Глоссарий не является в полном смысле авторским, значительная часть статей копирована из разных пособий и словарей, хотя в ряде случаев мной добавлены свои статьи или проведена редакция формулировок. Основные определения давно сформулированы, поэтому я не видел смысла пересказывать общеизвестное своими словами, создавая иллюзию «авторского» глоссария. В то же время приложение компактного словарика основных терминов представляется полезным.

Абсолют. В религиозных и некоторых философских учениях – неизменная, вечная и совершенная первооснова всего сущего – Бог, дух, идея и т.п., противопоставляемая относительному и обусловленному материальному бытию.

Аватара. В философии индуизма – нисхождение Бога из духовного мира в более низкие сферы бытия.

Автокефальная церковь. В православии самостоятельная поместная церковь, административно (канонически) полностью независимая от других поместных церквей.

Аид (Гадес, Плутон). В греческой мифологии подземного мира и царства мертвых; Аид – также само название царства мертвых.

Аксиома. В богословии – основание веры, лежащее до всякого рационального знания.

Аллах. В исламе – Бог, творец всего сущего.

Амораи. В иудаизме – законоучители, мудрецы-хахамим, знатоки и комментаторы Торы, Танаха и Мишны, создатели Гемары

Анимизм.Система представлений о наличии у человека, животных, растений и предметов независимого духовного начала – души; одухотворение сил и явлений природы.

Антропоморфизм.Перенесение присущих человеку психических свойств на явления природы, животных, предметы, мифические существа.

Апокалипсис. Одна из книг Нового Завета, содержащая пророчества о «конце света».

Апостол. В Евангелии – ученик Иисуса Христа из числа двенадцати, посланных им для проповеди своего учения.

Арес. В греческой мифологии – Бог войны, сын Зевса и Геры.

Артефакт.Предмет, изготовленный человеком и имеющий культурную ценность.

Архетипы. В психологии К. Юнга – универсальные изначальные врожденные психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного.

Атеизм.Система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога.

Афина. В греческой мифологии богиня войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел.

Афродита. В греческой мифологии богиня любви и красоты, возникшая, по преданию, из морской пены.

Библия. Собрание древних текстов, канонизированное в иудаизме и христианстве в качестве Священного Писания.

Бог. В религиозных верованиях – сверхъестественное существо; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, в теизме единому Богу принадлежит абсолютная власть над миром («всемогущество»). Вера в Бога – основа всякой религии.

Богоборчество.Система взглядов, включающая в себя неприятие Бога и созданного им мира как несовместимого с идеей блага и утверждающая права человека на переустройство такого мира.

Богородица. В христианстве – Дева Мария, мать Иисуса Христа, Богоматерь.

Богословие.Научная дисциплина, изучающая отношение человека к Богу и Бога к человеку, систематически излагающая и истолковывающая религиозное учение; теология.

Богочеловек. По религиозным и мифологическим представлениям – Бог в образе человека. Сам термин «богочеловек» был введен раннехристианским философом Оригеном для определения сущности Христа.

Брахма. В индуизме – бог-творец, создатель Вселенной, ее олицетворение и душа, один из богов верховной триады (тримурти): Брахма, Шива и Вишну.

Будда. Имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме. В буквальном переводе означает «мудрец», «человек, познавший истину», «просветленный».

Буддизм.Одна из мировых религий, возникшая в Древней Индии в VI-V вв. до н.э. и получившая распространение в Китае, Японии, Бирме, Монголии и некоторых других странах Востока.

Ваджраяна (ламаизм). Одно из направлений буддизма; утверждает возможность достижения состояния будды в земной жизни, высоко ценит авторитет духовных учителей (лам).

Велес (Волос). «Скотий бог» в славяно-русской мифологии, покровитель домашних животных и бог богатства.

Вера. 1) Убеждение в реальном существовании предметов религии или фантазии, а также в истинности того, что не доказано с несомненностью. 2) Состояние сознания верующего; религия. 3) Определенное религиозное учение, вероисповедание.

Верование. Система религиозных представлений.

Вероучение.Совокупность догматов, основных положений какой-либо религии.

Верующий. Тот, кто признает существование Бога.

Вишну. В индуизме – бог, выполняющий космическую функцию хранения мира и действующий в нем через множество своих реинкарнаций (аватар); один из богов верховной триады (тримурти): Брахма, Шива и Вишну.

Вселенские соборы.Съезды высшего духовенства христианской церкви. На Вселенские соборы выносятся решения богословского, церковно-политического, дисциплинарного характера.

Гемара. В иудаизме свод комментариев к второзаконию, часть Талмуда.

Гермес. В древнегреческой мифологии – бог торговли, покровитель путешественников.

Гефест. В греческой мифологии бог огня, покровитель кузнечного ремесла.

Гея. В греческой мифологии богиня земли, от которой произошли горы и море, первое поколение богов, киклопы, гиганты.

Грех. В религиозной этике моральное зло, состоящее в нарушении действием, словом или мыслью воли Бога.

Дажьбог (Даждьбог). Один из главных богов в славянской мифологии, бог плодородия и солнечного света, предок князей и вообще русских людей.

Дао. Одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве – путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме – закономерность сущего, его порождающее и организующее начало. Мир – «воплощение» дао. Мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, «недеяние»), достигает единства с природой и совершенства.

Даосизм.Китайская религия и одна из основных религиозно-философских школ. Возник в сер. 1-го тыс. до н. э. на основе верований шаманского характера.

Деноминационализм.Разделение религии на отдельные группы, секты, школы, деноминации.

Десекуляризация.Процесс возрождения влияния религии на индивидуальное и общественное сознание.

Доказательства бытия Бога.Логические доказательства главного догмата религии – веры в существование Бога, выдвинутые идеалистической философией.

Дуализм.Философское учение, основанное на признании равноправными двух начал ­– духа и материи, идеального и материального.

Духовенство.Служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации.

Дхарма.Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, имеющее несколько значений: вечный моральный закон (аналог абсолюта); нравственно-социальное установление для «правильной жизни» (долг) – в этом смысле каждый человек имеет свою дхарму.

Евангелие.Часть Библии, состоящая из четырех книг Нового Завета, повествующая о земной жизни Иисуса Христа и излагающая учение о Царствии Божием. Часть Библии, состоящая из четырех книг Нового Завета, повествующая о земной жизни Иисуса Христа и излагающая учение о Царствии Божием.

Ересь. 1) Религиозное учение, противоречащее церковным догматам. 2) Отступление от господствующих или общепринятых взглядов, норм, правил; заблуждение.

Желя. Предполагаемая славянская богиня печали и плача.

Жертвоприношение Часть религиозного культа, приношение богам, духам даров, заклание животных (иногда людей) и др.

Жрец. В языческих религиях – лицо, совершающее жертвоприношения, служитель божества. Носитель эзотерических знаний и исполнитель ритуалов. В эпоху дорелигиозных магических представлений жрец выступает в качестве знахаря, шамана. В дальнейшем становится посредником между людьми и богами.

Заклинание. В первобытной культуре – словесная формула, служившая для подкрепления просьбы; помогавшая достичь важной цели: хорошего урожая, улучшения погоды, избавления от недугов и напастей и пр.

Зевс. В греческой мифологии верховный бог.

Зороастризм.Религия, распространенная в древности и раннем средневековье в Ср. Азии, Иране, Афганистане, Азербайджане и ряде стран Ближнего и Ср. Востока, сохранилась у парсов в Индии и гебров в Иране. Название по имени пророка Зороастра (иран. Заратуштра). Священный канон – «Авеста». Основные принципы зороастризма: противопоставление двух «вечных начал» – добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса; вера в конечную победу добра, олицетворяемого в образе верховного божества Ахурамазды. Главную роль в ритуале зороастризма играет огонь.

Изида (Исида). В древнеегипетской мифологии супруга и сестра Осириса, мать Гора, олицетворение супружеской верности и материнства; богиня плодородия, воды и ветра, волшебства, мореплавания, охранительница умерших.

Икона. В православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; произведение иконописи. Иконами называют также священные живописные изображения в ламаизме.

Иконопись.Христианская станковая культовая живопись; искусство писания икон.

Индуизм. Одна из наиболее крупных по числу последователей религий мира, сложившаяся на основе ведизма и брахманизма, распространенная в Индии.

Индульгенция.Грамота об отпущении грехов, выдаваемая католической церковью от имени папы римского за деньги или за какие-л. заслуги перед церковью.

Инь и Ян.Одна из основных концепций древнекитайской философии. В современной философии Ян и Инь – высшие архетипы : Ян – белое, мужское, внешнее, небесное, доброе; Инь – чёрное, женское, внутреннее, земное, злое.

Ипостась.Одна из форм проявления, воплощения бога.

Ислам. Одна из наиболее распространенных мировых религий, возникшая в Аравии VII в., получившая распространение на Ближнем и Среднем Востоке, в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки и имеющая своими основными догматами поклонение единому богу – Аллаху и признание Мухаммеда Его посланником; мусульманство.

Иудаизм.Одна из древнейших мировых религий, распространенная среди евреев и основанная на Ветхом Завете и Талмуде.

Канон. свод положений, имеющих догматический характер: 1) библейский канон – совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». Канон православной, католической, протестантской церквей несколько различаются составом произведений; 2) церковный канон – правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон; 3) (перен.) все, что твердо установлено, стало общепринятым.

Карма. Одно из основных понятий индийской религии (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии, дополняющее понятие сансары. В широком смысле – общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения. В узком смысле – влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования.

Католицизм.Одно из трех – наряду с православием и протестантизмом – наиболее распространенных направлений в христианстве, оформившееся в результате раскола христианских церквей в XI в., имеющее свою церковную организацию, возглавляемую папой римским.

Конвергенция. В религиоведении – лояльность церкви и государства друг другу, их сближение без претензий на функции друг друга.

Конфессия.Особенность вероисповедания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

Конфуцианство.Система нравственно-философских взглядов, разработанная в V в. до н.э. китайским мыслителем Конфуцием.

Коран. Главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в Мекке и Медине.

Крестное знамение. В христианстве молитвенный жест, представляющий собой изображение на себе креста.

Кронос. В греческой мифологии титан, сын Урана и Геи; оскопив отца, стал верховным богом. Низвергнут сыном Зевсом в тартар.

Культ .1) Один из основных элементов религии; действия, имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественной силы; 2) Тип религиозной организации, ориентированный на какую-то конкретную личность и построенный вокруг нее.

Купала.Славянско-русский мифологический персонаж в образе девушки, раздающей цветы.

Лада. Предполагаемое божество в славянской мифологии; богиня весны, весенней пахоты и сева, покровительница брака и любви.

Магия. (колдовство, волшебство) Обряды, связанные с верой в сверхъестественную способность человека (колдуна, мага) воздействовать на людей и явления природы.

Макошь.Предполагаемое женское божество в восточнославянской мифологии, покровительница женского начала, плодородия, брака и родов.

Махаяна.Позднейшая форма развития буддизма, сейчас распространённая в основном в Китае, Японии, Непале, Индии, Корее, Вьетнаме и Тибете.

Мечеть.Мусульманское богослужебное архитектурное сооружение. Представляет собой отдельно стоящее здание с куполом-гамбизом, иногда мечеть имеет внутренний двор

Минимум религии.Важнейшее условие, при соблюдении которого сознание человека может быть названо религиозным.

Мировоззрение .Совокупность взглядов, убеждений, определяющих отношение к действительности.

Мистика. Религиозная вера в непосредственное общение человека с потусторонним миром.

Мистицизм.Форма религиозно-идеалистического мировоззрения, основанная на мистике

Миф. Появляющиеся в дописьменных обществах предания о первопредках, богах, духах и героях; специфический способ систематизации знаний об окружающем мире.

Многобожие. То же, что и политеизм.

Молитва.Словесное обращение человека к объекту своей веры.

Мусульманин.Тот, кто исповедует ислам

Мухаммед.Основатель ислама, почитается как пророк Аллаха.

Нирвана.Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме – психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте.

Обряд. Символическое действие, имеющее целью установление связи с сакральным миром.

Онтология.Раздел философии, учение о бытии, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности

Осирис (Озирис). В древнеегипетской мифологии бог умирающей и воскресающей природы, брат и супруг Исиды, отец Гора; покровитель и судья мертвых.

Отцы Церкви (в Православии Святые Отцы). Почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики христианства. Обычно подразумеваются религиозные философы II- VIII веков н.э.

Пантеизм.Религиозно-философское учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение Божества.

Патристика. 1) Произведения христианских мыслителей, в которых изложены основы христианского богослужения и христианской философии. 2) Раздел богословия, занимающийся изучением сочинений Отцов церкви.

Перун .В индоевропейской и славяно-русской мифологии Бог грозы. В 9-10 вв. на Руси – покровитель князя и дружины, глава языческого пантеона.

Подага.Западнославянское божество, предположительно, один из эпитетов архаичного женского божества природы и земли.

Позитивизм.Направление в философии, утверждающее, что единственным источником подлинного знания являются специальные науки и отрицающее философию и религию.

Политеизм.Многобожие, вера во многих богов.

Посейдон. В греческой мифологии – один из богов-олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими с помощью трезубца

Пост. В некоторых религиях воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или ее отдельных видов.

Правоверный. В религиоведении – тот, кто придерживается догматов какой-либо веры, религии.

Православие.Одно из основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) направлений в христианстве. Получило распространение преимущественно в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.

Проповедь.Речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.

Пророк. В религиоведении – провозвестник и истолкователь воли Бога, богов.

Протестантство (протестантизм). Одно из направлений христианства, которое объединяет вероучения, отколовшиеся от католицизма в ходе реформации XVI в.

Ра. В египетской мифологии Бог солнца (точнее, Бог-солнце), центральное божество.

Реинкарнация.Религиозно-философская доктрина, согласно которой бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях – только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое.

Религия. 1) Одна из форм общественного сознания – совокупность представлений, основанных на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), которые являются предметом поклонения. 2)Каждое из существующих направлений такого общественного сознания, та или иная вера, то или иное вероисповедание (христианство, буддизм, ислам и т.п.).

Ритуал. По мнению одних специалистов, то же, что обряд, по мнению других – обряд, лишенный живого содержания, формализированный обряд.

Рутинизация харизмы. По Максу Веберу, важнейший процесс закрепления религии, когда харизма лидера как бы по наследству передается последователям, служителям культа.

Сансара.Одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души (в ортодоксальных брахманистско-индуистских системах) или личности (в буддизме) в цепи новых рождений (в образе человека, бога, животного); осуществляется по закону кармы.

Сати. Существовавший у некоторых индийских каст обычай самосожжения вдов на погребальном костре мужа. Запрещен в 1829, однако в реальности обряд исполнялся и позднее.

Сварог. В славяно-русской мифологии бог неба и небесного огня.

Святые.Особенно чтимые церковью лица за их праведную жизнь, благочестие, стойкое исповедание веры и обладающие даром чудотворства; посредники между Богом и людьми. Культ святых широко распространен в христианстве (в протестантизме отсутствует) и исламе.

Священное писание.Религиозные книги, составляющие Библию. В иудаизме Священным писанием считается Ветхий Завет, в христианстве – Ветхий и Новый Заветы. В исламе роль, аналогичную Священному писанию, играет Коран.

Священное предание.Совокупность книг, которые христианская (православная и католическая) церковь рассматривает как «божественные», ставит их по значимости непосредственно за Священным писанием. Так названо (в отличие от Священного писания) потому, что часть входящих в него произведений, согласно церковному вероучению, была первоначально передана (апостолами) изустно и лишь впоследствии записана.

Секта. Религиозное сообщество, принявшее свое, отдельное ученье о вере.

Секуляризация. 1) Обращение церковной и монастырской собственности в собственность светскую. 2) Изъятие чего-л. из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. 3) Освобождение от церковного влияния (в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве).

Символ веры.Краткое изложение христианских догматов, безусловное признание которых православная и католическая церкви предписывают каждому христианину. Был сформулирован 1-м (325) Никейским и дополнен 2-м (381) Константинопольским вселенскими соборами. В дальнейшем католическая церковь сделала к Символу веры добавление филиокве, не признанное православием.

Синкретизм. Нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (напр., искусства на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга).

Страшный суд. В некоторых религиях – вера в конец света, в приход Мессии, в Божие воздаяние каждому по делам его.

Стрибог. В славяно-русской мифологии бог воздушных стихий

Сунна Мусульманское священное предание, содержащее рассказы о жизни Мухаммеда, а также его высказывания.

Талмуд. В иудаизме – свод толкований Ветхого Завета и религиозно-этнические, правовые, бытовые предписания, основанные на этих толкованиях.

Танах. Священное писание иудаизма.

Теизм. Религиозно-философское учение, исходящее из понимания Бога как абсолютной бесконечной личности, стоящей над миром и человеком и рассматривающее мир как осуществление промысла Божия.

Телеология.Философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы цели, которые или устанавливаются Богом, или являются внутренними причинами природы.

Теократия. Форма правления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой.

Теология. То же, что богословие.

Титаны. В древнегреческой мифологии – гиганты – дети Урана и Геи, вступившие в борьбу с Зевсом за обладание небом и сброшенные за это в Тартар.

Тора. 1) Древнееврейское название первых пяти книг Библии; «Пятикнижие Моисеево». 2) Пергаментный свиток с текстом «Пятикнижия Моисеева», хранимый в синагоге как предмет религиозного культа.

Тотемизм.Комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и тотемами – видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Тримурти. В индуизме проявление триединства верховных богов индуизма – Брахмы, Вишну и Шивы; изображается с одной головой и тремя ликами.

Троица.Один из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-отец, Бог-сын и Святой Дух.

Уран. В греческой мифологии бог неба, супруг Геи (Земли), отец титанов, киклопов и сторуких исполинов.

Фетишизм.Культ неодушевленных предметов – фетишей, наделенных, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Был распространен у всех первобытных народов. Сохранившиеся черты – вера в амулеты, обереги, талисманы. Рудиментарно присутствует и в современных культурах.

Филиокве. Добавление, сделанное в VII в. западно-христианской (католической) церковью к христианскому «Символу веры» IV в., в догмате Троицы: об исхождении Святого Духа не только от Бога-отца, но «и от сына». Православная церковь не приняла филиокве, что позднее послужило одним из поводов для разделения церквей. Православие исходит из того, что «первична Ипостась Отца. Она выше Божественной природы. Из Ипостаси Отца все истекает, и Он разделяет Свою Божественную Природу, не деля Ее, а давая соучаствовать в Ней Сыну и Духу». (Андрей Кураев)

Харизма.Исключительная одаренность; харизматический лидер – человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности – мудрости, героизме, «святости».

Хинаяна.Одно из основных направлений буддизма, возникшее в начале нашей эры на северо-востоке Индии и Цейлоне.

Храм. Культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Основные типы храмов – христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм.

Христианство.Одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Имеет три основных направления: православие, католицизм, протестантизм. В основе – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение 2-го лица триединого Божества.

Христос. Букв.: «Помазанник». В христианстве ассоциируется с Иисусом Христом, богочеловеком, принявшим мученическую смерть за грехи людские и указавшим путь к спасению.

Целибат. Обязательное безбрачие католического духовенства

Церковь. 1) Специфическое для христианства понятие мистического сообщества верующих, в котором осуществляется единение человека с Богом. 2) Христианский храм. 3) Организация последователей той или иной религии на основе общности вероучения и культа.

Шаман. В религиозных верованиях – человек, наделённый особыми способностями общаться с духами и сверхъестественными силами.

Шариат.Совокупность религиозных и юридических норм, основанных на Коране; мусульманское право.

Шива. В индуизме – олицетворение действенного начала вселенной, один из богов верховной триады (тримурти): Брахма, Шива и Вишну.

Экуменическое движение.Движения за объединение христианства и – шире – движение за сближение религий.

Язычество. 1) Многобожие вообще. 2) Многобожие и обряды древних народов.


ТОРЧИНОВ Евгений Алексеевич (22.08.1956, Орджоникидзе, ныне Владикавказ – 12.07.2003, Санкт-Петербург) – выдающийся отечественный востоковед-синолог, религиовед. Детство провел в Саратове, где закончил среднюю школу в 1973. В 1973 – 1978 учился на восточном факультете Ленинградского гос. университета, который закончил с отличием. В 1981 – 1994 последовательно являлся сотрудником Государственного музея религии и атеизма и сотрудником Института востоковедения (Ленинградский филиал). В 1994 защитил докторскую диссертацию на тему, связанную с даосизмом. С 1994 и до конца жизни – преподаватель философского факультета СПбГУ, где в 1998 возглавил кафедру философии и культурологии Востока, созданную им самим и не имевшую аналогов в России. В 1993 организовал и возглавлял до 1998 петербургское отделение международного общества «Фо гуан» («Свет Будды»), занимавшееся распространением знаний о буддизме. Т. внес вклад в развитие как буддологии, так и даологии. Он был автором ряда ценных переводов буддийских и даосских текстов с китайского языка, глубоко проанализировав их и дав им оригинальное истолкование. Т. показал, что даосизм представляет собой автохтонную китайскую религию, вобравшую в себя различные местные традиции. Даосизм, по мнению Т., это идеологическое образование с полиморфной структурой: в нем можно выделить: 1) религиозную философию, 2) религиозную доктрину и 3) психофизиотехнику, к которой примыкает культовая ритуальная практика. Т. предлагает делить историю даосизма на два больших этапа: период формирования целостной даосской традиции (до 2 в. н. э.) и период эволюции собственно даосизма; оба эти периода, в свою очередь, делятся на ряд промежуточных. В области собственно религиоведения Т. – автор оригинального подхода, основанного на идеях юнгианской и трансперсональной психологии С. Грофа. Фундаментом религии Т. считает опыт переживания отдельным индивидом неких запредельных («архетипических» и «трансперсональных») состояний, причем этот опыт, несмотря на разницу в языке описания, в принципе тождествен в разных религиозных традициях. Тем самым Т. отстаивает единство религиозного опыта, что отличает его подход от подхода У. Джеймса. Из индивидуальных трансперсональных переживаний вырастают все атрибуты отдельно взятой религии: ее доктрина, ритуально-обрядовая сторона, мифология, и т. д. Т. выстраивает типологию религий в зависимости от вида и характера функционирования в них трансперсонального опыта и особенно выделяет «религии чистого опыта» (индуизм и буддизм) как наиболее близко соприкасающиеся со своими глубинными трансперсональными корнями. В целом методология Т. выдержана в русле психологии религии.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *