Наша жизнь стремительно изменилась за последние 20 лет, другими стали и наши дети. Многим из них очень тяжело дается обучение в школе. Они с трудом осваивают навыки, которые когда-то нам, их родителям, давались с легкостью. И многие мамы-отличницы не понимают, как же помочь ребенку, для которого выучить небольшое четверостишие превращается в огромную проблему.

Вот распространенная ситуация наших дней: «Учили с ребенком заданный в школе текст всей семьей — ребенок плачет, мама бьется в истерике, папа ушел курить на балкон, соседи уже давно все выучили, а собака пересказала».

В чем могут быть причины плохой памяти:

  • наследственность — считается, что интеллектуальные способности передаются по наследству. Если вы в детстве испытывали сложности в запоминании чего-либо, то, скорее всего, это будет происходить и с вашим чадом;
  • тяжелая беременность — если организм матери недостаточно здоров, если она испытывает дискомфорт в период вынашивания, то происходят нарушения и в развитии плода;
  • лекарства во время беременности — любые, даже гормональные средства для поддержания беременности отрицательно влияют на развитие плода;

  • плохая экология — загрязненный тяжелыми металлами воздух, которым дышит беременная женщина, а также питьевая вода плохого качества не прибавляют здоровья ни малышу, ни его матери;
  • родовая травма — травма головы или шейных позвонков нарушает кровообращение у младенца и жидкостный обмен в его теле, что пагубно сказывается на разных отделах головного мозга;
  • вирусы и бактерии — перенесенные в очень раннем возрасте заболевания вирусной или бактериологической природы разрушают еще не окрепший иммунитет новорожденного, нанося серьезный вред его здоровью;
  • прием лекарств — вынужденный прием лекарств в раннем возрасте провоцирует тяжелые побочные эффекты, особенно в неокрепшем организме младенца;
  • невроз — страдают нервная система и головной мозг;
  • недосыпание — пагубно сказывается на организме в целом: ухудшаются все основные процессы функционирования ребенка — внимание, память, адаптационная способность к меняющимся обстоятельствам, нарушается аппетит, появляются плаксивость и раздражительность, снижается успеваемость;
  • гиперактивность — заболевание центральной нервной системы: отсутствие концентрации внимания, которое не дает должным образом сосредоточиться на изучаемом материале.

Так или иначе, в результате вышеперечисленных причин мозг большинства детей не успевает созревать к 7–10 годам (как это происходило в советское время), то есть к тому времени, как они отправляются в первый класс.

Признаки недостаточного созревания мозга:

  • ребенок с трудом к шести годам научился читать (даже если знает все буквы), читает медленно и неохотно;
  • у малыша не получается раскрашивать предметы — он «вылезает» за контуры и неровно кладет штрихи, оставляя незакрашенные рваные «островки» внутри изображения;

  • ребенок не может ровно обвести контур буквы или цифры в прописях;
  • малыш медлителен в любых делах — заметно отстает от группы, если посещает любое детское учреждение;
  • у ребенка нет доминирующего полушария — он пишет, например, правой рукой, но мяч пинает левой ногой, пользуется левым ухом, но правым глазом при усвоении информации (определяется специальным тестированием) или наоборот, может оперировать левой и правой руками или ногами одновременно;
  • малыш не может найти свои игрушки или другие принадлежности, даже если он их недавно куда-то положил и даже если они лежат на видном месте;
  • ребенок к шести годам не может выполнить последовательную цепь ваших команд, теряется, если указаний несколько. Например, «возьми свой рюкзачок, открывай дверь и выходи из машины»;
  • малыш хочет только играть и прыгать и отказывается хотя бы 15 минут посидеть спокойно, чтобы послушать сказку;
  • ваш сын или дочь так и не научились завязывать шнурки.

Именно незрелость головного мозга — основная отличительная черта большинства первоклассников нашего времени. Отсюда исходят и все их проблемы с обучением и с памятью, поскольку подход к заучиванию материала с такими детьми должен быть особый. Современная школа даже стала разрабатывать специальную программу по обучению двуполушарных детей. У таких малышей, кстати, есть особое название — амбидекстры. И их сейчас очень много. Амбидекстры составляют бóльшую часть всех учеников в современной школе. Мозг таких учащихся, как выяснили ученые, созревает только к 14–16 годам.

Давайте рассмотрим, чем отличаются друг от друга люди с разными ведущими полушариями и как амбидекстры, в свою очередь, отличаются от них.

Дети с ведущим левым полушарием:

  • обладают развитым логическим мышлением;
  • легко усваивают грамотное письмо (даже не зная правил, интуитивно);
  • неважно пишут сочинения;
  • хорошо работают со знаковыми системами;
  • расчленяют целое на составляющие;
  • хорошо запоминают последовательность событий;
  • имеют высокий самоконтроль;
  • являются теоретиками в большей степени;
  • обладают развитой слухоречевой памятью;
  • любят проверять свою работу;
  • сначала читают, а потом просматривают фильм;
  • хорошо различают символы, части, но не видят объекта в целом;
  • совершают ошибки в безударных гласных, пропускают мягкий знак, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими, путают падежные окончания;
  • любят решать задачи и выполнять письменные опросы без ограничения во времени;
  • познают мир, опираясь на логику.

Как необходимо обучать левополушарных детей:

  • делать упор на слуховую память, давать материал вербально — в устном изложении;
  • давать много схем в качестве зрительных образов;
  • говорить логично, без лишних эмоций и пантомимики;
  • выделять паузами и громкостью смысловые части в речи;
  • мотивировать при помощи стимулирования познавательной деятельности, которую так любят левополушарные дети;
  • неоднократно повторять один и тот же материал;
  • использовать темную доску и светлый мел;
  • основную информацию размещать на правой стороне доски;
  • оставить классическую рассадку в классе.

Дети с ведущим правым полушарием:

  • с трудом осваивают грамотное письмо (даже если знают правила). Могут писать грамотно без раздумий, но стоит остановиться и подумать — и множество ошибок гарантировано;
  • пишут прекрасные сочинения без особых усилий;
  • легко общаются с окружающими;
  • обладают образной развернутой речью;
  • имеют творческие дарования различного рода (хорошо рисуют, рукодельничают и пр.);
  • обладают развитой интуицией;
  • обладают повышенной эмоциональностью и импульсивностью;
  • воспринимают мир целостно, одним образом, не расчленяя на составляющие;
  • отлично воспринимают музыку в целом;
  • хорошо запоминают образы;
  • обладают развитой зрительной памятью;
  • не любят проверять свои работы;
  • не обладают самоконтролем;
  • сначала просматривают фильм, а потом читают книгу;
  • любят отвечать устно, демонстрируя свои творческие способности;
  • хорошо видят целостный объект, но не видят его частей;
  • совершают ошибки в ударных гласных, словарных словах, пропускают буквы, делают описки, имена собственные пишут с маленькой буквы;
  • являются практиками в большей степени.

Как необходимо обучать правополушарных детей:

  • делать упор на образы и зрительную память;
  • говорить эмоционально и использовать выразительные жесты;
  • обогащать речь живыми сравнениями;
  • использовать зрительный материал в большом количестве;
  • максимально задействовать интерес учеников к предмету;
  • говорить по сути и кратко;
  • давать больше творческих заданий;
  • уместно музыкальное сопровождение;
  • лучше не ставить плохих отметок и не критиковать (иначе интерес к обучению тут же пропадает);
  • ориентироваться на высокую оценку их деятельности и похвалу;
  • мотивировать, делая упор на социальную значимость их деятельности;
  • использовать светлую доску и темный мел;
  • основную информацию размещать на левой стороне доски;
  • предпочтительно рассаживать детей на занятиях полукругом (иначе дети могут упускать около 30% информации).

Дети-амбидекстры отличаются от лево- и правополушарных деток тем, что они одинаково хорошо владеют и левым, и правым полушарием. При этом работа обоих полушарий не согласована между собой, то есть ребенок не умеет ими пользоваться осознанно, одним лишь усилием воли. Амбидекстры могут проявлять в разное время (в зависимости от того, какое полушарие у них «открыто» в данный момент) способности «левополушарников» и «правополушарников», отчего многие «нормальные» родители считают их психически неуравновешенными, «тяжелыми», капризными, упрямыми детьми, к которым никак не получается найти подход. Амбидекстры по-особенному обрабатывают поступающую извне информацию — в какой-то момент левым полушарием, а в какой-то момент правым, отсюда и происходят сложности в их обучении. Например, малыш-амбидекстр учит стихотворение в то время, когда у него «открыто» левое полушарие мозга. Стишок выучен, довольный ребенок лег спать, а утром проснулся и не может вспомнить ни одной строчки из того, что зазубрил накануне. Это произошло потому, что левое полушарие уже «закрылось» и «открылось» правое, в котором информации о стихотворении нет. Именно поэтому современным детишкам нужно учить заданное несколько дней подряд или, например, днем, вечером и еще утром, чтобы поступающая информация попала в оба полушария и была обработана должным образом.

Именно по причине нарушения согласованности в работе полушарий амбидекстры имеют множество проблем и в обучении, и в жизни. Они:

  • гиперактивны — их нервная система несовершенна, поэтому они постоянно в движении (болтают ногами, ерзают, грызут карандаши, производят шум), что очень раздражает современных учителей и других взрослых, считающих, что ребенок просто плохо воспитан. Если такому малышу удается заставить себя сидеть спокойно, то он почти не слышит, что говорит учитель, потому что полностью сконцентрирован на своем невероятном усилии сидеть неподвижно. Чем больше устает ребенок-амбидекстр, тем больше движений и шума он начинает производить;
  • часто имеют диагноз о задержке психомоторного развития;
  • не могут сконцентрироваться на чем-то одном;
  • очень медленно обрабатывают информацию (особенно если в ее принятии задействованы разные полушария, например левый глаз и правое ухо. Чтобы объединить полученные знания, поступившие в разные полушария мозга, и синтезировать их внутри себя, нужно довольно много времени);
  • не могут справляться с огромным объемом информации, получаемой в школе, отчего их мозг находится в усталом состоянии почти всегда;
  • переносят периодические головные боли от перенапряжения;
  • постоянно нервничают без видимой причины;
  • капризничают, чтобы снять напряжение (если появилась обидчивость, то, значит, у ребенка перенапряглось правое полушарие, если вы видите признаки неврастении, то левое);
  • отстают по математике, физике и химии в школе.

Как обучать детей-амбидекстров (рекомендации для родителей):

  • принимать детей такими, какие они есть;
  • запастись безусловной любовью, принятием и терпением;
  • всегда быть спокойными;
  • всегда быть готовыми оказать помощь в обучении (если нужно сидеть рядом и делать уроки с ребенком, попутно успокаивая его, если он капризничает и нервничает);
  • делать уроки и учить материал дробно, в несколько подходов, чтобы он отложился и в левом, и в правом полушарии);
  • делать так, чтобы ребенок хорошо высыпался;

  • обязательно посещать какую-то спортивную секцию для воспитания воли, дисциплины и просто чтобы ребенок мог «разрядиться»;
  • чаще отдыхать (можно договориться с учителем о дополнительном выходном дне для ребенка);
  • перевести ребенка на семейное обучение, чтобы он мог учиться в «своем» ритме и в спокойной обстановке;
  • не делать из учебы культа.

Необходимо помнить, что двуполушарные дети талантливы. Все, что им нужно для нормальной жизни, — это сделать работу правого и левого полушарий согласованной при помощи специальных занятий и спорта в том числе. Леонардо да Винчи — один из самых знаменитых амбидекстров, а также Джимми Хендрикс (музыкант), Пол Маккартни, Владимир Даль, Мартина Навратилова (знаменитая теннисистка) и др.

От редакции

Не только амбидекстрам, но и большинству детей непросто учиться в школе. Традиционное школьное образование вызывает все больше и больше вопросов. Почему вместо того, чтобы развивать в учениках инициативность, лидерские качества, ответственность за собственные решения, способность отстаивать свою точку зрения, школа учит детей сидеть неподвижно 45 минут, беспрекословно принимая точку зрения учителя? Если вы обдумываете переход на хоумскулинг, то как убедить в правильности своего решения родных и учителей? Знает Ольга Юрковская, психолог и мама троих детей на хоумскулинге: http://psy.systems/post/vy-reshilis-na-houmskuling.

Важная задача для родителя — увлечь ребенка чтением. Не просто научить технике, а научить читать книги с удовольствием, так, чтобы, забывая обо всем на свете, он тянулся к ним самостоятельно. Как привить ребенку эту страстную любовь к знаниям, рассказывает семейный психолог Софья Шевякова: http://psy.systems/post/kak-uvlech-rebenka-samostoyatelnym-chteniem.

Далеко не все предметы в школе преподаются на высоком уровне, особенно это касается изучения иностранных языков. Если вы ломаете голову, как вашему чаду освоить язык с интересом и без принуждения, вам будет полезна статья преподавателя английского Таты Кононовой: http://psy.systems/post/deti-i-inostrannyj-yazyk-kak-uchit-s-udovolstviem.

Первые в жизни сказки для дочери и сынишки

Мало кто из родителей любит читать детям, ведь для этого нужно потратить немало времени и сил, чтобы ребёнок угомонился и захотел послушать сказочку. Конечно же, включенный телевизор намного проще…, но польза от этого ящика совсем невелика для ребёнка.

Многие века дети слушали и любили народные сказки. Их им рассказывали как бабушки с дедушками, так мамы с папами, а если это была дворянская семья, то няни. Сейчас не так часто можно встретить маму или бабушку, которые рассказывают сказку, ведь читать они не разучились, то и получается, что прочитать легче и проще.

А зачем маленьким детям сказки? Что они дают?

Народные сказки имеют свой особый язык, поэтический, а их содержание – иррациональное. Такая вот иррациональность понятна и доступна детям, а также очень нужна.

Ближе к трём годам дети начинают уже играть в сюжетные игры, поэтому в таком возрасте им можно начинать читать сказки, рассказы с несложным сюжетом.

Есть родители, которые выбирают для чтения длинные сказки, при этом делят их на части и так читают детям на протяжении нескольких дней. Это совсем не правильно, так как на чтении третьей главы, ребёнок уже забудет всё то, что было в первой главе, тогда сам смысл сказки ему будет уже не интересен. Даже «Красную Шапочку» в раннем возрасте одолевают не все дети: у малышей ещё слишком рассеянное внимание. Лучше для детей маленького возраста выбирать сказки попроще: «Репку», «Курочку Рябу», «Колобок», «Рукавичка». Такие сказки трёхлетние дети хорошо воспринимают и спокойно могут дослушать её до конца, ведь воспринять маленькую сказку проще, чем большую за несколько дней.

Прежде всего, главными для детей в сказке являются картинки, которые чаще всего бывают важнее самого сюжета. Чтобы заинтересовать малыша, к примеру, сказкой «Репка», можно поиграть с ним в игру: на словах «тянут-потянут» обхватите ребёнка и, раскачавшись с ним в такт этой фразы, на словах «вытянули репку» шутливо опрокиньте ребёнка.

Большинству детей такой подход к сказкам нравится и они просят: «Ещё!» Такие игры можно придумать к разным сказкам или стишкам. Это поможет детям проще воспринимать то, о чём им читают. Подобные игры с детьми и чтение сказок, совсем не является пустой тратой времени, так как вы показываете ребёнку то, о чём читаете.

Дети, с которыми родители проводили подобные игры, занятия, начинают раньше других интересоваться литературой и стараются научиться читать как можно раньше.

Родительская любовь и любовь родителя

Мы часто задаёмся вопросом, что же такое родительская любовь? Как много мы готовы отдать ребенку и сколько нужно отдавать, чтоб сделать его счастливым. Когда нужно переставать отдавать или начать доверять ребёнку? Родители всегда стремятся чувствовать своего ребёнка, понимать его. Как правило, мама уже по плачу может определить какого рода дискомфорт испытывает ребёнок и, что он хочет передать своим плачем. Ребёнок взрослеет, стремиться к собственной самостоятельности, начинает искать другие объекты любви. И то какими будут эти объекты, как он будет дарить свою любовь, очень многое зависит от родительской любви окружавшей его в детстве.

Ценности к которым стремиться человек, в значительной мере определяются внешней средой. И важную роль в становлении личности, психологическом осознании собственного «Я» играет родительская любовь. Возникновение семьи предполагает, как правило, взаимную любовь. И роль родительской любви по отношению к ребёнку имеет сложный и глубокий характер, но это всегда основополагающий фактор. В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке, понимании и родительской любви. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.

Часто так случается, что из-за лучших побуждений, из-за большой любви к ребёнку родительское чувство перерастает в слепую любовь, совершенно поглощая и не давая развиваться не только ребёнку, но и самому родителю. Такая гипертрофированная любовь перерастает в зависимость, мало способствуя развитию самостоятельного внутреннего мира ребёнка. В последующем, такая родительская любовь создает ему множество сложностей в социальной адаптации и формирует искажённое понимание значения «любить». Бывает и так, что ребёнок поглощённый чрезмерной родительской любовью избавлен от необходимости разрешения проблемных ситуаций, поскольку решения либо предлагаются ему готовыми, либо достигаются без его участия. В результате ребенок лишается возможности не только самостоятельно преодолевать трудности, но даже их трезво оценить. Он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность — условно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое. При этом, сами родители также страдают от любовной зависимости, понимая всю уязвимость такой слепой родительской любви, но мало находят путей для решения этой проблемы. Это происходит из-за чрезмерной эмоциональной включённости в ситуацию и невозможности посмотреть на нее со стороны. Такие родители часто испытывают сильные приступы тревоги, объяснить которую им самим представляется очень сложно. И как не странно такая родительская любовь порождает зависимость, неуверенность в себе, желание быть «хорошими родителями» и страх потерять любовь наших детей.

Работа психолога — психотерапевта со сложностями в детско-родительских взаимоотношениях всегда требует времени и представляет собой сложную задачу. Даже когда родители сами хотят найти иные пути решения и готовы идти на психотерапию, в работе психолог сталкивается с родительской тревогой и сопротивлением на любые изменения установившейся семейной системы. Часто новое кажется нам пугающим и родителям требуется вся их самоотверженная родительская любовь для того, чтобы признать наличие собственных внутренних конфликтов, личностных проблем, бессознательно проецируемых на отношения с ребенком.

Левша – человек-загадка?

Человеческий организм – большая загадка для самого же человека.
Кто такой левша? Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга. Обычно доминирует какая-либо половина мозга, при этом происходит перекрещивание, т.е. правой половиной человеческого тела управляет левое полушарие, а левой — правое. Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная («стопроцентный” правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака «левшества” — ведущий левый глаз и левое ухо, но ведущая рука – правая). А люди, так называемые амбидекстры, у которых одинаково работают оба полушария, они одинаково хорошо владеют обеими руками, ушами, глазами, т.е. парными органами. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Как же выяснить, к какому типу относится человек? Далее приведу тесты, а пока – общие характеристики.

Если человек – «стопроцентный” правша, у него наблюдаются следующие признаки:
  • Пишет и выполняет большинство действий, особенно сложных, правой рукой.
  • Трубку телефона прикладывает к правому уху.
  • Ведущие глаз, ухо – правые.
  • Ведущая нога тоже правая (она толчковая, с нее человек начинает идти).

Если же хоть один из этих признаков имеет зеркальное отражение (при ведущей правой руке лучше слышит левое ухо, например) – это более (или менее) выраженный левша. Таких людей ученые называют «скрытыми левшами”.

Ученые, проводившие исследования по выявлению явных и скрытых левшей, выяснили, что таких людей – 62%! То есть больше половины здоровых людей! Хоть у разных исследователей процентное соотношение левшей-правшей несколько отличается, все равно получается, что левши составляют около половины общего населения.

Большинство людей являются «частичными” левшами (т.е. ведущая рука – левая, а ведущий глаз, например, правый). У маленьких детей скрытая леворукость, явные признаки ведущего правого полушария наблюдаются гораздо чаще, чем у взрослых. Также часто дети одинаково хорошо владеют и левой, и правой руками, т.е. являются амбидекстрами. Считается, что до года закладывается основа развития мозга, а ведущее полушарие формируется к 6-7 годам, но уже в 4 года можно уверенно сказать, какая рука у малыша ведущая.

Ученые выделили несколько причин возникновения леворукости у детей (хотя они полностью не доказаны и спорны):

  • Родовой стресс (наличие не менее двух неблагоприятных факторов, среди которых малый вес новорожденного, слишком быстрые или затянувшиеся роды, применение инструментов родовспоможения, асфиксия у новорожденного и т.д.).
  • Особенности воспитания (когда взрослые перекладывают ложку в «правильную” руку, наказывают за проявления леворукости).
  • Передается генетически по наследству, причем это может произойти через поколения.

Гена, отвечающего за левшество (правшество) пока не найдено. И на вопрос «Откуда берутся левши?” нет точного ответа.

За что «отвечают” полушария?

Левое полушарие отвечает за логическое, аналитическое, абстрактное мышление. Отвечает за речь (примерно 50% по последним исследованиям).
Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (т.е. левши и амбидекстры при тестировании справляются с заданиями быстрее). Принимает участие в адаптационных процессах. Отвечает за эмоции, интуитивные способности, «помогает” понимать юмор, отвечает за пространственно-зрительные функции (ориентация на местности). Очень музыкально, чутко реагирует на интонацию. Отвечает за образное мышление, воображение, творческие способности.
Любая деятельность «делится между полушариями мозга так, что одни этапы выполняются правым, а другие – левым, т.е. полушария головного мозга работают в тесном взаимодействии, дополняют друг друга.

Какие проблемы возникают у детей – левшей и амбидекстров
  1. Обучение письму, грамоте рассчитано на праворуких детей, жесткие требования (класть тетрадь горизонтально с небольшим наклоном, держать ручку определенным образом, т.д.) мешают детям не правшам полноценно развиваться , нарушается усвоение информации, происходит нарушение почерка, возникают грамматические ошибки.
  2. Часто дети в начале освоения навыков письма изображают буквы, цифры зеркально («Е” и «З”, «6” и «9”, т.д.) Это говорит о том, что у ребенка еще не сформировалось окончательно распределение функций полушарий, со временем ошибки исчезнут, бояться их и бороться за «правильность” не стоит.
  3. Обычно такие дети хорошо рисуют, одарены музыкально, а вот с письмом и чтением примерно лет до 9-ти (у каждого индивидуально) возникают проблемы.
  4. Часто у левшей происходит задержка речевого развития, неправильное произношение звуков, но и это проходит по мере взросления.
  5. Левши часто не любят точные науки, но не из-за того, что им неинтересно или сложно. Просто обучение в школе строится с учетом особенностей восприятия правшей, в леворукие дети несколько по-другому усваивают учебный материал.
  6. У таких детей хорошо развита интуиция, образное мышление, а вот логика «хромает”.

Не переучивайте ребенка- левшу! И не позволяйте этого делать другим взрослым (учителям, воспитателям, родственникам)!

У детей-левшей, которых упорно переучивали, развивается невроз, вот некоторые его проявления:

  • Нарушения сна
  • Нарушения аппетита
  • Головные боли
  • Боли в животе
  • Страхи
  • Дневной и ночной энурез
  • Заикание
  • Тики, навязчивые движения
  • Повышенная возбудимость, раздражительность
  • Укачивание в транспорте
  • Повышенная чувствительность к жаре, духоте, запахам
  • Длительное беспокойство, неусидчивость
  • Вялость, заторможенность
  • Ухудшение зрения
  • Бронхиальная астма, аллергические реакции

Наиболее часто у детей-левшей школьного возраста наблюдается астенический невроз. Его признаки: повышенная утомляемость, резкое снижение работоспособности, ребенок может продуктивно и активно работать только на первых двух уроках, затем усиливается двигательная расторможенность. Дети постоянно жалуются на усталость, они вялые. Приготовление уроков затягивается, повторное переписывание только ухудшает качество работы.
Невроз не проходит сам собой, здесь необходима помощь специалиста.

Что делать, если ребенка уже пытались переучивать или переучили, и теперь левша вынужден писать правой рукой?

Не торопитесь сменить руку, особенно если переучивание началось задолго до школы и ребенок уже учится в школе, пользуясь в основном правой рукой. В таком случае придется смириться с некоторым отставанием общего развития, как правило, после 1-го класса все налаживается (при отсутствии давления со стороны взрослых).

Но в ситуации, когда ребенок упорно работает левой рукой несмотря на переучивание, разрешение ее использовать может снять многие проблемы.

Если ребенка переучивали, он пользуется правой рукой, но еще не учится в школе или только начал обучение, смена руки также приведет к решению и предупреждению многих проблем.

ЛЕВША, ПРАВША ИЛИ АМБРИДЕКСТР?

(тесты)
Тестируется один ребенок, чтобы исключить «обезьянничанье”. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками (особенно с детьми), и на основе совокупных результатов делается вывод.

  • Переплетите пальцы рук в «замок”. Если сверху оказался палец правой руки – признак правши.
  • Примите позу Наполеона (руки скрещены на груди). Рука, которая оказалась сверху – ведущая.
  • Аплодирование. Правши хлопают правой рукой по неподвижной левой ладони, левши –наоборот. Дети обычно аплодируют обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу – признак амбидекстра, тоже относится и ко взрослым, аплодирующим обеими руками.
  • Человек обычно жестикулирует ведущей рукой.
  • Испытуемому дают 2 карандаша, завязывают глаза и просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, получается аккуратнее, при этом движения ведущей руки медленнее, зато более точными, меньше дрожания, линии более четкие, углы не сглажены. Малыш может тоже попробовать выполнить это задание с открытыми и с закрытыми глазами.
  • Если ребенок уже умеет писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми или с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, а левой – справа налево. С закрытыми глазами левши пишут свою фамилию в зеркальном, а с открытыми как обычно.
  • Ребенку предлагается несколько коробков. Задание: «найди спичку в одной из коробочек”. Ведущая та рука, которая совершает активные действия (открывает, закрывает, достает и т.д.)
  • Вырезание ножницами. Аккуратнее получается ведущей рукой.
  • Чтобы выявить ведущую ногу, последите, как сидит человек, если при закидывании нога на ногу сверху оказывается правая – она ведущая. При ходьбе ведущая нога делает более широкий шаг.
  • Чтобы определить ведущий глаз, предложите ребенку посмотреть в маленькую дырочку (в фотоаппарате, в листе бумаги, т.д.) Первым делом к отверстию прикладывается ведущий глаз.

Амбидекстры, выполняя тесты, дают разнобой. Такие люди могут писать правой рукой, слушать левым ухом, есть левой рукой и т.д.

Когда первый раз увидела это слово, испугалась. Звучит как-то зловеще, вам так не кажется? Расскажу, зачем я вообще полезла об этом узнавать. Уже около года назад я заметила, что сын одинаково хорошо пользуется обеими руками. Сначала я подумала, что он левша, но потом стала замечать, что для него не составляет труда делать любое действие как левой, так и правой рукой. Ложку и вилку спокойно перекидывает из одной руки в другую несколько раз в течение обеда, рисует тоже обеими руками. Потом няня сказала, что заметила то же самое. Мне стало любопытно, что это может значить и я полезла во вездесущий интернет.
Википедия даёт следующее определение амбидекстрии.
Амбидекстри́я (от лат. ambi — «оба» и лат. dexter — «правый») — врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей руки, и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью
Далее из своих поисков я узнала, что дело тут вовсе не в руках, а в развитии полушарий мозга. У правшей наблюдается выраженное доминирование левого полушария, которое отвечает за логику и математические способности. Кроме того, среди его функций аналитическое мышление и предприимчивость. В свою очередь, у левшей преобладает правое полушарие мозга, которое в общем и целом отвечает за творческие способности, а в частности за интуицию, воображение и мечты.
У «двуруких» людей оба полушария мозга развиты практически симметрично.
Можно подумать, что амбидекстры некие гении среди нас. Но нет. Исследования показывают, что это не так, более того, у таких людей в подростковом возрасте чаще наблюдается синдром дефицита внимания и гиперактивность, их легко разозлить. «Двурукие» с большей вероятностью имеют ген, отвечающий за развитие у человека шизофрении. Они более нервозные и часто не могут сосредоточиться на сравнительно простом задании, выполняя его в итоге на свой лад.
К счастью, источники утверждают, что окончательно с ведущей рукой дети определяются к четырём годам. То есть, у сына есть ещё больше года, чтобы «придумать», какая рука ему больше нравится для выполнения основных бытовых действий. Хотя, если всё останется, как есть, специально переучивать его я не буду. Раньше было принято переучивать левшей, и, как известно, ничего хорошего из этого не вышло.
Люди, которые определяют себя амбидекстрами, пишут, что живут нормальной жизнью и никакими особыми неврозами не страдают. Это тоже утешает.
И последнее: «двурукость» можно развить у себя и во взрослом возрасте. То есть, это не исключительно врождённый талант. А значит вместе со способностью будут менять своё взаимодействие полушария мозга. Возможно, это помогает в спорте или в искусстве.

Со способностью одинаково хорошо владеть двумя руками (амбидекстрия) рождается около 1% детей во всем мире. Бытует мнение, что обоерукость сделает ребенка успешнее. Поэтому сейчас многие родители искусственно ее развивают. О плюсах и минусах такого подхода к развитию ребенка корреспонденту «АиФ-Югра» рассказали психологи.

Это как шпагат

«Обучение чада «обоерукости» можно сравнить с тем, как детей учат садиться на шпагат. Родителям в первую очередь необходимо понимать, с какой целью они развивают обоерукость у детей. Кто-то рождается со способностью действовать обеими руками, есть те, у кого ее нет. Но если речь идет о том, чтобы ребенка обучить писать, пользоваться ножницами, рисовать двумя руками, то, думаю, это для него не очень полезно. Поскольку для детей, у которых нет таких врожденных способностей, это будет сродни насилию над собой. А если речь идет о том, чтобы в развитии ребенка использовать специальные упражнения на синхронизацию или ресинхронизацию движений рук, то это, наоборот, будет очень полезно, потому как такие практики улучшают работу долей головного мозга», — говорит психолог Лариса Галеева.

Специалист приводит примеры гимнастики: например, пальцем одной руки коснуться носа, а другой рукой сжать кулачок. И чередовать эти движения. Или же делать движения руками, как во время плавания брассом: одну руку вперед, другую назад и так чередовать. Обучение ребенка обоерукости зависит от сложности заданий. В игровой форме это можно делать с самого раннего возраста. Главное — без фанатизма.

«Учить ребенка писать правой и левой руками, если сами не умеете — бесполезно. Если уж и хотите развить в ребенке такие способности, то хотя бы сами старайтесь научиться писать левой рукой, если вы правша и наоборот», — считает молодая мама Алина Никанорова.

Плюсы и минусы

Один из весомых плюсов в развитии и наличии амбидекстрии у ребенка — это владение логическим (как у правшей) и образным (как у левшей) типами мышления. Так, дети-амбидекстры могут отличиться в области культуры и естественно-научных сферах. Они также лучше ориентируются в различных ситуациях, рассматривая их под разным углом и со всех сторон. Такие дети могут успешно заниматься как искусством, так и спортом, поскольку их доли мозга работают синхронизированнее.

Но есть и минусы. Исследования показывают, что левшей и амбидекстров среди больных шизофренией встречается куда больше. Также у амбидекстров в детстве возникают проблемы с распределением внимания. Оно как бы рассеивается, вследствие чего ребенку трудно сосредоточиться на чем-то одном.

Дети с амбидекстрией куда более раздражительны, быстрее выходят из себя, а также часто очень плаксивы. Но выбор, в какую сторону развивать детей, всегда остается за родителями.

Амбидекстр (от лат. ambo — «оба» и лат. dextera — «правая рука») Фото: .com

Клинический психолог Юлия Малинина:

— Многие специалисты отмечают, что уровень развития ребенка-амбидекстра немного выше обычного ребенка. Для детей сейчас активно выпускают специальные тренажеры — прописи для одновременного рисования обеими руками. Лучше это делать до поступления в школу, когда мозг наиболее пластичен. Родителям, которые хотят научить ребенка одинаково хорошо использовать обе руки, стоит посоветовать сначала изучить плюсы и минусы амбидекстрии, затем попробовать самим, а уж потом организовывать занятия с ребенком, которые должны быть регулярными. А если в вашей семье уже есть амбидекстр, не нужно стараться его изменить. Каждый имеет право оставаться самим собой.

Тест на амбидекстрию

Для того чтобы понять, действительно ли у ребенка в равной степени развиты оба полушария, можно провести тест Владимира Пугача. Для этого необходимо взять лист бумаги и 2 ручки. Постарайтесь одновременно написать одно и то же слово в разные стороны или же в одну.

И если сразу, или через 5 минут тренировки, это у вас получится, то вы — склонны к амбидекстрии.

5 способов определить, левша вы или правша. Инфографика: АиФ/ Александр Минибаев

Решили выяснить, левша или правша ваш малыш, а понаблюдав за ним, с удивлением заметили, что он одинаково ловко пользуется обеими руками? Возможно, ваш кроха – амбидекстр.

  • Что такое амбидекстрия?
  • Как понять, что ребенок амбидекстр?
  • Простой тест на амбидекстрию
  • Не только руки
  • Дар или наказание?
  • Особенности воспитания

Около 45% людей на планете – чистые правши, еще 10% всегда пользуется левой рукой, как ведущей. Оставшаяся часть – почти полностью представители так называемого «смешанного преобладания», когда предпочтение отдается левой или правой руке в зависимости от конкретного действия. И лишь 1% одинаково владеет и левой, и правой руками. Именно их и называют амбидекстрами.

Что такое амбидекстрия?

Амбидекстрия (от лат. ambi – «оба» и лат. dexter – «правый») – равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей руки, способность выполнять действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью. Бывает врожденной или приобретенной сознательно путем специальных тренировок.

Сразу говоримся: все люди рождаются амбидекстрами, и лишь примерно к 4-м годам ребенок определяется с ведущей рукой.

Почему так происходит? Дело в том, что именно к этому возрасту формируется асимметрия мозговых структур, и мы выбираем – правой или левой рукой пользоваться как ведущей.
У правшей выявлено преобладание в развитии левого полушария, которое отвечает за логику, у левшей – соответственно правого, интуитивно-чувствующего. А вот амбидекстрами называют людей с одинаково и гармонично развитыми обоими полушариями. Считается, что слаженная работа интуиции и логики дает таким людям определенные преимущества по сравнению с другими.

Как понять, что ребенок амбидекстр?

Если вы видите, что кроха одинаково пользуется обеими ручками, легко перекладывает игрушки из левой в правую, хватается за ложку или кружку то одной, то другой рукой – это признаки амбидекстрии.

Четко определить «двухручного» ребенка можно, когда он научился писать. Письмо – один из самых сложных навыков, а амбидекстр по вашей просьбе легко переключится с левой руки на правую и будет писать или рисовать с одинаковым успехом!

Простой тест на амбидекстрию

В Интернете есть множество онлайн-тестов на амбидекстрию. Но если ваш ребенок уже умеет писать, можно быстро выяснить, амбидекстр он или нет. Попросите его взять в каждую руку по ручке или карандашу и одновременно обеими руками несколько раз написать одно слово. При этом не важно – в одну сторону будет наклон или в разные. Если через несколько минут тренировки слова пишутся легко и просто обеими руками – у малыша задатки к амбидекстрии.

Не только руки

Амбидекстрия – это не только о руках. Данная особенность определяет отсутствие ведущей системы относительно вообще любого органа. У амбидекстров нет прицельного глаза – поскольку прицельные оба, толчковой ноги, лучше слышащего уха, как у правшей или левшей. У них активная работа полушарий переключается с правого на левое с поразительной скоростью, практически мгновенно.

А сочетание тонкой интуиции и четкой логики помогают амбидекстру очень быстро улавливать суть событий и анализировать информацию буквально за доли секунды – и это, конечно, плюс. Впрочем, если задуматься, в большинстве своем мы стараемся отделить чувства от разума – там проще, а вот амбидекстру это сделать практически невозможно, в результате он испытывает серьезные нервные перегрузки. И это минус.

Дар или наказание?

Способности, обусловленные амбидекстрией, могут открыть широкие возможности для развития ребенка. Но сама по себе «двуручность», вопреки расхожему мнению, – совершенно не гарантия каких-либо выдающихся успехов. Здесь все зависит от личных способностей человека и, конечно, приложенных усилий.

Но справедливости ради стоит сказать, что при одинаковых исходных данных у двух человек и одинаковых усилиях с их стороны, у амбидекстра больше шансов добиться выдающихся успехов в любой отрасли.
Например, в спорте – спортсмены, одинаково владеющие обеими руками, имеют определенное преимущество над соперниками. Или в музыке или рисовании. Или, к примеру, в решении интеллектуальных задач. Мозг амбидекстра легко переключается между полушариями, что позволяет человеку с большой долей вероятности найти нестандартное решение интеллектуальной проблемы.

Согласно ислледованиям, у амбидекстров больший, чем у остальных людей, объем долговременной памяти, они скорее и качественнее запонимают информацию. И это позволяет им успешно работать в условиях мультизадачности.

Все это – позитивные моменты, но есть и обратная сторона медали.

У детей-амбидекстров очень часто наблюдается гиперактивность и синдром дефицита внимания, несбалансированный эмоциональный фон, в результате чего они вспыльчивы и не могут сдерживать эмоции. Объясняется это тем, что постоянная активность обоих полушарий мозга не дает ребенку-амбидекстру полностью отключиться от эмоций и переживаний, чтобы логически проанализировать ту или иную ситуацию.

ВАЖНО! Помогите крохе справляться с эмоциями – вместе у вас получится найти свои способы совладать с ними. И это умение очень пригодится вашему малышу во взрослой жизни.

Особенности воспитания

Основная проблема родителей ребенка-амбидекстра – это его гиперактивность. Бессмысленно ругать его и призывать к спокойствию. Просто постарайтесь держать его в поле зрения и направлять неуемную энергию малыша в полезное русло. Пройдет совсем немного времени, и он научится контролировать себя. Просто помогите ему в этом!

Малыш-амбидекстр быстрее схватывает информацию, чем другие дети, поэтому в садике или школе на уроках ему быстро становится скучно. Выручит дополнительное задание: например, все дети делают аппликацию, а он, кроме всего прочего, еще и подсчитывает количество деталей в поделке. Мы же помним, что амбидекстры хороши в мультизадачности.

Большое значение имеет сохранение ровного, спокойного тона взрослого в моменты, когда малыш чем-то взволнован или расстроен. Ваша уравновешенность – отличный пример для него, как можно справляться с эмоциями.

И, конечно, никогда не настаивайте и не оказывайте давление на кроху при выборе ведущей руки. Помогайте, советуйте, пробуйте, но только не переучивайте и не заставляйте! Лучше прислушайтесь к малышу: его нестандарное видение откроет и для вас новые новые грани окружающего мира.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *