Религиозная вера выражается в определенных действиях и отношениях, т.е. в религиозном культе. Культ – это социальная форма выражения религиозных переживаний, идей, понятий и образов, воплощение религиозной веры в действиях отдельных людей и социальной группы. Исполняя культ, верующий устанавливает связь с объектами своей веры, культ придает религии не только духовный, но духовно-практический характер.

Культ состоит из обрядов – стереотипных, повторяющихся действий, которые установлены традицией и обычаем и символизируют религиозные идеи и ценности, предметы и события. В обрядах сконцентрирован огромный культурный и социальный опыт, в нем зашифрована информация о наиболее важных, ключевых событиях в жизни общества, через исполнение обрядов этот опыт передается от поколения к поколению. Обряд появляется там, где другие способы трансляции культурного опыта – язык, орудия труда, непосредственное обучение и т.п., не действуют. Часто люди, исполняющие обряд, не понимают его рационально, по это и не нужно, ведь в обряде важнее эмоциональная сторона.

Обряды носят символический характер, они образно представляют религиозные события, предметы, идеи. За каждым движением или словом в обряде стоит идеальный смысл, и вне обрядового действия эти слова и жесты не имеют значения. Таким образом, смысл обрядовых действий не в них самих, а в том содержании, которое они представляют. Пока участники обряда расшифровывают его и эмоционально сопереживают, обряд живет, но если стоящие за обрядом смыслы и ценности перестают что-то значить и более эмоционально не трогают людей, то обряд умирает.

Каждая религия создает свою систему обрядовых действий. Ритуалы очищения и крещения, жертвоприношения и возжигания свечей, поклонение святым и соблюдение постов, заговоры и молитвы – все это примеры обрядов. О молитве стоит сказать особо, поскольку она является важнейшим компонентом многих религий. В молитвах верующий обращается к Богу или к святым с помощью слов. Считается, что вначале молитвы были частью жертвоприношений, но в развитых религиях они приобрели самостоятельный смысл. В зависимости от того, с какими чувствами верующий обращается к объектам своей веры, различаются и молитвы, с их помощью верующий может благодарить, восхвалять, просить и просто общаться с Богом или святыми. Кроме того, в христианстве, например, существуют специальные молитвы на каждый день недели. Возносить молитвы можно уединенно, тогда молитва исполняет психологические функции. Молиться можно и вместе с другими верующими, тогда функции молитвы не только психологические, но и социальные, она объединяет верующих, позволяет сопереживать и воздействовать друг на друга.

Коллективные молитвы, как правило, происходят в храмах, особым образом организованных пространствах, которые усиливают религиозные чувства. Убранство храмов, запахи, песнопения, действия священнослужителей вызывают особенные эмоции даже у неверующих людей.

В древнем обществе все члены родовой общины на равных участвовали в культовых действиях, роли различались лишь в зависимости от пола и возраста. Но вместе с развитием общества постепенно появляются специальные люди, которые отправляют культовые действия – шаманы и колдуны. Поначалу они не имели особых привилегий перед другими членами общины, но позднее, на стадии формирования раннеклассового общества, служители культура образовали особый профессиональный слой и стали частью правящей верхушки. Жрецы – это уже отдельное привилегированное сословие, которое участвует в управлении государством, обеспечивает и контролирует религиозную жизнь общества. В одних странах жрецы – это часть знати, так было, например, в Древней Греции; в других обществах, в частности в Индии, – это отдельная замкнутая каста, которая занимает господствующее положение в обществе.

Едва появившись, сословие жрецов стало накапливать не только богатства, но и знания, во всех раннеклассовых обществах жрецы были самыми образованными людьми. Роль жрецов в обществе часто становилась главной, поскольку вся жизнь, государственная и политическая, нравственная и правовая, были сакрализованы.

Религия – это не только вера и культ, но еще и социальный институт, т.е. устойчивая, воспроизводящаяся форма коллективной деятельности людей. Все религиозные организации, независимо от типа, воздействуют на своих членов, следят за соблюдением религиозных норм, вырабатывают вероучение, разрабатывают систему его оправдания, обеспечивают культовую деятельность и руководят ею.

Основной религиозный институт – церковь – объединение верующих со строго централизованной системой отношений между священнослужителями и мирянами на основе общего вероучения и культа. Примерами церквей являются римская католическая церковь, русская православная церковь, англиканская церковь, независимая греческая (элладская) церковь и т.д. Церковь регулирует религиозную деятельность, контролирует поведение людей, сохраняет и передает религиозную информацию. Руководят церквями профессиональные священники. Церковь связана с государством, хотя в большинстве современных государств она отделена от государства. Принадлежность к церкви, как правило, определяется традициями общества и семьи, к которым принадлежит человек, однако в современном мире люди все чаще выбирают себе церковь самостоятельно и осознанно. В церкви нет строгого членства, а число приверженцев меняется и строго не контролируется.

Другая форма религиозного объединения – секта – возникает как оппозиция по отношению к какому-либо религиозному направлению или церкви. Секты претендуют на исключительность своих идей и ценностей, с этим связаны настроения избранничества, которые ведут к изоляционизму. Секты часто обвиняют исходную конфессию в искажении вероучения и призывают вернуться к подлинным истокам вероучения, они выступают не только против других церквей, но и против государства. Сектами являются Свидетели Иеговы, мормоны, Церковь Единения, духоборы, молокане и др. Членство в секте, в отличие от принадлежности к церкви, строго контролируется, а число приверженцев, как правило, невелико. В сектах нет жесткой иерархии и особых регламентированных отношений между священнослужителями и мирянами, часто между ними вообще нет различий. Одной из разновидностей секты является харизматический культ. Это тот случай, когда секта возникает на основе почитания какого-то конкретного человека, которому приписываются особенные божественные свойства. Узурпировав качества Бога, такая личность руководит сектой, контролирует жизнь своих последователей и требует от них абсолютной преданности. Примером харизматического культа является секта «Аум Синрике». Подобные секты существуют, пока жив гуру и те, кто с ним лично общался.

Срок жизни любых сект недолог, максимум 100–200 лет, после этого они либо исчезают, либо превращаются в церкви и деноминации. Например, христианство возникло как одна из сект в иудаизме, но позже стало мировой религией с множеством церквей. За последнее столетие появилось огромное количество новых сект, которые независимы от исходных религий, не хотят исправлять прежнее вероучение или возвращаться к истокам, современные секты часто ищут принципиально новые пути. Пример такой секты – движение «Нью-Эйдж». Кроме того, в современном обществе существуют секты, которые объединяют элементы разных религий, такова, например, секта «Као-Дай» во Вьетнаме, сочетающая в себе христианство, буддизм и даосизм.

Деноминация занимает промежуточное положение между церковью и сектой и объединяет черты обеих. Деноминации также иерархически организованы, как церкви, они не изолируются от основного вероучения, а с сектой их сближает строгий контроль членства и претензии на исключительность и окончательную истину. Примером деноминации является методизм. Деноминации не конфликтуют с государством, но в отличие от церквей и не стремятся к тесному контакту с ним.

Секта и деноминация – это религиозные организации, их следует отличать от ереси, т.е. неортодоксального религиозного учения. Секты и деноминации поддерживают ереси.

В современных религиях продолжается процесс образования церквей, деноминаций и сект, но развитые мировые религии все же представляют собой целостные и устойчивые системы. Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам. Именно в таком порядке они исторически появились и в такой последовательности мы будем их рассматривать. Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и не должна ассоциироваться с какой-то одной нацией или государством. Версии мироздания, морально- этические нормы в мировых религиях различаются, но смысл остается один – устремленность человека к миру потустороннего и сверхъестественного и поиск спасения бессмертной души.

1. Религия, её роль в жизни современного общества.

Религия (от латинского religio — святыня, набожность, предмет культа) — внутренняя убежденность в существовании сверъестественной высшей силы — Бога (или богов), который является предметом поклонения.

Признаки религии:

  1. Вера в сверхъестесвенное
  2. Организованное поклонение высшим силам — культ
  3. Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или богов)

Вера выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств. Она является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.

Вера имеет внешнюю форму проявления — культ.

Культ (от латинского cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) — система утвердившихся религиозных действий, связанных с отношением к сверхъестественному. Например, поклоны, обряды, крестное знамение, хадж.

Религия имеет свою историю. Учение считают, что исторически первыми примитивными, первобытными формами религии были:

  1. Магия — вера в существование сверхъестественных связей и отношений человека с вещами, животными, духами, устанавливаемых с помощью определенной разновидности религиозной деятельности с целью желательного воздействия на окружающий мир
  2. Фетишизм — поклонение неодушевленным предметам: фигуркам, амулетам и т.д.
  3. Тотемизм — поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику
  4. Анимизм- вера в духов и души, существующих в предметах и независимо от них (например, духи гор, рек, озер или камня, дерева и т.д.)

Ранние формы религии сохранились до настоящего времени в племенах, слабо связанных с соврменной цивилизацией. Все развитые современные религии содержат в себе элементы этих верований. В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:

  1. Родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день
  2. Нацонально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций
  3. Мировые религии: Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам

Признаки мировых религий:

  1. Объединение крупной общности людей
  2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов

Достаточно развитые религии имеют свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Роль религии в жизни современного общества:

  1. Создает религиозную картину мира и способствует осмысления места человека в нем
  2. Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей
  3. Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность
  4. Способствует развитию культуры общества — письменности, книгопечатания, искусства, а также осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению
  5. Объединяет общество или какие-то большие социальные группы
  6. Узаконивает некоторые общественные порядки

Конституция РФ гарантирует всем гражданам право на свободу совести, свободу вероисповедания, которая предполагает, что каждый человек вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законов.

2. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 г. Получил около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство?

Причины огромного разрыва между теми, кто разбогател и теми, кто обеднел:

  1. Интенсивные, несбалансированные изменения в жизнедеятельности общества в начале 90-х гг. ХХ в., приведшие к дезориентации значительной части населения.
  2. Отсутствие эффективной социальной политики государства в начале-середине 90-х гг. ХХ в.
  3. Приватизация А.Б. Чубайса. Приватизация часто подвергается резкой критике. Утверждается, что новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Значительная часть населения России воспринимает приватизацию 90-х как аморальную, преступную.
  4. Либерализация цен или отпуск цен — элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.
  5. Невыплаты заработной платы в России в 1990-е годы во время проведения экономических реформ приняли систематический и массовый характер, охватив большинство занятого населения во всех регионах и в большинстве отраслей экономики.
  6. Указ о «Свободе торговли» 1992 года. Этот указ фактически легализовал предпринимательство в форме торговли, и привел к тому, что множество людей занялось торговлей. Большая часть населения не была готова к такому повороту событий.
  7. «Раскоординированность, несвоевременность, а порой и некомпетентность решений и действий федеральных органов власти».

Экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами:

  1. Доступное здравоохранение
  2. Льготы по оплате коммунальных услуг
  3. Льготы многодетным семьям, матерям-одиночкам
  4. Различные налоговые льготы
  5. Национальные проекты «Образование»; «Здоровье»
  6. Программа строительства жилья молодым семьям («Молодой семье — доступное жилье»), оно же — ипотека
  7. Обязательное социальное страхование
  8. Пенсии: за выслугу лет; по старости; по инвалидности; социальная пенсия

3. Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает учебе?». Кого бы из своих одноклассников вы попросили принять участие в этой работе? Какие бы качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?

Кому верить?

Усилению влияния нетрадиционной религиозности способствует факт духовной атрофированности общества. Вовлеченные в секты люди, в особенности молодежь, перестают быть носителями традиционных ценностей. Неокульты изменяют национальное самосознание, мешают их исторической памяти, трансформируют ментальность. Декларируемая их лидерами приверженность неким абстрактным «общечеловеческим» духовным ценностям есть не что иное, как попытка завуалировать с помощью ни к чему не обязывающих призывов свое стремление к религиозно-политическому влиянию.

В современном сектоведении принято делить секты на тоталитарные и классические. Классические или исторические, это те религиозные секты, вероучение которых отличается от традиционных конфессий, но при этом они не несут социальной опасности, не травмируют психику человека.

Традиционные религиозные организации всегда созидательны. И это одно из коренных отличий от секты. Можно долго перечислять, какое цивилизационное влияние оказало христианство на становление культуры и государственности в нашей стране. Мы знаем огромное количество ученых, поэтов, писателей, которые считали себя христианами, и христианство влияло на их творчество и труд.

Например, сложно представить Гоголя или Достоевского без православия, или всемирно известного химика Роберта Бойля без протестантизма. При этом нам совершенно не известен ни один известный ученый физик-иеговист, поэт-сайентолог, архитектор-мунит.

– Я читаю лекции в разных аудиториях на тему религиозного экстремизма, – говорит кандидат философских наук, член Союза журналистов России, священник Ставропольской и Невинномысской епархии Антоний Скрынников, – И часто приходится сталкиваться с величайшим заблуждением. К примеру, человек говорит, я не попаду в секту, потому что я умный, кандидат наук, майор полиции, окончил школу с золотой медалью и т.п. Все это глупости, все это не работает. В секты попадают разные люди, от генералов до докторов наук. Попадают, прежде всего, те люди, которые не знают собственной религиозной традиции, которых легко обмануть, выдав культ за традиционную конфессию.

По словам отца Антония, зачастую люди, попадающие в секту, находятся в стрессовой ситуации, тогда человек более доверчив. Это азы психологии, которые хорошо знают все мошенники, начиная от мормонских проповедников и заканчивая телефонными мошенниками из мест лишения свободы.

Одно время Свидетели Иеговы «дежурили» возле похоронных контор. Ведь очевидно, что человек, который идет в похоронное бюро, находится в угнетенном психическом состоянии – у него умер кто-то близкий. И если в этот момент к нему подойти со словами утешения, пригласить на собрание, то есть надежда, что человек в своей скорби откликнется на такой подход.

– На нашей памяти и более страшные случаи, когда последователи шарлатана Григория Грабового «работали» в Северной Осетии во время теракта в Беслане и после него. Они собирали деньги с убитых горем матерей, обещая им воскресить их деток… – напоминает отец Антоний.

Не всегда деструктивное влияние тех или иных культов может проявляться напрямую. Часто секты для того, чтобы скрыть свою религиозную деятельность и уйти от надзора правоохранительных органов, маскируют свою деятельность. Например, регистрируются как спортивные, педагогические, общественные, медицинские и прочие организации, вводя в заблуждение не только государство, но и доверчивых граждан.

Один из таких ярких случаев произошел несколько лет назад в станице Темнолесской Шпаковского района. Там секта «Анастасиевцев» выкупила несколько гектаров земли и зарегистрировались как КФХ «Смородина». В течение долгого времени никто и не подозревал, что вместо крестьян-фермеров там собираются сектанты.

В августе страну потрясла страшная новость из Ульяновской области, где 16-летний подросток убил мать, младших брата и сестру, бабушку и дедушку, а потом покончил с собой. Мало кто тогда обратил внимание, что его мать была привержена к вазирелигиозной системе «дизайн человека» и последние несколько лет в воспитании сына строго следовала инструкциям адептов этой секты.

Не зная броду, не суйся в воду

В епархию часто обращаются люди с вопросом: что делать, если близкий человек попал в секту?

– Самое главное – не терять с ним контакт, – советует отец Антоний. – Большинство сект старается разорвать связь новичка с родственниками и друзьями, чтобы иметь большое влияние. Поддерживая отношения с близким, не нужно играть в поддавки и делать вид, что вас всё устраивает. Отказываться от общения нельзя. Когда вы обратитесь к специалистам (священнику, психологу, в полицию), им нужно будет четко понимать, в какую секту попал ваш близкий. Вы можете посмотреть названия и авторов литературы, которую он читает, посмотреть сайты, которые он посещает. И, конечно, не надо отчаиваться. Как показывает опыт и практика, при грамотном подходе, рано или поздно близкий вам человек покинет секту.

Отца Антония дополняет иерей Ставропольской и Невинномысской епархии Евгений Шишкин.

– В силу чрезмерной активности проповедников большинства нетрадиционных религиозных учений, простому человеку не всегда удается избежать общения с ними на богословские темы, – говорит он. – Здесь стоит вспомнить русскую пословицу: «Не зная броду, не суйся в воду». В общении с сектантами нельзя проявлять самонадеянность – не надо оставаться один на один с полученным от них информационным «вбросом», его надо обязательно обсуждать с человеком, более компетентным в религиозных вопросах.

По словам отца Евгения, интернет в данном случае вторичен по сравнению с живым общением, хотя и он может быть важным инструментом поиска информации о «подводных камнях» той или иной секты. Один из ключевых принципов безопасности в любой сфере гласит: «Предупрежден – значит вооружен». Нередко деструктивные культы работают «под прикрытием», имитируя коммерческие, благотворительные, образовательные и прочие организации. Защита от опасностей религиозного плана нередко похожа на защиту от мошенников в финансовой сфере, с той лишь разницей, что во втором случае под угрозой все-таки кошелек, а не душа.

Как же быть, если жертвой опасной секты стал кто-то из близких?

– Если налицо признаки уголовного преступления, конечно, предпринимаются меры по линии правоохранительных органов, – советует отец Евгений. – А если вы только предчувствуете неладное? Неужели ждать, пока случится беда? Помощь близким, попавшим в секту, похожа на помощью человеку, которого засасывает болото. Главная и на первый взгляд неочевидная задача – не попасть туда самому. Нельзя погружаться в сектантскую среду, как нельзя отходить с того места, где под ногами твердая почва. Второе условие – наладить мосты, не подменяя доверительное общение созависимостью. Сохраняя или восстанавливая отношения, нельзя подчинять жизнь семьи новым интересам ближнего, уходить от споров на религиозные темы.

По мнению отца Евгения, сам процесс возвращения ближнего из опасного духовного состояния лучше всего описал еще в XIX веке глубокий знаток человеческой души, наш ставропольский святой, святитель Игнатий Брянчанинов: «Словопрение – самое слабое оружие против сектантства. Оно приносит больше вреда, чем пользы. Ересь бывает от гордыни, и лишь ожесточается от словесного обличения. Ее можно победить кротким увещанием; еще лучше – молчаливым приветствием, смирением, любовию, терпением, молитвою прилежною, исполненною соболезнованием о ближнем и милосердием к нему…».

Ислам или не ислам?

Еще большую головную боль доставляют обществу деструктивные исламистские культы, под которыми в современной России обычно понимается ваххабизм. Это определение является скорее политическим, чем богословским, но в данном случае именно политическая сторона дела особенно важна – как с точки зрения мотивации адептов течения, так и с точки зрения опасности, которую оно представляет для государства.

Российский ваххабизм весьма неоднороден. В нем несколько различных течений. Ваххабитов отличает нетерпимое отношение к инакомыслящим и инаковерующим, стремление к созданию «шариатского» государства в той или иной форме (как правило, всемирного халифата), уверенность в том, что они ведут джихад против безбожной власти, склонность к силовым методам в миссионерской работе. Многие ваххабитские группы признали терроризм самым эффективным способом достижения поставленных целей.

О том, как отличить мусульманских сектантов от адептов традиционного ислама, рассказывает заместитель муфтия Ставропольского края Закир Шарыпов.

– Обычно любой религиозный деструктивный культ имеет индивидуальное отличительное название, которое обосабливает его от обычных верующих мусульман, – поясняет он. – В Коране говорится, что человек, исповедующий ислам, может называться только мусульманином и не должен относить себя к какому-то другому названию, партии, группе.

Адепты культа ничего, кроме специальной литературы, не читают и не признают. Обычно авторами этих книг и брошюрок являются сами отцы основатели культа, либо их верные ученики.

Идеологи и вербовщики деструктивных культов постоянно говорят о том, что вы еще не до конца поняли всю суть и истинность «их работы, их движения». Мусульманам же следует помнить, что ислам прост и понятен.

У каждого деструктивного культа есть своя особая отличительная идея. Именно на ней строится вся работа секты, вокруг этой идеи крутятся все цели, желания и мечты адептов. Именно от воплощения этой идеи, по мнению адептов, в жизнь зависит счастье и успех в этом мире и в будущем, с точки зрения идеологов культа. Провозглашаемая идея обычно бывает глобальной, нереальной и сложно осуществимой.

Адепты деструктивных направлений всегда стремятся к тому, чтобы призывать других, вербовать в свои ряды новых сторонников. А свои собственные семьи часто оставляют без должного внимания.

Любой новый участник деструктивного культа в скором времени сам становится активным миссионером, призывающим, вербовщиком. Его специально побуждают, чтобы он призывал других. Ценность члена секты определяется тем, сколько новичков он привлек в ряды культа. А ислам, прежде всего, призывает сначала заниматься самим собой и уделять внимание себе и своей семье. При этом мусульманин не должен быть равнодушен к судьбам и жизням других людей.

Для борьбы с ваххабизмом предлагаются разные методы. Многие религиозные деятели и специалисты говорят, что эту идеологию можно победить только идеологией, советуют усиливать пропаганду. Но немало и таких, кто считает, что максимально эффективны, в первую очередь, административно-правовые методы. Так думают, например, в Чечне, где ваххабизм запрещен.

Точка зрения властей

Правительством Ставропольского края проводится систематическая работа, направленная на профилактику религиозного экстремизма. Эта деятельность осуществляется во взаимодействии с традиционными религиозными, национально-культурными организациями, научным сообществом края.

– В соответствии с Конституцией Россия – светское государство, – говорит председатель комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества Александр Писаренко. – Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания. Люди имеют право самостоятельно определять свое отношение к религии, могут создавать религиозные объединения, молиться, проводить обряды.

При этом необходимо подчеркнуть, что не все религиозные направления оказывают на личность и общество положительное воздействие. К сожалению, как и в любой человеческой деятельности, в религиозной сфере имеются организации, носящие деструктивный характер. Это касается некоторых нетрадиционных религиозных течений.

К традиционным конфессиям для России относятся: православие, традиционный ислам, буддизм, иудаизм. Это религии с многовековой историей, органично сочетающиеся с культурными традициями народов, населяющих нашу страну.

Духовный поиск человека иногда может выходить за рамки привычных конфессий. И закон этого не запрещает. Но в таком случае человек должен быть полностью уверен, что заинтересовавшее его новое религиозное течение не является деструктивным культом или террористической организаций. В каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход. К выбору веры, как к выбору врача, следует относиться с большой ответственностью.

И особенно важно чтобы люди избегали любого общения с представителями религиозных организаций, признанных российским судом экстремистскими.

Председатель краевого комитета по делам национальностей и казачества считает, что граждане должны внимательно относится к себе и своим близким, чтобы избежать нежелательного вовлечения в объединения, идеология которых может представлять опасность.

Обо всех фактах религиозного экстремизма следует сообщать в комитет Ставропольского края по делам национальностей и казачества и в правоохранительные органы.

ТЕМА: «РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Урок №4 «РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.»
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока: систематизировать, изучить.
Задачи: 1. Обучающая: Познакомить учащихся с понятием религиозный культ и религиозные организации, используя схему. 2. Развивающая: корректно и занимательно рассказать учащимся о мире религий, подчеркнув его многообразия; описать различные религиозные традиции; расширять словарный запас. 3. Воспитывающая: учить элементарным приемам этикета, принятого в общении с верующими и священнослужителями религий, наиболее распространенных в России.
Оборудование: компьютер, презентация к уроку, рабочие тетради учащихся, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
1 слайд – тема урока «РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ»
Учитель сообщает учащимся, что продолжает знакомить учащихся с новым предметом и знакомит с планом урока. Перед учениками ставится цель урока: систематизировать полученные знания на предыдущих уроках и продолжать изучать новый курс.
2 слайд ПЛАН УРОКА 1. Проверка домашнего задания: понятия и записи в тетради, работа со схемой (приложение № 2, 3), примеры проявления религиозности человека 2. Лекция учителя «РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ. РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ» 3. Домашнее задание: подготовиться к обобщающему уроку.
1.Проверка домашнего задания осуществляется в группах (групповая форма работы).
2.Изучение нового материала. Учитель: важнейшим структурным элементом религии является культ.
3 слайд Словарная работа
Запись в тетради: Культ – (лат. «почитание») совокупность определенных религиозных действий и обрядов, направленных на то, чтобы оказать желательное для верующих воздействие на сверхъестественные силы;
Культ — внешнее проявление поклонения божеству; совокупность принятых в той или иной религии или религиозных течениях обрядов, праздников, ритуалов, обычаев.
Культ присущ любой форме религии, начиная от самых ранних.
Задание: Докажите мысль, что культ присущ любой форме религии, начиная от самых ранних.
4 слайд «Структура религии»
Учитель: рассмотрим подробнее структуру религии. Между религиозным сознанием и религиозными действиями существует органическая связь. Религиозный культ есть не что иное, как реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Основой культовой системы является обряд.
Работа в тетради: Обряд – это действия, устанавливаемые обычаем (традицией) социальной общности, символизирующие определенные идеи, нормы, идеалы и представления. Обряд выполняет в обществе важные функции. (Приложение № 1)
5 слайд Таблица «ОБРЯД»
Учитель: мы познакомились с религиозным культом, смотрим на схему (ПРИЛОЖЕНИЕ №3) и смотрим шестой компонент структуры религии – это религиозные организации.
Запись в тетради: Религиозная организация – это объединение профессиональных священнослужителей и верующих на основе единого вероучения и культа. ( ПРИЛОЖЕНИЕ №4)
6 – 7 слайд таблица «РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ»
Задание: Привести примеры на виды религиозных организаций
8 СЛАЙД Аудиозапись № 12 ЦЕРКОВЬ (религиозная энциклопедия).
Закрепление. – В чем смысл религиозного культа? – Что такое обряд? – Что такое церковь? — Что такое секта?
Домашнее задание: повторить все изученные темы, подготовиться к обобщающему уроку, подготовить сообщения о существующих религиях на территории России и религиозных организациях.
Подведение итога урока

Третьяковская галерея продолжает проект «Золотая карта России». 29 выставка называется «101 икона из Ярославля». Подбор произведений на прошлые выставки проводили сотрудники Третьяковской галереи, приезжали в музей-участник и старались подобрать интересную тему и работы. Ярославский художественный музей славится своей коллекцией произведений древнерусского искусства. Когда стало ясно, что готовится выставка иконописи, то Третьяковская галерея «взяла выставку не глядя», так как уровень коллекции очень высок. И это понятно. Ярославль — старинный город, основанный Ярославом Мудрым, в 2010 году он будет праздновать свое 1000-летие. Город стоит на Волге, его жители занимались торговлей и богатые купцы не жалели денег на строительство храмов и на их украшение. Расписывали церкви как ярославские, так и приглашенные мастера.

История формирования коллекции икон довольно печальная. Начало коллекции положило разрушение храмов после 1917 года. Сотрудники могли позволить взять для музея лишь несколько икон из каждого комплекса, предпочтение отдавалось наиболее древним и памятникам с наилучшей сохранностью. К сожалению, подобная выборочность не позволила сохранить полностью комплексы убранства храмов. Собиралось даже больше, чем музей мог позволить себе включить в коллекцию и отреставрировать.

В 1977 году при подготовке экспозиции древнерусской иконописи в Митрополичьих палатах на чердаке было обнаружено более 80 икон. Это памятники из храмов, которые стояли рядом с палатами. Очевидно, что в 1920-е годы было отобрано больше памятников, чем разрешалось взять в музей. Но сотрудники музея все равно сохранили иконы, в настоящее время готовится выставка этих памятников в Ярославле.

А в Москве выставлена 101 икона XVII — XVIII столетия. Часть памятников — знаменитые работы, известные исследователям и зрителям, 16 памятников впервые выставлены после реставрации. Реставрация проходила на частные пожертвования. Бытует мнение, что расцвет иконописи приходится на допетровское время, когда работали такие известные мастера как Андрей Рублев, Дионисий и Феофан Грек. А после того, как начала развиваться светская живопись, иконопись приходит в упадок. Отчасти это подтверждает и экспозиция Третьяковской галереи, где произведениям Андрея Рублева отведен отдельный зал, а памятники XVI- XVIII века выставлены в общем зале. Якобы с XVII века художники уже работали в европейской линии, а иконописью занимались только ремесленники. Выставка показывает, что иконопись развивалась и в то время, когда формировалось светское искусство.

В Ярославле в Митрополичьих палах, памятнике архитектуры XVII века, иконы показываются на традиционных побеленных стенах. В Третьяковской галерее свой подход к оформлению экспозиций. Региональный проект музея называется «Золотая карта России», а XVII век ярославской иконы — золотой век. Но на самом деле золота в ярославских иконах не так много. Может быть, золото осталось в окладах, которые не представлены на выставке, на выставке показаны только иконы, без драгоценного оформления. В ярославских иконах больше охры, чем золотого цвета. Экспозиционный ход Третьяковской галереи, когда работы выставлены на насыщенном краплачном фоне, оттеняет охру, придавая ей вид золота. Таким образом получилась «золотая выставка» ярославских икон.

Если проект «Золотая карта России» был задуман Третьяковской галереей как бы в знак помощи региональным музеям. То в данном случае это правило не работает. Ярославский музей представил коллекцию из значительных произведений, некоторые их них Третьяковская галерея не отказалась бы представить и в своей постоянной экспозиции. Получается, что в данном случае оба музея выступают на равных. Показ для прессы проводили А.В. Федорчук, сотрудник Ярославского художественного музея, и Л.В. Нерсесян, сотрудник Третьяковской галереи. Специалисты по древнерусской живописи рассказывали о памятниках в формате диалога, дополняя рассказ друг друга.

На выставке зрители увидят образы Богоматери, Спасителя, архангелов Михаила и Гавриила, Рождество Христово, преподобных Зосиму и Савватия и многие другие традиционные и особенные ярославские варианты трактовки библейских сцен.

Стоит ли идти на выставку человеку, который ведет светский образ жизни, то есть не имеющему определенных конфессиональных предпочтений? Ответим положительно. Ярославские иконы не только являются предметами религиозного культа, но и произведениями искусства.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *