Добрый день!
Подобное противоречие в поведении малыша в детском саду и дома свидетельствует о том, что правила взаимодействия с окружающими (посторонними людьми и членами семьи) воспринимаются ребенком различно. Вероятно, в домашних условиях к ребенку не предъявляется никаких требований, поэтому девочка начинает «выдвигать» свои собственные правила и настаивать на них! В детском саду, напротив, существует четкая система взаимоотношений и обязанностей, понятная ребенку. Поэтому, для урегулирования ситуации в семье, взрослым необходимо изменить правила общения:
1. При обращении к ребенку обязательно используйте приемы прямого обращения (по имени) и контакт глаз. Обращаясь к малышу, подойдите, присядьте рядом, возьмите за руки, погладьте по голове и, глядя в глаза, спокойным, доброжелательным и уверенным голосом, озвучьте просьбу: «Леночка, давай вместе уберем игрушки и пойдем ужинать».
2. Не раздражайтесь на то, что ребенок открыто игнорирует Ваши просьбы. Спокойно повторите сказанное.
3. В случаях, когда ребенок начинает сердиться, постарайтесь «снизить» накал: «Я понимаю, что ты сердишься из-за того, что нам пора идти домой. Но, помнишь, мы хотели еще поиграть и послушать сказку? Давай так и поступим!»
4. Постарайтесь, чтобы при взаимодействии с ребенком существовали не только Ваши приказы и поручения. Поощряйте и хвалите инициативу девочки – малыши безумно любят быть полезными! Обратите также внимание на требования, которые предъявляют все члены семьи к ребенку. Если система наказаний и поощрений отличается у каждого члена семьи (за один и тот же поступок ребенка кто-то хвалит, а кто-то наказывает), то малышу в таких условиях трудно понять что хорошо, а что плохо. Отсюда его капризность и поведение, которое принято считать избалованностью. Помните, что система запретов и поощрений в семье должна разделяться всеми, без исключения.

Вопросы православного воспитания.
Рекомендации для молодых родителей.

Учитель начальных классов ОМЕЛЬЧЕНКО М.В.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Каприз – зародыш сердечной порчи, ржавчина сердца, моль любви, мерзость Господу богу»

В драме под названием «Детский каприз» ведущая роль принадлежит отнюдь не ребёнку. В реальности это взрослый, прежде всего мама. От взрослых зависит не только выход из пиковой ситуации, но и ответ на главный вопрос «БЫТЬ или НЕ БЫТЬ детскому капризу?»
В «Толковом словаре» В. И. Даль указал, что в переводе с французского языка, слово каприз означает «упрямство, упорство, причуда, привередливость, прихоть»

Каприз – необоснованное сопротивление советам и требованиям окружающих, стремление, во что бы то ни стало настоять на своём, сопровождающееся всплеском негативных эмоций, двигательным возбуждением, подчас в форме истерик. Истерики устраиваются по отношению к близким и к «дальним» людям. Это — педагоги-репетиторы, пассажиры в автобусе, знакомым при встрече на улице капризуля запрещает разговаривать с мамой, заявляя: «Это моя мама»

ГРУДНИЧОК

Крик – это речь крохи. Он зовёт на помощь, а не кричит просто так, показывая характер. Младенец может выражать беспокойство к перемене погоды, смене обстановки, сбою режима дня, из-за конфликтов в семье, пережитый стресс после пребывания в больнице.

Возбудимый, чрезмерно активный ребёнок требует повышенного внимания матери. Следует:
а) держать малыша постоянно в поле зрения,
б) больше разговаривать с малышом,
в) привлекать к развивающим играм,
г) способствовать целенаправленной деятельности.
Внимание со знаком минус:
Гиперактивный малыш часто слышит окрики и команды: НЕ ТРОГАЙ, НЕ БЕРИ, НЕ ЛЕЗЬ. Между ребёнком и мамой возникает взаимное непонимание и раздражение.
Это приводит ещё к большему беспокойству малыша. Если мать и дальше будет также общаться с ребёнком, то когда ребёнок чуть подрастёт, капризы станут для него одним из главных способов манипулирования окружающими.
МАЛЫШ
Подрастая, дети пытаются подстроить мир под себя. Теперь плач для них не только способ выражения отрицательных эмоций, но и способ достижения тех или иных целей.
ЕСЛИ ХОТЬ ОДНАЖДЫ РЕБЁНОК ДОБИЛСЯ СВОЕГО КАПРИЗАМИ И ИСТЕРИКАМИ, ЗНАЧИТ, ОНИ БУДУТ ПОВТОРЯТЬСЯ.
КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ?
Некоторые родители приверженцы теории «свободного воспитания» избирают тактику уступок. Убирают все опасные предметы. Слово «нельзя» не произносят, разрешают всё, на непослушание закрывают глаза. Это ведёт в тупик.
Неприученный к самоограничению ребёнок часто попадает в стрессовую ситуацию. В 2-3 года, если дома ребёнку всё дозволено, а в других местах он не может себя вести, как заблагорассудится. Это вызывает протест: истерики в магазине, на прогулке валится на землю, брыкается, вопит на всю улицу. Уход из гостей, поход в цирк, поездка в транспорте, посещение врача, пребывание на занятиях ведёт к проблеме. Обстановка в доме нервная, отношения разлажены. У ребёнка повышается уровень тревожности, раздражительность растёт, в результате чего может развиться невроз. Тут необходима помощь психолога, а то и психиатра. Но и лекарственные препараты не снимают необходимости установления рамок поведения.
НАДО УСТАНАВЛИВАТЬ РАМКИ ПОВЕДЕНИЯ, ДЕЛАТЬ ЭТО ВЕЖЛИВО, НО ТВЁРДО, БЕЗ УНИЖЕНИЯ.
Педагогические ошибки отражаются на здоровье детей. При отсутствии требований со стороны взрослых при «свободном воспитании» у детей не формируется тормозной процесс, умение умерять желания и порывы, а без этого невозможно формирование здоровой психики. Задержка психического развития — возникает расторможенность и серьёзные проблемы с концентрацией внимания. Затрудняется обучение в школе. НЕУДАЧИ – РАССТРАИВАЮТ, перевозбуждение растёт, выливается в капризы, истеричность, нервные срывы.
Детские психиатры советуют:
— К году ребёнок должен знать слово «нельзя». Услышав запрет, ребёнок должен остановиться и хотя бы на время перестать делать то, что взрослый не разрешает.
— У родителей слова не должны расходиться с делами. Когда же мама с папой, выражая недовольство, всё-таки позволяют малышу добиться нарушения запрета, они фактически дают ему установку на непослушание. Причём родительское недовольство играет здесь анти воспитательную роль! Ребёнок видит, что можно не слушаться даже тогда, когда мама с папой явно сердятся или огорчаются. Ребёнок сызмальства привыкает плевать и на слова, и на чувства родителей, жить без тормозов и ставить свои интересы превыше всего на свете.
— Если сказали слово «нельзя», то запрет должен выполняться, невзирая на капризы и истерики.
— Если ребёнок САМ ВОЗДЕРЖАЛСЯ от того, что вы не разрешаете, обязательно похвалите, приласкайте ребёнка, подкрепите правильное поведение.
— Со временем следует приучать малыша к режиму.
«Где кормят дитя всякий раз, как оно заплачет, и потом всякий раз, как оно запросит есть, там до того расслабляют его, что после оно уже не иначе, как с болезнью может отказаться от пищи. Вместе с тем оно привыкает к своенравию оттого, что успевает выпрашивать или выплакивать всё желаемое»
Святитель Феофан Затворник
«Путь ко спасению»

МАМУ БИТЬ НЕЛЬЗЯ!
После года ребёнок наряду с познанием мира, стремительно осваивает область человеческих отношений. Ребёнок изучает границы дозволенного поведения, пробует родителей на прочность.
ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ ПОКРИЧАТЬ?
УСТУПЯТ ИЛИ НЕТ?
Если уступили, то очень скоро будет выражаться не только плачем и криком, но и агрессией в виде драки и швыряния вещей. Это результат импульсивности ребёнка.
РЕАГИРОВАТЬ СПОКОЙНО:
НЕ РАЗДРАЖАТЬСЯ,
НЕ ОБИЖАТЬСЯ
НЕ РАССТРАИВАТЬСЯ
Реагировать видом, словом, действием.
Действия – снять с рук, строгий взгляд, погрозить пальцем, слегка шлёпнуть. Всё это символы наказаний. Шлепок по памперсу не причинит боли, но зато чётко выражает отношение взрослых к поступку ребёнка. Слова, когда их много, часто не доходят до малыша, ему необходимы иллюстрации сказанного, положительное или отрицательное подкрепление.
Родителям следует быть последовательными, не менять установок и запретов.
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЬ, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле».
«И вы, отцы, НЕ РАЗДРАЖАЙТЕ ДЕТЕЙ ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем».
Апостол Павел (Еф.6, 1)

Начинается всё с мелочей:
1. Не хочет идти на руки к чужим людям;

2. Страх перед засыпанием: лампадка, тёплая ванна, крестить постель малыша, читать вечернее правило и Псалтырь. Старец Паисий Святогорец поучал: «Родители должны быть очень внимательными, чтобы не ругать своих детей вечером, потому что вечером детям нечем рассеять своё расстройство. А ночная тьма омрачает состояние их души ещё больше. Дети начинают думать о том, как лучше оказать сопротивление родителя. В их головы лезут разные варианты «защиты». Подмешивается и диавол, и таким образом они могут дойти и до отчаяния»

(» Слова», т. IV, «Семейная жизнь», изд. дом «Святая гора», М., 2004, стр. 118—119)

3. В гостях повышенная тревожность — найти за что похвалить ребёнка.
4. Усиливает капризность детей неуверенность
родителей в своей правоте, ребёнок это чувствует, его истерика – неубиенный козырь, начинает пользоваться им всё чаще, поэтому психика страдает ещё сильнее. НАДО ДЕРЖАТЬСЯ УВЕРЕННО И ДРУЖЕЛЮБНО.

5. НЕ СЛЕДУЕТ оправдываться перед капризулей, не заискивать, не задабривать в надежде, что он сменит гнев на милость.

6. Ребёнок должен видеть и знать, что истерик вы не боитесь, и капризами он желаемого не добьётся.

7. Гиперопека – чрезмерная забота и внимание перенапрягают детскую психику, мешает нормально взрослеть, развивая инфантилизм и безответственность

8. Капризы – «безнадзорного», предоставлен сам себе, нехватка любви и поддержки.

9. Дети растут капризными, если в семье есть РАЗНОГЛАСИЯ, мама наказала, а бабушка жалеет или мама защищает ребёнка от папы, а последнее время наоборот – папа «защитник», а мама «агрессор».

10. Телевизор и компьютеры ослабляют детскую психику.

11. Надо стараться понять ребёнка. Но при этом НЕ ДОПЫТЫВАТЬСЯ ЧЕГО ЕМУ НЕ ХВАТАЕТ, ПОЧЕМУ ОН ТАК СЕБЯ ВЕДЁТ? Ребёнок и сам не знает, что с ним творится, а после таких расспросов почувствует себя хозяином ситуации, чего капризуля и добивался, закатывая истерики.

КАПРИЗЫ ПРИ ЗАДЕРЖКЕ РЕЧИ.

I. Если тесная связь ребёнка с матерью не ослабевает, то нет самостоятельности, малыш не умеет преодолевать трудности. Следует предоставлять больше самостоятельности, приучить к самостоятельному засыпанию, в то время, когда мать находится в соседней комнате. Следует приобщать ребёнка к бесконфликтному общению с детьми.

II. Провоцирующее поведение ребёнка
Раскачивание, с постукиванием головой о предметы, битьё себя по голове, перебирание волос на голове так, довольно странным образом, ребёнок восполняет недостаток тактильного внимания. Малыш ведёт себя навязчиво, ноет, проявляет агрессию. Ребёнку нужна спокойная обстановка, любовь и внимание, следует хвалить.
III. Безразличие к матери, малыш реагирует только на повышение голоса и угрозы наказания. Причина в авторитарности матери, её непоследовательности в требованиях к малышу и реагирование в зависимости от своего настроения — либо слишком вяло, либо чересчур бурно.
Во всех трёх случаях изменение маминого поведения – залог уменьшения детской капризности.
IV. Родовые травмы, кесарево сечение, эпидуральная анестезия становятся причинной гипоксии (кислородного голодания мозга по шкале Апгара). У таких деток очень ранимая психика и сложные отношения с матерью. Может потому, в момент родов от неё невольно исходила опасность? Ребенок, конечно, этого не помнит, но сам не зная почему, испытывает двойственные чувства: в его душе странным образом сосуществуют повышенная привязанность и, одновременно, отталкивание. С одной стороны он жить без мамы не может, а с другой, часто противоречит, делает назло, «мотает нервы».
РАЗДВОЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ. ЛИЦЕМЕРИЕ.
К концу дошкольного возраста часть капризных детей уже стыдятся устраивать сцены на улице, зато дома капризули не церемонятся. Любое противоречие их желаниям вызывает Взрыв гнева, крики, слёзы. А в садик или в школе такой ребёнок держится спокойно, немного скованно. Но родителей сей факт расстраивает подчас больше самих капризов, поскольку видят в нём проявление лицемерия. И действительно, если подобное раздвоение закрепится, то лицемерие может стать весьма неприятной чертой характера.
Тихони на людях, капризули дома. Они адекватны и управляемы. Для этого нужно:
— словом и делом внушать, что капризами он ничего не добьётся;
— стараться до капризов не доводить; сглаживать острые углы. Очень важно соблюдать режим.
— дети с таким поведением не только манипуляторы, но и артисты. А артистам нужно внимание публики. Если капризуля спокоен, то мама, уставшая от его сцен, облегчённо вздыхает и занимается своими делами. И получается, что малышу не выгодно себя хорошо вести, поскольку тогда он не получает того, что жаждет больше всего – внимания окружающих.
Гораздо хуже, если дома ребёнок ведёт себя хорошо, а в чужой обстановке, особенно в группе детей, что называется «чумеет». Тогда речь идёт о медицинском диагнозе.

Присутствие третьего лица – караул!
Капризы демонстративного ребёнка нередко усиливаются в присутствии «третьего» лица: папы, бабушки, гостя. Даже короткий телефонный разговор не проходит спокойно. С папой капризуля может вести себя властно. Не давая отцу переобуться и поужинать будет требовать, чтобы папа с ним играл. Малыш добивается повышенного внимания, рассчитывая на потакание этих самых «третьих лиц». Поражать публику следует хорошими качествами.
Усиление капризности – частый признак заболевания. Иммунитет ослабел, но внешне это ещё никак не проявляется. А вот психика уже даёт сбой. Лучше снизить нагрузки и оставить ребёнка в покое, но только не перед телевизором или компьютером. А если ребёнок «мается» дома, то у него не развито воображение, творческое начало и ребёнок не может быть предоставлен сам себе. Читать такой ребёнок тоже не любит: бедность фантазии тормозит этот процесс. Иногда сказывается ранняя интеллектуальная перегрузка, из-за которой логика задавила эмоции, а без них фантазия – что птица без крыльев. Ребёнку надо научиться себя занимать – и капризы уйдут вместе со скукой.
Правильное воспитание, где снисходительность без потакания, строгость без суровости, дружелюбие без панибратства, свобода без вседозволенности, ограждение от соблазнов, добрый пример и великая всепобеждающая любовь.
«Часто многие из отцов делают всё и принимают все меры, чтобы у сына был хороший конь, великолепный дом, а о том, чтобы у него была хорошая душа и благочестивое настроение, нисколько не заботятся. Это и расстраивает всю вселенную – то, что мы не радим о своих детях, заботимся об их богатстве, а душой их пренебрегаем, допуская крайне безумное дело»

(«Симфония по творениям святителя Иоанна Златоуста», М., «Дарь», 2006, стр. 86 — 87).
Как важно быть последовательным!
Родители своевольного ребёнка мечутся из крайности в крайность, судорожно пробуют применить к нему те или иные воспитательные меры, но потом начинают его жалеть и смягчают наказание. ИМ хочется верить, что он поймёт и оценит их благородство. А он извлекает совсем другой урок. «Предки – слабаки, если немного покапризничать, поканючить или закатить скандал, они сдадутся и сделают, по-моему»
Родные сдают позиции почти без боя. Слабовольный человек тщеславен и слабоволен.
Посильность требований и компромисс, но без авансов помогут родителям справиться с детскими капризами

Екатерина Ушахина

Ребенку полтора, два, а то и три года. «Когда же он заговорит?» — озадаченно спрашивает мама, а подразумевает: «…заговорит как взрослый».

Под словами «ребенок не говорит» каждая мама подразумевает свое. Одни первый лепет малыша «мамама» считают словом «мама», другие называют неговорящим ребенка, который активно использует звукоподражания и простые короткие слова. Очень часто родители ожидают от детей намного больше, чем нужно.

Всему свое время

Речь — это сложная функция головного мозга, для развития которой необходимы время и благоприятные условия. Речь — это не только то, что ребенок говорит. Он слышит, понимает, общается и только потом говорит.
Без паники!

Известный логопед и дефектолог Евгения Ершова написала книгу «Без паники!», которая поможет разобраться в том, как развивается речь вашего ребенка.

Эта книга поможет вам:

— перестать волноваться, когда действительно нет повода;

— развивать речь ребенка, но не подталкивать его, опережая естественный ход событий;

— не сравнивать вашего ребенка с другими детьми, а подмечать его развитие;

— а если что-то действительно идет не так — собраться с духом, осознать, что у ребенка есть речевые проблемы, и начать их решать.

Как развивается речь?

Практически каждая минута, проведенная родителями вместе с малышом, улучшает его речь. Это может быть неочевидно: приготовили горячую кашу — и ребенку пришлось дуть на нее; угостили черешней — и малыш выплевывает косточки сам; играете в футбол — и он радостно кричит «гол!»; читаете книгу перед сном… Казалось бы, всё это обычные, рутинные дела. Но именно они развивают речь ребенка без особых усилий. Другими словами, для развития речи ребенка достаточно день за днем любить ребенка, проводить с ним время: играть, наблюдать и общаться.

Как же определить, своевременно ли развивается речь вашего крохи и стоит ли обращаться к специалистам?

К логопеду в два года:

— если не понимает речь взрослого;

— если не произносит никаких звуков;

— если не использует звукоподражания, не выговаривает простые слова;

— если речевой дневник завели, а записать в него нечего.

К логопеду в три года:

— если не строит предложения;

— если говорит на своем языке;

— если «каша» во рту;

— если не выговаривает звуки: а, о, у, и, ы, э, б, п, м, т, д, н, г, к, х, в, ф.

Три года — тот возраст, когда отсутствие речи или низкий уровень ее развития влияют и на формирование мышления. Если вовремя не обратиться к специалисту, это может привести к задержке психического развития ребенка.

Таблица появления звуков в речи малыша. Таблица из книги

Что делать, чтобы помочь развитию речи?

1. Развиваем артикуляцию

Вот так можно заниматься с ребенком каждый день.

— облизывать мороженое, замороженный йогурт или фруктовый лед (холод дает

ребенку возможность лучше почувствовать язык, а форма и размер мороженого заставляют язык подстраиваться и менять форму);

— выплевывать косточки от арбуза или черешни;

— перекатывать карамельку, мармелад, чернослив, курагу во рту;

— есть чернику и рассматривать синий язык в зеркале;

— кусать сочную грушу или персик так, чтобы не испачкаться соком;

— грызть морковку или большое яблоко;

Во время еды тренируются все органы, участвующие в речи. Источник

— облизывать ложку с чем-то вкусным (фруктовое пюре, сладкий творожок, мед, варенье) или дно тарелки кончиком языка;

— выловить ложкой все фрикадельки из супа;

— есть вилкой только макароны определенной формы;

— палочками достать весь изюм из каши;

— чистить зубы и полоскать рот;

— поцелую обычные и воздушные: во время поцелуя работают мышцы губ, а когда мы отправляем воздушный поцелуй, то тренируем и дыхание.

Даже просто облизывая мороженое, ребенок развивает артикуляцию. Источник

2. Развиваем дыхание

Дыхание — важный компонент речи. Однако для речи нужен особый тип дыхания, он так и называется: «речевое дыхание». Речевое дыхание заключается в том, что вдох делается через нос (набираем воздух, чтобы говорить), а выдох — через рот (произносим звуки и выдыхаем при этом).

Существует множество упражнений на дыхание:

— дуть на горячую еду, дуть в свисток или свистульки;

— задувать свечи на торте;

— дуть в трубочку в стакане с водой. Не пить, а дуть в нее так, чтобы вода бурлила;

— дуть на руки. Продемонстрируйте, как дуть на них теплым воздухом, чтобы они согрелись. Покажите разницу между теплым выдохом и холодным. Теплый воздух получается, если выдыхаем со звуком х-х-х, а холодный — когда дуем через губы, сложенные трубочкой;

— подышать на зеркало, чтобы оно запотело, и нарисовать улыбающуюся рожицу; — сдувать перышки с ладошек;

— не проходить мимо одуванчиков;

— играть с мыльными пузырями.

Все это с самого раннего возраста тренирует дыхание, а значит, в дальнейшем поможет говорить более плавно, выговаривать длинные фразы, произносить сложные звуки с, ш, р.

Любимые детьми игры тренируют дыхание и способствуют формированию речи. Источник

3. Развиваем слух

Тренировка слухового внимания и восприятия также нужна для развития речи, это помогает научиться отделять одни звуки от других.

Все звуки делятся на НЕРЕЧЕВЫЕ (звон, грохот, шуршание) и РЕЧЕВЫЕ (звуки, которые мы произносим).

Обратите внимание, как слышит и слушает ваш ребенок:

— реагирует на громкие и тихие звуки (звук дрели в соседней квартире, писк комара, шум воды в ванной);

— может ли по звуку догадаться, что случилось (открылась входная дверь, упала ложка на кухне);

— хорошо понимает речь, выполняет просьбы, даже если не видит собеседника;

— умеет говорить шепотом и различает, что сказали шепотом ему.

Обращайте внимание ребенка на звуки, которые его окружают. Источник

Привлекайте внимание ребенка к звукам, которые вас окружают, учите его узнавать и различать их

— погремушки тихие и громкие;

— стук по столу и в дверь;

— шуршание пакета и бумаги;

— звон колокольчика и монет и др.

Постоянно называйте малышу различные звуки и наблюдайте за его слуховой реакцией (кто-то стучит в дверь — «тук-тук», колокольчик звенит — «динь-дон» и т. п.). Так вы не только развиваете у своего ребенка фонетический слух, но и готовите его к появлению первых звукоподражательных слов.

4. Зрительный контакт и понимание речи

Для развития речи необходимо, чтобы малыш наблюдал за вашей мимикой и жестами, смотрел вам в глаза. Один из способов наладить зрительный контакт с неговорящими малышами — накрасить губы яркой помадой, чтобы привлечь внимание к артикуляции.

Только с общения глаза в глаза начинается речевое развитие малыша — задолго до того, как появляется сама речь.

Еще до появления первых слов ребенка вы заметите, что он понимает вашу речь. Малыш поворачивается в сторону предмета, о котором вы говорите. Может взять или принести то, что вы попросите.

Понимание речи поначалу носит ситуативный характер. Ребенок ориентируется не только на слово, но и на интонацию, жесты, привычную обстановку. Ближе к двум годам ребенок уже понимает фразы и просьбы без жестовых подсказок.

Упражения

1. «Что вижу, то пою». Следите за взглядом ребенка, а потом озвучивайте то, что привлекает его внимание. Говорите не быстро, чуть нараспев.

Не используйте уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Ребенок легче воспримет и быстрее повторит короткие слова. Сравните, что проще и быстрее произнести: дом или домик, каша или кашка.

2. «Что слышу, о том и говорю». Ребенок обращает внимание не только на предметы, он очень внимательно изучает и звуки. Называйте предметы, которые привлекли его внимание, и произносите звуки, которые эти предметы издают.

3. Ритмические игры: потешки, стихи, песенки. Распечатайте несколько потешек и развесьте по всей квартире. Читайте их или заучивайте наизусть. Потешки — это не только стихи, но и игры с ребенком, которые сопровождаются движениями его ручек и ножек, массажем.

Песенки, потешки и игры с музыкальными инструментами очень полезны для развития речи. Источник

Все время, которое вы проводите с малышом, нужно посвятить его развитию. Так, игры и даже обычные рутинные дела способствуют речевому развитию ребенка. Двигательные умения, хорошая артикуляция и правильное дыхание, развитый слух, зрительный контакт и понимание — все это предпосылки к полноценной и сформированной речи вашего ребенка и, следовательно, к появлению у него первых слов и фраз.

По материалам книги «Без паники!».
Обложка поста отсюда.

Марфа Гончарова, журнал «Мой Кроха и Я»; консультант: Юлия Андронникова, врач-педиатр высшей категории, заведующая педиатрическим отделением Центра традиционного акушерства и семейной медицины.

Выраженное эмоциональное состояние ребенка – это сообщение о дискомфорте. Оставлять эти сообщения без внимания – значит, игнорировать потребности малыша, которые могут быть физическими и психологическими.

Безутешный плач, крики, упрямство и раздражение на ровном месте – то, что так расстраивает родителей и возмущает посторонних людей, ставших невольными свидетелями неприятной сцены, принято называть капризами. На самом деле, если у взрослого человека капризом можно назвать совершенно необоснованную прихоть, то детские капризы, как правило, имеют под собой серьезное основание.

Юлия Андронникова: «Детям до года капризы в их бытовом понимании не свойственны. Если ребенок внезапно начинает вести себя необычным для него образом – это всегда сигнал для мамы, сообщение о дискомфорте. Ни один врач не сможет точно сказать: если ребенок плачет минут десять – это нормально, а если дольше, то это является признаком заболевания. Здесь должна работать мамина интуиция. Ведь уже за первые 2–3 месяца жизни, находясь в тесном контакте с малышом, мама изучает его настолько хорошо, что прекрасно знает, что типично для ее ребенка, а что выходит за рамки обычного поведения.

Если ребенок плачет, мама успокаивает его привычными методами, которые ему подходят. Дети любят, когда их берут на руки, сохраняя контакт «кожа к коже», укачивают, разговаривают негромким, спокойным голосом, прикладывают к груди. Кто-то перестает беспокоиться в теплой ванне, а кого-то лучше ненадолго раздеть. Набор приемов может быть различным, но если малыш продолжает плакать несмотря на обычные ритуалы снятия напряжения, маме стоит понаблюдать за ним внимательнее».

Инфекционные заболевания

Необычно продолжительный для ребенка плач или, наоборот, вялость, отказ от еды у детей любого возраста часто являются первым признаком развития инфекционного заболевания. Так это или нет, становится очевидно буквально через несколько часов: может начать подниматься температура, появятся кашель или насморк. Для малышей, которые еще не могут ни сказать, ни показать, что у них болит, громкий плач может являться признаком начавшегося отита. Если болят уши, может не быть ни повышенной температуры, ни других признаков простуды, подозрение вызовет именно резко изменившееся поведение: ребенок неадекватно капризничает, трясет головой, иногда резко вскрикивает, начинает плакать при перемене положения головы, отказывается есть, поскольку это провоцирует боль. В такой ситуации следует обязательно вызвать врача.

Метеочувствительность

Особенность реагирования вегетативной нервной системы на изменение окружающих условий называется метеочувствительностью. Cправиться с метеочувствительностью поможет тренировка нервной системы и сосудов малыша. Благодаря закаливанию адаптивные возможности организма будут расти, и реакция на смену погоды станет менее бурной или вообще исчезнет.

Для малышей лучшим закаливанием являются прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Воздействовать на организм может не только перемена давления, дождь, гроза, но и просто пасмурная погода или долгое отсутствие солнца на небе. У новорожденных детей резкая смена погоды часто вызывает беспокойство. Через несколько месяцев у большинства такая метеозависимость проходит, но у детей с ослабленной вегетативной нервной системой она может продолжать проявляться и даже усиливаться на фоне стрессовых состояний.

Хронические заболевания

Но что делать, если малыш не просто внезапно поменял свое поведение, а постоянно находится в угнетенном состоянии – он вялый, все время хнычет и практически не улыбается? Юлия Андронникова: «Общее самочувствие ребенка – важный показатель его здоровья. Здоровый малыш может начать капризничать к вечеру, когда устал, но вот просыпаться он должен в хорошем настроении – это сигнал маме о том, что с ним все в порядке.

Если же ребенок каждый день капризничает и все время находится в плохом настроении, и вы при этом исключили наличие каких-либо инфекций, стоит обратить на это внимание вашего педиатра. Постоянные капризы, бледность, вялость, отсутствие улыбки с самого рождения, низкая прибавка в весе и росте – комплекс симптомов, характерных для гормональных нарушений. Чем раньше поставлен диагноз, тем лучше, поскольку при своевременном начале лечения заболевание можно скомпенсировать и сохранить жизнь, здоровье и интеллект ребенка. При подозрении на подобные заболевания педиатр направит ребенка к эндокринологу.

Примерно те же симптомы могут быть при анемии или проблемах с почками. Обычные анализы крови и мочи помогут прояснить ситуацию, подтвердив или рассеяв подобные опасения».

Переутомление

Если ребенок к вечеру капризничает, мамы обычно объясняют это так: «Плохо спал днем» или «Сходили на занятия, он там слишком перевозбудился, общаясь с другими детьми». Возможно, здесь будет достаточно привести в порядок режим дня, дать малышу больше возможностей для отдыха, сна и прогулок. Если же ребенок сам по себе возбудимый, не может усидеть на месте, контролировать свои эмоции и при этом сильно устает, педагогические проблемы накладываются на физические, поскольку родители буквально не успевают за малышом. Грамотный невролог поможет нормализовать режим и укрепить нервную систему, например, при помощи приемов массажа и закаливания. А психолог проконсультирует родителей по поводу особенностей правильного общения с ребенком.

Каприз как послание родителям

Каприз – это всегда сообщение ребенка о дискомфорте, которое он не умеет выразить в приемлемой форме. Если ребенок капризничает постоянно, а физические причины (недомогания, усталость) вы исключили, стоит задуматься, в каком душевном состоянии он пребывает. Психологи отмечают, что зачастую неадекватное поведение ребенка является реакцией на внутрисемейную дисгармонию. Бабушка недовольна тем, как молодая мама воспитывает малыша, постоянно возмущается и дает непрошенные советы. Или родители начинают ссориться каждый раз, как только малыша нужно укладывать спать. Явные или невысказанные претензии и конфликты, напряженная обстановка в семье в наибольшей степени сказываются именно на ребенке. В этом случае его «капризы» – это материализация окружающего его недовольства и раздражения. И исправить ситуацию можно, лишь наладив отношения в семье.

Определенные педагогические нарушения в семье тоже легко могут стать источником капризов. Если родители разрешают ребенку абсолютно все, и он просто-напросто не понимает слова «нет», любая попытка запрета приводит его чуть ли не к истерике. Как правило, родители пугаются подобной реакции и готовы на все, лишь бы избежать ее повторения, а значит, продолжают потакать малышу. А это неминуемо углубляет разлад в семье и делает ее членов еще более раздражительными. Обратная ситуация также может вовлечь всю семью в порочный круг: с ребенком ведут себя излишне строго и пресекают буквально все попытки к самостоятельным действиям и принятию решений. Малыш протестует, родители становятся с ним еще строже. Тот же эффект возникает, если разные члены семьи придерживаются диаметрально противоположных стилей воспитания – например, мама очень строга с малышом, а папа разрешает абсолютно все. Все эти ситуации лучше всего разбирать с семейным психологом.

Борьба за самостоятельность

Часто за капризы родители принимают стремление ребенка к самостоятельности. С 8–9 месяцев малыш уже начинает «проверять на прочность» окружающих взрослых. Ему дают игрушку, он кидает ее на пол и тут же требует назад. Так может повторяться много раз подряд. Ребенок выясняет границы дозволенного, причем, при общениис мамой, папой или бабушкой границы могут быть различными. При этом отличить плач реальной потребности от «проверочного» можно довольно легко: «проверяя», малыш иногда перестает реветь, оглядывается и прислушивается, чтобы оценить произведенный эффект. Такие остановки – признак требования внимания к себе. Это не значит, что в этом случае его нужно игнорировать, лучше мягко разговаривать с ребенком, приводить разумные доводы, объяснять свои действия, в том числе необходимые отказы или запреты. Такой словесный контакт, если он установлен в самого рождения, позволяет проще отличить, чем именно вызвано необычное поведение, и справиться с ситуацией.

В возрасте 2–3 лет наступает пора, когда ребенок буквально на все отвечает: «Я сам!». Причем, если попытки сделать что-то самостоятельно и не очень успешны (разлил, рабил, сломал, упал), лучшей стратегией будет не ругать малыша, а отметить его достижения и предложить вместе довести дело до конца. Часто одного факта признания самостоятельных попыток ребенка что-то сделать уже достаточно, чтобы жить в ладу и свести «капризы» к минимуму.

Упрямые факты

  • Даже если малыш в принципе любит поплакать, определенные его состояния должны насторожить родителей. Это так называемые неотложные состояния.
  • Громкий выраженный крик ребенка в течение двух и более часов, при котором не помогают никакие обычные методы успокаивания, – сигнал к тому, чтобы вызвать врача. При таких проблемах, как кишечная инвагинация (заворот кишок) или аппендицит, у маленького ребенка может не быть никаких других очевидных внешних признаков, кроме интенсивного непрерывного плача. Диагностировать проблему может только доктор. Нельзя сказать, чтобы эти случаи часты. Если мама кормит своего малыша грудью и хорошо знакома с принципами введения прикорма, то заворот кишок, причиной которого является резкий переход на незнакомую пищу в большом объеме и в слишком раннем возрасте, ее ребенку не грозит. Аппендицит у малышей тоже встречается нечасто, но поскольку точно причины этого неотложного состояния до сих пор неясны, нельзя сбрасывать его со счетов.

Полезные советы:

  • Любые внутренние переживания ребенка (поступление в детский сад или школу, нелады в семье) могут привести к стрессу. Не нужно пытаться оградить малыша от сложных ситуаций, но учите его преодолевать трудности. Малыш намного легче перенесет стресс, если он будет знать, что дома его всегда поймут и поддержат, что для мамы и папы он лучше всех на свете.

Ваши любовь и внимание – вот лучшие «лекарства» от стресса. Беседуйте с малышом, давайте ему возможность выговориться, выясняйте причины переживаний. Играйте с ним, рисуйте, привлекайте его к занятиям спортом, но старайтесь уберечь от непосильных нагрузок.

Статья была опубликована в журнале «Мой кроха и я» (2014 г.) и размещена на сайте krokha.ru.

Для взрослых капризы детей представляют собой недопустимое и непостижимое поведение. Именно поэтому с ними трудно справиться.

Слезы, крики и отчаянные истерики. Пинки, удары и щипание. Детский гнев и сердитость, более известные как капризы, для взрослых представляют собой поведение, которые трудно понять и управлять.

Как бороться с капризами? Вот 20 наиболее эффективных приемов.

1 — Запрещено кричать. Голос должен быть твердым и уверенным.

Важно предоставить ребенку точное и безопасное руководство, набор коротких и четких правил, сопровождаемых легкими и понятными жестами. Это не значит, что нужно кричать, достаточно выбрать твердый и уверенный тон, не измененный гневом или отчаянием.

2 — Поощряйте правильное поведение. Без преувеличения.

Направляйте ребенка сторону правильного поведения, вознаграждая его за это, а не наказывая за плохое. Однако будьте осторожны, чтобы не злоупотреблять никакими призами, которые, если они даются слишком легко, теряют свою полезную ценность.

3 – Относитесь к ребенку как ко взрослому человеку.

Многие родители делают основную ошибку, забывая, что ребенок, как он ни мал, является человеком со всеми сложностями, которые его характеризуют. Поэтому, если взрослые позволяют себе или другим взрослым проявления колебаний в настроении или капризы, оправдывая это усталостью и стрессом, то же самое касается и детей.

4 — Научитесь различать прихоть и потребность.

Маленькие оттенки в голосе ребенка могут указывать на разные потребности.

Иногда это законные требования, такие как еда, грудное молоко или необходимость внимания, а порой это менее важные нужды.

5 — Не поддерживайте прихоти.

Прихотям не следует потакать, потому что это может привести к порочному кругу. Часто «невмешательство» в случае необоснованного каприза может быть действенным ответом и, в то же время, воспитательным моментом.

6 — Внимательно следите, чтобы иметь возможность оценить поведение и научитесь быть терпеливым.

Необходимо вооружиться терпением и отточить наблюдательность. Вы не только сможете разрешить наилучшим образом каприз, но и научитесь предотвращать недовольство и его перерождение в крики и визг.

7 — Не забывайте, что многие повадки приобретаются вне семейной среды.

В детском саду или в школе может быть много неудобств и трудностей, которые могут вызвать причудливые реакции либо немедленные, либо на более позднем этапе.

8 — Ответ на капризы должен соответствовать общей тактике воспитания и образования.

Выбор игнорировать или не игнорировать капризы, отвечать, пытаться объяснить или ругать, зависит от того, как родитель воспитывает своего ребенка. Прежде чем понять, как правильно реагировать на истерики, каждому родителю должен быть понятен выбранный способ обучения и воспитания собственного ребенка.

9 — Старайтесь быть более терпимыми и понимающими, когда капризы связаны с голодом или сонливостью.

Голодное тело, особенно в случае детей, даже на гормональном уровне зависит от необходимости кушать. Недостаток сна и необходимость отдыха влияет эмоциональное состояние. Поэтому родители должны быть более терпимыми и понимающими.

10 — Не злоупотребляйте конфетами, чтобы подавлять прихоти. Это — двуручное оружие.

Баловать ребенка сладостями иногда можно, но не злоупотреблять. Если они используются ненадлежащим образом, чтоб утолить каприз, они скорее и становятся коварной причиной истерики.

11 — Не поддавайтесь мелкому шантажу.

Для детей характерно уметь выявлять слабости своих родителей, дедушек и бабушек или кого-либо, у кого сильная эмоциональная связь с ними. И пользоваться ими со всей хитростью.

Если будет понятно, что испуганная мама при малейшем плаче возьмет на руки и подарит нежность и ласку, дети превратятся в совершенных актеров каждый раз, когда они этого захотят, а не когда это действительно им нужно.

12 — Не оставляйте слишком много места для капризов.

Если ребенок понимает, что он может получить что-то определенным поведением, он будет продолжать себя так вести. Когда истерика становится формой детского контроля над родителем, важно не давать слишком много места для капризов, потратив часы на то, чтобы дать объяснения ребенку.

13 — Не наказывайте ребенка, когда он очень привязан к какому-то объекту.

Когда малыш души не чает в любимой игрушке или другом объекте, демонстрируя особую привязанность, бросается в истерику, когда другой ребенок хочет отобрать его объект обожания, чтобы поиграть, ребенок не должен быть наказан. Эффективнее попытаться отвлечь внимание от желаемого объекта, возможно, предложив столь же интересную альтернативу.

14 — Не потакать капризам за столом.

Каприз за столом – это настоящая классика, которой абсолютно не нужно потворствовать, наоборот наказывать с необходимой твердостью, которая не должна быть чрезмерной, чтоб избежать изнурительных и контрпродуктивных конфликтов. Лучшим решением будет «сделка»: «съесть хотя бы немного». И никогда не давайте альтернатив, когда «я это не люблю» является лишь предлогом.

15 — Когда капризы неконтролируемы, успокойте ребенка объятиями.

Когда ребенок взрывается в какой-то истерике, родители должны учитывать, что эмоциональная часть мозга еще не до конца развита, поэтому ребенок теряет контроль. Наилучшее решение – это успокоить малыша своими объятиями.

16 – Придерживайтесь линии «ясности» когда речь идет о материальных прихотях.

Как только придется, нужно поговорить с ребенком, придерживаясь ясности в рассуждениях, например: «идем по магазинам, и я куплю тебе только одну вещь».

Поступая таким образом, вы можете работать с интонацией: если просьба поступает не с тиранической истерикой, она услышана. Это тоже становится воспитательным моментом.

17 — Игнорируйте вопящие капризы.

К вопящим истерикам и капризам нужно относиться проще: чем больше и живописней припадок, тем бесполезней придавать ей значения. Часто, наилучший выход – игнорировать: нет смысла в представлении, если никто его не смотрит.

18 – Осторожно управляйте капризами, обусловленными страхом.

Капризы, обусловленные страхом (страх быть брошенным, во время засыпания, страх ходить в детский сад или в школу, любой страх, связанный с расставанием с родителями) не являются настоящими капризами, скорее настоящими потребностями ребенка, поэтому к ним нужно относиться с особым вниманием. Такая истерика кажется настоящей прихотью, но потребности, о которых говорят дети, гораздо важнее.

19 — Прежде чем наказывать или подавлять каприз, подумайте, что это может быть ответ на стресс.

Посредством капризов дети могут просить о помощи в случае стресса за пределами семьи и дома, либо, наоборот, из-за напряженности в семье.

Если обычно спокойный и безмятежный ребенок внезапно проявляет беспокойство, даже в виде истерик, рассмотрите эти варианты.

20 — Не переусердствуйте с правилами.

Неуравновешенная придирчивость со стороны родителей, может повлечь за собой короткое замыкание, которое неизбежно приведет к капризам.

Команды, например: «сделать это, не делайте этого» в долгосрочной перспективе могут привести к нервной и агрессивной реакции. Игра, смех и баловство стимулируют производство гормонов, которые вызывают состояние спокойствия и благополучия.

Здоровое сочетание нескольких справедливых правил и много полезного внимания – вот безусловная база для спокойного ребенка, мало склонного к небольшим капризам.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *