Онлайн-тестыТестыЛингвистика, филология, языкознаниеРиторикавопросы

1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 136-142
1. Автором афоризма «Истина всегда торжествует!» является:
• Цицерон
2. Автором первого русского учебника по риторике был:
• М. В. Ломоносов
3. Впервые провозгласил культ слова в Древней Греции и сказал о том, что «слово есть великий властелин, который, обладая малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела…»:
• Горгий
4. Выражение «Достоинство стиля заключается в ясности: доказательством этого служит то, что раз речь не ясна, она не достигает своей цели» принадлежат:
• Цицерону
5. Идеал речевого воздействия, по …, — умиротворение внутренней жизни слушателя, успокоение бушующих страстей (страсти – болезнь души, требующая исцеления).
• Цицерону
6. К основным законам риторики не относится закон:
• краткости
7. Кризис риторики, связанный с ее исчезновением как науки и учебного предмета в лицеях, гимназиях и университетах, произошел:
• во второй половине 20 века
8. Мнение о том, что оратор должен четко определить предмет речи, познать о нем истину, познать души людей, для которых предназначена речь, принадлежит:
• Платону
9. Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики:
• филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи
• филологическая наука, изучающая отношение мысли к слову
10. Общая риторика отличается от частной тем, что:
• общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная – частные
11. Основной заслугой М.В. Ломоносова в теории риторики считается:
• популяризация в риторике научного знания и просвещения
• светская направленность его книг по красноречию
12. Основные черты риторического идеала софистов воплощены сегодня в принципах:
• американской риторики
13. Основоположником теории риторической науки считается:
• Аристотель
14. Ренессанс риторики в современной России связан с именами:
• Ю.М. Лотмана, Ю.В. Рождественского, В.П. Вомперского
15. Риторика относится к … наукам.
• филологическим

2.5.1. Планы и образцы хрий

Хрия — это рассуждение, которое изъясняет или доказывает какой-либо тезис.

В хрии мы имеем одну мысль (предложение, тезис), которую нужно доказать как справедливую, либо опровергнуть как ложную.

Строгая (прямая) хрия требует, чтобы формулировка основного тезиса предшествовала возможным выводам и частным следствиям из этого тезиса. Строгая хрия строится по следующему плану:

План хрии

Пример прямой хрии по высказыванию:

1. Приступ — начало речи с целью привлечения внимания (здесь, как писал М.В. Ломоносов, «похвален или описан должен быть тот, кто речь сказал или дело сделал, что соединяется с темой хрии»1)

1. «Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, пытающийся их скрыть», — говорил Леонардо да Винчи. Он часто бывал во дворцах вельмож и видел пагубные последствия лести.

2. Парафразис — разъяснение темы, экспозиция

2. Самому человеку трудно заметить ошибки в своих делах, последствия которых, например, на войне, могут быть ужасны. Поэтому надо быть благодарным тому, кто показывает тебе твои ошибки.

3. Причина — доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…); причин может быть указано несколько

3. Льстец старается приуменьшить, друзья скрывают твои ошибки, и ты не думаешь об их последствиях, противник же замечает малейшие промахи, ты их узнаёшь и не допускаешь больших.

4. Противное — то есть указание на контраргументы (если нет, то…)

4. Предположим, что лесть лучше, чем правда. Тогда ты теряешь само контроль и думаешь, что у тебя, непогрешимого, ошибок нет, но так в жизни не бывает. Следовательно, наше предположение неверно.

5. Подобие — сравнение этого явления со смежными областями

5. В электричестве, как известно, заряды двух знаков; чтобы понять свет, нужна тьма, чтобы были друзья, нужны и враги; для равновесия какого-то вида в природе нужны его враги, например, олени вырождаются, если нет волков.

6. Пример

6. Иван Грозный известен современной истории и из переписки со своим врагом Курбским. Если бы её не было, все считали бы государя лишь невежественным извергом.

7. Свидетельство (ссылка на авторитет)

7. В Евангелии сказано: «Возлюбите врагов ваших», так как враг лучше, чем кто-либо покажет, где твоя слабость, и ты избежишь больших грехов.

8. Заключение, или вывод (своё отношение к теме)

8. Друзей стоит выбирать не из тех людей, для которых ты авторитет, а правдивых и равных себе.

Обратная (свободная, нестрогая, сократовская) хрия — способ рассуждения, при котором вначале подбираются частные аргументы, а затем формируется сам тезис.

Обратная хрия строится по следующему плану:

План хрии

Пример обратной хрии
(из речи Козьмы Минина)

1. Приступ — начало речи с целью привлечения внимания

1. «Сограждане! Отечество гибнет! «

2. Доказательство или аргумент

2. «Свирепость врагов неимоверна! Они заняли Москву!»

3. Связка

3. «Если падет Москва, падем и мы!»

4. Формулировка тезиса (основной мысли) — посредством искусственной связи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить

4. «Пожертвуем всем, заложим жен и чад наших и искупим Отечество. Вождь Пожарский укажет нам путь к победе».

5. Заключение, или вывод (своё отношение к теме)

5. «Сограждане! Решите, что ожидает нас — рабство или свобода!»

2.5.2. Афоризмы для составления текстов-рассуждений

Эти афоризмы взяты нами из различных сборников высказываний великих людей. Если вы хотите использовать какой-либо другой афоризм, вы можете это сделать. Не забудьте только указать автора и источник.

1. Беседы, долго идущие, пожирают жизнь. (Василий Великий)

2. Молчание — золото. (Пословица)

3. Молчанием предается Бог. (Св. Григорий Богослов)

4. Бессмертие есть цель человеческой жизни. (Н.Ф. Кошанский)

5. В споре часто побеждают дерзость и красноречие, но не истина. (Менандр)

6. Талант великих душ есть узнавать великое в других людях. (Н.М. Карамзин)

7. Закон — это немой судья, а судья — говорящий закон. (М.Т. Цицерон)

8. Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше. (А.С. Пушкин)

9. Не бойся едких осуждений, но упоительных похвал. (Е.А. Баратынский)

10. Чем эпоха интересней для историка, тем она для современника печальней. (Н. Глазков)

11. Для того, чтобы творить справедливость, нужно знать очень не­мно­го, а для того же, чтобы на полном основании творить несправедливость, нужно основательно изучить право. (Г.К. Лихтенберг)

12. Война — это преступление, которое не искупается победой. (А. Франс)

13. Высший суд — суд совести. (В. Гюго)

14. Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного. (Ф.М. Достоевский)

15. Независимость — удел немногих. Самостоятельность — привилегия сильных. (Ф. Ницше)

© Матвеева А. И., Сарапульцева А. В., 2017

© Оформление. ООО «Бук», 2017

Введение

Современная риторика, аккумулирующая все достижения психологии, лингвистики текста, социолингвистики, логики, культуры речи, представляет собой науку о целесообразной, эффективной и гармонизирующей речи. В настоящее время изучение риторики, как науки об убеждающей речи, становится обязательным в системе подготовки профессионалов в разных сферах деятельности. Что неудивительно: особенности многих профессиональных задач предусматривают способность убеждать, умение хорошо говорить, пользоваться богатством и гибкостью как родного языка в целом, так и профессиональной лексики в частности. Люди «риторических» профессий – юридических, экономических, педагогических и т. д. должны не просто уметь правильно говорить, они должны быть мастерами слова.

Комплексной целью изучения дисциплины, направленной на воспитание, образование и развитие личности будущего экономиста или юриста в процессе овладения умениями эффективного речевого поведения в различных ситуациях общения, является формирование и развитие коммуникативной компетенции специалиста – участника профессионального общения на русском языке в сфере права, экономики, науки. В качестве задач дисциплины нами рассматриваются следующие: формирование навыков делового профессионального общения в сфере экономики и юриспруденции; формирование способности к оптимальному выбору языковых средств, необходимых для построения текста в соответствии с коммуникативной ситуацией и целью коммуникации; формирование общего представления о профессиональных коммуникациях экономиста и юриста и о речи как инструменте эффективного профессионального общения.

Риторика учит, как осуществлять общение, логично и выразительно излагать и развивать мысли, употреблять слова, как пользоваться речевой активностью в личной жизни и общественной деятельности, как выступать перед аудиторией. Изучение дисциплины «Риторики» помогает не только сформировать сознательное отношение к отбору и употреблению языковых средств в речевой практике в соответствии с речевыми задачами, но и способствует развитию профессионально значимых качеств. Структура дисциплины «Риторика» предусматривает работу студентов под руководством преподавателя и самостоятельную работу. Материал дисциплины изучается в ходе лекционных и практических занятий.

1. Риторика как специальная дисциплина

1.1. История происхождения и развития риторики

Слово «риторика» произошло от греческого rheo – «говорю, лью, теку». Производное от него rhetor означало «ритор, оратор». Это слово дало название науке «риторика», т. е. мастерство (искусство) ораторской речи. (Отметим, что в ХIХ в. было два варианта написания слова – «рЕторика» и «рИторика». Сегодня принята норма «рИторика»). Риторика – одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в IV веке до н. э. в Греции. Главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи.

Наука в античности подразделялась на три области: физику, знание о природе; этику – знание об общественных установлениях; логику – знание о слове как инструменте мышления и деятельности. В основе образования лежали логические науки, или органон (метод). Органон включал в себя тривиум и квадривиум – семь свободных искусств. В тривиум входили грамматика, диалектика, риторика. Грамматика – наука об общих правилах построения осмысленной речи. К грамматике прилегала поэтика как наука о художественном слове – своего рода «лаборатории языка». Диалектика – наука о приемах обсуждения и решения проблем и о технике научного доказательства. Риторика – наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера. B квадривиум, который завершал общее образование, входили математические науки: арифметика и музыка, геометрия и астрономия.

Таким образом, в античности выделялся круг знаний обязательный для культурного свободного человека, включающий в себя семь свободных искусств, состоящий из естественнонаучного квадриума и гуманитарного тривиума. Что предполагало знание образованным человеком музыки, астрономии, арифметики, геометрии, грамматики, диалектики и риторики. Остальные знания, науки считались частными и обязательными только для специалистов. Происхождение риторики объявлялось божественным – в легенде повествовалось о том, как Юпитер, наблюдая несовершенство и грубость людей, повелел Меркурию дать людям искусство убеждающей речи – риторику. Следовательно именно с риторики начинается человеческая цивилизация. Можем увидеть мысль о божественных истоках риторики и в христианской традиции. Помните «В начале было Слово…»?

Самое древнее понимание риторики, как искусства убеждать связано с именами Горгия, Сократа, Платона. Великий греческий философ и ученый Аристотель (384–322 до н. э.) определил риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Задача риторики, по замыслу Аристотеля, состояла в том, чтобы нравственные принципы, на которых должна основываться общественная жизнь, стали более убедительными, чем эгоистические и материально-практические соображения.

Как одна из основных образовательных наук риторика была заимствована римлянами, приспособлена к нуждам римского общества и усовершенствована как учебный предмет в сочинениях филолога Марка Теренция Варрóна (116-27 до н. э.); оратора и государственного деятеля Марка Тýллия Цицерóна (106-43 до н. э.); но в особенности первого профессора римской риторики, создателя педагогической теории Марка Фабия Квинтилиана (35-100 н. э.). Выдающийся ритор Квинтилиан определял риторику как «искусство хорошо говорить», подчеркивая значимость красоты и правильности речи ритора…

После работ Квинтилиана, а позже византийских и римских ученых Гермогена Тарсийского (160–225), Аффония Антиохийского (IV в.), Либания (314–393), бл. Августина (354–430), Присциана (VI в.) и др., риторика сложилась как устойчивая система научных понятий и вместе с тем понималась, как «искусство украшать речь». Особенность византийской и западноевропейской средневековой риторики в том, что главный ее предмет – проповедь и богословская полемика. Средневековая риторика занималась в основном не ораторией, а гомилетикой. Ораторская речь произносится однократно. Проповедь – ряд поучений в форме слова или беседы, предназначенных для постоянного круга лиц. Задача гомилетики – духовно-нравственное просвещение, воспитание и обучение. Гомилетика существует как в устной, так и в письменной форме (катехизис – официальный вероисповедный документ какой-либо конфессии, огласительное наставление, книга, содержащая основные положения вероучения, часто изложенные в виде вопросов и ответов), что существенно меняет организацию и содержание речи.

B Новое время приходит понимание риторики как «искусство применять разум к воображению для пробуждения воли» (Ф.Бэкон), т. е. важнейшей задачей ритора виделось побуждение адресата речи к действию. Соответственно ХVІІ-ХІХ веках риторику стали понимать как науку об аргументации преимущественно в письменной речи: общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значение письменной литературы – богословия, религиозной и политической публицистики, философии, исторической прозы, документа – возрастает. B результате постепенно развивается частная риторика, в которой формулируются правила создания конкретных видов произведений – судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т. п.

Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик относится к началу 17 века. Предполагается, что её автор – митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий (ум. 1663). В ее основу положен перевод учебника немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона (1497–1560), который был написан на латинском языке и издан во Франкфурте в 1557 г. Меланхтон – профессор греческого языка и теологии, один из ближайших соратников Мартина Лютера (1483–1546). Риторика Меланхтона наряду с его сочинениями по богословию и логике была одним из самых важных идейных источников протестантизма, так как представляла собой инструмент полемики с римокатоликами.

«Риторика» Макария переписывалась и изучалась в течении всего XVII века. В 1699 г. Появилась новая «Риторика», её авторство приписывается Михаилу Усачёву. В начале XVIII века создано новое риторическое сочинение Феофаном Прокоповичем, крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра I, поддерживающем его реформы. Оно представляет собой запись лекционного курса, прочитанного автором на латыни в 1706–1707 г. в Киево-Могилянской академии.

Следующим важным этапом развития русской риторики стали грамматические и риторические сочинения М.В. Ломоносова (1711–1765). В 1739 году выходят «Письмо о правилах российского стихотворства», в 1748 году – «Краткое руководство к красноречию», в 1757 году – «Российская грамматика», около 1758 года написано «Предисловие о пользе книг церковных». Очевидно, М.В. Ломоносов собирался написать и логику, что было бы завершением новой системы тривиума. Главная особенность филологических работ М.В.Ломоносова в том, что он сознательно и целенаправленно создавал норму русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки, деловой прозы, исторических сочинений, академической и политической оратории, проповеди. Его филологические труды оказали значительное влияние на русскую словесность.

B начале XIX века русская риторика переживает эпоху расцвета. Среди руководств по риторике особое место занимают учебники Николая Федоровича Кошанского (1784–1831), филолога-классика, переводчика, преподавателя словесности в Царскосельском лицее. «Общая риторика» (1829) и «Частная риторика» (1832). Ученый дает определение: «Реторика, имея предметом мысль, показывает: 1. откуда они почерпаются (Изобретение); 2. как приводятся в порядок (Расположение); 3. как излагаются (Выражение мыслей)». Руководства Н.Ф. Кошанского были ориентированы на классические образцы изящной словесности и давали навыки понимания классических произведений и самостоятельного литературного творчества.

Учебники словесности Н.Ф.Кошанского, А.Ф.Мерзлякова, А.И.Галича, И.И.Давыдова и других авторов сформировали несколько поколений талантливых и образованных русских людей, которым мы обязаны расцветом национальной культуры в XIX веке. В первой половине XIX века ряд литературных критиков во главе с Виссарионом Григорьевичем Белинским развязывают пропагандистскую кампанию против риторики. В представлении общества того времени художественная литература, и литературная критика были единственным видом словесного творчества. В результате во второй половине XIX века риторика была исключена из системы образования, а ее место заняло обязательное изучение художественных сочинений и мнений литературных критиков по различным вопросам общественной жизни.

Во второй половине ХIХ – начале ХХ вв. были популярны труды выдающихся мастеров академического и юридического красноречия Ф.Н. Плевако, П.Ф. Лесграфта, Ф.И. Буслаева, М.П. Погодина и др. В это время вышли работы по теории красноречия П.С. Пороховщикова, А.Ф. Кони, М.В. Попова. Уже в советский период в 20-е годы появились пособия С.И. Поварнина, А.В. Миртова, В.Г. Гофмана. Блестящая риторическая практика той эпохи связана с именами выдающихся ораторов Н.И. Бухарина, А.В. Луначарского, Л.Д. Троцкого и др. К сожалению, после началась деградация риторики и в сфере теории и в сфере практики. Политическое или юридическое красноречие не востребовано в условиях тоталитарного государства, в котором отсутствует состязательность судебного процесса и существует единственная политическая партия. Только на филологических факультетах риторика изучалась, но в сильно искаженном, урезанном виде (например, в рамках курсов лекторского мастерства или культуры речи). Риторика понималась как негативное явление, красноречие приравнивалось к краснобайству. Возможно и сегодня для кого-то риторика – синоним пустословия, возможность манипулировать людьми с помощью красивых слов. Напомним слова французского ученого А. Пелиссе, учившего, что риторика подобна прекрасной женщине, которая может быть и богиней и куртизанкой. В наших силах оставить ее богиней. Искусство риторики может использоваться и в неблаговидных целях, но многие великие дела начинаются со слова, сказанного вовремя и по делу. Умение убеждать, договариваться, руководить людьми необходимо современному специалисту.

События второй половины XX века остро поставили перед наукой и философией проблему манипулирования сознанием в средствах массовой коммуникации. Одним из ответов на этот вызов стала после Второй мировой войны неориторика или теория аргументации. Сегодня к пропаганде и СМИ добавилась интернет-коммуникация. Тоталитарное сознание не есть специфическое свойство советского большевизма или немецкого национал-социализма, но общая закономерность всей современной демократической и гуманистической цивилизации, которая идеологически управляется массовой коммуникацией. Понимание технической кухни массовой информации дает человеку возможность хотя бы относительной независимости от тоталитарной пропаганды строительства коммунизма или «общечеловеческих ценностей» демократического «открытого общества». Современная риторика не просто техническая дисциплина, обучающая умению строить убедительные высказывания, но инструмент самозащиты от тоталитарного сознания. Наше время использует те же приемы мысли и методы обоснования идей, ту же технику введения в заблуждение, что и две тысячи лет назад, хотя изменяются формы, стиль и совершенствуются инструменты словесного воздействия.

Каждая эпоха дает свое представление о риторике, ее целях и задачах. Выше мы указали это на примере античности, средневековья, Нового времени. Сегодня общепринятым традиционным является определение риторики как науки о способах убеждения, речевого воздействия на человека, науки о целесообразном слове. Предмет риторики не ограничен только ораторской речью, он объединяет монологические и диалогические жанры. Предмет и задачи риторики также могут быть определены исходя из литературного либо логического ее понимания. Новые представления о дисциплине отражаются в ряде современных определений риторики. В русле логического направления риторика – это наука о способах убеждения, разнообразных формах преимущественно языкового воздействия на аудиторию, оказываемого с учетом особенностей последней и в целях получения желаемого эффекта (А. К. Авеличев); наука об условиях и формах эффективной коммуникации (С. И. Гиндин); убеждающая коммуникация (Й. Коппершмидт); наука речевых действий. В русле литературного направления – это филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно-выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается c поэтикой и стилистикой (В. Н. Топоров).

Обладая свободой воли и разумом, мы отвечаем за свои поступки, которые мы должны предварительно обдумать и обсудить, чтобы предвидеть духовные и физические последствия. Мы живем и действуем в обществе, принимая решения путем совещания. Совещаемся мы о том, что возможно, о чем существуют различные мнения, и убеждаем друг друга посредством доводов, которые выражаются словом. Убедить значит обосновать предлагаемые идеи таким образом, чтобы участвующие в обсуждении согласились с доводами и присоединились к ним.

Наука риторика изучает те словесные приемы и формы убеждения, которые позволяют разумно оценить аргументацию и самостоятельно принять решение. Аргументация содержится и в научных, и в философских, и даже в художественных произведениях. Чаще всего в разряд риторических попадают ораторская речь, проповедь, публицистика, массовая информация. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация. Риторика стремится ответить на вопрос: как создать высказывание в определенным образом заданных условиях? Риторика обобщает опыт искусства аргументации и отражает реальные нормы культуры слова, сложившиеся исторически.

Общая риторика содержит: учение о риторе; учение об аргументации, (то есть об отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает решение об их приемлемости); учение о риторическом построении, то есть о создании произведения слова. Риторическое построение представляет собой учение о «внутреннем слове», или «внутреннем высказывании». Высказывание рассматривается в риторике на следующих уровнях: общего замысла (семантики), словесной конструкции (синтактики), словесного воплощения (прагматики – отношения слова как выразительного средства к получателю речи). Это проявляется в классическом разделении общей риторики на: изобретение (инвенцию), расположение (диспозицию) и выражение (элокуцию). В научной литературе присутствует и другое деление общей риторики, которая, по мнению ряда исследователей содержит следующие разделы:

1. риторический канон;

2. публичное выступление (оратория);

3. ведение спора;

4. ведение беседы;

5. риторика повседневного общения;

6. этнориторика.

Риторический канон – это система специальных знаков и правил, которые отвечают на следующие вопросы: что сказать? в какой последовательности? как (какими словами)? Риторический канон прослеживает путь от мысли к слову, описывая три этапа: изобретение содержания, расположение изобретенного в нужном порядке и словесное выражение.

Оратория, или теория и практика публичной речи.

Теория и искусство ведения спора – учит достойно вести себя в споре, уметь направить его так, чтобы он стал работой по достижению истины.

Ведение беседы – учение о причинах непонимания людей друг другом, факторах успеха, стратегии и тактике разговора.

Риторика повседневного общения (иногда относят к частным риторикам) дает знания о речевом поведении людей в их бытовой, повседневной, «домашней» жизни. Она дает ответы на вопросы: как возникают и гибнут дружеские, приятельские, семейные отношения? Какую роль в их становлении и развитии играют особенности речевого поведения?

Этнориторика изучает национально-культурные различия речевого поведения людей. Риторические знания помогут избежать ситуаций непонимания между людьми разных национальностей и в сфере делового общения, и в областях, касающихся духовных ценностей. Почему американцы считают, что при ведении переговоров русские деловые люди недостаточно четко и определенно излагают свою позицию, почему японцы видят у русских излишнюю категоричность в суждениях и т. д.

Частная риторика содержит учение о конкретных родах и видах словесности:

1. письма по предметам общежития и литературные;

2. документы и деловая корреспонденция;

3. диалоги, в основном литературные, но дающие представление о правилах построения и ведения дискуссии;

4. повествовательная (историческая) проза;

5. устное слово в виде политической, юридической, экономической, академической ораторики, проповеднической (духовной), педагогической и пропагандистской речи;

6. научно-философская проза.

Иными словами: частные риторики изучают особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности», в них ответственность человека за свое речевое поведение, за умение или неумение владеть словом чрезвычайно велика. Это юриспруденция, административная и организационная деятельность (в том числе в сфере экономики), дипломатия, медицина, педагогика, Изучение риторики предполагает совершенное знание русского литературного языка (форма аргументации) и систематическое образование – знание истории, философии, права, художественной литературы (содержание аргументации). Чтобы научиться строить письменную и устную публичную речь, необходимо: понимать, как устроена аргументация, знать теорию; читать и понимать классические произведения, развивать в себе умение понимать строение произведения и замысел его автора; упражняться в построении различного рода устных и письменных высказываний, усвоить навыки самостоятельной творческой работы со словом; говорить и писать публично.

Итак, современная риторика – это теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи. При этом, чтобы речь была эффективной, современная риторика выдвигает формулу: мысль + чувство + слово.

Совершенно точно не нужно аргументировать значение риторических навыков в жизни человека, дар абсолютного убеждения – это дар высшей власти над людьми, власти над их умами и сердцами. Умение убеждать – это способ осуществления всех желаний. Можно ли научиться этому искусству? Вспомним слова Марка Туллия Цицерона блестящего оратора, древнеримского политика и философа: «Поэтами рождаются – ораторами становятся». Конечно, для кого-то ораторское искусство доступно более, для кого-то менее, но результат в любом случае зависит от настойчивости и прилагаемых усилий. Первое выступление Демосфена было встречено насмешками и оскорблениями, хилый и косноязычный оратор, казалось, другого и не заслуживает. Однако, его упорство, сила духа и энергия привели к тому, что Демосфен стал величайшим политическим оратором, вошел в античную историю как человек, способный в любом случае склонить сограждан на свою сторону силой убеждения.

планов по цели и назначению. Предварительный план будущей речи. Рабочий план. Основной план. Виды планов по структуре. Простой и сложный планы.

Составные элементы композиции публичной речи: вступление, главная часть, заключение. Особенности Понятие и особенности композиции речи. План — основа композиции речи. Разновидности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи.

Методы изложения материала. Индуктивный метод. Дедуктивный метод. Метод аналогии. Концентрический метод. Ступенчатый метод. Исторический метод.

Доказательность выступления. Использование в речи логических операций доказательства и опровержения. Характеристика этих операций. Использование в процессе выступления достоверных аргументов. Система логических и психологических доводов как содержательный элемент композиции. Принцип усиления в композиции.

Приемы привлечения внимания аудитории: прямое требование внимания, обращение к слушателям с неожиданным вопросом, использование паузы, прием «тайна занимательности», вопросно-ответный прием и др.

Недостатки композиции. Нарушение логической последовательности изложения материала. Перегрузка текста теоретическими рассуждениями. Обилие затронутых вопросов и проблем. Шаблонное, трафаретное построение речи. Творческий характер публичной речи.

Тема 9. Взаимодействие оратора и аудитории

Аудитория как социально-психологическая общность людей. Психология аудиторий. Проблема контактности, конформизма, социальной поляризации и других сторон поведения аудитории. Социально-психологические и психолингвистические параметры восприятия, понимания и оценки речи аудиторией. Проблемы внимания, интереса, разных видов памяти в процессе пу6личной речи.

Взаимодействие оратора с аудиторий. Проблема контакта в процессе речи. Факторы, способствующие установлению контакта. Приемы управления аудиторией.

Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.

4.2. Перечень лабораторных работ

Учебным планом лабораторные работы не предусмотрены.

4.3. Содержание практических (семинарских) занятий

Тема 1. Признаки литературного языка

Вопросы для обсуждения

  1. Обработанность литературного языка, его устойчивость, обязательность для всех носителей языка.

  2. Нормативность литературного языка. Вариативность языковых единиц.

  3. Наличие функциональных стилей как характерная особенность литературного языка.

  4. Устная и письменная формы литературного языка.

Задания

  1. Освойте словарный минимум (с. 507-516)

  2. Выполните письменные упражнения 10, 11 (с. 404)

  3. Выполните устно упражнения 5,6 (с.403)

Литература

Тема 2. Языковая норма и ее роль в функционировании литературного языка

Вопросы для обсуждения

1. Понятие нормативности литературного языка.

  1. Исторический характер норм литературного языка.

  2. Грамматические нормы.

  3. Лексические нормы.

  4. Нормы произношения и ударения.

Литература:

Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М.,2004

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи. Ростов н/Д. 2006 и др.издания

Тема 3. Основные качества культуры речи

Вопросы для обсуждения

  1. Богатство и разнообразие словаря говорящего.

  2. Непременное условие культуры речи – ее чистота.

  3. Яркость, образность, выразительность речи.

  4. Ясность, понятность – важный признак культуры речи.

  5. Точность – необходимое качество речи.

  6. Правильность – ведущее понятие культуры речи.

Литература:

Введенская Л.А., Павлова Л.Г.. Риторика и культура речи: Учебное пособие для вузов, 4-е изд. Ростов н/Д.,2004

Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д.,2004

Культура русской речи: Учебник для вузов/Под ред. Л.К.Граудиной и Е.Н.Ширяева. М.,2006

Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ под ред. В.Д.Черняк. М.,2008

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *