Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Как стать экспертом?
Отец Обломова был ленивым человеком, ходил из угла в угол, поверхностно занимался делами, любил откладывать дела на потом. Как видим, Илья Ильич очень схож со своим отцом, поэтому можно сделать вывод, что в данном произведении отец способствовал формированию личности сына.
Вторым произведением, где отец играет важную роль в воспитании сына, является повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В семье Гринёвых царили патриархальные порядки. Слово отца — было законом. Андрей Петрович Гринёв, отец Петра, хотел, чтобы его сын был настоящим воином и офицером. Несмотря на своё материальное состояние, старший Гринёв отправляет сына в армию в Оренбург, а не в Петербург. Именно по желанию отца Петру прививали высокие морально-волевые качества. Таким образом, на формирование взглядов и характера Петра отцовское воспитание оказало значимое влияние.
Проанализировав два произведения, можно сделать вывод, что отец играет немаловажную роль в жизни каждого ребенка. Папа способствует формированию личности и характера, является поддержкой и опорой на протяжении всей жизни. Поэтому очень важно, чтобы отец был достойным примером для подражания.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id41722
Обновлено: 2018-11-05 Опубликовал(а): maximax
Любому ребёнку больно и тяжело слушать, как родители ссорятся. А подростки зачастую уже понимают, что один из родителей может быть виноват больше, чем другой, что существует психологическое насилие. Конечно, хочется с этим что-то сделать. Психологи Светлана Филяева и Дарья Белоусова рассказали о первых шагах, которые можно предпринять.
Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Вопрос. В последнее время я стала остро реагировать на ссоры родителей. Мне 17 лет, и я уже многое вижу и понимаю. Тем более когда мою маму оскорбляют и доводят до слёз, я просто не могу сидеть сложа руки. Мне хочется её защитить и пресечь это психологическое насилие.
Я говорю так, потому что ссоры происходят довольно часто, отец принижает достоинство мамы, подозревает её в изменах. В последнюю крупную ссору я вмешалась. Мне стало невыносимо слушать оскорбления, нелепые подозрения и мат в сторону мамы.
Но потом я думала: а правильно ли я сделала, что вмешалась? Может, это только ухудшило ситуацию? Надо ли вообще детям вмешиваться в ссоры родителей? И как правильно реагировать на такое поведение со стороны отца?
Ответ психолога Светланы Филяевой:
Первый совет: задайте себе несколько вопросов — тогда будет проще понять свою роль и позицию в семье.
Вы говорите о том, что хотите защитить маму, рассказываете, как отец её оскорбляет. Но вы ничего не упоминаете о том, как она сама реагирует. Как она ведёт себя в ссорах? Кто из родителей начинает конфликт? Говорили ли вы хотя бы раз с мамой откровенно о том, что происходит? Что хочет мама изменить в семейной жизни, общении? Знает ли она о ваших переживаниях? Хочет ли она от вас поддержки — и какой?
Сейчас мама больше похожа на жертву, вокруг которой сталкиваются двое — ее дочь и муж. Но мама — взрослая женщина и может сделать многое, она участвует в этих конфликтах так же, как и другие члены семьи. И если вы чувствуете, что маме нужна защита, предполагаете, что она не справляется, то первой помощью будет поговорить с мамой об этом наедине, обсудить ситуацию.
Второй совет: попробуйте привлечь кого-то из друзей семьи, взрослых, кому вы доверяете (если речь идёт об эмоциональном и возможном физическом домашнем насилии). Ребёнок самостоятельно не может справиться с такой ситуацией, нужна поддержка и действия других людей. Представьте, что сейчас вам надо собрать группу поддержки, — кого туда можно включить? С кем поговорить по секрету? А может быть, собрать большой семейный совет?
Третий совет: раз общение с отцом сейчас складывается напряжённо, необходимо попробовать новые способы коммуникации. Если есть страх конфликта или гнев мешает говорить, то лучше написать большое письмо папе. Расскажите о своих чувствах, желаниях, о том, с чем вы не согласны и что хотите изменить, спросите о мотивах его поступков, расскажите, каким вы видите общение в семье, за что цените родителей. Предложите ему написать ответное письмо.
Так вы дадите себе возможность высказаться, а другому — узнать про ваши мысли. Может быть, папа даже не осознавал, как эта ситуация выглядит со стороны и как она тяжела для вас. Ваша переписка позволит начать общение в новой, более спокойной и уважительной тональности. Если же реакция на ваше письмо будет негативной, это будет значить, что вам нужно больше рассчитывать на себя и помощь других.
Вот книги, которые станут помощниками подростку, когда нужно найти себя в сложной или новой ситуации общения:
- «Ты можешь больше, чем ты думаешь», Томас Армстронг
- «Ты имеешь значение!», Кортни Макавинта, Андреа Вандер Плайм
- «Используй психологию», Маркус Уикс
Куда звонить, если вы столкнулись с домашним насилием
+7-800-700-06-00 — всероссийский телефон доверия для женщин, пострадавших от насилия в семье (центр «Анна»)
+7-812-327-30-00 — телефон доверия «Кризисного центра для женщин (ИНГО)» (также работает онлайн-приемная на сайте)
+7-499-901-02-01 — телефон доверия центра «Сестры» (также работает онлайн-приемная на сайте)
Ответ психолога Дарьи Белоусовой:
Важно сфокусироваться на переживаниях девочки, ведь именно ей невыносимо в этой ситуации, именно она просит помощи. Чаще всего так и бывает в семейных конфликтах: именно ребёнок не может с ними справиться. А родители, зачастую привыкшие жить в этих конфликтах, как будто входят в привычную форму поведения. Они проигрывают одно и то же. Они привыкли. А ребенку с этим тяжело, его никто не учит обходиться с такой ситуацией.
У участников конфликта есть чувства, желания, потребности. Если девочке хочется больше в этом разобраться, она может поразмышлять о том, у кого из них — у нее, мамы и папы — какие чувства, какие желания и какие потребности. Предполагаю, что у девочки есть желание прекратить это. Она, наверное, именно с этой целью и написала письмо, потому что ей важно понять, что происходит и какова ее роль в этом.
Девочке стоит задать себе вопрос: насколько она себя чувствует комфортно/дискомфортно в этой ситуации? Насколько ей безопасно или небезопасно? Каким образом она сможет позаботиться о себе? Потому что важно не то, что происходит с родителями, а то, что происходит с ней. Когда ребенок видит ссору или конфликт родителей, это чаще всего выбивает почву у него из-под ног и оставляет ощущение неуверенности в обоих.
Родители — это опора, а когда она начинает ходить ходуном — это как оказаться на движущейся платформе какого-то вагона: сложно устоять
Важно донести до мамы и папы, что ей с этим ощущением жить невыносимо и больно. При этом нужно постараться найти свою опору — что-то безопасное, например место в квартире. Но оно не обязательно должно быть физическим. Можно придумать какой-то способ позаботиться о себе, когда родители ругаются.
Ребёнок ни при чем, это не его история. Это дело двоих взрослых людей. Возможно, им хочется, чтобы кто-то вмешивался, а может быть, и нет. Если они захотят закончить отношения, то ребенок не может на это повлиять. Главная мысль — ребёнок в этом не виноват.
Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).
Роль мужчины в воспитании ребенка
Глазунова М. А., педагог-психолог ППМС-Центра
«Мать- это дом, из которого мы уходим, а отец-это тот
кто учит, как узнать дорогу в мир» .
Эрик Фромм
О роли и значении мужчины в воспитательном процессе, сейчас говорят очень многие. Сложно вырастить полноценную личность, будь то мальчик или девочка, без мужского влияния.
К сожалению, некоторые мужчины уверены, что ухаживать и воспитывать малышей не мужское дело. Это мнение глубоко ошибочно. Можно быть внимательным нежным отцом и сильным мужественным мужчиной одновременно. Наилучшим считается, когда отец включается в процесс ухода и воспитания за малышом с момента его рождения, если же этого не происходит, и он предоставляет все заботы жене, то существует риск, что именно она навсегда останется главной во всех вопросах воспитания, а это значит, что дети будут чувствовать себя обделенными отцовским вниманием.
Одним из главных этапов взросления мужчины является вовсе не женитьба, а рождение первого ребенка, так, как именно это событие меняет всю его жизнь: появляется новая ответственность; новые заботы, не всегда есть возможность распоряжаться свободным временем; не каждый раз удается хорошо отдохнуть и выспаться. Молодой отец постепенно начинает осознавать, какое место он занимает в жизни своего ребенка. Многие мужчины осознают свою значимость только тогда, когда ребенок начинает узнавать его, встречать с работы , радоваться, выделять и оказывать внимание.
В течении пятидесяти лет британские ученые Центра поведения и эволюции наблюдали за жизнью семнадцати тысяч младенцев и анализировали влияние на них активного отцовского воспитания. Когда участники достигли зрелого возраста, было проведено интервью, в котором определили их социальную адаптацию, успешность, наличие собственной семьи, а так же какими они являются родителями, по сравнению с собственными. Было опрошено более пяти тысяч человек в возрасте 46 лет и результаты опроса подтвердили данные, полученные на протяжении всего исследования: дети, чьи отцы активно участвовали в воспитании, выросли успешнее, чем те, чье воспитание было возложено на мать, причем эти выводы касались детей обоих полов.
Многие мужчины убеждены, что его основное предназначение в семье – заработок денег. Безусловно, обеспечение и защита семьи — это важнейшая функция мужчины, но не надо забывать, что отцовство является не менее важным и значимым делом для формирования полноценной и успешной личности.
В процессе консультирования приходится сталкиваться с матерями, которые взвалив на себя все заботы о доме и детях, не считают нужным вовлекать отца в воспитательный процесс. Причиной такого поведения часто является страх, что супруг не справится. Таким женщинам можно порекомендовать вспомнить, что муж не маленький ребенок , любит своего сына или дочь не меньше и поэтому просто необходимо предоставить ему свободу для общения с детьми, а себе дать возможность передохнуть. Уставшая измученная домашними заботами женщина, вряд ли сможет успешно общаться и воспитывать ребенка, а тем более получать от этого удовольствие. В таких случаях полезно вспомнить, «только у счастливых родителей вырастают счастливые дети».
Занимаясь с ребенком, ни отец, ни мать не должны заставлять себя сверх меры. Лучше поиграть с малышом 15 минут с удовольствием, не отвлекаясь на другие дела, чем целый день, проклиная все на свете. Порой за короткий промежуток времени можно дать столько тепла, что хватит на долго, но такое общение, пусть и кратковременное, должно быть частым и, главное, регулярным.
Пренебрежение отцовским воспитанием может привести к необратимым последствиям. Многие современные мужчины на протяжении нескольких поколений выросли, не понимая важности роли отца. В.О. война унесла жизни сотни тысяч отцов, сделав роль матери главенствующей. В настоящее время демографическая ситуация изменилась, но смещенные в военные и послевоенные годы акценты так и не вернулись на исходные позиции.
Основная роль отца заключается в томя, что он является другом ,учителем, примером, но ни в коем случае не вечным праздником.
Только в процессе ежедневного будничного общения отец сможет показать ребенку мир мужчины.
Так девочке он поможет научиться понимать людей противоположного пола. Дочка старается быть похожей на маму, но главным критерием успешности будет оценка отца. Это первый значимый мужчина в ее жизни. Он поможет дочери стать уверенной в себе, говоря комплименты, восхищаясь ее платьем, прической, поделкой, сделанной собственными руками, а когда она подрастет отцу просто необходимо показать, что он ценит ее мнение, хорошо относится к друзьям, особенно мальчикам. В будущем ее замужняя жизнь во многом будет определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.
Мальчик копирует стиль поведения отца. Папа это живой пример мужественного, сильного человека, который не только придет на помощь в трудную минуту, но и подскажет правильное решение, поддержит, похвалит. Мальчик, стараясь быть похожим на отца, осознает важность того, как хорошо быть великодушным и мужественным, брать на себя ответственность и осознавать важность своих поступков. Малыши любят перед сверстниками хвастаться силой, профессией своего отца. Они хотят, чтобы все видели, что у них есть надежная защита, это повышает их статус перед сверстниками.
Обстоятельства, что у ребенка не было отца, оставит отпечаток на всю его жизнь. Такому человеку будет сложно воспитывать своих детей, ведь у него не было модели поведения мужчины в семье и придется постигать все самому.
Иногда бывает, что мужчины пытаются реализовать в сыне, а иногда и в дочери свои мечты, например, вырастить профессионального спортсмена или математика, совсем не учитывая, что у ребенка, возможно, нет к этому способностей или даже просто желания. В результате у малыша что-то не получается, папа же начинает его поправлять, критиковать и в конце концов раздражается и сердится. У ребенка возникает чувство, что он виноват, ни на что не годен, и что его папа тоже так думает. Результатом подобного общения становится заниженная самооценка у ребенка. Важно помнить, что одобрение и похвала намного важнее и эффективнее в воспитательном процессе, чем поправки и указаний. При общении с детьми необходимо поддерживать их инициативу в выборе занятий или игр, а взрослые должны лишь следовать за ними, соблюдая, конечно же, правила безопасности. Если же отец всегда нетерпелив и раздражителен при контакте с ребенком, то малыш будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мальчиков и мужчин. Важным моментом в воспитании является отказ от критики и оценки, не нужно стыдить малыша, если тот плачет или играет не в «те» игры, слушает не «ту» музыку. Такое родительское воспитание приведет к недоверию, потери взаимопонимания, интереса к общению, а также создаст некомфортную обстановку при взаимодействии.
Мужчинам необходимо научиться контролировать свои чувства, ни в коем случае не выражать свое раздражение в виде насмешек, так как в этом случае ребенок будет чувствовать униженным и неуверенным в себе.
Исследования показали, что дети, выросшие в неполных семьях чаще склонны к нервным расстройствам, неуравновешенности, инфантильности. Но, что же делать, если развод неизбежен? Очень важно, чтобы мужчина при любых обстоятельствах оставался отцом; в такой кризисной ситуации обоим родителям необходимо постоянно демонстрировать ребенку, что они все так же очень любят его и, что при любых изменениях в их отношениях они навсегда останутся его любящими мамой и папой. Как я уже неоднократно повторяла, присутствие мужчины в жизни ребенка необходимо, а в ситуации развода особенно важно отцу чаще встречаться и общаться с малышом. Если же он отстраняется от общения с сыном или дочерью, необходимо обеспечить общение с дедушками, дядями, старшими братьями и т.д. Именно им в кризисной ситуации предстоит стать примером для ребенка в осмыслении своей половой принадлежности.
Женщины, отказывающиеся от личной жизни, от попытки создать новую семью «ради ребенка» становятся на позицию «жертвы» и любят ребенка «жертвенной любовью». Можно часто услышать такие слова: «Я ребенку посвятила всю свои жизнь, все ему отдала, отказалась от личной жизни». Драматичность такой ситуации заключается в том, что несчастливая сама, она не может воспитать счастливого ребенка. Женщина становится раздражительной, тревожной, излишне контролирует своего ребенка, предъявляет завышенные требования, а в ответ ждет благодарность за свою «жертву», а не получив ее, чувствует себя обиженной и разочарованной. Такое состояние матери не может не сказаться на благополучии ребенка: на его психическом и физическом здоровье.
Отец важен на всех стадиях развития ребенка, но не вместо матери, а вместе с ней. В сознании детей его родители неразрывны. Чем интенсивнее отец общается с ребенком, тем сильнее эмоциональный отклик последнего, что в свою очередь пробуждает в мужчине очень глубокую привязанность, которая очень важна, как для позитивных и плодотворных взаимоотношений между отцом и ребенком, так и для личности самого мужчины.
ПАПА РИМСКИЙ. Папа, епископ города Рим, видимый глава Римско-католической церкви, верховный правитель государства Ватикан.
Титул «папа» в раннехристианскую эпоху применялся по отношению ко всем епископам и выражал особое почтение (по отношению к римскому епископу впервые встречается в начале III века у Тертуллиана). Позднее он закрепился лишь за епископами Рима и Александрии. Современная официальная титулатура Папа Римский: епископ Римский, викарий Иисуса Христа, преемник князя апостолов, Верховный понтифик вселенской Церкви, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской области, суверен государства Ватикан, раб рабов Божиих.
Рим с самого зарождения христианской Церкви играл большую роль в её жизни. Никакая другая западная Церковь, кроме римской, не имела апостольского происхождения, в то время как на Востоке было много апостольских кафедр (например, основанных апостолом Павлом в Малой Азии, Греции). Римская церковь активно участвовала в жизни других кафедр посредством адресованных им посланий по различным вопросам (например, по поводу споров о дне празднования Пасхи, середина II века, по вопросу перекрещивания еретиков, середина III века) и пользовалась у них авторитетом. В эпоху Вселенских соборов (IV-VIII веков) позиции Римской кафедры ещё более укрепились, так как Папы Римские выступали противниками еретических учений: арианства (которое приняли многие варварские племена ещё до нашествия на Римскую империю), монофизитства, монофелитства, иконоборчества, не останавливаясь даже перед временными разрывами с восточными церквами. Это стяжало римскому престолу славу оплота православия. После IV Вселенского собора (451) во вселенской Церкви сложилась система 5 патриархатов — крупнейших и наиболее авторитетных кафедр (Римская, Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская), к предстоятелям которых с VI века стал регулярно применяться титул патриарха (из официальной титулатуры Папы Римского титул патриарха Запада исключён в 2006 году, однако сохранён в латинской подписи «P. P.» — «Папа и Патриарх»).
Вместе с тем в Римской церкви постепенно развивалось учение о примате Папы Римского как верховного главы всей христианской Церкви, носителя высшей юрисдикции и авторитета в вопросах веры и христианской морали. С этим учением связано формирование особой вероучительной системы католицизма. Опирающееся на толкование отдельных мест Священного Писания (Мф. 16:16-19, Лк. 22:32, Ин. 21:15-17, 2 Кор. 11:28 и другие) учение о папском примате основано на представлении о первенстве в Церкви апостола Петра, который в западной традиции считается первым епископом Рима; папы, как преемники апостола Петра по Римской кафедре, наследуют от него это первенство. Римский собор 378 года определил принцип неподсудности пап светской власти и распространил судебную власть епископа Римского на всех епископов Запада, Римский собор 382 года впервые заявил о примате епископа Римского по отношению к апостольским кафедрам Востока. В V веке ярким выразителем учения о папском примате был папа Лев I Великий. Римский собор 494 года впервые назвал Папу Римского «наместником Христа» (vicarius Christi). На Востоке учение о примате Папы Римского не принималось в полном объёме, но и не оспаривалось до определённого времени.
Постепенно Папы Римские стали претендовать на высший сюзеренитет в Европе на основании поддельного документа в форме императорской конституции — «Константинова дара» (VIII-IX века). Особый импульс политические притязания пап получили после «Пипинова дара» (середина VIII века), которым франкский майордом Пипин Короткий давал Папе Римскому власть светских правителей на отвоёванных у лангобардов землях — будущей Папской области.
Ослабление Византии по причине внутренних смут и противоречий, арабских (VII-VIII веков) и тюркских (XI века) завоеваний способствовало активному стремлению Папы Римского распространить свою власть на Востоке, что привело к соперничеству с восточными патриархатами (например, борьба папы Николая I и патриарха Константинопольского Фотия из-за церковной юрисдикции над Болгарией и приоритета в миссионерской деятельности среди славян-язычников) и в итоге — к разделению церквей.
В период борьбы с императорами Священной Римской империи (XI-XIII веков) Папы Римские претендовали на высшую светскую власть во всех христианских землях, что было выражено в ходе григорианской реформы и в деятельности папы Григория VII. Крестовые походы, взятие крестоносцами Константинополя (1204), введение инквизиции (два последних события при папе Иннокентии III) ознаменовали пик усиления светской и духовной власти Папы Римского. В XIII-XV веках, особенно во время противостояния соборному движению, Авиньонского пленения пап, Великой схизмы, усилия Папы Римского были направлены на удержание достигнутого влияния.
Важными вехами в истории папства являются Реформация и противопоставленная ей Римско-католической церковью Контрреформация, одним из ключевых событий которой стал Тридентский собор (1545-1563), особо выделивший папские прерогативы, в частности то, что авторитет Папы Римского выше авторитета любого собора. Учение о папском примате в качестве догмата католицизма было провозглашено Ватиканским I собором (1869-1870) в догматической конституции «Pastor Aeternus». Этой же конституцией провозглашён догмат о безошибочности Папы Римского в важнейших официальных суждениях (ex cathedra) по вопросам веры и нравственности (в остальных случаях высказывания Папы Римского не носят общеобязательного характера; догмат не подразумевает личную безгрешность папы).
В результате многовековой эволюции католическое учение о Папе Римском приняло следующий вид. Иисус Христос поставил апостола Петра князем (латинский princeps) апостолов; Пётр — основание христианской Церкви, видимый её глава и начало единства. Он единственный воспринял власть (potestas) прямо от Христа, а не через посредство Церкви. Он наместник Христа, принявший всю полноту власти, а не одно лишь первенство чести; апостолы приняли власть не без Петра и не против Петра, они были ему подчинены и даже апостол Павел не был ему равен. Апостол Пётр был первым епископом Рима, поэтому Папа Римский — полновластный преемник апостола Петра. Отсюда именование папской кафедры как «апостольского престола», «престола святого Петра» и тому подобное. Петрово преемство не основано на вселенских соборных постановлениях. Единство Церкви в том, что «стадо Христово» в силу общения с Папой Римским имеет единого пастыря и исповедует его веру. Признание такого первенства Папы Римского необходимо для спасения; не повинующийся папе — схизматик. Папа Римский имеет непосредственную епископскую юрисдикцию над всей Церковью. Это — верховная власть в вопросах вероучения и морали, дисциплины и управления. Постановления Папы Римского не нуждаются в дополнительном согласии Церкви, чтобы быть непреложными, так как они выражают самую сущность церковной веры и являются голосом Церкви.
Папа Римский имеет верховную законодательную, административную и судебную власть. Будучи верховной судебной инстанцией, Папа Римский принимает апелляции от всех верных; его решение не подлежит пересмотру в какой-либо другой инстанции. Сам Папа Римский не подлежит ничьему суду, имеет власть над соборами. Он верховный учитель Церкви, сам по себе определяющий общеобязательные вероучительные истины и полномочно интерпретирующий соборные постановления, но может действовать и как частный учитель, например поддерживающий одно из допустимых мнений какой-либо богословской школы (богословские факультеты, монашеские ордена у католиков имеют право на частные доктрины по дискуссионным вопросам).
Трактуемая таким образом власть Папы Римского оспаривалась православными, протестантами и даже членами самой Римско-католической церкви (соборное движение, галликанство) в различных аспектах (Священное Писание, Священное Предание, каноника, церковная история). Ватиканский II собор (1962-1965) Римско-католической церкви, сохранив непререкаемым учение о первенстве Папы Римского во вселенской Церкви, наряду с этим, придал особое значение принципам епископской коллегиальности, в рамках которой римский понтифик осуществляет своё первоверховное служение. Согласно принятой собором догматической конституции «Lumen Gentium», коллегия епископов обладает унаследованной от апостолов полнотой власти в Церкви и безошибочностью в изложении учения о вере и нравах, однако обязательным условием осуществления этих прерогатив является согласие и единство с Папой Римским.
В начале XXI века большинство богословов всех христианских конфессий признают католическое учение о Папе Римском главным препятствием на пути восстановления единства Римско-католической церкви с другими церквами.
Светская власть Папы Римского, ныне действующая в государстве Ватикан (правопреемнике Папской области), важна как гарантия его независимости от любой человеческой власти. В международном праве в силу одновременного владения Папой Римским нераздельными функциями власти — как видимого главы Римско-католической церкви и как суверена государства Ватикан — он является суверенной персоной исключительного свойства (persona sui generis). Полный суверенитет Папы Римского сохраняется за ним вне зависимости от наличия территориальных владений.
В избрании нового Папы Римского после смерти (или отречения) предыдущего понтифика, согласно правилу, утвердившемуся со времён григорианской реформы XI века, могут принимать участие только кардиналы, собравшиеся на конклаве. С конца XIV века Папа Римский неизменно избирается из числа кардиналов. Согласно Кодексу канонического права, он может отречься от служения по собственной воле без соизволения с чьей-либо стороны.
Роль отца в семье
Зигмунд Фрейд говорил: «У ребенка нет более сильной потребности, чем потребность в отцовской защите»
Вот почему с самого раннего младенчества ребенок должен знать, что у него есть отец, который может защитить его от опасности.
Доказано влияние отцов на раннее развитие ребенка. Данные многих исследований говорят о том, что отцы, державшие ребенка на руках сразу после рождения, и в дальнейшем продолжали больше играть со своими подрастающими детьми и заботиться о них.
Эта новая роль заботливого отца благоприятно сказывается на развитии семьи.
По результатам одного из исследований , младенцы, чьи отцы активно участвовали в их воспитании , показали боле высокие оценки по тестам моторного и умственного развития.
Отцовская любовь отличается от материнской.
Мать любит своё дитя просто за то, что оно есть. Любовь отца более взыскательна и справедлива: ребенка любят за достоинства и заслуги. Отец часто связывает свою любовь с успехами и достижениями ребенка.
Заметна тенденция, что современные отцы свою роль в воспитании детей сводят к зарабатыванию денег (в связи с чем практически всё время проводят на работе, оставляя общению с малышом лишь самые крохи времени) и занимаясь «активным воспитанием» (устраивая воспитательные беседы, в т.ч. с применением ремня, наказывая и отчитывая ребёнка).
Роль отца в воспитании мальчиков.
1). Сын подражает отцу.
Мальчик не становится мужчиной только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности брать пример с отца и других старших мальчиков, к которым чувствует дружеское расположение.
(Ребёнок не может брать пример с человека, который ему не нравится) Поэтому если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется к матери и воспримет ее манеры и интересы. Подумайте об этом, выстраивая отношения с маленьким сыном.
2). Сын должен чувствовать поддержку и признание от отца.
«Ты сможешь, я в тебя верю!» — такие слова отца способствуют воспитанию мужского характера мальчика и формируют у него позитивные жизненные принципы.
Чувство самоуважения и самодостаточности очень важны для мальчика, будущего мужчины, стремящегося достичь высот в карьере, личной жизни, общении с другими людьми.
Папа мальчика должен гордиться сыном, давать ему это почувствовать. Самое правильное — относиться к мальчику как к человеку с отличным потенциалом, хорошими задатками и способностями.
Отец должен видеть в сыне будущего победителя.
Значимость личности отца, прежде всего в том, что для сына он представляет эталон мужчины. Образцы поведения отца, копируемые ребенком, формируют нравственный облик, способы поведения мальчика. От отца он перенимает мужественные черты, учится мужскому достоинству, рыцарству.
3). Отцу необходимо развивать в сыне самостоятельность. Почаще спрашивайте у своего ребёнка: «А ты как думаешь? Что бы ты выбрал? Как бы ты поступил на моем месте?»
Отец ни в коем случае не должен «давить» на сына — только направлять, давать советы, но не приказывать.
По Адлеру, идеальный отец — это тот , кто относится к своим детям , как к равным , и принимает активное участие наряду с женой в их воспитании.
Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности ; родительского авторитаризма.
Д.С.Акивис в своей работе «Отцовская любовь» отмечает , что любящий отец нередко более эффективный воспитатель , чем женщина.»Отец меньше опекает детей , предоставляет им больше самостоятельности , воспитывая в ребенке самодисциплину»
4). Развивайте в сыне мужественность, ориентируясь на собственный пример.
Трудно сформировать у ребенка качества, которыми сами родители не обладают. Ожидать мужественности от сына инфантильного отца не более реалистично, чем ждать от мышонка тигриной доблести.
Д.Виткин указывает , что маленький мальчик пользуется отцовской моделью поведения .
Если отец выражает свое недовольство агрессивно , его сын будет пытаться поступать подобным же образом.
Если отец скрывает свое раздражение под маской молчания, сын будет считать это нормой мужского поведения . Общие игры, секреты, симпатии и привязанности между отцом и сыном будут для сына гораздо лучшей моделью мужского поведения, чем прямые жесткие попытки воспитать «настоящего мужчину».
В возрасте от3 до 5 лет каждый маленький мужчина переживает так называемый Эдипов комплекс- стремление сконцентрировать любовь и внимание матери на себе, в то время как отец рассматривается в качестве соперника в борьбе за эту любовь, что пробуждает в ребенке негативные эмоции по отношению к нему.
Такое поведение сына большинству отцов кажется необоснованным и необъяснимым : ласковый и послушный сын вдруг становится неуправляемым и агрессивным.
Эту ситуацию можно рассматривать как один из этапов психосексуального развития ребенка , на котором он с помощью доступных ему поведенческих средств впервые заявляет о своей половой принадлежности и активно демонстрирует ее.
Обычно к 5 — 6 годам Эдипов комплекс разрешается через формирование устойчивых черт полоролевого поведения, присущих мужчине, и принятие отца в качестве основного объекта для подражания.
5) Уважение к девочке, девушке, женщине, матери.
Отцу важно воспитывать в мальчике уважительное отношение к девочке, девушке , женщине, матери. Помочь донести тяжелые сумки, открыть дверь перед женщиной, пропустить ее вперед, уступить ей место. Учить мальчиков говорить комплименты девочкам, дарить цветы. Оберегать и не обижать девочек – ведь это будущие мамы .
Р.Кемпбелл на основе своих наблюдений пишет, что у добрых отцов вырастают мужественные сыновья, в то время как у черствых -женоподобные.
Понятно, что любые слова здесь не имеют значения — только каждодневный личный пример .
Отцовские наказания: строгость и жестокость разные вещи!
Многие папы думают, что воспитывать- значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят свою родительскую функцию.
В результате к 4-5 годам у ребенка складывается представление об отце как о человеке, который ожидает от него «неправильного», «плохого» поведения (в отличие от матери), низко его оценивает- не только тот или иной конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей- ребенок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.
У импульсивных , порывистых отцов, склонных к агрессивным действиям, сыновья часто страдают неврозами в форме энуреза ,тика, заикания.
А излишняя строгость отца может спровоцировать появление у сына страхов.
Роль отца в воспитании девочек.
Воспитание дочери — дело особое чрезвычайно тонкое, крайне ответственное.
Роль отца здесь особенно важна, ведь мужчины в разных качествах будут присутствовать в жизни вашей дочки постоянно (муж, сын, начальник, друг и т.д.).
Интуитивно дочь будет выбирать себе партнера такого же, как отец: папа является прообразом мужа; общение с отцом накладывает серьезный отпечаток на взаимодействие с другими мужчинами.
Вот почему часто девочки, воспитывающиеся в семьях, где отношения между матерью и отцом были конфликтными, вырастая и создавая свои семьи, часто имеют схожие проблемы, и брак их является неудачным, заканчивается разводом.
На что же должен обратить внимание отец, воспитывая дочь:
1). Отец – как первый пример общения дочери с другими мужчинами.
Психиатр Р. Кэмпбелл отмечает, что влияние отца на половую идентификацию девочки наиболее значительно проявляется в период юности.
Половая идентичность девочки есть одобрение себя самой как достойной представительницы женского пола. Именно в этом возрасте (13-15 лет)она должна получить признание своей значимости как будущей женщины в основном от отца.
Он способствует формированию у дочери позитивной самооценки, выражая одобрение ее действиям, способностям, внешности.
Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.
2). Отец должен уважать в дочери человека, личность.
Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел. А когда девочка совсем вырастет, и у нее появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец хорошо к ним отнесся, даже если он считает, что они не подходят для его дочери.
3). Любите свою дочь.
Девочка, которая получила достаточно любви в детстве, наверняка вырастет отзывчивым, добрым и открытым человеком, будет прекрасной понимающей женой и отличной заботливой мамой, будет дарить полученную от вас любовь своим близким и родным в том числе, возвращать любовь обратно вам.
4). Отец должен уважать в дочери человека, личность.
Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел. А когда девочка совсем вырастет, и у нее появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец хорошо к ним отнесся, даже если он считает, что они не подходят для его дочери.
5). Любите свою дочь.
Девочка, которая получила достаточно любви в детстве, наверняка вырастет отзывчивым, добрым и открытым человеком, будет прекрасной понимающей женой и отличной заботливой мамой, будет дарить полученную от вас любовь своим близким и родным в том числе, возвращать любовь обратно вам.
Литература:
С уважением, педагог-психолог ДО 3
Боровиченко Ю. А.
[ad01]