http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 373:796

DOI: 10.21209/2542-0089-2017-12-2-124-133

Юлия Фёдоровна Николенко1,

Виталий Климентьевич Геберт2,

(672039,

(672039,

Воспитание волевых качеств учащихся основной школы на уроках физической культуры

Проблема развития волевых качеств школьников является предметом изучения многих исследователей в связи с тем, что настойчивость, упорство, решительность, выдержка являются важнейшими составляющими волевой сферы для успешной учебной деятельности, в том числе по физической культуре и развитию ребёнка. В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования волевой сферы учащихся основной школы при занятиях физическими упражнениями. Активные занятия разнообразными физическими упражнениями заставляют учащихся проявлять настойчивость, упорство, целеустремлённость, волю к победе, создают уверенность в своих силах, что способствует преодолению возрастающих трудностей на физкультурных занятиях и решении конкретных задач. Представлена экспериментальная методика воспитания волевых качеств учащихся основной школы на уроках физической культуры. Методика основана на подборе определённых видов деятельности учащихся на уроках гимнастики для формирования конкретных волевых качеств подростков. Обоснована эффективность экспериментальной методики и её влияние на показатели силы воли школьников. Выявлены уровни развития пяти волевых качеств учащихся: целеустремлённости, смелости — решительности, настойчивости — упорства, самостоятельности — инициативности, самообладания — выдержки, по параметрам выраженности и гене-рализованности. Определено, что одним из наиболее эффективных путей формирования и развития волевых качеств является целенаправленное использование средств физического воспитания.

Ключевые слова: воспитание, личность, волевые качества, учащиеся основной школы, уроки физической культуры

Вводная часть. Воля, являясь психоэмоциональным явлением, играет очень важную роль в успешности освоения и выполнения той или иной деятельности человека, в том числе в процессе обучения. Образовательный процесс в современных школах всё больше и больше характеризуется интенсификацией и увеличением объёма знаний за счёт притока новой информации . Для успешного освоения образовательных программ, усвоения учебного материала в надлежащем объёме

от учащихся требуется достаточно высокое проявление интеллектуальных, творческих и волевых усилий.

Волевые качества проявляются в сознательном регулировании человеком своего поведения и деятельности . Современный школьник должен уметь принимать решения, нести за них ответственность, обладать активностью, целеустремлённостью, уметь преодолевать внутренние и внешние барьеры, мешающие достижению поставленной цели. Таким образом,

1 Ю. Ф. Николенко — анализ литературных источников, проведение исследования, анализ и систематизация полученных материалов исследования, формулирование выводов, написание и оформление статьи.

2 В. К. Геберт — участие в проведении исследования, анализ и систематизация полученных материалов исследования, формулирование выводов, участие в написании и оформлении статьи.

© Ю. Ф. Николенко, В. К. Геберт, 2017

настойчивость, упорство, решительность и выдержка являются важнейшими составляющими волевой сферы для успешной учебной деятельности и развития ребёнка.

Исследователями доказано, что физическая культура играет важную роль в формировании волевых качеств у субъекта деятельности. В работах по теории и методике физического воспитания детей школьного возраста отмечается, что активные занятия разнообразными физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми способствуют формированию у детей жизненно важных физических и волевых качеств .

В процессе воспитания волевых качеств основную роль играет преодоление возрастающих трудностей на физкультурных занятиях и решение конкретных задач. Это заставляет учащихся проявлять настойчивость, упорство, целеустремлённость, волю к победе, создаёт уверенность в своих силах.

Проблема развития волевых качеств является предметом изучения многих исследователей. Значению волевых усилий в учебной деятельности и развитию волевых проявлений в процессе обучения посвящены работы Н. А. Вареникова , Т. И. Чедовой, К. В. Чедова и др. Имеется достаточно большое количество работ, освещающих проблему подбора методов изучения и измерения волевой активности .

Большое внимание уделяется развитию волевых качеств в психологии физической культуры и спорта. Это подчёркивается в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов: Е. Н. Гогунова, Б. И. Мартьянова1, Джаддо Биасиотто , Е. П. Ильина , В. Ф. Сопова и др. Однако, на наш взгляд, на данный момент недостаточно освещена проблема развития волевых качеств в определённых возрастных рамках, в частности, в период среднего школьного возраста.

Таким образом, актуальность выбранной темы исследования обусловлена:

— необходимостью развития волевых качеств у подростков для успешного осуществления учебной деятельности;

— недостаточной освещённостью вопросов формирования волевой сферы учащихся основной школы на уроках физической культуры в литературных источниках;

— практически полным отсутствием научно обоснованных педагогических рекомендаций по целенаправленному развитию волевых качеств учащихся основной школы на уроках физической культуры.

Вышеизложенные аспекты актуальности позволили нам сформулировать проблему исследования, которая заключается в изучении возрастных особенностей развития волевой сферы учащихся основной школы и разработке методики развития волевых качеств школьников данного возраста на уроках физической культуры.

Методология и методы исследования. В процессе исследования нами использовались следующие методы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— анализ научной и методической литературы;

— педагогический эксперимент;

— психолого-педагогические методы исследования;

— методы математико-статистической обработки.

Метод анализа научной и методической литературы использовался нами с целью изучения качественной характеристики волевой сферы учащихся основной школы, а также результатов ранее проведённых исследований, освещающих проблемы нравственно-волевого развития учащихся на уроках физической культуры.

Исследование было организовано и проведено на базе МОУ СОШ № 3 г. Читы в течение первого полугодия 20162017 учебного года. В исследовании приняли участие 26 учащихся 9-го класса, из них 15 девочек и 11 мальчиков.

Для диагностики волевых качеств учащихся 9-го класса нами применялись:

— методика самооценки силы воли Н. Н. Обозова ;

— методика самооценки волевых качеств Н. Е. Стамбуловой2.

Методы математической статистики использовались нами для обработки и анализа полученных экспериментальных данных.

2 Степанов В. А. Методы исследования эмоций и воли (практикум по психологии): учеб. пособие. — Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2003. — 136 с.

Результаты исследования. Обработав результаты самооценки силы воли по методике Н. Н. Обозова у учащихся 9-го класса, мы получили следующие результаты. В целом по классу средний показатель оценки силы воли составил 17,15 ± 1,17 балла, что свидетельствует о «средней» силе воле исследуемых. При этом необходимо отметить, что у мальчиков данный показатель был выше и в среднем составил 18,09 ± 1,95 балла, тогда как у девочек среднее значение оценки силы воли составило 16,47 ± 1,48 балла. Однако и у мальчиков, и у девочек полученные средние значения развития силы воли находятся в пределах от 13 до 21 балла, т. е. соответствуют «средней» силе воли.

Обобщённые результаты исследования индивидуальных значений силы воли учащихся представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели силы воли исследуемых, %

Сила воли Девочки n = 15 Мальчики n = 11

«Слабая» 33,33 36,36

«Средняя» 46,67 27,28

«Сильная» 20 36,36

Девочки Мальчики

Рис. 1. Распределение исследуемых учащихся по проявлению силы воли, % Fig. 1. The distribution of the students studied according to power of will, %

Использование методики «Самооценки волевых качеств» позволило нам произвести изучение уровня развития пяти волевых качеств учащихся, таких, как целеустремлённость, смелость — решительность, настойчивость — упорство, самостоятельность — инициативность, самообладание -выдержка, по параметрам выраженности и генерализованности (табл. 2).

Проанализировав полученные данные, мы установили, что в целом исследуемые имеют средний уровень выраженности (устойчивости проявления признаков) и генерализованности (широту проявления в различных жизненных ситуациях)

всех пяти изучаемых волевых качеств. Изучив отдельно показатели девочек и мальчиков, мы выявили, что проявления волевых качеств имеют гендерные особенности. Так, по группе девочек средние значения самооценки всех пяти изучаемых волевых качеств и по критерию выраженности, и по критерию генирализованности находились в пределе от 20-30 баллов, что свидетельствует о среднем уровне их развития. Самые высокие показатели по критерию выраженности у девочек фиксировались при самооценке качества «Целеустремлённость» (26,27 ± 1,42 балла), по критерию генерализованности — при само-

оценке качества «Настойчивость — упор- мообладание — выдержка». Самооценка ство» (26,07 ± 1,54 балла). Самые низкие остальных качеств по изучаемым критери-показатели по обоим критериям были ям находилась в пределах 22-24 баллов отмечены при самооценке качества «Са- (рис. 2).

Таблица 2

Результаты самооценки волевых качеств учащихся

Волевые качества Средний балл

по классу M ± m девочки M ± m мальчики M ± m

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Целеустремленность В 26,15 ± 1,16 26,27 ± 1,42 26,0 ± 2,04

Г 24,0 ± 1,04 22,47 ± 1,33 26,09 ± 1,50

Смелость — решительность В 25,54 ± 1,22 22,0 ± 1,37 30,36 ± 1,09

Г 25,61 ± 1,14 22,08 ± 1,44 29,45 ± 1,07

Настойчивость — упорство В 21,19 ± 1,42 23,93 ± 1,88 17,45 ± 1,64

Г 22,42 ± 1,2 26,07 ± 1,54 17,45 ± 0,89

Самостоятельность — инициативность В 21,27 ± 1,16 22,20 ± 1,44 20,0 ± 1,93

Г 21,96 ± 1,17 22,47 ± 1,71 21,27 ± 1,57

Самообладание — выдержка В 21,35 ± 0,87 20,47 ± 1,28 22,54 ± 1,05

Г 21,23 ± 0,55 20,27 ± 0,67 22,54 ± 0,81

Примечание: В — выраженность, Г — генерализованность.

Рис. 2. Показатели развития волевых качеств у девочек Fig. 2. Indicators of development of volitional qualities in girls

По группе мальчиков было выявлено, что одно волевое качество — «Настойчивость — упорство» недостаточно развито по обоим показателям, т. е. уровень его развития соответствует низкому; уровень

развития остальных волевых качеств был средним. Баллы, полученные при самооценке мальчиками степени развития качества «Смелость — решительность» по критериям выраженности, приближаются

к показателям высокого уровня развития, что свидетельствует о достаточно высокой степени их развития. Также, согласно самооценке, у мальчиков достаточно хорошо

Рис. 3. Показатели развития волевых качеств у мальчиков Fig. 3. Indicators of development of volitional qualities in boys

Таким образом, согласно полученным средним данным самооценки, мальчики уступают девочкам в показателях развития настойчивости и упорства и превосходят в показателях развития качества

«Смелость — решительность». Обобщённые индивидуальные показатели самооценки волевой сферы учащихся по предложенной методике представлены в табл. 3.

Таблица 3

Показатели самооценки развития волевых качеств, %

Волевые качества Девочки n = 15 Мальчики n = 11

уровень уровень

низкий средний высокий низкий средний высокий

Целеустремлённость В 13,33 53,33 33,34 18,18 45,46 36,36

Г 20 73,33 6,67 — 72,73 27,27

Смелость — решительность В 40 46,67 13,33 — 54,54 45,46

Г 26,67 60 13,33 — 54,54 45,46

Настойчивость — упорство В 33,33 40 26,67 72,73 27,27 —

Г — 66,67 33,33 54,54 45,46 —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Самостоятельность -инициативность В 33,33 53,33 23,34 45,45 45,45 9,1

Г 33,33 46,67 20 27,27 72,73 —

Самообладание — выдержка В 33,333 66,67 — 9,1 90,9 —

Г 20 80 — 9,1 90,9 —

Примечание: В — выраженность, Г — генерализованность.

Изучив индивидуальные показатели самооценки учащимися степени развития пяти волевых качеств, мы установили, что по группе девочек низкий уровень «Целеустремлённости» по критерию выраженности имеют 2 чел. (13,33 %), по критерию ге-нерализованность — 3 чел. (20 %); средний уровень по критерию выраженности — 8 чел. (53,33 %), по критерию генерализованно-сти — 11 чел. (73,33 %); высокий уровень по критерию выраженности — 5 чел. (33,34 %), по критерию генерализованности — 1 чел. (6,67 %). Таким образом, для большинства девочек характерен средний уровень развития волевого качества «Целеустремлённость». Самооценка девочками такого качества, как «Смелость — решительность» дала следующие результаты: низкий уровень по критерию выраженности имеют 6 чел. (40 %), по критерию генерализованности -4 чел. (26,67 %); средний уровень по критерию выраженности — 7 чел. (46,67 %), по критерию генерализованности — 9 чел. (60 %); высокий уровень по критерию выраженности — 2 чел. (13,33 %), по критерию генерализованности — 2 чел. (13,33 %). Изучив самооценку девочками проявления качества «Настойчивость — упорство» можно сделать вывод, что преобладает средний уровень развития данного качества — 40 % по критерию выраженности и более 60 % по критерию генерализованности. Такое качество, как «Самостоятельность — инициативность» у большинства девочек развито на среднем уровне, как и качество «Самообладание — выдержка».

зованности — 90,9 %). А такое качество, как «Настойчивость — упорство» у подавляющего большинства мальчиков развито на низком уровне.

Обобщив полученные данные, мы установили, что в целом исследуемые имеют средний уровень выраженности (устойчивости проявления признаков) и генерализованности (широту проявления в различных жизненных ситуациях) всех пяти изучаемых волевых качеств. Однако необходимо отметить, что выявление небольшого процента учащихся с высоким уровнем развития волевых качеств, преобладание среднего уровня развития волевых качеств, а также наличие учащихся с низким уровнем развития волевых проявлений, свидетельствует о необходимости ведения целенаправленной работы по формированию волевой сферы учащихся 9-х классов.

Обсуждение результатов. На основе результатов анализа полученных экспериментальных данных и с учётом данных научно-методической литературы нами предпринята попытка разработки методики развития волевых качеств учащихся основной школы на уроках физической культуры при прохождении раздела «Гимнастика с основами акробатики». Данный раздел был выбран нами не случайно. Мы считаем, что при грамотном подборе физических упражнений и заданий, моделировании конкретных учебных ситуаций уроки гимнастики содержат в себе огромный потенциал по формированию нравственно-волевых качеств учащихся.

Согласно годовому учебному плану на освоение раздела «Гимнастика с основами акробатики» в 9-м классе отводится 15 часов во 2-й четверти с 34-го по 48-й урок, таким образом, предлагаемая методика рассчитана на 15 уроков и её реализация должна осуществляться параллельно с освоением основного учебного материала по разделу.

В основе разработанной нами методики лежит модель, предложенная Т. И. Чедо-вой (2012) для воспитания волевых качеств подростков, занимающихся в школьных спортивных клубах (рис. 4).

Рис. 4. Модель воспитания волевых качеств подростков, занимающихся в школьных спортивных клубах (Чедова Т. И., 2012)

Fig. 4. The model of upbringing of volitional qualities of adolescents involved in school sports clubs (Chedova T. I., 2012)

Согласно данной модели технология волевого воспитания подростков должна включать три взаимосвязанных этапа:

1) ценностно-ориентационный этап, на котором происходит формирование представления у подростков об эталонном волевом поведении;

2) этап развития волевых качеств и волевого поведения, который предполагает целенаправленно организованную деятельность подростков и умышленное создание воспитательных ситуаций, направленных на приобретение опыта волевого поведения;

3) этап совершенствования волевых качеств, в процессе которого происходит закрепление опыта волевого поведения подростков и который должен протекать в условиях взаимодействия всех компонентов педагогической системы (ученик — педагог — тренер — детский спортивный коллектив — родитель — школьный учитель) и осуществляться с учётом индивидуальных особенностей подростков.

Поэтому в нашей методике также выделено три соответствующих этапа: 1-й этап -3 урока (с 34-го по 36-й урок) — ценностно-

ориентационный этап; 2-й этап — 9 уроков (с 37-го по 45-й урок) — этап развития волевых качеств и волевого поведения; 3-й этап -3 урока 3-й четверти (с 46-го по 48-й урок) и до конца учебного года — этап совершенствования волевых качеств.

Для наполнения конкретным содержанием представленных этапов мы обратились к источникам научно-методической литературы. В процессе анализа литературных данных нами было определено, что «воля» является обобщённым понятием, за которым скрывается много разных психологических феноменов. Это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, и специфические его проявления (волевые качества). Исходя из вышеуказанного, при разработке своей методики мы опирались на положение о том, что совершенствование волевой сферы учащихся должно происходить через развитие конкретных компонентов воли и конкретных проявлений волевых качеств. Для целенаправленного педагогического воздействия были выбраны следующие волевые качества:

1) смелость — решительность;

2) настойчивость — упорство;

3) самостоятельность — инициативность.

То есть в процессе уроков гимнастики

при реализации нашей методики развитию данных волевых качеств будет уделяться приоритетное значение, остальные волевые качества будут формироваться параллельно.

Так как волевые свойства личности формируются в процессе деятельности, мы осуществили целенаправленный подбор определённых видов деятельности учащихся на уроках гимнастики для формирования конкретных волевых качеств подростков.

Для развития смелости — решительности нами предлагается использовать сложно координационные физические упражнения, выполнение которых сопряжено с определённым риском, а также упражнения на снарядах, освоение которых предусмотрено программой.

Формировать настойчивость — упорство подростков нами предлагается путём многократного повторения упражнений и комбинаций, а также с помощью уделе-ния особого внимания выполнению упражнений, которые вызывают трудности и/или при выполнении которых совершается много ошибок. Помимо этого, проявления настойчивости и упорства необходимо при

выполнении физических упражнений, направленных на воспитание физических качеств (силовых способностей, выносливости, гибкости и т. д.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве средств развития самостоятельности — инициативности мы предлагаем использовать задания по самостоятельному составлению и проведению комплексов общеразвивающих упражнений; составление и проведение комплексов специальных подготовительных упражнений в соответствии с темой урока с последующим обсуждением правильности их составления; выполнение страховки товарищей при выполнении упражнений на снарядах; подготовку и уборку снарядов и специального оборудования.

При реализации предложенной методики необходимо особое внимание уделять тому, чтобы обучающиеся имели полное представление для чего осуществляется та или иная деятельность и что должно стать результатом этой деятельности, потому что действие, лишённое для подростка личного смысла, перестаёт быть его собственным действием и приобретает иллюзорные формы. Как указывает Н. А. Жесткова (2016), чтобы действие стало свободным и осознанным, оно должно осуществляться в контексте значимых для подростка мотивов и быть осмыслено как своё собственное, а не навязанное извне. То есть используемые задания, которые являются средством овладения волевым поведением, должны быть осознаны учащимися.

Заключение. Таким образом, обобщая результаты проведённого исследования, можно заключить, что воля является важнейшим структурным компонентом личности. Воля даёт возможность человеку сознательно управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях. Подростковый возраст является сенситивным для развития волевых качеств личности, так как в этот период закладываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу, кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Одним из наиболее эффективных путей формирования и развития волевых качеств, по мнению исследователей, является целенаправленное использование средств физического воспитания.

Список литературы

7. Ильин Е. П. Психология воли. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009. 368 с.

8. Ильин Е. П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

9. Лукьяненко В. П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры. М.: Советский спорт, 2005. 256 с.

10. Сопов В. Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. М.: Акад. проект, 2010. 120 с.

12. Юров И. А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте. М.: Советский спорт, 2006. 163 с.

Статья поступила в редакцию 27.03.01.2017; принята к публикации 07.04.2017

Библиографическое описание статьи

Yulia F. Nikolenko1,

Candidate of Pedagogy, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),

e-mail: uliya-22@yandex.ru

Vitaliy K. Gebert2,

Candidate of Pedagogy, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia),

e-mail: gebertvk@mail.ru

Upbringing of Volitional Qualities of Secondary School Students at Lessons of Physical Education

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: education, personality, physical qualities, pupils of the primary school, lessons of physical education

7. Il’in E. P. Psikhologiya voli. 2-e izd. SPb.: Piter, 2009. 368 s.

8. Il’in E. P. Psikhologiya sporta. SPb.: Piter, 2008. 352 s.

10. Sopov V. F. Teoriya i metodika psikhologicheskoi podgotovki v sovremennom sporte. M.: Akad. proekt, 2010. 120 s.

12. Yurov I. A. Psikhologicheskoe testirovanie i psikhoterapiya v sporte. M.: Sovetskii sport, 2006. 163 s.

Зачастую люди слишком оптимистично оценивают свои способности и умения. Почти во всем, кроме одного — самоконтроля. Мы считаем, что способны на многое и при этом признаем, что не умеем контролировать себя.

Сила воли — это один из самых важных навыков. Тот, кто сумеет устоять перед ежедневными искушениями, какими бы они ни были, достигнет невероятных успехов. Как ее развивать? Вот 7 способов развития и тренировки силы воли.

1

Развивайте фундаментальные привычки

Каждый не прочь найти волшебную пилюлю, которая решит все проблемы. В области силы воли такой не существует, однако есть то, с чего нужно начать. Это фундаментальные привычки.

Первое — физические упражнения. Казалось бы, что особенного в том, чтобы бегать или поднимать штангу? Но все развивает не только дисциплину в тренажерном зале. Это также делает вас более осознанным в плане питания. Помогает лучше распоряжаться заработанными деньгами. Делает более продуктивными на работе. Позволяет быть более терпеливым с близкими людьми. Физические упражнения приводят к развитию других, часто не связанных, привычек. Когда постоянно занимаетесь, то это влияет на дисциплину и в других сферах вашей жизни.

Не хотите заниматься или не можете заниматься спортом? Развивайте другую привычку: питайтесь правильно, употребляйте овощи и фрукты. Заведите дневник, осмысливайте и планируйте свою жизнь с его помощью. Словом, найдите любую полезную привычку и систематически работайте над ее развитием. Это будет также закалять и силу воли.

2

Выполняйте важные задачи как можно раньше

Это основа тайм-менеджмента и, собственно, принцип для любого разумного человека.

Современные исследования показывают, что сила воли — конечный ресурс. В конце дня вы более склонны «сорваться», чем утром. Речь идет обо всех плохих привычках. Что еще немаловажно — накапливая усталость, вы снижаете силу воли глобально. Вот почему человеку нужна перезагрузка в виде отдыха, медитации, смены деятельности и т.д.

Все это приводит к очень простому совету: сначала делайте самые важные вещи. По мере того, как будет продолжаться ваш день, будет намного сложнее эффективно справляться с делами.

3

Улучшайте силу воли без применения силы воли

Гуру продуктивности Тимоти Феррис говорит, что сила воли переоценена. Как мы уже знаем, у нас ее ограниченный запас, поэтому целиком и полностью полагаться на нее — не самая лучшая идея.

Однако это вовсе не значит, что нельзя ее тренировать и улучшать. В каком случае сила воли расходуется очень медленно? Когда мы формируем привычки. Это нелегкое дело, но при помощи некоторых трюков всего можно достичь. Формируйте свою среду таким образом, чтобы вам не нужно было себя заставлять что-либо делать: не покупайте печенье или как минимум уберите его с глаз долой, чтобы не съесть много.

У вас ограниченное количество энергии, поэтому нужно снизить ее затраты при помощи привычек. Выкладывайтесь только в самых сложных и важных делах.

4

Используйте силу воли, чтобы улучшить силу воли

Сила воли как мышца: когда она истощена, вы устаете и сдаетесь. Но с тренировками эта мышца становится сильнее. Нужно лишь знать, какие действия позволяют развивать ее. Начните с самоконтроля, а не сразу испытывайте свою силу воли на выработке сложных привычек.

Удивительно, но одно исследование показало, что изменение осанки может улучшить вашу силу воли. Стоило испытуемым сесть прямо и прекратить сутулиться, как они стали проявлять больше самоконтроля и начали справляться с задачами, которые не имели никакого отношения к положению тела.

5

Основы: еда и сон

Хоть этот пункт и находится на пятом месте, он является основным. Хотите увеличить запас силы воли? Правильно питайтесь и достаточно спите. Не переедайте, не жертвуйте сном ради других дел. Это и будет отличным началом.

6

Прокрастинация может улучшить силу воли

Вы не должны говорить «нет» каждому искушению. Вы просто можете отложить их. И правда, хватит откладывать только дела, начинайте откладывать и удовольствия. Исследования показывают, что мысль «Не сейчас, потом» гораздо мощнее, чем «Нет, ты не можешь это сделать». Соответственно, отказавшись от забавы, вы сэкономите изрядное количество силы воли.

Все, что угодно, кроме ситуаций, когда вы сдаетесь, может улучшить мышцу силы воли. Отвлекайтесь не от важных дел, а от вероятных развлечений.

7

Если чувствуете, что ничего не получается, то это нормально

Итак, вы собираетесь поддаться искушению. Это не пораженчество, это реальность. Важно лишь то, что вы чувствуете после этого. Чувствуете желание грызть себя из-за того, что дали слабину? Этого нельзя делать ни в коем случае.

Самообвинение снижает самоконтроль. Сострадание к себе и сравнения себя настоящего с собой прошлым наоборот повышает. Еще недавно вы даже не пытались, а сейчас имеете определенные успехи. Ну не чудесно ли?

Самокритика связана с понижением мотивации и самоконтроля. Она также является предвестником депрессии. В итоге ситуация становится хуже, чем была раньше.

Утешьте себя, скажите себе несколько добрых слов. Но это не все: тут же принимайтесь за еще одну попытку. Никаких «я так устал и заслужил отдых». Сострадание к себе в данном случае применимо лишь для того, чтобы взять себя в руки, и продолжить развитие.

Желаем вам удачи!

Ключевые слова:1Психорегуляция

Процесс развития и формирования воли происходит на протяжении всей жизни, в результате воспитания и обучения человека. Что подразумевается под словом воля? Воля — сознательное регулирование личностью своих поступков, действий, проявляющееся в умении преодолевать трудности при достижении поставленной цели.

С началом обучения в школе формирование воли у ребёнка вступает в новый этап, характеризующийся целенаправленным и систематическим воспитанием под руководством учителя. Учение является интересным и увлекательным для детей занятием. Вместе с тем, в нём есть немало и неинтересного, подчас даже трудного.

Именно в этих случаях необходимы волевые усилия. Преодоление различного рода трудностей в процессе обучения, в процессе занятия той или иной учебной деятельностью, воспитывает волю, развивает волевые качества личности школьника.

С приходом в школу у первоклассника изменяются мотивы поведения. Активно формируются у учащихся начальных классов мотивы долга и ответственности перед учителем, перед своим классом. Специфика учебной деятельности обуславливает необходимость обязательного проявления воли. На уроках ученик должен проявлять умственные усилия для решения поставленных задач и поиска ответов на различные вопросы, целенаправленности восприятия, внимания, наблюдения, памяти. Так, одновременно с общим психическим развитием младшего школьника, развивается и его воля.

В процессе воспитания воли у учеников младших классов преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности воли детей. Так, младший школьник ещё не способен делать длительных волевых усилий, особенно при выполнении однообразных заданий. Отсюда, понятна необходимость постоянно разнообразить деятельность младшего школьника.

Важным фактором в воспитании воли у школьника является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремлённый коллектив оказывает положительное влияние на личность школьника, воспитывая его волю. Ученик подражает лучшим в школьном коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе.

Положительные результаты в воспитании воли у учащихся дают рассказы детям о людях, проявивших решительность, мужество, героизм.

Благоприятные условия для преодоления трудностей, а значит, и для развития воли, создают занятия физкультурой и спортом. Для воспитания у школьников волевых усилий нужно использовать как обычные условия учебных занятий, так и создавать специальные. Например, уже во 2 классе необходимо и на уроках, и на внеклассных занятиях, проводить специальные беседы по воспитанию воли, характера, необходимо помочь ученикам составить индивидуальную программу по самовоспитанию.

Говоря о развитии воли школьников, необходимо помнить о том, что в воспитании всех волевых качеств младших школьников, так же, как и во всей воспитательной работе, учителю следует поддерживать тесную связь с родителями, быть в тесном контакте с семьёй школьника. Только в этом случае, совместными усилиями школы и семьи, можно добиться высоких результатов в воспитании и формировании воли младших школьников.

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Сидячева Н.В. 1 1 ГБОУ ВПО «Московский Государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» В данной статье изложены теоретические положения развития волевой регуляции в раннем дошкольном возрасте. Выделены уровни психической регуляции. Рассматривается термин «регуляция» в дальнейшем соотнося его к раннему дошкольному возрасту. Представлена авторская структура психологической готовности, включающая в себя три компонента (интеллектуальный, мотивационный и эмоционально-волевой).Показана взаимосвязь между развитием эмоционально-волевого компонента и началом школьного обучения. Ставится вопрос о возможности раннего формирования произвольности и волевой регуляции у детей дошкольного возраста влияющий на психологическую готовность к обучению в школе. Освещены вопросы формирования психологической готовности к школе детей среднего дошкольного возраста. Предпринята попытка осветить вопросы формирования волевой регуляции в раннем дошкольном возрасте как начального звена систематического обучения. 179 KB учебная деятельность. психологическая готовность саморегуляция волевая регуляция произвольная сензитивный период психические процессы психическая регуляция ранний дошкольный возраст 1. Быков А.В., Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе: Учебное пособие. – М.: Изд-во УРАО, 1999.-168с. 2. Быков А.В., Шульга Т.И. Эмоционально-волевая регуляция как вид психологической готовности человека к обучению. Монография.- М.Издательство МГОУ, 2012.- 142с. 3. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. 3-е изд.- СПб.: Питер, 2006.-208с.:ил.- (Серия «Учебное пособие»). 4. Сидячева Н.В. Эмоционально-волевой компонент готовности дошкольника к школе: Дис. … канд.психол.наук. – М., 2006.-153с. 5. Шульга Т.И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников.// Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки».-№1.-2012.-М.:Изд-во МГОУ.

Дошкольный возраст является уникальным для развития психических функций у детей. Некоторые психические процессы у них (память, воображение) являются сензитивными для их успешного формирования и развития. В последнее время по нашему мнению, необходимо отнести и развитие произвольности и волевой регуляции у детей дошкольного возраста. Отмечено, что развитие произвольности относится к старшему дошкольному возрасту, это подтверждается теоретическими и практическими положениями ученых (Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, О.В. Гударева, Н.И. Гуткина, А.В. Запорожец, В.К. Котырло, Е.О. Смирнова, Д. Б. Эльконин и др.). Однако, на сегодня эта проблема требует пересмотра целей, задач и постановку новых в контексте ее изучения, что и подтверждает актуальность данного исследования.

Изучение волевой сферы детей дошкольного возраста является привлекательным как в теоретическом, так и в практическом смысле. В этом возрасте наблюдается интенсивное становление волевой сферы, которое заключается в умении подчиняться требованиям, правилам, ведущие к развитию саморегуляции .

Л.С. Выготский предполагал, что в дошкольном возрасте формируются процессы, конституирующие в образе самого себя черты субъекта практической деятельности, от них отстает в этот период отражение познавательных возможностей и самого себя как субъекта личностных отношений .

В тоже время, в практической субъектности заложены некоторые основания для отражения себя, своих личностных особенностей на уровне социального принятия результатов поведения, что предполагает уже зарождение теоретической субъектности и сопряженного с ней волевого уровня своего поведения .

Ученые выделяют три уровня психической регуляции: непроизвольный, произвольный и волевой и переход от одного уровня на другой происходит не спонтанно, а постепенно, благодаря созреванию психологических структур.

Термин регуляция – regular – введен психологами как объяснительный принцип общей теории деятельности. Под регуляцией они понимают внешние принудительные воздействия на человеческую систему, направленные на поддержание заданных функций. Человек может поддерживать заданные функции двумя способами:

а) отвечая на принудительные воздействия внешними приемами, которые ему предложены;

б) по своей инициативе активно изменяя свое поведение, т.е. регулируя его .

Рассматривая эти положения, нами понимается, что принудительные воздействия для детей дошкольного возраста еще являются затруднительными, но сознательно регулировать свое поведение для дошкольников весьма возможно. Это подтверждается диссертационным исследованием Сидячевой Н.В. (2006г.) о возможности формирования волевой регуляции в среднем дошкольном возрасте и высказыванием предположения о том, что можно ее формировать и раньше, начиная с младшего дошкольного возраста.

Л.С. Выготский отмечал, что каждый из периодов ребенка характеризуется определенным типом субъектности, определенной интеграцией внутреннего и внешнего аспектов субъектности. В младенчестве, по мнению Л.С. Выготского, субъектность выступает как некоторое недифференцированное отношение к себе, к концу раннего возраста развивается осознание себя как субъектность .

Подтверждение этого факта, дает нам основание для изучения более детального и глубоко исследования проблемы развития волевой регуляции детей раннего дошкольного возраста. Несмотря на то, что поведение ребенка раннего возраста в большей степени формируется внешними стимулами, (это период интенсивного речевого развития), понятная словесная инструкция взрослого, адекватно воспринимаемая ребенком, будет стимулировать его к действию и тем самым, его речь будет способствовать регуляции его поведения.

Затруднения формирования волевой регуляции для детей раннего дошкольного возраста можно определить и в лабильности их эмоциональной сферы, в слишком сильном эмоциональном возбуждении, в импульсивных формах поведения, которые мешают осуществлению развития произвольного поведения, которое в свою очередь блокирует волевое поведение. Но, оценки поступков и качеств личности вначале формируются как непосредственные эмоциональные переживания, постепенно отдаляются от них, обобщаются и приобретают статус самостоятельных инстанций, регулирующих поведение ребенка, при этом сознательно принятые им нормы превращаются в соответствующие мотивационные образования, регулирующие его поведение и самосознание .

Проблема развития волевой регуляции очень важна для педагогической психологии т.к. имеет непосредственное отношение к психологической готовности к обучению в школе и началу учебной деятельности.

Отечественные ученые, исследовавшие проблему психологической готовности, представили критерии, показатели и ее компоненты.

Анализируя полученные данные, мы представили сравнительный анализ показателей, критериев и структуры психологической готовности, который позволил систематизировать показания исследователей.

Сравнительный анализ подходов к определению психологической готовности

Таблица №1

Авторы

Понятие психологической готовности

Структура психологической готовности

Показатели психологической готовности

Критерии психологической готовности

К.В. Бардин

— общее развитие психических функций;

— развитие произвольности;

— развитие мотивации.

Л.И. Божоич

— мотивационная сфера;

— произвольная сфера;

— интеллектуальная

внутренняя позиция школьника

Л.А. Венгер,
А.Л. Венгер

достижение ребенком к моменту поступления в школу оптимального уровня развития, обеспечивающего высокую успешность школьного обучения.

— умение слушать взрослого;

— развитие памяти;

— умственное развитие;

— владение арифметическими операциями;

— готовность руки.

Л.С. Выготский

— наличие созревших функций;

— развитие интеллектуальной сферы

-коммуникативный

Н.И. Гуткина

— произвольность;

— мотивация

А.В. Запорожец

целостная система взаимосвязанных качеств личности, характеризующаяся физическим, умственным, нравственным ,эстетическим развитием

Г.Г. Кравцов,

Е.Е.Кравцова

— коммуникативное поведение;

— отношение к взрослому, к сверстнику, к себе

М.И. Лисина

коммникативный

А.Н. Леонтьев

вводит понятие

— управляемое, сознательное, контролируемое поведение

В.С. Мухина

— желание учиться;

— произвольность;

— познавательное развитие;

— волевое развитие;

— отношение с взрослыми и сверстниками

Н.В. Нижегородцева,
В.Д. Шадриков

— физический уровень развития функциональных систем, уровень физического здоровья, уровень, уровень биологического развития.

— психологический уровень развития волевой, личностной, мотивационной сфер, обобщенные элементарные знания, учебные навыки и способности

Н.Г. Салмина

— произвольность;

— уровень развития семиотической ф-ции;

— личностные характеристики;

— развитие эмоциональной сферы

Е.О. Смирнова

— произвольность

Д.Б. Эльконин

— произвольное поведение

Из материалов представленных в таблице мы видим, что структура психологической готовности описана только в работах Л.И. Божович, в то время как критерии психологической готовности выделены М.И. Лисиной и В.С. Мухиной. Необходимо отметить, что многие авторы выделяют лишь понятие психологической готовности к школе и ее показатели. Анализ представленных в таблице данных показывает, что не определены компоненты психологической готовности к школе .

Опираясь на структуру психологической готовности Л.И. Божович, мы предлагаем следующую модель психологической готовности к школе

( рис.1).

Рис.1 Модель психологической готовности к школе

Рассматривая проблему развития волевой регуляции у детей раннего дошкольного возраста, мы невольно затрагиваем вопрос о психологической готовности, которая является окончательным критерием перехода от дошкольного возраста к младшему школьному. Начало подготовки детей к школе падает на дошкольный возраст, причем старший, но в своем исследовании (Сидячева Н.В., 2006), экспериментально доказали, что возможно ее развитие и в среднем дошкольном возрасте, а значит возможно и в младшем дошкольном. Для эффективности формирования психологической готовности, мы полагаем, что первые шаги по ее развитию необходимо начинать развитие с раннего детства, являясь зарождающей ступенью систематического обучения.

Таким образом, проблема развития волевой регуляции у детей раннего дошкольного возраста, представляется нам весьма интересной т.к. является относительно новой для современной психологической науки и при тщательном ее исследовании дает возможность вывести процесс обучения на качественно новый, высокий уровень, непосредственно влияющий на успешность учебной деятельности детей в начальной школе.

Рецензенты:

Ходакова Н.П., д.п.н., доцент, ГБОУ ВПО «Московский Государственный Гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва.

Библиографическая ссылка

Сидячева Н.В. ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В РАННЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11281 (дата обращения: 25.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Не вступая в борьбу с безволием ребенка, вы рискуете его будущим.

Они непредсказуемы, от них трудно ожидать последовательного поведения. Выйдя однажды во двор погулять, Вовка, сын наших знакомых, взял и пропал на несколько часов: увязался за какой-то компанией и лишь часа через три вспомнил о сходящих с ума родителях…

Без руля, без ветрил

Этих детей называют и «безвольными», и «безответственными», а самым точным определением будет слово «неустойчивые», недаром в психологии уже существует такой термин. Они движутся по жизни без руля, без ветрил и без особых дум и планов даже на ближайшие часы. Эти дети знают только слово «хочу», и тут речь чаще всего вовсе не идет о желании что-то делать. Нередко они и сами не знают, чего хотят и потому нерешительны, вялы, отступают перед первым же затруднением. От них только и слышишь: «Не умею», «Не знаю как»…

До поры до времени родители считают это следствием детской праздности и необремененности домашними заботами. Ярче, зримее для всех «неустойчивость», безволие проявляются тогда, когда усидчивость и трудолюбие становятся жизненно важны — то есть с началом учебы в школе.

Легкомысленность «безвольного» становится тут просто вопиющей: он не слушает учительницу (это требует усилий, сосредоточенности), не записывает задания, не выполняет их. Только при непрестанном контроле, нехотя, эти дети делают уроки, но как только контроль, пусть и ненадолго, ослабевает, мгновенно прекращают работу. Первоклассника ругают, он вроде и сам раскаивается, но тут же все забывает — как, давая честное слово не брать отцовскую ручку со стола, уже через пару минут обводит ей какой-нибудь узор.

«Подшитые» часы

Все слишком серьезно, чтобы отдавать этих детей на волю сложившихся обстоятельств. Безнадзорность и попустительство с вашей стороны — вот ключи, открывающие двери для праздности и безделья, дающие полную волю патологическим свойствам характера.

Дисциплина — главное оружие против безволия. И как страдающему аритмией сердца подсоединяют стимулятор ритма, «неустойчивому» надо «подшить» часы. Жесткий режим прежде всего: сон, прием пищи, прогулка — все строго по часам! Потом, опять же по расписанию, игра, уроки. Сидите сами рядом, отслеживайте каждое движение! Утомительно, раздражает, надо по дому сделать кучу всего, но пока ребенок работает, родители не должны от него отвлекаться, займетесь своими делами во время его перерывов. Тем более что уроков в первом классе совсем немного.

Выстроенный распорядок дня будет автоматически приучать человека к организованности, устойчивая временная сетка будет воспитывать его волю одним своим присутствием в его жизни. Только отслеживайте это расписание не от случая к случаю, а систематически.

Безвольного с раннего детства настойчиво приучают завершать начатое, что требует от него усилий. Но раз за разом побуждаемый родителями, пусть поневоле, но он опять же привыкает к тому, что без усилий у него ничего не получится! К тому же, как всякий человек, он любит видеть задуманное завершенным. Моя балованная Ирка раз за разом бросала начатое было дело строительства дома для кукол — не получалось, а потому было скучно. Но к ней подсел муж. Они начали дело вместе, собрали стены, поставили крышу, папа придумал для расставленной в доме мебели нарезать из лоскутов покрывал, скатертей и ковров (Ирка, загоревшись, под конец уже вырывала из папиных рук ножницы — захотелось все делать самой!). На обустроенный особняк радовались всей семьей и нахваливали нашу маленькую.

Главное — воспитание у «безвольного» ответственности. Любое проявление разгильдяйства должно быть наказано! Реагируйте эмоционально, чтобы запомнилось, потрясло, породило установку: «Думай перед тем, как сделать это, а то плохо тебе будет!» Раз за разом бросаешь стол для занятий неубранным — завтра весь день не будет у тебя карандашей и бумаги. Наказание — дозированное! отмеренное! — в этом случае необходимо.

Хотя, каюсь, маленького Вовку, примерно наказанного тогда родителями, мне все-таки было жалко.

…И очень опасен

Неустойчивый, безвольный взрослый опасен для окружающих и для себя самого. Вовремя не приученный добиваться всего своим трудом, он ищет лишь занятия, что сулят удовольствия, жаждет смены впечатлений и не задумывается о последствиях своих поступков.

Один наш знакомый «неустойчивый» разбил дорогую чужую машину, был «поставлен на счетчик», и, спасая его, родители переселились из двухкомнатной квартиры в общежитие. Другой из-за своей расхлябанности потерял работу и вот уже два года на иждивении матери (в 35 лет): намечающийся было работодатель звонит на прежнее место работы и тут же отказывает. Третий выучился было на слесаря, но вдруг зачастил в зал игровых автоматов — развелся, продал квартиру, бомжует.

«Уповать здесь можно только на то, что неустанная, упорная, ведущаяся с раннего детства (когда человек еще пластичен) с использованием и «пряника», и «кнута» борьба с неустойчивостью преодолеет эту тяжкую акцентуацию характера, — пишет психоневролог Вилен Гарбузов. — Лучше, если «безвольного» своевременно, любя, накажут родители, чем потом, когда он вырастет, его сурово, и нередко жестоко, накажут чужие люди…»

Кстати

Научить дисциплине

Устанавливать рамки дозволенного — занятие сложное, требующее времени и терпения, но крайне необходимое. Родители должны обучать ребенка правилам поведения до тех пор, пока он не станет достаточно взрослым и поймет, как правильно вести себя в обществе. Чтобы успешно справиться с задачей, родителям надо знать о том, как развивается его личность и в какой период какого поведения следует от него ожидать.

К сожалению, многие мамы и папы не утруждают себя тем, чтобы ставить перед ребенком рамки дозволенного и бывают настолько подавлены плохим поведением ребенка, что не знают, с какого бока к нему подступиться. Другие считают, что устанавливать рамки дозволенного необязательно и перекладывают эту обязанность на плечи воспитателей или учителей. В большинстве случаев родители не решаются быть строгими к ребенку из-за того, что боятся потерять его любовь. Вместо того чтобы поставить ребенка на место, они игнорируют его плохое поведение со словами: «Дети есть дети». Помните, установление рамок дозволенного целиком лежит на ответственности родителей, процесс воспитания нельзя пускать на самотек или откладывать на потом.

Р. Голдстайн и Дж. Гэллант «Библия для родителей»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *