Ребёнок пошёл в детский сад и теперь постоянно плачет. Такая реакция напугает любого родителя. Психолог Настя Бутенко отвечает на вопрос, как предупредить детские слёзы и как правильно на них реагировать, если ребёнок никак не успокаивается.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Вопрос. Что делать, если ребёнок пошёл в детский сад и рыдает? Как долго он может так плакать? Что вообще нормально в поведении ребёнка, когда он адаптируется к детскому саду, а что нет?

Ответ. Поход в детский сад — это смена привычной обстановки и, соответственно, большой стресс для ребёнка. В его жизни появляются новые взрослые, на которых придётся ориентироваться. Ему нужно время, чтобы адаптироваться к переменам.

Обычно родители понимают, когда ребёнок готов отделиться и уйти на следующий уровень самостоятельности. Если вы чувствуете, что ребёнок уже может идти в детский сад, а его слёзы ситуативны, считаете себя достаточно спокойным родителем, можно дать ему столько времени на плач, сколько нужно.

Сложно сказать, какова нормальная продолжительность плача ребёнка. Это связано с индивидуальными особенностями его психики.

Чем интенсивнее переживание, тем сильнее будет плакать ребёнок

Вплоть до истерики — некоторые дети могут лечь и рыдать так сильно, что вызывают у себя рвоту. Ребёнок может плакать каждый день в течение месяца, потом успокоиться, а через пару-тройку месяцев снова начнёт периодически плакать. Часто дети плачут после выходных, а в пятницу, к концу недели, успокаиваются. И это нормально. Тем самым ребёнок выражает своё недовольство, протест против изменений, которые ему не нравятся.

Дети неосознанно считывают переживания взрослого, который находится рядом. Если ребёнок видит спокойного родителя, который уверен в своих действиях, то тревога будет уменьшаться. Когда мама беспокоится, её мимика выражает страх и большую озабоченность. Ребёнок может пугаться и, не осознавая этого, реагировать и на новую ситуацию, и на маму.

Модель поведения будет запоминаться, и ребёнок будет воспроизводить её, чтобы получить мамину реакцию и соответствовать ей. Это неосознаваемые действия. Заботливым и тревожным родителям часто сложно вырваться из этого созависимого механизма. Поэтому нужно быть уверенными, что вы поступаете правильно.

Ещё несколько советов тем, кто впервые ведёт ребёнка в сад:

  • Его могут отводить старшие родственники или папа. Дети часто проявляют тревожность из-за того, что в сад ребёнка отдает мама. С ней дети ведут себя более тревожно и капризно. Мамой проще управлять, неосознанно манипулировать. От неё проще получить очевидную реакцию.
  • За одну или две недели до того, как отправить ребёнка в сад, можно почитать книги на эту тему, например Фелисити Брукс «Маша и Миша идут в сад». Рассказывайте про игры, о которых пишут в книге, про воспитателей, правила в детском саду.
  • Можно сделать игрушку, которую ребёнок сможет брать с собой. Например, у нас с ребёнком был такой ритуал: дочь снимала с моего пальца кольцо, которое я специально для этого купила, и забирала его на день. Так она знала, что вечером я вернусь за ней и колечком, и оно напоминало ей обо мне.

Задавайте свой вопрос «Мелу», а редакция найдёт того, кто сможет на него ответить. Пишите в наши соцсети — мы читаем все сообщения на страницах в фейсбуке, «ВКонтакте» и «Одноклассниках». Ещё можно написать нам в инстаграме. Кстати, мы не раскрываем имена, так что вопросы могут быть любыми (не стесняйтесь!).

За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажёра Анастасию Никушину. Фото: (Sergii Sobolevskyi)

Уважаемые посетители сайта нашего детского сада. Предлагаю вашему вниманию информацию о том, как подготовить своего малыша к пребыванию в детском саду. Надеюсь, что данная информация будет вам интересна и полезна.

Как лучше адаптировать ребенка к посещениям детского сада

Все мамы и папы очень переживают за своего ребенка, когда собираются отдавать малыша в садик. И очень часто волнения имеют свою причину. Некоторые малыши становятся грустными, часто плачут или становятся очень агрессивными. Этосвязано с тем, что малыш впервые будет оставаться без родителей, которые для ребенка являются поддержкой и просто защитой. В садике деток много, а дома он был один и все внимание направлено на него. Привыкнуть к этому сразу тяжело, ведь нужно полностью перестроить свое мнение о мире и окружающей среде, изменить свои привычки и научиться чему-то новому. Для того, чтоб процесс изучения и привыкания к детскому саду прошел без негативных последствий, нужно ребенку помочь. А помочь могут только взрослые – родители малыша и воспитатели из садика.

Знакомство с садиком

Перед тем, как отдавать ребенка в садик, родители должны сами садик посетить и посмотреть обстановку: узнать воспитателей, режим дня, посмотреть на других деток. Посетив садик можно сразу определиться – стоит ли ребенка в него отдавать. Если воспитатели приветливы, дети счастливы и играются с удовольствием, то это только плюс садику. Ведь такой садик, где деткам не нравится, не может положительно повлиять на ребенка, а только наоборот. Но кое-чем должны родители заняться до садика:

1. Старайтесь чаще гулять с ребенком, знакомьте его с другими детками и посещайте все детские торжества вместе с ним – тогда Вам будет проще понять своего ребенка. Будет ли он стесняться, или наоборот, может, будет хулиганить?

2. Узнав режим дня в саду, приучайте ребенка соблюдать его постепенно, т.е. приблизьте домашний режим к садовскому, тогда малышу будет проще освоиться в садике и адаптация к детскому дошкольному учреждению будет проходить мягче.

3. Поговорите с ребенком и узнайте его мнение о садике. Поясните, что его не нужно бояться.

4. Если в группу садика будут ходить детки, которых ребенок уже знает, то вместе им будет легче адаптироваться к новым условиям.

5. Не забудьте ребенка учить самостоятельности в обслуживании себя: самому кушать, одеваться и т.д.

6. Подготовьте малыша к тому, что Вы с ним не будете постоянно, так как он уже большой и может посещать детский сад.

7. Желательно малышей не отдавать садик в возрасте до 3-х лет.

8. При ребенке не нужно обговаривать темы, волнующие Вас относительно садика.

За несколько месяцев уже можно постепенно делать психологическую подготовку ребенка — рассказывайте, как там хорошо, можно вспомнить свои детские года и поделиться какой-нибудь историей. Гуляйте в окрестностях садика, чтоб глаза малыша привыкали к саду. Но не перестарайтесь – сильное определение внимания к садику может напугать малыша.

Чаще ходите в гости и к себе приглашайте родителей с детками. Иногда покидайте ребенка ненадолго, дав понять, что иногда Вас не будет рядом, но это ненадолго. Такое поведение не должно вызывать испуга у детей.

Первые дни посещения садика лучше не оставлять там ребенка на целый день. Достаточно нескольких часов. Если эти часы прошли успешно, время пребывания в садике можно постепенно увеличить (прислушивайтесь к мнению воспитателя, т.к. он находится с Вашим ребенком).

Питание в садике

Некоторые люди считают, что в саду еда невкусная и ужасная. Так вот, смею Вас уверить, что это совсем не так. За питанием в садиках следят очень тщательно различные службы. Дневной рацион в детском саду полноценный, питательный и безвредный. Если же ребенку не нравится пища в садике, то это вина только родителей, которые часто балуют ребенка сладостями, йогуртами, макаронами, сосисками и другими полуфабрикатами. После употребления данных продуктов, конечно, ребенок будет сопротивляться здоровой и полезной пище, т.к. в саду чаще тушеная пища. Старайтесь приучать своего ребенка к такой еде. Если же ребенок с рождения не имеет хорошего аппетита, не нужно его заставлять много кушать – сделаете только хуже, а при поступлении в дошкольное учреждение расскажите об аппетите своего ребенка воспитателю.

Первый день посещения

Первый день зачастую является сложным, как для ребенка, так и для его родителей. Как же улучшить переносимость первого дня?

1. Подайте пример собой – у Вас должно быть хорошее настроение, ведь плохое может передаться и ребенку.

2. Если ребенок болен, не вздумайте его вести в сад, сначала вылечите.

3. Расскажите воспитателям побольше о ребенке: какие у него привычки, особенности, как лучше с ним найти общий язык.

4. Дайте ребенку взять с собой свои игрушки, и уговорите ребенка (только без насилия) оставлять их в садике – тогда ребенок будет рад вернуться в садик к своим игрушкам.

5. Не забывайте говорить малышу о том, что Вы его любите.

Первая неделя в садике

Первая неделя ребенка в садике может проходить эмоционально, и это нужно понимать родителям. Ребенок может часто меняться в настроении, бурчать, капризничать и скандалить. Но относить это на вину садика напрасно. Причиной такого поведения может стать несколько факторов. Первое – ребенку тяжело привыкнуть к детскому саду и все свои эмоции они будут показывать дома, а не в садике. Что же тогда делать?

1. Следите за тем, чтобы дома была спокойная атмосфера. Не вздумайте ссориться между собой (мамы с папами) при ребенке – пожалейте его нервы.

2. Не обращайте внимания на скандалы и не нужно ругать ребенка.

3. Не нужно оставлять ребенка в саду на целый день. Просто постепенно увеличивайте время нахождения малыша в саду – от 2-3 часов, до 5-6.

4. Устройте ребенку игру про данный детский сад, в которой, какая-нибудь игрушка будет Вашим ребенком. Посмотрите, как ребенок будет ею играть – это может дать Вам понять, что не так в садике. Игру нужно закончить положительным результатом.

5. Первые дни оставайтесь с ребенком, пока он сам Вас не отпустит. Не нужно долго прощаться с малышом и уходить с сосредоточенным лицом – ребенок может подумать что-то плохое и не захочет остаться в садике. Напоминайте ему – что он Вами любим.

6. Не забывайте даже в выходные дни придерживаться распорядка детского сада.

7. Когда одеваете ребенка, не нужно его укутывать всеми теплыми вещами – нужно так одевать, чтобы в саду ему было и не холодно, и не жарко.

8. Если ребенок тяжело переносит расставание с мамой, то в садик его должен отводить папа.

9. Не делайте перерывы в посещении.

И просто будьте терпимыми и понимающими родителями.

Несколько полезных советов:

На сегодняшний день садики могут позволить себе брать детей фактически с рождения. Но рекомендуемый возраст это 3-5 лет.

Если ребенок отчаянно сопротивляется быть в группе с каким-либо воспитателем, то возможно стоит поменять группу? Ведь воспитатель – это вторая мама. И ребенок должен ее любить. Сам же воспитатель должен хорошо понимать детей и учитывать индивидуальность каждого ребенка.

Выбирая сад нужно быть предельно внимательными и учитывать все нюансы до мелочей. Лучше поменять садик один раз, нежели десяток. Частая смена обстановки может навредить ребенку.

Довольно частая ошибка родителей – отдавать ребенка в сад после рождения второго ребенка. Малыш может воспринять так, что он родителям не нужен, так как появился второй ребенок. При рождении второго малыша следует отдавать ребенка либо до рождения второго, либо не отдавать вовсе.

Главная задача сада – научить ребенка общаться со сверстниками.

Уделите внимание иммунитету детей – это очень важно. И заниматься этим вопросом нужно не за день до садика, а намного ранее. Закалка организма, оздоровление – можно водить ребенка на плавание, например. Также необходимо научить ребенка самостоятельно обуваться, одеваться, кушать и ходить в туалет. Ведь одеть всех сразу воспитатели не в состоянии и с ложки кормить каждого не смогут.

Одежду для похода в садик нужно выбирать по удобству, комфорту, но, ни как уж не по бренду и моде. По опыту многих родителей можно выделить несколько вещей: детские колготки, обувь на липучках (не на шнурках, ребенку трудно будет их самостоятельно завязывать), футболки или рубашки и все должно быть по сезону. И, конечно, обязательно дайте ребенку с собой запасной комплект, ведь дети есть дети и чистыми ходят недолго.

Если ребенка не успели научить ходить на горшок самостоятельно, оставьте ему памперсы (воспитатели их будут одевать во время сна ребенка).

Старайтесь забирать ребенка вовремя или немного ранее, но никак не последним.

Давайте ребенку с собой любимые игрушки – это позволит чувствовать частичку дома с собой.

Во время прощания дети часто устраивают истерики, цепляются руками за мам и пап и ужасно громко орут. Ошибочное поведение – насильно ребенка оттаскивать в группу и кричать на него. Но и слишком долгое затягивание прощания тоже не очень хорошо. Следует поцеловать кроху и помахать ручкой. Если ребенок сам идти не хочет, передайте его в руки воспитателя. Маленькие детки будут плакать еще на протяжении 10-15 минут, а потому начинают осматриваться и играть с другими детками.

И самое главное – когда ребенок с Вами (не в саду) проводите с ним больше времени, чтобы малыш не чувствовал себя одиноким, ненужным никому и брошенным. И помните, что сад никогда не заменит ребенку семью.

Методика и программа — это стержень и фундамент для работы детского …сада, благодаря которому у педагогов «Мозаики» единые цели, задачи и взгляды на воспитание детей того или иного возраста, цельная философия. ⠀ Единая программа позволяет педагогам действовать последовательно и поэтапно, дает преемственность знаний на каждом возрастном этапе ребенка и взаимозаменяемость команды. ⠀ 🧩Хотим сегодня рассказать вам о важном этапе в работе нашего клуба, над которым мы трудились последнее время – о выборе и внедрении новой ПРОГРАММЫ дошкольного образования. ⠀ 🔸Мы выбрали программу «Мозаика»🔸 ⠀ Здесь вы могли бы подумать, что так и было задумано, но нет – чистое совпадение🙃 ⠀ 🧩Нам понравился гибкий и продуманный подход к планированию всех процессов в детском саду, удобная и лаконичная документация для педагогов (педагогическая диагностика, дневники наблюдения), а также разнообразие методических материалов и рабочих тетрадей для детей. ⠀ 🧩Немаловажным является место детской игры в программе «Мозаика», которого мы изначально придерживались — игры должно быть много, игра должна быть свободной и разнообразной, а грамотно отобранные игрушки — главнейший инструмент детского развития. ⠀ 🧩Программа «Мозаика» гибкая и вариативная, поэтому мы сможем внедрить уже имеющийся замечательный опыт нашего Клуба, а также все те идеи и практики российского и международного дошкольного образования, с которыми мы еженедельно знакомимся. ⠀ Это действительно важный шаг и затеяли мы его с целью стать лучше, давать больше, совершенствоваться в деталях и по-крупному👍 А значит вы, дорогие родители, можете быть уверены – ваш ребенок в надежных руках🙌 Lihat Selengkapnya

Здравствуйте, Екатерина.

Адаптация в саду для многих детей является сложной. На это влияет атмосфера в семье, качество привязанности между матерью и ребёнком, обстановка в самом ДОУ.

Прежде, чем решать, что делать, предлагаю вам попробовать понять, что происходит с вашим сыном. Представьте себя маленьким ребёнком, всецело зависящим от любви матери, очень нуждающемся в этом, которого оставили одного в чужом месте, видимо, с не самыми понимающими взрослыми (само слово «додавить» говорит об этом). И всё бы ничего вроде как, но тут, на прогулке, вы видите свою семью, в полном составе, на прогулке, счастливую, только без вас. А вы – за решеткой, в месте, где есть много слов «надо» и преодоления, терпения и вынужденности.

Что бы вы почувствовали? Я предполагаю, что горечь, словно бросили, словно семья счастлива без вас, словно вы больше не нужны, отвержение, одиночество. И все эти чувства ложатся на ваш детский мозг – незрелый, потому что структуры, ответственные за самоконтроль и самопонимание, только развиваются. Вы ещё физиологически не можете понять, что с вами происходит, справиться с собой, вас просто накрывает чёрная тоска по дому, по маме.

И с этим состоянием самостоятельно ребёнок справиться не может. Возникает то самое чувство «полюбил маму». Поглощающее желание быть с мамой, вернуть себе тепло, безопасность, почувствовать, что он вам нужен, важен, что вы от него не отворачиваетесь, не избавляетесь от него как ненужного в семье.

На мой взгляд, чтобы адаптация в саду прошла мягче и не вызвала неприятных последствий, в первую очередь вам стоит обратиться именно к этой ситуации, к чувствам ребёнка. Понять, что не факт, что ему в саду плохо. Дело в том, что ему плохо без вас, что он чувствует себя выгнанным за пределы семьи, словно остался в мире совсем один.

Надёжная привязанность строится на контакте, вашем умении быть рядом в любой ситуации, быть внимательной, слушать и поддерживать. Действительно, в жизни есть ситуации, когда «надо», и ничего с этим поделать нельзя. Но можно сказать «надо», развернуться и уйти. А можно отозваться сердцем на боль ребёнка: «я понимаю, что ты не хочешь в садик, вижу, как тебе грустно прощаться, запомни, я тебя люблю, мне нужно работать, но вечером я обязательно вернусь, принесу тебе какой-нибудь подарок, и весь день буду скучать, думать о тебе». Во втором варианте вы показываете, что понимаете – ребёнку плохо, остаётесь рядом, обнимаете, помогаете пережить такую вынужденность. Всеми силами демонстрируете, что ребёнка не бросают, не оставляют, что он остаётся любимым, ценным, очень важным.

Есть лайфхаки, помогающие ребёнку пережить расставание с мамой утром и целый день в саду:

1. Принести подарок вечером

Самый простой: цветочек, шишку, листочек. Знак того, что вы думали о нём в течение дня, что ребёнок не исчез из вашей головы, как только вы простились.

2. Ритуал прощания

Крепкое объятие. Поцелуй в носик и ушки. Три хлопка в ладоши. Что-то, что будет переходом в сад.

3. Поцелуй в ладошке

Здесь поможет одноимённая книга Одри Пенн. Поцелуйте ребёнка в ладошку, разложите по карманам объятия, чтобы в течение дня ребёнок мог почувствовать ваше тепло, вернуться к этому ритуалу, вспомнить, что мама любит, не забывает, обязательно вернётся.

4. Смещение акцента

Расскажите, что ждёт ребёнка в саду. Как легко и быстро пролетит день. Какие его ждут игры, занятия, игрушки, друзья. Обговорите, как можно справиться с возникающими сложными моментами. Дайте совет, окажите поддержку. И всеми силами показывайте, что верите в малыша, он справится. А вечером вы всей семьёй соберётесь вместе и будете ужинать, пить чай, болтать, делать что-то, сплачивающее вас.

Как ни странно, самое важное во всём этом – тёплый, эмоциональный контакт с ребёнком в любой ситуации: утром, перед садом, после, в выходные, когда он шалит и когда ведёт себя хорошо. Если ребёнок знает, что его принимают, что он может на вас положиться, что вы всегда придёте на помощь, ему есть на кого опереться, он гораздо смелее и решительнее сможет идти в мир, начинать жить самостоятельно.

Можно попробовать совместить налаживание надёжной привязанности (более подробно о ней можно читать или слушать у Петрановской) и хождение в сад сначала по полдня, пока не привыкнет, не окрепнет, не почувствует, что мама остаётся рядом, никто ребёнка не выгоняет и не отвергает. Главное здесь – почувствовать сердцем, что происходит с сыном. И откликнуться на это. Это не значит делать всё по его указке, это значит оставаться рядом, когда плохо, понимать, заботиться, озвучивать чувства, помогать пережить расставание и раз за разом уверять «я тебя люблю, я буду думать о тебе, скучать и обязательно вернусь, а ты расскажешь мне, как прошёл твой день, обязательно запомни всё хорошее и плохое, мне всё-всё про тебя интересно, ты – самый важный человек в моей жизни, мне тебя никто не заменит».

Лилия Серёгина,
Психолог Портала «Я – родитель»[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *