под руками нет, или если она дорога, например в пустыне, то вместо воды можно употребить песок; пост соблюдается лишь днем и так далее. От молитв, омовений и постов можно откупиться также пшеницей или другим хлебом: например, 1 молитва стоить 4¼ фунта пшеницы по толкованию в книге «Джа́миур-руму́з». В школах учат по Корану хефтье́ку то есть 1/7 Корана, шариату и другим книгам, печатающимся в Казани и касающимся исключительно религии. Кроме собственно мусульманских школ – медресе и мектеде8 – у киргизов имеются русские, например, в астраханской губернии, уральской и тургайской областях. (Школы эти открываются с разрешения русского правительства, и в них преподают те же предметы, что и в начальных школах русских – одноклассных и двухклассных; в некоторые школы допущены и муллы для преподавания мусульманского вероучения.

Татары и сарты, проникающие в самые отдаленные и глухие уголки киргизских степей в качестве весьма невыгодных для киргизов сначала мелочников-торгашей, а потом и скоро зажиточных торговцев, по своей привычке сбывать среди киргизов гнилую или ничтожную вещь втридорога, зорко следят за обрусением киргизов в русских школах, стараются всеми мерами враждебно настроить киргизов как против русских школ, так и вообще против русских, и убедительно внушают киргизам поступать в русские школы лишь при том условии, если допущен будет в школу мусульманский мулла; а этот последний старается поставить в школе дело так, что киргизские мальчики, обыкновенно, показно и механически изучают в школах русский язык и другие предметы, большую же часть времени и все внимание свое уделяют изучению мусульманского вероучения; так, за уроком русского языка или арифметики часто можно найти у ученика киргиза за партой мусульманскую книгу: хефтьек, шариат-имани и др. – Г. К.). Киргизы, живущие около русских городов и селений, охотнее отдают своих детей в русские школы, чем живущие внутри степей или около татар и сартов. (Но вообще киргизы – большие охотники учиться в русских школах даже в миссионерских – церковно-приходских школах; почему крайне жаль, что на открытие русских школ среди киргизов, отпускается мало казенных средств. – Г. К.). Еще медленнее того идет обращение киргизов в православие. (В настоящее время имеется несколько киргизских миссий, главным образом, в епархиях астраханской, омской и оренбургской. Все эти миссии подчинены местным епархиальным комитетам, а последние в свою очередь подчинены московскому православно-миссионерскому обществу.

Издание книг на инородческих языках для миссионерских учреждений главным образом ведают переводческая комиссия православного миссионерского общества и братство святого Гурия в Казани. – Г. К.). Ныне имеются евангелия, учебники, буквари, словари, священная история обоих заветов, жития некоторых святых и даже служебник. Все эти издания вышли в количестве от 300 до 3000 экземпляров.

Н. Катанов9

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *