О других осадах Иерусалима см. Осада Иерусалима .

14 апреля — 8 сентября 70 г. н.э.
(4 месяца, 3 недели и 4 дня)

Иерусалим , Иудея 31 ° 46’41 «N 35 ° 14’9» E  /  31,77806 ° N 35,23583 ° E Координаты: 31 ° 46’41 «N 35 ° 14’9» E  /  31,77806 ° N 35,23583 ° в.д.

Решающая римская победа

  • Основные повстанческие силы Иудеи покорены.
  • Город Иерусалим и Иерусалимский храм разрушены.
  • Дальнейшая римская экспансия в Левант

Римское правление Иерусалима восстановлено

Осада Иерусалима (70 г. н.э.)
Часть первой еврейско-римской войны

Успехи римской армии во время осады.
Дата Расположение Результат Территориальные
изменения
Воюющие стороны
Римская империя

Остатки Временного правительства Иудеи

  • Саддукеи
  • Фарисеи
  • Крестьянская фракция
    • Идумеи
Зилоты
Командиры и лидеры
Тит
Веспасиан
Саймон Бар Гиора Иоанн Гисальский ( военнопленный )
Елеазар бен Симон †
Сила
70 000 15 000–20 000 10 000
Жертвы и потери
Неизвестно 15 000–20 000 10 000
По словам Иосифа Флавия, 1,1 миллиона некомбатантов погибли в Иерусалиме, в основном в результате насилия и голода, но это число превышает все население Иерусалима до осады . Многие из жертв были наблюдательными евреями со всего мира, такими как Вавилон и Египет, которые отправились в Иерусалим, желая отпраздновать ежегодную Пасху, но вместо этого попали в ловушку хаотической осады.
Он также пишет, что 97 000 человек были порабощены.
Мэтью Уайт , Большая книга ужасных вещей (Нортон, 2012), стр. 52, оценивает общее число погибших в Первой и Третьей римско-еврейских войнах примерно в 350 000 человек.

Часть серии по

Иерусалим

  • История
    • Лента новостей

  • Город Давида
  • Период Второго Храма
  • Элия ​​Капитолина
  • Средний возраст
  • Королевство Иерусалим
  • Мутасаррифат
  • Британский мандат
  • Иорданская аннексия
  • Израильская оккупация
  • Воссоединение
  • Осады

    • 701 г. до н. Э.
    • 597 г. до н.э.
    • 587 г. до н. Э.
    • 63 г. до н. Э.
    • 37 г. до н. Э.
    • 70
    • 614
    • 637
    • 1099
    • 1187
    • 1244
    • 1834 г.
    • 1917 г.
    • 1948 г.

    Места

    • Восток
    • Запад
    • Старый город
    • Храмовая гора
    • Храм
    • Западная стена
    • Купол Скалы
    • Синагоги
    • Мечети
      • Аль-Акса
    • Храм Гроба Господня
    • Еврейский университет
    • Кнессет
    • Библейский зоопарк

    • люди
      • Демографическая история

  • Мэр
  • Главный раввин
  • Великий муфтий
  • Греческий Православный Патриарх
  • Короли крестоносцев
  • Политический статус

    • Религиозное значение
      • Иудаизм
      • христианство
      • ислам
    • Закон Иерусалима
    • День Иерусалима
    • День Кудс
    • Иудаизация
    • Исламизация
    • Закон о посольстве США в Иерусалиме
    • Признание США

    Другие темы

    • Имена
    • Флаг
    • Герб
    • Муниципалитет
    • Большой Иерусалим
    • Городская линия
    • Транспорт
    • Песни
    • Исторические карты

    Осада Иерусалима в 70 году н.э. стало решающим событием Первой еврейско-римской войны , в которой римская армия захватила город Иерусалим и разрушили и город , и его храм . Римская армия, возглавляемая будущим императором Титом , во главе с Тиберием Юлием Александром в качестве его заместителя, осадила и захватила город Иерусалим , который находился под контролем иудейских повстанческих группировок с 66 г. н.э., после бунтов в Иерусалиме в 66 г. когда в Иерусалиме было сформировано временное правительство Иудеи.

    Осада города началась 14 апреля 70 г. н.э., за три дня до начала Пасхи в том году. Осада длилась около четырех месяцев; он закончился в августе 70 г. н.э., в день Тиша бе-Ав, сожжением и разрушением Второго Храма . Затем римляне вошли и разграбили Нижний город. Арка Тита , празднуя римский мешок Иерусалима и Храм, до сих пор стоит в Риме . Завоевание города было завершено примерно 8 сентября 70 г. н.э.

    Иосиф помещает осаду во второй год правления Веспасиана , что соответствует 70 году нашей эры .

    Когда был разрушен древний Иерусалим? Часть 2

    О чем говорят клинописные документы

    Это вторая из двух статей, в которых обсуждаются научные вопросы, связанные с датой разрушения древнего Иерусалима. В этих статьях приводятся тщательно проверенные данные, а также основанные на Библии ответы на вопросы, которые беспокоят некоторых читателей.

    Основные положения первой части

    ▪ Многие историки утверждают, что Иерусалим был разрушен в 587 году до н. э.

    ▪ Библейская хронология показывает, что это произошло в 607 году до н. э.

    ▪ Историки основывают свои заключения на трудах классических историков и на каноне Птолемея.

    ▪ В некоторых сочинениях классических историков допущены существенные ошибки, кроме того, приведенные в них сведения не всегда совпадают со сведениями, содержащимися в глиняных табличках.

    В БИБЛИИ говорится, что «во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии» иудеи были уведены в плен в Вавилон «до исполнения семидесяти лет». Когда они были освобождены? «В первый год Кира, царя Персидского» (2 Паралипоменон 36:21, 22, Синодальный перевод). Библейская и светская хронологии сходятся в том, что вавилонское пленение закончилось после того, как Кир завоевал Вавилон и освободил иудеев. Они вернулись в Иерусалим в 537 году до н. э. Поскольку Библия ясно указывает, что вавилонский плен длился 70 лет, он должен был начаться в 607 году до н. э.

    Однако большинство ученых датируют разрушение Иерусалима 587 годом до н. э. В таком случае вавилонский плен длился бы всего 50 лет. Чем они аргументируют свои выводы? Они основывают свои вычисления на древних клинописных документах, в которых сообщаются подробности о правлении Навуходоносора II и его преемников1. Многие из этих документов были составлены людьми, жившими в то время, когда был разрушен Иерусалим, или вскоре после этого. Но насколько надежны вычисления, которые указывают на 587 год до н. э.? О чем в действительности говорят клинописные документы?

    Чтобы ответить на эти вопросы, давайте рассмотрим три вида документов, на которые часто ссылаются ученые: 1) вавилонские хроники, 2) таблички делового содержания и 3) астрономические таблички.

    ● Вавилонские хроники

    Что это? Вавилонские хроники представляют собой таблички, в которых описываются значимые события вавилонской истории2.

    Что говорят специалисты? Рональд Сак, ведущий специалист по клинописным документам, отмечает, что в этих хрониках содержится неполная информация о важных событиях. Он написал, что историки должны исследовать «вторичные источники… в надежде определить, что произошло на самом деле».

    О чем свидетельствуют документы? В вавилонских хрониках содержатся неполные исторические сведения3. (Смотрите рамку внизу.) Возникает закономерный вопрос: можно ли всецело доверять заключениям, основанным на неполных сведениях?

    ● Таблички делового содержания

    Что это? Большинство табличек делового содержания нововавилонского периода — это документы, в которых приводится информация о денежных операциях. В них указывался день, месяц и год правления царя. К примеру, в одной табличке сказано, что сделка состоялась «в месяце нисане, 27-го дня, 11-го года царствования Навуходоносора , царя Вавилона»4.

    Когда царь умирал или его свергали, оставшиеся месяцы последнего года его правления считались годом восшествия на престол нового царя5. Другими словами, смена царей происходила в один вавилонский календарный год. Следовательно, документы, составленные в год восшествия на престол нового царя, датировались месяцами последнего года правления прежнего царя.

    Что говорят специалисты? Рональд Сак изучил множество клинописных деловых документов нововавилонского периода. В 1972 году Сак написал, что неопубликованные тексты, предоставленные ему Британским музеем, «полностью опровергают» более ранние заключения относительно того, когда Навуходоносора II сменил на престоле его сын Амель-Мардук (также известный как Евилмеродах)6. Саку было известно, что, согласно табличкам, Навуходоносор II все еще правил в шестом месяце последнего, 43-го, года своего правления. Но недавно расшифрованные таблички, относящиеся к году восшествия на престол следующего царя, Амель-Мардука, датированы четвертым и пятым месяцами, как принято считать, того же года7. Расхождение очевидно.

    О чем свидетельствуют документы? Это не единственное расхождение. Например, в одном документе говорится, что Навуходоносор II правил в десятый месяц последнего года своего правления, то есть спустя шесть месяцев после того, как его преемник, по общепринятому мнению, восшел на престол8. Подобное расхождение наблюдается и в случае перехода власти от Амель-Мардука к его сыну Нериглиссару9.

    Почему эти расхождения заслуживают нашего внимания? Как было упомянуто ранее, наличие пробелов в истории, основанной на вавилонских хрониках, подразумевает, что, вероятно, мы не можем воссоздать непрерывную хронологию событий того периода10. Возможно ли, что между вышеназванными царями правили другие цари? Если да, то нововавилонский период длился дольше, чем принято считать. Поэтому ни вавилонские хроники, ни клинописные документы делового содержания не дают оснований утверждать, что Иерусалим был разрушен в 587 году до н. э.

    ● Астрономические таблички

    Что это? Это клинописные таблички, в которых описаны положения Солнца, Луны, планет и звезд, а также указаны исторические сведения, такие, как год правления того или иного царя. Например, изображенный внизу астрономический дневник содержит информацию о лунном затмении, которое произошло в первый месяц первого года царя Укин-зера11.

    Что говорят специалисты? Ученые сходятся во мнении, что вавилоняне разработали подробные таблицы, чтобы предсказывать наиболее вероятное время затмений12.

    Но могли ли вавилоняне пользоваться этими таблицами, чтобы определять время затмений, происходивших в прошлом? «Вполне возможно,— говорит профессор Джон Стил,— что, когда составлялся текст, некоторые из наиболее ранних предсказаний были сделаны путем применения таблиц к прошлому» (курсив наш.— Ред.)13. Профессор Дейвид Браун, по мнению которого астрономические таблицы содержат предсказания, сделанные незадолго до описанных событий, признаёт, что даты некоторых событий «могли быть вычислены писцами постфактум в IV и более поздних столетиях до Р. Х.»14. Если это действительно вычисления, произведенные постфактум, то разве могут они считаться достойными доверия без дополнительных подтверждений?

    Даже если затмение и происходило в указанное время, означает ли это, что точны и исторические сведения, которые составитель таблички связывает с этой датой? Необязательно. Историк Ван дер Спек объясняет: «Составители были астрологами, а не историками». Он говорит, что исторические сведения, содержащиеся в астрономических табличках, изложены «в той или иной мере небрежно», и предупреждает, что ими нужно «пользоваться с осторожностью»15.

    О чем свидетельствуют документы? Для примера рассмотрим табличку VAT 4956. В первой строке этой таблички написано: «37-й год Навуходоносора, царя Вавилона»16. Затем приводится описание положений Луны и планет по отношению к различным звездам и созвездиям. Также в ней упоминается одно лунное затмение. Ученые утверждают, что небесные тела, о которых говорится в этой табличке, занимали описанное положение в 568/567 году до н. э. Это означает, что 18-й год Навуходоносора II, в который он разрушил Иерусалим, приходится на 587 год до н. э. Но указывают ли эти астрономические данные исключительно на 568/567 год до н. э.?

    В табличке упоминается лунное затмение, которое, согласно вычислениям, произошло в 15-й день месяца сивану, третьего месяца по вавилонскому календарю. Доподлинно известно, что в том месяце было лунное затмение, которое по юлианскому календарю произошло 4 июля 568 года до н. э. Однако лунное затмение было и 20 годами ранее, 15 июля 588 года до н. э.17

    Если 37-й год правления Навуходоносора II приходится на 588 год до н. э., то 18-й год его правления приходится на 607 год до н. э.— тот самый год, когда, согласно библейской хронологии, был разрушен Иерусалим! (Смотрите временну́ю прямую на этой странице.) Содержатся ли в табличке VAT 4956 дополнительные доказательства, указывающие на 607 год до н. э.?

    Кроме упомянутого затмения, в табличке содержится информация о 13 наблюдениях Луны и 15 наблюдениях планет и описывается их положение относительно определенных звезд и созвездий18. Также в ней указаны 8 временны́х интервалов между восходами и заходами Солнца и Луны18а.

    Поскольку данные о положении Луны нетрудно проверить, ученые тщательно исследовали 13 описаний положения Луны, приведенные в табличке VAT 4956, с помощью компьютерной программы, которая вычисляет положение небесных тел в заданную дату в прошлом19. К какому выводу они пришли? В то время как не все описания положений Луны подходят под 568/567 год до н. э., все 13 описаний соответствуют положениям, вычисленным для 588/587 года до н. э.

    Один из фрагментов таблички, содержащих описание положения Луны, которое больше подходит к 588, чем к 568 году до н. э., изображен на этих страницах. В третьей строке этой таблички написано, что Луна занимала определенное положение «ночью 9-го «. Ученые, которые датировали это событие 568 годом до н. э. (астрономическим 567-м), признали, что в том году Луна занимала это положение «8-го, а не 9 «. Чтобы подтвердить датировку таблички 568 годом до н. э., они выдвинули предположение, что писец нечаянно написал «9» вместо «8»20. Однако положение Луны, описанное в третьей строке, полностью подходит под 9 нисану 588 года до н. э.21

    Очевидно, что бо́льшая часть астрономических данных, приведенных в табличке VAT 4956, указывает на 588 год до н. э. как на 37-й год правления Навуходоносора II. А это подтверждает, что Иерусалим был разрушен в 607 году до н. э., как и следует из Библии.

    Почему Библия заслуживает доверия?

    В настоящее время большинство светских историков полагают, что Иерусалим был разрушен в 587 году до н. э. Однако из слов библейских пророков Иеремии и Даниила ясно видно, что иудеи были в плену не 50, а 70 лет (Иеремия 25:1, 2, 11; 29:10; Даниил 9:2). А значит, Иерусалим был разрушен в 607 году до н. э. Доказательства, рассмотренные выше, показывают, что этот вывод подтверждается некоторыми светскими источниками.

    Ученые неоднократно подвергали сомнению достоверность Библии. Однако всякий раз, когда обнаруживаются новые исторические свидетельства, точность этой книги подтверждается. У нас есть все основания доверять Библии. Ведь мы убедились, что она точна с исторической и научной точки зрения и что ее пророчества всегда исполняются. Поэтому мы уверены, что Библия — это Слово Бога (2 Тимофею 3:16). Почему бы не исследовать доказательства, свидетельствующие в пользу этого? Вы можете прийти к такому же выводу.

    Смотрите статью «Когда был разрушен древний Иерусалим? Какое это имеет значение. О чем говорят факты» в «Сторожевой башне» от 1 октября 2011 года.

    Примечание: ни один из светских ученых, чьи слова приводятся в этой статье, не придерживается мнения, что Иерусалим был разрушен в 607 году до н. э.

    Год восшествия на престол не включался в годы правления. В него входили оставшиеся месяцы календарного года. Официально царь начинал править с начала нового года.

    Существующие таблички делового содержания охватывают все годы, которые традиционно считаются годами правления нововавилонских царей. Если суммировать годы их правления и отсчитать назад полученное число от конца правления последнего нововавилонского царя, Набонида, то получится, что Иерусалим был разрушен в 587 году до н. э. Однако на этот метод датировки можно полагаться только при условии, что каждый царь сменял своего предшественника сразу же и между ними никто не правил.

    Конкретные примеры можно найти в 4-й и 5-й главах книги «Библия: слово Бога или человека?». Издана Свидетелями Иеговы.

    (Полное оформление текста смотрите в публикации)

    ВАВИЛОНСКИЕ ХРОНИКИ: ПРОБЕЛЫ В ИСТОРИИ

    В вавилонских хрониках содержатся сведения только о 35 годах нововавилонского периода, который, как считается, длился около 88 лет.

    ГОД, О КОТОРОМ В ХРОНИКАХ НЕТ СВЕДЕНИЙ

    ГОД, О КОТОРОМ В ХРОНИКАХ ЕСТЬ СВЕДЕНИЯ

    BM 21901

    BM 21946

    BM 35382

    НОВОВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД

    ПЕРСИДСКИЙ ПЕРИОД

    Набопаласар

    Навуходоносор II

    Амель-Мардук

    Набонид

    Нериглиссар

    Лабаши-Мардук

    BM 25127

    BM 22047

    BM 25124

    АСТРОНОМИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК BM 32238

    Эта табличка, содержащая сведения о лунных затмениях, была составлена лишь после того, как произошло последнее описанное в ней затмение. Между первым и последним затмением прошло приблизительно 400 лет. Поскольку писец не мог наблюдать все затмения, он, скорее всего, воспользовался математическими вычислениями, чтобы определить, когда произошли первые затмения. Без доказательств, подтверждающих его заключения, такие вычисления не могут считаться надежным источником хронологических сведений.

    © The Trustees of the British Museum

    О ЧЕМ НА САМОМ ДЕЛЕ ГОВОРИТСЯ В VAT 4956?

    Почему возник такой вопрос? В третьей строке этой таблички написано, что «ночью 9-го» дня первого месяца (нисану/нисан) «Луна была в 1 локте перед ß Девы». Тем не менее в 1915 году Нойгебауэр и Вайднер написали, что в 568 году до н. э. (который приводит к 587 году до н. э. как к году разрушения Иерусалима) «Луна стояла в 1 локте перед этой звездой 8 нисана, а не 9 нисана» (курсив наш.— Ред.). Однако описанию из таблички полностью соответствовало положение Луны 9 нисана 588 года до н. э., что указывает на 607 год до н. э.

    8 или 9 нисану?

    1) Как показано на фотографии, аккадский символ для цифры 9 отчетливо виден.

    2) Транслитерируя этот клинописный текст, Нойгебауэр и Вайднер заменили 9 на 8.

    3) О том, что в оригинале стояла цифра 9, они указали только в сноске.

    4) Даже в своем переводе на немецкий язык они написали 8.

    5) В 1988 году был опубликован труд Сакса и Хунгера, в котором приводился текст таблички без изменений, с цифрой 9.

    6) Все же в английском переводе этого труда указывалось, что 9 было написано «по ошибке вместо 8».

    bpk/Vorderasiatisches Museum, SMB/Olaf M. Teßmer

    Примечания

    1. Клинопись — это способ письма, заключающийся в нанесении на глиняные таблички или на камень клиновидных черточек.

    2. Assyrian and Babylonian Chronicles, by A. K. Grayson, published 1975, 2000 reprint, p. 8.

    3. Нововавилонский период начался в VII веке до н. э., когда Вавилонской империей стала править династия халдейских царей. Первым правителем был Набопаласар, отец Навуходоносора II. Этот период закончился, когда последний халдейский царь, Набонид, был свергнут персидским царем Киром в 539 году до н. э.

    4. Neo-Babylonian Business and Administrative Documents, by Ellen Whitley Moore, published 1935, p. 33.

    7. Таблички BM 80920 и BM 58872 датированы четвертым и пятым месяцами года восшествия на престол Евилмеродаха. Их опубликовал в своем труде Рональд Сак (Amel-Marduk 562-560 B.C.—A Study Based on Cuneiform, Old Testament, Greek, Latin and Rabbinical Sources. With Plates, pp. 3, 90, 106).

    8. Табличка BM 55806, находящаяся в Британском музее, датирована десятым месяцем 43-го года правления Навуходоносора II.

    9. Таблички BM 75106 и BM 61325 датированы седьмым и десятым месяцами, как считается, последнего (второго) года правления царя Евилмеродаха. Однако табличка BM 75489 датирована вторым месяцем года восшествия на престол Нериглиссара, его преемника (Catalogue of the Babylonian Tablets in the British Museum, Vol. VIII, by Erle Leichty, J. J. Finkelstein, and C.B.F. Walker, published 1988, pp. 25, 35).

    Neriglissar—King of Babylon, by Ronald H. Sack, published 1994, p. 232. На табличке указан месяц айру (второй месяц).

    10. Рассмотрим пример Нериглиссара. В одной царской надписи о нем говорится, что он был «сыном Бел-шум-ишкуна, царя Вавилона» (курсив наш.— Ред.). В другой надписи Бел-шум-ишкун назван «мудрым князем». Слово рубау, переведенное с языка оригинала как «князь»,— это титул, который также означает «царь, правитель». Поскольку существует противоречие в том, когда Нериглиссар сменил на престоле своего предшественника, Амель-Мардука, может ли быть, что между ними правил Бел-шум-ишкун, «царь Вавилона»? Профессор Реймонд Филипп Дохерти признал, что «нельзя пренебрегать тем фактом, что Нериглиссар был знатного происхождения» (Nabonidus and Belshazzar—A Study of the Closing Events of the Neo-Babylonian Empire, by Raymond P. Dougherty, published 1929, p. 61).

    11. Astronomical Diaries and Related Texts From Babylonia, Vol. V, edited by Hermann Hunger, published 2001, pp. 2-3.

    13. Astronomical Diaries and Related Texts From Babylonia. Vol. V, p. 391.

    14. Brown David. Mesopotamian Planetary Astronomy-Astrology. 2000, p. 164, 201—202.

    17. Babylonian Eclipse Observations From 750 BC to 1 BC, by Peter J. Huber and Salvo De Meis, published 2004, p. 186. Согласно VAT 4956, это затмение случилось в 15-й день третьего месяца по вавилонскому календарю, следовательно, месяц сивану начался 15 днями раньше. Если затмение произошло 15 июля 588 года до н. э. по юлианскому календарю, то первый день сивану был 30 июня/1 июля 588 года до н. э. В таком случае первый месяц вавилонского календаря (нисану) должен был начаться двумя месяцами ранее, 2/3 мая. Год, в который произошло это затмение, должен был начаться 3/4 апреля, но в шестой строке VAT 4956 написано, что после двенадцатого (последнего) месяца (адару) предыдущего года был добавлен дополнительный месяц. (В табличке написано: «8-й день месяца XII2 «.) Поэтому новый год начался не раньше 2/3 мая. Таким образом, дата лунного затмения в 588 году до н. э. полностью подходит под описание из таблички.

    18. Согласно Нойгебауэру и Вайднеру, в табличке приводятся 13 наблюдений Луны относительно определенной звезды или созвездия. Они также перечисляют 15 положений планет (Berichte über die Verhandlungen der Königl. Sächsischen Gesellschaft der Wissenschaften zu Leipzig; Vol. 67; May 1, 1915; in the article «Ein astronomischer Beobachtungstext aus dem 37. Jahre Nebukadnezars II», by Paul V. Neugebauer and Ernst F. Weidner, pp. 67-76). Хотя клинописный знак, обозначающий Луну, не вызывает сомнения, некоторые знаки, обозначающие планеты и их положения, непонятны (Mesopotamian Planetary Astronomy—Astrology, by David Brown, published 2000, pp. 53-57). Из-за этого описание положений планет можно интерпретировать по-разному. Так как положение Луны нетрудно вычислить, положения остальных небесных тел, описанные в VAT 4956 относительно Луны, можно определить и датировать с высокой степенью точности.

    18а. Эти интервалы («лунные тройки») были мерой времени, например от захода Солнца до захода Луны в первый день месяца и в два других дня месяца. Ученые связали эти измерения с календарными датами (The Earliest Datable Observation of the Aurora Borealis, by F. R. Stephenson and David M. Willis, in Under One Sky—Astronomy and Mathematics in the Ancient Near East, edited by John M. Steele and Annette Imhausen, published 2002, pp. 420-428). Для того чтобы измерить этот промежуток времени, древнему наблюдателю были необходимы своего рода часы. Такие измерения были неточными (Archimedes, Vol. 4, New Studies in the History and Philosophy of Science and Technology, Observations and Predictions of Eclipse Times by Early Astronomers, by John M. Steele, published 2000, pp. 65-66). Однако вычисления положения Луны относительно других небесных тел были более точными.

    19. Данные исследования были проведены с помощью компьютерной программы «TheSky6». В ходе исследования также использовалась некоммерческая программа «Cartes du Ciel/Sky Charts» (CDC) и программа конвертации дат, предоставленная Морской обсерваторией США. Из-за того что многие клинописные знаки, обозначающие положение планет, можно интерпретировать по-разному, в данном исследовании, целью которого было вычислить год, упоминавшийся в этом дневнике, положения этих планет не учитывались.

    21. В табличке VAT 4956, в третьей строке, написано: «Луна была в 1 локте перед ß Девы». Вышеупомянутое исследование показало, что 9 нисану Луна была в 2°04ʹ перед ß Девы и 0° ниже нее. По мнению исследователей, это было точное совпадение.

    (Полное оформление текста смотрите в публикации)

    В КАКОМ ГОДУ, СОГЛАСНО VAT 4956, БЫЛ РАЗРУШЕН ИЕРУСАЛИМ? В 587 ИЛИ 607 ГОДУ ДО Н. Э.?

    ▪ В этой табличке описаны астрономические явления, которые произошли в 37-м году правления царя Навуходоносора II.

    ▪ Навуходоносор II разрушил Иерусалим в 18-м году своего правления (Иеремия 32:1).

    Если 37-й год правления Навуходоносора II приходился на 568 год до н. э., то Иерусалим был разрушен в 587 году до н. э.

    610 до н. э.

    Предшествующие события

    Крестоносцы продолжили поход к Иерусалиму лишь спустя полгода после окончательного падения Антиохии 28 июня 1098 г.

    За эти несколько месяцев армия понесла серьезные потери — в августе в лагере христиан началась эпидемия тифа, которая унесла жизни нескольких тысяч человек, в том числе папского легата и духовного лидера крестоносцев епископа Адемара Монтейльского.

    В стане военачальников крестоносцев продолжались раздоры. Провансальский маркграф Раймунд Тулузский, верный своему союзу с императором Византии Алексеем Комниным, долго отказывался признать справедливыми притязяния Боэмунда Тарентского на Антиохию, но в конце концов под давлением соратников ему пришлось уступить.

    Боэмунд был провозглашен князем Антиохии, после чего решил остаться править в новообразованном государстве и не продолжать поход. Балдуин Булонский, который правил в основанном им в 1098 г. графстве Эдесском, тоже не собирался присоединяться к походу на Иерусалим.

    В ноябре 1098 г. граф Раймунд Тулузский и подчиненные ему рыцари Прованса выдвинулись из Антиохии на юго-восток к Маарре (Мааррат ан-Нуман) и 23 ноября осадили город.

    По приказу Раймунда из вырубленного в окрестностях леса были построены осадные орудия, и в том числе башня в четыре яруса, с верхней площадки которой крестоносцы метали в осажденных камни.

    Гарнизон Маарры упорно сопротивлялся, в свою очередь забрасывая лагерь христиан камнями, стрелами и греческим огнем. Вскоре к осаде присоединилась норманнская армия Боэмунда Тарентского — будучи давним соперником Раймунда, он не хотел, чтобы тот взял Маарру единолично, — и 11 декабря 1098 года Маарра, атакованная сразу с двух сторон, пала, после чего крестоносцы разграбили город и почти поголовно истребили его население.

    Продолжение похода

    К концу года простые воины начали проявлять недовольство тем, что поход затягивается, и грозили отправиться к своей главной цели — Иерусалиму — самостоятельно, не дожидаясь, пока примут решение военачальники.

    Возмущение было настолько велико, что лидеры крестоносцев были вынуждены прислушаться к голосу воинов, и 13 января 1099 г. продолжить поход на юг, в сторону Иерусалима.

    Продвигаясь по побережью Средиземного моря, армия христиан практически не встречала сопротивления. По пути успев осадить Архас, Тортосу и Джабалу, крестоносцы, чтобы не терять времени, обходили стороной Тир, Акру, Кесарию и другие хорошо укрепленные города.

    Достигнув Рамлы, военачальники похода опять разошлись во мнениях относительно того, как поступить дальше — напасть на Дамаск или поразить Фатимидов в Каире. Однако было принято решение не отступать от намеченной цели и продолжить наступление на Иерусалим.

    Во вторник 7 июня 1099 г. крестоносцы добрались до Иерусалима. Многие воины плакали, увидев стены священного города, ради завоевания которого вышли в поход три года назад.

    Роберт Нормандский разбил лагерь с северной стороны около церкви Св. Стефана. Далее расположилась армия Роберта Фландрского.

    Отряды Готфрида Бульонского и Танкреда Тарентского стояли на западе напротив башни Давида и Яффских ворот, через которые обычно проходили прибывшие из Европы паломники.

    На юге занял позиции Раймунд Тулузский, укрепившись на горе Сион близ церкви св. Марии.

    Армия крестоносцев, согласно хронике Раймунда Ажильского, состояла из 1200—1300 рыцарей и 12 000 пехотинцев (в начале похода их было соответственно около 7 тыс. и 20 тыс. человек).

    Осада Иерусалима во многом повторяла историю осады Антиохии. Перед прибытием врага эмир Фатимидов изгнал из Иерусалима местных христиан и укрепил крепостные стены. Крестоносцы же — как и полгода назад — из-за нехватки продовольствия и воды претерпевали большие мучения, нежели осажденные.

    Мусульмане надежно охраняли окрестные колодцы, поэтому крестоносцам приходилось приносить воду из источника в 10 км от города в бурдюках, наскоро сшитых из бычьих шкур. Понимая, что с каждым днем положение будет только усугубляться, 13 июня крестоносцы попытались штурмовать крепостные стены.

    Поднявшись по приставным лестницам, они вступили с гарнизоном Иерусалима в рукопашный бой, однако осажденные отбили атаку.

    17 июня в Яффу прибыли генуэзские корабли с продовольствием — благодаря чему угроза смерти от голода ненадолго отступила — и различными инструментами для сооружения военных машин.

    В тот же день Раймунд Тулузский направил в гавань отряд из сотни рыцарей для охраны судов, но те столкнулись с засадой мусульман, и в завязавшемся бою обе стороны понесли потери.

    В конце июня дошли вести о том, что из Египта на помощь Иерусалиму выдвинулась фатимидская армия.

    Крестное шествие

    В начале июля одному из монахов явилось видение епископа Адемара Монтейльского, год назад скончавшегося в Антиохии, который предписал воинам «устроить Бога ради крестное шествие вокруг укреплений Иерусалима, усердно молиться, творить милостыню и соблюдать пост» и тогда на девятый день Иерусалим падет (это предсказание сбылось).

    Замечание относительно поста было совершенно излишним, так как воины и так голодали и были «доведены до такой мучительной жажды, что никто не мог за денарий получить воды в достаточном количестве, чтобы утолить свою жажду».

    Тем не менее 6 июля военачальники и епископы провели совет, на котором решили исполнить предписание Адемара, и в пятницу 8 июля босые крестоносцы в сопровождении своих духовных наставников — Петра Пустынника, Раймунда Ажильского и Арнульфа Шокесского — провели крестную процессию вокруг стен Иерусалима и, распевая псалмы, дошли до Елеонской горы.

    Штурм Иерусалима

    Понимая, что пассивная осада может затянуться надолго, крестоносцы ушли далеко вглубь Самарии, чтобы нарубить деревьев для осадных машин (в окрестностях Иерусалима лесов не было, тогда как в Самарии росли «бесчисленные плодовые деревья»), после чего плотники Готфрида Бульонского и Раймунда Тулузского соорудили две осадные башни, метательные машины и другие военные приспособления.

    Затем состоялся совет, на котором был отдан приказ готовиться к схватке:

    Штурм Иерусалима начался на рассвете 14 июля. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен утыканные гвоздями «просмоленные <…> деревяшки, обертывая их в горящие тряпки».

    Обстрел камнями, однако, не причинил городу особого вреда, так как мусульмане защитили стены мешками, набитыми хлопком и отрубями, которые смягчали удар.

    Под непрекращающимся обстрелом — как пишет Гийом Тирский, «стрелы и дротики сыпались на людей с обеих сторон, подобно граду» — крестоносцы пытались придвинуть к стенам Иерусалима осадные башни, однако им мешал опоясывающий город глубокий ров, который начали засыпать еще 12 июля.

    Штурм Иерусалима продолжался весь день, но город держался, несмотря на то, что противники были «утомлены до крайности». Когда наступила ночь, обе стороны продолжали бодрствовать — мусульмане боялись, что последует новая атака, а христиане опасались, что осажденным удастся каким-то образом поджечь осадные орудия.

    Утром 15 июля, когда ров был засыпан, крестоносцы смогли наконец беспрепятственно приблизить башни к крепостным стенам и поджечь защищающие их мешки — так что «дуновение северного ветра <…> погнало в город такой густой дым, надвигавшийся все беспощаднее, что защитники стен не были в состоянии открыть ни рот, ни глаза, и ошеломленные и приведенные в замешательство потоком густого дыма, оставили стены без защиты».

    Это стало переломным моментом в атаке — крестоносцы перекинули на стены деревянные мостки и устремились в город.

    Первым прорвался рыцарь Летольд, за ним последовали Готфрид Бульонский и Танкред Тарентский.

    Раймунд Тулузский, армия которого штурмовала город с другой стороны, узнал о прорыве и тоже устремился в Иерусалим через южные ворота.

    Увидев, что город пал, эмир гарнизона башни Давида сдался и открыл Яффские ворота.

    Резня и разграбление города

    После того, как крестоносцы ворвались в город, началась резня. Стоя «по лодыжки в крови», крестоносцы разили мечом всех подряд — мусульман, евреев, немногих оставшихся в городе христиан — и превратили Иерусалим в настоящую бойню.

    Некоторые из горожан попытались укрыться на крыше храма (хроника утверждает, что это произошло в храме Соломона, но, так как он был разрушен в I в. при взятии Иерусалима Титом, вероятно имеется в виду мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, которая, по мнению крестоносцев, располагалась на месте Храма).

    Сначала Танкред Тарентский и Гастон Беарнский взяли их под свою защиту, передав в качестве охранного символа свои знамена, однако на утро крестоносцы незаметно окружили просидевших всю ночь на крыше горожан и «обнажив мечи, стали обезглавливать мужчин и женщин». Так, к утру 16 июля практически все население Иерусалима было перебито.

    О чудовищной жестокости христиан, сотворивших «ужасное кровопролитие», сообщается во многих хрониках и документах того времени.

    В письме папе Пасхалию II Готфрид Бульонский, Раймунд Тулузский и архиепископ Пизанский сообщают — «ежели вы желаете знать, что было сделано со врагами, обнаруженными там, знайте, что на Соломоновой Паперти и в его храме кони наших воинов шли по колено в крови сарацинов». Раймунд Ажильский, наблюдавший падение Иерусалима своими глазами, так описывает бесчинства крестоносцев:

    Раймунду вторит Гийом Тирский:

    Крестоносцы не только поразили мечом всех, кто попадался им на пути, но и разграбили город. Они врывались в дома и храмы, присваивая себе все ценности, какие только могли найти.

    Танкред Тарентский вынес из храма Соломона «несметное количество золота, серебра и драгоценных камней». Правда, по утверждению Гийома Тирского, затем он якобы вернул награбленное.

    После бойни крестоносцы, «радуясь и плача от безмерной радости», отправились поклониться Гробу Господню в знак того, что выполнили обет и освободили Святую землю во Славу Господа.

    После победы

    5 августа, доспросив нескольких чудом уцелевших горожан, Арнульф узнал местонахождение священной реликвии — креста, на котором распяли Иисуса. После падения города правителем новообразованного Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский (по свидетельству Раймунда Ажильского и Альберта Аахенского корона сначала была предложена графу Тулузскому, но он отказался принять ее).

    Готфрид не захотел называться королем в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня (лат. Advocatus Sancti Sepulchri).

    1 августа был избран первый латинский патриарх Иерусалима. Им стал Арнульф Шокесский, капеллан Роберта Нормандского.

    5 августа, допросив нескольких чудом уцелевших горожан, Арнульф узнал местонахождение священной реликвии — креста, на котором распяли Иисуса.

    В начале августа Готфрид возглавил поход против приближающейся армии ал-Афдала и 12 августа разбил мусульман при Аскалоне. После этой победы угроза Иерусалиму была ликвидирована и воины Христовы сочли свой долг выполненным, большинство из них вернулось на родину.

    Alex_61 про Хайнлайн: Звёздный десант
    Внезапно подумалось. Знаменитый идиотский отрывок, высветивший, конечно, не так уж чтобы интеллектуальную беспомощность автора, а скорее, его отпропагандированную «совесть», за который его не отпинал только ленивый:

    Конечно, Марксово определение стоимости довольно нелепо. Сколько бы труда вы ни затратили, вы не смогли бы превратить кучу хлама в яблочный пирог. Хлам остался бы хламом, а его стоимость нулём. Можно даже сделать вывод, что неквалифицированный труд может легко уменьшить стоимость: бездарный кулинар возьмёт тесто и яблоки, которые, кстати, обладают стоимостью, и превратит их в несъедобную дребедень. В результате стоимость — ноль. И наоборот, талантливый повар из тех же материалов, с теми же затратами труда изготовит приличный пирог. Даже такая кухонная иллюстрация разбивает все доводы Марксовой теории стоимости — ложной посылки, из которой вырастает весь коммунизм. С другой стороны, она подтверждает правильность общепринятого, основанного на здравом смысле определения с точки зрения теории «полезности».
    Of course, the Marxian definition of value is ridiculous. All the work one cares to add will not turn a mud pie into an apple tart; it remains a mud pie, value zero. By corollary, unskillful work can easily subtract value; an untalented cook can turn wholesome dough and fresh green apples, valuable already, into an inedible mess, value zero. Conversely, a great chef can fashion of those same materials a confection of greater value than a commonplace apple tart, with no more effort than an ordinary cook uses to prepare an ordinary sweet.
    These kitchen illustrations demolish the Marxian theory of value — the fallacy from which the entire magnificent fraud of communism derives — and illustrate the truth of the common-sense definition as measured in terms of use.

    В оригинале, как водится, звучит лучше. Но не об этом речь.
    Сейчас люди берут «грязевые пироги» и, вложив работу (больше интеллектуальную, как ни смешно это звучит; ну, типа просчитать источники и направление света и все такое), получают и-н-с-т-а-л-л-я-ц-и-и, простите за мат, стоимостью побольше лимона зеленых. Более того, бывает, что и не «грязевые», а натурально «говно-«. Не все, конечно, но о многом говорит. Бедняга Роберт, даже и с этой стороны попал пальцем в небо.
    Отличная повесть для подростков, я ее даже и рекомендовал, когда у нас тут рекомендации ввели много лет назад. Для взрослых, конечно, уже не так круто.

    [ad01]

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *