«Если человек верит, его ничто не остановит». Эти слова принадлежат Мартину Лютеру, начавшему Реформационное движение в Европе.

В ходе урока вы узнаете о религиозных противоречиях в Европе, положении католической церкви, учении Мартина Лютера и Реформации в Германии.

Религиозные противоречия в Европе. В XVI веке большая часть европейского населения исповедовала христианство. Оно разделялось на две ветви – католицизм и православие.

Католики проживали в основном в Западной Европе и относились к Римско-католической церкви. У католиков был общий духовный лидер – папа римский.

Православные составляли большинство населения Восточной Европы. В процессе исторического развития возникло несколько самостоятельных церквей. Они не имели общего лидера.

Между двумя ветвями христианства постоянно возникали разногласия. Причин тому было несколько:

богословские разногласия;

культурные различия;

попытки пап подчинить своему влиянию православных европейцев (сделать это они пытались посредством церковных уний).

Южные и юго-восточные европейцы имели тесные контакты с мусульманами. Еще в период Средневековья на Пиренейском полуострове проживали арабы, которых в Европе называли маврами. Но после окончания Реконкисты арабы массово переселились в Северную Африку. А те, кто остался в Европе, приняли христианство.

На Юго-Востоке количество мусульман увеличилось после османского завоевания. Пала Византийская империя. Многие балканские народы вынужденно приняли ислам. Это были жители Болгарии, Македонии, Сербии и многие другие.

В Европе также проживали иудейские общины. Изначально это были выходцы из Ближнего Востока, пришедшие вместе с арабами на Пиренеи. Со временем они расселились по всей Европе.

Католическая церковь. Римско-католическая церковь в период позднего Средневековья была достаточно могущественной. После начала Великих географических открытий она распространила свое влияние на разные части света. Достигалось это посредством миграции населения и деятельности миссионеров.

Популяризацией церкви занимались деятели искусства эпохи Возрождения, которым покровительствовали римские папы.

Католическая церковь оставалась равнодушной к критике со стороны простых людей, недовольных расхождением между тем, что проповедовали духовники и их поступками.

Высшие духовные лица погрязли в роскоши и вели себя как князья, они не соблюдали церковные обеты и устав.

Церковь получала огромную прибыль от различных поборов. Например, десятины или платы за обряды. Она же стала крупным собственником имущества, как движимого, так и недвижимого.

Одним из крупных источников дохода стала симония – продажа церковных должностей. Желающий занять должность выплачивал большую сумму денег церкви, а потом получал номинальное жалование, которое называлось «синекура». Что переводится с латинского как «без заботы».

Активно шла торговля индульгенциями – грамотами об отпущении грехов.

Люди жаловались на утрату веры, полное равнодушие к религии, уклонение от обрядов. Все эти явления связывались с пороками, в которых погрязла католическая церковь. Стали появляться призывы к ее реформе.

Мартин Лютер. 31 октября 1517 года монах и теолог Мартин Лютер выступил с критикой церковной практики продажи индульгенций. Этому предшествовало издание папой Львом X буллы о продаже индульгенций для сбора средств на строительство Собора святого Петра и спасения человеческих душ.

В октябре 1517 в окрестностях германского Виттенберга появился монах Тецель, ездивший с двумя большими ящиками. Один из них был наполнен индульгенциями, а другой – деньгами, вырученными за продажу. Это вызвало возмущение Лютера.

Первоначально Мартин Лютер осуждал лишь отдельные проявления недостатков церкви. Однако все его предложения остались без внимания со стороны высшего духовенства. А сам Лютер подвергся гонениям, превратившись в оппозиционера. Итогом его деятельности стала революция в религиозно-церковных отношениях.

Свои тезисы Мартину Лютеру удалось распространить с помощью печатного станка, на котором он отпечатал множество экземпляров своей работы. Вскоре его идеи нашли массовую поддержку. Началась Реформация – общественное движение в Западной Европе, возникшее в XVI веке и направленное на проведение церковной реформы.

Одной из задач Реформации стала разработка новой этики и морали, которыми люди могли бы пользоваться в повседневной жизни.

Мартин Лютер подверг критике желание духовенства стать посредником между людьми и Богом. Обоснованием этим попыткам служило церковное учение о спасении души через соблюдение обрядов.

Учение Лютера основывалось на спасении души верой. А показателем любви к Богу являлось благопристойное поведение человека. Мартин Лютер считал, что нужно четко разделить религиозные, светские, церковные и мирские интересы. А наивысшей ценностью объявил трудолюбие. Лютер называл важным любой труд, приносящий пользу и доход.

Лютер хотел, чтобы было упразднено духовенство как сословие. Вместо них нужно назначить пасторов, отличающихся от простых людей только осведомленностью в религиозных вопросах.

Источником веры, по мнению Мартина Лютера, должна быть только Библия и каждый человек может ее изучать самостоятельно, не прибегая к помощи церкви. В свою очередь задача церкви – разъяснить смысл Писания при необходимости. В период своего изгнания Лютер сделал первый перевод Библии на немецкий язык.

Лютер призывал церковь отказаться от всех поборов, десятины, продажи индульгенций и роскошного убранства.

В 1520 году была издана папская булла об отлучении Лютера от церкви, однако он сжег ее.

Тогда в 1521 году был созван Вормсский рейхстаг. Император Карл V предложил Лютеру отказаться от своих идей, однако он отказался, сказав: «На том стою, и не могу иначе». Согласно Вормсскому эдикту Мартин Лютер и его последователи были объявлены еретиками.

Реформация в Германии. Народ был взволнован идеями Лютера. Среди его сторонников были как простые люди, так и князья.

В 1524 – 1525 годах шла Крестьянская война. Предводитель восстания Томас Мюнцер считал, что, если крестьяне и ремесленники возьмут власть в свои руки, они смогут восстановить в мире порядок, который будет соответствовать божественному замыслу.

Христофор Шапеллер обобщил все крестьянские жалобы в один документ, получивший название «12 статей». Люди хотели сами назначать и смещать священников. А деньги с десятины направлять на поддержку бедных.

Горожане создали свой проект – «Гейльброннскую программу». Она предусматривала лишение власти духовенства и роспуск монастырей.

В то же время князья хотели провести секуляризацию земель церкви – изъятие их в пользу государства. Император не согласился на это и выступил против реформационных идей. Лютеране выразили ему протест, и с тех пор их стали называть «протестантами».

В 1530 году собрался Аугсбургский Рейхстаг, где основные принципы лютеранства изложил Филипп Меланхтон. Его идеи касались в основном обрядовой стороны учения.

Были упразднены пышные богослужения и почитание икон.

Вместо мессы вводилось простое богослужение, основанное на проповеди пастора.

Из семи таинств сохранены были только крещение и причастие.

Церковь переходила в подчинение светских правителей.

Борьба длилась на протяжении нескольких лет, пока в 1555 году не был заключен Аугсбургский мир, по которому католики и протестанты уравнивались в правах, а население германских земель исповедовало ту религию, которой придерживался князь.

Сторонники лютеранства появились и в других государствах Европы, преимущественно Северной. Это были Швеция, Дания, Финляндия, Норвегия и Прибалтика.

Давайте подведем итоги.

К началу XVI века в Европе обозначились противоречия между разными религиозными течениями.

Призывы к реформе католической церкви были связаны с недовольством населения ее действиями.

В 1517 году Мартин Лютер издал «95 тезисов», обосновав реформу церкви.

Согласно Аугсбургскому миру католики и протестанты Германии были уравнены в правах.

Хронологическим периодом Возрождения является эпоха Реформации, завершившая величайший прогрессивный переворот в развитии европейской культуры. Гуманистические идеи Возрождения коснулись важнейшей сферы духовной жизни средневековой Европы – церкви. Идеи возвращения к подлинным смыслам религиозных отношений, которые, как видится гуманистами, были утрачены из-за неправедного образа деятельности существующей церкви, послужили основой движения Реформации – движения за обновление церкви, за беспосредническое общения человека и Бога, за упразднение сложного церковного церемониала и т.д.

Реформация — это широкое религиозное и социально-политическое движение, направленное на преобразование христианской религии, сложившейся в Европе в форме католического вероисповедания. Начавшись в Германии в 16 веке, Реформация охватила ряд европейских стран и привела к отпадению от католической церкви Англии, Шотландии, Дании, Швеции, Норвегии, Нидерландов, Финляндии, Швейцарии, Чехии, Венгрии, частично Германии.

Реформация проходила под лозунгами исправления церкви, которое преимущественно понималось как избавление от всего излишнего и вредного, что привнесено было стараниями римского руководства и что не только соответствовало первоначальному христианству, но и прямо противоречило ему. Безраздельное господство католической церкви во всех сферах жизни привело в итоге к ее внутреннему перерождению и разложению. Проповедуя смирение и воздержанность, церковь непристойно богатела, наживалась на всем. Высшие чины католической церкви жили в неслыханной роскоши, предавались разгулу шумной светской жизни, очень далекой от христианского идеала.

Однако действительные причины Реформации носили гораздо более сложный и многообразный характер. Не только «порча» христианства папством заставляла участников движения искать новые формы для христианства, но и ряд иных обстоятельств.

Общая тенденция к формированию национальных государств встречала сильное противодействие со стороны наднациональной католической церкви. Развитие промышленности и торговли, становление новых социальных и экономических отношений так же сталкивались с препятствиями, порождаемыми традиционной идеологией. Немаловажным было и то, что новые тенденции сами по себе спровоцировали кризис роста. Многие участники социально-экономических процессов того времени были не против того, чтобы разрешить встававшие проблемы за счет церкви.

Но Реформация была не просто религиозным обновлением, это была глубочайшая трансформация христианской культуры. Итогом этой трансформации явился не только новый вариант христианского вероисповедания — протестантизм, но и новый тип человека с новым отношением к жизни и к самому себе. Именно этот тип человека стал движущей силой бурного развития западноевропейской цивилизации. Реформация изменила смысловой мир христианства и заложила основы христианской культуры нового типа. В этой обновленной культуре христианская духовность выступила как смысловая основа новой трудовой этики и стала вдохновляющей силой рационально-практического преобразования мира. Именно страны, выбравшие путь Реформации, достигли наибольших успехов в деле развития цивилизации. Реформация стала духовным ответом на вызов, брошенный человеческому духу социально-экономической и культурной ситуацией XVI века. Поэтому, обратимся вначале к тому контексту, в котором вызревали истоки новой культуры.

Жизнь мирянина была исполнена повседневных мирских забот, не имевших ни малейшего отношения к спасению души. Однако считалось, что церковь в силу религиозных заслуг своих святых накапливает больше благодати, чем это нужно для спасения признанных праведников. И это избыточное количество благодати церковь дарует мирянам, но не всем, а тем, кто в своей мирской жизни придерживается религиозных правил и поддерживает усилия церкви по спасению всего мира. Правда, в реальной жизни оказывалось, что поддержка церковных усилий вовсе не обязательно требовала высокой личной нравственности. Благодать и спасение можно было «заработать» паломничеством, участием в крестовом походе или просто имущественным либо денежным пожертвованием на нужды церкви. Иными словами, совершался своего рода обмен благ земных на блага небесные. Пока в Европе господствовали феодальные традиции, этот обмен удерживался в определенных рамках и не нарушал стабильность общества, но ситуация резко изменилась с расширением сферы товарно-денежных отношений. Папы и гигантский аппарат церкви почувствовали возможность невиданного обогащения, продавая отпущения грехов за деньги. Эти «отпущения», изложенные в письменном виде, назывались индульгенциями, и специальные представители церкви во всю торговали ими в общественных местах. Можно было купить индульгенцию, прощающую самое страшное преступление. Это, безусловно, не могло спасти попавшегося преступника от мирского суда, но заранее обеспечивало небесное прощение соответствующего греха (или многих грехов — все зависело от уплаченной суммы). Продажа индульгенций была одним из самых доходных промыслов, но она подрывала авторитет церкви. Более того, она фактически лишала смысловой перспективы тех, кто честно трудился в новых областях жизни. С точки зрения традиционной этики их деятельность носила оттенок греховности, но честное предпринимательство не оставляло возможности для «денежного выкупа» грехов, в то время как богатый разбойник или феодал, пользующийся имеющейся у него властью, имели и больше денег и больше заслуг перед церковью, а значит, и перед самим Богом. Дело, таким образом, было вовсе не в продаже индульгенций — эта продажа лишь обнажила духовный кризис папской церкви. Отсюда — распространенность апокалипсических настроений среди «третьего сословия». Этот кризис особенно затронул Германию, которая в силу своей раздробленности подвергалась сильным поборам со стороны единой и могущественной католической церкви.

Как уже упоминалось выше, Реформация началась в Германии, и это было не случайно. Германия формально входила в Священную Римскую империю, но фактически политические связи между Италией и Германией к тому времени существенно ослабли. Император, олицетворявший идею единства государства, давно превратился в чисто номинального правителя, избираемого наиболее могущественными князьями. Сама империя уже не была прочно организованным целым и являлась простым конгломератом княжеств, городов. Эти образования в большинстве своем не могли противостоять притязаниям церкви и население их более чем где-либо, ощущало ее гнет. Конфликт между растущими городами и феодальными структурами зашел в тупик. Доминируя в политическом отношении, князья и рыцари были в полной экономической зависимости от бюргерства. Развитие денежного обращения влекло не только относительное обнищание старых господствующих слоев населения, но и заставляло их, в свою очередь усиливать давление на крестьян и горожан, многие из которых в результате оказывались в совершенно невозможном положении.

Естественно, что всеобщее недовольство должно было обратиться на Римскую церковь. Бюргерство видело в ней опору феодальных властей и вообще консервативный институт, препятствующий свободному решению экономических задач, регламентирующий не только быт, но и сами методы хозяйствования. Князья и дворянство видели в ней мощного конкурента, имущество и права которого не прочь были присвоить. Крестьяне и городские пролетарии были недовольны ею, как и всем вообще.

Немецкое общество все более и более проникалось идеями чешского богослова, ректора Пражского университета Яна Гуса (1371-1415). Он выступал за ограничение и упрощение католического богослужения, переведение его на национальный язык и за создание независимых от Рима церквей. Гус был осужден и сожжен. Однако его учение охотно поддерживали и немецкие гуманисты, неустанно критиковавшие церковь. Целый ряд идей, предвосхищавших реформу церкви, содержался уже в выступлениях мыслителей Ренессанса. Следовательно, Реформация и Ренессанс неотделимы друг от друга.

В сложившихся условиях и выступил со своей проповедью Мартин Лютер (1483-1546 гг.) — выходец из бюргерской семьи, ставший монахом и ученым богословом. Знаменитый реформатор родился в Тюрингии в семье со скромным достатком. Тем не менее, он получил хорошее образование в Мансфельде, Магдебурге, Эйзенахе и в Эрфуртском университете. Он был искренним католиком, поклонником св. Августина. В 1505 г. он даже ушел в августинианский монастырь, хотя это и вызвало разрыв с родителями. Впоследствии, по предложению руководства монастыря, он перебрался в Виттенберг для преподавания в университете и проповеднической деятельности.

Все началось с тезисов, которые Мартин Лютер 31 октября 1517 г. вывесил для обсуждения на воротах Виттенбергской церкви. Тезисы доказывали, что сама по себе покупка индульгенции не может примирить грешника с Богом, для этого требуется внутреннее раскаяние. Тезисы еще не были разрывом с властью папы, они еще вписывались в традицию, но дальнейшие события показали, что высказана только малая толика того, что выражало настроение не только Лютера, но и самых широких общественных слоев. «Современникам поступок Лютера казался более важным и богатым последствиями, чем ему самому. До сих пор подобные вопросы обсуждались только в кабинетах ученых — теперь они были отданы на суд толпы. Это ошеломляло, возбуждало восторг; казалось, свежая струя воздуха проникла в невыносимо душную атмосферу, в которой задыхалось тогдашнее общество. Все вздохнули свободнее и разом заговорили».

Реформация выражала не только духовные интересы — она была выгодна и князьям, освобождавшимся от властной и обременительной опеки церкви. Поэтому Лютер нашел себе союзников и среди сильных мира сего. Без этого совпадения интересов успех Реформации никогда не был бы таким быстрым и очевидным, но все же ее истинный смысл лежит не в утилитарно-прагматической, а в духовно-нравственной сфере.

Лютер категорически отвергает идею спасения в силу каких бы то ни было заслуг. Лютер потребовал возврата к нравственным принципам первоначального христианства с присущей ему простотой, искренностью, погруженностью в веру. Человек не должен искать промежуточной инстанции спасения, уповая на них и наделяя их правом наказывать и прощать, ибо тем самым он изменяет Богу. Лютер исходит из того, что человеческая природа столь основательно повреждена грехопадением, что никакие религиозные заслуги не могут приблизить человека к спасению. По Лютеру, спастись можно только верой в искупительную жертву Христа. Причем эта вера есть не личная заслуга, а проявление божественной милости — избранности к спасению: по настоящему веруют лишь те, кого Бог избрал для спасения.

Поскольку все одинаково испорчены, Лютер устраняет догматическое различение священников и мирян: каждый верующий имеет «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение (принцип всеобщего священства). Священник в протестантизме лишен права исповедовать и отпускать грехи, он нанимается общиной верующих и подотчетен ей.

Лютер провозгласил Библию последней инстанцией в делах веры. До Реформации Священное Писание издавалось, исключительно, на латыни и было фактически недоступно основной массе верующих. Посредником между людьми и Откровением Бога, изложенным в Библии, выступала церковь, которая трактовала Библию в соответствии со Священным Преданием. В результате последней инстанцией для верующего становилось решение папы. Отвергая (в отличие от католичества и православия) священное предание и власть папы, протестантизм провозгласил Библию единственным источником вероучения. А поскольку все одинаково поражены первородным грехом, то нет, и не может быть особой группы людей, обладающих исключительным правом говорить от имени Священного Писания.

Лютер впервые перевел Библию на немецкий язык и провозгласил ее изучение и толкование первейшей обязанностью каждого верующего. Было ликвидировано монашество, упрощено богослужение (оно было сведено к проповеди). И, наконец, Лютер отвергает большинство таинств (оставалось только два — крещение и причащение), святых и ангелов, культ Богородицы, поклонение иконам и святым мощам, чистилище.

Итак, человек спасается только верой, а не внешним исполнением религиозных заповедей. В самой по себе формулировке этого принципа нет ничего нового, она присутствует уже в Новом Завете, в посланиях апостола Павла. Коренное отличие от средневекового католичества состояло в понимании того, как проявляется и реализуется подлинная вера. Подлинная протестантская вера реализует себя не в специфических религиозных усилиях, а в земном служении людям через добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей. И важен здесь не сам по себе результат, а именно упорство в исполнении своего долга, вдохновляемого евангельскими заповедями. Рационально осмысленное практическое служение людям здесь обретает то высокое значение, какое раньше имело лишь религиозно-культовое служение Богу. Об этом недвусмысленно говорит сам Лютер: «Если ты спросишь последнюю служанку, зачем она убирает дом, моет клозет, доит коров, то она может ответить: я знаю, что моя работа угодна Богу, о чем мне известно из его слов и наказа».

Всесторонне исследовавший влияние протестантизма на развитие западноевропейской цивилизации Макс Вебер (1864—1920), указывает, что фактически честный упорный труд в протестантизме обретает характер религиозного подвига, становится своеобразной «мирской аскезой». При этом религиозное (спасительное) значение имеет не сам по себе труд, а внутренняя вера. Но и вера сама по себе есть не личная заслуга, а свидетельство избранности к спасению: по настоящему веруют лишь те, кого Бог избрал для спасения. А это значит, что протестантизм с самого начала отверг всякого рода самообман, связанный с имитацией подлинной веры и последующим самоуспокоением. Внутренней верой, добрыми делами и упорным честным трудом протестант должен не «заслуживать», а непрерывно подтверждать свою изначальную спасенность. Но если это ему удается, то он обретает уверенность в спасении. Такая уверенность придает ему внутренние силы, но она изначально лишена самодовольства, которое может быть порождено заслугой: спасение заслужить невозможно, оно дается лишь по неизреченной милости Божией.

Новое понимание религии как непосредственной личной связи человека с Богом было сильнейшим ударом по католической церкви, духовному и политическому оплоту феодализма, ограничение церковного авторитета в вопросах веры и нравственности, отстаивание нравственного значения труда и освящение деловой предприимчивости – вот вклад сделанный Лютером в становление раннебуржуазной идеологии и культуры.

Продолжателем Реформации стал французский теолог Жан Кальвин(1509-1564), который большую часть своей жизни провел в Швейцарии.

Кальвин родился во Франции в состоятельной семье, имевшей связи в церковных и аристократических кругах. Первоначальное образование получил домашним образом. Затем учился философии в Париже и праву в Орлеане и Бурже. Как и многие в его время, Кальвин увлекался гуманистическими идеалами, но в 1532 г., усвоив идеи Лютера, он быстро превратился в весьма популярного среди парижских протестантов проповедника и погрузился в теологическую проблематику. Поскольку французское правительство стремилось воспрепятствовать распространению в стране протестантизма и преследовало инакомыслящих, Кальвин вынужден был оставить Париж, а затем и Францию. Он некоторое время преподавал и проповедовал в Страсбурге и Базеле. Наконец, обосновался в Женеве, где встал не только во главе церкви, но и фактически и во главе управления городом, превратив его в центр протестантского образования.

Ему удалось создать наиболее последовательную доктрину и встать после смерти Лютера во главе всей Реформации, которая приобрела в то время уже характер широкого международного движения.

Кальвин под влиянием идей Лютера отрекся от католической церкви и примкнул к протестантскому движению. В Швейцарии он написал свой главный трактат «Наставления в христианской вере», догмы которого выражали интересы самой смелой части тогдашней буржуазии. Кальвин не выдвинул принципиально новых идей, но систематизировал идеи Лютера. Кальвинизм, еще более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви демократический характер (выборность руководства церкви мирянами), отделил ее от государства, хотя и оставил самостоятельной политической системой.

Кальвин стоит на тех же позициях, что и Лютер, однако, он подчеркивает большую возможность активного включения христианина в земные дела. Приобщение к светским благам связано с владением имуществом и его умножением, необходимо лишь умеренное пользование богатством в согласии с божьей волей.

Основа кальвинизма — учение о божественном предопределении. Эту идею Кальвин довёл его до абсолютного фатализма: одни люди еще до рождения предопределены богом к спасению и небесному блаженству, а другие — к гибели и вечным мукам, причем никакие действия человека, ни его вера не в силах это исправить. Однако поскольку пути господни неисповедимы и никто не может знать своей судьбы, то всем следует поддерживать готовность к высокому избранию. Божественное предопределение скрыто от людей, и потому каждый христианин должен прожить свою жизнь так, как если бы он был предопределен к спасению. Церковь видимая и есть союз для взаимного поддержания такой готовности. Отсюда вытекает право и обязанность церкви добиваться от своих членов правильных взглядов и поведения, используя отлучение, покаяние и прочие виды наказаний.

Кальвин стремился придать протестантизму суровый облик своего рода «монашества в миру» и взялся за руководство практическим воплощение протестантской этики в повседневную жизнь города Женевы. Кальвин проповедовал предельное ограничение своих жизненных потребностей, отказ от земных удовольствий, бережливость, постоянный упорный труд и совершенствование профессионального мастерства. Успех в профессиональной деятельности — признак богоизбранности, профессия выступает как призвание, место служения богу, поэтому профессиональный успех — самоценность, а не средство достижения материальных благ. Критика роскоши и праздности переходила в отрицание художественного творчества, литературы и искусства, в запрет на все увеселения и развлечения.

С 1536 года Кальвин поселился в Женеве, где в 1541 году становится фактическим диктатором города, добивается подчинения светской власти церкви. Кальвин осуществил принцип независимости церковной общины от государства. (Лютер же, освободив церковь от власти папы, не избежал ее зависимости от государства). Более того, руководители этой общины (а первым из них был сам Кальвин) обретали значительную власть над своими прихожанами (хотя проповедник и избирался общиной, она не могла легко сместить его, если только не было налицо явного преступления). Кальвин стал фактическим правителем Женевы, целиком подчинив себе консисторию (выборный церковный совет старейшин). Были введены суровые законы, направленные против малейшего нарушения норм протестантской нравственности. Правда, консистория могла налагать лишь церковные наказания, но она могла и передать осужденного гражданским властям, которые уже не были стеснены в выборе средств.

Женева утратила свой прежний веселый и вольнодумный облик. «Богатые и бедные, мужчины и женщины должны были по первому требованию предстать перед грозным трибуналом и за малейшее нечаянно сорвавшееся вольное слово, за улыбку некстати, во время проповеди, за слишком нарядный костюм, за завитые волосы выслушивали гневные выговоры, выставлялись у позорного столба, подвергались церковному отлучению, штрафам, тюремному заключению. Всякое оскорбление божественного имени считалось преступлением, наказуемым гражданскими властями. Под эту категорию можно было подвести все, что угодно, — и найденный при обыске какой-нибудь предмет прежнего католического культа…, и неуважительное отношение к проповеднику…» .

В 1553 году Кальвин сжег на костре вольнодумца врача Сервета, который бежал в Женеву, преследуемый католической инквизицией, но не угодил и фанатикам новой веры. Нетерпимость Кальвина к инакомыслящим снискала ему прозвище «женевский папа».

Кальвинизм позднее породил целый ряд течений и протестанских сект: пресвитериан, конгрегационалистов, пуритан, баптистов, адвентистов и др. Влияние Кальвина распространилось в той или иной степени на Англию, Шотландию, Голландию, Польшу, Данию, Францию.

Своеобразный характер приобрела реформация в Англии. Временем зарождения англиканства можно назвать 3 ноября 1534 год, когда король Англии Генрих VIII подписал акт, в котором он провозглашался единственным главой английской церкви.

Причиной этого действия со стороны Генриха был отказ ему Папой в просьбе дать развод с королевой Екатериной и разрешить брак с Анной Болейн. Папа долго медлил, и в итоге отказал, опасаясь родственника Екатерины Карла V – короля Испании и императора Священной Римской империи. Отказ Папы стал поводом для открытого неповиновения. Это означало отделение Церкви Англии от Римско-католической церкви, но еще не отказ от католического вероучения и обрядности.

С 1535 г. началась конфискация монастырской собственности, завершившаяся к 1539 г. С 1536 г. начинается богословская работа, призванная обосновать умеренный вариант, сохраняющий многие черты католицизма, но сокращающий число таинств до трех и сводящий все церковное предание только к решениям первых четырех Вселенских соборов. В 1552 г. уже признавалось, что одного усвоения Писания достаточно для спасения; что таинств только два (крещение и причащение); что учение о сврехдолжных заслугах ложно; что священнослужители всех рангов не обязаны быть безбрачны и др. С другой стороны – сохранялась епископальная система и церковная собственность (исключая монастырскую).

Формирование собственной догматики и культовой практики англиканства шло постепенно и в основном завершилось в 1571 году, когда парламент пересмотрел Символ веры и утвердил его новый вариант, состоявший из 39 пунктов. В этом Символе отрицалось папство, причастие, монашество, почитание мощей и икон. Однако существует епископальное управление, т.е. существование церковной иерархии сходной с католической.

Лютеранство, кальвинизм и англиканство далеко не исчерпывают всего разнообразия протестантизма. Принятый протестантами принцип личного суждения в интерпретации Библии привел к тому, что возникшие в период Реформации разновидности протестантизма стали дробиться и из них выделялись «дочерние» течения, появлялись новые протестантские деноминации. Кроме того, существуют деноминации так называемого маргинального протестантизма сильно отдалившиеся не только от других протестантских течений, но и от христианства вообще («Церковь Иисуса Христа святых последних дней» или Мормоны, «Общество Сторожевой башни» или Свидетели Иеговы). В XVII-XVIII вв. протестантизм распространился в Европе и особенно Америке.

Реформация способствовала процессу появления человека буржуазного общества: человек освободился от авторитарной опеки церкви, получил свободу самостоятельно мыслить, быть ответственным в своих суждениях и поступках. Вера перестала быть традиционной и стала делом личного выбора. В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазный, тип личности с новым отношением к миру, и через него оказала воздействие на развитие современной западной цивилизации и культуры: эффективной рыночной экономикой, гражданским обществом, демократическим правовым государством, духовной культуры и цивилизованным образом жизни.

Очевидно, что с каждым веком (а в наше время — с каждым десятилетием) роль религии в жизни общества становится всё менее весомой.

Думается, что тенденцию можно признать всеобщей, даже несмотря на то, что в обозримый период времени имели место случаи обратные. Как, например, Революция 1979 года, в ходе которой в относительно светском Иране установился прочный исламский режим. Надо полагать, что нечто подобное произошло в Афганистане после вывода советских войск. Можно упомянуть ещё несколько прецедентов, но всё же это скорее исключение из общего правила.

К тому же, бытует мнение, что такие события — это борьба народа (ну, или верхушки власти) за сохранение национальной идентичности, противостояние процессам вестернизации. Иными словами, исламизация здесь — не самоцель, а скорее средство возвращения к истокам, стержень так называемого «выбора собственного пути».

Политическую подоплёку тут рассматривать не будем, но что-то похожее можно увидеть и в современной России. Публичная религиозность сегодня — это не столько мода, сколько возможность выказать свою лояльность существующему строю, устоявшимся порядкам, а для рядового прихожанина — почувствовать себя чуть комфортнее в настоящей реальности.

«Бог умер!» — более ста лет назад провозгласил Фридрих Ницше, обозначая тенденции эволюции человеческого мировоззрения. И добавил, что, мол, такова уж природа людей, что ещё тысячелетиями будут существовать храмы, в которых демонстрируют его тень, и эту тень люди должны победить.

Парадоксальное высказывание немецкого мыслителя — вовсе не насмешка или призыв. Это — метафора социальной конституции современного общества, в котором уже нет не то что страха перед Высшим началом, но и веры в это самое начало почти нет. А под тенью здесь можно понимать искажённое восприятие, иное понимание изначального замысла. Тень — сущность ненадёжная, тёмная, зыбкая, поэтому и Высшее существо сегодня странное, необычное, неклассическое.

Маргинализация религиозности порождает, казалось бы, экзотические формы отрицания: атеизм, как выяснилось, может быть «сильным» и «слабым». Агностики считают, что мир непознаваем в принципе. Апатеисты вопрос существования бога не рассматривают ввиду его незначительности. Приверженцы итсизма признают, что есть нечто Высшее, однако оно не имеет никакого отношения к религии. А игностицизм подразумевает, что всё окончательно перепуталось и дилемма «Существует ли бог?» бессмысленна, потому что никто точно не знает, что есть бог.

Примечательно, что именно итсизм в последнее время набирает всё большую популярность. Настолько, что российские социологи были вынуждены ввести термин «внеконфессиональный верующий». И это наводит на мысль о том, что религия, которой придерживается отдельно взятый индивидуум, религиозность конкретного человека, духовная конституция личности — дело очень и очень интимное.

Вероятно, религия каждого человека — вещь сугубо уникальная, поскольку нет на свете двух людей, абсолютно идентичных друг другу. Поэтому и делиться впечатлениями и переживаниями по этому поводу стоит разве что с очень близкими людьми.

А у некоторых вообще — бог то есть, то нет. Когда необходимо — к нему обращаются, когда такой потребности нет — о нём забывают. Или даже подшучивают над религиозностью других.

И нет ничего удивительного в том, что ярые атеисты, сомневающиеся агностики или неосознанные приверженцы итсизма крестят в церквях своих новорожденных детей, дают имя в мечетях. На всякий случай! А вдруг…

Что-то вроде сделки, в надежде выиграть в знаменитом пари Паскаля, предложенном им ещё триста лет назад.

Подобно несчастному коту Шрёдингера, который одновременно и жив, и мёртв, бог в сознании каждого человека одновременно и существует, и не существует.

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ

Тер­ми­ном «но­вые ре­ли­ги­оз­ные дви­же­ния» («не­тра­ди­ци­он­ные ре­ли­гии и куль­ты», «воз­ни­каю­щие ре­ли­гии», «вне­кон­фес­сио­наль­ные, не­ка­но­ни­че­ские ве­ро­ва­ния», «аль­тер­на­тив­ные ре­ли­гии») обо­зна­ча­ют­ся ре­лиг. дви­же­ния и груп­пы, по­лу­чив­шие ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в 1960–70-х гг. в США, стра­нах За­пад­ной Ев­ро­пы, не­ко­то­рых го­су­дар­ст­вах Азии, а с сер. 1980-х гг. – в Рос­сии. От тра­ди­ци­он­ных ве­ро­ва­ний ряд но­вых ре­лиг. дви­же­ний (НРД) от­ли­ча­ет­ся но­во­вве­де­ния­ми, су­ще­ст­вен­но рас­хо­дя­щи­ми­ся с ве­ро­учи­тель­ны­ми ус­та­нов­ка­ми ис­то­ри­че­ских ре­ли­гий. При этом часть НРД (напр., нео­ори­ен­та­ли­ст­ские и нео­хри­сти­ан­ские) ис­поль­зу­ют эле­мен­ты док­трин тра­ди­ци­он­ных ре­ли­гий – ин­ду­из­ма, буд­диз­ма, хри­сти­ан­ст­ва, от­ли­ча­ясь от них ве­ро­учи­тель­ным син­кре­тиз­мом, ор­га­ни­за­ци­он­ным строе­ни­ем и вы­со­кой про­зе­ле­ти­че­ской ак­тив­но­стью. По­сле­до­ва­те­ли НРД – ве­рую­щие пер­во­го по­ко­ле­ния, хо­тя у не­ко­то­рых но­вых ре­ли­гий есть при­вер­жен­цы уже в не­сколь­ких по­ко­ле­ни­ях. Их ве­ро­ва­ния не толь­ко не уко­ре­не­ны в тра­ди­ции на­ро­дов стра­ны, на­ции, ре­гио­на, но и под­час всту­па­ют с ни­ми в кон­фликт. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют при­вер­жен­цы язы­че­ских ве­ро­ва­ний, на­стаи­ваю­щие на ис­то­ри­че­ской из­на­чаль­но­сти их ре­лиг. тра­ди­ции, а так­же та­кие, напр., на­прав­ле­ния, как Ве­ра Ба­хаи, при­вер­жен­цы ко­то­рых по­сто­ян­но под­чёр­ки­ва­ют свою ми­ро­лю­би­вую по­зи­цию. При этом нель­зя го­во­рить об ус­той­чи­во­сти ми­ро­воз­зре­ния адеп­тов НРД, по­сколь­ку им при­сущ пе­ре­ход из од­ной ре­лиг. груп­пы в дру­гую, за­час­тую ра­ди­каль­но про­ти­во­по­лож­ную. НРД ха­рак­те­ри­зу­ют­ся на­ли­чи­ем и до­ми­ни­рую­щей ро­лью в них ос­но­ва­те­лей та­ких дви­же­ний или их ли­де­ров, ко­то­рые час­то про­воз­гла­ша­ют се­бя бо­же­ст­ва­ми или их по­слан­ни­ка­ми (мес­сия­ми), при­нёс­ши­ми в мир но­вое, един­ст­вен­но ис­тин­ное уче­ние. Не­смот­ря на ряд су­ще­ст­вен­ных от­ли­чий, у НРД есть и не­что об­щее: ре­лиг. ра­ди­ка­лизм (ра­ди­каль­ное об­нов­ле­ние ре­лиг. тра­ди­ции или за­ме­на её на со­вер­шен­но иную), со­ци­аль­ная «аль­тер­на­тив­ность» (стрем­ле­ние транс­фор­ми­ро­вать об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ский строй). В по­след­ние го­ды про­ис­хо­дит по­сте­пен­ная адап­та­ция НРД к ок­ру­жаю­щей со­цио­куль­тур­ной ре­аль­но­сти (напр., криш­наи­ты).

Как войны изменяли политические организации, ставшие в итоге «привычными» нам государствами? Почему и когда возникают гражданские войны и революции? Почему и как нужно разделять власть? Что такое современная демократия? Почему в современных демократиях политическое представительство реализуется через политические партии? Почему выборы – важнейший институт демократии? Какие политические режимы более устойчивы к внешним изменениям? Как главе государства стоит поступить в случае неизбежного демократического транзита? Таковы одни из ключевых вопросов, которыми задаются исследователи сравнительной политики, а ответы могут быть найдены в рамках данного курса. Курс дает Вам двойную выгоду. Вы научитесь ЧТО и КАК сравнивать. Вы сможете познакомиться с важнейшими институтами, режимами и практиками. Вы осваиваете целый ряд способов анализа от всеохватных до казусно-ориентированных сравнений. Вы научитесь использовать надежные методы и достоверные научные технологии сравнения на основе тренировочных сравнений разнообразных государств и демократий мира. Вы сможете сравнивать различные виды власти и способы ее распределения в современных политиях или фактическое разделение властей. Вы познакомитесь с различными способами представительства людей или корпуса граждан – осуществляется ли оно главами государств или законодателями; изучите, как выборы и партии могут помочь или помешать демократическому представительству в различных случаях. Наконец Вы научитесь сравнивать «ускользающие» предметы изучения, например, преобразования, кризисы и конфликты различных видов. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ Финальная оценка за курс основана на 10 тестах, выполняемых в конце каждой недели, Экзамена, который выполняется в качестве тестового задания и 1 взаимно-оцениваемого задания. Подтверждение о выполнении курса доступно в двух формах: с отличием – балл по курсу должен составлять 80% или более; курс пройден – балл по курсу должен составлять от 65% до 80%. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ Курс рассчитан на слушателей, имеющих базовые представления о сфере политики и знакомых с набором основных понятий и концепций политической науки («власть», «государство» и его функции, «выборы», «политические партии»). Появились технические трудности? Обращайтесь на адрес: coursera@hse.ru

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *