Религиозная живопись

Ф.А. Бруни МЕДНЫЙ ЗМИЙ 1841 г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей Сюжет Ветхого Завета стал основой гигантской картины. На огромном холсте (48 м2!) представлен эпизод сорокалетнего странствия иудейского народа, освобождённого Моисеем из египетского рабства, в поисках Земли обетованной. Разгневанный Господь послал провинившимся людям наказание — дождь из ядовитых змей, и только тот, кто раскается, останется в живых.

ТАЙНЫ КАТАКОМБ

Первые известные изображения, связанные с христианской религией, относятся к II—IV вв., ко времени, когда христианство преследовалось языческой Римской империей. В росписях пещер-катакомб соединялись античные мотивы с христианскими тайными символами. Так, певец Орфей отождествлялся с библейским царем Давидом-псалмопевцем, Персей, победивший чудовище, — со святым Георгием Змееборцем.

Категория:Религиозная живопись

В Евангелии Бог сравнивается с виноградарем, а Христос — с пастырем, и приверженцы новой веры прекрасно понимали смысл иносказательных сцен сбора винограда или пастуха со стадом, изображённых на стенах пещер. В 313 г. гонения прекратились, так как император Константин I Великий своим эдиктом признал за христианством равные права с другими религиями, а вскоре оно стало государственной религией Восточной Римской империи. С этого времени начинается активное строительство и украшение храмов.

ТИТАН ВОЗРОЖДЕНИЯ

Леонардо да Винчи БЛАГОВЕЩЕНИЕ 1473—1475 гг. Флоренция, галерея Уффици

Отражение библейских событий становится основной темой искусства Средних веков, а затем эпохи Возрождения, пришедшей на смену строгому, суровому Средневековью. Одним из шедевров эпохи Возрождения является величественно-спокойная композиция «Благовещание», созданная Леонардо да Винчи для монастыря Сан-Бартоломео в 1470 г. Художник отступил от традиции и первым показал этот эпизод Нового Завета не в закрытом помещении, а на фоне пейзажа, что усиливает впечатление реальности происходящего действия.

И.Е. Репин РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО 1890 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ЖИВОПИСЬ

Священная библейская история, живущая в древнерусском искусстве в иконах и фресках, с середины XVIII в. становится одной из главных тем светской живописи. В картине художник свободен от церковного канона. Перед ним не ставится строгая задача точной передачи текста. Иконопись больше обращалась к Новому Завету, к сюжетам из жизни Христа, Богородицы и христианских святых. Сюжеты Ветхого Завета (это древнейшая часть Библии) изображались реже. Историческая картина использует тексты Ветхого Завета значительно чаще.

Направления в живописи 19 века достаточно тесно перекликаются с направлениями века предшествующего. В начале столетия ведущим направлением во многих странах был классицизм. Зародившийся в 18 веке, этот стиль продолжал развиваться, при том в разных странах его развитие имело индивидуальные особенности.

Классицизм

Художники, работавшие в этом направлении, вновь обращаются к образам античности.  Однако через классические сюжеты они пытаются выразить революционные настроения – стремление к свободе, патриотизм, гармонию между человеком и общество. Ярким представителем революционного классицизма был художник Луи Давид. Правда, со временем классицизм перерос в консервативное направление, которое поддерживалось государством, а значит, стало безликим, прилизанным цензурой.

Особенно яркий расцвет живописи в 19 веке наблюдался в России. В это время здесь образовалось множество новых стилей и направлений.  Аналогом классицизма в России являлся академизм. Этот стиль обладал чертами классического европейского стиля  —  обращение к образам  античности, возвышенная тематика, идеализация образов.

Романтизм 

В начале 30-х годов 19 века в противовес классицизму появился романтизм. В обществе того времени происходило множество переломных моментов.

Религиозное искусство

Художники стремились абстрагироваться от неприглядной реальности, создавая свой, идеальный мир. Тем не менее, романтизм считается прогрессивным течением  своего времени, потому что стремлением художников романтиков было донесение идей гуманизма и духовности.

Романтизм — это емкое направление, отразившееся в искусстве многих стран. Смысл его – возвеличивание революционной борьбы, создание новых канонов красоты,  написание картин не только кистью, но и сердцем. Эмоциональность здесь ставится во главу угла. Для романтизма характерно введение во вполне реальный сюжет аллегорических образов, искусная игра светотени. Представителями этого направления были Франциско Гойя, Эжен Делакруа, Руссо. В России к романтизму относят работы Карла Брюллова.

 

Реализм

Задачей этого направления стало изображение жизни такой, как он есть. Художники реалисты обращались к образам простого  народа, основные черты их произведений – критичность и максимум правдивости. Они изображали в деталях лохмотья и дыры одежды простых людей, искаженные страданием лица простого народа и толстые телеса буржуа.

Интересным явлением 19 века стала Барбизонская школа художников. Этот термин объединял нескольких французских мастеров пейзажа, которые выработали свой собственный, непохожий стиль. Если в направлениях классицизма и романтизма природа разными способами идеализировались, то барбизонцы стремились изображать пейзажи с натуры.  На их картинах  — образы родной природы, и простые люди на этом фоне. Самые известные художники Барбизонцы – это  Теодор Руссо, Жюль Депре, Вержиль ля Пенья, Жан-Франсуа Милле, Шарль Добиньи.
 
Жан-Франсуа Милле
 

Творчество барбизонцев повлияло на дальнейшее развитие живописи 19 века. Во-первых,  у художников этого направления появились последователи в ряде стран, в том числе и в России.  Во-вторых, барбизонцы дали толчок для возникновения импрессионизма. Они первыми стали писать картины на пленере. В дальнейшем традиции изображения реальных пейзажей подхватили импрессионисты.

Эпоха импрессионизма стала завершающим этапом в живописи 19 века, и пришлась на последнюю треть столетия. Художники импрессионисты подошли к изображению реальности еще более революционно. Они стремились передать не саму природу, и не образы в деталях, а то впечатление, которое производит то или иное явление.

Импрессионизм был прорывом в истории живописи. Этот период подарил миру множество новых техник и уникальные произведения искусства.

Комментарии

Юля23.09.2013 19:13

Спасибо

Анастасия02.05.2014 14:26

Один из моих любимейших художников — Поль Сезанн. Такие же восхитительные и "живые" картины, как и у самого Ван Гога.

Константин25.02.2015 17:54

не хватает импрессионизма, а так очень хорошо

Милана05.04.2016 14:37

очень хороший сайт, помог с домашкой)

Мика02.03.2017 21:03

Очень помогло!!! Спасибо)

Ваш комментарий

Все записи в разделе Живопись

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *