Рождество Христово — Константин Победоносцев

Рождество Христово и святая Пасха — праздники, по преимуществу, детские, и в них как будто исполняется сила слов Христовых: «Аще не будете яко дети, не имате внити в царствие Божие”. Прочие праздники не столь доступны детскому разумению, и любезны для детей более по внешней обстановке, нежели по внутреннему значению…

Однако же и из двух названных больших праздников — дитя скорее поймет и примет простым чувством Рождество Христово.

Как счастлив ребенок, которому удавалось слышать от благочестивой матери простые рассказы о Рождестве Христа Спасителя! Как счастлива и мать, которая, рассказывая святую и трогательную повесть, встречала живое любопытство и сочувствие в своем ребенке, и сама слышала от него вопросы, в коих детская фантазия так любит разыгрываться, и, вдохновляясь этими вопросами, спешила передавать своему дитяти собственное благочестивое чувство. Для детского воображения так много привлекательного в этом рассказе.

Тихая ночь над полями палестинскими — уединенный вертеп — ясли, обставленные теми домашними животными, которые знакомы ребенку по первым впечатлениям памяти, — в яслях повитый Младенец и над Ним кроткая, любящая мать с задумчивым взором и с ясною улыбкой материнского счастья — три великолепных царя, идущих за звездою к убогому вертепу с дарами — и вдали на поле пастухи посреди своего стада, внимающие радостной вести Ангела и таинственному хору сил небесных. Потом злодей Ирод, преследующий невинного Младенца; избиение младенцев в Вифлееме — потом путешествие святого семейства в Египет — сколько во всем этом жизни и действия, сколько интереса для ребенка!

Старая и никогда не стареющая повесть! Как она была привлекательна для детского слуха, и как скоро сживалось с нею детское понятие! Оттого-то, лишь только приведешь себе на память эту простую повесть, воскресает в душе целый мир, воскресает все давно прошедшее детство с его обстановкою, со всеми лицами, окружавшими его, со всеми радостями его, возвращается в душу то же таинственное ожидание чего-то, которое всегда бывало перед праздником. Что было бы с нами, если бы не было в жизни таких минут детского восторга!

Таков вечер перед Рождеством: вернулся я от всенощной и сижу дома в той же комнате, в которой прошло все мое детство; на том же месте, где стояла колыбель моя, потом моя детская постелька, — стоит теперь мое кресло перед письменным столом. Вот окно, у которого сиживала старуха няня и уговаривала ложиться спать, тогда как спать не хотелось, потому что в душе было волнение — ожидание чего-то радостного, чего-то торжественного на утро. То не было ожидание подарков — нет, — чуялось душе точно, что завтра будет день необыкновенный, светлый, радостный, и что-то великое совершаться будет. Бывало, ляжешь, а колокол разбудит тебя перед заутреней, и няня, вставшая, чтобы идти в церковь, опять должна уговаривать ребенка, чтобы заснуть.

6 января, в православный сочельник, католическая церковь отмечает праздник Богоявления. Этот день также посвящен памяти трех царей (волхвов), принесших младенцу Иисусу дары на Рождество.

Волхвы – это персонажи, упомянутые в Новом Завете Библии. По преданию, трое волхвов пришли с Востока, руководствуясь звездой, которая вела их в Вифлеем. Там они искали новорожденного Иисуса и поклонились ему, предлагая золото (удел царей), ладан (используемый в богослужении) и смирну (вещество, употребляемое для бальзамирования умерших). До прибытия в Иерусалим, они встретились с правителем Иродом Великим, который убеждал их по возвращении сообщить ему точное место, где находится ребенок, чтобы он сам мог пойти поклониться ему. На самом деле он хотел убить младенца, поэтому приказал убивать невинных.

История упоминает и ангела, который явился трем царям и предупредил их об опасности, ожидающей Иисуса, если они повинуются Ироду. Поэтому они не вернулись к Ироду.

Очевидно, из-за количества даров, которые упоминает Евангельская история (золото, ладан и смирна) и было предположено, что именно три волхва. Однако различные традиции отмечали, что их было двое, четверо, семеро и даже двенадцать!

Впервые имена царей, одаривших Иисуса, упоминаются в церкви Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне (Италия). Фриз церкви украшен мозаикой середины VI в. с изображением процессии к престолу Богородицы. Во главе процессии шествуют три человека, одетых по персидской моде и с фригийскими колпаками на головах. Они несут дары Богородице, сидящей на троне и держащей ребенка на левом колене. Над их головами справа налево можно прочитать три имени: Мельхиор, Каспар, Бальтазар…

Постепенно традиция добавляла другие символичные детали: она сделала царей представителями трех известных в древности рас и трех возрастов человека.

Другая легенда гласит, что после Воскресения Иисуса, апостол Фома нашел царей в городе Саба (Индия), они были крещены, рукоположены епископами и позже, в 70 году приняли мученическую смерть. Похоронили их в одной могиле. Останки царей, по преданию, были доставлены в Константинополь Святой Еленой. Позже, в ХII в., Фридрих Барбаросса перевез их в Кельн, где и сегодня покоится их прах.

Кажется противоречивым, что практикующие магию (строго отвергаемую и Ветхим и Новым Заветом) были допущены для поклонения Христу. Однако греческий термин, используемый для названия царей, означал не столько колдунов, сколько мудрецов, или, точнее, людей науки. Святой Матфей свидетельствует, что они были астрономами, которые знали точно движение звезд.

Католическая церковь и наука активно исследуют события истории о трех волхвах и личности этих фигур, в том числе их предполагаемый королевский статус.

Тем не менее, несмотря на всю противоречивость фигур Мельхиора, Каспара и Бальтазара, день 6 января является одним из любимых праздников мексиканской детворы. В этот день – его здесь так и называют, Los Reyes («Короли») – дети получают подарки.

Традиция празднования Дня Волхвов пришла в Мехико из Испании. День практически целиком посвящен этим, по сути, языческим персонажам, только в церквях вспоминают о Богоявлении – явление Христа всему миру.

Накануне, вечером 5 января, дети пишут письма, в которых составляют список игрушек, наиболее желанных и заслуженных хорошим поведением в течение предыдущего года. Письмо кладут под елку в ботинок, рядом с которым оставляют еду и воду для волхвов и их животных.

Некоторые мальчишки и девчонки отправляют свое письмо, привязав его в воздушному шарику. В больших торговых центрах и на рынках устраивают даже почтовые ящики для писем Королям.

Рано утром 6 января дети обнаруживают игрушки и сладости. Но если Короли решат, что мальчик или девочка вели себя плохо, то вместо долгожданной игрушки ребенок обнаружит в своем ботинке только кусочек угля.

День заканчивается ужином вкуснейшим калачом овальной формы с карамелизированными фруктами, который называют здесь rosca de reyes. Роска символизирует корону Королей, фрукты – их драгоценности, а фигурки младенца Иисуса, спрятанные в калаче, — тот факт, что новорожденный Христос был защищен волхвами от Ирода.

Роску едят, запивая горячим шоколадом или атоле – напитком на основе овсяной муки или кукурузного крахмала. Тот, в чьем куске калача окажется фигурка младенца, 2 февраля, в день католического Сретенья, будет угощать компанию тамалес – своеобразными пирожками из кукурузной муки с начинкой, завернутыми в кукурузные листья и приготовленными на пару.

В городе Тисимин, который находится в штате Юкатан, ежегодно пышно отмечают день Волхвов. На гербе города даже изображены короны легендарных Королей. С 28 декабря до 7 января в городе устраиваются разнообразные гуляния, выставки, конкурсы. А связано все с тем, что монахи-францисканцы на рубеже 15 и 16 веков построили в городе монастырь, покровителями которого являются Мельхиор, Каспар и Бальтазар.

Это событие делит время человеческой истории на две эпохи — «до» и «после» рождения в мир Спасителя. Историческая наука помнит попытки начать летоисчисление от других событий, но мы до сих пор исчисляем годы жизни от Рождества Христова…

История праздника

О Рождестве Христовом написано в двух Евангелиях — от Матфея и от Луки.

Сама история будущего рождения в мир Спасителя начинается в тот момент, когда Пречистой Деве Марии является Архангел Божий Гавриил. Об этом мы читаем в Евангелии от Луки: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами… не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Ср.: Лк. 1: 28–33).

Будучи чистой и непорочной девой, смущенная Мария спрашивает Архангела о том, каким образом это может с Ней произойти. Ответ был таким: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк. 1: 35).

Покорная воле Божией и воспитанная в послушании Ему, Дева Мария лишь произносит: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему (Лк. 1: 38).

Рождество Христово — один из двенадцати великих праздников Православной Церкви. Но первые упоминания о праздновании этого события относятся к IV веку. В 360 году римский епископ Либерий упоминал праздник Рождества. Во II веке о рождении Спасителя говорили в контексте события Богоявления, которое включало в себя целых три события — рождение Иисуса Христа, принесение даров и Крещение Господне. В старинных требниках Рождество Христово имело название «Зимняя Пасха».

Тогдашний император Октавиан Август решает сделать перепись всего народа своих земель. Земли Палестины тогда входили в состав Римской империи. У еврейского народа было принято вести перепись по коленам и родам; а всякое колено и род имели свои конкретные праотеческие места. Так что праведному Иосифу и его супруге Деве Марии нужно было идти в Вифлеем — город Давида, из рода которого они и происходили.

Из Священного Писания мы знаем, что наш Спаситель родился не в царских покоях, а в хлеву для скота. Другого места для Него не нашлось во всем городе и его окрестностях. Первыми о Рождестве Христовом узнают пастухи, охранявшие свои стада на поле неподалеку от места рождения Спасителя. К ним является Ангел Господень и говорит: ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель (Лк. 2: 34). Первыми, кому было дано увидеть Спасителя мира, были совершенно простые люди. Но они не были единственными. Волхвы Мельхиор, Бальтазар и Гаспар также увидели в появившейся на небосклоне новой звезде величайшее событие, которого все ждали — рождение Спасителя мира. Глядя на эту звезду, они отправляются искать то место, где явился Спаситель, и приносят Ему дары: золото — как царю, ладан — как священнику и смирну — особое благовоние, которым было принято помазывать тела усопших. Появление волхвов у колыбели Спасителя говорит о том, что Он пришел ко всем людям без исключения.

Сейчас на месте, где родился Божий Сын, стоит базилика Рождества Христова. Ее строительство было начато во времена паломничества на Святую Землю равноапостольной императрицы Елены. В ней находится пещера, это место отмечено серебряной звездой с четырнадцатью лучами — то самое место, где родился Господь наш Иисус Христос.

Традиции

Праздник Рождества Христова имеет множество народных традиций. Самые известные из них — колядки (песенное прославление Богомладенца) и сооружение вертепов — подобий вифлеемской пещеры, в которой родился Христос.

В истории существует немало примеров того, как верующие люди проводили дни Рождества, которые, кстати, не ограничиваются только одним днем, а продолжаются вплоть до Крещенского сочельника. Так, например, в допетровской Руси государи в рождественскую ночь посещали тюремные заведения, освобождали из-под стражи тех, кто раскаялся в своем злодеянии, а также тайно раздавали милостыню.

Во многих странах этот праздник сугубо семейный, например, в Швеции в этот день не работают многие общественные места, а сами жители готовят торжественную трапезу. Кроме того, шведы в этот день повсеместно поют рождественские песни, которые знают наизусть с детства. Традиционно на главных площадях можно увидеть и ель, украшенную одноцветными горящими лампочками.

Перед Рождеством во многих семьях Германии оформляют рождественский венок с четырьмя свечами. На протяжении четырех недель по воскресеньям зажигают по одной свече на этом венке. Также принято устанавливать фигурки, изображающие Святую семью. А к праздничному столу готовят пряники и особую выпечку — штоллен.

В Англии Рождество также считается семейным праздником, в который принято обмениваться подарками. А с XIX века вошло в традицию обмениваться поздравительными открытками. У британцев принято украшать дома к Рождеству вечнозелеными растениями — плющом, остролистом, а веточку белой омелы крепят над дверью как символ того, что сам человек должен держаться за Всевышнего.

В Италии обязательным является создание Рождественского вертепа, причем его принято создавать заново каждый год. Итальянцы любят украшать свои дома цветами к празднику. «Рождественская роза», или морозник, молочай расцветают как раз зимой, к празднику Рождества.

В Греции Рождество — поистине общенациональный праздник. В этот день пекут «Христов хлеб» с крестом наверху, украшенный сухофруктами и орехами. До недавнего времени вместо ели в Греции было принято украшать обычную ветку, повязывая на нее колокольчики и ленточки. В приморских районах к празднику вырезали деревянные корабли, с которыми дети обходили селение и пели рождественские песни.

В Испании традиционным украшением является белен — макет с изображением различных библейских сюжетов, связанных с Рождеством Христовым.

Очень бурно и весело отмечают Рождество арабы-христиане на Святой Земле. Они устраивают поистине «пир на весь мир» с салютом. А в ночь перед Рождеством после богослужения по улицам Вифлеема проходит шествие — парад арабской православной молодежи. Скауты арабской православной молодежи шагают под звуки барабанной дроби и волынки. К этому шествию они готовятся весь год.

В Беларуси же принято застилать праздничный стол сеном как напоминание о том, что Иисус Христос был рожден в хлеву, а посреди стола ставится свеча и непременно читается рождественский тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока; Господи, слава Тебе!»

Богослужение

В этот день богослужение начинается с чтения молитвы «Царю Небесный». Хотя ею открывается большинство богослужений нашей Церкви. Далее идет ектенья с гимном «С нами Бог» — гимн-напоминание о пришествии Спасителя мира из книги пророка Исаии. Затем следует песнь Симеона Богоприимца, рассказывающая о принесении Богомладенца в Иерусалимский храм на сороковой день Его жизни. Также поется заголовок — ирмос Рождественского канона, в котором десятый ирмос — нить, связывающая два Завета — Ветхий и Новый.

Утреня Рождества поется ночью. В рождественскую ночь в храме поется ангельская песнь: «Слава в вышних Богу, на земле мир, в человеках благоволение». Читается отрывок из Писания, посвященного Рождеству Христову, затем объясняющая евангельская стихира.

И всё же главным гимном этого дня является тропарь праздника IV века. Его поют вплоть до 13 января. И только в день Рождества его подпевают все молящиеся в храме.

Молитвы

Частое повторение в этой песне — свидетельство духовной радости верующих, ощущающих среди себя Бога Спасителя.

Тропарь, глас 4-й: «Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!» (Перевод: Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом богопознания; ибо тогда — звездам, как Богу, служившие — звездою научены были поклоняться Тебе, Солнцу правды, и знать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе!)

Кондак, глас 3-й: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог» (Перевод: Ныне Дева рождает Того, Кто превыше всего созданного, и земля представляет пещеру Неприступному; Ангелы с пастырями славословят, мудрецы со звездою путешествуют: ибо для нас родился Младенец юный, предвечный Бог).

Стихира: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, днесь восприемлет Вифлеем Седящаго присно со Отцем, днесь Ангели Младенца рожденнаго боголепно славословят: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии».

Прокимен: Из чрева прежде денницы (зари. — Ред.) родих Тя. Клятся Господь и не раскается (См.: Пс. 109: 3, 4).

Стихира: «Днесь Христос в Вифлееме раждается от Девы: днесь Безначальный начинается, и Слово воплощается: силы небесныя радуются, и земля с человеки веселится: волсви Владыце дары приносят: пастырие Рожденному дивятся. Мы же непрестанно вопием: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Прокимен на литургии: Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний (Пс. 65: 4).

Святые отцы о Рождестве Христовом

Святитель Амвросий Медиоланский: «Какими же одеждами мы должны украсить себя? Я говорю: себя, т. е. души наши: поелику Царь наш Христос не требует великолепия одежд, по приверженности души; не смотрит на украшение тела, но зрит на сердце служащих Ему, не дивится блеску тленного пояса, коим препоясуются чресла, но восхищается непреодолимым целомудрием, которое связует стыдом вожделения. Итак, потщимся явиться пред Ним искусными в вере, облеченными милосердием, благоустроенными в образе нашей жизни: кто искреннее любит Христа, пусть светлее украсит себя соблюдением Его заповедей, дабы Он видел, что мы истинно в Него веруем, являясь в таком великолепии во время торжества Его, и тем больше бы радовался, чем более зрел бы в нас чистоты духовной. Уцеломудрим же заранее сердца наши, очистим совесть, освятим дух, и в чистоте и непорочности станем сретать пришествие всесвятого Господа».

Святитель Феофан Затворник: «Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху. Славьте Христа: это не то, что — составляйте длинные хвалебные песни Христу — нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! — этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако ж небеса и войдет к Самому Богу».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Что же от нас, братья, требуется, чтобы воспользоваться всей благодатью, принесённой нам свыше на землю Сыном Божьим? Нужна, во-первых, вера в Сына Божия, в Евангелие, или в спасительное небесное учение; истинное покаяние во грехах и исправление жизни и сердца; общение в молитвах и таинствах; знание и исполнение заповедей Христовых. Нужны добродетели: христианское смирение, милостыня, воздержание, чистота и непорочность, простота и незлобие сердца. Принесем эти добродетели, брат и сестра, в дар Родившемуся ради нашего спасения вместо злата, ладана и смирны, которые принесли Ему волхвы, как Царю, как Богу и как Человеку, пришедшему на смерть за нас. Это будет приятнейшая от нас жертва Богу и Младенцу Иисусу Христу».

Аминь.

Жорж де Ла Тур ок. 1644Мастер Вышши Брода , чешский мастер, ок. 1350. Цикл Вышши Брода (Гогенфурт) . Влияние итальянской византийской живописи было сильным при дворе Карла IV .

Рождества Иисуса были главным предметом христианского искусства с 4 — го века.

В художественных изображений на Рождество или рождение Иисуса , который отмечается на Рождество , основаны на рассказах в Библии, в Евангелии от Матфея и Луки , и доработаны письменной, устной и художественной традиции. В христианском искусстве очень много изображений Девы Марии и Младенца Христа . Такие произведения обычно называют » Мадонна с младенцем » или «Богородица с младенцем». Обычно они не представляют собой конкретно Рождество , но часто представляют собой религиозные объекты, представляющие определенный аспект или атрибут Девы Марии или Иисуса. С другой стороны, рождественские изображения носят исключительно иллюстративный характер и включают множество повествовательных деталей; они являются обычным компонентом эпизодов, иллюстрирующих как Жизнь Христа, так и Жизнь Девы .

Рождество было изображено во многих различных медиа, как живописных, так и скульптурных. Изобразительные формы включают фрески, панно , рукописные иллюстрации , витражи и картины маслом . Сюжет Рождества часто используется в запрестольных образах , многие из которых сочетают в себе расписные и скульптурные элементы. Другие скульптурные изображения Рождества включают миниатюры из слоновой кости, резные каменные саркофаги, архитектурные элементы, такие как капители и дверные перемычки, а также отдельно стоящие скульптуры.

Отдельно стоящие скульптуры могут быть сгруппированы в вертеп (детская кроватка, ясли или presepe ) внутри или за пределами церкви, дома, общественного места или природного окружения. Масштаб фигур может варьироваться от миниатюрных до натуральных. Эти сцены Рождества, вероятно, произошли от разыгрываемых живых картин в Риме, хотя Святой Франциск Ассизский дал традиции большой толчок. Эта традиция продолжается и по сей день, продавая небольшие модели из фарфора , гипса, пластика или картона для демонстрации дома. Разыгрываемые сцены превратились в Рождественский спектакль .

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *