В 1054 году произошёл распад христианской церкви на Западную (Римско-Католическую) и Восточную (Греко-Кафолическую). Восточная христианская церковь стала называться ортодоксальной, т.е. правоверной, а исповедующие христианство по греческому обряду – ортодоксами или правоверными.

Великий церковный раскол» между Восточной и Западной Церквами вызревал постепенно, в результате долгих и сложных процессов, начавшихся задолго до XI в.

Разногласия между Восточной и Западной Церквами до раскола (краткий обзор)

Разногласия между Востоком и Западом, послужившие причиной «великого раскола» и накапливавшиеся на протяжении веков, имели политический, культурный, экклезиологический, богословский и обрядовый характер.

а) Политические разногласия между Востоком и Западом коренились в политическом антагонизме между Римскими папами и византийскими императорами (василевсами). Во времена апостолов, когда христианская церковь только зарождалась, Римская империя представляла собой единую как в политическом, так и в культурном плане империю, во главе которой стоял один император. С конца III в. империя, de jure всё ещё единая, de facto разделилась на две части – Восточную и Западную, каждая из которых находилась под управлением собственного императора (император Феодосий (346—395) был последним римским императором, который возглавлял всю Римскую империю). Константин усугубил процесс разделения, основав на востоке новую столицу Константинополь наряду с древним Римом в Италии. Римские епископы, основываясь на центральном положении Рима, как императорского города, и на происхождении кафедры от первоверховного апостола Петра начали претендовать на особое, главенствующее положение во всей Церкви. В последующие века амбиции римских первосвященников только росли, гордыня всё глубже и глубже пускала свои ядовитые корни в церковную жизнь Запада. В отличие от константинопольских патриархов, римские Папы сохраняли независимость от византийских императоров, не подчинялись им, если не считали нужным, а иногда и открыто выступали против них.

Кроме того, в 800-м году папой Львом III в Риме императорской короной был коронован как римский император король франков Карл Великий, который в глазах современников стал «равным» Восточному императору и на политическую силу которого получил возможность опираться Римский епископ в своих притязаниях. Императоры Византийской империи, сами считавшие себя преемниками Римской империи, отказались признать императорский титул за Карлом. Византийцы рассматривали Карла Великого как узурпатора, а папскую коронацию – как акт раскола внутри империи.

б) Культурное отчуждение между Востоком и Западом было в значительной степени обусловлено тем, что в Восточной Римской империи говорили на греческом языке, а в Западной на латыни. Во времена апостолов, когда Римская империя была единой, по-гречески и по-латыни понимали почти везде, а многие могли говорить на обоих языках. Однако уже к 450 году очень немногие в Западной Европе могли читать по-гречески, а после 600 года редко кто в Византии говорил на латыни, языке римлян, хотя империя продолжала называться Ромейской. Если греки хотели читать книги латинских авторов, а латиняне – сочинения греков, они могли сделать это лишь в переводе. А это означало, что греческий Восток и латинский Запад информацию черпали из разных источников и читали разные книги, в результате все более отдаляясь друг от друга. На Востоке читали Платона и Аристотеля, на Западе Цицерона и Сенеку. Главными богословскими авторитетами Восточной Церкви были отцы эпохи Вселенских Соборов, такие как Григорий Богослов, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский. На Западе же наиболее читаемым христианским автором был блаженный Августин (которого на Востоке почти не знали) – его богословская система была намного проще для понимания и легче воспринималась обращенными в христианство варварами, чем утонченные рассуждения греческих отцов.

в) Экклезиологические разногласия. Политические и культурные разногласия не могли не сказаться на жизни Церкви и только способствовали церковным раздорам между Римом и Константинополем. В течение всей эпохи Вселенских Соборов на Западе постепенно формировалось учение о папском примате (т.е. о римском епископе как о главе Вселенской Церкви). Параллельно на Востоке усиливался примат Константинопольского епископа, с конца VI века усвоившего себе титул «Вселенского патриарха». Однако на Востоке Константинопольский Патриарх никогда не воспринимался как глава Вселенской Церкви: он был лишь вторым по рангу после Римского епископа и первым по чести среди восточных патриархов. На Западе же Папа стал восприниматься именно как глава Вселенской Церкви, которому должна подчиняться Церковь по всему миру.

На Востоке было 4 кафедры (т.е. 4 Поместные Церкви: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская) и, соответственно, 4 патриарха. Восток признавал Папу первым епископом Церкви – но первым среди равных. На Западе же был только один престол, претендующий на апостольское происхождение – а именно, Римский престол. В результате этого Рим стал рассматриваться как единственная апостольская кафедра. Запад хотя и принимал решения Вселенских соборов, однако сам не играл в них активной роли; в Церкви Запад видел не столько коллегию, сколько монархию – монархию Папы.

Греки признавали за Папой первенство чести, но не вселенское превосходство, как полагал сам Папа. Первенство «по чести» на современном языке может означать «самый уважаемый», однако оно не отменяет Соборного устройства церкви (то есть принятие всех решений коллегиально посредством созвания Соборов всех церквей, прежде всего апостольских). Папа считал непогрешимость своей прерогативой, греки же были убеждены, что в вопросах веры окончательное решение остается не за Папой, а за собором, представляющим всех епископов церкви.

г) Богословские причины. Главным пунктом богословского спора между Церквами Востока и Запада было латинское учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына (Филиокве). Это учение, основанное на тринитарных воззрениях блаженного Августина и других латинских отцов, привело к внесению изменения в слова Никео-Цареградского Символа Веры, где речь шла о Святом Духе: вместо «от Отца исходящего» на Западе стали говорить «от Отца и Сына (лат. Filioque) исходящего». Выражение «от Отца исходит» основано на словах Самого Христа (см.: Ин. 15:26) и в этом смысле обладает непререкаемым авторитетом, тогда как добавка «и Сына» не имеет оснований ни в Писании, ни в Предании раннехристианской Церкви: её стали вставлять в Символ Веры лишь на Толедских Соборах VI-VII веков, предположительно в качестве защитной меры против арианства. Из Испании Филиокве пришло во Францию и Германию, где было утверждено на Франкфуртском Соборе 794 года. Придворные богословы Карла Великого даже стали упрекать византийцев в том, что они произносили Символ Веры без Филиокве. Рим в течение некоторого времени противостоял внесению изменений в Символ Веры. В 808 году папа Лев III писал Карлу Великому о том, что хотя Филиокве приемлемо с богословской точки зрения, внесение его в Символ Веры нежелательно. Лев поместил в соборе Святого Петра таблички с Символом Веры без Филиокве. Однако к началу XI века чтение Символа Веры с добавлением «и Сына» вошло и в римскую практику.

Православие возражало (и до сих пор возражает) против Filioque по двум причинам. Во-первых, Символ Веры является достоянием всей Церкви, и любые изменения могут вноситься в него только Вселенским собором. Изменив Символ Веры без совета с Востоком, Запад (по убеждению Хомякова) повинен в нравственном братоубийстве, в грехе против единства Церкви. Во-вторых, большинство православных убеждено в том, что Filioque неверно с богословской точки зрения. Православные полагают, что Дух исходит только от Отца, и считают ересью утверждение о том, что Он исходит также и от Сына.

д) Обрядовые различия между Востоком и Западом существовали на протяжении всей истории христианства. Богослужебный устав Римской Церкви отличался от уставов Восточных Церквей. Целый ряд обрядовых мелочей разделял Церкви Востока и Запада. В середине XI века главным вопросом обрядового характера, по которому разгорелась полемика между Востоком и Западом, было употребление латинянами пресного хлеба на Евхаристии, в то время как византийцы употребляли квасной хлеб. За этим, казалось бы, незначительным отличием, византийцы видели серьезную разницу в богословском воззрении на сущность Тела Христова, преподаваемого верным в Евхаристии: если квасной хлеб символизирует то, что плоть Христова единосущна нашей плоти, то опреснок является символом отличия плоти Христовой от нашей плоти. В служении на опресноках греки усматривали покушение на сердцевинный пункт восточнохристианского богословия — учение об обо́жении (которое на Западе было мало известно).

Всё это были разногласия, которые предшествовали конфликту 1054 года. В конечном счете Запад и Восток разошлись в вопросах вероучения, главным образом в двух вопросах: о папском примате и о Filioque.

Повод для раскола

Непосредственным поводом к церковному расколу стал конфликт первоиерархов двух столиц — Рима и Константинополя.

Римским первосвященником был Лев IX. Еще будучи немецким епископом, он долго отказывался от Римской кафедры и лишь по неотступным просьбам духовенства и самого императора Генриха III согласился принять папскую тиару. В один из дождливых осенних дней 1048 года, в грубой власянице — одежде кающихся, с босыми ногами и посыпанной пеплом головой, он вступил в Рим, чтобы занять Римский престол. Такое необычное поведение польстило гордости горожан. При торжествующих криках толпы его немедленно провозгласили папой. Лев IX был убежден в высокой значимости Римской кафедры для всего христианского мира. Он всеми силами старался восстановить ранее поколебавшееся папское влияние как на Западе, так и на Востоке. С этого времени начинается активный рост и церковного, и общественно-политического значения папства как института власти. Папа Лев добивался уважения к себе и своей кафедре не только путем радикальных реформ, но и активно выступая защитником всех притесненных и обидимых. Именно это и заставило папу искать политического союза с Византией.

В то время политическим врагом Рима были норманны, которые уже захватили Сицилию и теперь угрожали Италии. Император Генрих не мог предоставить папе необходимой военной поддержки, а отказываться от роли защитника Италии и Рима папа не хотел. Лев IX решил просить помощи у византийского императора и Константинопольского патриарха.

С 1043 года Константинопольским патриархом был Михаил Керулларий. Он происходил из знатного аристократического рода и занимал высокий пост при императоре. Но после неудавшегося дворцового переворота, когда группа заговорщиков попыталась возвести его на престол, Михаил был лишен имущества и насильно пострижен в монахи. Новый император Константин Мономах сделал гонимого своим ближайшим советником, а затем, с согласия клира и народа, Михаил занял и патриаршую кафедру. Отдавшись служению Церкви, новый патриарх сохранил черты властного и государственно-мыслящего человека, который не терпел умаления своего авторитета и авторитета Константинопольской кафедры.

В возникшей переписке между папой и патриархом, Лев IX настаивал на первенстве Римской кафедры. В своем письме он указывал Михаилу, что Константинопольская Церковь и даже весь Восток должны слушаться и почитать Римскую Церковь как мать. Этим положением папа оправдывал и обрядовые расхождения Римской Церкви с Церквами Востока. Михаил готов был примириться с любыми расхождениями, но в одном вопросе его позиция оставалась непримиримой: он не желал признавать Римскую кафедру выше Константинопольской. Согласиться на такое равенство римский епископ не хотел.

Начало раскола

Весной 1054 года в Константинополь прибывает посольство из Рима во главе с кардиналом Гумбертом, человеком горячим и высокомерным. Вместе с ним, в качестве легатов, прибыли диакон-кардинал Фридрих (будущий папа Стефан IX) и архиепископ Амальфийский Петр. Цель визита была встретиться с императором Константином IX Мономахом и обсудить возможности военного союза с Византией, а также примириться с Константинопольским патриархом Михаилом Керулларием, не умаляя при этом первенства Римской кафедры. Однако посольство с самого начала взяло тон не соответствующий примирению. Послы папы отнеслись к патриарху без должного почтения, надменно и холодно. Видя такое отношение к себе, патриарх отплатил им тем же. На созванном Соборе Михаил выделил папским легатам последнее место. Кардинал Гумберт счел это унижением и отказался вести какие-либо переговоры с патриархом. Пришедшая из Рима весть о смерти папы Льва не остановила папских легатов. Они продолжали действовать с прежним дерзновением, желая проучить непослушного патриарха.

15 июля 1054 года, когда Софийский собор был переполнен молящимся народом, легаты прошли к алтарю и, прервав богослужение, выступили с обличениями в адрес патриарха Михаила Керуллария. Затем они положили на престол папскую буллу на латинском языке, в которой говорилось об отлучении патриарха и его приверженцев от общения и выдвигалось десять обвинений в ереси: одно из обвинений касалось «опущения» Филиокве в Символе веры. Выйдя из храма, папские послы отрясли прах со своих ног и воскликнули: «Пусть видит и судит Бог». Все настолько были поражены увиденным, что стояла гробовая тишина. Онемевший от изумления патриарх поначалу отказывался принять буллу, но потом повелел перевести ее на греческий язык. Когда содержание буллы огласили народу, началось столь сильное волнение, что легатам пришлось спешно покидать Константинополь. Народ поддержал своего патриарха.

20 июля 1054 года патриарх Михаил Керулларий созвал Собор из 20 епископов, на котором предал папских легатов церковному отлучению. Деяния Собора были разосланы всем Восточным патриархам.

Так произошла «великая схизма». Формально это был разрыв между Поместными Церквами Рима и Константинополя, однако патриарха Константинопольского впоследствии поддержали другие Восточные Патриархаты, а также молодые Церкви, входившие в орбиту влияния Византии, в частности Русская. Церковь на Западе со временем усвоила себе наименование Католической; Церковь же на Востоке именуется Православной, поскольку сохраняет неповрежденным христианское вероучение. И Православие, и Рим равно считали себя правыми в спорных вопросах вероучения, а своего оппонента неправым, поэтому после схизмы и Рим, и Православная церковь притязали на звание истинной церкви.

Но даже после 1054 г. дружеские отношения между Востоком и Западом сохранялись. Обе части христианского мира еще не осознали всей пропасти разрыва, и люди с обеих сторон надеялись, что недоразумения можно уладить без особых затруднений. Попытки договориться о воссоединении предпринимались еще в течение полутора веков. Спор Рима и Константинополя в значительной мере проходил мимо внимания простых христиан. Русский игумен Даниил Черниговский, совершивший паломничество в Иерусалим в 1106-1107 гг., застал греков и латинян согласно молящимися в святых местах. Правда, он с удовлетворением отметил, что при сошествии Святого огня на Пасху греческие светильники чудесным образом возгорались, а вот латиняне вынуждены были зажигать свои светильники от греческих.

Окончательное же разделение между Востоком и Западом наступило только с началом крестовых походов, которые принесли с собой дух ненависти и злобы, а также после захвата и разорения Константинополя крестоносцами во время IV крестового похода в 1204 году.

1. Митрополит Каллист (Уэр). Православная церковь. Часть первая. История. Византия II: Великая схизма.
2. Георгий Орлов. Церковь Христова. Рассказы из истории христианской Церкви.
3. Великий церковный раскол 1054 года (цикл Мир. Человек. Слово)

16 июля 1054 года посланники римского папы Льва IX объявили о низложении константинопольского патриарха Михаила Кирулария и его отлучении от Церкви. Состоялась Великая Схизма — раскол, окончательно разделивший христианскую Церковь.

С тех пор она распалась надвое — Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение, вызванное расколом, не преодолено до настоящего времени, невзирая на то, что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты и Папой и Вселенским Патриархом.

Исторические предпосылки схизмы восходят своими корнями к поздней античности и раннему Средневековью (начиная с разорения Рима войсками Алариха в 410 году) и обусловливаются появлением обрядовых, догматических, этических, эстетических и других различий между западной (часто называемой латинско-католической) и восточной (греко-православной) традициями.

Разногласия между Папой римским (западной частью единой Церкви) и Константинопольским патриархом (четырьмя восточными патриархатами Церкви) по вопросам догматического и канонического, а также литургического и дисциплинарного характера на протяжении веков усиливались. После 2-го низложения патриарха Фотия (в 886 г.) контакты между сторонами почти прекратились и раскол стал совершенно очевиден. Дело оставалось лишь за его формальным оформлением.

Которое и произошло в 1054 году, когда папа римский Лев IX послал в Константинополь легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Непосредственным поводом явилось закрытие в 1053 году латинских церквей в Константинополе по распоряжению патриарха Михаила Кирулария, при котором его сакелларий Никифор выбрасывал из дарохранительниц Святые Дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами.

В 1054 году Лев направил Кируларию послание, которое в обоснование папских притязаний на полноту власти в Церкви содержало пространные извлечения из поддельного документа, известного как Дарственная Константина, настаивая на его подлинности. Патриарх отверг притязания Папы на верховенство, после чего Лев послал в том же году легатов в Константинополь для улаживания спора. Главной политической задачей папского посольства было стремление получить от византийского императора военную помощь в борьбе с норманнами.

16 июля 1054 года, уже после смерти самого Папы Льва IX, в соборе Святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Кирулария и его отлучении от Церкви. В ответ на это 20 июля патриарх предал анафеме легатов, а папская булла была прилюдно сожжена.

Покинув Константинополь, папские легаты отправились в Рим окружным путём, чтобы оповестить об отлучении Михаила Керулария других восточных иерархов. Среди прочих городов они посетили Киев, где с подобающими почестями были приняты великим князем и духовенством, которое не знало ещё о произошедшем в Константинополе разделении. Однако поскольку Киевская Русь приняла крещение чуть больше чем за полвека до раскола, то она не имела ни автокефалии, ни собственных митрополитов из славян; во главе Киевской митрополии были греческие иерархи, которые полностью подчинялись Константинопольскому патриарху.

В 1964 году в Иерусалиме состоялась встреча между патриархом Афинагором, предстоятелем Константинопольской православной церкви, и папой римским Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 года были сняты взаимные анафемы и подписана совместная декларация. Однако этот «жест справедливости и взаимного прощения» (Совместная декларация, 5) был именно жестом и не имел никакого практического или канонического значения.

Это прямо следует из самого текста декларации: «Папа Павел VI и патриарх Афинагор I со своим Синодом сознают, что этот жест справедливости и взаимного прощения недостаточен для того, чтобы положить конец разногласиям, как древним, так и недавним, всё ещё остающимся между Римско-Католической Церковью и Церковью Православной».

Падение Римской империи зачастую связывают с эпохой Великого переселения народов. Давайте разберемся, является ли этот процесс первопричиной крушения крупнейшей на тот момент империи мира? В каком году произошло падение Римской империи или это событие не имеет точной даты?

Причины гибели Римской империи

С ростом подконтрольных Риму земель увеличивалось и его дробление на провинции. После земельных реформ братьев Гракхов в Риме стало развиваться натуральное хозяйство, что повлекло за собой сокращение доли перерабатывающей отрасли, выросли цены на транспортировку товаров. Торговля стала переживать крайнюю степень упадка, что повлекло за собой прекращение отношений между некоторыми провинциями.

Рост налогов повлиял на платежеспособность населения. Мелкие землевладельцы стали просить защиты у крупных владельцев, что окончательно разорило их и создало прослойку крупных феодалов.

Упадок экономики вызвал волну негодования в стране. В империи случился демографический кризис – вырос уровень смертности и снизилась рождаемость. Поправить ситуацию в стране позволила политика разрешения варварам селиться на приграничных территориях империи при условии, что они принесут клятву защищать новую родину.

Рис. 1. Римская империя в период своего могущества.

С пополнением населения империи варварами растет и их число на военной службе. Коренные римляне больше не питали интереса к армейской службе, куда шли ради получения земли и богатства – это все уже было у них. Руководящие посты сначала в армии, а потом и в политике стали занимать варвары. Среди коренных римлян все больше наблюдалась социальная апатия. В обществе наметилось разрушение духовности и патриотизма.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Великое переселение народов
  • 2. История Римской империи от начала до конца
  • 3. Восстание Спартака в Древнем Риме
  • 4. Падение Западной Римскойй империи

В поздней истории империи во главе власти не наблюдалось сильной политической фигуры вроде Цезаря или Помпея. Частая смена императоров снизила авторитет самого императорского титула.

Ну и, конечно, разложившееся общество и ослабевшая армия уже не могла конкурировать с наступающими на границах империи варварами. Нужен был более эффективный метод управления государством, чтобы противостоять внешней угрозе.

Реформы Диоклетиана и Константина

Дабы не допустить дальнейшего ослабления империи, требовалась более эффективная система управления ей. Император Диоклетиан (285-305) провел реформу, разделив империю на 4 части между двумя цезарями, которые взяли себе в помощники двух августов. Так было положено начало разделов империи. Диоклетиан лишил Рим статуса столицы, окончательно отнял у сената его последние функции, объединил императорскую казну с государственной и упразднил деление провинций на сенатские и императорские.

Взошедший на престол после него, Константин Великий (306-337 гг.) продолжил его дело. Он стал самостоятельно назначать чиновников в провинции, а также официально признал христианство религией в империи.

Рис. 2. Константин Великий 306-337.

Падение империи

В 378 году на Балканах произошло первое крупное столкновение бежавших от гуннского нашествия готов. Выбирая войну против римлян или гуннов, они предпочли первых и победили в сражении у Адрианополя.

В этой битве римская армия была уничтожена, а император убит. С тех пор армия империи была полностью наемной, а на службу шли в основном варвары.

После этой битвы постоянно учащающиеся атаки варваров уже невозможно было остановить. Междоусобные войны и борьба за трон ослабляли страну еще больше. В западной ее части люди разговаривали на латыни и в обращении ходил динарий, в то время как в восточной ее части использовался греческий язык и из денег выбирали драхму.

Рис. 3. Раздел Римской империи.

Все это вынудило умирающего императора Феодосия в 395 году навсегда разделить империю на Западную Римскую и Восточную Римскую, передав бразды правления сыновьям Гонорию и Аркадию соответственно. На этом история единой Римской империи заканчивается. Судьбы двух сестер-империй будут разными и Западная Римская империя падет как логичное завершение падения единой империи. Восточная половина в статусе Византии просуществует более десяти веков.

Что мы узнали?

Говоря кратко о падении Римской империи, заметим, что варварское нашествие было далеко не главной причиной ее распада. В государстве назрело огромное количество проблем, которые не удалось решить.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    На сколько частей была разделена Римская империя согласно реформе Диоклетиана?

    • На две
    • На три
    • На четыре
    • На пять

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

— Зачем нужен институт Церкви, если существует Святое Писание?
— Чтобы истина, вошедшая в мир, была хранима и передавалась неповрежденной из поколения в поколение.

Православные
храмы Одессы

Католические
костёлы

Протестантские
церкви

РАЗРУШЕНИЕ АДА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЕГО. Легенда.
Автор — Лев Толстой

Все культовые сооружения Одессы

Главные отличия православия и католицизма

Изначально
Историки свидетествуют, что христианство возникло в I в. нашей эры в Палестине, когда там появилось большое количество бродячих проповедников, возвещавших скорый приход спасителя, мессии. Как долго существует христианство, так продолжаются споры о личности его основателя.
Рассказы об Иисусе Христе, описанные в евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также в посланиях и деяниях апостолов, вызывают в среде учёных немало сомнений и споров. С другой стороны, непосредственно связаны с личностью Христа реально подтверждённые евангельские персонажи Иоанн Креститель и апостол Пётр.
В итоге образовались две школы, изучающие данную проблему: мифологическая, считающая Христа личностью обобщенной, легендарной, и историческая, считающая Христа реальной личностью.

Евангелие повествует, как на сороковой день после Своего Воскресения Господь Иисус Христос во славе вознесся на небеса, заповедав своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (Мф. 28, 19-20).
Обращаясь с евангельской проповедью к народам и племенам, населявшим Римскую империю, апостолы начали создавать первые христианские общины (Церковь апостольская), позже объединённые во Вселенскую Церковь.

В начале четвертого века нашей эры образовалось три важных центра христианства: Рим, Константинополь и Иерусалим. Император Константин в 313 г. издаёт Миланский эдикт, положивший начало превращению христианства в государственную религию Римской империи.

В период до IV века н.э. не было особых разногласий между западными и восточными церквями. Они рассматривались как единая Церковь с единым взглядом на богословие.

В начале V века начался (и продолжался очень долго) процесс раскола Римской империи на Восточную и Западную. В Западной части, состоявшей из множества княжеств, церковь осталась единственной централизованной организацией и силой, способной приостановить наступление хаоса, что обусловило превращение её в заметную экономическую силу, усиление её политического престижа.
Восточная часть (Византия) была единым государством, где церковь оказалась в подчинении у государства. В это время происходила постепенная христианизация славянских народов Европы.

В XI веке (1054 г.) единая церковь разделилась на Вселенскую Православную Церковь и Поместную Римскую Церковь (Римо-католическую Церковь) — это явление вошло в историю как Великий раскол и Великая схизма. Центр Православной церкви (восточной) находился в Константинополе, Римско-католической (западной) — в Риме.

Православная Церковь, именуется в западном мире Ортодоксальной, то есть безусловно следующей учению, имеющей твердую последовательность во взглядах, сохранившей неповреждённой истину, открытую апостолам Иисусом Христосом.

В начале XVI века от Римо-католической Церкви отделилась часть верующих, основав Реформаторское движение — протестанты. Основной причиной появления протестантизма стал протест против учения и религиозной практики Римо-католической Церкви.
Реформация шла под лозунгом «освобождения», «раскрепощения» человека, борьбой за евангельскую чистоту новозаветного учения и первозданную его святость. Считаясь «человеческим преданием», были отвергнуты и Вселенские соборы, и учение святых отцов, и пять из семи таинств, и святыни, и монашество , и ….

На выходе было получено «христианство-лайт», выражаясь светским современным языком.

Может, чем проще, тем лучше? Понятнее не слишком образованным последователям? Не так всё просто…

Что стоит за реформированием учения было убедительно показано Максом Вебером в ставшем классическим исследовании «Протестантская этика и дух капитализма»: протестанизм есть не что иное как учение, приспособленное к потребностям нарождающегося нового экономического порядка, когда спасение верующих зависит от их мирского делового успеха.

При изучении истории протестантизма просматривается интересное явление: с момента возникновения его начинается дробление единого движения на многочисленные течения, толки, фракции, секты (на сегодняшний день их насчитывается более 2000: изначально — лютеране, кальвинисты, позже — адвентисты, пятидесятники, мормоны, свидетели Иеговы и др.

Не избежала раскола и Православная церковь. В1650-1660 годах патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем была начата церковная реформа. Страна оказалась на грани религиозной войны. Приверженцев старых обрядов объявляли вне закона; они были преданы изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах (тысячи человек-старообрядцев).

Как будет развиваться христианство дальше, сие мне не ведомо. Замечу лишь, что единство является идеалом христианства. Объединить же может только истина.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *