Содержание

ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ ПРАВЛЕНИЯ

Александр I стал российским императором в результате дворцового переворота и цареубийства 11 марта 1801 г.

В первые годы правления он полагал, что страна нуждается в коренных реформах и серьезном обновлении. Для проведения реформ он создал Негласный комитет для обсуждения проектов преобразований. Негласный комитет выдвигал идею ограничения самодержавия, но вначале решено было провести реформы в сфере управления. В 1802 г. началась реформа высших органов государственной власти, создан министерства, учрежден Комитет министров. В 1803 г. был издан указ о «вольных хлебопашцах», по которому помещики могли за выкуп отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами. После обращения помещиков Прибалтики утвердил закон о полной отмене крепостного права в Эстляндии (1811 г.).

В 1809 году статс-секретарь императора М. Сперанский представил царю проект коренной реформы государственного управления – проект создания в России конституционной монархии. Встретив активное сопротивление дворян, Александр I отказался от проекта.

В 1816–1822 гг. в России возникли дворянские тайные общества – «Союз спасения». Союз благоденствия Южное общество, Северное общество – с целью введения в России республиканской конституции или конституционной монархией. К концу своего царствования Александр I, испытывая давление со стороны дворян и опасаясь народных выступлений, отказался от всех либеральных идей и серьезных реформ.

В 1812 г. Россия испытала нашествие армии Наполеона, поражение которого завершилось вступлением русских войск в Париж. Во внешней политике России произошли кардинальные перемены. В отличие от Павла I, который поддерживал Наполеона, Александр, напротив, выступил против Франции, а с Англией возобновил торговые и политические отношения.

В 1801 г. Россия и Англия заключили антифранцузскую конвенцию «О взаимной дружбе», а потом, в 1804 г. Россия вступили в третью антифранцузскую коалицию. После поражения под Аустерлицем в 1805 г. коалиция распалась. В 1807 г. подписан вынужденный Тильзитский мир с Наполеоном. Впоследствии Россия с союзниками нанесли решающее поражение армии Наполеона в «Битве народов» под Лейпцигом в 1813 г.

В 1804–1813 гг. Россия выиграла войну с Ираном, серьезно расширила и укрепила свои южные границы. В 1806–1812 гг. шла затяжного характера русско-турецкая война. В результате войны со Швецией в 1808–1809 гг. в состав России была включена Финляндия, позднее Польша (1814 г.).

В 1814 г. Россия принимала участие в работе Венского конгресса для решения вопросов послевоенного устройства Европы и в создании Священного союза для обеспечения мира в Европе, в который вошли Россия и почти все европейские страны.

Во время поездки по стране Александр I умер в городе Таганроге 19 ноября 1825 г.

НАЧАЛО ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСАНДРА I

И все же первые годы царствования Александра I оставили наилучшие воспоминания у современников, «Дней Александровых прекрасное начало» — так обозначил эти годы А.С. Пушкин. Наступил короткий период просвещенного абсолютизма». Открывались университеты, лицеи, гимназии. Принимались меры к облегчению положения крестьян. Александр прекратил раздачу государственных крестьян во владение помещикам. В 1803 г . был принят указ о «вольных хлебопашцах». Согласно указу, помещик мог освободить своих крестьян, наделив их землей и получив с них выкуп. Но помещики не спешили воспользоваться этим указом. За время царствования Александра I было освобождено всего 47 тыс. душ мужского пола. Но идеи, заложенные в указе 1803 г., впоследствии легли в основание реформы 1861 г .

В Негласном комитете было высказано предложение о запрещении продавать крепостных без земли. Торговля людьми осуществлялась в России в неприкрытых, циничных формах. Объявления о продаже крепостных печатались в газетах. На Макарьевской ярмарке их продавали наряду с прочим товаром, разлучали семьи. Иногда русский крестьянин, купленный на ярмарке, отправлялся в далекие восточные страны, где до конца своих дней жил на положении раба-чужестранца.

Александр I хотел пресечь подобные постыдные явления, но предложение о запрещении продавать крестьян без земли натолкнулось на упорное сопротивление высших сановников. Они считали, что это подрывает крепостное право. Не проявив настойчивости, молодой император отступил. Было запрещено только публиковать объявления о продаже людей.

К началу XIX в. административная система государства находилась в состоянии очевидного развала. Введенная Петром I коллегиальная форма центрального управления явно себя не оправдала. В коллегиях царила круговая безответственность, прикрывавшая взяточничество и казнокрадство. Местные власти, пользуясь слабостью центрального управления, творили беззакония.

На первых порах Александр I надеялся навести порядок и укрепить государство путем введения министерской системы центрального управления, основанной на принципе единоначалия. В 1802 г. вместо прежних 12 коллегий было создано 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Эта мера укрепила центральное управление. Но решительной победы в борьбе с злоупотреблениями достигнуто не было. В новых министерствах поселились старые пороки. Разрастаясь, они поднимались до верхних этажей государственной власти. Александру были известны сенаторы, бравшие взятки. Желание изобличить их боролось в нем с опасением уронить престиж Сената. Становилось очевидно, что одними перестановками в бюрократической машине нельзя решить задачу создания такой системы государственной власти, которая активно содействовала бы развитию производительных сил страны, а не пожирала ее ресурсы. Требовался принципиально новый подход к решению задачи.

Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с начала XVIII до конца XIX века, М., 2001

«РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ»

Российской, русской политики в царствование Императора Александра I, можно сказать, не существует. Есть политика европейская (сто лет спустя сказали бы «пан-европейская»), есть политика вселенной – политика Священного Союза. И есть «русская политика» иностранных кабинетов, использующих для своих корыстных целей Россию и ее Царя искусной работой доверенных лиц, имеющих на Государя неограниченное влияние (таковы, например, Поццо ди Борго и Мишо де Боретур – два удивительных генерал-адъютанта, заправлявших русской политикой, но за долговременное свое генерал-адъютантство не выучившихся ни одному русскому слову).

Здесь можно проследить четыре фазы:

Первая – эпоха преимущественно английского влияния. Это – «дней Александровых прекрасное начало». Молодой Государь непрочь помечтать в кругу интимных друзей о «прожектах конституции российской». Англия – идеал и покровительница всякого либерализма, в том числе русского. Во главе английского правительства Питт младший – великий сын великого отца, смертельный враг Франции вообще и Бонапарта в частности. Им пускается прекрасная идея освобождения Европы от тирании Наполеона (финансовую сторону Англия берет на себя). Результат – война с Францией, – вторая французская война… Английской крови, правда, пролито немного, зато русская льется рекой при Аустерлице и Пултуске, Эйлау и Фридланде.

За Фридландом следует Тильзит, открывающий вторую эпоху – эпоху французского влияния. Гений Наполеона производит глубокое впечатление на Александра… Тильзитский банкет, георгиевские кресты на груди французских гренадер… Эрфуртское свидание – Император Запада, Император Востока… У России развязаны руки на Дунае, где она ведет войну с Турцией, Наполеон же получает свободу действий в Испании. Россия безоглядно присоединяется к континентальной системе, не обдумав всех последствий этого шага.

Наполеон отбыл в Испанию. В гениальной прусской голове Штейна созрел тем временем план освобождения Германии от ига Наполеона – план, основанный на русской крови… От Берлина до Петербурга ближе, чем от Мадрида до Петербурга. Прусское влияние начинает вытеснять французское. Штейн и Пфуль повели дело искусно, ловко представив русскому Императору все величие подвига «спасения царей и их народов». Одновременно их сообщники натравливали на Россию Наполеона, всячески инсинуируя несоблюдения Россией континентального договора, затрагивая больное место Наполеона, его ненависть к главному своему врагу – Англии. Отношения между эрфуртскими союзниками окончательно испортились и пустячного повода (искусно раздутого стараниями немецких доброжелателей) оказалось достаточно для вовлечения Наполеона и Александра в жестокую трехлетнюю войну, обескровившую и разорившую их страны – но оказавшуюся до чрезвычайности прибыльной (как на то и рассчитывали зачинщики) для Германии вообще и для Пруссии в частности.

Используя до конца слабые стороны Александра I – страсть к позе и мистицизм, – иностранные кабинеты тонкой лестью заставили его уверовать в свой мессианизм и через своих доверенных людей внушили ему идею Священного Союза, превратившегося затем в их искусных руках в Священный союз Европы против России. Современная тем печальным событиям гравюра изображает «клятву трех монархов на гробе Фридриха Великого в вечной дружбе». Клятву, за которую ужасной ценой заплатили четыре русских поколения. На Венском конгрессе от России отбирается Галиция, незадолго до того ею полученная, а в обмен дается герцогство Варшавское, чем предусмотрительно, к вящей славе германизма, в состав России вводится враждебный ей польский элемент. В этот четвертый период русская политика направляется по указке Меттерниха.

Керсновский А. А. История русской армии (в 4 томах). М., 1992–1994

ВОЙНА 1812 И ЗАГРАНИЧНЫЙ ПОХОД РУССКОЙ АРМИИ

Из 650 тыс. солдат «Великой армии» Наполеона вернулись на родину, по одним данным, 30 тыс., по другим – 40 тыс. солдат. По существу, наполеоновская армия была не изгнана, а истреблена на бескрайних заснеженных просторах России. 21 декабря Кутузов доносил Александру: «Война закончена за полным истреблением неприятеля». 25 декабря был издан приуроченный к Рождеству Христову царский манифест, возвещавший об окончании войны. Россия оказалась единственной страной в Европе, способной не только противостоять наполеоновской агрессии, но и нанести ей сокрушительный удар. Секрет победы заключался в том, что это была национально-освободительная, поистине Отечественная, война. Но эта победа досталась народу дорогой ценой. Двенадцать губерний, ставших ареной военных действий, были разорены. Сожжены и разрушены древние русские города Смоленск, Полоцк, Витебск, Москва. Прямые военные потери составили свыше 300 тыс. солдат и офицеров. Еще большие потери были среди гражданского населения.

Победа в Отечественной войне 1812 г. оказала огромное воздействие на все стороны социальной, политической и культурной жизни страны, способствовала росту национального самосознания, дала могучий толчок развитию передовой общественной мысли в России.

Но победоносное окончание Отечественной войны 1812 г. еще не означало, что России удалось покончить с агрессивными планами Наполеона. Сам он открыто заявлял о подготовке нового похода на Россию, лихорадочно сколачивал новую армию для кампании 1813 г.

Александр I принял решение упредить Наполеона и сразу же перенести военные действия за пределы страны. Во исполнение его воли Кутузов в приказе по армии от 21 декабря 1812 г. писал: «Не останавливаясь среди героических подвигов, мы идем теперь далее. Пройдем границы и потщимся довершить поражение неприятеля на собственных полях его». И Александр и Кутузов с полным основанием рассчитывали на помощь со стороны покоренных Наполеоном народов, и их расчет оправдался.

1 января 1813 г. стотысячная русская армия под командованием Кутузова перешла Неман и вступила в пределы Польши. 16 февраля в Калише, где находилась ставка Александра I, был заключен между Россией и Пруссией наступательный и оборонительный союз. Пруссия брала на себя также обязательство снабжать на своей территории продовольствием русскую армию.

В начале марта русские войска заняли Берлин. К этому времени Наполеон сформировал 300-тысячную армию, из состава которой 160 тыс. солдат двинул против союзных войск. Тяжелой потерей для России была смерть Кутузова 16 апреля 1813 г. в силезском городе Бунцлау. Главнокомандующим русской армией Александр I назначил П.Х. Витгенштейна. Его попытки вести свою, отличную от кутузовской стратегию привела к ряду неудач. Наполеон, нанеся в конце апреля – начале мая поражения русско-прусским войскам при Люцене и Бауцене, отбросил их к Одеру. Александр I заменил Витгенштейна на посту главнокомандующего союзными войсками Барклаем де Толли.

В июле – августе 1813 г. в антинаполеоновскую коалицию вступили Англия, Швеция и Австрия. В распоряжении коалиции оказалось до полумиллиона солдат, разделенных на три армии. Главнокомандующим над всеми армиями был назначен австрийский фельдмаршал Карл Шварценберг, а общее руководство ведением военных действий против Наполеона осуществлял совет трех монархов – Александра I, Франца I и Фридриха-Вильгельма III.

У Наполеона к началу августа 1813 г. насчитывалось уже 440 тыс. солдат, и 15 августа он одержал победу над войсками коалиции под Дрезденом. Лишь победа русских войск через три дня после Дрезденского сражения над корпусом наполеоновского генерала Д. Вандама под Кульмом предотвратила распад коалиции.

Решающее сражение в ходе кампании 1813 г. развернулось под Лейпцигом 4-7 октября. Это была «битва народов». В ней участвовало с обеих сторон более полумиллиона человек. Сражение завершилось победой союзных русско-прусско-австрийских войск.

После сражения под Лейпцигом союзники медленно продвигались к французской границе. За два с половиной месяца почти вся территория германских государств была освобождена от французских войск, за исключением некоторых крепостей, в которых французские гарнизоны упорно оборонялись до самого конца войны.

1 января 1814 г. союзные войска перешли Рейн и вступили на территорию Франции. К этому времени к антинаполеоновской коалиции присоединилась Дания. Союзные войска непрерывно пополнялись резервами, и к началу 1814 г. насчитывали уже до 900 тыс. солдат. За два зимних месяца 1814 г. Наполеон выиграл у них 12 сражений и два свел вничью. В лагере коалиции вновь возникли колебания. Союзники предложили Наполеону мир на условиях возвращения Франции к границам 1792 г. Наполеон ответил отказом. На продолжении войны настаивал Александр I, стремившийся к свержению Наполеона с престола. Вместе с тем Александр I не хотел и восстановления на французском престоле Бурбонов: он предлагал оставить на престоле малолетнего сына Наполеона под регентством его матери Марии-Луизы. 10 марта Россия, Австрия, Пруссия и Англия заключили Шомонский трактат, по которому обязывались не вступать в сепаратные переговоры с Наполеоном о мире или перемирии. Трехкратное превосходство союзников в численности войск к концу марта 1814 г. привело к победоносному окончанию кампании. Одержав в начале марта победу в сражениях при Лаоне и Арси сюр Об, 100-тысячная группировка союзных войск двинулась на Париж, обороняемый 45-тысячным гарнизоном. 19 марта 1814 г. Париж капитулировал. Наполеон бросился освобождать столицу, но его маршалы отказались сражаться и заставили его 25 марта подписать отречение от престола. По мирному договору, подписанному 18 (30) мая 1814 г. в Париже, Франция возвращалась к границам 1792 г. Наполеон и его династия лишались французского престола, на котором восстанавливались Бурбоны. Королем Франции стал Людовик XVIII, вернувшийся из России, где он пребывал в эмиграции.

История России с древнейших времен до 1861 года Н. Павленко, И. Андреев, В. Кобрин, В. Федоров. 3-е изд.. М., 2004

УВЕСЕЛЕНИЯ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ ЭПОХИ

Праздники династии были всенародными днями отдыха и гуляний, и каждый год весь Петербург, охваченный праздничным возбуждением, ждал 22 июля. За несколько дней до торжеств из города по Петергофской дороге устремлялись тысячи людей: знать в роскошных каретах, дворяне, горожане, простолюдины – кто в чем придется. Журнал 1820-х годов нам сообщает:

«На дрожках теснятся несколько человек и охотно переносят тряску и беспокойство; там, в чухонской фуре, помещается целое семейство с большими запасами провизии всякого рода, и все они терпеливо глотают густую пыль… Сверх того, по обеим сторонам дороги идут многие пешеходы, у которых охота и крепость ног пересиливает легкость кошелька; разносчики разных фруктов и ягод – и те спешат в Петергоф в надежде на барыш и водку. …Пристань представляет тоже оживленную картину, здесь тысячи народу теснятся и спешат попасть на пароход».

Петербуржцы проводили в Петергофе несколько дней – парки были распахнуты для всех. Десятки тысяч людей ночевали прямо на улицах. Теплая, короткая светлая ночь никому не казалась утомительной. Дворяне спали в своих каретах, мещане и крестьяне в повозках, сотни экипажей образовывали настоящие бивуаки. Всюду виднелись жующие лошади, спящие в самых живописных позах люди. Это были мирные полчища, все обстояло на редкость тихо и чинно, без привычного пьянства и мордобоя. После окончания праздника гости так же смирно уезжали в Петербург, жизнь входила в свою обычную колею до следующего лета…

Вечером, после обеда и танцев в Большом дворце начинался маскарад в Нижнем парке, куда допускали всех желающих. Петергофские парки к этому времени преображались: аллеи, фонтаны, каскады, как в XVIII веке, украшались тысячами зажженных плошек и разно цветных ламп. Всюду играли оркестры, толпы гостей в маскарадных костюмах гуляли по аллеям парка, расступаясь перед кавалькадами нарядных всадников и экипажами членов царской семьи.

С восшествием Александра Петербург особенно радостно встречал свое первое столетие. В мае 1803 года в столице шли непрерывные гуляния. Зрители видели в день рождения города, как несметное множество празднично одетого народа наполняло собою все аллеи Летнего сада… на Царицыном лугу стояли балаганы, качели и другие приспособления для всякого рода народных игр. Вечером Летний сад, главные здания на набережной, крепость и небольшой голландский домик Петра Великого… были великолепно иллюминированы. На Неве флотилия из небольших судов императорской эскадры, разубранная флагами, была также ярко освещена, и на палубе одного из этих судов виден был… так называемый «Дедушка русского флота» – ботик, с которого начался русский флот…

Анисимов Е.В. Императорская Россия. СПб., 2008

ЛЕГЕНДЫ И СЛУХИ О СМЕРТИ АЛЕКСАНДРА I

То, что произошло там, на юге, покрыто тайной. Официально известно, что Александр I умер 19 ноября 1825 года в Таганроге. Тело государя поспешно бальзамировали и повезли в Петербург. А примерно с 1836 года, уже при Николае I, по стране поползли слухи, что в народе живет некий мудрый старец Федор Кузьмич Кузмин, праведный, образованный и очень-очень похожий на покойного императора, хотя при этом вовсе не претендующий на самозванство. Он долго ходил по святым местам Руси, а потом осел в Сибири, где и умер в 1864 году. То, что старец не был простолюдином, было ясно всем, кто его видел.

Но дальше разгорелся яростный и неразрешимый спор: кто же он? Одни говорят, что это – некогда блестящий кавалергард Федор Уваров, который таинственно исчез из своего поместья. Другие же считают, что это и был сам император Александр. Конечно, среди последних немало сумасшедших и графоманов, но есть и люди серьезные. Они обращают внимание на множество странных фактов. Причина смерти 47-летнего императора, в общем-то, здорового, подвижного человека, до конца не понятна. Есть какая-то странная путаница в документах о кончине царя, и это заставило заподозрить, что бумаги составлены задним числом. Когда же тело доставили в столицу, то при вскрытии гроба все были поражены вскриком матери покойного, императрицы Марии Федоровны при виде темного, «как у мавра», лица Александра: «Это не мой сын!» Говорили о какой-то ошибке при бальзамировании. А может быть, как утверждают сторонники ухода царя, ошибка эта была не случайна? Как раз незадолго до 19 ноября на глазах государя разбился фельдъегерь – экипаж понесли лошади. Его-то и положили в гроб, а сам Александр…

В последние месяцы Александр I очень изменился. Казалось, им владела какая-то важная мысль, которая делала его задумчивым и решительным одновременно. Наконец, близкие вспоминали, как Александр часто заговаривал о том, что устал и мечтает оставить престол. Супруга Николая I, императрица Александра Федоровна, за неделю до их коронации 15 августа 1826 года записала в дневнике:

«Наверное, при виде народа я буду думать о том, как покойный император Александр, говоря нам однажды о своем отречении, прибавил: «Как я буду радоваться, когда я увижу вас проезжающими мимо меня, и я в толпе буду кричать вам «Ура!», размахивая своей шапкой».

Оппоненты на это возражают: виданное ли дело – отказаться от такой власти? Да и все эти разговоры Александра – лишь привычная для него поза, жеманство. И вообще, зачем царю понадобилось уходить в народ, который ему так не нравился. Разве не было иных способов прожить без трона – вспомним шведскую королеву Кристину, оставившую престол и уехавшую наслаждаться жизнью в Италию. Или можно было поселиться в Крыму и построить дворец. Да можно было уйти в монастырь, наконец. А между тем от одной святыни к другой брели с посохами и котомками по России богомольцы. Их много раз в своих поездках по стране видел Александр. Это были не бродяги, а люди, исполненные веры и любви к ближнему, вечные очарованные странники Руси. Их непрерывное движение по бесконечной дороге, их видная по глазам и не требующая доказательств вера могла подсказать выход усталому государю…

Словом, в этой истории ясности нет никакой. Лучший знаток времени Александра I историк Н. К. Шильдер, автор фундаментальной работы о нем, блестящий знаток документов и честнейший человек, говорил:

«Весь спор только потому и возможен, что одни непременно желают, чтобы Александр I и Федор Кузьмич были одно и то же лицо, а другие решительно этого не хотят. Между тем никаких определенных данных для решения этого вопроса в ту или другую сторону нет. Я могу привести столько же данных в пользу первого мнения, сколько и в пользу второго, и никакого определенного заключения сделать нельзя».

Анисимов Е.В. Императорская Россия. СПб., 2008

Эта статья о церкви в голландской реформатской традиции. О немецкой реформатской деноминации см. Реформатская церковь в Соединенных Штатах .

Реформатская церковь в Америке

Герб реформатской церкви в Америке

Классификация

Реформатский

Ориентация

Основной протестант

Политика

Пресвитерианский

Ассоциации

Национальный совет церквей ;
Всемирный совет церквей ;
Канадский совет церквей ;
Христианские церкви вместе ;
Всемирное сообщество реформатских церквей ;
Евангелическое братство Канады ;
Национальная ассоциация евангелистов

Область

Канада, США

Штаб-квартира

Гранд-Рапидс, Мичиган

Происхождение

1628 г. (первая голландская реформатская община организована в Новом Амстердаме );
1754 (американский класс обретает независимость)

Разветвленный от

Голландская реформатская церковь

Разлуки

Христианская реформатская церковь в Северной Америке (разделена в 1857 году ; другие общины присоединяются к КПР в 1882 году)

Конгрегации

877 (2016)

Члены

138 438 коммуникантов (2016), всего 196 308 (2018)

Официальный сайт

www .rca .org

www .faithward .org

Логотип

Реформатской церкви в Америке ( RCA ) является магистральным реформатов протестантская деноминация в Канаде и Соединенных Штатах. Он насчитывает около 196 308 членов. С момента своего основания в 1628 году до 1819 года это был североамериканский филиал голландской реформатской церкви .

RCA является членом Национального совета церквей (член-основатель), Всемирного совета церквей (WCC), Христианских церквей вместе и Всемирного сообщества реформатских церквей (WCRC). Некоторые части деноминации принадлежат Национальной ассоциации евангелистов , Канадскому совету церквей и Евангелическому братству Канады . Деноминация находится в полном общении с евангелическо-лютеранской церковью в Америке , пресвитерианской церковью (США) и Объединенной церковью Христа и является партнером христианской реформатской церкви в Северной Америке .

Города Швейцарии > Путеводитель по Цюриху > Цюрих > Достопримечательности Цюриха

Церкви Цюриха являются одним из главных украшений города. Именно характерные башни монастыря Гроссмюнстер стали символом города, а великолепные витражи Марка Шагала в расположенном напротив Фраумюнстре притягивают множество туристов ежедневно. Самые большие часы в Европе украшают стену не лондонского Биг Бена, как можно было бы подумать, а скромную башенку церкви св. Петра в Цюрихе.

Но не стоит ожидать интересного декора: Цюрих — город протестантский, так что во время Реформации все украшения из церквей были выброшены. Кое-где сохранились остатки старинных фресок на стенах. Тем не менее, посетить Цюрих и не подняться на башенку Гроссмюнстра с ее великолепной панорамой центра города было бы непростительным упущением!

Вид с башни Гроссмюнстра на старый город Цюриха.

Церкви Цюриха:

Церковь св. Петра (St. Peter Kirche)

Церковь святого Петра считается самой древней в Цюрихе. Первое упоминание о ней относится к 857 году, когда Людовик Немецкий подарил церковь своей дочери. Одна из этих дочерей стала позже аббатисой Фраумюнстер.

Ранняя постройка была высотой от 7 до 10 метров и относится к периоду 8-9 века. Около 1000 года старое здание заменили новым в романском стиле, которое также сменилось в 1230 году на позднероманскую церковь, часть которой сохранилась до настоящего времени. Рудольф Брун, первый независимый мэр города, был похоронен здесь в 1360 году. Неф был перестроен в 1460 году в готическом стиле. До периодаРеформации церковь святого Петра была простым городским приходом.

Существующее ныне здание было освящено в 1706 году как первая протестантская церковь. До 1911 года, колокольня служила пожарной вышкой. С окон этой башни открывается вид на весь город. Если в городе случался пожар — раздавался специальный сигнал, и вывешивался флаг по направлению на огонь. С изобретением телефона сигнал о возгорании передавался уже по нему.

В 1538 году на башню были установлены самые большие в Европе часы. Диаметр часов достигает 8,7 метра, минутная стрелка имеет длину 3,95 метра. Колокола были добавлены только в 1880 году. В настоящее время колокольня принадлежит городу, в то время как неф — приходу Святого Петра Швейцарской Реформистской Церкви.

Интересные факты:
  • Глава города Рудольф Брун, похороненный здесь в 1360 году, в 1345 году дал особы привилегии этой церкви, в том числе церковный налог. Возле церкви ему поставлен памятник.
  • Первый пастор церкви после реформации — Лое Джуд (1523-1542) — был другом швейцарского реформатора Ульриха Цвингли и участвовал в переводе Библии на швейцарский диалект.
  • Писатель, теолог и поэт Йоханн Каспар Лаватер, в детстве друживший с Гёте, был пастором церкви в 1778-1801 гг. В стене церкви заложен его надгробный камень. Ему же установлен памятник на территории церковного хора.
Архитектурные особенности:

Башня выполднена в поздне романско-готическом стиле, неф в стиле барокко (1705/06). Это была первая реформистская церковь в Цюрихе. Штукатурные работы осуществлялись Саломоном Бюркли из Цюриха и Францом Шмутцером из Вассербрунна. Купель датируется 1598 годом, пять колоколов относятся к 1880 г.

  • Тип: Евангелистко-реформистская
  • Адрес St. Peterskirche , St. Peterhofstatt, 8001 Zürich
  • Часы работы: Пон-пт 8-18; Сб 9-16; вск 12-17; Worship: вск 10.00
  • Как добраться: Церковь святого Петра затеряна на узенькой Schlüssel-Gasse в старом городе. Проще всего добираться от реки — башня возвышается над домами, так что можно ориентироваться по ней. Остановка Rathaus или Helmhaus, трамваи 4 или 15.
  • Если ехать от главного вокзала, то можно взять любой трамвай в сторону озера перпендикулярно зданию вокзала (тамваи 7, 11, 13) до Paradeplatz. Там повернуть налево по ходу движения и углубитсья в старый город, опять же ориентируясь по башне (улочки очень маленькие-кривенькие и по карте найти может оказаться трудновато).

НАВЕРХ

Фраумюнстер (Fraumünster)

Фраумюнстер был построен королем Людовиком Немецким для своей дочери Хильдегарды в 853 году. Он служил женским монастырем для аристократии южной Германии. Монастырь пользовался покровительством королей и обладал правом чеканки монет в Цюрихе вплоть до 13-го века. Фактически аббатисы монастыря являлись правителями Цюриха в 1045-1524 годах. Право на владение церковью и монастырем перешло к городским властям Цюриха уже после реформации.

Важной архитектурной особенностью Фраумюнстер является церковный хор в романском стиле и высокий сводчатый неф. Неф последний раз реставрировался в 1911, вслед за ним северный неф был обновлен двоюродным братом Альберто Джиакометти — Августо (1945), пять окон-витражей (1970) и розетки в южном трансепте (1978) были созданы Марком Шагалом. В монастыре находится несколько фресок Поля Бодмера (Paul Bodmer).

До Марка Шагала церковь была известна только за счет того факта, что она имела только одну башню вместо двух, как следовало по канону. Причина была проста — нехватка денег.

Витражи Марка Шагала

Легендарные витражи были созданы Марком Шагалом, когда ему было уже 83 года. Он был приглашен сделать витражив лучшей части церкви — алтарной. Шагал дал согласие на это только спустя год. Он долго думал о том, как лучше реализовать замысле в пропорциях окон: 1 м ширины и 10 м длины.

Он нашел свой собственный вариант: чтобы увидеть его замысел, необходимо смотреть по спирали. Всю историю он поместил в пять окон: окно Пророка, окно Закона — Моисей с двумя скрижалями, окно Иакова, окно Сиона и окно Иисуса (центральное).

Через 7 лет Шагал создал полную картину сотворения мира в розетке стены Фраумюнстера. Она располагается под потолком налево от входа. Розетка имеем семь лепестков, отражающие 7 дней создания мира.

НАВЕРХ

Гроссмюнстер (Grossmünster)

Grossmünster (Гроссмюнстер) («великий монастырь») — это церковь в романском стиле, сыгравшая значительную роль в истории протестантской Реформации. Сердцевина здания была построена на месте предыдущего строения в 1100 году и была введена в использование к 1200.

Гроссмюнстер — это церковь при мужском монастыре, соперничавшая с женским Фраумюнстер в течении всех средних веков. По легенде, Гроссмюнстер был основан Карлом Великим, чей конь упал на колени на могиле Феликса и Регулы — святых покровителей Цюриха. Легенда помогала поддерживать верховенство Гроссмюнстера над Фраумюнстером. Последние археологически раскопки подтвердили наличие римских захоронений на этом месте.

В первой половине 16 века Гроссмюнстер стал отправной точкой Швейцарско-немецкой Реформации, возглавляемой Ульрихом Цвингли и Генрихом Буллингером. В последствии теологический колледж присвоил себе это монастярь, став зародышем существующего ныне Университета Цюриха (University of Zürich).

Стоит посмотреть:
  • Романскую крипту, романскую капитель в церкви и монастыре.
  • Церковный хор, выполненный Августо Джиакометти (1932),
  • Бронзовые двери от Отто Мунка (1935 и 1950),
  • Музей Реформации в монастыре (открыт пн-пт 9-18, закрыт по выходным).
  • Тип: Евангелистская протестантская церковь
  • Часы работы:
    Grossmünster
    15 марта — 31 октября 10-17 (пн-сб)
    1 ноября- 14 марта 10-17(пн-сб)
    воскресенье после церковной службыЧасы работы башни:
    1 марта — 31 октября 10:00-17:00 (пн-сб), вск 12:30-17:30
    1 ноября- 28 февраля 10:00-16:30 (пн-сб), вск 12:30-16:30
    Вход на башню: взрослые — CHF 4., дети и студенты — CHF 2.
  • Туры:
    1. Тур в Гроссмюнстер — 11.30
    В первое воскресенье месяца есть часовой тур в церковь Гроссмюнстер, включающий посещение монастыря, который стартует от главного входа. Язык — немецкий. Цена — CHF 5.00 на человека.2. Ночной тур — 22:00.
    В последнюю пятницу месяца можно прийти на часовой тур по Гроссмюнстер, в течение которого посетители в компании с гидом имеют возможность не только насладиться уникальной атмосферой интерьера церкви, но и панорамным видом ночного Цюриха с церковной башни. Тур стартует от главного входа и является бесплатным. Язык — английский.
  • Адрес:
    Grossmünsterplatz 8001 Zürich
    Тел. +41 44 252 59 49
  • Как добраться: остановка Rathaus, трамваи 4 или 15

НАВЕРХ

Августинская церковь (Augustiner-Kirche)

Готическая церковь Августина была построена примерно в 1270 году августинским орденом в местечке Kezistürli близ западной стены города. Сейчас цекровь можно найти недалеко от Münzplatz на Банхофштрассе.

С наступлением Реформации церковь трансформировалась в винный погреб, а затем в мастерскую и жилое помещение для чеканщиков монет. Только в 1841 католики Цюриха возратили «старому винному погребу» статус места поклонения. Реконструкция здания была доверена архитектору Фердинанду Стадлеру. Здание приобрело нео-готический облик.
Большинство католиков отвергло решение Первого Ватиканского Совета 1870 года и провозглашенные догмы (непогрешимость папы) — и Августинская церковь стала их местом поклонения вплоть до нынешних дней.

В 1958-59 годах архитектор Макс Копп отреставрировал церковь, убрав неоготические элементы.

Стоит посмотреть:

Здесь стоит обратить внимание на простой дизайн клироса, на распятие, алтарь и купель, созданную Францом Фишером, а также роспись по стеклу, выполненную Августом Вннером (August Wanner) в 1965 году. Кроме того привлекает внимание мемориальная доска рыцарю Вигилиусу Вагнеру (Vigilius Gradner), фрески со стороны купели и фрагменты настенной живописи в ризнице. Пять колоколов, висящих в звоннице, были отлиты в 1958 году.

НАВЕРХ

Wasserkirche

Wasserkirche (что значит «Водная Церковь») впервые упоминается какecclesia Aquatica Turicensi примерно в 1250 году и как wazzirkilcha. Эта церковь построена на небольшом островке на реке Лиммат, между Гроссмюнстер и Фраумюнстер.

Это место, вероятно, использовавшееся для культовых собраний начиная с античных времен, центрировано вокруг камня, находящегося ныне в крипте церкви. В средние века на этом месте римляне казнили святых Регулы и Феликса — ныне покровителей Цюриха. Первая церковь была построена в 10 веке, реставрироваласьв разное время и была полностью реконструирована к 1486 году. Во времена Реформации, Вассеркирхе была названа местом идолопоклонства и была секуляризирована, став первой публичной библиотекой Цюриха в 1634 году. Став «местом познания», церковь, тем самым, внесла огромный вклад в образование Университета Цюриха в 19 веке.

Островок был связан с правым берегом реки Лиммат в 1839 году, после построения Limmatquai.

Библиотека была добавлена в Zentralbibliothek в 1917 году, и какое то время церковь стала использоваться как хранилище зерна вплоть до реконструкции и археологических раскопок в 1940. После этого Wasserkirche опять стала использоваться евангелистко-реформистской церковью кантона Цюрих в своих нуждах.

  • Адрес
    Limmatquai 31, 8001 Zürich
    Тел. +41 44 261 66 19
  • Часы работы:
    Среда 14-17
    Сб — 12-17
  • Как добраться: трамвай 4 или 15 до Helmhaus

НАВЕРХ

Предигекирхе (Predigerkirche)

В 1230 орденом доминиканцев был основан монастырь. По существу, связанная с ним Предигеркирхе не была церковным приходом, но принадлежала всему городу. Предигекирхе продолжает эту традицию и по сей день, в качестве городской церкви. Номинально церковь протестантская, но иногда в ней служили и католические священники.
Помимо воскресных служб проводится полуденная молитва по будням и пасторское попечение по вечерам, бесплатно и анонимно, если это требуется. Вечерни служатся по пятницам. Предигеркирхе поддерживает как традиционные, так и современные формы духовности.

  • Тип: Протестантская церковь
  • Стоит посмотреть: колокольня — высотой 93 метра — имеет возраст
    около 100 лет. Высокий готический хор отделены от нефа стеной и
    используется городской Центральной Библиотекой.
  • Адрес
    Zähringerplatz, 8001 Zürich
  • Как добраться: Rudolf-Brun-Brücke, трамваи 4/15

НАВЕРХ

Церковь Девы Марии (Liebfrauen )

Церковь Девы Марии — на момент постройки в 1893 году стояла далеко от центра города. Сейчас это католическая церковь — в большей степени по выбору, чем из-за места расположения — куда на исповедь приходит множество людей (Пон-пт 08.00 — 08.20 и 17.30-18.10, суб — 08.00-08.20 и 16.00-17.20). Атмосферу в храме создает живописная серия в верхней части церкви, созданная Фрицем Кунцом (Fritz Kunz, 1907 и 1923). Деревянная Мадонна творения Элоиса Шприхтига (Alois Spirchtig, 1999) в крипте как бы приглашает каждого к молитве, или хотя бы просто побыть в тишине.

НАВЕРХ

Церковь святого Иакова (Kirche St. Jakob)

Построенная в немецком стиле неоренессанса в 1901 году, она должна была вмещать до 1400 людей. Церковь посвящена Иакову — святому покровителю аптекарей, фармацевтов, пилигримов.

Церковь св. Иакова и общественный центр, принадлежащий ей, расположены наделеко от центра города и могут быть использована в приватных целях.
Вплоть до 1950 года это был крупнейший протестантский приход в Швейцарии.

  • Тип: Евангелистская протестантская церковь
  • Часы работы: Ежедневно с 7 до 19.
    Службы — вск 10.00
    Органная интермедия — первый вт. месяца в 12.15.
  • Адрес
    Kirche St. Jakob
    Stauffacherstrasse 34, 8004 Zürich
    Тел. +41 44 241 44 21
  • Как добраться: трамваи 2, 3, 8, 9, 14 до Stauffacher

НАВЕРХ

Церквовь свв. Петра и Павла (Kirche St. Peter und Paul)

Церковь святого Петра и Павла — была первой, относящейся к римской католической церкви, построенной уже в пост-реформаторском Цюрихе, в 1873/74 гг. Первоначально она выступала в качестве дублирующей «церкви для бедных людей» в соседнем районе Zurich-Aussersihl. Неоготическая архитектура цекрви и колокольни сильно контрастируют с окружающими церковь современными зданиями. Верный этому приходу район простирается от Bahnhofstrasse до Langstrasse, рассматривающий церковь как их духовный дом, кроме того добавляются прохожие, ищущие внутри тишину и атмосферу мира. Кроме того церковь является зданием «Schatzkammer» — хранилищем драгоценных ритеальных предметов и тканей.

НАВЕРХ

Русская православная церковь (Russisch-Orthodoxe Kirche)

НАВЕРХ

Основанная в 1936 г. в маленькой городской квартире церковь Воскресения Христова, сегодня расположена на улице Narzissenstrasse 10, в Цюрихе. Приход включает, главным образом, русских эмигрантов, но здесь также немало и православных верующих других национальностей: помимо белорусов и украинцев храм посещают многие сербы и греки.

Воскресенский приход в Цюрихе был основан в 1936 г. митрополитом Евлогием (Георгиевским). С 1945 г. находится в юрисдикции Московского Патриархата. Богослужения в храме проводятся по субботам, воскресеньям и в дни крупных церковных праздников.
Долгое время приход располагался в обычной квартире на первом этаже жилого дома по ул. Kinkelstrasse, 36. Новое здание для церкви было приобретено приходом в 2001 г. Были проведены необходимые ремонтные работы, воздвигнут традиционный для русского храма купол, украшенный православным крестом. В здании также имеются помещения для проведения выставок и семинаров и детского центра.

15 декабря 2002 года Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси) в сослужении архиепископа Корсунского Иннокентия совершил Великое освящение нового храма в честь Воскресения Христова.

НАВЕРХ

Греческая православная церковь

  • Часы работы:
    Пн-пт 10-12; сб-вск — закрыто
  • Адрес:
    Griechisch-Orthodoxe Kirche
    Rousseaustrasse 17, 8037 Zürich
    Тел. +41 44 361 31 26
  • Как добраться: Автобус 46 до Okenstrasse

НАВЕРХ

Сербская православная церковь

Израильская синагога

  • Адрес
    Israelitische Synagoge
    Freigutstrasse 37, 8002 Zürich
    Тел. +41 44 201 49 98
  • Как добраться: Bahnhof Selnau, трамвай 8

St. Andrew`s Anglican Episcopal Church

Вокзальная церковь (Bahnhofkirche)

Церковь на центральном вокзале Цюриха.

Kirche Wipkingen

  • Адрес:Wipkingen
    Как добраться: Weihersteig, автобус 69

St. Antonius-Kirche

  • Адрес:
    Minervastrasse
    Как добраться: Kreuzplatz, трамваи 11.15, автобус 31, поезд S 18

Neumünster Kirche

  • Адрес:Neumünsterstrasse
    Как добраться: Botanischer Garten, автобус 33,77

Kreuz-Kirche

  • Адрес: Carmenstrasse
    Как добраться: Klosbach, автобус 33

Alte Kirche Fluntern

  • Адрес:
    Zürichbergstrasse
    Как добраться: Kirche Fluntern, автобус 33, трамвай 5, 6

Kirche Fluntern

  • Адрес:Gellestrasse
    Как добраться: Voltastrasse, трамвай 5, 6

St. Martins-Kirche

  • Адрес:Krähbühlstrasse
    Как добраться: zürichbergstrasse, трамвай 6

Kirche Oberstrass

  • Адрес:Sonntagssteig
    Как добраться: Winkelriedstrasse, трамваи 9, 10

Kirche Unterstrass

  • Адрес:Turnerstrasse
    Как добраться: Scheuchzerstrasse, автобус 33

Pauluskirche

  • Адрес:Milchbuckstrasse
    Как добраться: Langmauerstrasse, трамваи 10,9

Bruder Klaus Kirche

  • Адрес:Milchbuckstrasse
    Как добраться: Langmauerstrasse, трамваи 10,9

Christus Kirche

  • Адрес:Friedheimstrasse
    Как добраться: Berninaplatz, трамваи 10, 14

Kirche Oerlikon

  • Адрес:Regensbergstrasse
    Как добраться: Salersteig, трамваи 10, 14

Herz Jesu Kirche Oerlikon

  • Адрес:Schwamendingenstrasse
    Как добраться: Friedackerstrasse , автобус 62

Evangelisch-metodistiche Kirche Oerlikon

  • Адрес:Regensbergstrasse
    Как добраться: Regensbergbrücke, трамвай 11, автобус 62

Herz Jesu Kirch

  • Адрес:Herbstweg
    Как добраться: Schörlistrasse, трамваи 7, 9 или Herbstweg, автобус 63

Kirche Saatlen

  • Адрес:Dreispitz
    Как добраться: Saatlenstrasse, автобус 63, 94

Allerheiligen Kirche

  • Адрес:Wehntalerstrasse
    Как добраться: Birchdörfli, автобус 32

Guthirt Kirche

  • Адрес:Nordstrasse
    Как добраться: Rosengartenstrasse, автобус 33, 46, 72

Kirche Letten

  • Адрес: ImfeldstrasseКак добраться: Okenstrasse, автобус 46

St. Josefs Kirche

  • Адрес: Fabrikstrasse
    Как добраться: Quellenstrasse, трамваи 4, 13

Johannes-Kirche

  • Адрес: Limmatstrasse
    Как добраться: Limmatplatz трамваи 4, 13 автобус 32

Kirche Bühl Kirchgemeindehaus

  • Адрес: Bühlstrasse
    Как добраться: трамваи 9, 14, автобус 33, 67, 76 до Schmiede Wiedikon

Friesenberg-Kirche

  • Адрес:Schweighofstrasse
    Как добраться: автобусы 32, 73, 89 до Friesenbergstrasse

Theresien-Kirche

  • Адрес:Georg-Baumberger-Weg
    Как добраться: автобусы 32, 73, 89 до Friesenbergstrasse

Evangelisch-reformierte Kirche Zürich Enge

  • Адрес:Bluntschlisteig
    Как добраться: трамваи 5, 13 до Bahnhof Enge/Bederstr или 7 до Museum Rietberg


2019.06.14

«От поддержки государства Церковь должна перейти к поддержке гражданского общества»

16 июня православные отмечают день Святой Троицы. Это третий по значимости церковный праздник после Пасхи и Рождества. Кроме того, Троица — это также и день рождения христианской Церкви, так как, по преданию, именно в этот день на учеников Христа сошел святой дух, чтобы они могли проповедовать евангельскую весть. Кроме того, сегодня можно отметить месяц с момента активного противостояния сторонников строительства храма и спасения сквера в Екатеринбурге. О том, что происходит в церкви сегодня, как преодолеть кризис доверия к ней, как избегать подобных конфликтов церкви и общества, в интервью Znak.com рассуждает главный редактор альманаха современной христианской культуры «Дары» Сергей Чапнин. В 2015 году он был уволен с должности ответственного редактора журнала Московской Патриархии. В консервативных кругах РПЦ Чапнин слывет «диссидентом».

Патриарх Кирилл и президент Владимир ПутинПресс-служба президента РФ

«Гигантские храмы — это памятники амбициям спонсоров»

— Обратимся к самым свежим событиям, связанным с РПЦ. Это проблема сквера и храма в Екатеринбурге. Накануне патриарх Кирилл наконец-то высказался по этой теме. На ваш взгляд, насколько его советы сейчас своевременны, могут ли они как-то повлиять на ситуацию, когда она уже перешла в русло кабинетных переговоров?

— Слова патриарха Кирилла о том, что акции против строительства храма в Екатеринбурге были спланированными и имели политический подтекст, это довольно неуклюжая попытка самооправдания. В этом конфликте с местными жителями церковь выглядела крайне непривлекательно и надменно. И очевидно, что церковь эту битву проиграла.

Однако признать, что церковь проиграла стихийно выступившим гражданам, патриарх не может. Думаю, это даже не укладывается у него в голове. Он привык видеть себя духовным лидером нации, и его слово, как ему кажется, обладает абсолютным авторитетом, как слово Божие.

Увы, это всего-навсего несбывшиеся мечты. И события в Екатеринбурге еще раз показали, что авторитет и патриарха, и РПЦ в современной России стремительно падает. Кстати, приблизительно так же патриарх Кирилл высказывался и о протестах против передачи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.

Патриарх КириллПресс-служба Патриарха / Олег Варов

— Говоря о падении авторитета, хотелось бы узнать следующее. Некоторые протестующие против стройки заявляют о себе как о православных. Скажите, разве такое возможно по канонам церкви, чтобы ее «чада» и «паства» выступали против церковных начальников?

— Значительная часть паствы уже давно разобралась: церковные начальники — это зло. Поэтому выступать против можно и нужно.

— Раз так, то имеет ли община прихода или целого города право выдвигать некий вотум недоверия настоятелю или митрополиту?

— Чисто теоретически — да, община такое право имеет. Более того, сто лет назад общины и епархиальные собрания такими правами активно пользовались. Но сегодня это если не забыто, то воспринимается как события далекого прошлого. Я надеюсь, русская Церковь вспомнит эту практику и вернется к ней.

— Вообще, на ваш взгляд, сегодня у РПЦ есть дефицит культовых сооружений? Нужны ли такие программы, как «200 храмов», или проекты, наподобие храма св. Екатерины в Екатеринбурге?

— Да, в больших городах новые храмы нужны. Но я не уверен, что это должны быть грандиозные проекты. Мало того, что эти архитектурные проекты очень убогие, это некрасивые храмы, так еще и содержать их общине очень дорого. Пора задуматься о том, что храмы для местных жителей должны быть небольшие, они вполне могут располагаться на первых этажах любых зданий. Настоящая община всегда небольшая, гигантские храмы — это памятники амбициям спонсоров, а не дом Господень.

Сергей ЧапнинFacebook Сергея Чапнина

— На ваш взгляд, как должны приниматься подобные проекты и программы, чтобы избегать в корне ситуаций, как в парке «Торфянка» в Москве и в сквере в Екатеринбурге?

— Логика строительства новых храмов перевернута с ног на голову. Первична местная приходская община, которая может собираться в любом помещении, просто, например, арендовать какой-то зал по воскресеньям. И это может продолжаться годами, ничего страшного в этом нет. Местные жители за это время познакомятся со священником, он заработает авторитет. Быть может, община решит, что отдельное здание храма ей просто не нужно, а если нужно, то спокойно подберет себе место. В любом случае необходимы два условия: не нужно спешить и необходимо быть открытым к диалогу.

Сейчас ситуация и в Москве, и в Екатеринбурге иная. Есть власти, которые готовы чисто технически подобрать место (естественно, это будет не очень хорошее место, так как хорошее они отдадут под торговый центр или жилой квартал). Есть спонсоры, которые готовы вложить деньги. Есть церковное начальство, которое рассматривает каждый храм как источник дополнительного дохода, как торговую точку. Интересы прихода здесь в лучшем случае на последнем месте.

«Русская церковь не знает другого модуса, кроме как быть при власти»

— Поговорим в целом о положении РПЦ в нашем обществе. Вы недавно писали: «Подчинение РПЦ властям — это страшная реальность, когда речь идет о внутренней политике и, прежде всего, о правах и гражданских свободах в России». Хотелось бы узнать: то, что произошло к сегодняшнему моменту с РПЦ, — это историческая закономерность или злой умысел либо результат ошибок церковных иерархов? Если последнее, то можно назвать персоналии, ответственные за произошедшее?

— Публичная перепалка с церковными иерархами на тему свободы и несвободы РПЦ от государства сегодня выглядит довольно бессодержательно. Председатель Совета по делам религий СССР в 1984–1989 годах Константин Харчев убежден, и не без оснований, что «русская церковь всегда жила согласно воле государя или государства. Так было при царе, при советской власти, так происходит и сейчас». А митрополит Иларион (Алфеев) снова и снова повторяет заклинание: «Это пропаганда, которая не имеет ничего общего с реальностью».

Где же правда? Ответ зависит от точки зрения. Митрополит Иларион находится внутри церковно-бюрократической системы и сам во многом выполняет роль не пастыря, а пропагандиста. В последнее время он ведет свою линию предельно жестко, а порой даже конфликтно, без какого-либо желания понять собеседника. Ни он, ни другие постоянные члены Священного синода не готовы к открытому и спокойному обсуждению проблем. Есть готовые ритуальные формулы, которые из года в год используются для ответов на трудные вопросы. Это уже скучно, совсем не интересно. Правды мы в ближайшие годы от епископата не дождемся.

Что-то действительно новое мы узнаем только в одном случае — если продолжатся журналистские расследования подобные тому, которое несколько лет назад сделали Иван Голунов и Светлана Рейтер.

Конечно, подчинение РПЦ властям носит очевидный, но не грубый и не карикатурный характер. Сегодня никто не заставляет священников служить во всех храмах РПЦ ежегодные молебны о здравии президента в день его рождения или годовщину инаугурации, как это было заведено в Российской империи.

Да, в целом Кремль не вмешивается в кадровую политику РПЦ, однако есть исключения. Я глубоко сомневаюсь, что епископскую хиротонию архимандрита Тихона (Шевкунова) патриарх Кирилл совершил по доброй воле. Личной преданности, которую патриарх ждет от всех рукоположенных им епископов, от Тихона ему никогда не дождаться. И до епископства, и тем более теперь, уже будучи митрополитом, Тихон — это совершенно самостоятельная фигура. Патриарх Кирилл это прекрасно понимал, но, тем не менее, совершил хиротонию. Значит, его очень попросили те, кому патриарх отказать не может.

Пресс-служба Патриарха / Олег Варов

В ответ государство сделало патриарху Кириллу роскошный подарок. В 2017 году все его персональные данные, в том числе декларация о доходах, получили статус секретной информации. Никто не может узнать, какие у патриарха доходы и каким имуществом он обладает. Если бы патриарх был скромным монахом, то скрывать ему было бы нечего. Если же для этой информации он добился статуса государственной тайны, значит есть что скрывать.

Я уже не говорю о полной идеологической зависимости РПЦ от Кремля. Здесь обычно в пример приводится отказ патриарха от признания Крыма и сдержанная позиция по Донбассу. Но простите, про Крым патриарх просто промолчал. Мы не знаем его позиции. Он не приветствовал присоединение Крыма, но и не осудил аннексию. С Донбассом ситуация еще сложнее. В ситуации, когда православные убивают православных, мало просто включить особую молитву о междоусобной брани в литургию, следовало бы отлучить от причастия тех «православных патриотов», которые отправлялись наемниками воевать. А таких примеров было много.

Это лишь несколько штрихов. В целом складывается довольно печальная картина полной зависимости церковной иерархии от государства. При этом следует подчеркнуть, вполне добровольной.

И это вполне закономерно. Проблема в том, что русская Церковь просто не знает другого модуса существования, кроме как быть при власти. Константин Харчев прав — именно так и никак иначе было и в Российской империи, и в Советском Союзе после Второй мировой войны, и в современной Российской Федерации.

— Вы также пишете: «РПЦ молчит и будет молчать до тех пор, пока церковные бенефициары нынешнего политического режима не уйдут со сцены». Во-первых, кто эти бенефициары? А, во-вторых, может ли церковная общественность поменять церковных бенефициаров, как это возможно в демократическом режиме?

— Главный бенефициар нынешнего политического режима — это сам патриарх Кирилл. Мы не знаем и не узнаем размеры его личного состояния, но это миллиарды долларов. Это не только доходы от коммерческих операций (табак, нефть, автопром), но и присвоенные пожертвования прихожан.

Например, в Москве действует изощренная система церковного налогообложения. Маленькие домовые храмы платят несколько сотен тысяч рублей в год, а соборы и большие храмы в спальных районах — миллионы рублей. В общей сложности это около миллиарда рублей ежегодно. Никакой отчетности о том, как тратятся эти деньги после того, как их получит патриархия, нет. А там, где нет отчетности, всегда есть коррупция. Схожая ситуация во всех городах-миллионниках. Кстати, в некоторых регионах церковный налог за годы патриаршества Кирилла вырос в 10 раз! Многие священники просто стонут, но ничего не могут поделать.

Церковная общественность бесправна, и РПЦ делает все возможное, чтобы ее свободный голос не был слышен. Предельно жесткая иерархическая система, которую выстроил патриарх Кирилл, никаких соборных, демократических, процедур не предполагает, разве что их имитацию.

Моя надежда связана со сменой поколений. То унизительное, рабское состояние, в котором оказались священники, не может продолжаться долго. Возмущение растет, хотя и довольно медленно. Одним из первых признаков пробуждения я бы назвал появление сайта Ахилла (ahilla.ru), редакция которого находится в Екатеринбурге. Этот сайт стал голосом бесправного и обиженного духовенства, которое долгое время боялось и молчало, но теперь заговорило.

«В церковно-административной системе главным стал сбор церковных налогов»

— На ваш взгляд, в чем проблема иерархов РПЦ с точки зрения адекватного восприятия общественных процессов?

— Епископов в русской церкви стало слишком много, и обобщать здесь довольно трудно. Но тем не менее общие «корпоративные» черты у них есть. Прежде всего, это сознание собственной исключительности. Епископат превратился в особую касту, которая управляет жизнью епархий. Причем это управление понимается довольно специфически: держать священников в черном теле, не просто в подчиненном, но еще и в подавленном, униженном состоянии, тотально угрожая всем переводом на другой приход — более малочисленный и бедный, если священник епископу чем-то не нравится, и наоборот, более многочисленный и богатый, если священник епископу угождает.

Казалось бы, удивительно, что среди этих сотен епископов РПЦ нет ни богословов, ни ярких проповедников, но удивительно это только на первый взгляд. Развитие церкви при патриархе Кирилле идет довольно специфическим путем.

В РПЦ должна быть только одна яркая и харизматичная фигура — это сам патриарх. Главная задача всех остальных — не высовываться, быть статистами, на фоне которых как проповедник, администратор, политик и дипломат блистает патриарх Кирилл.

Это то, что касается публичного пространства. А в церковно-административной системе главным стал сбор церковных налогов. Именно способность собрать и отправить в вышестоящие инстанции столько денег, сколько потребуют, стало в последнее десятилетие главной добродетелью в РПЦ.

И как, живя в этом совершенно отдельном мире, можно сохранить не только адекватное восприятие общества, но даже адекватное восприятие церкви?

Церковная иерархия — это инопланетяне, которые живут в совершенно ином мире, чем современное общество. Они говорят на другом языке, который мы практически не понимаем, а они, соответственно, не понимают нас.

Еще раз повторю: из всякого правила есть исключения. Есть епископы, которые многое видят и многое понимают, но молчат. Пока еще молчат.

Пресс-служба Патриарха / Сергей Власов

— Можете ли отметить тех епископов, которые выделяются на общем фоне пониманием политической ситуации и попыткой дистанцироваться от «генеральной линии» РПЦ?

— Три года назад я назвал ситуацию, сложившуюся в РПЦ, «новым молчанием». Это удивительно, но в публичном пространстве звучит фактически только один голос — это голос патриарха Кирилла. Все остальные преимущественно молчат, не позволяют себе развернутых высказываний — только краткие комментарии по отдельным, всегда очень конкретным поводам или общее бла-бла-бла о духовной жизни. Это, безусловно, новый стиль. Он ярко иллюстрирует растущее значение иерархической доминанты в жизни церкви. Точнее, понимание иерархии как единоначалия в лице патриарха.

Молодой епископат, а это почти две сотни сравнительно молодых людей, рукоположенных при патриархе Кирилле, остается темной лошадкой. За 7-10 лет своего существования он еще ничего не сказал. Возникает вопрос: почему молодой епископат не говорит: не хочет или не умеет? Или боится? Это молчание — пауза накануне больших перемен или стремление уйти из публичного пространства? Простых ответов здесь нет, но очевидно, что молодой епископат РПЦ достаточно инфантилен, в целом предан патриарху Кириллу, малообразован и не умен.

— Кого из священников можно почитать и послушать, чтобы изменить об РПЦ свое мнение как о реакционной, клерикальной и закрытой в себе организации?

— Увы, ничего не могу посоветовать! Живая церковная речь теперь прикровенно звучит на приходах, на небольших конференциях, на скромных презентациях новых книг.

Я убежден, что неправильно отдавать «право голоса» только епископату. Если говорить о церковной жизни, то ее центр — это приходская община. И есть десятки и сотни достойных, честных, искренне верующих священников. Имена тех, кто пишет и говорит, хорошо известны — это протоиереи Георгий Митрофанов, Алексий Уминский, Павел Великанов, Владимир Лапшин, Александр Сорокин и многие другие. Я очень советую читать их книги и проповеди, смотреть и слушать передачи с их участием.

«»Церковное возрождение», так вдохновенно начинавшееся, фактически захлебнулось»

— Когда-то РПЦ, диссиденты и демократы начинали вместе в своем противостоянии Советскому Союзу. Да и после долгое время были вместе. Вспомнить хотя бы закон о религиозных организациях 1997 года, в котором православию отводится особая роль. Но с какого момента демократия и либерализм, с одной стороны, и РПЦ разошлись по разные стороны баррикад? Это произошло с момента прихода Путина к власти или, может быть, во время протеста против строительства храма в Екатеринбурге?

— К сожалению, вы ошибаетесь. В Советском Союзе церковная иерархия уже давно была «обезврежена» и глубоко интегрирована в политическую систему, включая механизмы распределения «дефицита», доступные только партактиву и государственным чиновникам.

Церковное противостояние Советскому Союзу — это удивительный феномен спонтанно возникшего мирянского движения, которое зародилось помимо воли епископата и было по-настоящему новым, активным, я бы даже сказал демократическим по своему содержанию. Это мирянское движение вызвало в епископате растерянность, а за тем и страх, поэтому уже в 1994 году епископы опомнились и все мирянское движение практически запретили, загнали на приходской уровень.

Печально, что «церковное возрождение», так вдохновенно начинавшееся, фактически захлебнулось, превратилось в свою противоположность, в новый застой. И реформы патриарха Кирилла только усугубили это положение.

— Если РПЦ попытается поменять свою роль и место в политической системе, то чем ей это грозит?

— Перемены сегодня возможны только в одном направлении, а именно — большей независимости, большей самостоятельности, особенно в вопросах гражданских прав и свобод, социальной справедливости, исторической памяти.

На мой взгляд, церковь должна решительно поменять позицию — от поддержки государства она должна перейти к поддержке гражданского общества.

Когда мы говорим об РПЦ и политике, то речь идет прежде всего о епископате и церковных чиновниках высшего уровня. Есть искренние и смелые священники, которые стараются говорить честно если не публично, то, по крайней мере, в частных разговорах. Да, они понимают, что один донос — и их жизнь круто изменится, но молчать они уже не могут, совесть не позволяет.

Если же говорить об угрозах при смене курса, то они вполне очевидны. Прежде всего, епископат и церковные чиновники потеряют свой особый статус внутри государственной системы. Например, с 2010 года патриарх и постоянные члены синода имеют право пользоваться залами официальных делегаций в аэропортах.

У церкви будет более строгая, а главное, прозрачная финансовая отчетность перед государством и перед обществом. Личные доходы епископата будут поставлены под контроль. Коррупционные схемы, которые созданы в связке государство-церковь, особенно на региональном уровне, придется закрыть.

Словом, жить они будут беднее и проще. Думаю, нынешнее поколение епископов и церковных чиновников будет этому всеми силами сопротивляться. Они прекрасно понимают, что именно они могут потерять.

«Отторжение от церковной иерархии — это здоровая реакция»

— Возможно ли сегодня быть православным вне рамок РПЦ? Есть церковная поговорка: «Кому церковь не мать, тому Бог — не отец».

— Я бы разделил ваш вопрос на две части. И первый вопрос такой: возможно ли быть православным вне идеологических рамок РПЦ? На этот вопрос ответ утвердительный: «Да, безусловно!» Более того, я считаю, что необходимо быть свободным от этих рамок, всеми силами освобождаться от тех убогих идеологических установок, которые идут в одной упаковке с современным русским православием.

Вторую часть можно сформулировать так: возможно ли быть православным вне литургических рамок РПЦ? И здесь мой ответ: «Нет». Я прекрасно понимаю, что возможны и другие варианты ответа. Но сам я отвечаю вполне определенно, по крайней мере, сегодня.

Я вижу, что медленно, но довольно очевидно растет количество переходов православных в католические приходы. Это пока десятки или сотни людей в год — не так много, но это добровольные переходы молодых православных людей. Надо сказать, что католические священники в России крайне неохотно откликаются на такие просьбы, но и игнорировать их полностью не могут. Не сокращается и количество прихожан в неканонических православных юрисдикциях, но, простите, это запредельно маргинально.

Но здесь в некотором смысле спасение в том, что мы живем в секулярном обществе и каждый может самостоятельно регулировать степень своего вовлечения в церковную жизнь.

Znak.com

— Что бы вы посоветовали тем верующим, которые разделяют символ веры, евангельские принципы, церковные каноны, читают молитвы, но по своим общественно-политическим взглядам они все дальше и дальше расходятся со взглядами и поведением иерархов РПЦ?

— Ничего страшного в этом нет. Более того, я бы сказал, что это совершенно нормальная реакция на то, что мы слышим из уст патриарха Кирилла и многих православных иерархов. Отторжение от церковной иерархии в ее нынешнем состоянии — это здоровая реакция.

Знаете, мне уже не раз и не два приходилось слышать, как православные говорят: «Мне так больно и так тошно слышать и видеть, что делают и как говорят официальные представители РПЦ, что я для себя решил — ничего про них не хочу слышать. Я хожу в свой храм, молюсь и больше ничего знать не хочу. Я пришел ко Христу».

Беда лишь в том, что этот епископат нам все еще приходится содержать и это довольно дорого. На эти деньги можно было бы сделать много хорошего. Но наступит время, и вопрос о том, что приходы не будут оплачивать церковную бюрократию и непомерные финансовые аппетиты епископов, встанет предельно остро.

Не стоит из-за недостойных епископов уходить из церкви, но формат своего участия в церковной жизни нужно время от времени корректировать.

Пресс-секретарь патриарха — о взаимоотношениях Церкви с медиа, государством и внешним миром

— Каковы перспективы РПЦ? Сегодня она себя связала с нынешним режимом. Но ничто не вечно. Некоторым кажется, что закат режима уже начался. И если он все же не рассосется эволюционным путем, а будет некий слом, то ведь и к РПЦ будет много вопросов с точки зрения репутации, финансов, политики и так далее. Останется ли у нее потом право быть моральным ориентиром для общества?

— Серьезные реформы в РПЦ неизбежны, но произойдут они не сами по себе, а в результате более масштабных перемен в России. Церковь в том виде, как она есть сейчас, выглядит малопривлекательно и никому не нужна.

Патриарх Кирилл не просто законсервировал РПЦ в ее постсоветском состоянии, но и драматически обострил все возможные конфликты. Однако проблема в том, что программу реформ никто не готовит. Без внятной, детально разработанной программы реформа будет провалена, но время поработать над программой еще есть. Так что я оптимист, не все потеряно.

— Если в церкви такое плохое начальство, то как это допускает Христос? Согласно православным догматам, это же его Церковь, и он ей непосредственно управляет.

— Это пронзительно важный вопрос, своего рода прикладная экклезиология. Думаю, убедительный ответ на него ищут для себя многие.

Я для себя отвечаю так. В 90-е годы случилась удивительная история: авторитет каждого священнослужителя оказался равен авторитету всей церкви. Постсоветское общество выдало невиданный прежде кредит доверия не только церкви в целом, но и каждому ее представителю. И, как вы говорите, «церковные начальники» восприняли это как должное: «Если нам этот кредит доверия выдан, то никуда он не денется, даже если мы будем жить, как захотим, как нам самим удобно». Естественно, вскоре грянула чреда скандалов. И постепенно многим стало ясно, что авторитет священника — это одно, а авторитет Церкви — совсем другое. Если священник не живет по Евангелию, не идет сам ко Христу, то и слова его хоть и правильные, но пустые, сердца никак не касаются. И нет ему никакого уважения. Так же и епископ. Если для него главное власть и деньги, то нет у него никакого авторитета. Бояться его будут, а уважать и любить — нет.

Какой урок нам преподносит Спаситель? Еще раз повторю: это мой ответ, и я не могу настаивать, что он правильный. Господь нам показывает, что «церковные начальники» и церковь Христова — не одно и то же. Нам надо научиться различать одно от другого. Это горькое, болезненное задание, и нужно духовное мужество, чтобы это признать. Знаю, что многие ушли из Церкви, не сумев найти для себя ответ.

Словом, не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения (псалом 145). И смысл такого печального положения дел в том, что не на людей, не на священников и епископов мы призваны полагать своё упование, а на самого Христа. В любое время это трудно, и наше время не исключение.

Хочешь, чтобы в стране были независимые СМИ? Поддержи Znak.com

Поделись Автор[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *