Статья может использоваться для преподавания ученикам 5 класса. Читайте также материалы Боги Древнего Египта – список и описание, Боги Древнего Египта, Храмы Древнего Египта

Как вся жизнь египтян обусловливалась природою их страны, так и религия Древнего Египта состояла в теснейшей связи с природою. В Нильской долине, где так близко соприкасались жизнь и смерть, важнейшею потребностью человека естественно было ослабить влияние смерти, подкрепить и возвеличить силы природы, дарующие жизнь.

Боги Древнего Египта. Видео с иллюстрациями для детей и взрослых

Оттого египетская религия исключительно обращалась к той естественной силе, которая в круговом своем течении давала стране жизнь и плодородие, – к солнцу. Как ни разнообразно сложились формы божеств и религиозные обряды в Древнем Египте, где почти каждый город имел своих особенных богов и только немногим божествам поклонялся народ повсеместно, все показывает, что поклонение солнцу было первоначальным зерном и самым общим началом египетских верований, национальным культом египтян. Не только множество божеств, имеющих особенные имена, обряды и святилища, состоят, по существу своему, в родственной связи с солнцем, его разнообразными действиями и явлениями, или относительно своего происхождения, или относительно соединенных с ними символических представлений; но даже большинству чисто местных и родовых божеств в религии Древнего Египта, для возвеличения их могущества, приписывалась связь с солнцем. Эти божества или признавались тождественными с ним, или же имена их дополнялись придаточным именем Ра, которое считалось древнейшим обозначением бога солнца.

Ра — бог солнца в религии Древнего Египта

Таким образом, не только фиванское местное божество Амон превратилось в сильнейшего национального бога, под именем Амон-Ра, но и большинство других местных богов Древнего Египта: Монту, Атум, Тот и др., с присоединением слова «ра», перешли в область бога солнца. Этому Ра или Фра (отсюда фараон), отцу и царю богов, восседающему в солнечном круге и правящему всем небесным пространством, особенно поклонялись в Мемфисе и в «Солнечном городе» (Гелиополисе). Здесь находилось высокочтимое святилище, куда, по сказанию египтян, каждые 500 лет прилетала с востока птица Феникс и сгорала в благовонном фимиаме, чтобы потом выйти юною из пепла и на третий день возвратиться на восток, в свою родину: то было символическое выражение солнечного течения в определенные, вечно неизменные промежутки времени. Сильным стражем неба был Сфинкс, которого изображали львом с головою бога солнца.

Статуя Сфинкса у пирамиды фараона Хафры

Вместе с Ра самыми почитаемыми богам религии Древнего Египта были Пта и Осирис. Подле храма Пта, «отца света», в Мемфисе, содержался на великолепном дворе священный бык Апис, который, как символ производительной силы солнца, пользовался таким почитанием в египетском народе, что по смерти его вся страна погружалась в печаль, пока жрецы не находили нового быка с известными внешними приметами. Тогда наступало семидневное празднество, возвещавшее об этом счастливом событии процессиями и пиршествами. Бык Апис был черный с белым пятном на лбу, двойною шерстью на хвосте и наростом под языком; нарост должен был иметь форму священного жука.

Собственно национальным божеством египтян был бог солнца Осирис со своею супругой и сестрою Исидой и сыном Гором. О нем одном жрецы религии Древнего Египта сложили сказания, аллегорическим содержанием которых служат круговое течение солнца и сопровождающие ход его явления природы. Осирис, благодетель страны, убит своим завистливым братом Сетом и 72-мя его сообщниками; труп его положен в ящик и погружен в реку. Сокрушаясь и сетуя ищет Исида утраченного мужа, и нашедши труп, приказывает похоронить его на священном речном острове Филе. Из царства мертвых, где с того времени властвует Осирис, является он сыну своему Гору, возбуждая его к отмщению. Сын собирает своих приверженцев, побеждает Сета и прогоняет его с черными сообщниками в пустыню. Затем Гор вступает на престол отца и властвует над Египтом.

Древнеегипетский бог Сет

В этом знаменательном древнеегипетском мифе представлена символически вся естественная жизнь Нильской долины. Сет и его сообщники означают 72 дня томительного зноя и засухи. Исида, земля египетская, сетует о благословенной влаге и призывает ее; Осирис, та плодотворная сила природы, которая обнаруживается в разлитии Нила, удален или покоится в теснине каменных скал у водопадов Филе и Элефантины, во все время владычества своего враждебного брата. Но сын его Гор, свежая весна, прогоняет, в избытке юношеских сил, «темно-красного, огненного» Сета и возвращает стране закон и плодородие. Смерть Осириса только кажущаяся; он живет и действует, как на земле через сына своего Гора, мстителя за отца (давшего об отце «откровение»), так и в подземном царстве, где он судит души умерших и пробуждает их к новой жизни.

Древнеегипетская богиня Исида

К числу солнечных божеств религии Древнего Египта принадлежал также, по существу своему, греко-египетский местный бог позднейшей столицы Александрии, Серапис, обожанию которого так благоприятствовали Птолемеи, что в III м столетии до Р. X. он имел в Египте 42 храма. Рядом с этими божествами стояла Нейт – таинственное олицетворение начала зачатия и рождения в природе, покровительница («занавешенный образ») Саиса в Нижнем Египте. В честь её совершался ежегодно особенный праздник светильников, подобный бегу с факелами, установленному в Афинах в честь девственной Паллады Афины, с которою ее не раз сравнивали.

Египетские жертвоприношения

Религия Древнего Египта чтила также священных животных, и это обожание до того преобладало в народной вере, что еще в древности возбудило усиленное внимание и некоторые указания на причины и смысл такого явления. Не только бык Апис, но и коровы, кошки, ибисы, кобчики, собаки, крокодилы и многие другие животные пользовались почетом, как боги. Тот, кто умышленно убивал священное животное, подвергался смерти. Во время пожара, говорит Геродот, Египтяне гораздо больше заботятся о спасении кошек, чем о тушении огня, и когда кошка погибала в пламени, в народе поднимался сильный вопль. В этом поклонении животным грубое суеверие, по-видимому, соединялось с высшими чаяниями и представлениями.

Между тем как масса народа, вероятно, предавалась самому дикому фетишизму, принимавшему чувственный предмет поклонения за самое божество, посвященные в тайны религии руководились более духовными воззрениями, созерцая и почитая в инстинкте животных чудесный, непостижимый дух природы во всей его непосредственности, в том могуществе, с каким является он, еще не прошедши сквозь пытливую мысль человека. Или животным поклонялись как символам тех божеств, которым они были посвящены, поскольку эти божества считались в религии Древнего Египта представителями преобладающих природных сил или тел небесных.

Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. «Книга мертвых»

В религии Древнего Египта существовала вера в загробную жизнь, в наказание злых и награждение добрых. Суд происходит в преддверии преисподней, в храмине «двойной справедливости», пред престолом Осириса, где сердце умершего взвешивается на весах правосудия. Души праведных, украшенные страусовым пером, переходят в обитель бога солнца, души грешников в царство мрака. Древние египтяне разделяли с индийцами веру в переселение душ. Тела праведных находили покой в могилах, жизнь в смерти, радость в восточной родине солнца, и только души нечистых, еще не совсем погибшие, подвергались переселениям, продолжавшимся вероятно до тех пор, пока они, таким образом очистившись, могли быть допущены к богу солнца.

Транскрипт

1 ВАРИАНТ 1 Часть 1 Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТ- ВЕТОВ 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами. Прочитайте текст и выполните задания )В религии древних египтян решающее значение имели их представления о загробной жизни, её египтяне представляли себе как продолжение земного существования: считали, что человек и после смерти продолжает свой путь в царстве бессмертия. 2)(…) эти представления и оказали большое влияние на развитие стиля пирамид Древнего Египта. 3)Самыми знаменитыми являются три больших пирамиды близ Гизэ, Хефрена и Мекерина. 4)Крупнейшая из них, пирамида Хеопса, сооружена в XXVIII веке до н. э. 5)Люди считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни, поэтому благоустройство будущей гробницы играло важную роль. 1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений. 1) Египтяне представляли себе загробную жизнь как продолжение земного существования и поэтому считали подготовку к загробной жизни одной из главных задач своей земной жизни. 2) Египтяне считали, что и после смерти человек продолжает свой путь в царстве бессмертия, поэтому придавали очень большое значение устройству гробниц, и их представления о загробной жизни влияли на развитие стиля пирамид, самой крупнейшей из которых явилась пирамида Хеопса, построенная в XXVIII веке до н. э. 3) Представления о загробной жизни египтян оказали большое влияние на развитие стиля пирамид и на всю архитектуру Древнего Египта в целом: были построены знаменитые большие пирамиды близ Гизэ, Хефрена и Мекерина. 4) Очень большое значение устройству гробниц придавали египятне, потому что считали, что и после смерти человек продолжает свой путь в царстве бессмертия, эти представления о загробной жизни и объясняют сооружение пирамид, самой крупной из которых была пирамида Хеопса, построенная в XXVIII веке до н. э. 5) Решающее значение в религии древних египтян имели их представления о загробной жизни, которые оказывали большое влияние на развитие стиля пирамид и на всю архитектуру Древнего Египта в целом. 2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов). Поскольку / Во-первых, / Вопреки этому / Именно / Несмотря на это 3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СТИЛЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи. СТИЛЬ, -я, м. 1) Совокупность черт, близость выразительных художественных приёмов и средств, обусловливающие собой единство какого-н. направления в творчестве. Национальный стиль. Архитектурные стили. 2) Метод, совокупность приёмов какой-н. работы, деятельности, поведения. Стиль в работе. Стиль руководства. 3) Совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики, слог. Научный стиль, публицистический стиль. 4) Совокупность приёмов использования языковых средств, а также вообще средства художественной выразительности, определяющие своеобразие творчества писателя, отдельного произведе- 1

2 ния. Стиль Достоевского. Стиль комедии Грибоедова «Горе от ума». 5) Общность художественных приёмов, характерных для какого-н. литературного жанра, направления, школы, эпохи. Стиль сатирической публицистики. Одический, элегический, эпический стиль. 4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово. сливовый / гнала / банты / кухонный / столяр 5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово. БЛАГОДАРНЫЕ слова учителям звучали на выпускном. Был построен ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ архитектурный ансамбль. ВЕКОВОЙ дуб рос в Коломенском. СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма к простудам повышают витамины. Различают два вида СЛОВАРНОГО запаса: активный и пассивный. 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. БОЛЕЕ ЛУЧШИЙ ответ / двое НОСКОВ / гимнастёрка / без ПОГОН / ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами / известные ПРОФЕССОРА 7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом тается на одном дыхании требовал размышлений. 1) Роман, лишённый хронологической ясности и который чи- Б) ошибка в построении сложного 2) Александр Солженицын открыл миру весь ужас советских предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм лагерей и пишет произведение «Архипелаг ГУЛАГ». 3) Сравнивая пьесу «Дни Турбиных» и роман «Белая гвардия», понимаешь, что насколько сильно в пьесе писатель отошёл от романа. 4) Акцентрация внимания читателя на появлении луны или солнца подчёркивает вневременной характер происходящих событий в романе. 5) Поэтесса хотела рассказать не только о своих страданиях, а также о безвинных страданиях множества людей в годы сталинщины. 6) В романе Булгакова «Мастере и Маргарите» события происходят в страстную неделю накануне Пасхи. 7) По приезду в Москву писатель остановился в доме дяди, ставшего прототипом профессора Преображенского. 8) Те, кто читает роман «Мастер и Маргарита», замечает соответствие между героями. 9) Драматическая тема судьбы творческого человека развёрнута М.А. Булгаковым в «Мольере». Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А Б В Г Д 8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву. 2

3 ав…нгард / заб…рёшь /прим…ригельный / апелляция / пром…кнуть 9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. пред…юльский, пед…нститут / и…гнать, не…гораемый / пр…глушить, пр…чудливый бе…деятельный не…держанный / пр…дедушка, пр…образ 10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. черешн…вый / преодол…вать / забывч…вость / отта…вший / фланел…вый 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Ю. бор…щийся / кле…щий / завис…т / гон…т / выгор…т 12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово. Бесшумно открылись белые двери, за ними стал виден коридор, (НЕ)ОСВЕЩЁННЫЙ синими ночными лампами. Ни одна из этих сводок никуда (НЕ)ГОДИТСЯ. Все та же (НЕ)ПОНЯТНАЯ тоска, что уже приходила на балконе, пронзила всё его существо. Иностранец продолжал говорить, (НЕ)СМУЩАЯСЬ изумлением Берлиоза и обращаясь к поэту. Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и (НЕ)ПРИВЛЕКАЮЩИЙ к себе персонаж. 13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова. Речь эта, как (В)ПОСЛЕДСТВИИ узнали, шла о поэме, и теперь редактор читал поэту нечто (В)РОДЕ лекции. ЧТО(БЫ) управлять, нужно иметь точный план на некоторый, хоть СКОЛЬКО(НИБУДЬ) приличный срок. Человек лишён возможности составить КАКОЙ(НИБУДЬ) план ХОТЯ(БЫ) на смехотворно короткий срок. Кто ещё недавно полагал, что он ЧЕМ(ТО) управляет, а управился с ним КТО(ТО) совсем другой. Он (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ минуты водил рукой по воздуху, КАК(БУДТО) хотел погладить собаку. 14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Не удержавшись от болезне(1)ой гримасы, прокуратор искоса, бегло проглядел написа(2)ое, при этом сидел как каме(3)ый. 15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОД- НУ запятую. Запишите номера этих предложений. 1) Сердце стукнуло и на мгновенье куда то провалилось и ему захотелось тотчас же бежать с Патриарших без оглядки. 2) А когда он открыл глаза увидел что все кончилось и клетчатый исчез. 3) Поэт узнавал все больше интересного и полезного и про египетского Озириса и про финикийского бога Фаммуза и про Мардука и даже про менее известного грозного бога Вицлипуцли. 4) Секретарь перестал записывать и исподтишка бросил удивлённый взгляд на прокуратора. 5) Прокуратору захотелось подняться подставить висок под струю и так замереть. 16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны Однако(1) выскочить удалось(2) и(3) отдуваясь и фыркая(4) Иван Николаевич начал плавать в чёрной воде(5) пахнущей нефтью(б) меж изломанных зигзагов береговых фонарей. 3

4 17. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые). Подруга (1) красных (2) детских лет (3) В часы денницы золотой. Тебя ли вижу (4) взоров свет (5) То на конце аллеи темной Друг сердца (6) милая Сушкова? Вечерней, тихою порой, Везде со мною образ твой (7) Одну, в задумчивости томной, Везде со мною призрак милый: Тебя я вижу пред собой… Во тьме полуночи унылой, (А.С. Пушкин) 18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны Булгаковская ирония и сатира пронизывает одну из первых сцен романа разбора Берлиозом антирелигиозной поэмы Бездомного(1) основным недостатком (2)которой было то(3) что Иисус получился в ней «ну совершенно как ж и вой (4) хотя и не привлекающий к себе персонаж». 19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны Он выждал некоторое время(1) зная(2) что никакою силой нельзя заставить умолкнуть толпу(з) пока она не выдохнет всё(4) что накопилось у неё внутри(5) и не смолкнет сама(6) и когда этот момент наступил(7) прокуратор выбросил вверх правую руку(8) и последний шум сдуло с толпы. Прочитайте текст и выполните задания (1)Януш Корчак. (2)Человек, которого весь мир знает под этим псевдонимом, давно, ещё при его жизни, стал символом — символом стойкости, самоотверженности, всепоглощающей любви к детям, наконец, просто символом верности. (3)В 2014 году исполнилось 100 лет с тех пор, как Януш Корчак начал работать над своей первой и, пожалуй, самой известной педагогической книгой «Как любить ребёнка». (4)Он писал её во время Первой мировой войны, по большей части в Киеве, где работал врачом в детских приютах. (5)Позднее доктор, педагог и писатель Януш Корчак создал в Варшаве Дом сирот. (6)В августе 1942 года немецкое командование обрекло на смерть всех воспитанников Дома, отдав приказ о депортации детей в концлагерь Треблинка. (7)Корчаку немецкие власти предложили жизнь и свободу, приостанавливали его отправку в лагерь, но он остался с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере. (8)У Корчака действительно была возможность уйти из гетто, но всё это было до рокового дня 5 августа 1942 года. (9)Эту возможность ему предлагали участники польского Сопротивления. (10)Из воспоминаний Ирены Кшивицкой: «Друзья молили и упрашивали Корчака бежать из гетто. (11)Но какой святой убегает от своих мук? (12)С точки зрения обычного здравого смысла, смерть Корчака была не меньшим абсурдом, чем самоубийство врача, у которого пациент умирает от неизлечимой болезни. (13)Но такие, как Корчак, думают другими категориями. (14)Разве мог он остаться жить с тем горьким сознанием, что бросил детей в смертный час? (15)И чего уж там душой кривить, именно он нужен был им, чтобы смягчить страшные мучения предсмертного часа». (16)Игорь Неверли писал: «На Белянах сняли для него комнату, приготовили документы. (17)Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, хотя бы со мной, когда я пришёл к нему, имея пропуск на двух человек… (18)Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. (19)Смысл его ответа был такой: не бросишь же ты своего ребёнка в несчастье, болезни, опасности. (20)А тут двести детей. (21)Как оставить их одних в запломбированном вагоне и в газовой камере? (22)И можно ли всё это пережить?». (23)Воспоминание очевидца И. Перле: «Горе глазам, видевшим тот ужас. (24)Януш Корчак, сгорбленный, берёт самого маленького ребёнка за руку и идёт вперёд. (25)Идут и несколько медсестёр в белых фартуках, а за ними двести только что причёсанных детей… (26)Рыдали камни мостовых…». (27)Впервые советские люди узнали о Януше Корчаке в конце войны из поэмы уральского литератора Беллы Дижур, которая так и называлась: «Януш Корчак». (28)Незадолго до того, когда в 1943 году поэтесса узнала о трагедии варшавского гетто и Дома сирот, она проводила на фронт сына (после войны он станет скульптором и его имя будет известно не 4

5 только в мире искусства: Эрнст Неизвестный). (29)Переживание судьбы Корчака, память о его стойкости и самоотверженности помогали Дижур справляться со своими невзгодами. (30)Она взялась за поэму о Корчаке. (31)В 1945 году отрывки из неё и напечатала комсомольская газета «На смену»:…и, оттолкнув рукой часового, Доктор легко поднялся в вагон, И вот он в кругу ребятишек снова Взволнованным шёпотом окружён… И сотни ручонок тонких, дрожащих, К нему потянулись, и он в кольце. И старое сердце забилось чаще, И свет заиграл на его лице. И свет этот виден был так далеко, Что даже фашистский солдат без слов, Минутой позднее железного срока Бросил на двери гремящий засов. (По материалам статей Д. Шеварова и Е. Бродского.) Януш Корчак ( ) — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. 20. Какие высказывания не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Немецкое командование обрекло на смерть воспитанников Дома сирот. 2) У Януша Корчака не было возможности уйти из гетто. 3) Януш Корчак не мог бросить детей в смертный час. 4) Друзья Януша Корчака ничего не приготовили для его побега из гетто. 5) Стойкость и мужество Корчака помогли справиться с невзодами Белле Дижур. 6) 21. Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 5-7 присутствуют элементы повествования. 2) В предложении представлено рассуждение. 3) Предложения включают описание. 4) Предложения содержат описание. 5) В предложениях представлено повествование. 22. Из предложений 4-7 выпишите антонимы. 23. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами. Не забудьте перенести все ответы в БЛАНК ОТВЕТОВ 1 в соответствии с инструкцией по выполнению работы. «Д. Шеваров и Е. Бродский рассказывают об удивительном человеке, мужественном, самоотверженном, стойком и верным до конца и своим убеждениям, и детям, с которыми добровольно отправился в газовую камеру. Автор создаёт незабываемый образ высокой духовности, используя, в частности, тропы: (А) («Рыдали камни мостовых» в предложении 26) и (Б) («Взволнованным шёпотом» в предложении 32, «ручонок тонких, дрожащих» в предложении 33, «гремящий засов» в предложении 35), а также такие синтаксические средства выразительности, как (В) в предложении 2 и (Г) в предложении 20″. Список терминов: 1) анафора 2) метафора 3) просторечные слова 4) профессиональная лексика 5) парцелляция 6) лексический повтор 7) противопоставление 8) эпитеты 9) ряд однородных членов предложения 5

Политеизм Древнего Египта

Древний Египет имел собственный пантеон богов, несмотря на то, что идеи Востока проникали и в эту страну. Главным богом Египта был Птах, чей храм был в городе Мемфисе. Его считали творцом мира и называли отцом и матерью. Птах был двуполым богом. В городе Гермополисе почитались брачные пары и других богов, которые в представлении людей были связаны с процессом творения. Этих богов было четыре пары: Нун и Наунет — боги воды и хаоса, Нух и Наухет — боги бесконечности, Кук и Каукет — боги тьмы и Амун и Амаунет — боги, непроницаемые для зрения. Творение живых существ приписывается богу искусства — Кхнуму, который сотворил людей из глины.

Что касается всеобщего почитания, главными богами Египта были Нил и бог солнца Ра. Ежегодный разлив Нила и благотворное сияние солнца были важными факторами для земледелия и обильного урожая. Поэтому люди считали реку Нил и солнце богами и усердно им поклонялись. Вместе с Нилом и Ра высокое почтение оказывали Осирису, богу растительности и загробного мира, а также злым богам Сету и Апофи. Кроме вышеперечисленных, египтяне почитали бога луны и богов разных звезд. Звезда Сириус, называемая богиней Сотис, предвещала полноводие Нила и символизировала растительность, которая произрастала после разлива вод реки Нил.

Население Египта ежегодно праздновало смерть и воскресение Осириса, который, подобно богине Иштар, управлял временами года. Согласно дошедшему до нас мифу, Осирис будучи великим фараоном, был предательски убит своим братом Сетом, который положил тело Осириса в ящик и бросил его в Нил. Водой тело прибило к дереву. Оно вросло в дерево вместе с ящиком. Дерево было срублено по приказу царя города Библос, и из него сделали колонну при постройке дворца. Когда жена Осириса Исида узнала, где покоится ее муж, она выпросила колонну у царя и, вынув тело, вернула его в Египет. Связь Осириса с плодородным деревом и стала причиной того, что он стал считаться богом растительности. Несмотря на то, что Осирис оставался в загробном мире, фараоны Египта считались его воплощениями, хотя Осирис в то же самое время почитался как правитель загробного мира. Египтяне верили в загробную жизнь в Стране мертвых, которой управлял Осирис. Для вечной жизни в Стране мертвых требовалось, чтобы человек жил на земле справедливо и был правильно мумифицирован после смерти. Вопрос о праведности земной жизни умершего решался в зале суда на весах. На одну чашу весов клалось сердце ожидающего решения своей судьбы, на другую — птичье перо. В Страну мертвых попадал лишь тот, чье сердце было легче пера, т. е. на счету которого было больше добрых дел. Запись о всех делах умершего хранил бог Тоф. Нельзя сказать, что египтяне были мучимы страхом в ожидании своего судного дня, потому что, во-первых, надеялись на ходатайство своих богов перед Осирисом и, во-вторых, верили, что Осирис смилуется над ними. В XII в. до Р. X. культ Осириса распространился в Сирии, а оттуда пришел в Грецию, где стал известен как культ Дионисия.

В духовной жизни восточных цивилизаций религия играла огромную роль. Религиозные представления развивались в соответствии с эволюцией человеческого общества. Если в древнейший период существовали примитивные религиозные представления, то с развитием человеческой цивилизации религии становились все более развитыми и сложными. Религиозные идеи воплощались в мифах. Для почитания богов строились многочисленные храмы, которые обслуживали жрецы.

В древнейший период существования древневосточных цивилизаций господствовал политеизм — вера в существование множества богов. Люди считали, что каждый из богов покровительствует или определенной природной стихии, или какой-либо сфере жизни общества.

В Древнем Египте боги еще представлялись людям в виде животных. Впоследствии богов стали изображать с человеческим телом, но с головой животного. Традиция представлять богов в таком виде сохранялась на протяжении всего существования древнеегипетской цивилизации. Ученые нашли обоснование тому, почему то или иное животное связывалось с функциями определенного бога. Египтяне в древности разводили преимущественно крупный рогатый скот, и поэтому божества в образе коров или быков связывались с плодородием. Бог Анубис в образе шакала стал покровителем перехода людей в загробное царство: ведь именно шакалов-падальщиков можно было чаще всего увидеть рядом с умершими. Бог Тот, олицетворявший мудрость и покровительствовавший жрецам, представлялся в образе ибиса. Эта птица была связана с представлением о грамотности. А богиня-кошка Баст (Бастет) покровительствовала домашней жизни.

Египтяне почитали Солнце, связывая с ним идею существования мира и вселенской справедливости. Наиболее почитаемым божеством Солнца был бог Амон-Ра, которого представляли в человеческом образе.

С развитием государства и хозяйства появились и новые представления о богах. Земледельцам было необходимо объяснить чередование плодородных и неплодородных сезонов года. В Древнем Египте эту функцию выполнял миф об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его супруге — богине Исиде. Осирис погиб от рук брата, который стремился стать фараоном. Исида сделала всё, чтобы, собрав части тела Осириса, обеспечить ему загробное существование. Возрождение Осириса в загробном царстве символизировало возрождение плодородия и природы. В поздних мифах Осирис приобрел также функции повелителя подземного царства мертвых, определявшего грехи и заслуги умерших.

Сильное государство требовало и сильного религиозного культа правителя. Фараон считался божеством, сыном бога Солнца Амона-Ра, его почитали как символ благосостояния и процветания страны, носителя высшей божественной силы. Во время важнейшего ритуала фараон бросал в Нил свиток папируса с приказом разливаться, таким образом олицетворяя собой силы плодородия страны. Религиозное представление о фараоне как о высшем божестве было важной чертой государственных культов Древнего Египта. Грандиозные усыпальницы фараонов — пирамиды — воплотили идею религиозного величия власти фараонов.

Жрецы многочисленных древнеегипетских храмов в честь множества богов постоянно конкурировали между собой. Однако даже самые влиятельные жреческие группы не могли рассчитывать на единовластие. Попытка введения культа единого бога Атона при фараоне Эхнатоне провалилась, и древнеегипетская религия до своего исчезновения оставалась политеистической.

В Месопотамии начало развития религиозных систем связано с шумерскими городами-государствами. Именно здесь возник пантеон богов, ставший основой местного политеизма. В дальнейшем аккадцы, вавилоняне, ассирийцы принимали этот пантеон, давали богам различные имена, однако добавляя в пантеон и свои божества. В итоге при всей сложности религиозных культов Месопотамии можно говорить о единой религиозной системе.

В шумерском пантеоне главенствующую роль играла триада богов: бог неба Ан (аккадцы и вавилоняне называли его Ану), божество вод и Мирового океана Энки (у аккадцев и вавилонян — Эа), бог земли Энлиль (у аккадцев и вавилонян — Эллиль, Бел).

Земледельческий культ также был представлен мифом об умирающем и воскресающем боге. Земледельческий миф о смене календарных сезонов рассказывал о богине любви и плодородия Инанне (у вавилонян и ассирийцев — Иштар), которая грустит, когда ее возлюбленный вынужден удалиться на время в загробное царство, — и в это время в мире происходит увядание. Но стоит ее любимому вернуться, как Инанна радуется и в мир возвращается плодородие.

В Древней Месопотамии считалось, что каждый город имел своего бога-покровителя. Здесь часто менялись политические лидеры, возвышались новые державы: шумерские города-государства, Аккад, Вавилония, Ассирия. Политические изменения вызывали и изменения в пантеоне богов. Побеждавший город навязывал всей стране своего бога, ставил его во главе пантеона. Самым ярким примером является Вавилон. С возвышением этого города местное божество Мардук, ранее малоизвестное, стало верховным божеством всего государства.

Правитель в Месопотамии не считался божеством, зато существовало представление, что правитель получал из рук божеств всё, даже свою власть. На стеле с законами Хаммурапи хорошо видно, как правитель стоит перед сидящим на троне богом солнца Шамашем. Считалось, что именно божество дало обществу «божественные» законы.

Жречество, как и в Египте, поклонялось многочисленным богам и не было объединено. Жрецы имели огромное влияние на месопотамское общество.

Шумерская и месопотамская культуры подарили человечеству первое произведение, в котором был поставлен вопрос о границах возможностей человека перед лицом богов. Стихотворное произведение «Эпос о Гильгамеше» было посвящено подвигам Гильгамеша, действительно существовавшего царя шумерского города Урука. Однако его реальный образ был мифологически преобразован, и в итоге в шумерской мифологии наряду с богами появился герой-человек, могучий царь с чертами бога. «Эпос» повествует о том, что Гильгамеш обнес город стенами и этим защитил людей от возможного гнева богов. Потом он захотел найти людям бессмертие, что уравняло бы их с богами. Однако тут он потерпел неудачу. Не всё во власти человека! «Эпос о Гильгамеше» уже на заре человеческой истории, когда религиозная идеология еще властвовала безраздельно, впервые обосновал идею независимости воли человека от воли богов.

Таким образом, политеизм господствовал в религиозных верованиях древних египтян и жителей Месопотамии. В их религиях сохранялись очень древние его формы. Но возникли и новые идеи: с развитием земледелия появились объясняющие смену календарных сезонов мифы, а с усилением власти правителя появились мифы о ее божественном характере.

Часть серии по

Древнеегипетская религия

Практики

Тексты

Родственные религии

Портал Древнего Египта

Часть серии по

Религии древнего Ближнего Востока

  • Анатолия
  • Древний Египет
  • Месопотамия
    • Вавилония
    • Шумер
  • Персия
  • Семитский
    • Аравия
    • Ханаан

Древнеегипетская религия представляла собой сложную систему политеистических верований и ритуалов, которая составляла неотъемлемую часть древнеегипетского общества. Он был сосредоточен на взаимодействиях египтян со многими божествами, которые, как считается, присутствовали в мире и контролировали его. Богам предлагались ритуалы, такие как молитва и подношения, чтобы завоевать их расположение. Официальная религиозная практика была сосредоточена на фараонах , правителях Египта, которые, как считается, обладали божественной силой в силу своего положения. Они действовали как посредники между своим народом и богами и были обязаны поддерживать богов посредством ритуалов и подношений, чтобы они могли поддерживать Маат , порядок космоса , и отражать Исфет, который был хаосом. Государство выделяло огромные ресурсы на религиозные ритуалы и строительство храмов .

Люди могли взаимодействовать с богами в своих целях, взывая о помощи через молитву или заставляя богов действовать посредством магии. Эти практики отличались от официальных ритуалов и институтов, но были тесно связаны с ними. Популярная религиозная традиция становилась все более заметной в течение истории Египта, когда статус фараона снижался. Вера египтян в загробную жизнь и важность погребальных практик очевидна в огромных усилиях, приложенных для обеспечения выживания их душ после смерти — путем предоставления гробниц, погребального инвентаря и подношений для сохранения тел и духов умерших.

Эта религия уходила корнями в доисторические времена Египта и просуществовала более 3000 лет. Детали религиозной веры со временем менялись, поскольку значение отдельных богов возрастало и уменьшалось, а их сложные взаимоотношения менялись. В разное время одни боги превосходили других, в том числе бог солнца Ра , бог-создатель Амон и богиня-мать Исида . На короткое время в богословии, провозглашенном фараоном Эхнатоном , традиционный пантеон заменил единственный бог, Атон . Древнеегипетская религия и мифология оставили после себя множество писаний и памятников, а также оказали значительное влияние на древние и современные культуры.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *