Каким же образом теории имперской власти воплощались в реальность? В какой степени Византия соответствовала идеалу истинно христианской гармоничной цивилизации?
От Римской империи Византия унаследовала остатки республиканского строя. Первоначально в Византии сохранялись сенат, государственный совет и организации свободных горожан — димы. Именно благодаря этим органам в эпоху поздней античности общество могло корректировать действия императорской власти и придавать им силу законности. В Византии в IV-V вв., как считают ученые, они даже пережили некоторый расцвет.
Сенат подготавливал проекты законов, обсуждал вопросы внешней и внутренней политики. В V-VI вв. довольно большие права получили димы: во время зрелищ в цирке, очень популярных в Константинополе, можно было предъявить требования императорам и высшим чиновникам, одобрить или покритиковать их действия. Димы участвовали в официальных церемониях, в провозглашении нового императора: формально он выбирался сенатом, армией и народом, хотя на деле императора выдвигали сенат и военная верхушка.
Однако такая ситуация продолжалась недолго, К VI-VII вв. постепенно снизилась роль сената. В конце VII в. стали утрачивать свои позиции димы. Император Лев VI в X в. уничтожил остатки городского самоуправления. Своего рода символом отказа от прежних демократических обычаев было изменение обряда вступления на престол: раньше нового императора провозглашал народ на ипподроме — теперь его венчали на царство как Божьего избранника в храме святой Софии. В эту эпоху император нарекается василевсом, т. е. царем (возможно, под влиянием восточной традиции), а также автократором (самодержцем). Имперская власть отнимала у общества право голоса, право активного участия в политической деятельности.
Что же принесла такая власть стране? Сильная централизация, единодержавие, конечно, помогали Византии сохранить свою целостность, а это придавало устойчивость цивилизационному процессу.
Однако у византийской авторитарности была и другая сторона: не только сила проявлялась в ней, но и слабость. Возможности императоров, обладавших, казалось бы, всей полнотой власти, на самом деле были далеко не безграничны. Император, полностью всесильный по отношению к отдельному человеку, был весьма скован в своей реформаторской деятельности. В политическом сознании византийцев он являлся прежде всего хранителем традиций и обычаев. Таким образом, власть ориентировалась на прошлое и, кроме того, была в большой степени изолирована от общества. В результате многие важные социально-экономические процессы шли вопреки косной государственной власти, выходя из-под ее контроля. С другой стороны, не успевая за развитием страны, власть часто использовала свою силу, чтобы сдерживать его, препятствовать появлению нового.
Общество также имело свои особенности. Например, феодалы, оказавшиеся в сильной зависимости от власти, так и не оформились в Византии в сословие.
Положение аристократии, приближенной к трону, несмотря на богатство и внешний блеск, было весьма неустойчивым. Многое зависело от игры случая или милости императора. Долгое время, примерно до конца X в., правящая элита была открытым слоем. Проникнуть в него можно было благодаря не столько происхождению, сколько личным заслугам или расположению императора.
Император Лев VI писал, что «о благородстве людей нужно судить не по их предкам, но по их собственным делам и успехам». Однако был возможен и противоположный путь — сверху вниз. Ссылка, конфискация имущества, тюрьма грозили вельможе так же, как и всякому другому.
При императорском дворе царили заговоры и интриги. Разобщенная, не имевшая сословных привилегий знать, часто жившая за счет подачек императора, не разработала в отличие от западной аристократии принципов чести и верности.
Сложными были отношения церкви и государства. Императоры, конечно, были заинтересованы в ее поддержке, так как церковь имела огромное нравственное воздействие на общество. Однако духовенство, по крайней мере до ХII в., практически полностью было отстранено от участия в административной деятельности, так как в Византии было запрещено сочетать духовную и светскую службу. Кроме того, длительное время экономическое положение церкви в большой степени зависело от пожалований императора и частных лиц.
Своих особых доходов у византийской церкви в отличие от западной не было. Только с X в. стали вводиться регулярные взносы в пользу церкви.
Конечно, у церкви скапливалось немало богатств, но даже в периоды процветания она была беднее католической и, главное, не столь независимой в экономическом отношении. Это сказывалось и на ее роли в политической жизни. Константинопольские патриархи претендовали время от времени на руководящую роль в государстве. Так, в середине XI в. патриарх Михаил Кируларий угрожал императору Исааку I, которого привел к трону: «Печка, я тебя создал, я тебя и разрушу». Но императоры обладали большой властью: могли смещать патриарха, как неугодного чиновника, выбирали его среди трех кандидатов, рекомендованных церковью. В византийской истории нередки были случаи, когда патриархов ссылали и даже казнили.
Византийская церковь не стала, подобно западной, мощной и вполне самостоятельной политической силой. С другой стороны, отношения государственной власти и церкви были далеки от идеала «симфонии».
Двойственным было положение купечества и ремесленников. В соответствии с римским правом в Византии сохранялись законы, которые содействовали товарному обращению, но купцы и ремесленники находились под сильным контролем государства. Это давало определенные преимущества: ремесленники, например, имели гарантированные заказы от армии, двора и вельмож, но они не были защищены от произвола властей. Государство облагало их высокими пошлинами; чиновники осуществляли мелочный надзор даже над самим процессом производства.
В городах, центрах ремесла и торговли, в условиях жесткой централизованной власти не возникали мощные коммунальные движения, которые в Западной Европе завершились оформлением городских хартий, юридически закрепивших их свободу. В результате в Византии торгово-ремесленное население городов так и не сформировалось в сословие, не добилось признания своих прав на общегосударственном уровне.
В ХII в. ремесло и торговля пережили глубокий спад, который был вызван тем, что государство предоставило льготы итальянским купцам, составившим сильную конкуренцию византийским. Византийские ремесленники, издавна славившиеся высоким мастерством, но развращенные излишней опекой властей, не выдержали борьбы с энергичными купцами из Италии.
Итак, государственная власть в Византии подавляла активность самых различных социальных слоев и таким образом сдерживала многие важнейшие процессы в стране. Сила монархии оборачивалась слабостью, раздробленностью общества, в котором человек был мало связан со своей социальной группой. А это, в свою очередь, вызывало необходимость в усилении власти — как фактора, стабилизирующего цивилизацию.

1. Византийская цивилизация, краткий обзор

2. Культура Византии

3. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству

4. Константинополь – «Новый Рим»

5. Империя в опасности. Натиск арабов

6. Подъём Византийского государства

7. Расцвет византийской культуры

8. Поздняя Византия. Начало конца

Заключение

Литература

1. Византийская цивилизация, краткий обзор

Становление:

IV — VII — 1 период — становление Византийской цивилизации

VII — XI — 2 период — расцвет Византийской цивилизации

XI — XV — 3 период — период феодальной раздробленности

Политическая структура:

Феодальная монархия — в руках монарха все верви власти, разветвленный широкий чиновнично-бюрократический аппарат, местное административное, деление представляло военным гражданам власть и управление, уничтожились остатки горизонтальных связей, Государств подчинило себе общество — не сложился институт наследования престола…

Социальная структура:

крестьяне

горожане

рабы

военно-феодальная знать

священники и монахи

Феодалы не обладали всей полнотой власти на своей территории. Феодалы подчинялись императору по принципу подданства

Не сложилась система замкнутой социальной структуры.

Города не получили автономию полностью зависели от правительства.

Городские земли находились в государственной собственности.

Жизненный уровень большей части населения был низким. Население было неоднородным. Государство контролировало всю деятельность городского населения, подчиняло себе, пыталось извлечь максимальную пользу.

Сельское население: свободные общинники и зависимое население несли повинности. В общине существовала круговая порука. Не было свободы перемещения.

Церковь: зависела от государства. Экономически слабея, ибо зависела от государственных налогов. Придерживалась идеи национального единства. Монархи влияли на выборы патриарха.

Экономика: Индустриальный тип развития экономики. Интенсивное развитие внутренней и внешней торговли. Поддержка государством, развития товарно-денежных отношений, ведущая морская держава, не развиты формы ч/с, государство во многом регулировало экономику.

2. Культура Византии

Создание византийской культуры было сложным, порою противоречивым процессом. Византийская цивилизация в отличии от западноевропейской в тревожные времена варварских нашествий во многом осталась последним оплотом греко-римских традиций.

Становление культуры Византии происходило в обстановке глубоко противоречивой идейной жизни ранней Византии. Это было время складывания идеологии византийского общества, оформления системы христианского мировоззрения. Христианство впитало в себя многие философские и религиозные учения той эпохи. В IV — V вв. в империи развернулись ожесточенные философско-богословские споры: христологические — о природе Христа и тринитарные — о месте его в Троице.

В этих спорах уже очень рано проявились различия в философской направленности Востока и Запада в рамках одной мировоззренческой системы – христианства. С течением времени эти разногласия будут усугубляться и приведут к обособлению восточной – православной и западной – католических церквей.

В ранневизантийский период христианская ученая литература достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием. Эпоха становления новой, средневековой культуры рождает талантливых мыслителей, писателей, поэтов: Псевдо – Дионисий Ареопагит, Григорий

Назианзин, Роман Сладкопевец. В христианской философии этой эпохи возвышается загадочная фигура выдающегося мыслителя, теолога и философа Псевдо – Дионисия Ареопагита. Его грандиозная религиозно – философская система соединяет неоплатонизм с христианством. Григорий Назианзин был не только выдающимся богословом, но и талантливым писателем и поэтом Третьей яркой звездой в созвездии талантов ранней Византии был поэт Роман Сладкопевец. По силе таланта, самобытности поэтического мышления, искренности и глубине чувств знаменитому гимнографу по праву принадлежит первое место в церковной поэзии. В своих произведениях Роман выразил стихию народной поэзии и мироощущениях широких масс населения.

VI век был богат выдающимися историческими сочинениями. Среди историков этого столетия первое место принадлежит Прокопию Кесарийскому. Прокопий – блестяще образованный ритор и юрист, посвятил себя дипломатической и придворной карьере. Советник и доверенное лицо полководца Велисария, он совершил со своим патроном многие дальние походы, участвовал в завоеваниях королевства вандалов, воевал против персов и других врагов империи. Свои огромные знания, жизненный опыт он вложил в созданные им исторические сочинения. Основной его работой считается «Тайная история», написанная в глубокой тайне, она с предельной откровенностью обнажает все пороки империи и ее правителя.

3. Рождение новой идеологии. От язычества к христианству

Значительные перемены происходили и в сфере искусства, и во всей художественной культуре византийского общества. В VI – VII в. византийские художники сумели не только впитать многообразие влияние Востока и античности, но и, преодолевая их, создать свой собственный стиль в искусстве. С этого времени Константинополь превращается в православный художественный центр средневекового мира.

Бурное строительство в городах ранней Византии стало мощным стимулом развития архитектуры.

Непревзойдённым шедевром византийского зодчества стал построенный в 532-537 гг. храм св. Софии в Константинополе. Воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. При Юстиниане весь купол был украшен мозаиками; в вершине купола был изображен огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным интерьером.

Великолепие храму придавали мраморные колоннады, расположенные двумя ярусами вдоль центрального пространства храма. Нижняя часть стен и полы храма были покрыты разноцветными мраморами. Поэт Корипп называет св. Софию чудом света, которое затмевает все другие храмы и представляет точное отображение самого неба.

Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота мозаик и драгоценной утвари, сияние множества лампад, парение блистающего купола – все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства собора, превращало его в подобие космоса, символически приближало к образу Вселенной. В архитектуре и живописи св. Софии были заложены основы художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей дальнейшей истории византийского искусства.

В ранней Византии создаются и другие шедевры византийского зодчества – храм 12 Апостолов в Константинополе, храм св. Димитрия в Салониках. Особенно поражает изысканностью архитектурных форм, плавностью и чистотой линий, элегантность декора храм св. Виталия в Равенне. Памятников светского искусства Византии сохранилось, к сожалению, не так уж много. Ведь при нашествии внешних врагов именно дворцы императоров и богатые дома знати в первую очередь подвергались разрушению и разграблению, многое погибло в пламени пожаров.

Но и то, что дошло до нашего времени, и чем рассказывают письменные источники, достойно восхищения. И в наше время поражают величием крепостные стены и башни Константинополя, сложная система акведуков и цистерн, воздвигнутых для снабжения города водой. При Юстиниане была построена великолепная цистерна, настоящий подземный дворец, украшенный множеством колонн и наполненный прозрачной водой. Турки после завоевания Константинополя, пораженные красотой цистерны, назвали ее «Тысяча и одна колонна». Она до сих пор восхищает жителей. Еще в IV-V вв.

4. Константинополь – «Новый Рим»

На самом берегу Мраморного моря вырос Большой императорский дворец — целый комплекс роскошных зданий — превосходный архитектурный ансамбль дворцов с парадными залами, терм, жилых помещений, окруженный садами и фонтанами. Обширный столичный ипподром, сосредоточие общественной и культурной жизни, был украшен античными памятниками; среди них выделяется знаменитая колонна из Дельф, египетский обелиск Тутмоса и бронзовые колонны Лисиппа.

Мировое признание в средние века получили произведения художественного ремесла и прикладного искусства Византии — изумительной красоты ювелирные украшения из золота и драгоценных камней, диптихи и ларцы из слоновой кости, украшенные резьбой и инкрустациями, вышитые причудливыми рисунками шелковые ткани, утонченные изделия из цветного стекла- сосуды, бусы, светильники. Византийские художники в области живописи, мозаики, мелкой пластики, ювелирного дела, эмалей и тканей, книжной миниатюры долгое время оставались законодателями вкусов

5. Империя в опасности. Натиск арабов.

VII столетие было трудным временем в истории Византии. Раздираемая внутренними усобицами, теснимая грозными внешними врагами, империя переживала серьезный кризис. Самая страшная опасность грозила с Востока —со стороны могущественного Арабского халифата. В 634—640 гг. арабские войска покорили Палестину, Сирию и Верхнюю Месопотамию. В 636 г. они разгромили армию Ираклия на реке Ярмук. В последующие два года арабы завоевали Иерусалим и Антиохию, нанеся страшный удар империи. Очередь была за Египтом, который подчинился власти халифов почти без сопротивления.

К 642 г. восточные провинции Византии, самые богатые области древней культуры, для нее были потеряны. К концу VII в. арабы лишили Византию последних владений в Северной Африке — Карфагена и Киренаики. На Балканах в 681 г. на территории империи возникло первое независимое варварское королевство — болгарское государство хана Аспаруха. Византийское влияние в Италии, в Африке, в странах Закавказья (в Армении и Лазике) было значительно ослаблено. К концу трагического VII столетия Византийская империя перестала существовать как великая средиземноморская держава.

Ее место заняло средневековое Византийское государство, гораздо меньшее по размерам, но зато отличавшееся большим этническим единством, политической и религиозной сплоченностью. Греческий язык стал официальным, государственным. Коренные перемены произошли в сфере социально экономических отношений. Империя вступила в новый период своего развития — становления и победы феодального строя. Этот длительный период, охватывающий около пяти столетий (VII—XII вв.), в свою очередь, можно подразделить на два этапа: генезис феодализма (VII—IX вв.); развитие и окончательное торжество феодальных отношений (Х—Х11 вв.). Византийская община периода генезиса феодализма представляла собой соседскую общину с присущим ей дуализмом общинной и частной собственности.

Характерными особенностями византийской сельской общины были отсутствие периодических переделов земли, медленная кристаллизация аллода. VII- IX века отмечены некоторым ослаблением центральной власти в Византии. Некоторая стабилизация византийского государства произошла в правление первых императоров Исаврийской династии Льва и Константина. Значительные перемены происходили в VII—IX вв. в общественной жизни и культуре Византийской империи.

В середине VII в. завершается первый этап развития византийской культуры и идеологии. К этому времени окончательно кристаллизуется христианская догматика, На смену драматической напряженности беспокойных первых столетий истории Византии приходит некоторое идейное успокоение, Христологические и тринитарные споры, будоражившие ранневизантийское общество, затихают, подчиняясь единому церковно-догматическому мировоззрению. Однако это умиротворение оказалось лишь временным. С первой четверти VIII столетия богословские и идейные споры вспыхивают с новой силой, приняв на этот раз форму иконоборчества.

Иконоборцы выдвигали тезис о неописуемости и непознаваемости божества. В основу их учения был положен главный догмат христианства о единстве в Троице трех божественных ипостасей. Все они неописуемы и не могут быть постигнуты человеческим разумом, а тем более не могут быть представлены в антропоморфном образе.

Если художник будет изображать только человеческую природу Христа, то он впадет в ересь несториан, разделявших в Христе две ипостаси; если же он попытается представить божественную природу Христа, то это будет проявлением ереси монофиситов, допускавших полное поглощение человеческой природы божественной. Иными словами, всякая попытка изображения Христа влечет за собой еретические заблуждения.

Идейная борьба в византийском обществе VIII—IX вв. мобилизовала все интеллектуальные силы. Противоборствующих сторон и в той или иной степени оказала влияние на общественное сознание эпохи. Религиозно-философские споры VIII-IX вв. вызвали необходимость систематизация христианского богословия, что нашло отражение в сочинениях Иоанна Дамаскина и позднее Феодора Студита. Иоанн Дамаский (около 675 до 753) —одни из крупнейших византийских богословов — в своем труде «Источник знания» поставил сложную задачу построить целостную систему ортодоксального христианства.

В VIII — первой половине IX в. усиливается влияние религиозной идеологии на византийскую литературу, особую популярность приобретают такие литературные жанры, как жития святых и литургическая поэзия. В литургической поэзии иконоборческой эпохи выделяются фигуры двух талантливых гимнографов — Андрея Критского и Иоанна Дамаскина. Андрей Критский (около 660 — около 726) в своем творчестве продолжал традиции великого гимнографа ранней Византии Романа Сладкопевца. Другой гимнограф той эпохи — философ и теолог Иоанн Дамаскин, создатель многих церковных гимнов, вносил в поэтическое творчество свойственную ему теологическую рассудочность, схоластический пафос, торжественную парадность, утонченность стихотворной формы.

В византиноведческой науке долго господствовало представление об иконоборческом периоде как о «темных веках» византийской истории, эпохе упадка культуры и образованности.

Но иконоборческую эпоху нельзя рисовать одной черной краской: она глубоко противоречива и двойственна. С одной стороны, заметно временное затухание античных традиций, сакрализация литературы и искусства, господство церковной догматики. Античный идеал прекрасной личности постепенно уходит в прошлое и заменяется идеалом духовного совершенства, целомудрия. Литература и искусство приобретают все более дидактический, нравоучительный характер. Человеческая мысль ищет иные, чем раньше, духовные ценности, иные пути развития. Продолжается развитие науки и образования, не меркнет и светское художественное творчество.

Думается, что иконоборческий период надо считать закономерным этапом развития византийской культуры, когда интенсивно идет процесс становления средневекового видения мира и средневековой идеологии.

6. Подъём Византийского государства.

С Х в. наступает новый этап истории культуры Византии. С этого времени начинается известная стабилизация общественного сознания, завершается систематизация христианского богословия. Происходит обобщение и классификация всего достигнутого в науке, богословии, философии, литературе. В византийской культуре Х век был связан с созданием обобщающих произведений энциклопедического характера. В этот период были составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913—959) «Об управлении государством», «О фемах», «О церемониях византийского двора» — обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства. В XI—XII вв. значительный расцвет переживает светское образование, базирующееся на античных традициях. В Константинополе в XI в. возродился университет — центр светского образования для всей империи.

Около 1045 г. был вновь создан юридический факультет, «музей законодательства», как его называли современники. В XI—XII вв. в византийской культуре происходят серьезные мировоззренческие сдвиги. Рост провинциальных городов, подъем ремесла и торговли, сближение с Западом при Комнинах не могли не отразиться и на культуре. Развитие культурного общения со странами Европы и арабским миром — все это приводит к обогащению византийской культуры и крупным переменам в мировоззрении византийского общества. В XI—XII вв. в Византии вновь возрождается жанр «историй», столь распространенный в ранней Византии.

Появляется целая плеяда выдающихся историков, в сочинениях которых ясно проступает авторская позиция, повествование приближается к современности, хронологический принцип изложения отходит на задний план, характеристики действующих лиц приобретают индивидуальную окраску. В это же время возрождаются риторика и эпистолография. Наряду с религиозными гимнами развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия. Но новые веяния проявляются не только в эволюции литературных жанров — изменяются этические воззрения. Заметно меняется творческая позиция художников. На смену пассивному преклонению перед церковно-догматическим отображением мира постепенно приходит осознанное восприятие художником реальной действительности.

Важное место в художественном творчестве Византии занимала народная литература. Становление и развитие ее приходятся на IX—XII вв. В IX-Х вв. большое распространение в империи получают так называемые «акритские песни» и воинские повести, прославляющие подвиги органичных воинов-акритов.

В XII в. в Византии возрождается старый литературный жанр позднеантичного романа. Почти одновременно появляется ряд романов, прозаических , поэтических, основанных на античном сюжете. От своего античного прообраза византийский роман отличается замедленным развитием событии, углублением символизма и обилием аллегорий, дублированием эпизодов, наличием натуралистических подробностей. Культурные контакты с Западом в эпоху Комнинов оказали известное воздействие на византийскнй литературный процесс. Возрождение жанра романа связывается в Византии с именем выдающегося поэта Феодора Продрома( 1100- около 1170 ).

7. Расцвет византийской культуры

В XI—XII вв. в византийской литературе наблюдается известный подъем. Расширяется круг интересов писателей, появляются новые литературные жанры, сюжетные линии делаются динамичнее, рождаются новые стилистические формы.

Ощущается постепенный отход, порою еще робкий, от закостенелых штампов и канонов, господствовавших в литературе предшествующих веков. Начинает изменяться отношение к античному наследию. Античные традиции воспринимаются уже не механически, а переосмысливаются под влиянием реальной действительности.

Использование античной литературы идет целенаправленно, подчиняясь новым потребностям и новым веяниям времени. В литературе, все сильнее звучат мотивы отрицания, критики общественного строя с его унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает народная литература разных жанров, народный язык получает права гражданства.

8. Поздняя Византия. Начало конца

Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к распаду Византийской империи. По словам писателя XIV в. Никифора Григоры, держава ромеев, подобно судну, подхваченному злыми ветрами и волнами, раскололась на множество мелких частей. Но постепенно в этом хаосе феодальных княжеств выделились три центра греческой государственности: Никейская империя в северо- западном углу Малой Азии, Эпирское царство на Балканах и Трапезупдская империя на земле древнего Понта, на южном берегу Черного моря. Нестабильность экономики, территориальные потери, нескончаемые феодальные усобицы и возрастающая турецкая угроза — вот что характеризует последние столетия существования некогда великой империи.

Последнее столетие истории Византии было наполнено драматическими событиями. Могущество грозного врага Византии турок-османов росло из года в год. Политическая раздробленность; внутренние междоусобицы; враждебность соседних Балканских государств — Сербии, Болгарии, а также Венгрии; выжидательная позиция Запада делали положение Византии крайне опасным. Решающий удар империи был нанесен утверждением турок-османов в Европе. Штурм Константинополя произошел 29 мая 1453 г. Войска нападавших турок по численности значительно превосходили оборонявшихся. После многочасового боя Константинополь был взят штурмом.

Византия прошла трудный, но насыщенный яркими событиями общественной и культурной жизни тысячелетний исторический путь. Ей по праву принадлежит видное место в прогрессивном развитии Европы и всего средневекового мира.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что в XI— XII вв. культура Византийской еще оставалась средневековой, традиционной, во многом каноничной.

Каков же вклад византийской цивилизации в культуру средневековья? Византийская культура — это закономерный этап развития европейской и всей мировой культуры, этап, имевший свои специфические, неповторимые типологические особенности.

Для их выявления важным ориентиром могут служить такие факторы: в Византии существовала языковая и конфессиональная общность в рамках единого государственного образования (при всей многоэтничности Византийская империя имела одно главное этническое ядро — греков, в ее культурной жизни преобладал греческий язык); в Византии господствовала христианская религия в ее особой православной форме; в Византийской империи всегда сохранялась устойчивая государственность и централизованное управление; византийскую культуру отличало от культуры стран Западной Европы наличие элементов восточных цивилизаций; как по своему географическому, этническому и экономическому положению Византия была своеобразным «золотым мостом» между Востоком и Западом, так и в культурном развитии Европы она была связующим звеном между западной и восточной культурами.

При этом происходил плодотворный синтез культур Востока и Запада. На различных этапах культурного развития Византии в этом синтезе получали преобладание то восточные, то западные элементы. Не меньшее воздействие на культуру Византии оказало и своеобразие государственного строя империи. Сохранение в Византии централизованной империи и сильной императорской власти оказало большое влияние на идеологию и культуру Византии.

В отличие от раздробленной средневековой Европы Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества. Это составляет, на наш взгляд, еще одно важное типологическое отличие византийской культуры по сравнению с западноевропейской. В Византии при все возрастающем влиянии христианства все же никогда не затухало и светское художественное творчество.

Необычайный расцвет Константинополя — этого крупнейшего центра средневекового мира, превосходившего вплоть до XIII в. богатством и блеском своей цивилизации современные ему Лондон, Париж, Венецию и Флоренцию, способствовал сохранению светской городской культуры. Культ империи и императора давал импульс как развитию придворной столичной культуры, так и сближению светской и церковной идеологии. В Византии всегда жила полнокровной жизнью светская культура и образованность, связанная, с одной стороны, византийской аристократией и городской интеллигенцией, а с другой — черпавшая могучие импульсы из народной культуры.

Византийская цивилизация оказала глубокое и устойчивое воздействие на развитие культур многих стран средневековой Европы. Ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью.

Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии Европы. Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю. Поэтому византийская цивилизация вызывает живой интерес у людей современной.

Литература

Анисимова Л.В. Культура Византийского государства. Москва. 1989.

Клишина Е.М. Культурология. Учебник.1996.

Крупина В.В. Культура Византии (исторический очерк). Москва. 1986.

Удальцова В.И. Византийская культура. Москва. 1991.

После распада Римской империи и падения Рима Византия смогла устоять перед натиском варваров и продолжила свое существование как независимое государство. Пика своего могущества она достигла при императоре Юстиниане.

Византийская империя при Юстиниане

Византийский император взошел на трон 1 августа 527 года. Территория империи на тот момент включала в себя Балканы, Египет, побережье Триполи, полуостров Малая Азия, Ближний Восток и все острова восточной части Средиземного моря.

Рис. 1. Территория Византии в начале правления Юстиниана

Роль императора в государстве была необычайно огромной. Ему принадлежала абсолютная власть, однако она опиралась на чиновничий аппарат.

Основу своей внутренней политики басилевс (так именовали византийских правителей) выстроил на фундаменте, заложенном Диоклетианом, который трудился при Феодосии I. Им был сформирован специальный документ, где перечислялись все гражданские и военные государственные чины Византии. Так, военная сфера была разделена сразу между пятью крупнейшими военачальниками, двое из которых находились при дворе, а остальные во Фракии, на востоке империи и в Иллирии. Ниже в военной иерархии стояли дуки, управляющие вверенными им военными округами.

Во внутренней политике басилевс опирался на министров. Самым могущественным был министр, управляющей самой большой префектурой – восточной. Он имел наибольшее влияние на написание законов, общественное управление, судебную систему и распределение финансов. Ниже его находился префект города, который управлял столицей. В государстве также имелись начальники различных служб, квестор Священных Палат, казначеи, презенталы- начальники милиции и, наконец, сенаторы – члены императорского совета.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Падение Византийской империи
  • 2. История византийской империи
  • 3. Культура Византии (6 класс)
  • 4. Когда достигла расцвета империя Карла Великого (таблица)?

Важная дата в жизни империи – 529 год. Именно тогда Юстиниан создал свой знаменитый кодекс – свод законов, базировавшийся на римском праве. Это был лучший юридический документ своего времени, включающий в себя законы империи.

Рис. 2. Фреска с изображением Юстиниана.

Важнейшие государственные реформы, проводимые Юстинианом:

  • соединение гражданских и военных должностей;
  • запрет чиновникам приобретать землю в местах их службы;
  • запрещение платы за должности и повышение окладов чиновникам, что проводилось в рамках борьбы с коррупцией.

Наивысшей заслугой Юстиниана в культурной сфере стало строительство Собора Святой Софии в Константинополе – величайшего христианского храма своего времени.

В 532 году в Константинополе возникает крупнейший бунт в его истории – восстание «Ника». Более 35 тысяч человек, недовольные высокими налогами и церковной политикой, вышли на улицы города. Только благодаря верности личной гвардии императора и супруге Юстиниан не бежал из столицы и лично подавил мятеж.

Видную роль в жизни императора играла его супруга – Феодора. Она не была аристократкой, зарабатывая до брака в театрах Константинополя. Однако, она оказалась тонким политиком, умеющим играть на чувствах людей и строить сложные интриги.

Внешняя политика при Юстиниане

В истории молодой империи не было другого периода, когда бы она переживала подобный расцвет. Рассматривая правление Юстиниана в Византийской империи, нельзя не сказать о бесконечных войнах и завоеваниях, которые он вел. Юстиниан был единственным византийским императором, который мечтал возродить Римскую империю в прежних границах.

Любимым военачальником Юстиниана был Велизарий. Он принимал участие во многих войнах как на востоке с персами, так и на западе – с вандалами в Северной Африке, в Испании с вестготами и в Италии с остготами. Даже меньшими силами ему удавалось добиваться побед, а наивысшим успехом считается взятие Рима

Рассматривая этот вопрос кратко, следует отметить следующие достижения ромейской армии:

  • бесконечные войны на востоке с персами не позволили последним занять ближний восток;
  • покорено королевство Вандалов в Северной Африке;
  • южная Испания на 20 лет освобождена от вестготов;
  • Италия вместе с Римом и Неаполем была возвращена под власть ромеев.

Рис. 3. Границы Византии в конце правления Юстиниана.

Из статьи по истории для 6 класса, мы узнали, что эпоха Юстиниана являлась наивысшим политическим расцветом Византии. При нем она достигла своих максимальных границ и задавала тон мировой политики. Юстиниан был великим правителем и реформатором своего времени, оставивший о себе память в культуре и искусстве.

  1. Вопрос 1 из 10

    Когда Юстиниан начал свое правление?

    • В 512 году
    • В 527 году
    • В 532 году
    • В 556 году

Начать тест(новая вкладка)Фото: Константинополь (реконструкция) с высоты птичьего полета

История Константинополя охватывает интереснейший период с 330 года, когда столицу Римской империи – город Византий – назвали Константинополем, или Новым Римом. Завершается история Константинополя в 1453-м, когда город подчинили себе турки-османы во главе с Мехмедом-завоевателем.

Основные вехи в истории Константинополя (кратко):

  • 330 год – римский город Византий был назван Константинополем. Он стал столицей Восточной Римской империи, или Византии (которая образовалась после раздела Римской империи).
  • 527-565 годы – масштабное народное восстание «Ника” против императора Юстиниана, который насильно переводил константинопольцев в христианскую веру. В результате 35 тыс. убитых, мятежи подавлены.
  • VI век – начало расцвета Константинополя и всей Византийской империи. Вплоть до 13 века город оставался крупнейшим центром культуры, науки и торговли в Европе.
  • 717 г – неудачная попытка арабов осадить Константинополь.
  • IX век – на Константинополь напали русичи под предводительством Аскольда и Дира, но осада провалилась и древнерусские киевские князья отступили.
  • Начало X века – киевский князь Олег попытался взять Константинополь. Стороны условились о мире: Константинополь откупился выгодными условиями для киевских торговцев.
  • Середина X века – киевский князь Игорь попытался завоевать город, но не смог.
  • 957 год – жена Игоря Ольга приехала из Киева в Константинополь и приняла крещение.
  • 1097 г – в Константинополе собрались войска крестоносцев для участия в Первом Крестовом походе против тюрков-мусульман, завершившимся победой европейцев.
  • 1204 г – город захватил король Фессалоники Бонифаций I. После падения своей столицы Византийская империя распалась на маленькие царства.
  • 1453 г. – турок Мехмед II Завоеватель взял Константинополь и убил последнего византийского императора Константина. Город назвали Стамбулом и сделали столицей Османской империи.

Подробная история Константинополя

От основания до расцвета

В 330 году н.э. древнеримский город Византий при правлении римского императора Константина Великого был назван Новым Римом (греч. Νέα Ῥώμη, лат. Nova Roma), или Константинополем (древнегреч. Κωνσταντινούπολις, лат. Constantinopolis).

Фактически город на месте Византия отстроили заново благодаря масштабной интенсивной стройке.

Приложенные усилия императора Константина Великого для развития и процветания Нового Рима не были тщетными – всего за первые полвека новая столица Римской империи превратилась в самый крупный и самый богатый город Европы и Ближнего Востока с его дворцами, множественными храмами, театрами и банями, цирком, ипподромом, библиотекой и школами. И хотя было несколько серьезных землетрясений, при которых в значительной степени были разрушены стены города, Константинополь укреплялся, стены расширялись и отстраивались, и морские пути города вновь стали одним из самых главных источников его процветания.

Во время правления Юстиниана I (527-565 гг. н.э.) в Константинополе были очень развиты производства гончарных изделий, тканей, строительное производство и кузницы, ювелирное и сельскохозяйственное дело, производство оружия и выпуск монет. Суда из черноморских и средиземноморских флотов, а также флотов Испании и Египта, проходили через Константинополь, персидские и индийские караваны в Европу свои товары доставляли также через Константинополь. Торговля процветала и город финансово обогащался.

Город был хорошо укреплен крепостными стенами длиной 16 км. Они названы стенами Константина и Феодосия – в честь императоров, при которых были построены. Линия стены Феодосия на многие века определила границы, в которых жил и развивался Константинополь:

Карта: стены Константинополя. Крайняя стена Феодосия определяла границы города

Здесь проживало множество народов, причастных к торговле. Развивались также химия, математика, философия, медицина и богословские науки.

Византия была на тот момент мощным государством, в состав которого входила южная часть Испании, Италия, Греция, Египет, Карфаген (территория современного Туниса), Месопотамия (современные Иран, Ирак и северо-восточная Сирия), Киликия (сегодня это часть Турции на северо-восточном побережье Средиземного моря), часть Армении, Далмация (территория современной Хорватии и Черногории), Боспорское царство (современный Крым и территории к северо-западу от Крыма вплоть до Кубани) и Анатолия (Малая Азия, средняя часть современной Турции).

Обращение в христианство и народные мятежи

В VI веке н.э. при Юстиниане I в Константинополе прошел ряд мятежей, вошедших в историю под названием «Восстание Ника”. Правитель под угрозой лишения прав и свобод своих подданных и даже под угрозой смертной казни переводил народ в христианскую веру. Простые люди во главе с некоторым количеством сенаторов были не согласны с политикой императора и системой налогообложения, и начали устраивать беспорядки в городе, поджигая христианские храмы и церкви, а также здания, в которых хранились налоговые расписки и документы, сгорела при этом и часть императорского дворца. Восстание было жестоко подавлено. Погибших было около 35 тысяч человек.

Юстиниан I успешно отстроил сгоревший собор Святой Софии, церковь святых Апостолов и церковь святой Ирины, а также построил еще несколько новых церквей.

Благодаря императору Феодосию Константинополь стал столицей христианства, которое в Византии стало государственной религией.

Начало набегов и ослабление

Фото: Константинополь (реконструкция) с высоты птичьего полета

Византия в конце VII в. проиграла значительную часть своих территорий, таких как Египет и Палестину, Киликию и Сирию, Верхнюю Месопотамию и Карфаген арабам. В 717 году арабы продолжили свои набеги и пытались осадить Константинополь. Их попытки захвата после нескольких неудачных месяцев закончились отступлением.

В IX веке на Константинополь попытались напасть русичи во главе с князьями Аскольдом и Диром, но осадить город не смогли, и отступили, лишь только немного разграбив окрестности. В начале X века киевский князь Олег попытался взять Константинополь, но византийцы договорились с ним о мире, предоставив купцам Руси выгодные условия для торговли.

В середине X века неудачный поход на столицу Византии осуществил киевский князь Игорь Рюрикович, где он потерпел поражение от «жидкого огня” (или «греческого огня”), применяемого врагами. «Жидкий огонь” являл собой горючую смесь, состав которой доподлинно неизвестен, но предполагается, что это была смесь сырой нефти, масла и серы, которую метали с помощью специальных устройств; ее всегда успешно применяли византийцы в морских боях.

В 957 году н.э. посл смерти своего супруга княгиня Ольга прибыла в Константинополь и приняла там крещение.

В I пол. XI века произошел раскол церкви на западную (римо-католическую) и восточную (греко-католическую). Последняя впоследствии стала называться православной церковью.

К середине 11 века византийская столица все еще имела значение мирового торгового центра, но испытывала сильную конкуренцию со стороны фессалоникийких ярмарок.

Первое падение Константинополя

В 1097 году в Константинополе собрались крестоносцы для участия в Первом Крестовом Походе против сельджуков в Анатолии и мусульман в Иерусалиме. Византийцы помогли пришедшим к ним «гостям” – крестоносцам – переправиться на азиатский берег Босфора и те пошли в сторону Иерусалима.

Несмотря на это, в дальнейшем у константинопольцев сложились напряженные отношения со всеми государствами крестоносцев. И уже через сто лет, в 1203 году, начался Четвертый Крестовой Поход рыцарей-крестоносцев против самого Константинополя! И стал стал для него роковым.

Итак, Четвертый крестовый поход организовала Венеция, для которой византийцы были главными торговыми соперниками на Востоке. Антивизантийские настроения у рыцарей подогревали несметные богатства Константинополя, политика Папы Инокентия (стремился подчинить Византийскую церковь) и немецких феодалов. Так первоначальный план крестового похода на Египет был изменен – войско пошло на столицу богатой империи.

В апреле 1204 года Константинополь пал впервые в своей истории – он был захвачен князем крестоносцев Бонифацием I, королем Фессалоники (современная территория Греции). Крестоносцы разграбили город, причем не погнушались даже ограбить императорские усыпальницы.

Фото: Константинополь захватывают крестоносцы. Гравюра Г. Доре, 1877 г.

Через месяц пожар в центре города в районе Золотого Рога уничтожил целые торговые кварталы со всем товаром и домами, и многие жители лишились работы и средств к существованию. Город пришел в упадок на многие десятилетия.

После падения Константинополя Византийская империя распалась на несколько царств – Латинскую империю (ее создали крестоносцы и в нее вошел Константинополь), Фессалоникийское королевство (Бонифаций), Никейскую империю (которая считала себя истинной наследницей Византии и выступала против иноземного присутствия в Константинополе), Эпирское царство и т.п.

К середине 13 века Константинополь и Латинская империя пришли в полный экономический упадок.

Возвращение Константинополя в Византию

После падения Константинополя Никейская империя (на карте ниже) стала усиляться и стала самым жизнеспособным на то время греческим царством. Ее императоры считали себя настоящими царями разрушенной Византии, и, в отличие от нее, идентифицировали себя чисто как греки, а не амофорные римляно-греки. Именно тут сформировалось самосознание эллинов и греков.

Карта раздела Византийской империи на царства после первого завоевания Константинополя

В 1260 году никейский император Михаил VIII Палеог попытался отбить Константинополь у латинян, но греки вынуждены были отступить. В следующем году он все таки завоевал город, где хозяйничали венецианцы. Греки проникли в него ночью через водосток и открыли ворота главному войску. Тамошний император бежал, и 15 августа 1261 года Михаил с триумфом вошел в Константинополь. Таким образом, Византийская империя была восстановлена под властью греков из династии Палеологов. Впрочем, эту была уже лишь тень от прошлой великой империи.

Вместе с тем Никейская империя, разумеется, потеряла свое значение и стала простой провинциальной областью Византии, а позже – территорией османских правителей.

Михаил приложил массу усилий для восстановления Константинополя, но инфраструктура была в руинах, на месте былых кварталов росли пустыри, население голодало и страдало от эпидемий.

Экономическая ситуация улучшилась к середине XIV столетия.

Окончательное падение. Завоевание турками

В конце 13 века (1296 – 1297) город начал все больше приходить в упадок на фоне расцвета генуэзской Галаты. Венецианский флот часто грабил пригороды Константинополя, несмотря на то, что Михаил разрешил генуэзцам пользоваться проливом и заходить в Черное море. Греки не могли противостоять Венеции без своего сильного флота.

Но с востока надвигался более мощный враг – растущая Османская империя. В 1326 году турки завоевали большой византийский город Бурсу, что в 92 км от Константинополя, и сделали ее своей столицей. Таким образом, враг нависал прямо у границ.

В 1362 году турецкий султан Мурад Первый перенес свою столицу еще ближе – в Адрианополь (ныне турецкое Эдирне), окружив Константинополь землями османов со всех сторон.

И хотя Константинополь оставался столицей Византийской империи, ее уже по сути не существовало. Византийские императоры признавали себя вассалами султанов и владели только Константинополем и малыми землями вблизи него.

Наконец в 1453 году султан Мехмед II Завоеватель взял город, разграбил его, убил последнего византийского императора Константина и продал в рабство уцелевших жителей. Остатки Византийской империи пали перед турками, а Мехмед-завоеватель провозгласил Константинополь столицей Османской империи.

Осада турками Константинополя в 1453 г, Французская миниатюра XV века

Наиболее значимые церковные храмы турки превратили в мечети, а сам город назвали Стамбулом, хотя официально город не переименовали в то время. В XVI веке при правлении султана Сулеймана Великолепного настал Золотой век для Константинополя, но это уже отдельная интересная история – история Стамбула.

Что такое Царьград

Царьград – это ни что иное, как древнеславянское название византийского Константинополя и османского Стамбула. На Руси это слово писалось на старославянском как Цѣсарьградъ.

Вообще Царьград — это древнеславянская калька с греческого Βασιλὶς Πόλις (Вассилис Полис). То есть в буквальном переводе с греч. это «Город Цезаря”.

Сегодня слово Царьград является архаичным термином в русском языке. Но интересно, что оно по-прежнему используется на болгарском, в частности, в историческом контексте. Например, основная транспортная артерия в Софии называется Цариградско шосе. А крыжовник болгары называют цариградское грозде.

В современном словенском языке Царьград используется очень активно. Боснийцы, хорваты и сербы понимают и используют название Carigrad.

Но следует отметить, что на самом деле Константинополь никогда не назывался Царьградом в самой Византии или Османской империи, столицей которых он являлся.

Назар Алесандров

Византия появилась на политической карте античного мира в 395 году вследствие раздела Римской империи на Западную и Восточную. Именно Восточную Римскую империю истории и окрестили Византией, хотя сами жители этого государства называли себя ромеями и слова «Византия» никогда не использовали.

С падением Западной Римской империи Византия обретает свою историческую идею – восстановить границы империи в ее прежних границах. А с момента формирования католичества в Риме и церковного раскола 1054 года Византия также стала державой номер один в вопросах православной веры.

Пик могущества этой державы приходится на время правления басилевса (титул византийских императоров) Юстиниана I. Этот правитель смог благодаря талантам своих полководцев (Велизария и Нарсеса) утихомирить на востоке империи парфян, покорить и вернуть под свою власть Карфаген и берега Северной Африки, завоевать южную Испанию, а также Южную Италию. Велизарию удалось даже на несколько лет захватить и контролировать Рим, чего не удавалось ни одному из последующих полководцев империи.

При Юстиниане был построен самый знаменитый собор, ставший визитной карточкой Византии – Софийский. Кроме того, басилевс создал единый для ромеев свод законов, названный Кодекс Юстиниана.

К 11 веку Византия начала переживать свой первый упадок. Возникновение ислама усилило арабские племена, которые появились у границ Малой Азии, которой владела Византия. Константинопольский патриарх обратился за помощью к Папе Римскому в борьбе с мусульманами, что дало толчок для развития крестовых походов. Поначалу воинам Христа сопутствовала удача и успех, однако, во время Четвертого крестового похода (1202-1204гг.) крестоносцы так и не дошли до мусульман и предпочли захватить Константинополь и установить там свою власть.

Так возникла Латинская империя, а Византия канула в небытие. Однако, на ее территории появилось более 10 различных государств и одному из них – Никейской империи – удалось сломить сопротивление латинян, захватить Константинополь и восстановить Византию, хотя и в меньших границах. Византии не было на политической карты Европы с 1204 по 1261 годы.

Восстановленная империя была лишь тенью самой себя. Стоит заметить, что политические промахи и военные неудачи против набирающих силу турок были обратно пропорциональны культурному росту и подъему государства. Множились контакты с потерявшей суверенитет после нашествия монголов русскими княжествами, строились величественные здания, писались иконы и создавалось множество произведений.

К началу 15 века территория Византии составляла лишь малую часть вокруг Константинополя, южную Грецию и Трапезунд. Вся остальная территория была подчинена туркам-османам, которые постепенно начинали проникать в Европу через Балканы.

В 1453 году для повышения своего статуса султан Мехмед II решил нанести роковой удар умирающей империи. Применив артиллерию, укрепления Константинополя были преодолены и город был взял. Город готовы были оборонять лишь 7000 воинов. Население города уже несколько десятков лет жило в ожидании этого дня. Так, 29 мая тысячелетняя империя была окончательно уничтожена.

Сообщение про Византию 2

Рождение Византии произошло неприметно, она появилась внутри Древнего Рима. Не имеет она ни родоначальника, никто точно не может назвать точную дату основания государства. Длительное время считалось, что византийской империи не существовало, просто угасание Рима затянулось на 1 тыс. лет.

К концу V в. Почти вся территория Западной Европы была узурпирована племенами германцев. К этому времени сердце римского государства перестало биться. Еще 100 лет назад держава переместилась в более безмятежную и состоятельную глубинку. Главным городом государства стал Константинополь. Его император Константин основал там, где ранее находился древнегреческий город Византия.

Натиск варваров империя выдержала, а собравшись с силами, даже смогла отвоевать у германцев западные земли, и удерживала их 200 лет. К IX в. Византийская империя лишилась-таки порядочной части своих владений, но жить и развиваться продолжила. Обитатели государства называли себя ромеями, большую часть народонаселения составляли эллины.

По своему географическому месторасположению империя выступала связующим звеном Востока и Запада, и располагалась на 2 континентах – в Азии и Европе. Объединение греко-римских и восточных обычаев наложило свой оттиск на функционирование и развитие общественной жизни, государственности, культуры и искусства византийского сообщества.

В формировании Византийской культуры принимало участие большое количество народностей: жители Сирии, Древней Греции, Рима, Египта, Армении. Украшением города служили статуи и фонтаны, а также чудные строения – дома местных аристократов. Вместо площади, где ранее проводились народные собрания, общество собиралось на ипподроме. Самый известный императорский дворец Византийской империи – правителя Юстиниана I.

Большинство изделий, изготовленных ранневизантийскими мастерами, являются историческими шедеврами. Ювелирные украшения были предметом зависти жителей стран Ближнего Востока и Европы. Многие мастера пытались им подражать, и изо всех сил стремились перенять мастерство ромеев.

Деньги Византии практически не отличались от монет Римской империи. Каждый правитель во внешний вид вносил незначительные изменения. Политики и философы неустанно повторяли, что византийская империя – это Новый Рим. Институты власти не претерпели ни малейших преобразований. Уклад жизни императора был обставлен с необычайной пышностью, иностранных посланников стремились ошеломить величием императорской власти.

Вариант 3

Византия — у каждого есть свое представление и ассоциация с этой по истине великой империей, ее богатством. Ввиду своего богатства, она притягивала торговцев, которые успешно реализовывали свой товар, как на импорт, так и на экспорт.

Принято считать, что Византия начинает свою эпоху с образования с 330 года, в тот момент образовался город Константинополь и вплоть до середины 15 столетия. К сожалению, империя была разгромлена турками.

Считается, что Византия стала великой, благодаря возвышению Христианства над человеком. Здесь прослеживается тонкая нить отношения к религии, благодаря которой многие страны переняли Христианство. В том числе и Русь, переняла практически все аспекты религии, в том числе и стиль постройки храмов и методы иконописи.

Так же Европейские государства переняли часть религиозных традиций и основных принципов строения храмов.

Что касается образования, то здесь давалась возможность каждому получить его, вследствие чего, многие становились своего рода предпринимателями, но, как и в современном мире, не у всех это получалось.

В добавок ко всему ученые Византии сохранили большую часть исторических записей и книг Рима и Греции. Без этих людей большая часть истории этих империй была бы потеряна.

Хоть и просуществовало это государство не столь много, а именно несколько столетий, зато оно оказало огромное влияние множество других стран. Именно благодаря этому влиянию у каждой страны было свое достояние. На Руси это представлялось, как вышивка и иконопись, традиции. Что уж говорить об архитектурном влиянии, ведь оно проявляется не только у упомянутых ранее храмах и соборов, а в стилистике всех возведенных зданий.

Если говорить о войнах, то безусловно, защита была на высоте. Так как многие хотели получить в свои владения земли столь успешной империи. Но, как и бывает жажда власти и денег все губит. Если бы один из императоров поддерживал армию хотя бы провизией в зимнее время, а не скупился, то кто знает, быть может велика Византийская империя существовала и дальше.

Стоит отметить, что хоть и мало кто знает, но и Греция успела перенять часть традиций и искусства, а это: картины и учение философов Византии.

Но было, что было и нам остается лишь наслаждаться теми вещами, которые сохранили наши предки в память неповторимых мастеров того времени, чьим навыка завидовали все завидные ремесленники во всем мире.

Византия

Интересные ответы

  • Жизнь и творчество Михаила Зощенко

    Выдающийся советский сатирик и фельетонист Михаил Зощенко был рожден в 1894 году. Миша рос в Санкт-Петербурге в талантливой семье, имеющей дворянские корни. Отец мальчика был художником, а мама играла на сцене и сочиняла рассказы для газеты.

  • Бородинская битва 1812 краткое содержание

    Крупнейшее событие Отечественной войны 1812 года произошло 26 августа в 125 километрах от Москвы. Битва на Бородинском поле одно из самых кровопролитнейших сражений XIX века.

  • Золотые горы Алтая — сообщение доклад

    Золотые Горы — природный комплекс, который разделяет Азию и Сибирь . Главными Природными достопримечательностями этой земли принято считать Чистые озера, Склоны усеянные деревьями, прекрасные водопады

  • Фосфор — сообщение доклад по химии 9 класс

    Фосфор — это один из химических элементов, который в периодической системе Менделеева расположен в группе V. Обозначается фосфор знаком P и находится под 15 номером. Фосфор имеет несколько видов и модификаций:

  • Жизнь и творчество Виктора Розова

    За всё время существования литературы и искусства, было огромное количество по настоящему талантливых людей, которые реализуя свой талант, смогли оставить след в истории. Память о них будет хоть и не вечна

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *