Сегодня термин «гиперактивный ребенок» широко известен не только среди профессиональных педагогов и психологов, но и среди родителей.

С одной стороны, активный ребенок – это нормально. Ведь не зря говорят, что если ребенка не видно и не слышно, то он либо заболел, либо успел что-то натворить.

И в то же время быть родителем сверхактивного ребенка непросто – столько сил, внимания и терпения нужно, чтобы просто за ним уследить!

Наказание не должно унижать!

Это настоящее «маленькое торнадо» в Вашем доме! Кажется, что он умудряется находиться сразу в нескольких местах. Такой ребенок подвижен, суетлив, беспокоен, ему все время хочется куда-то бежать и что-то делать. Он с энтузиазмом хватается сразу за несколько дел и ни одно не доводит до конца. Быстро и легко отвлекается на любой раздражитель – слово, посторонний шум, какое-то событие.

Особенно «непослушны» руки ребенка: он постоянно что-то трогает, вертит, бросает, ломает.

Довольно часто у гиперактивного ребенка проблемы с координацией движений, поэтому шишки, ссадины и синяки для него обычное явление. У такого малыша настроение меняется, как погода, он может быть вспыльчив, агрессивен, упрям.

Гиперактивный ребенок любопытен, но его любопытство поверхностное, сиюминутное. Он успевает задать Вам тысячу вопросов, но у него не хватает усидчивости и терпения выслушать ответ и вникнуть в суть вещей.

Является ли гиперактивность проблемой?

С одной стороны, гиперактивность – это данность Вашего ребенка. Просто он так устроен, что у него легковозбудимая нервная система и неразвитое внимание. Не стоит думать, что малыш делает что-то назло или вследствие плохого воспитания. Ведь никому же не придет в голову винить ребенка в том, что у него голубые глаза или курносый нос?! Так и гиперактивность – всего лишь одна из особенностей Вашего ребенка.

Но эта особенность влечет за собой множество не очень приятных последствий. Таким детям в десятки раз сложнее адаптироваться в детском саду и школе. Вы только представьте: каково ребенку, который и пяти минут провести спокойно не может, выдержать целый урок, ни на что не отвлекаясь?!

Слушать учителя, точно выполнять задания, быть собранным, организованным и аккуратным – для этого нужно развитое внимание. А с вниманием у гиперактивного ребенка как раз и проблемы! Он, наоборот, невнимателен, непослушен, не организован, не ответственен, не аккуратен – в общем сплошные «не». Результат вполне предсказуем: сложности с освоением школьной программы, слабая успеваемость, жалобы учителей и неуверенность ребенка в своих силах.

Что делать, если у Вас гиперактивный ребенок?

1. Примите этот факт. Это не всегда просто, но очень действенно. Станет намного легче, исчезнет соблазн обвинить себя или ребенка в происходящем.

2. Не оценивайте ребенка и ни в коем случае не сравнивайте его с другими детьми (одноклассниками, друзьями, старшими братьями и сестрами). Ваш ребенок уникален – и это ценно!

3. Покажите пример спокойного поведения. Видите, что ребенок не может сам угомониться? Попробуйте разговаривать с ним тихо, размеренно, двигаться медленно и плавно. Ребенок невольно подстроиться под Вас и постепенно успокоится.

4. Если ребенок занят какой-то спокойной игрой (конструктор, пазлы, рисование и др.), не мешайте ему. Даже если Вам от ребенка что-то нужно, это может подождать. Дайте ребенку побыть в тишине и покое. Такой опыт ему жизненно необходим.

5. Постоянно развивайте внимание ребенка. Здесь Вам в помощь разнообразные игры, развивающие пособия и курсы.

6. Научите ребенка расслабляться. Покажите ему простые релаксационные техники (например, покачивания или счет вдохов и выдохов). Также хорошо успокаивает массаж.

7. Сведите до минимума (или вообще исключите) компьютерные игры и телепередачи, возбуждающие нервную систему ребенка.

8. Направьте энергию ребенка на что-то полезное. Запишите его в бассейн, на танцы, в спортивную секцию.

9. Для гиперактивных детей особенно важен режим дня. Ребенок должен понимать, что для подвижных игр и активности есть свое время, как и для более тихих занятий. Например, перед сном все игры переводите в спокойный режим. Так ребенок и уснет быстрее, и сон будет здоровым и безмятежным.

10. Самое главное – Ваша любовь, забота и терпение. Вашему ребенку очень важно чувствовать себя любимым и защищенным. Гиперактивность с возрастом пройдет, а сознание того, что тебя любят и принимают таким, какой ты есть, останется с ребенком на всю жизнь.

Анастасия Балыкина

15 ноября 2019 Журнал «Здоровье семьи»

Минимальная мозговая дисфункция является наиболее распространенной формой нервно-психических нарушений в детском возрасте. При ММД наблюдается задержка развития тех систем мозга, которые обеспечивают такие функции как речь, внимание, память. По общему интеллектуальному развитию дети с таким нарушением находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении, социальной адаптации. Вследствие поражения, недоразвития определенной части коры головного мозга у детей нарушается формирование навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Иногда эти нарушения встречаются в изолированном виде, но чаще они сочетаются между собой.

Наиболее распространенным вариантом ММД является гиперактивное расстройство с дефицитом внимания. Причем уже в раннем возрасте у многих детей с этим диагнозом обнаруживается гипервозбудимость: как правило, с первых месяцев жизни, иногда – с 6-8 месячного возраста. Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный немотивированный плач. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения, мраморности кожных покровов, усиленной потливости, учащения дыхания, сердцебиения. Во время крика можно наблюдать повышения мышечного тонуса, тремор подбородка, рук. Практически у всех детей с синдромом гипервозбудимости наблюдается нарушение сна. Оно выражается в затрудненном длительном засыпании, частом и раннем пробуждении, вздрагивании даже при незначительной силе звука, стереотипных движениях во сне (качание головой, сосание пальца), а также появляется сонливость, возбуждение в течение дня, нарушается чередование сна и бодрствования. Частым симптомом гипервозбудимости являются трудности с кормлением. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Отмечается предрасположенность к срыгиванию, рвоте, жидкий стул чередуется с запорами. В возрасте от 1 года до 3-х лет детей с ММД отличает двигательное беспокойство, нарушение сна, аппетита, слабая прибавка в весе, отставания в психоречевом и моторном развитии. К 3-м годам обращают внимание на повышенную утомляемость, отвлекаемость, моторную неловкость, импульсивность, упрямство, негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдается задержка в формировании навыков опрятности (недержание мочи, кала во сне и в дневное время). Как правило, нарастание симптомов происходит, когда ребенок начинает посещать детский сад или школу. Увеличение нагрузок на ребенка может приводить к нарушению поведения в виде упрямства, непослушания, замедляется психоречевое развитие. Для детей этого возраста характерна школьная дезадаптация. Трудности психологического характера могут вызвать психосоматические нарушения, проявления вегето-сосудистой дистонии.

Таким образом, если в дошкольном возрасте у детей с ММД наблюдается гипервозбудимость или, наоборот, рассеянность, то у школьников на первый план выступают проблемы обучения, нарушения поведения, психоэмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе, страхи, вспыльчивость, агрессивность. В подростковом возрасте нарушение поведения нарастает, появляются трудности во взаимоотношениях, ухудшается успеваемость, появляется так называемый дух «бунтарства» (отрицания авторитетов, нарушение семейных и общественных правил поведения). Проявляется тяга к употреблению алкоголя, наркотиков.

Поэтому усилия специалистов (неврологов, психологов) должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию минимальной мозговой дисфункции у ребенка, сведение к минимуму факторов, усугубляющих проявления ММД и способных трансформировать эти проявления из «минимальных» в весьма драматичные.

Ирина Лукьянова, мама уже взрослого, а когда-то гиперактивного ребёнка, не понаслышке знает о синдроме дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этой проблеме она посвятила книгу «Экстремальное материнство. Счастливая жизнь с трудным ребёнком», которая вышла в издательстве «Никея». Мы публикуем отрывок о том, как организовать жизнь неорганизованных детей.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

В каждой семье свои ситуации, в которых дети и родители вступают в конфликт. Где-то дети так ноют за завтраком, что выводят папу из себя. Где-то мама после посещения торгового центра с детьми возвращается домой с трясущимися руками. Где-то драки на заднем сиденье доводят родителя за рулем до белого каления — особенно если он стоит в пробке и опаздывает на работу.

Общих решений для таких ситуаций нет и не может быть: все дети разные, и то, что работает с одним, не работает с другим. Есть только общие закономерности, которые, как правило, помогают. Общие закономерности примерно такие: соотносить ожидания с возрастом, формулировать четкие и немногочисленные правила и ясные последствия их нарушения, обновлять их в памяти перед ответственными событиями. В случае необходимости создавать наглядные алгоритмы. Игнорировать менее серьезные нарушения, работать над одним навыком за один раз, вознаграждать хорошее поведение.

Попробуем посмотреть на главные стрессовые ситуации и подумать, что с ними можно сделать.

Подъём и сборы

Чувствительные дети не выносят резких звуков, резких движений, слишком яркого света. Сдергивать одеяло и врубать верхний свет для них не вариант. Легкое тормошение и настольная лампа работают лучше.

Для неорганизованных и медлительных нужны ясные и наглядные алгоритмы, четко заведенный порядок: встать — умыться — позавтракать — заправить кровать — одеться — проверить, все ли собрано.

Пока ребенок только привыкает к этому порядку, не забывать хвалить: «Как ты быстро оделся! О, ты уже умылся? Отлично!» Если ребенок раздражителен, придерживаться правила не вступать в перебранки, игнорировать нытье. Не забывать о чувстве юмора, но не издеваться. Предвидеть, где возможны взрывы, и заранее заботиться о том, чтобы утром одежда и ключи от квартиры были на месте, телефон заряжен и тому подобное. Можно даже вечером проверить это все с ребенком по списку.

Если ребенок копается, а маме нужно подвезти его в школу и бежать на работу, можно подумать о небольшом вознаграждении за те случаи, когда ребенок собрался вовремя и без скандалов (это не обязательно покупка — может быть, дополнительные полчаса вечернего чтения, выполнение за ребенка какой-то из его нелюбимых обязанностей, вкусный десерт к ужину и тому подобное).

Продлёнка и вторая половина дня

С продленки детей с СДВГ часто выгоняют, особенно если в группах продленного дня работают недостаточно квалифицированные педагоги. Выходов, строго говоря, здесь только два: пытаться научить педагога, как правильно вести себя с ребенком, или забирать ребенка с продленки и решать проблему другими способами. Детям с СДВГ особенно трудно весь день находиться в школе, если у них нет возможности побегать, прилечь, переодеться, если вся вторая половина дня тоже проходит в классе за партой. Спортивные секции и кружки — хорошая альтернатива.

После школы — особенно если ребенок остается один — тоже надо найти для него правильные занятия, продумать алгоритмы и формы контроля. Что это может быть? Звонок маме с отчетом. Вычеркивание пунктов на листке дел.

Поведение за столом

Мы не можем требовать от ребенка того, что не соответствует его возрасту: например, чинно сидеть за праздничным столом вместе с бабушкой и ее гостями, есть салаты, затем горячее, затем десерт.

Требования к ребенку должны соответствовать его возрасту. «Сколько времени ваша дочь может спокойно высидеть за столом? Пять минут? Пусть это будет пять минут, — говорит доктор Уильям Сирз. — Пусть обстановка за столом будет скорее приглашающей, чем напряженной и сковывающей. Поговорите о том, что ей интересно, а не вынуждайте ее участвовать во взрослых разговорах. Разрешите рассказать что-нибудь интересное про ее день; многие малыши лучше себя чувствуют, когда они в центре внимания. Дайте ей бумагу и карандаши, когда она закончит есть, чтобы она могла чем-то себя занять, или дайте что-нибудь, что можно вертеть в руках, или посадите рядом с ней мягкую игрушку, которую можно «кормить»».

Разумеется, у каждого родителя есть свои правила поведения за столом: у кого-то более жесткие, у кого-то более мягкие. «Не плеваться едой» и «не кидаться хлебом» — само собой. «Не драться с братом» — тоже. А вот «не говорить с набитым ртом» и «не допивать остатки супа из тарелки через край» — стоит ли выставлять ребенка из-за стола за нарушение этих правил?

Дошкольники выводят родителей из себя разборчивостью в еде, медлительностью и попытками во что бы то ни стало привлечь к себе внимание. В этом возрасте бывает полезно нарисовать на бумаге правила поведения за столом и повесить их над столом, пишет Лиза ван ден Гейн. Перед едой можно позвать детей к столу и попросить их напомнить правила поведения за столом. Когда они ведут себя хорошо — поблагодарить. Иногда — мягко исправлять: «Я думаю, ты хотел сказать: передай мне, пожалуйста, кетчуп». Перед походом в гости или ресторан тоже вспоминаем семейные правила: «В нашей семье принято разговаривать за столом тихо и не лезть руками в чужие тарелки».

Когда дети становятся старше, они приносят за стол гаджеты, едят, никого не дожидаясь, критикуют поданную еду. Им можно напомнить, что взрослость за столом проявляется в умении пользоваться ножом и вилкой, а не айпадом, а недовольные мамиными кулинарными способностями могут начать готовить самостоятельно. Не факт, что это сработает. Но, может быть, ребенок или научится готовить, или будет вынужден смириться с тем, что дают.

Уроки

Усаживая за уроки, мы не предъявляем все требования сразу: «Так, не качайся на стуле, чему равен икс? Вынь из-под себя ногу, выброси жвачку! Что ты пишешь? Почему икс равно один? Хватит размазывать чернила, убери, вытри руки и пиши как следует». Слишком много слов, слишком много указаний одновременно. Гораздо правильнее будет вывести ребенка из-за стола, отправить мыть руки и переодеваться. Тем временем вытереть стол, выбросить потекшую ручку, проследить, чтобы ребенок сел за него в правильной позе и вынул жвачку изо рта. Теперь можно начинать.

Оставлять неорганизованного ребенка на два часа и требовать, чтобы уроки были готовы к вашему приходу, — это тоже не работает. Скорее всего, вернувшись, мы обнаружим, что ребенок тоскует над несделанной работой или вообще занят чем-то более приятным.

Ключ к решению проблемы — своевременная и постоянная обратная связь. Сначала вместе с ребенком продумываем алгоритм (что сначала, что потом, что в последнюю очередь). Предусматриваем какие-то бонусы за выполнение каждого этапа. Каждые 10–15 минут проверяем, как идут дела. Если ребенок отвлекся, не вопим «опять ты дурака валяешь». Спокойно напоминаем, что нужно вернуться к работе: «По-моему, ты отвлекся, ты собирался закончить к 5 часам вечера, пора за работу». Если выполнил очередной этап — хвалим: «Отлично, ты укладываешься в график». Даем передохнуть (не включаем телевизор, не даем гаджетов) и через 10–15 минут снова проверяем, как продвигается работа. На первых порах это не так уж просто: мама сама не может сосредоточиться, ей трудно оторваться от любимого сериала или готовки на кухне. Но когда входишь в ритм и понимаешь, что твоя задача — не контролировать ребенка, а помогать ему собраться, все получается. Главное — помнить: это не нам надо, чтобы он выполнил работу. Это его работа, ему надо ее выполнить. Мы только помогаем организовать процесс!

Когда мы садимся за уроки, важно не давать ребенку уходить в сторону. Он будет забалтывать и увиливать, проверяя границы, но границы должны стоять твердокаменно. Он будет ныть и срывать на родителях зло. Можно даже спросить его: «Ты хочешь сделать уроки или сорвать зло?» — «Сорвать зло», — честно ответил мне на это однажды мой сын. «Хорошо, — сказала я, — тогда вызываю тебя на смертельный бой на подушках. Но после боя проигравший убирает последствия, а потом делаем уроки».

Читающая эту книгу мать на этом месте должна закричать «а он вовсе не хочет делать эту работу» и «ему хоть обнапоминайся». Это нормально: каждой из нас кажется, что мы и так делаем максимум возможного, а оно все равно не работает. И мы бессознательно начинаем играть в описанную Эриком Берном игру «да, но» (желающие могут почитать о ней в книге «Игры, в которые играют люди»).

Да, такая система требует родительских усилий. Да, она заработает не сразу. Да, школа задает куда больше, чем ребенку по силам. Что мы собираемся с этим делать — вопрос для родителей. Да, ребенок будет изо всех сил стараться переложить на маму свою ответственность за учебу, а мама будет ее брать как миленькая. Это ловушка. Я знаю мам, которые делали своим двадцатилетним детям чертежи, писали за них курсовые и рефераты — и все это начиналось с того, что мама стоит у ребенка над душой и заставляет его делать домашку. Поведение ребенка логично: маме надо — пусть мама и работает.

Поэтому одна из самых серьёзных задач для родителей — донести до ребёнка, что это именно ему нужно учиться

Мне в разговорах с детьми помогало понятное им сравнение головы с компьютером: чтобы компьютер хорошо работал, у него должен быть мощный процессор, большой объем памяти, хорошие и правильно установленные программы и так далее. Люди вкладывают в компьютеры большие деньги. Но на самом деле наш основной рабочий инструмент — это голова. И вкладываться надо в ее апдейт и апгрейд: в увеличение мощности, скорости работы, увеличение объема памяти. Компьютер может сломаться, его можно отнять, а голова всегда с нами. Что в нее положил в детстве — то твое на всю жизнь. Может быть, тебе не пригодятся именно эти упражнения по русскому и примеры по математике, но с тобой навсегда останутся умения, которые ты вырабатываешь с их помощью, те связи, которые при этом образуются в твоем мозгу. Учиться — такая же личная задача ребенка, как и нормально питаться. Как только мы начинаем считать, что это наша задача, и кормить его насильно — его рвет.

Уборка

У психолога Екатерины Мурашовой среди очерков о работе с детьми и взрослыми, которые она публикует на портале «Сноб», есть прелестная история под названием «И повесь костюм!» (она входит и в состав ее книги «Любить или воспитывать»). Это история мамы, которая безуспешно пытается научить своего сына, рассеянного музыканта Леву, вешать свой костюм, когда он приходит домой. Годы проходят, Лева живет в другой стране и по-прежнему не умеет наводить порядок дома. А мама его тоскует: «Я так редко вижу его теперь. А в детстве он был со мной каждый день. И как я тратила это время? Ведь с ним всегда можно было интересно поговорить — о музыке, о книгах, об отношениях людей. Ведь Лева так и остался несобранным! Кто это мне сказал, что я могу его изменить? Где я прочитала или услышала эту глупость? Ведь я иногда по полдня ходила за ним с этим костюмом! Нет бы мне самой его за минуту повесить! И сколько было бы свободного времени для общения с моим дорогим мальчиком…».

Об этом, пожалуй, стоит помнить, пускаясь в долгие, безнадежные битвы за порядок в комнате. А теперь — вырабатываем алгоритм уборки. Работаем над одним навыком за один раз. Скажем, на этой неделе учим заправлять постель (именно учим, а не ругаем за то, что он этого не умеет). Нам, взрослым, кажется, что домашняя уборка — это так просто, что люди прямо рождаются с этим умением. На самом деле уборке ребенка надо учить. Особенно ребенка неорганизованного. Для него «убери в комнате» — это неподъемное задание. Примерно как «съешь слона»: слон такой огромный, как же его съесть? Вот как раз уборка — хорошее место и время, чтобы научить человека есть слона по кусочкам. Или — делить большое и непосильное задание на несколько маленьких и посильных.

Для начала договоримся: чего мы хотим прямо сейчас? Серьезной генуборки или минимальной косметической? Например — заправить постель, убрать вещи в шкаф, собрать игрушки после игры?

Или пылесосить и мыть пол тоже надо? А вот пыль вытирать на шкафах мы сейчас не будем. И грязь с косяка тоже не будем оттирать.

Убирать гораздо веселее в компании — не чувствуешь себя таким одиноким наедине с кучей работы. Нам с детьми всегда помогало поделить зоны ответственности и работать вместе. Для этого хорошо бывает обсудить с ребенком, с чем он легко справится сам, а где ему нужна мамина помощь.

Выясняем, что значит «комната убрана», «на столе порядок». Вот один из возможных вариантов памятки «Что считать убранной комнатой».

Комната считается убранной, когда:

  • кровать застелена;
  • на кровати нет вещей;
  • одежда убрана в шкаф;
  • на столе ничего не валяется;
  • на полу ничего не лежит;
  • игрушки лежат в ящиках;
  • на столе есть свободное место для уроков;
  • книги стоят на полке;
  • тетради лежат стопками;
  • пол чистый;
  • подоконник вытерт.

Этот список можно дополнить или сократить. Когда мы видим хорошо сделанную работу, мы ее хвалим. Не умницу-лапочку ребенка, а хорошо сделанную работу. Когда мы видим, что работа сделана так себе, — показываем, что не так, и помогаем переделать. За хорошую работу выдаем бонусы. Важно помнить: сарказм совершенно неуместен. Если ребенок никогда не убирал в комнате, а тут вдруг проявил чудеса трудового энтузиазма и убрал, это повод радоваться, а не иронизировать. Отдельно хочу сказать про фразу «можешь, если захочешь». Иногда наши дети вдруг показывают чудеса. То ли им хочется нас порадовать, то ли себя проверить, но иногда домашнее задание вдруг оказывается написано идеальным почерком, посуда помыта без напоминаний, комната убрана, уроки сделаны. Это вовсе не значит, что ребенок может это делать всегда, но не делает, потому что ленится. Как правило, все это совершается в режиме подвига, чтобы порадовать родителей или поразить учителя. И это достойно серьезной похвалы, а не иронии в духе «сподобился наконец». Когда ребенок совершает чудеса, он демонстрирует нам свою зону ближайшего развития. Это значит, что он уже освоил эти навыки, но их повседневное применение для него пока трудно. Тем не менее он может один раз это сделать, напрягая все свои силы, — как мы, наверное, можем развить бешеную скорость, убегая от грабителя или догоняя поезд.

«Золушкины списки» — это мое домашнее ноу-хау. Моя дочь гораздо лучше относилась к спискам дел тогда, когда у нее была возможность выбирать дела, которые ей больше нравятся. Мы помним: мачеха оставляла Золушке множество разных поручений.

«— Матушка, можно я поеду на бал?

— Можно, конечно. Только прежде прибери в комнатах, вымой окна, натри полы, выбели кухню, выполи грядки, посади под окнами семь розовых кустов, разбери семь мешков фасоли (белую отдели от коричневой), познай самое себя и намели кофе на семь недель».

Я обычно писала в списке полный перечень дел на сегодня, и моя Золушка могла выбрать себе половину из них, а вторую половину делала я. Вот один из таких списков. Если в скобках стоит цифра 2 — это значит, что дело большое и считается за два.

  • Подмести в коридоре
  • Помыть раковину в ванной
  • Вынести мусор
  • Помыть посуду
  • Покормить шиншилл
  • Прибрать на столе в кухне
  • Вынуть из стиральной машины и развесить белье (2)
  • Зарядить следующую стирку
  • Выгулять одну собаку (2)
  • Выгулять вторую собаку (2)
  • Полить цветы

Если сегодня, например, ребёнок хочет проветриться, он берет на себя выгул обеих собак и несколько небольших дел: покормить шиншилл, полить цветы и вынести мусор. А если решительно не хочет одеваться и выползать на мороз, он берет на себя возню по хозяйству, оставляя мне выгул собак. Но работа по дому все равно оказывается сделанной. Надо сказать, Золушкины списки нам были нужны где-то до окончания школы, после этого Золушка уже видела, что надо сделать самой, а куда отправить младшего брата, он как раз подрос.

Ожидание и очереди

Еще одна точка стресса для семей детей с СДВГ — долгое ожидание. Чем можно занять ребенка, если заняться совершенно нечем? Можно играть в словесные игры. Можно рассказывать и сочинять сказки. Играть в пальчиковые игры. Раскраски и куклы-перчатки, если ими запастись заранее, тоже сослужат добрую службу. Можно учить стихи наизусть. Можно заняться наблюдениями и исследованиями. Помню, как у нас однажды сломалась машина, и, пока папа искал помощь, нам с сыном-первоклассником пришлось двадцать минут неподвижно стоять на разделительной полосе зимней дороги. В результате мы решили выяснить, каких машин мимо проезжает больше — красных или белых. Он считал красные, я — белые, и когда за нами пришел папа, сын не хотел уходить: красных получалось на две меньше.

Для малышей в дорогу можно собирать коробки с кучей разноцветных объектов, мелких игрушек и тому подобное. Сейчас такие коробки можно даже купить: их специально придумывают и выпускают для семей, путешествующих с детьми; есть они в продаже и в России.

Важно не забыть еду и воду, правильно оценивать возможности ребенка (необходимость полчаса идти в гору по жаре заставит разныться даже очень терпеливого ребёнка), не давать ему переутомляться и перевозбуждаться, особенно если речь идет о ребенке с СДВГ.

Ещё больше о детских (и не только) книгах — на «Книжной полке «Мела»» в телеграме. Там самые интересные конспекты, книжные подборки и отрывки из новинок.

Что делать с гиперактивным ребёнком?

Если ребенок часто беспокойно двигает руками и ногами, ерзает на месте, бесцельно бегает или карабкается куда-то в момент, когда это неуместно ситуации, то его называют «гиперактивным». Такой ребенок чрезмерно шумен и не любит спокойные игры, он может выйти из класса, неусидчив на уроках… Когда такое поведение наблюдается долго и имеет стойкий характер, то это может быть проявлением синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Для постановки такого диагноза специалистом необходимо выполнения ряда дополнительных признаков (по возрасту, в котором появились симптомы, их частоте, тотальности проявления и т.д.). Также следует учитывать, что СДВГ – это американский термин, и в России эта группа симптомов специалистами разных профилей описывается в других терминах.

Однако, как ни назови, родителям от этого ничуть не легче. Зато жизнь становится одним большим приключением! Такие дети зачастую сообразительны, обладают неординарными способностями, «схватывают» информацию, которая им интересна. С ними никогда не скучно. Они – Артисты с большой буквы и умеют привлечь к себе внимание, как никто другой. А сколько выдумки и настойчивости появляется, если им нужна какая-то вещь здесь и сейчас!

Знаем как научить гиперактивного ребёнка дружить!

В чем они зачастую слабоваты, и что создает в общении с ними основные сложности? Процесс целеполагания своей деятельности, умение строить умозаключение, способность к применению социальных правил, самоконтроль и саморегуляция этих излишне «шустрых» исследователей зачастую формируются с опозданием и со значительными усилиями любящих родителей (помогающих специалистов).

Волшебных таблеток от гиперактивности пока не изобрели, и помощь таким детям – это большой труд взрослых.

Не хочу! Не буду! Не интересно! Отстань! Как всё это знакомо…

Конкретные и постоянные действия родителя — залог правильного воспитания гиперактивного ребёнка!

Что делать, если ребенок привлекает к себе внимание – рёвом, криками, бросается на пол, кусается и не понимает слово нельзя? При решении вопросов неприемлемого поведения, имеет смысл выработать собственную определенную стратегию ответных реакций. Продуманную, последовательную согласованную систему.

В этом может помочь опыт Рассела А. Баркли, много лет консультирующего родителей таких детей. В целом то, что он предлагает, похоже на длительный поэтапный процесс приучения к хорошему поведению с преобладанием положительного подкрепления ситуаций хорошего поведения. Он предлагает использовать определенные принципы, которые настойчиво и непрерывно должны применяться родителями:

  1. «Немедленно сопровождайте поведение –хорошее или плохое- последствиями.» Если родители несколько раз повторяют просьбу или приказ, то ребенок, как минимум, получает время на сопротивление.
  2. «Каждому поступку – специфическое последствие». Речь о том, что, например, драка или воровство не должны иметь ту же тяжесть последствий, что и постоянное забывание закрыть за собой дверь.
  3. «Последствия должны быть постоянными». По мнению автора, непостоянство побуждает к непослушанию больше, чем любой другой фактор.
  4. «Сначала разработайте программы поощрений, а потом –наказаний». На самом деле, автор предлагает родителям отказаться от любых наказаний, пока они не разработали программу поощрений позитивного поведения. Потому что родители слишком легко применяют наказания, тем самым еще больше подкрепляя оппозиционное поведение своего ребенка, постепенно превращаясь вместе с детьми в один большой «боевой механизм».
  5. «Предвосхищайте плохое поведение и «страхуйтесь» вариантом его «оптимизации».

Всех изобью, мне никто не нужен!

По большей части, речь идет как раз об общественных местах. Планируйте варианты действий. Например, при походе в кафе не заказывайте сразу все на случай, если придется уйти, не доев свои любимые кушанья. Оговорите с ребенком заранее, сколько вы будете там находиться.

В таких ситуациях следует понимать и помнить, что, на самом деле, мозг гиперактивного ребенка работает с определенным дефицитом энергии и быстро устает. Как правило, истерики означают то, что ребенок просто устал. Обозначьте для себя определенное время нахождения на детской площадке, а в случае нежелания уходить, попробуйте переключить его внимание на интересное и любимое занятие дома. Не забудьте похвалить его, если он быстро согласился.

Танцы как лучший способ для гиперактивных детей, первый урок бесплатно!

В заключении о гиперактивных детях и воспитания сочувствия, жалости

Как привить ребенку сочувствие, жалость? Говорите ребенку о своих эмоциях. К сожалению, многие из них плохо различают эмоции и чувства другого человека. Смотрите вместе с ребенком трогательные мультфильмы и рассказывайте, как вам было грустно и жалко, или, наоборот, о том, как вы гневались от несправедливости (не забывая приводить примеры из вашей жизни). Обсуждайте рассказы. А на улице можно весело играть в «Угадай мою эмоцию!».

Что почитать:

1. Баркли Р. Бентон К. «Ваш непослушный ребенок». Эта книга есть в Липецкой областной научной библиотеке.
2. А.В. Цветков. «Гиперактивный ребенок: нейропедагогика саморегуляции.»
Что посмотреть:

«Я это пережил. Гиперактивные дети. Как не сойти с ума.»

Вторая часть про гиперактивных детей.

12.06.2019 Категория:

Новое поколение детей отличается высокой активностью или даже гиперактивностью. Им сложно долгое время усидеть на конкретном месте или быть сосредоточенными на одном занятии, быстро надоедает окружающая обстановка. Ребенку становится скучно, он нуждается в постоянном выплеске эмоций. Для мальчиков, при этом, характерна нетерпеливость и более агрессивное поведение. Девочкам сложно концентрировать внимание на задаче, потому что они склонны к рассеиванию, быстрому переключению на внешние факторы.

В результате – масса начатых дел без логического завершения. Им трудно достигать поставленной цели, свойственно забывать и терять, сложно выполнять четкие просьбы и быть ответственными.

Медики все чаще ставят диагноз «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью». И советуют бороться с синдромом дефицита внимания только лекарственным средствами. Они воздействуют на центральную и периферическую нервную систему, снимая раздражительность, угнетая чувство тревожности, нормализуя поведение. Однако таблетки и капельки не являются панацеей, только правильное поведение родителей может помочь маленькому человечку преодолеть длинный путь максимальной адаптации для самостоятельной и успешной жизни.

Как помочь?

Чтобы помочь ребенку и понять, как воспитывать его, нужно руководствоваться основными правилами:

  • организовать строгий режим дня;
  • избегать крайностей в воспитании: не проявлять чрезмерную строгость либо мягкость;
  • не переутомлять малыша, оградить его от чрезмерных раздражителей;
  • взаимоотношения в семье и между сверстниками должны быть стабильны, неконфликтны;
  • способствовать формированию навыков самостоятельной организации, аккуратности;
  • обучить правильному общению, контролю поведения и эмоций.

В целом, преодолеть свои ограничения ребенок может только при помощи родителей, даже если им занимаются самые высококвалифицированные специалисты.

Тайм-менеджмент для детей работает!

Основное требование это строгое расписание для ребенка. В школьном возрасте, ребенок может вести его самостоятельно, а расписание дня для малышей должен составлять и придерживаться родитель, который занимается воспитанием. Если к этому процессу привлечен другой человек (няня, бабушка, дедушка и т.д.), то такое расписание должно быть составлено и для него. Конечно же, что бы приносить результаты, расписание должно быть письменным, ежедневным, с анализом и отметками о выполненных задачах.

Соблюдение порядка в доме старшими членами семьи поможет крохе привыкнуть структурировать свою жизнь для достижения целей.

Для установления правильного режима вам нужно соблюдать несколько простых правил:

Установите оптимальное время подъёма

Это должно быть одно и то же время. Правильный режим дня нужен, чтобы не переутомляться, легко засыпать и просыпаться. Ведь часто гиперактивным детям сложно засыпать, они долго вертятся в кроватках, задают массу вопросов и потом их тяжело добудится утром, при этом подъем не должен быть резким.

Если ребенок ходит в садик или школу, то время пробуждения должно быть рассчитано так, что бы он успел собраться. Приучайте ребенка к пунктуальности и давайте ему возможность самому контролировать свою утреннюю рутину.

Выберите и пропишите оптимальное время еды

Завтрак зависит от того как быстро малыш ведет себя сутра. Если он сразу бодрый и активный, то можно приступать к завтраку. Если же напротив, вялый и долго отходит от сна, лучше сначала поиграть, а потом поесть или организовать первый прием пищи в детском учреждении.

Организуйте ежедневные прогулки на свежем воздухе

Дайте ребенку максимум свободы! Пусть он бегает, прыгает, ходит по лужам. Лучше всего разряжать агрессивность и оставлять энергию на улице. Чаще всего дети сами знают, как снять свое напряжение. Но если у вашего малыша не получается, то подскажите ему. Заодно, поговорите о том, что нельзя обижать других детей, животных, растения.

Прогулки способствуют улучшению работоспособности мозга, что приводит к улучшению внимания, памяти ребенка, а это так необходимо гиперактивному малышу.

Переключайте внимание

Пропишите также распорядок игр. Активные подвижные игры должны сменятся спокойными, развивающими с частотой 15 -30 минут. Когда малыш побегал, поскакал, предложите ему прогуляться и понаблюдать за природой или окружающим миром.

Запланируйте дневной сон

В любом возрасте, даже школьном, активным детям требуется дневной сон. Его продолжительность может составлять от двух до четырех часов в зависимости от возраста ребенка. Родители часто утверждают, что это невозможно, но тем не менее, если вы выработаете определенный ритуал перед сном и будете укладывать ребенка в одно и то же время, то сами удивитесь насколько это просто. Ритуалом может служить чтение книги, прослушивание спокойной музыки, расслабляющий массаж или даже подготовка ко сну самим ребенком. Важно, что бы это было в одно и то же время, и ребенок об этом знал.

Как правильно составить расписание?

Разрабатывая режим дня важно помнить, что он должен не меняться длительное время, быть удобным вам и вашему ребенку, учитывая его индивидуальные биоритмы и интересы.

Для того что бы ничего не упустить из виду в вашем плане важно его не просто помнить, а записывать. Для этого подойдут странички ежедневника, например, такие как в BogushBook, где учитывается не только рабочее время, но все 24 часа в сутках, что позволяет распланировать даже сон.

Игра — это основной способ освоения окружающего мира детьми. Гиперактивные дети часто предпочитают шумные и активные игры, что вполне обоснованно. Но выбирайте те, что имеют четкие правила. Старайтесь, чтобы правила были направлены на разные виды мозговой активности,

особенно те, что ослаблены. Помните: проговаривая вслух, дети лучше справляются с импульсивностью, удерживают задачу, легче замечают и контролируют свои ошибки.

Также важна социализация ребенка. В раннем возрасте это могут быть игры на детской площадке, курсы развития, позже – это детский сад, школа и кружки. Во время занятий в спортивных кружках будет уходить большая часть энергии, ребенок получит необходимую разрядку, выплеснет накопленные эмоции. В школьном возрасте, наблюдается парадоксальная ситуация: высокий уровень интеллекта и низкая успеваемость. Ведь гиперактивное поведение – это следствие переизбытка энергии, и нужно направить активность малыша в конструктивное русло.

Обязательно хвалите его за успехи!

Согласно статистике, нарушения в поведении проходят к подростковому периоду, восстанавливаются познавательные функции, улучшается память и концентрация. Но для этого маленькому человечку нужна поддержка самых близких людей.

Гиперактивный ребенок. Как быть? Гиперактивный ребенок. Как быть? Bogushtime

Новое поколение детей отличается высокой активностью или даже гиперактивностью. В результате – масса начатых дел без логического завершения. Им трудно достигать поставленной цели, свойственно забывать и терять, сложно выполнять четкие просьбы и быть ответственными. И поэтому родителям важно разобраться как с этим быть и что делать. Давайте поговорим об этом.

Новое поколение детей отличается высокой активностью или даже гиперактивностью. Им сложно долгое время усидеть на конкретном месте или быть сосредоточенными на одном занятии, быстро надоедает окружающая обстановка. Ребенку становится скучно, он нуждается в постоянном выплеске эмоций. Для мальчиков, при этом, характерна нетерпеливость и более агрессивное поведение. Девочкам сложно концентрировать внимание на задаче, потому что они склонны к рассеиванию, быстрому переключению на внешние факторы.

В результате – масса начатых дел без логического завершения. Им трудно достигать поставленной цели, свойственно забывать и терять, сложно выполнять четкие просьбы и быть ответственными.

Медики все чаще ставят диагноз «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью». И советуют бороться с синдромом дефицита внимания только лекарственным средствами. Они воздействуют на центральную и периферическую нервную систему, снимая раздражительность, угнетая чувство тревожности, нормализуя поведение. Однако таблетки и капельки не являются панацеей, только правильное поведение родителей может помочь маленькому человечку преодолеть длинный путь максимальной адаптации для самостоятельной и успешной жизни.

Разрабатывая режим дня важно помнить, что он должен не меняться длительное время, быть удобным вам и вашему ребенку, учитывая его индивидуальные биоритмы и интересы.

Для того что бы ничего не упустить из виду в вашем плане важно его не просто помнить, а записывать. Для этого подойдут странички ежедневника, например, такие как в BogushBook, где учитывается не только рабочее время, но все 24 часа в сутках, что позволяет распланировать даже сон.

Игра — это основной способ освоения окружающего мира детьми. Гиперактивные дети часто предпочитают шумные и активные игры, что вполне обоснованно. Но выбирайте те, что имеют четкие правила. Старайтесь, чтобы правила были направлены на разные виды мозговой активности,

особенно те, что ослаблены. Помните: проговаривая вслух, дети лучше справляются с импульсивностью, удерживают задачу, легче замечают и контролируют свои ошибки.

Также важна социализация ребенка. В раннем возрасте это могут быть игры на детской площадке, курсы развития, позже – это детский сад, школа и кружки. Во время занятий в спортивных кружках будет уходить большая часть энергии, ребенок получит необходимую разрядку, выплеснет накопленные эмоции. В школьном возрасте, наблюдается парадоксальная ситуация: высокий уровень интеллекта и низкая успеваемость. Ведь гиперактивное поведение – это следствие переизбытка энергии, и нужно направить активность малыша в конструктивное русло.

Обязательно хвалите его за успехи!

Согласно статистике, нарушения в поведении проходят к подростковому периоду, восстанавливаются познавательные функции, улучшается память и концентрация. Но для этого маленькому человечку нужна поддержка самых близких людей.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *