Икона «Распятие» – одна из наиболее значимых восточно-православных икон с изображением Иисуса Христа. Она не просто очень красива, она несет в себе глубокий смысл, постоянно напоминая о совершенной жертве Христа на Кресте – важном для всех верующих христиан событии, которое произошло на Голгофе почти две тысячи лет назад.

Как вы, наверное, знаете, распятие было распространенной формой высшей меры наказания среди римлян, а самой известной жертвой распятия был Иисус Христос. Согласно четырем каноническим Евангелиям, Христа раздели донага и пригвоздили к кресту, на котором он висел в агонии шесть часов, пока не умер. Это монументальное событие, которое тесно связано с Воскресением Христовым, и изображено на иконе «Распятие». Более того, довольно часто Распятие Христа показано как на земле, так и в небесном царстве.

Традиционная икона «Распятие» – это рукописная икона со сценой Распятия Иисуса Христа в центре композиции. Христос обычно окружен Пресвятой Девой Марией, Марией Магдалиной, Иоанном Богословом, Лонгином Сотником и несколькими другими наблюдателями. Все фигуры, изображенные на иконе «Распятие», переполнены эмоциями, связанными с горем, но ничто не указывает на звук. Икона, как и ее персонажи, хранит молчание. Сам Христос изображен с закрытыми глазами и склоненной головой, давая преставление о последних минутах жизни Господа на земле.

В композицию иконы «Распятие» также часто включено изображение пещеры прямо у основания Креста, в которой можно различить череп и кости Адама. Согласно легенде, кости Адама, которые были похоронены под Голгофой потомками Ноя, появились на поверхности земли в момент смерти Христа из-за сильного землетрясения, расколовшего скалу. Кровь Христа стекала с Креста на кости Адама, принося искупление первому человеку на Земле и всей человеческой расе.

Икона «Распятие» может быть дополнена определенными сценами на полях. Как правило, это «Вход Господень в Иерусалим», «Тайная Вечеря», «Предательство Иуды», «Приведение Христа к Пилату», «Снятие со Креста», «Положение во Гроб» и несколько других важных сцен, связанных с последними днями жизни Иисуса Христа и Его погребением.

Икона «Распятие» – действительно одна из наиболее значимых восточно-православных икон. Показывая распятого Христа, чья кровь стекает с Креста на землю, она является важным символом искупления, которое ожидает всех умерших.


Христос, попирающий зверей. часовня архиепископа в Равенне.

Изображения Иисуса Христа на иконах подчиняются определенным канонам и почти всегда легко узнаваемы — Христос в младенчестве на руках у Девы Марии, Пантократор («Вседержатель») и Христос-Страстотерпец, страдающий Христос. Однако в раннем периоде изображения Христа были гораздо разнообразнее.

Христос — Добрый Пастырь


Раннее изображение Христос — Добрый Пастырь.

Мавзолей Галлы Плацидии
В раннем христианстве Христос часто изображался в образе простого деревенского пастуха. На мозаике, хранящейся в Мавзолее Галлы Плацидии в Равенне, молодой юноша Иисус совсем не выглядит, как деревенский пастух, хотя тоже пасет овец. Облаченный в дорогие одежды, он, сидя в величественной позе на пригорке, символизирующем трон, держит в одной руке крест, ассоциирующийся с императорским жезлом. Очевидно, это была попытка соединить политическую власть императора и божественную силу Иисуса

Деревянные двери церкви Санта Сабины


Раннее изображение Христа на деревянной двери церкви Санта Сабины.

Церковь Санта Сабины, Рим
Старейшая в Риме церковь Санта Сабины, построенная в 432 году, прекрасно сохранила не только свой первоначальный архитектурный облик, но даже и деревянные двери с панелями. На них неизвестным мастером вырезан рельеф, иллюстрирующий различные сцены из Библии. Среди прочих здесь имеется и одно из самых ранних изображений замученного Христа, на котором он изображен как длинноволосый и бородатый человек, свисающий с креста.

Христос, попирающий зверей


Раннее изображение Христа в часовне архиепископа в Равенне.

Часовня архиепископа, Равенна
В часовне архиепископа в Равенне хранится мозаика с изображением Христа, стоящего на шеях льва и змеи. Образы эти восходят к священному писанию. Композиция основана на священном писании. В Псалме 91.13 говорится: если Вы любите Бога: ”Вы будете Наступать на льва и кобру, Вы растопчете великого льва и змею”. Молодой, безбородый Христос на этой мозаике изображен в облачении воина.. В правой руке он держит крест, в левой – книгу, на которой видна надпись «Ego sum via, veritaset, vita». Часовня была построена в V веке, в период борьбы между различными христианскими сектами, возможно, с этим и связан образ Христа-воина.

Исцеление истекающей кровью женщины


Раннее изображение Христа в римских катакомбах.

Катакомбы Марселлинуса и Питера
Знаменитые римские катакомбы использовались христианами, как места погребений. На стенах катакомб святых Марселлинуса и Питера, построенных во втором или третьем веке, среди тысяч захоронений находится одно из самых ранних изображений, иллюстрирующих Евангельский рассказ о спасении Христом женщины, кровоточившей в течение 12 лет, и которую спасла только ее вера в Христа.

Исцеление парализованного человека


Раннее изображение Христа, исцеляющего парализованного человека.

Сирия
Одна из самых известных историй из Нового Завета — исцеление Иисусом парализованного человека. Друзья так отчаянно пытаются попасть к Иисусу, что они срывают крышу на доме, в котором находится Иисус, и опускают больного внутрь вместе с постелью. Увидев это, Иисус сказал ему: ”Вставай, бери свою постель и иди домой”. После этих слов человек действительно встал и ушел. Фреска, иллюстрирующая эту историю, была обнаружена на стене церкви в Сирии. Датирована она примерно 230 годом.

Мадонна с младенцем


Раннее изображение Христа: Мадонна с младенцем.

Катакомбы Присциллы, Рим
Катакомбы Присциллы — самые древние в Риме. Однако, они известны не только этим. Благодаря археологическим раскопкам, там была найдена древнейшая фреска, на которой изображена Богоматерь с младенцем на руках. Рядом с ней стоит один из пророков, в одной руке держащий книгу, а другой – указывающий на звезду. Фреска находится на потолке над могилой Святой Присциллы и датируется примерно 225 годом н.э.

Добрый Пастырь


Раннее изображение Христа: Добрый Пастырь.

Св. Каллисто, Рим
В христианских катакомбах очень часто изображали Христа в образе Доброго Пастыря. И катакомбы Каллиста, самое крупное подземное захоронение христиан Рима, не исключение – там тоже имеется такое. На нем Христос изображен как молодой юноша, простой пастух, с ведерком молока, для того, чтобы подкармливать овец. На плечах у юноши – ягненок. Это одно из самых известных ранних изображений такого типа.

Мозаика в храме св. Марии


Раннее изображение Христа в церкви Св. Марии в Хинтоне.

Хинтон
Напольная мозаика в церкви Св. Марии в Хинтоне необычна тем, что на ней смешаны христианские и языческие образы. Создана она в начале IV в., когда в Римской империи официально приняли христианство. На этой мозаике греческий мифологический герой, изображенный сидящим на крылатом Пегасе, соседствует с погрудным изображением безбородого мужчины. За головой этого мужчины – две греческие литеры «ки» и «ро», При скрещении они образуют монограмму имени Христа. В те далекие времена такая монограмма являлась символом христианства. Считается, что на этой мозаике впервые Христос изображен в образе человека, до этого христиане для этой цели пользовались исключительно символами.

Распятие на пластинке из слоновой кости


Раннее изображение Христа: распятие на пластинке из слоновой кости.

Британский музей
В Британском музее хранится пластинка из слоновой кости, сделанная в Риме в V веке, на которой вырезано панно с изображением распятия. Предполагают, что на нем впервые изображена фигура распятого Христа, а не символический крест. На панно вырезана и фигура повесившегося Иуды, а под ним — мешок с рассыпанными сребрениками, которые он получил за свое предательство.

Граффито Алексаменоса


Граффито Алексаменоса в Антикварном музее Палатина.

Рим
Рисунок-граффити, найденный на одной из стен в Риме, сейчас хранится в Антикварном музее Палатина и носит название Граффито Алексаменоса. Он представляет собой одно из самых первых изображений распятия Христа, правда, в карикатурной форме, поэтому второе его название – Богохульное граффито. На рисунке изображен человек, поклоняющийся распятой на кресте фигуре с ослиной головой. Рисунок сопровождается надписью «Алексаменос поклоняется Богу своему», Автор этого рисунка явно не был христианином.


Рождество — прекрасное время, чтобы вспомнить про 10 известных библейских персонажей, имена которых остаются неизвестными.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Особую категорию крестов составляют Распятие и Распятие с предстоящими с «вынутым» фоном. Эти фигурные кресты близки по значению кресту. В Распятиях с предстоящими по сторонам Креста стоят Пресвятая Богородица и Иоанн Богослов. Христос поручает Свою Мать любимому ученику — Иоанну, говоря ему: «Се Мати твоя». Этим святым голгофским усыновлением сделались, и мы причастны родству Спасителя. Пресвятая Дева каждому человеку окажет материнское покровительство. «Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь», — звучит умилительное песнопение Страстной седмицы в преддверии Великой Пятницы. Крестом Христовым отверзается Божественный чертог Небесного Царства, где ликуют праведники и сияет Горний Иерусалим. Ходатайством Божией Матери и Иоанна Богослова, милостью Господа, давшего Сына Своего Единородного для спасения мира, может каждый верующий наследовать радость вместе с праведными. Килевидное основание Голгофы на представленных крестах придает композиции Распятий сходство с образом корабля. Корабль — один из древнейших символов христианского искусства, связывался с символом Церкви.

  • Артикул: 14164
  • Материал: Серебро 925, золочение
  • Высота: 41 мм.
  • Ширина: 22 мм.

Распятие Спасителя, Богородица и Иоанн Богослов на этом изделии воскрешает событие со словами Христа к Иоанну «Се Мати твоя», уча этим заботе о родителях. Килевидное основание Голгофы, на котором пребывают молящие, придает композиции сходство с образом корабля, одним из древнейших символов христианского искусства. На оборотной стороне креста молитва «Да Воскреснет Бог…». $ 250

Распятие «Орудия Страстей»

В роли фигурного обрамления в этом изделии служит изображение завесы Иерусалимского храма, разодравшейся «сверху донизу» в момент Распятия Христова. Святая святых, куда мог входить только один первосвященник единожды в год, открывается. Святитель Филарет Московский пишет, что Христос «заветной своей Кровию и Крестом Своим … отверз нам вход во Святая Святых; но поскольку туда не входит никто, кроме жреца и жертвы, то мы должны, яко жертву предать себя в руки сего великого… Священника», то есть Спасителя. Завесу Иерусалимского храма, по преданию, изготовила из пурпурной шерсти Сама Пресвятая Богородица. Со смертью Богочеловека, родившегося от Нее, и священный покров завесы разрушается. На подножии Креста можно прочитать греческую надпись «NIKA», что значит «победил». Эта же надпись печатается обычно на просфорах с изображением Креста.

Оглавие украшено изображением голубя — символа Св. Духа. Точно так же, как Он присутствовал при крещении Господа во Иордане, Он присутствует и при огненном голгофском Крещении, как во приемлющий Жертву Христову вместе с Богом Отцом и Богом Сыном. Мягко моделированные складки драгоценной ткани, изысканные формы оглавия сообщают изделию почт и барочную нарядность. Выразительная фигура дополняет это впечатление сильным пластическим акцентом. Любой нательный крест являет собой прообраз Креста Господнего, на котором была принесена Великая Искупительная Жертва. Он служит негласным повествованием о великой любви Всевышнего к людям. «Кто хочет идти за Мной, отвергнись себя, возьми крест свой, и следую за Мною», в этих словах крест имеет значение жизненного пути христианина.

  • Артикул: 44164
  • Материал: Золото 585 «зеленое»
  • Высота: 41 мм.
  • Ширина: 22 мм.

Распятие Спасителя, Богородица и Иоанн Богослов на этом изделии воскрешает событие со словами Христа к Иоанну «Се Мати твоя», уча этим заботе о родителях. Килевидное основание Голгофы, на котором пребывают молящие, придает композиции сходство с образом корабля, одним из древнейших символов христианского искусства. На оборотной стороне креста молитва «Да Воскреснет Бог…». $ 2 100

Распятие с Предстоящими «Николай Чудотворец»

Это распятие с предстоящими «Николай Чудотворец» в своей сложной форме имеет сходство со старинными изделиями церковного искусства «Панагиями». Слово «Панагия» переводится как «Всесвятая». Св. Симеон Солунский пишет: «Крест или энколпий, висящий у архиерея на груди, означает печать и исповедание веры, а что он висит на груди, эти означается исповедание от всего сердца». В оглавии креста помещен образ Св. Троицы, тесно связанный с темой Жертвенного служения Христа. «Пройди путем, который открывает тебе раздирающая завеса таинств, вниди во внутреннее святилище Страданий Иисусовых, оставя за собой внешний двор, отданный язычникам на попрание. Что там? — Ничего, кроме Святой и Блаженной Любви Отца и Сына, и Святого Духа к грешному и окаянному роду человеческому», — говорит в своем слове на Великий Пяток святитель Филарет Московский. В середине XII века на Константинопольских соборах решался важный догматический вопрос о том, Кому приносится Жертва Христа. Ответ собора 1157 гласил: «Животворящая Жертва, и в начале, и во все времена до ныне приносилась не одному безначальному Отцу Единородного, но и Самому вочеловечившемуся Слову, и Святому Духу в троичности Лиц участвующему в Жертве».

Таким образом искупительные Страдания принимаются Св. Троицей. Ее образ, присутствующий на панагии, дополняет изображение литургическим символизмом. Пре святая Богородица и святой апостол Иоанн Богослов, находясь поблизости, символизируют две вехи жизни Христа — Его Рождение на земле и вечное пребывание на Небесах. На обратной стороне иконы находится лик Николая Чудотворца, обрамленный резными листьями и витым орнаментом. Недельная память этого великого святого приходится на четверг – день Тайной Вечери. Таким образом, тема евхаристического понимания изображений присуща не только лицевым изображениям креста, но также иконе на обороте.

  • Артикул: 14157
  • Материал: Серебро 925, золочение
  • Высота: 29 мм.
  • Ширина: 12 мм.

На Крестопоклонной неделе разрешите вашему вниманию, дорогие братья и сестры, предложить повествование о нашем храмовом Распятии.

В воскресенье третьей недели Великого поста на всенощном бдении выносится Животорящий Крест Господень, которому до пятницы будут поклоняться верующие. На Нём пострадал наш Спаситель, на этом Кресте произошла Его искупительная смерть, соединившая отпадших от Бога людей с Ним. Крест Христов — это мост, переброшенный через бездну, отделявшую нас от Бога. Крест Господень напоминает верующим о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой и укрепляет волю и дух для соблюдения дальнейшего поста.

Но и в другие дни у нас всегда есть возможность припасть к Животворящему Кресту Господню с сердечным воплем благоразумного Разбойника: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» Воодружено большое Распятие в нашем маленьком храме на левой стороне между окном и запасным выходом. Оно очень красиво и сразу привлекает внимание входящих в храм. Написано Распятие известной тверской иконописицей Марией Кондрашевой по благословению настоятеля храма в честь блаженной Ксении Петербуржской протоиерея Сергия Дмитриева.

А изготовил сам крест в дар приходу её муж Андрей на молитвенную память о своём усопшем отце, о чем и гласит надпись на обратной стороне Распятия. На тёмном фоне изображен распятый на кресте Спаситель. Над Ним вверху мы видим Нерукотворный Образ Иисуса Христа, а чуть ниже — Ангелов, склонивших свои лики к Сыну Человеческому. Над Его головой — табличка «Царь Славы».

Раскинутые в стороны пригвожденные руки, кажется, обнимают весь людской мир, над ними золотыми буквами на церковно-славянском языке тропарь «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.» По обеим сторонам раскинутых рук написаны образы Пресвятой Богородицы и апостола Иоанна Богослова, стоявших, согласно Евангелию, во время казни у самого креста. Глава Господа склонена вправо, лик спокоен и умиротворен.

На подножии — пронзенные гвоздями ноги. Под ними мы видим череп Адама. Это символическое изображение омовения кровью Христовой первородного греха прародителей. Еще на нижней перекладине креста вы увидите небольшой медальон с частицей дуба Маврикийского, привезённой настоятелем из Иерусалима. Распятие выполнено настолько великолепно, что могло бы занять достойное место для поклонения и в большом соборе, а мы, прихожане, очень рады, что Оно украшает наш маленький, но красивый и уютный храм.

Алла Бреднева, приход блж. Ксении Петербуржской, г. Тверь

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *