Сайт одной из древнейших православных обителей Беларуси – Спасский монастырь по интернету принимает просьбы о молитвах. Достаточно заполнить определенную форму и указать имена тех, за кого помолятся сестры женского монастыря. Причем, игуменья Евфросиния — настоятельница монастыря в Кобрине — обязательно ответит, когда будет совершена молитва.
Кроме этого, на сайте публикуются новости обители, история монастыря, расписание богослужений и богослужебный календарь. В 2015 году достопримечательность Кобрина — православный Спасский монастырь — будет отмечать 550-летие со дня своего первого письменного упоминания.
Еще пять лет назад двухэтажный монастырский корпус и другие строения на берегу Мухавца в центре Кобрина принадлежали милиции. На первом этаже располагались камеры изолятора, во дворе — прогулочные площадки для заключенных.

Когда в 2010 году постройки передали Брестско-Кобринской епархии, монастырь начал вторую жизнь. Сейчас идет капитальный ремонт главного корпуса. В планах — строительство церкви — справа от главного входа на территорию монастыря.

Автор публикации: Валентина КОЗЛОВИЧ

Источник: Советская Белоруссия

Ваши новости

Установите новостной виджет «Туристический Кобрин» на главную страницу Яндекс! Если у Вас есть интересные новости — присылайте их нам по адресу: admin@ikobrin.ru

Священник Василий Котович

Василий Антониевич Котович родился 22 марта 1849 года в селе Черевачицы, что в 6 км от г. Кобрина, в котором были священниками его отец, дед, прадед и прапрадед. Род Котовичей имеет письменное подтверждение с 1570 года, когда родился Ян Котович, будущий «священник греческий».

В семье отца Василия Котовича Антония было пятеро сыновей, и все были священниками. И пятеро дочерей, трое из них вышли замуж за священников, двое остались незамужними.

(Еще в семье отца Василия Котовича, Антония Котовича, воспитывались малолетние сироты брата Василия, служившего священником в Волчине Брестского уезда. Трое из них получили высшее духовное образование и оставили значимый след в православии).

Сам Василий Котович учился в Литовской духовной семинарии, которую окончил в 1869 году. И сразу же стал псаломщиком при своем отце в Черевачицкой церкви. Затем был священником в Киселевичской церкви Кобринского уезда. А через пять лет, в 1878 году, стал служить в Озятах Кобринского уезда.

В 1911 году семья священника отца Василия, скопив денег, покупает поместье Чабаевка (530 десятин) возле Дрогичина. Похоже, что в это время, имея возраст больше 60 лет, отец Василий уходит на пенсию и занимается своим имением, т.к. за покупку имения остались деньги, которые он выплачивал.

Во время Первой мировой войны, после почти полной эвакуации православного духовенства и части мирного населения из прифронтовой полосы, отец Василий остался считай единственным священником в этом крае, т.к. не пожелал оставлять своё имение.

Вот что писал сам Василий Котович о том времени: (из его письма в Полесскую духовную консистерию. От 19.08.28 г., село Стрельна).

«Тогда же, 1 сентября 1915 г., германский дивизион, задержавшийся в с. Липники (ныне Дрогичинский район, на то время, как и сегодня, в центре деревни стояла Успенская церковь, из дерева, построенная в 1792 г., авт.Н.М.), зачислил меня «пастором» Лядовичско-Опольской церкви (и сегодня в центре д. Ополь стоит деревянная церковь Параскевы Пятницы, построенная в 18 ст., перестроенная в 1841 г. Ныне уже Ивановский район, авт.Н.М.) и всего мирноплененного православного населения для обслуживания молитвенных и духовных треб.

Три года и четыре месяца неукоснительно, поочередно, во все воскресенья и праздничные дни совершал богослужения в храмах м. Иваново, Хомска, Мотоля, Бездежа, селах: Вавуличи, Ополь, Здитово, Спорово, Молодово, Охово, Перечье, Одрыжин, Друшиловичи и др., одновременно исполняя духовные требы с записью крещений, венчаний, погребений, отдельно по «приходам», с выдачею требоисправителям копий записей на непредвиденный случай.

По вызову германских дивизионов, сопровождаемый вооруженным патрулем, посещал селения Минской губернии: Охово, Полкотичи, Скорятичи, Лисачицы, Новоселки, Гемери, Табулки и др. Коротко поясняю: в трехлетие и четыре месяца мирноплены германского, от 68 православных приходов крестил младенцев 2418, повенчал 382 пары, погребал 791 покойников, вовсе не считаясь с денежной платою…

В Брестском архиве краеведом Александром Ильиным был найден интересный документ, датированный 5.01.1933 г., за подписью уездного коменданта старосте г. Дрогичина в следственное управление в Брест-над-Бугом: «Сообщаю что православный священник Василий Котович, владелец имения Чабаевка, живущий там же, обслуживающий церковь села Стрельна, развернул сильную агитацию среди местного населения за украинскую школу… Этот последний подозревается в принадлежности к организации КПЗБ.»

Неблагонадежного батюшку в возрасте 85 лет польская полиция взяла под наблюдение и завела на него «дело». Вот некоторые выдержки из учетного листка: «Рост средний, лицо заросшее длинной седой бородой, глаза синие, ходьба замедленная. Работящий, бережливый, водку не пьёт совсем. Скрытный и таинственный. Выписывает украинские и белорусский журналы. Население его любит за то, что каждому помогает и советует… Во время проповедей употребляет украинский язык, в школе говорит на русском.»

Умер этот замечательный пастырь 29 июля 1937 года.

Его племянник, доктор А. Красковский, написал брошюру «Памяти о. Василия Котовича», изданную в 1938 году в Варшаве. Его внук, Илья Николаевич Котович, так писал о своем дедушке: «Мой дед Василий Антониевич Котович и жена его Лехачевская Александра Адамовна (1855-1925) имели трое детей: старший Павел (1873-1926), окончивший Темирязевскую академию, был видным садоводом, средняя Евгения (1878-1914), муж князь Лоладзе, младший — Николай (1887-1941 окончил Московский университет, работал в Краснодаре.

Известно ещё следующее: в 1922 г. кандидатом в депутаты сейма от Блока национальных меншинств в Белостокском воеводстве был «белорус» Павел Котович, 45 лет, агроном. О семье дочери Евгении ничего не известно.

О младшем сыне Николае известно, что он в 1921 г. вернулся в Чабаевку, с женой — выпускницей московских Бестужевских курсов, Елизаветой Степановой, из г. Хорп, возле Воронежа. Хозяйствовать на земле ему не нравилось. Когда в 1939 г. пришли Советы, большинство помещиков уехало. Николай Котович остался, готовый отдать имение под совхоз.

Но невзирая ни на что его как помещика арестовали и, похоже, расстреляли в Куропатах. А жену с пятью несовершеннолетними детьми отвезли в ближайшую деревню без всяких средств к существованию. Жили на милостыню. Не успев стать учительницей, жена Николая умерла в 1942 г.

Внук Василия Котовича Илья десять лет тому собирался писать книгу об истории рода Котовичей. На сегодня ему 92 года, написал ли книгу, живой ли — я не знаю.

  • Большой исторический центр с тремя площадями
  • Памятник в честь 100-летия победы над Наполеоном
  • Старинный парк имени Суворова
  • Спасский монастырь
  • Три деревянные церкви различных лет постройки
  • Свято-Покровская церковь в Буховичах

В сердце белорусского Полесья находится город Кобрин – сплав современности и многовековых традиций. В столь небольшом городке много старинных зданий, величественных храмов, нарядных и атмосферных строений. Историческая застройка в центре города дышит стариной и свежей краской, а городской парк располагает к отдыху и единению с природой.

В Кобрин приезжает множество туристов, путешествующих по Брестской области. Здесь можно увидеть городскую застройку и пешеходную улицу, выдержанные в атмосфере старины, прекрасное барочное здание Спасского монастыря, а также собор Святого Александра Невского и деревянную церковь Святого Николая, находящиеся друг напротив друга на обоих берегах Мухавца.

Просторный исторический центр города состоит из трех площадей: Ленина, Замковой и Свободы. Самая старая из них – площадь Свободы, бывшая ранее торговым центром города. Здесь с XVII века размещались торговые ряды, под красной черепичной крышей, выделявшейся на фоне остальных застроек. В 1920-х годах эти ряды были перестроены, а вид площади изменился. Лишь некоторые дома сохранили свой первоначальный вид.

В XVIII веке в городе появилась еще одна площадь – Замковая, здесь в старину находился деревянный Нижний замок, а также ратуша. Замок, бывший в упадке еще с середины XVIII века, был снесен по приказу Суворова, и к XX веку от него не осталось даже замкового вала. Сейчас на площади стоит памятный знак 700-летия Кобрина, а также здание бывшего дворянского банка в стиле классицизм. Неподалеку, выдерживая тот же стиль, находится собор Святого Александра Невского – один из самых высоких в городе. Эти здания соседствуют с набережной реки Мухавец, создавая неповторимый пейзаж, которым приятно любоваться с обоих берегов.

На площади Ленина, являющейся центром города, находится дворец культуры, административные здания, а также памятник основателям города ― князю Владимиру Васильковичу и княгине Ольге Романовне. Отсюда берет свое начало пешеходная улица Суворова, на которой находится музей полководца с интересной экспозицией.

В честь 100-летия победы над Наполеоном, в 1912 году, на улице Ленина возведен памятник работы скульптора Г. Маркова. Он представляет собой каменный постамент неправильной формы, над которым возвышается бронзовый орел, держащий в лапах лавровый венок.

По улице Советской расположились два интересных здания, построенных в первой половине XIX века, – здание почтовой станции и тюрьма. Это памятники гражданской архитектуры классицизма, со свойственной этому стилю упорядоченностью. Здания отреставрированы только снаружи, внутри планировка и обстановка сохранены.

Город гордится своим парком. Парк культуры и отдыха имени Суворова – один из старейших в Беларуси. В середине XVIII века А. Тизенгаузом, казначеем ВКЛ и крупным меценатом, была заложена усадьба «Губерния». Здесь построили деревянный дом и разбили плодовый сад, после чего их окружили валом и рвом. Дом, в котором жил генералиссимус Суворов, в 1894 году был разрушен, теперь на его территории стоит бронзовый бюст полководца. Современный парк раскинулся на 40 гектаров, здесь растут различные виды деревьев, в частности, липы, посаженные еще при Суворове. В небольшом вольере живут павлины, а белоснежная ротонда на берегу пруда привлекает внимание молодоженов. Парк очень живописен, здесь есть много укромных уголков, а с любого места открываются чудесные виды.

Православный Спасский монастырь имеет богатую и печальную историю. Он был основан предположительно до 1465 года и быстро стал крупным монастырским центром. В XVI веке обитель считалась богатой и располагала ценной библиотекой. После перехода монастыря в униатство он и вовсе стал «государством в государстве» с огромным количеством земель. Однако в XIX веке здания монастырского комплекса неоднократно разрушались, а затем и сам он был закрыт. Главный корпус отремонтировали лишь в 1920-х годах по приказу польских властей, превратив его в суд и лишив первоначальных черт. На данный момент интерес представляет барочный жилой корпус монастыря XVII века постройки, который снова служит по назначению.

В Кобрине есть три старинных деревянных церкви: Свято-Георгиевская, построенная около 1889 года, Свято-Николаевская, построенная в 1839 году, и Свято-Петропавловская, перестроенная в 1912 году на месте храма XV века, куда приходил на службы Суворов. В этой церкви находится и оберегается псалтырь, принадлежавший некогда знаменитому генералиссимусу.

Неподалеку от Кобрина находится деревня Буховичи, славная своей Свято-Покровской церковью XVII века. Белокаменная церковь возвышается над всеми зданиями деревни. Однако строился храм в 1676 году изначально как костел на деньги супругов Пухальских, а в 1881 году его превратили в православный храм. Вот и получилось, что памятник архитектуры в стиле барокко приобрел черты ретроспективно-русского стиля и имеет купол-луковку и колокольню. Здесь же, в Буховичах, находится здание паровой мельницы, построенное в 1937 году.

Кобрин – город, часто посещаемый туристами, которые предпочитают Туризм и отдых в Беларуси. Среди наиболее посещаемых достопримечательностей Кобрина: Костел Вознесения Девы Марии, Спасский монастырь, собор св. А. Невского, церковь св. Николая. История Свято-Никольской церкви в Кобрине начинается со средневековья. Есть сведения,что Свято-Никольская церковь была одной из приходских храмов митрополии Литвы в период 1458–1596 гг.

В 1469 году князь Иоанн Семенович отдал ей большую часть своего дворища Таратопского, а церковь подарил своему слуге Сеньку Серговичу. Вместе с этим слуге и его наследникам — право священства. В период унии храм принадлежал Униатской Церкви.

В 1835 году кобринскую Никольскую церковь уничтожил огонь. Верующие прихода попросили греко-униатского епископа восстановить церковь из деревянного купленного ими Новоселковского монастыря, расположенного в селе Новоселки в Кобринском районе. На территории города так же были и Пречистенский храм и Петро-Павловский храм, но новый был необходим. Но их посещение было затруднительно в следствии разлива р. Мухавеца.

Они находились на другом береге этой злосчасной реки. Очень быстро постройка нового храма была дозволена и 19 декабря 1839 года церковь была готова. В ней провёлся обряд освещения в честь святителя Николая Мир Ликийского. Священник Левицкий много трудов вложил в этот храм. В ХIХ веке с трёх сторон храм обнесли крепкой оградой из камня. После отъезда Левицкого на другое место службы строительство прекратилось. В настоящее время поездка в Кобрин включена в состав многих познавательных маршрутов для тех туристов, кого привлекает Туризм и отдых в Беларуси, например туристический маршрут «Кобрин – Беловежская пуща — Брест».

Дата обновления: 1 апреля 2011[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *