Кусок тундры

Представьте себе километры болот, топей, гатей, мха… «Нечто вроде куска тундры, капризом природы перенесенного на 20 градусов южнее тех мест, где ей полагается находиться», как писал путешественник XIX века князь В. А. Оболенский. И вдруг — небольшой островок леса и твердой земли: с трех сторон к нему подступает чистейшей воды Рдейское озеро, но дойти можно только с четвертой, с болот. Потому что берега озера заболочены. И вот на этом пустыре стоит огромный собор в псевдорусском стиле — все, что осталось от богатейшего монастыря, Свято-Успенской Рдейской пустыни.

Раньше добраться до нее можно было даже на карете, но сегодня дорога заросла, прежние гати сгнили. Пешком мало кто ходит на Рдею: в основном люди добираются до пустыни на самоходках, массивных машинах на гусеничном ходу. Садятся внутрь, а смельчаки на крышу, и — поехали! Но даже самоходки иногда застревают, зарываются носом в болотную жижу.

Мы с друзьями пошли пешком, и решено было добираться в два дня: чтобы не получилось с корабля на бал, из клокочущей Москвы, с поезда — и сразу в монастырскую глушь. Ко встрече со Рдеей хочется подготовиться…

Самое раннее документальное упоминание о монастыре — 1666 год, год строительства того самого первого, деревянного, храма в память основателей сурового Соловецкого монастыря. Хотя, по всей видимости, отшельники селились здесь еще раньше.

Пустынь уже когда-то приходила в упадок и «восставала из пепла»: при Екатерине II труднодоступный монастырь расформировали, хотя местные жители, «жихари», продолжали ходить сюда как в приходской храм. Возродился монастырь благодаря меценату Александру Мамонтову в конце ХIX века. Последний, и единственный сохранившийся, собор — Успенский — строили именно его стараниями в течение пяти лет, с 1897 по 1902 год.

Этот храм вполне достоин стоять в одном ряду со Спасом-на-Крови в Санкт-Петербурге: храмовое пространство, вмещающее около 800 человек, витражи на окнах, плитка, кованые узорчатые решетки, чуть ли не впервые использованное паровое отопление. На освящении в 1902 году собралось столько жителей из окрестных сел и деревень, что в огромном соборе — толчея, и большинство приехавших «усыпало» монастырскую территорию.

«Вереницы богомольцев все прибывают и прибывают. Все помещения для публики (гостиницы и сторожки) нарасхват занимаются. За стенами монастыря около причтовых домов расположились торговцы с пряниками, кренделями, яблоками и селедками; их толпою окружают покупатели-богомольцы. Кое-где раздается веселый смех молодежи. Интеллигенты с важным видом гуляют по берегу озера. Тут же просят откуда-то взявшиеся нищие…» — писал о дне храмового праздника (Успение 1908 года) священник Успенского собора Владимир Мстиславский.

Это момент расцвета монастыря — во всяком случае, внешнего. Он огражден трехметровой крепостной стеной, внутри стоят несколько храмов, в том числе надвратная церковь; гостиницы принимают паломников; обширное хозяйство — пахотные, сенокосные земли, деревни, лес — кормит множество людей; на территории обители — конюшня, каретный сарай, дома причта и избы для рабочих; монахини работают в мастерских, ухаживают за обширным садом, огородами. И на много километров вокруг слышен звон 300-пудового колокола…

Благоденствие и бунт послушниц

Современную Рдею мы увидели совсем другой: от стены остался метр камня, а из нескольких десятков зданий уцелел только собор – стоит, зияет пустыми глазницами зарешеченых окон и плачется стенами, «щедро» исписанными вандалами. Еще в Первую мировую войну рдейская гостиница принимала беженцев, а в Великую Отечественную здесь был партизанский край. Немцы выжигали окрестные деревни, и, чтобы заново отстроиться, местные жители разобрали все здания на кирпичи. Но собор — не тронули.

Хотя он уже тогда стоял пустой…

Революция довольно скоро «докатилась» до рдейских болот — конфискацией имущества, продуктов, скота, посевного зерна. В монастырь пришла скудость. А вместе с ней — бунт. В 1918 году против игуменьи взбунтовались трое послушниц. Они изгнали ее и организовали «комитет» сестер в качестве альтернативного метода управления. Итог — анархия. Вскоре бунтовщицы были изгнаны из монастыря. Но в обитель дисциплина и мирный дух уже никогда не вернулись.

В 1920-е годы закрыли собор, сначала там была сельхозтехника, а в 1934 году здание просто опечатали, местного священника и последнюю игуменью — расстреляли. Собор разворовали, хотя чудом сохранилось мраморное обрамление иконостаса и польская плитка с голубыми цветами, напоминающими и сегодня о «детстве» этого храма.

Эти места знают трех новомучеников. Последний священник Рдейской пустыни, Иоанн Белоликов — потомственный священнослужитель, чьи отец и все семь братьев были в сане — был расстрелян в 1937 году. Трое его братьев также погибли от рук новой власти. Последнюю игуменью — семидесятилетнюю старицу Филарету — расстреляли в 1938 году. Местный отшельник, Юрий, и другие знатоки этих мест утверждают, что была еще одна мученица: говорят, монахиню, жившую здесь отшельницей до 1942 года, пытали и убили партизаны, заподозрив в сотрудничестве с немцами. Правда это или нет, но с тех пор постоянному присутствию человека тут пришел конец. До наших дней…

Фото с ежегодного фестиваля мотопарапланеристов

Монтаж купола на новую деревянную церковь Сретения Господня

Тяжелые восстановительные работы

Отшельник

…Обычная предпоходная переписка: «Разбирайте еду! Кто возьмет продукты для Юрия?» — «Стоп. А кто такой Юрий и почему для него нужны отдельные продукты?» — «Ты все пропустила: это отшельник, он живет один на Рдее!»

Как правило, мы не ходим в обжитые места. Но, как правило, люди при разрушенных храмах и монастырях и не живут. А Юрий семь лет живет на Рдее. Когда-то задумал уйти в монастырь, на Валдай, но, услышав про Рдейскую пустынь, приехал посмотреть, да так и остался. Совсем один. Ребята познакомились с ним в прошлую ходку — зимнюю (обычно люди ходят на Рдею зимой, когда болота покрываются льдами). Соорудили вместе с ним мостки через речку Редью, что на Тропе. Сфотографировались на память. Прошло пять лет. И вот — везем ту фотографию и, конечно, продукты. Юрий обрадуется! Что-то будет?..

Первая ночевка — в бывшем монастырском селе Высокое. Последний житель уехал оттуда еще в 2001 году, кругом запустение, деревянные постройки безропотно разрушаются, но вот чудо: яблони в Высоком клонятся, усыпанные плодами, и до того сладкими и сочными!.. Когда-то это гиблое место было богатой деревней, с конным двором, коровником, садом, пахотными землями.

Из Высокого вышли наугад, не зная тропы, по GPS, и вечером увидели над лесом купола. Рдея! Непривычно твердая земля — не надо смотреть под ноги, «щупать» тропу шестом!

Вместо Юрия навстречу выходит какой-то незнакомый мужчина: оказалось, их теперь двое, насельников! Сергей, столяр из Санкт-Петербурга, тоже приехал сюда несколько лет назад и своими руками построил маленькую деревянную церковь вместе с десятками и даже сотнями добровольцев. Более приветливого и «юморного» человека себе трудно вообразить.

— Стой. Спаси меня! — останавливает Сергей одного из спутников, задумчиво бредущего по своим делам. — Возьми огурцы! У меня их столько, я уже их видеть не могу!

Сергей. Фото А. Кочевника.

Так что на ужин у нас дополнительное «блюдо»: огурцы и помидоры.

Юрий совсем другого склада: молитвенного. Приехав сюда, он умел только читать Псалтирь. В своей деревне немного пел на клиросе в храме. А тут пришлось самому осваивать устав. Положил себе правило, от которого не отступал ни на день: каждое утро вставать с рассветом и служить утреню. «Однажды работы было очень много — крышу крыл, не успевал закончить, и решил опустить это правило. Пять дней не читал. И так мне плохо было! Понял, что ничто не стоит того, чтобы оставлять молитву».

Отшельник Юрий

Это сейчас у него маленькое хозяйство — пасека, огород, а раньше ничего, кроме маленького деревянного домика, не было. «Было иногда так тяжело, что не описать. Если бы не вспоминал, что “претерпевший до конца спасется”, не знаю, как выдержал бы!»

Рассказывает, что в первые годы во время дождей не знал, где в соборе встать так, чтобы на него не капала вода! За десятилетия запустения крыша поросла деревьями, которые практически закрывали собой уцелевшие купола. Налетел слой земли в несколько метров. Когда добровольцы стали очищать ее, сняли и вывезли 80 тонн земли! Вместе с Юрием сделали кровлю, надстроили отсутствовавший центральный купол.

На алтарной перегородке висит почтовый ящик.

На полу — плитка.

Ее пытались вывозить отсюда. Легенда это или нет, но говорят, что облицованные этой плиткой бани или дома сгорали, и по этой или по какой иной причине перепуганные грабители, бывало, возвращали плитку на место. «Ничего не берите в соборе — добром это не кончится», — полусуеверно говорят на видео с Youtube ребята, ездившие на Рдею на внедорожниках. То же говорили многие из бывавших на Рдее.

Волчара

Рдея привлекает самых разных людей. К примеру, каждый год в марте сюда прилетают спортсмены на парапланах и дельтапланах — в этом году уже в двенадцатый раз. Фотографии с высоты — просто потрясающие!

Но для кого-то Рдея — святыня, для кого-то — культурное наследие, а для кого-то, увы, — «место силы»…

В храме нам встречается залихватского вида мужчина в черных кожаных штанах и берцах, с волосами в хвост и большущим серебряным крестом на шее. Байкер, наверное? Он почти по-хозяйски входит в алтарь, целует икону. И потом с большой готовностью предлагает нам экскурсию.

Молодой паренек, друг «байкера», тут же приносит из лагеря фонари, и мы спускаемся и в подвалы монастыря… Удивительные, чем-то напоминающие Печорские пещеры — со сводчатыми потолками, лестничной кладкой стен, а главное — совсем сухие! Так тогда строили. В подвале лежит огромный котел — ему 100 лет, а выглядит так, будто стоит немного почистить и он готов хоть сейчас топиться!

Все интересно, хорошо, но что-то режет слух в рассказах нашего нового знакомца — и не поймем никак, что.

— А как вашего друга звать? — спрашиваем у паренька, сгрудившись в темноте подземелья.

— Волк.

— Как-как?

— Волк.

— Нет, серьезно, как вас зовут? — это уже к нашему экскурсоводу.

— Мое имя — Волычар.

— А можно, мы вас как-нибудь попроще будем называть, но похоже? Например, Володя?..

— Нет, называйте меня Волчара.

Улучив минутку, мчимся к Сергею.

— Сергей, а вот что это за человек такой нам все здесь показывал? Волчара, говорит. А как его на самом деле звать-то?

— Горе его звать!

— Как-как?

— Горе! — по-белорусски «гэкая», отвечает Сергей. — Не связывайтесь вы с ним, это компания эзотериков. Кто только сюда не приходит…

Компания «Волка» очень гостеприимна и дружелюбна: они стоят лагерем по соседству и настойчиво зовут нас вечером на копченую рыбу. Вечером заходим к ним. Новые знакомые допытываются: а какие имена у вас, как вас назвали люди? Но нас, как и вас, в крещении называли в честь мучеников — чего тут добавишь?..

Пока большая часть компании где-то ходила, в наш лагерь заглянул Юрий: предлагал присоединиться к нему, почитать правило. Жаль, что разминулись с ним! Но назавтра твердо обещаем себе не проспать и прийти в шесть на утреню…

Воскресенье. Проспав, с приличным опозданием прибегаем в маленький деревянный храм… Утреню служим втроем: один поет, двое читают. Юрий стоит босиком, привычными движениями перекладывает и листает книги. Время летит незаметно.

В собор мы вернемся еще раз, уже без экскурсий и рассказов про нумерологию и «места силы». Стоим без движения, в тишине, — и время снова исчезает…

Бесшумно пришел Юрий, и мы вдруг слышим за спинами его тихий, но уверенный голос:

— А давайте я тропарь Преображению прочитаю?

И читает тропарь и кондак.

— И еще — Успению Божьей Матери. Скоро праздник…

Это потом уже, сопоставив факты, мы поняли, что вышли в день памяти Савватия и Зосимы — покровителей Рдеи, а шли Успенским постом — к храму Успения. Это все потом. А пока — собираемся с силами, чтобы снова «форсировать» болота.

Вот и все. Прощай, Рдея!

Километровый участок дороги по болоту, который сделал Юрий

Как помочь Рдейскому монастырю

Помочь восстановлению Рдейской пустыни Вы можете через Благотворительный фонд возрождения Рдейского монастыря «Фонд Рдейский монастырь».Реквизиты:ИНН: 5317003232/531701001Номер счета: 4070381084313000003Наименование банка: Новгородское ОСБ 8629 г. Великий НовгородК/с: 30101810100000000698

Мечта посетить знаменитейший на всю страну Рдейский монастырь, расположенный в Холмском районе, на юге Новгородской области, в бескрайних Рдейских болотах, появилась давно – и вот в конце сентября 2007 года она обрела реальность.

Первые впечатления

…Заканчивается долгое и мучительное трехчасовое блуждание по клюквенным болотам и малорослым соснякам, поросшим багульником и перед глазами возникает колоссального размера, удивительной красоты храм, возносящийся в небо своими куполами среди бескрайних верховых болот.

Увиденное поражает сознание и разум отказывается понимать, каким образом сюда, в это безлюдье и абсолютное бездорожье завозились кирпичи и прочие стройматериалы? И удивительно, что в таких болотных топях удалось найти возвышенный кусок сухой суши, способный вместить подобную махину и выдержать ее вес.

История монастыря

Монастырь основан как мужской во второй половине 17-го века. В то время все строения были деревянными. Первой каменной постройкой стала церковь Успения, законченная в 1710-м. В 1764 году монастырь упразднили, а к концу 18-го века местный приход был переведен из бывших монастырских построек в дер. Наволок.

Альтернативный взгляд

Возрождение обители (уже в качестве женской) произошло в конце 19-го века благодаря стараниям купца А.Н. Мамонтова. В это время были построены деревянная часовня, различные хозпостройки и ограда (с восточной стороны — каменная). В 1898-1902 гг. вместо прежнего возведен новый Успенский собор. Храм закрыли в 1932-м, хотя по рассказам местных, последняя монашка жила при нем до начала Второй Мировой.

Отшельник Юра

Рядом с храмом вижу палатку. Странно, что ее поставили в нескольких метрах от церковной стены. Хлопаю в ладони, чтобы предупредить хозяина о своем визите… Никого нет. Захожу внутрь храма. Вижу заготовленные дрова, топор пилы, различный строительный материал. Обращаю внимание на новую дверь, очевидно в келью. Никого…

Обхожу храм. Алтарь. Мраморный иконостас. Множество икон. Свечи. Вижу журнал для посетителей. Записи, записи. Люди со всей страны. Пожелание одно – восстановить храм. Оставляю свою запись: «Уму непостижимо, как все это удалось построить?».

Выхожу на крыльцо. На нем – трехлитровые банки маринованных огурцов и помидор. Иду к озеру. Беседка, большой дощатый туалет, оборудованное кострище и – люди! Трое человек!

Подхожу, здороваюсь. Молодые ребята. Двое из них — рыбаки, третий резко отличается внешним видом, чувствуется — не местный и какой-то особый говор. На голове — повязка, худощавый, немногословен. Начинаем разговор.

-Юра, живу здесь с начала лета. Приехал издалека, ухаживаю за храмом, сохраняю, что есть, кое-что ремонтирую.
-Так ты на церковной службе?
-Нет, по душе.
-А на что живешь?
-А что бог подаст. Много людей сюда ходит, особенно летом. Я для них хорошо делаю, убираю мусор, ухаживаю, слежу за порядком — и меня не забывают. Кто что может, то и подает. А много ли мне надо? Помолюсь — и покой в душе, а остальное – житейское.
-Вот и замечательно, сейчас сварим рис с тушенкой, будем обедать.
-А нельзя, ведь сегодня пятница.
-Ну и что?
-Нельзя принимать пищу. Пятница!

-Бери на завтра банку, раз сегодня нельзя.
Быстро берет банк тушенки в руки, читает наклейку и сразу возвращает.
-Мясо не употребляю, спасибо.
-А сушки и макароны можно?
-Сушки, это так замечательно.
Отдаю сушки и макароны. Сразу бережно их убирает.
-Мне пора. Надо идти работать. Я ведь живу в палатке, а сейчас вот отремонтировал келью, перебираюсь в нее. Холодно скоро будет. Надо печку делать.
Уходит, вдруг останавливается.
-А ведь правда, что храм восстановят? Денег-то уж больно много на это доброе дело надо, а где их взять? Но надо восстановить, обязательно надо

Рдейское озеро

Договариваюсь с одним из рыбаков, Алексеем, работником пожарной охраны из Поддорье – и на резиновой лодке выезжаем на озеро, чтобы с воды увидеть храм и сделать нужный фотоснимок. Вот и купола над вершинами деревьев. Вид- чарующий: черная вода, синее небо и купола над желто-зеленой листвой.

Долго стоим на месте, молчим, каждый думает о чем-то своем. Едем к берегу, расспрашиваю об озере.

-Озеро огромное, но не глубокое, не более пяти метров. Странная особенность озера – в нем нет белой рыбы, только щука, окунь и ерш. Больше ничего. Пробовали запускать, но не принимает озеро чуждую рыбу, не приживается она. А почему? Непонятно. По берегам озера – пять избушек, было больше — но одну сожгли.

Кому надо? Кто-то, видно, злой приходил. Бог ему судья.

Рдейские болота

Вид Рдейских болот поражает любого человека – мхи, малорослые сосняки, снова мхи – до самого горизонта. Это самый большой в Европе болотный массив, занимающий площадь 37 тыс. га. Здесь живет 122 вида птиц. Здесь гнездится крупнейшая в Европе популяция большого кроншнепа (несколько сот пар), имеются гнезда черного аиста. В болотах растет более пятидесяти видов различных видов мхов, а толщина торфяников достигает 8 метров.

Рдейские болота — накопитель и резервуар чистой пресной воды для значительной территории юго-запада Новгородской области.
На закате и восходе солнца моховое безграничье плавно переходит линию горизонта и сливается с желтовато-голубыми небесами.

Часть сосняков состоит из больших массивов уродливых, засохших деревьев. И некая тревога охватывает любого, кто идет по такому мертвому лесу, особенно в сумерках – как в каком-то фантастическом фильме, на неизвестной планете, вот-вот тебя ждет встреча с чем-то загадочным и неизвестным – и ощущение нарастающей опасности заставляет ускорять ход, переходить на бег и как можно быстрее выйти на чистое место. Автор строк в полной мере испытал на себе эти ощущения, когда плутал в болотах и старался в потемках выйти к месту назначения.

Болота практически не тронуты жизнедеятельностью человека. Здесь организован Рдейский государственнй природный заповедник и только следы гусеничных тягачей от ближайших деревень Наволок и Каменка до монастыря разрезают болотную топь и ранят девственную природу, образуя две дороги и указывая путникам направление пути.

© Владимир Соколов

Бывший Рдейский монастырь расположен на восточном берегу озера Рдейское. Само озеро имеет вид восьмёрки, лежащей с юга на север, — северное кольцо восьмёрки примерно три километра в диаметре, южное же около полутора. Эти два кольца очень чётко разделены двумя выраженными мысами — западным и восточным, — а соеденены проливом шириной порядка двухсот метров.

Рдейский монастырь возвышается на сухом восточном мысу, поросшем могучим лиственным лесом. Очень красиво монастырь смотрится с противоположного (западного) мыса. Низкий заболоченный западный мыс покрыт вечнозелёными хвойными породами — в основном, соснами, которые, на болотистой местности не только никогда не достигают естественной величины, а засыхают будучи молодыми.

Таким образом, монастрырь, сам находясь в сухом высоком месте, омывается с трёх сторон водами Рдейского озера, а с четвёртой окружён, примыкающим к нему топким мхом. Когда стоишь на западном берегу, противополжный восточный мыс вместе с монастырём, возвышаясь над Рдейским озером, и, отражаясь в нём, в летнее и осеннее время, при глубокой тишине, представляет картину поразительного величия.

История Монастыря

М. И. Полянский в конце XIX века в своём «очерке города Старой Руссы и Старорусского уезда» пишет, что «Местное предание, написанное на подножии Креста Христова, который водружен был преосвященным Корнилием, в память посещения им пустыни, удостоверяет, что остров Рдейский благословил лично святым крестом Апостол Андрей Первозванный в то время, когда он проходил из Киева в Новгород и далее по реке Волхову чрез Ладожское озеро, на Валаам.»

Когда и кем именно основана эта пустынь среди «непроходимых» болот и лесов, неизвестно. Известно только то, что Рдейская пустынь издревле принадлежала к Новгородской епархии и называлась «обителью Преображения Господня». Из этого видно, что главный её храм был первоначально посвящён имени Христа Спасителя.

Из той же книги Полянского узнаём, что в XVII столетии в пустыни существовали два деревянных храма, один из которых построен и освящён в 1666 году во имя Соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, а другой — в 1699 году во имя Преображения Господня. Но эти храмы были, по всей вероятности, построены на месте существовавших прежде того же имени. До XVIII столетия в Рдейской пустыни вообще все строения были деревянными, не исключая и самих церквей. А начале XVIII века некоторые постройки были уже каменные. В частности, довольно вместительный каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с нижнею трапезною церковью во имя преподобных Зосимы Савватия, Соловецких чудотворцев.

Храм в Рдейской пустыни, длиною от восточной стены нижнего алтаря до западной стены притвора 131/2 сажен, шириною 51/2 саж., а вышиною с главою и крестом около 8 сажен. Стены храма в нижнем этаже имеют толщину в 2 аршина, а в верхнем — 13/4 аршина. Они сложены из крупного кирпича, длина которого 61/2 вершков, ширина 31/2 вер., толщиною 2 вер., а весом 18 фунтов.

Этот храм освящён в 1711 году. Обитель в то время была в цветущем состоянии. Настоятелями Рдейской пустыни были Строители игумены по временам — Архимандриты.

По издании штатов в 1764 г.

Легенды про Рдейский монастырь

и поступлении монастырских вотчин в казну, Рдейская пустынь, по неимению собственных средств, была упразднена и около 1780 года в пустыни был определён приходской священник с причтом; сама же пустынь перешла от Новгородской епархии к Псковской, в ведении которой она находилась до 1857 года, когда была опять причислена к Новгородской епархии. Причт в пустыни существовал до 1871 года, когда пустынь была приписана к сельской Наволоцкой церкви. Для присмотра за церковью в пустыни до 1883 года жил только один сторож и временно заштатный пономарь. Богослужение в пустынной церкви было один раз в год, в день главного храмового праздника Успения Пресвятыя Богородицы, но с 1883 года, по определении особого причта, Богослужение совершается еженедельно.

Стараниями известного ревнителя древних святых мест А. А. Усинина, при помощи частных пожертвований, в 1885 году положено начало устройству при Рдейской пустыни Богородицко-Успенской женской общины с домовою церковью во имя Вознесения Господня.

Далее Полянский в своём очерке перечисляет достопримечательные предметы, находящиеся в Рдейской пустыни и привлекающей особое внимание:

  1. Чудотворная икона Успения Пресвятыя Богородицы.
  2. Чудотворная икона Зосимы и Савватия Соловецких.
  3. Крест напрестольный серебряный вызолоченный, чеканной работы восьмиконечный. В нём находятся части св. мощей и других священных предметов, о вложении которых на нижней стороне в кругах находятся следующие надписи: «Часть древа животворящего Креста Господня, часть ризы Премвятыя Богородицы, часть камня от гроба Господня и части мощей угодников Божиих: Св. великомученика Димитрия мироточивого, св. великомученика Пантелеймона, св. Иоанна Златоустого, св. Епифана епископа Кипрского, св. Гурия епископа Казанского, св. Варсонофия епископа Тверского, св. великомученика Феодора Тирона, св. великомученика Феодора Стратилата, св. преподобного Иоанна Дамаскина, св. преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных, св. священномученика Антипа епископа Пергамского, св. девяти мучеников, иже в Кизице, св. праведного Иакова Боровичского и св. великомученицы Параскевы.»
  4. Три храмозданных восьмиконечных креста; один из них современный существующему храму, а два — от бывших древних деревянных. Все из липового дерева.
  5. Древний потир, прежде употребляемый для св. причащения; он выточен из липового дерева и окрашен краскою, на котором написаны изображения Спасителя, Божией Матери и Крестителя Господня Иоанна; но они от древности местами уже попортились.
  6. Две самых бедных священнических ризы, одна из них белая, холстяная, древнего покроя, ровная как спереди, так и сзади, а другая — крашенинная, набойчатая.

Достаточно подробная Информация по дальнейшей по истории Рдейского монастыря имеется на сайте И.Гуревича и А.Тилипмана «Малые города России».

Рдейский монастырь. Успенский собор.
Фото Е.Миньковский, 1998.

В кратце можно сказать, что в дальнейшем судьба монастыря была связана с богатым купцом Александром Николаевичем Ма­мон­то­вым. Благодаря материальной под­держ­ке Мамонтова в монастыре развернулось боль­шое стро­и­тельст­во. Старая церковь пришедшая в аварионое состояние была разобрана в 1896-97 годах. Строительство новой церкви Успения началось в 1898 году и было закончено в 1902-ом. Автором проекта являлся академик Каминский, исполнителем работ — ар­хи­тек­тор Борютин. Иконостас выполнил московский мастер Захаров. А. Н. Мамонтов не дожил до завершения строительства, но его сын довёл дело до конца. Освящение храма состоялось 19 сентября 1902 года. В 1932 году храм был закрыт.

Современное состояние

Местные жители говорят, что ещё в 70-х годах на куполах храма сохранялась позолота. Впоследствие её разворовали. Храм пострадал и во время войны. Тогда была уничтожена колокольня, дабы не могла служить партизанам смотровой вышкой. Ныне, когда подходишь к монастырю с запада, со стороны Рдейского болота, то верхушка храма становится видна над лесом с расстояния примерно пяти-семи километров. Только, к сожалению, не блестит. А ведь когда можно было слышать колокольный звон…

Сегодня из всех монастырских построек сохранились только руины Успенского собора и фрагмент восточной части каменной монастырской ограды. Вблизи самого монастыря различима старинная дорога. Сохранилось монастырское кладбище с чугунными крестами.

Сам монастырь, когда-то белого цвета, теперь стал почти красным, кирпичным — штукатурка за 70 лет на большей части площади обсыпалась. Внутренность монастыря несколько необычна — иконостас сделан из мрамора (см. раздел фото). Росписи на внутренних стенах кое-где ещё сохранились, но люди, как правило помогают уничтожению даже того, что ещё есть. На окнах чугунные решётки. Купола, а их всего пять, в плачевном состоянии — в них зияют большие дыры, креста над центральном куполе нет, почти на всех боковых кресты ещё сохранились. На крыше собора растут деревья.

Обломок мраморной ограды или отделки.
Фото Е.Миньковский.

К сожалению «труд­но­про­хо­ди­мые» болота находятся только с западной стороны от монастыря. К сожалению, — потому что почти ничего не предохраняет монастырь от разграбления.

И, хотя, ближайшая трасса находится в 12 километрах, да и от трассы доберёшься далеко не на любом транспортном средстве, но, не смотря на все «препятствия», монастрырь подвергается разрушению не без помощи человека. Кругом валяются обломки мраморного иконостаса, почти разрушенные росписи на стенах имеют на себе следы целенаправленного бросания в них твёрдых тяжёлых предметов, множество выцарапанных надписей типа «здесь был …, — знайте все!» (только паспортных данных почему-то не оставляют). Нам удалось заметить, что самые ранние датированные «граффити» относятся к 1951-52 годам, причём сделаны они не на русском языке, а латиницей. Но этого мало — какие-то умники умудрились выцарапать буквы под сводом(!!) купола храма. А ведь это невозможно без специального альпинистского снаряжения…

Время московское.

Рдейское болото. Фото: Марина Егорова

Проезд. Монастырь расположен на стыке двух областей Новгородской и Псковской, на берегу Рдейского озера, в 84 км от Старой Руссы. Дорога к нему идет через обширное Рдейское болото. Зимой в монастырь можно попасть на лыжах (3.5 часа чистого хода в одну сторону); если сухая осень, можно добраться до монастыря пешком. Весной и летом идти нежелательно сыро и много комаров. Оптимальный (12 км) маршрут начинается от деревни Наволок, от нее на юг идет полевая дорога (зимой накатанная снегокатами трасса), идя по которой, вы попадете в небольшой лес (на входе табличка «Государственный природный заповедник Рдейский»). Лесом идти не более получаса в сторону юго-востока, затем вы выходите на просторы Рдейского болота.

Поход к Рдейскому монастырю

Зимой ориентиром служат колеи снегокатов, летом трассы вездеходов. В хорошую погоду издалека можно увидеть купола Успенского Собора, идти до них остается около 7 км. В непосредственной близости от монастыря видны остатки старой монастырской дороги, которая выведет вас прямо к стенам бывшей пустыни. Есть обратный вариант через деревни Каменка и Высокое (последняя, по-видимому, уже опустела), где можно переночевать у местных жителей. Не забывайте, что Рдейское болото уникальный биологический объект, в нем представлена флора и фауна, входящая в Красную Книгу. Не ездите по нему на машинах и вездеходах это убивает нетронутую природу, колеи от них не зарастут еще много лет!!! Не бросайте мусор его никто, кроме вас, убирать не будет, и Рдейское болото превратится в помойку.

Автобус из Старой Руссы на Холм (несколько отправлений в день, первое в 7 утра), до деревни Наволок. Расписание здесь.

До Старой Руссы можно добраться, например, поездом: один в день из Москвы (в пути 8 часов, прибытие в пол-четвертого утра, летом обычно добавляют второй), один из Пскова (в пути 4 часа, прибытие вечером) и два пригородных со станции Бологое (в пути 4 часа, прибытие около 10 утра). Расписания поездов ищите здесь.

На автомобиле : Из Москвы быстрее (но не короче) всего по М10 до Новгорода, затем через Шимск и Старую Руссу до Наволока, 710 км. Из Петербурга через Новгород и далее так же, 380 км.

Питание. Желательно захватить с собой сухой паек, воду можно набрать в болоте либо в озере. Осенью на болоте много клюквы и морошки.

Размещение. Переночевать можно у местных жителей, в городе Холм (гостиница «Ловать», Октябрьская улица, телефон (81654) 5-14-33), или в Старой Руссе (гостиница «Полисть», улица Фридриха Энгельса, 20, телефон (81652) 2-19-47, стоимость одноместного номера на февраль 2006 680р.).

Россия богата на знаменитые места, увидеть которые не откажется всякий любитель острых ощущений. Рдейский храм, стоящий на огромном болоте, является одним из них. Жители соседних деревень охотно рассказывают о местонахождении монастыря, а заодно могут поведать и пару легенд, связанных с этой постройкой. Однако стоит помнить, что добраться до храма очень сложно, и далеко не каждый сможет преодолеть этот путь. Где же всё-таки находится бывшая обитель? … Вконтакте Facebook Twitter Google+ Мой мир Оглавление:

  • Где расположена святыня
  • Как найти монастырь?
  • История монастыря
  • Возрождение
  • Как выглядел храм
  • Судьба монастыря в послереволюционное время
  • Святыни монастыря
  • Легенды о монастыре
  • Отзывы туристов
  • Один день в Рдейской святыне

Болото, расположенное на границе Новгородской и Псковской областей, можно назвать одним из самых больших и труднопроходимых в Европе. Рдейское озеро, берег которого и занимают руины некогда прекрасного монастыря, раскинулось на восточном краю этого болота. Несмотря на устрашающие окрестности, это место определённо можно назвать чарующим.

Где расположена святыня

Дорога к храму расположена на длинном тонком мысе, разделяющем озеро напополам. Он окружён дремучим лесом, добраться до которого можно только по зыбкому болоту. Из-за этого он и считается таким недоступным и отдалённым от цивилизации. Люди, посетившие храм, иногда возвращаются с багажом из удивительных и часто абсолютно не реалистичных историй. Если верить им, то на пути к храму можно встретить и инопланетян, и болотистых чудовищ, и даже, как ни странно, волосатых обезьян с чешуйчатыми крокодилами.

  1. Впрочем, эти рассказы можно легко объяснить, ведь дорога к святыне, действительно, ужасно выматывает, особенно летом. Речка Редья, которая вытекает из Рдейского озера, затем впадает в другое знаменитое озеро – Ильмень.
  2. Каким бы страшным и таинственным ни являлся путь, это место пользуется большой популярностью у туристов, которая с годами только возрастает.
  3. Рдейское озеро манит своей красотой, в то время как руины монастыря привлекают интересом к его истории.

Как найти монастырь?

Летом здесь очень редко можно встретить людей. Из-за болота в тёплую погоду дорога до монастыря становится буквально непроходимой. Много ли найдётся желающих добираться до обители по вязким топям, рискуя здоровьем? Поэтому основной пик количества посетителей этой местности приходится на зиму.

  1. Зима приносит с собой холода, благодаря которым дорога до монастыря замерзает. Становится очень легко доехать туда на внедорожнике.
  2. Некоторые предпочитают проходить последний отрезок пути на лыжах. Хоть дорога и является очень длинной (три с половиной часа в один конец!), осенью в сухую погоду дойти до монастыря можно и пешком.
  3. Летом и весной же от посещения храма лучше отказаться ради собственного же благополучия. Мало кто сможет высоко оценить сырость и огромное число насекомых.

Легче всего добираться до храма от селения Наволок. Преодолеть придётся двенадцать километров. На юг от села идёт полевая дорога, по которой можно, в конце концов, попасть в небольшой лес. На входе в этот лес официально начинается зона природного заповедника под названием Рдейское озеро. Сам храм расположен в часе езды в юго-восточном направлении. При хорошей погоде уже издалека можно заметить купола Рдейского Успенского монастыря.

История монастыря

Историки до сих пор не могут определить точную дату возведения храма. Большая часть сходится во мнении, что он был построен во второй половине семнадцатого столетия как часть Новгородской епархии. В 1700 году из-за пожара были уничтожены два деревянных строения на территории монастыря: построенный в 1666 году деревянный храм преподобных Савватия и Зосимы и обитель Преображения Господня.

В 1710 году на месте уничтоженного храма был возведён новый каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, который успешно просуществовал до середины восемнадцатого века. Увы, в 1764 году храм был упразднён, так как жизнь в нём стала приходить в упадок. В течение следующих ста лет здесь продолжала рдеть одна-единственная Успенская церковь. В 1885 же году здесь были созданы женская община и детское училище, в 1893 году ставшие пустынью.

Возрождение

Рдейская обитель многим обязана двоюродному брату знаменитого купца-мецената Мамонтова, который всячески помогал обустраивать храм. При его поддержке к 1890 году на территории монастыря было возведено множество новых строений, в том числе жилые корпуса, трапезная и часовня. Старинная Успенская церковь, тем не менее была снесена. Заменить её планировалось новым пятиглавым монастырем, строить который архитектор Борютин начал в 1898 году.

  1. Монастырь должен был вмещать семьсот пятьдесят человек.
  2. Мамонтов не скупился на материалы для постройки. Благодаря его вложениям во время возведения монастыря были использованы самые последние технологии.
  3. Рядом с монастырем стоял небольшой кирпичный завод, с которого поставлялись ресурсы.
  4. А котлы Демидова, использовавшиеся для парового отопления, сохранились здесь и до сих пор.

Как выглядел храм

Изнутри монастырь был отделан роскошно. Его главным украшением был мраморный иконостас, созданный московским мастером Захаровым. Иконы также были написаны художниками из столицы. Окна Рдейского монастыря были украшены витражами, а снаружи – узорчатыми решётками. На полу рдела мраморная плитка. Осенью 1920 года храм был освящён, и сюда перенесли чудотворную икону во имя Успенской Богоматери. Несмотря на то что уже тогда дорога до обители была труднопреодолимой, паломники издалека выдвигались сюда, чтобы поклониться этой святыне.

Судьба монастыря в послереволюционное время

После революции жизнь в храме стала неспокойной. Волнения среди монахинь, начавшиеся в 1918 году, привели к тому, что настоятельницы здесь сменялись с необычайной скоростью. В итоге к тридцатым годам обитель была закрыта. Несколько монахинь продолжали жить в храме вплоть до войны. Во время самой же войны храм был сильно разрушен. Пострадали и окрестные деревни. Скоро единственными посетителями храма стали мародёры, желавшие присвоить себе его украшения и святыни. После войны Рдейский Успенский храм так и не был восстановлен, возможно, из-за отсутствия жителей в деревнях поблизости.

Святыни монастыря

Обитель, просуществовавшая больше двух столетий, стала местом хранения для множества духовных реликвий, которые вызывали интерес к монастырю у прихожан и паломников. Самыми знаменитыми иконами Рдейского храма были икона Успения Пресвятой Богородицы и икона Соловецких Зосимы и Савватия, которые, увы, были утеряны после войны и разрушения обители. Считалось, что эти иконы могли лечить людей.

  1. Серебряный напрестольный крест чеканной работы вызывал у прихожан особенно сильный интерес.
  2. Вызолоченный восьмиконечный крест обладал большой ценностью за счёт того, что в него были вложены частицы святых мощей.
  3. Когда-то на территории храма были расположены три деревянные церкви, и три восьмиконечных храмовых креста – главное наследие, оставшееся от них.

Легенды о монастыре

Поразительно, но сегодня Рдейский храм пользуется огромной популярностью у туристов. Частично причиной такого интереса можно назвать удивительные легенды, окружающие это место. Приезжие, не опасаясь предостережений жителей соседних деревень о трудности дороги, тянутся к храму, увлечённые таинственностью его расположения и существования. Тем не менее факт остаётся прежним: путешествие к развалинам храма является сложным и сравнительно опасным.

  1. Полезно знать, что в обители и вокруг неё нет трудностей с водой.
  2. Хотя здесь и нельзя найти святых ключей, вода в самом Рдейском озере приятная на вкус и может долго храниться.
  3. Самые многочисленные легенды и рассказы о Рдейском храме связаны с его целебными свойствами.
  4. В старинные времена здесь изгоняли бесов, лечили людей с проблемами с опорно-двигательным аппаратом и женщин, страдавших от бесплодия.
  5. Считается, что человек, взявший из храма какую-то вещь, будет наказан высшими силами.

В подтверждение этого можно привести случай, произошедший не так давно. Два охотника украли из монастыря плитку для своей бани. В короткое после этого время оба они погибли, а плитка была перенесена обратно в обитель. Есть ещё одна похожая история. Она, в свою очередь, повествует о тракторе, вёзшем украденный из храма кирпич. Трактор увяз в болоте.

Во времена своего существования Рдейский храм был усыпан лилиями. Не настоящими, правда, а расписными. Их можно увидеть и на сохранившихся фрагментах храма, в том числе на чудесном мраморном иконостасе. Считается, что раньше они даже были вплетены в кресты. Многие приписывают храму мистические свойства и способности, словно оживляя его.

  1. Они рассказывают о том, что храм не подпускает к себе посетителей, прежде там не бывавших, и тех, кто идёт в монастырь со злым умыслом.
  2. Некоторые вспоминают о том, что во время посещения храма они слышали колокольный звон, хотя нигде поблизости нет церквей.
  3. Учитывая количество людей, слышащих его, колокольный звон можно назвать самой большой загадкой обители.

Отзывы туристов

Практически все из тех, кто побывал в Рдейском храме, считают, что тяжёлая дорога туда оправдывает себя. Многие считают, что монастырь обладает особой силой и энергетикой. Некоторые даже заявляют, что посещение храма исцелило их и изменило их жизнь. Они советуют посетить обитель, чтобы хотя бы просто ощутить на себе эту атмосферу святости и вековой истории.

Для осмотрасвятыни будет вполне достаточно всего одного часа. Есть множество причин для ее посещения. Одними из них являются культовость этого места, чудесное по красоте Рдейское озеро и не менее чудесное, в особом смысле, Рдейское болото и, наконец, развалины самого монастыря, представляющие большой исторический интерес.

  1. Монастырь давным-давно потерял свой прежний вид.
  2. В наше время от него остались только Успенский собор, сильно пострадавшее монастырское кладбище и обломки ограды.
  3. Купола собора наполовину разрушены, но на некоторых из них ещё рдят кресты. Сам собор местами стал краснокирпичным после того, как белая штукатурка начала осыпаться.
  4. Внутреннее убранство собора также сохранилось скудно.
  5. На некоторых окнах сохранились кованые решётки с узорами, кое-где можно увидеть фрагменты росписей.

В неплохом состоянии остаются мраморный иконостас и котёл отопления. Внутри собора есть много надписей 40-80 годов девятнадцатого века, а в журнале посетителей каждый имеет возможность оставить свою запись. В наше время в соборе иногда проводят службы, там можно помолиться. С основания купола собора открывается хороший вид на близлежащую местность. Памятники на кладбище сохранились плохо, большая часть из них разрушены. Однако на некоторых из них до сих пор видны даты захоронений.

Тем не менее, несмотря на все невзгоды, которые пришлось пережить Рдейскому монастырю, он всё увереннее восстанавливает своё прежнее положение и притягивает к себе всё больше паломников. Многие из них возвращаются сюда не один раз, считая монастырь местом просвещения и исцеления. Остаётся только надеяться, что однажды Рдейский монастырь вернёт себе не только былую славу, но и былую красу.

Один день в Рдейской святыне

Рдейская святыня – одно из самых труднодоступных и таинственных мест Новгородской области. Добраться до окутанного лесом и окружённого болотами монастыря на автомобиле крайне тяжело. Тем не менее, у нас Mitsubishi L200, сделать это получилось.

Он находится на полуострове посреди огромного Рдейского озера. Озеро же, напоминающее по форме знак бесконечности, в свою очередь расположено внутри Рдейского болота, самого большого из европейских болот.

  1. Чтобы добраться до монастыря, нужно преодолеть 12 километров болотной топи.
  2. Понятно, что дорога эта не из простых. Большую часть года проехать здесь можно только на специально предназначенном болотоходе или на гусеничном вездеходе.
  3. Поэтому туристам лучше дождаться зимы. Во время морозов топь застывает, предоставляя шанс добраться до обители без потрясений.

Пять часов потребуется, чтобы доехать от Москвы до Торопца, то есть проехать 450 километров. Следующие три часа – ледяная трасса Торопец-Холм. Нужно сказать, что этот участок дороги приятным не назовёшь. Из-за льда и ям нужно вести автомобиль крайне аккуратно. Людей в округе встретить получится вряд ли, все соседние деревни в основном заброшены. Единственными признаками наличия жизни можно считать редкие одинокие дома и возвышающиеся местами лесопилки. Ещё один признак жизни – указатель о начале территории Новгородской области.

По дороге добраться можно только до Наволока, дальше начинаются топи. От Холма ехать туда всего около двадцати километров. Здесь можно одолжить гусеничный вездеход у кого-то из местных жителей или всё-таки направиться дальше в одиночку и без чьей-либо помощи.

Нам выбирать не пришлось. Хоть единственного знакомого владельца вездехода и не оказалось дома, дорога до монастыря сдалась зимним морозом и буквально превратилась в каменную. Доехать на машине можно было абсолютно спокойно.

И, наконец, вот он! Рдейский монастырь во всей своей красе. Одинокий, на километры окутанный лесом, топью и водой, он прекрасен в своей недоступности. Небольшой полуостров, на котором он располагается, является единственным участком суши внутри Рдейского болота. Путешествие в Рдейский монастырь – отличный выбор, который придётся по вкусу и экстремалам, и любителям истории, и почитателям святынь.

История

Точная дата основания монастыря неизвестна. Считается, что это случилось не ранее второй половины XVII века.

В 1764 году, согласну указу о секуляризации церковной собственности, мужская Рдейская пустынь была упразднена, монастырские земли изъяты в пользу государственной казны, церковное имущество передано в другие монастыри Новгородской епархии. От всего монастырского комплекса осталась только церковь Успения, которая в 1780 году была переведена в разряд приходских. Позднее, по причине её значительной удалённости от жилья, приход был переведён в близлежащую деревню Наволок.

Последующая история Рдейского монастыря тесно связана с купцом А. Н. Мамонтовым. В 1880 году он становится попечителем приходской церкви в Наволоке, в 1883 году, при его содействии, приход переводится обратно в церковь Успения бывшей Рдейской пустыни.

В 1887 году по указу Святейшего Синода монастырь открывается вновь. Согласно новому названию, он характеризуется как женская «житейская обитель с училищем для малолетних детей». Купец Мамонтов оказал этому предприятию финансовую поддержку в размере 6000 рублей.

С этого времени, опять же — при финансовой поддержке А. Н. Мамонтова, в монастыре начинается интенсивное строительство. Описание монастырских построек 1890 года сообщает, что в это время на территории монастыря находились каменная церковь Успения, деревянная часовня, двухэтажный деревянный и трёхэтажный полукаменный жилые корпуса, некоторые хозяйственные постройки, погреба, конюшни, склады для провизии, сараи для дров, хлебный амбар, баня, прачечная, а также каретный двор.

28 мая 1893 года Святейший Синод постановил Рдейскую женскую общину «возвести» в женский монастырь с наименованием «Успенская Рдейская общежительная пустынь».

В том же году вокруг монастыря была возведена ограда — восточная сторона каменная, с других сторон — деревянная.

По приглашению игуменьи Евсевии в августе 1896 года в монастырь прибыл новгородский епархиальный архитектор А. Н. Дьяков. По его оценке церковь Успения находилась в аварийном состоянии. При финансовой поддержке купца Мамонтова было запланирована постройка каменного собора на 750 человек.

Возведение нового Успенского собора было начато в 1898 году и закончено в 1902. Автором проекта был академик А. С. Каминский, исполнителем — архитектор И. Т. Барютин. Иконостас был изготовлен московским мастером Захаровым. Пожертвования на строительство от купца Мамонтова составили 150000 рублей. Все расходы превысили сумму в 350000 рублей. Новый храм был освящён 19 сентября 1902 года архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием (Охотиным). Он был оборудован современной системой парового отопления.

После революции в монастыре начались волнения среди послушниц. В течение короткого времени сменилось несколько настоятельниц. Монастырь просуществовал до 1932 года, но службы в соборе продолжались до конца 1937 года. Последний настоятель иеромонах Димитриан (Савельев) был арестован 7 декабря 1937 и расстрелян 28 декабря.

Современное состояние

Постройки монастыря сильно пострадали во время войны. Из них сохранилась только каменная часть ограды 1893 года и Успенский собор, который находится в разорённом аварийном состоянии. Полностью отсутствует кровля, двери и окна, верхнее перекрытие заросло деревьями; из декора сохранились элементы иконостаса из белого венецианского мрамора и остатки итальянской плитки.

Плитка, кровельное железо и другие достойные внимания элементы построек растаскивались как местными жителями так и некоторыми заезжими гражданами. Кроме того, монастырское кладбище нередко подвергалось набегам со стороны так называемых чёрных копателей.

В последнее время возрос интерес к возрождению «Рдейщины», который поддерживается экспедициями мото- и дельтапарапланеристов к Рдейскому монастырю, ежегодно проводимые в феврале-марте начиная с 2001 года. В 2008 году в районе создан благотворительный фонд возрождения Рдейского монастыря «Фонд Рдейский монастырь». Основной целью Фонда является консервация, восстановление, охрана и содержание архитектурного памятника Рдейский монастырь, возрождение Рдейского монастыря. При его участии начата консервация храма (покрытие куполов плёнкой) с целью сохранения памятника для его последующего восстановления. Как отметили ИА «Ваши новости» в областном комитете культуры, туризма и архивного дела, в восстановлении обители большое участие принимает Новгородская епархия.

Ссылки

  • Вся культура. Рдейский монастырь
  • Путеводитель по России. Рдейский монастырь
  • Информация с сайта Администрации Холмского муниципального района Новгородской области
  • http://www.holmadmin.net/raion/monast.html
  • http://www.holmadmin.net/raion/g7.html

Документальный фильм о Рдейском монастыре «Пешком в историю» Рдейский монастырь (ГТРК «Псков», 2002)

В прошлый раз я рассказывал как мы шли через Рдейское болото к монастырю. Сегодня же про сам монастырь.
Твердая земля встречает нас грядкой. Монастырь заброшен, но тут живут два человека.

Новая часовня. Пару раз в год здесь даже проводятся службы.

От самого монастыря мало что осталось. Он был основан аж в 17 веке. Сохранился только Успенский собор 1902 года постройки. Через 30 лет после его возведения монастырь прекратил свое существование.

Перед собором стол со скамьями, костер. Нас вышел встречать один из двух жителей — Сергей. Второй, Юрий, в наш приезд отсутствовал.

Дом Сергея.

Изначально мы собирались вернуться к машине вечером, но устали с дороги (шутка ли — прошли около 12 километров и все далеко не по асфальту), да и Сергей предложил нам не торопиться. Ни еды, ни палаток у нас не было, в итоге ночевали мы в левом из этих вагончиков.

Заглянем в собор. Отреставрировать его вдвоем нереально, но по-крайней мере можно приостановить дальнейшее разрушение.

По лесам поднимаемся на крышу.

Местами растут деревца.

Но сама крыша выглядит гораздо лучше чем у многих заброшенных храмов. Все потому что Сергей покрыл ее жестью.

Везде проложены мостки для удобства ремонта.

За деревьями виднеется Рдейское озеро.

Андрей поднимается к центральному куполу.

Stairway to Heaven. Когда Сергей впервые попал сюда — на главном барабане отсутствовала главка и крест. Ему это захотелось исправить. Решил и сделал.

Заглянем в собор сверху.

Главный купол. Здесь растет трава, но судя по словам Сергея до расчистки земли здесь было намного больше.

Сверху открываются хорошие виды.

Спускаемся обратно.

Заглянул в подвал.

В подвале был установлен котел, для поддержания температуры в храме.

Дом второго жителя монастыря — Юрия.

Прогуляемся чуть-чуть по острову.

Вода в озере по цвету как чай.

Остатки какого-то строения.

Лодка Сергея. Мясо он не ест, а рыбу очень даже. Так что лодка необходима.

Летом можно было бы искупаться в озере, но и у осени есть свои плюсы. Краски интереснее чем летняя зелень.

Прикольные островки с деревьями.

На ужин Серегй предложил нам щуку. Она уже была поймана и нужно было только вытащить ее из садка и приготовить. Андрей принес ее к костру, а Стася приготовила уху и жареную рыбу.
Нажарили кратошечки и ужин удался 🙂

А дальше нас ждал вечер интересных историй от Сергея. Только когда стемнело и глаза уже стали слипаться мы отправились спать. Утром хозяин разбудил нас, напоил чаем и мы отправились домой. Дошли до машины как я писал раннее всего за четыре часа. Обратный путь всегда короче 🙂 А к вечеру были уже в Москве.
Пожалуй самым интересным в этой поездке было именно знакомство с Сергеем. Человек очень интересный и необычный. К сожалению я его не сфотографировал, но можно посмотреть как он выглядит в рассказе Андрея.

Немного истории

Основан Рдейский монастырь был в 1880 году, на средства, выделенные купцом Мамонтовым. На этом месте уже тогда была деревянная церковь, ее реконструировали и возвели новую обитель. Часть построек было из камня, а часть из дерева. Само место, в котором основали Рдейский монастырь, вызывает благоговение. Это настоящее место силы, каких на Руси немало, здесь проходит стык тектонических плит. Рдейское озеро – это еще одна загадка. Если смотреть с воздуха, то оно образует практически правильную восьмерку, знак бесконечности. Расположено оно с севера на юг, разделены два кольца двумя мысами, а соединены проливом, шириной примерно в 200 метров.

Недаром именно здесь был некогда заложен храм. Он с трех сторон омывается водами озера, а с четвертой – укрыт от чужих глаз болотной топью. После 1880 года вокруг монастыря разворачивается строительство. Сооружаются колокольня, амбары, конюшни, склады и стена. Но деревянные постройки ветшают, и в 1898 году началось грандиозное строительство каменного монастыря. Для его отделки была заказана плитка из Польши и мрамор из Италии. Венцом храма стал иконостас из венецианского мрамора, подобного по красоте которому не было даже в Москве. Иконы и витражи изготавливались московскими мастерами. Храм поражал своей красотой. В 1937 году Рдейский монастырь был закрыт и более не работал. После войны окрестные деревни практически опустели, видимо, поэтому его больше не брались реставрировать

Святыни, которые раньше находились здесь

Первый монастырь был основан на этом месте еще в 1666 году. За все время существования обители в ней были накоплены духовные ценности и реликвии, к которым приходили поклониться прихожане. Судя по старинным описям, здесь хранилась чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, а также икона Зосимы и Савватия Соловецких. Им приписывались целительные свойства, но обе эти иконы были утеряны во время разграбления обители.

Особым вниманием прихожан пользовался крест напрестольный серебряный вызолоченный, чеканной работы, восьмиконечный. Его ценность возрастала от вложенных в него частей святых мощей и других священных предметов, о чем свидетельствовали надписи. Три храмовых восьмиконечных креста – это наследие трех существовавших на этом месте церквей. Все они были выполнены из липового дерева. Подробнее об этом можно посмотреть в программе «Русский след». Рдейский монастырь заинтересовал режиссеров, и они предприняли увлекательное путешествие. Они показали не только весь путь до храма, но и внутреннее его убранство, а также красоту здешних мест.

Путешествие на местном транспорте

Ближайшая трасса проходит в 12 километрах от храма. Но это не останавливает любителей старины и просто верующих людей. В межсезонье, когда болото особенно труднопроходимо, такие путешествия не рекомендуется предпринимать. В остальное время колесный транспорт лучше оставить в городе и дальше отправиться на гусеничном вездеходе или болотоходе. С Холма иногда отправляется экспедиция к храму, так что можно пойти в путешествие вместе с ними. Местные жители расскажут вам множество интересных историй, связанных с этим местом. Не каждый хорошо знает топкие окрестности, но те, кто здесь вырос, умеют находить тайные тропы и проходить по самым сложным маршрутам. Если поговорить с ними, они расскажут, как во время войны весь район был разгромлен и заминирован немцами, остался целым лишь Рдейский монастырь. История сберегла его для потомков, которые безжалостно разграбили и сегодня продолжают уничтожать былое великолепие. Говорят, для того чтобы монастырь раскрыл вам свои чудодейственные свойства, нужно прийти пешком. Не каждый с первого раза преодолеет этот путь, что служит некоторой проверкой на прочность.

Марш-бросок пешком

Таких путешествий предпринималось уже немало, примеры можно посмотреть в серии передач из цикла «Моя планета». Рдейский монастырь по-прежнему волнует умы людей. Зачем такой прекрасный собор построили в таком забытом Богом месте? Но время идет, и чудесное творение рук человеческих все больше уступает натиску природы. Хотя стены только обрамляют силу этих мест, она будет существовать и без них.

И снова, просматривая хроники, мы видим подтверждение тому, что этот монастырь не сразу подпускает к себе людей. Экспедиции не раз выходили и бесконечно кружили по бескрайнему болоту, так и не дойдя до места. Приходится возвращаться в деревню и предпринимать долгий путь на гусеничном вездеходе, если время года позволяет это сделать. Уже на подъезде чувствуется, что место это непростое, причем это понимает любой человек, каким бы скептиком он ни был.

Здесь, внутри храма, таится еще одна загадка. Алтарь любого православного храма ориентирован на восток. Но здесь не работает даже это правило. Алтарь этого монастыря ориентирован на север или северо-запад. Это не может быть случайностью, потому как часовни и церкви стоят здесь с незапамятных времен, одна на месте другой. И каждый раз алтарь повторяет расположение своего предшественника. Почему, никто не знает.

Зимняя дорога

Когда мороз и лед сковывают болота, легче всего открывает свои тайны Рдейский монастырь. Как добраться зимой, мы вам сейчас расскажем. Непроходимые топи становятся удобной трассой для любого вида автотранспорта. Направлением для движения будет служить летняя колея от гусеничного вездехода, по ней ехать очень удобно, не придется собирать все кочки. Но каждое такое путешествие наносит вред уникальному биологическому объекту. Помните, что болото после проезда тяжелой техники восстанавливается много лет, а обилие туристов просто не оставляет ему шансов. Поэтому лучше предпринять прекрасную пешую прогулку, теперь ноги не будут проваливаться в топь, и идти можно гораздо веселее. Если летом эти 16 километров практически непреодолимы, то зимой их можно бодро прошагать часа за три. Лучше всего, если вы выберете время для поездки поздней осенью, когда мороз уже хорошо сковал болото, но снега еще мало, а деревья сохранили часть листвы. Это время года подчеркивает мистическое очарование заброшенного монастыря.

Легенды, связанные с эти местом

Они чаще всего и побуждают людей предпринять это путешествие. Местные жители предостерегают: не стоит ради любопытства посещать Рдейский монастырь. Легенды передают множество историй о пропаже и чудесном возвращении раскаявшихся людей. Гораздо лучше здесь встречают паломников, которые идут за знаниями, чтобы почувствовать историю русской земли и христианства. Вам с удовольствием расскажут о чудесных исцелениях, которые произошли с людьми после посещения этих мест. Но не только лечить, но и карать могут священные силы. По слухам, всех, кто участвовал в разорении обители, даже просто нацарапав памятную надпись на стене, ждало несчастье.

Поэтому местные жители очень трепетно относятся к своей святыне, и каждый раз, посещая храм, оставляют пожертвование на его восстановление. Все они надеются, что когда-нибудь вернет былое величие Рдейский монастырь. Легенды подчеркивают и чудесное спасение храма в годы Второй мировой войны. Он пострадал, остался без колокольни, но выстоял, словно какая-то непреодолимая сила взяла его под свою защиту. А ведь здесь гремели сражения под стать Сталинградским битвам. С первых дней войны немцы сражались за каждый кусочек этой топкой земли. И пусть сегодня не в лучшем виде предстает перед посетителями Рдейский монастырь. Фото все равно будет напоминать вам о необыкновенном месте, которое лежит вне времени и пространства. Оно принадлежит высшим силам.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *