Мучение св. Ипполита Римского. Фреска в монастыре Дионисиат, Афон (1547 г.) Автор Тзортзис Фука

Ипполит Римский (III в.), епископ, богослов, священномученик

Память 30 января, 13 августа (Итал. )

О жизни святого Ипполита уже в IV в. знали мало .

Патриарх Фотий Константинопольский называет его учеником святителя Иринея Лионского. Сам святой Ипполит называет себя «преемником Апостолов» и участником в благодати Святого Духа по преемству («Философумены»).

Блаженный Иероним Стридонский в одном из своих писем говорит, что Ипполит родился ок. 170 или 175 года и происходил из римского сословия всадников. До поставления во священника был римским сенатором. Но достоверность этого свидетельства сомнительна.

Святитель Ипполит был горячим поборником церковного правоверия и боролся словом и делом с ложными учениями (преимущественно тринитарными). При папе Каликсте I (Каллисте) (217-222 г.) Ипполит, обвинив папу в послаблении церковной дисциплины, отделился от Римской Церкви и возглавил небольшую группу ригористически настроенных христиан. Его провозгласили епископом Рима . Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой.

Раскол продолжался и при приемниках Каллиста Урване и Понтиане. В 235 году святые Ипполит и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров Сардинию. Там, по-видимому, они и примирились. 28 сентября 235 года Понтиан отказался от епископского престола. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру.

Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния, равно как и папа Понтиан, по-видимому, на каторжных работах в рудниках (по другой версии, Ипполит умер мученически, по возвращении из заточения, ок. 252 года). Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день — 13 августа 236 или 237 года. Поэтому в Западной Церкви 13 августа установлена их совместная память. Восточная Церковь почитает святого Ипполита как священномученика 30 января.

В Риме священмученику Ипполиту воздвигли тогда памятник, на котором был высечен список его трудов (найден в 1551 году).

Были попытки отождествления со святым Ипполитом тех, кто носил такое же имя. Некоторые из них:

  • Ипполит, податель послания Дионисия александрийского римским христианам (Евсевий. Церковная история VI, 46),
  • Ипполит, антиохийский пресвитер,
  • Ипполит пустынник,
  • Ипполит священномученик (епископ Остии?), пострадавший при Клавдии II (268 — 270),
  • Ипполит – солдат и тюремщик св. Лаврентия. Он принял христианство и после этого был растоптан лошадьми (память 13 августа).

Труды

Св. Ипполит известен как христианский богослов, написавший много сочинений против еретиков. Он — последний крупный римский автор, писавший на греческом, был хорошо знаком с александрийским богословием, прекрасно знал греческую философию и религию.

Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе. Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть его сочинений сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные богоявлению и пророку Даниилу.

Возможные причины плохой сохранности его произведений:

  • Существовали разногласия св. Ипполита с Римскими епископами.
  • Богословие св. Ипполита не всегда было православным (?).
  • В то время, когда он действовал в Римской церкви, там уже начинал первенствовать латинский язык. Св. Ипполит писал на греческом.

Литература

Использованные материалы

  • Священномученик Ипполит, мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников // Сайт Издательства Московской Патриархии
  • Ипполит Римский. Из «Библиологического словаря» священника Александра Меня (библиотека Якова Кротова):

«13.08: Memoria di sant’Ippolito (primo antipapa) di Roma Antica13.08: Memoria di sant’Ippolito (primo antipapa) di Roma Antica», Официальный сайт Итальянской архиепископии Константинопольского Патриархата, .

блж. Иероним. О знаменитых мужах, 61

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона называет его «епископом православного меньшинства римских христиан»

В нижеследующем тексте будут содержаться некоторые шокирующие моменты, и поэтому детям до 18 лет чтение этой заметки не рекомендуется. Речь в ней пойдет о врожденно-наследственном бонапартизме русской монархии. И явление бонапартизма будет интерпретироваться не то чтобы совершенно неожиданным, но все-таки мало привычным, образом.

Привычные интерпретации бонапартизма при всем разнообразии их оттенков муссируют три стороны этого явления. Во-первых, выясняется, чьи классовые интересы он защищает. Во-вторых, подчеркивается практикуемая им авторитарная технология власти. В-третьих, указывается на его контрреволюционность.

Эта чисто политическая и полемическая интерпретация не приписывает бонапартизму ничего такого, что отличало бы его от Старого режима. Этого и следует ожидать, потому что такая интерпретация имеет именно эту цель: скомпрометировать бонапартизм, отождествив его со Старым режимом.

Более содержательные и хладнокровные (чтобы не сказать беспристрастные) интерпретации бонапартизма уточняют, что этот политический строй обладает совершенно иной легитимностью, нежели Старый режим, и вполнеадекватен модерну. Источник его легитимности — конституция, хотя и особого рода. В такого рода интерпретациях подчеркивается, что бонапартизм обеспечивает господство именно буржуазии, а не каких-либо других классов.

К сожалению, при этом остается в тени еще одна сторона бонапартизма, вытекающая из его постреволюционного характера. Бонапартизм не есть реставрация. Он не означает конца революции. Это политический строй, возникающий в ходе революции как фаза рутинизации революционной харизмы. Причем харизмы, в которой комбинируется как личная харизма вождя, так и харизма уже совершившейся революции. Отсюда и двойная (подчас довольно противоречивая) природа бонапартизма, синтезирующая революционное и контрреволюционное начала.

Именно это фундаментальное свойство обнаруживает вторая, то есть петербургская, российская монархия с самого начала своего возникновения и вплоть до своего конца. Каким образом она приобрела это свойство?

Династия Романовых — молодая. Она не обладала ни божественным, ни военно-героическим происхождением. Наоборот, ей был свойствен дефицит сакральности и харизмы. Романовы получили корону не потому, что были сильнее и авторитетнее всех, а потому, что их никто особенно не опасался. Это, кажется, замечено уже давно и не раз подчеркивалось.

О настоящей сакрализации верховной власти в конце XVII века мечтать было поздно, даже в стране с такой темной плебейской массой, как Россия. А харизму можно было попытаться обеспечить. Это, как известно, сделал Петр I, за что и был прозван «Великим». С него, собственно, и начинается монаршая династия, действительно владеющая харизмой. В начале XVIII века Петр был самым энергичным и ярким монархом в Европе. Самым просвещенным и самым модернизаторским по духу. Рядом с ним можно поставить разве что Фридриха Великого, но он появился на поколение позднее, и его королевство выглядело рядом с царством Петра почти игрушечным.

Каким образом Петр оказался радикальным и бескомпромиссным модернизатором? Отчасти из страха остаться без сильной армии и попасть под владычество других государей. Но были и другие мотивы его модернизаторского энтузиазма. Отчасти — страстная увлеченность технологией как таковой, точнее подростковое восхищение технологическими «игрушками»: кораблями, пушками, насосами, мельницами, печатнями, микроскопами, часами. Эту сторону дела оставим в стороне. Наоборот, особо подчеркнем другую: харизма нуждается в благой вести, в ней должен быть призыв к новой жизни, она должна нести новые скрижали. У каждого времени свои скрижали. В эпоху модернизации выбирать особо не приходилось. В этом смысле харизма Петра была революционна вдвойне: сама по себе и как весть о новом мире.

Возникнув в атмосфере европейской модернизации и эпохи Просвещения, русская монархия, заново основанная Петром, оказалась обладательницей харизмы, единственной в своем роде. Все последующие русские государи были ее заложниками, что сообщало русской монархии имманентную революционность.

Но этим дело не ограничивалось. В силу превратностей семейной жизни (как в случае с Генрихом VIII Тюдором), собственного самодурства и неосторожности, но также и в силу своего революционного пренебрежения к традиции, Петр сильно разрушил систему наследования, совершенно необходимую для рутинизации харизмы. Поэтому харизматический дух русской монархии не затухал, и несколько следующих монархов фактически заново основывали российскую монархию, и каждый раз по образцу Петра, мобилизуя харизматический потенциал реформы—просвещения—модернизации.

Но при всем своем революционном характере русская монархия постоянно стремилась закрепить и рутинизировать эффект уже свершившейся революции, и поэтому являлась пост- и даже контрреволюционным учреждением, что и делало модус ее существования перманентной комбинацией революционности и контрреволюционности.

Это превращало ее в бонапартистский режим. Собственно, именно русская монархия являлась первым прецедентом бонапартизма. Наоборот, операцию Бонапарта следовало бы называть «петризм», «романовизм», или, скажем, «петербургизм» (меня смущает только стилистическая неуклюжесть этих слов, но не их содержательная парадоксальность). Такой же двойственный модус характерен и для Гогенцоллернов в Германии времен Бисмарка, но в Германии он возник уже после Бонапарта, даже после обоих Бонапартов, и не без прямого влияния их режимов как образца для подражания (о влиянии русского опыта на Бонапарта говорить как будто бы не приходится, хотя на Бисмарка мог повлиять и он).

Революционно-контрреволюционная амбивалентность русской монархии обнаруживается у всех русских царей вплоть до последних двух, чья репутация была наиболее реакционной. Но ярче всего она воплотилась в фигуре Павла I. И особенно обнаружилась в его экстравагантном романе с иезуитами. Павел не просто пользовался услугами иезуитов в католических епархиях Российской империи, не только разрешил им развить педагогическую работу в столицах. Павел добился реабилитации ордена на территории России. Он тесно сблизился с главой иезуитов в России (впоследствии генералом ордена) Габриэлем Грубером. Грубер сильно укрепил католические симпатии Павла, всерьез хотевшего объединения церквей. И именно Грубер посредничал между Павлом и Бонапартом.

Стремительное сближение Павла и Бонапарта объясняют обычно либо чисто геополитическими мотивами обоих, либо видят в нем союз двух главных контрреволюционных сил в Европе и прообраз Священного союза. Этому не противоречит и острый интерес Павла к иезуитам, у которых была тогда и остается теперь устойчивая репутация наиболее последовательной реакционной силы в Европе.

Однако не все так просто. Ни Бонапарт, ни Павел, ни иезуиты на самом деле не были простыми контрреволюционерами. Иезуиты были лидерами контрреформации, то есть католической реформации — в сущности модернизации католичества. Это было совсем не очевидно в те времена, и во всяком случае никто этого не говорил вслух. И Павел, скорее всего, очень удивился бы, если бы ему об этом сказали, но его инстинкт уловил эту сторону иезуитской программы безошибочно. Иезуиты были ему нужны для преобразования России.

Этот же инстинкт потянул его и к Бонапарту. Павел I как реинкарнация Петра I (в рождавшейся практически каждый раз заново русской монархии) и Наполеон Бонапарт — оба были основателями династий, чья легитимность уходила корнями в харизму революции, модернизаторской революции. Такое «родство душ», как показывает опыт, никогда не переходит в долгую безмятежную дружбу. С самого начала эти «родственные» отношения отравлены ревностью и не переходят в открытую вражду только тогда, когда «любовникам» нечего делить. Союз между Павлом и Бонапартом не мог бы стать долговечным, но их бурный короткий роман имеет все признаки спонтанного взаимного влечения «по сходству».

В разговорах с врачом-ирландцем, приставленным к нему на острове Святой Елены, Бонапарт говорил о Павле: «Сперва он был сильно предубежден против революции и против каждого, кто имеет к ней какое-либо отношение, но я его потом урезонил и совершенно изменил его мнение». В этом замечании Бонапарта содержится значительная неопределенность. То ли он считал, что ему удалось изменить отношение Павла к революции. То ли он думал, что ему удалось убедить Павла в том, что не все участники революции (например, он сам) должны восприниматься как исчадья революционного ада. Заметим, Бонапарт не говорит, что он убедил Павла в том, будто он могильщик революции.

Быть может, Бонапарт преувеличивал свое влияние на Павла. Кто на кого повлиял, еще надо уточнить. Павел даже как будто бы советовал Бонапарту объявить себя королем. Напомним, что Бонапарт в это время еще не был императором и основателем новой династии. Но, видимо, Павел чувствовал, что дело идет именно к этому. Он так и говорил в разговоре с датским послом Розенкранцем. Ему, почти наверняка, помогал так думать иезуит (!) Грубер, который говорил, выступая в роли адепта монархизма и агента (говорят, даже наемного) Бонапарта: «Я говорю о возвращении монархии, сир, а не о возвращении Бурбонов». Так что, скорее всего, они оба успели повлиять друг на друга. Еще раз: то, что мы называем «бонапартизм», не грех назвать и «паулизм» (жаль это слово востребовано уже в другом контексте).

Для всех тех, кто жаждет или, наоборот, враждебен революции или контрреволюции и хотел бы сам быть монопольной агентурой той или другой, существование парадоксального строя, комбинирующего оба эти начала, кажется немыслимым. Этот парадокс им не по зубам; они его просто не замечают, ослепленные своими ролевыми интересами (я предпочитаю объяснять их пристрастность именно их ролью, а не классовой аффилиацией и идеологией, хотя в некоторых контекстах и это вполне релевантно).

Поэтому, например, критики русской революции так легко обвиняли (левые с гневом, правые со злорадством) Ленина и потом Сталина в бонапартизме, а те искренне не могли понять, чего от них хотят или что еще можно делать в подобной ситуации. Поэтому у большевистской революции в первой фазе ее рутинизации обнаружились попутчики справа. И поэтому большевистская власть им было обрадовалась, но переварить так и не смогла и всех уничтожила.

На самом деле, власть большевиков, именовавшая себя без достаточных (хотя и не совсем без) оснований «советской властью», обладала чертами бонапартизма не потому, что «предала революцию» (Троцкий), а потому, что соединила революцию с контрреволюцией. То, что ни она сама, ни враги-конкуренты не хотели этого признавать, конечно же, ничего не значит. Именно двойная природа советской власти и помогла ей так долго просуществовать. И именно эта парадоксальная сущность роднит ее с предшественницей: упраздненной монархией. И типологически, и по линии преемственности. Их роднит, таким образом, не бонапартистская контрреволюционность Ленина—Сталина, а бонапартистская революционность монархии Романовых. И уж во всяком случае, и то и другое.

Это уточнение типологии российской власти — самодержавия. Зачем нам оно нужно? Оно, я думаю, инструментальнее и продуктивнее, чем имеющие широкое хождение интерпретации российской власти как «восточной деспотии», «патримониальной», «бюрократической» или «тоталитарной» (при большевиках). Эту систему не обязательно называть бонапартизмом, хотя заменить этот ярлык все равно, скорее всего, теперь уже никогда не удастся.

Инструментальность нашего уточнения в том, что она помогает объяснить, например, такую важную особенность русской истории, как регулярные и частые циклы «реформа/контрреформа», к чему, насколько мне известно, первым привлек внимание в 1980-е годы Александр Янов. В двух словах: чередование реформы и контрреформы я бы объяснял не поочередным успехом двух сил, а тем, что один и тот же агент отвечал и за возгорание харизмы, и за ее затухание, вследствие чего длительная рутинизация харизмы была вытеснена непрерывной цепью коротких циклов рутинизации прежней харизмы и появления новой.

Эта интерпретация бросает свет и на неудачи и дефекты (а как некоторые полемисты настаивают, полный провал) российской модернизации. Дело в том, что, казалось бы, благая цель взять все лучшее от революции и контрреволюции требует институтов, адекватных этой цели. Если они не возникают, агентура этого благого дела сильно рискует обмануть саму себя, взяв от революции и контрреволюции все самое худшее. Со старым режимом в России, кажется, случилось именно это. Большевики преуспели больше, но какой ценой. Нынешняя же власть, вполне укладываясь в эту типологию, еще не обнаружила последствий своей модернизаторской активности.

Интерпретация русской власти как врожденно-наследственного бонапартизма может вызвать одно сильное возражение. Она как будто бы не согласуется с одним свойством бонапартизма, которое на сегодняшний день считается образцово-классическим. Бонапартизм устойчиво ассоциируется с властью и гегемонией буржуазии. Русский бонапартизм вроде бы долгое время обходился без буржуазии. На этом основании можно отказать русской власти в бонапартизме. Можно, и это легко. Столь же легко было бы отказаться от рассмотрения критерия наличия буржуазии в качестве принципиального атрибута бонапартизма. Но мы не соблазнимся этим легким трюком. Отвергнуть концепцию всегда легче, чем развить и усложнить. А это в данном случае вполне возможно. Во-первых, можно уточнить, что французский бонапартизм XIX века — частный случай более широкого явления. Такое уточнение, впрочем, тоже еще сравнительно дешево. Интереснее другое. Можно согласиться, что бонапартизма без буржуазии не бывает, и если ее нет, то настоящий бонапартизм должен ее создать. Так оно и было при Петре. А при двух последних государях буржуазия уже была, и царизм стал искать с ней союза, хотя, как заметил Макс Вебер, может быть, слишком поздно, с точки зрения собственных интересов. Ну, а конец ХХ века ознаменовался выходом на авансцену такой буржуазии, какой в России прежде никогда не было.

Подробнее об этом см. мою статью: Кустарев А. Монархия и революция: Павел Первый и иезуиты // Космополис. 2008. № 21.

Мелитиа́нский раско́л — церковный раскол IV века, возникший в Александрийской церкви во время Великого гонения около 306 года.

32 отношения: Continuum International Publishing Group, Константин I Великий, Пётр Александрийский, Преследования христиан в Римской империи, Панарион, Первый Никейский собор, Асьют, Афанасий Великий, Арианский спор, Административная реформа Диоклетиана, Алетейя (издательство), Александр Александрийский, Александрия, Александрийская православная церковь, Антитринитаризм, Антиохия, Ньютон, Исаак, Никейский Символ веры, Римский Египет, Религиозные взгляды Исаака Ньютона, Схизма, Созомен, Трир, Тирский собор, Фиваида, Феодорит Кирский, Мелетий Антиохийский, Идолопоклонство, Болотов, Василий Васильевич, Великое гонение, Дмитриев, Игорь Сергеевич, Епифаний Кипрский.

Continuum International Publishing Group

Continuum International Publishing Group — научное книжное издательство со штаб-квартирами в Лондоне и Нью-Йорке.

Новый!!: Мелитианский раскол и Continuum International Publishing Group · Узнать больше «

Константин I Великий

Фла́вий Вале́рий Авре́лий Константи́н, Константи́н I, Константи́н Вели́кий (Flavius Valerius Aurelius Constantinus; 27 февраля 272, Наисс, Мёзия — 22 мая 337, Никомедия) — римский император.

Новый!!: Мелитианский раскол и Константин I Великий · Узнать больше «

Пётр Александрийский

Пе́тр Александри́йский (Πέτρος Αλεξανδρείας; III век, Александрия — 25 ноября 311, Александрия) — епископ Александрийский, христианский богослов.

Новый!!: Мелитианский раскол и Пётр Александрийский · Узнать больше «

Преследования христиан в Римской империи

Ж. Л. Жером (1883) Преследования христиан в Римской империи начались в I веке н. э.

Новый!!: Мелитианский раскол и Преследования христиан в Римской империи · Узнать больше «

Панарион

Пана́рион (Πανάριον) или На во́семьдесят ересе́й, так называ́емый Пана́рий и́ли Ковче́г (Κατά αἱρέσεων ὀγδοήκοντα.) — ересиологический трактат Епифания Кипрского (ум. в 403 году).

Новый!!: Мелитианский раскол и Панарион · Узнать больше «

Первый Никейский собор

Пе́рвый Нике́йский собо́р — собор Церкви, созванный императором Константином I; состоялся в июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства.

Новый!!: Мелитианский раскол и Первый Никейский собор · Узнать больше «

Асьют

Асью́т (араб.: أسيوط, Asyūţ, копт. Сйовт) — город в центре Египта, в среднем течении Нила, центр одноимённой провинции.

Новый!!: Мелитианский раскол и Асьют · Узнать больше «

Афанасий Великий

Афана́сий Вели́кий (Αθανάσιος, ок. 295—373) — один из греческих Отцов Церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики.

Новый!!: Мелитианский раскол и Афанасий Великий · Узнать больше «

Арианский спор

Распространение христианства в 600 году Ариа́нский спор — основной внутрицерковный конфликт IV века, самый драматичный из всех перенесённых христианской церковью к тому времени.

Новый!!: Мелитианский раскол и Арианский спор · Узнать больше «

Административная реформа Диоклетиана

Административная реформа Диоклетиана, продолженная в том же духе Константином Великим, призванная преодолеть кризисные явления III века, характеризовалась двумя основными чертами: окончательное признание императора абсолютным монархом и разделение империи на две половины.

Новый!!: Мелитианский раскол и Административная реформа Диоклетиана · Узнать больше «

Алетейя (издательство)

Алетейя — санкт-петербургское издательство, специализирующееся на первоисточниках мировой и отечественной истории, классической литературе, религии, философии, а также на современных работах в гуманитарных дисциплинах.

Новый!!: Мелитианский раскол и Алетейя (издательство) · Узнать больше «

Александр Александрийский

Папа Александр Александрийский (? — 17 апреля 326) — епископ Александрийской Церкви, 19-й Папа Александрийский с 313 года до своей смерти.

Новый!!: Мелитианский раскол и Александр Александрийский · Узнать больше «

Александрия

Мечеть Эль-Мурси Абуль Аббаса Дворец египетских хедивов в Александрии Александрийского маяка Александри́я (الإسكندرية — al-’Iskandariya, إسكندريه — Eskendereyya, Ἀλεξάνδρεια, ⲣⲁⲕⲟϯ, Ракоди) — город в дельте Нила, главный морской порт и второй по величине город Египта.

Новый!!: Мелитианский раскол и Александрия · Узнать больше «

Александрийская православная церковь

Александри́йская правосла́вная це́рковь (или Александрийский патриархат, Πατριαρχεῖο Ἀλεξανδρείας) — автокефальная поместная православная Церковь, занимающая 2-е место в диптихе автокефальных Поместных церквей.

Новый!!: Мелитианский раскол и Александрийская православная церковь · Узнать больше «

Антитринитаризм

Антитринитари́зм (от anti «против» + trinitas «троица») — общее название течений в христианстве, основанных на вере в Единого Бога и отвергающих концепцию «триединства Бога» (Троицу).

Новый!!: Мелитианский раскол и Антитринитаризм · Узнать больше «

Антиохия

Тихе (Фортуна) города Антиохии. Римская копия с греческого оригинала I в. н. э. Галерея канделябров, Ватикан. Богиня увенчана крепостными стенами города, а у её ног плывёт юноша, символизирующий реку Оронт Антиохия на карте Турции Из 16 древних городов под названием Антио́хия (от имени Антиох) наиболее известна Антио́хия-на-Оро́нте (Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Ὀρόντου, Антиохия-на-Дафне, Ἀντιόχεια ἡ ἐπὶ Δάφνῃ, Антиохия Великая, Ἀντιόχεια ἡ Μεγάλη) в древней Сирии (совр. Антакья, на территории современной Турции).

Новый!!: Мелитианский раскол и Антиохия · Узнать больше «

Ньютон, Исаак

Сэр Исаа́к Нью́тон (или Ньюто́н) (Isaac Newton, — по юлианскому календарю, действовавшему в Англии до 1752 года; или — по григорианскому календарю) — английский,, и, один из создателей классической физики.

Новый!!: Мелитианский раскол и Ньютон, Исаак · Узнать больше «

Никейский Символ веры

Первого Никейского собора (325), держащих Никео-Цареградский Символ веры (381) Нике́йский си́мвол ве́ры (Σύμβολον τῆς Νικαίας, Symbolum Nicaeum) — христианский символ веры, формула вероисповедания, принятая на Первом Вселенском соборе в Никее (325 год), согласно которой Бог Сын «единосущен (ομοούσιος, consubstantialis) Отцу».

Новый!!: Мелитианский раскол и Никейский Символ веры · Узнать больше «

Римский Египет

Египет в составе Римской империи, около 117 г. н. э. Еги́пет (Aegyptus) — провинция Римской империи, территория которой практически совпадала с территорией современного Египта, за исключением Синайского полуострова.

Новый!!: Мелитианский раскол и Римский Египет · Узнать больше «

Религиозные взгляды Исаака Ньютона

Готфрида Кнеллера Религиозные взгляды Исаака Ньютона (1642—1727) являются предметом дискуссии в течение нескольких столетий.

Новый!!: Мелитианский раскол и Религиозные взгляды Исаака Ньютона · Узнать больше «

Схизма

Историческое развитие основных церковных ветвей от их корней Христианские расколы и их церковные соборы Схи́зма (σχίσμα — «расщепление, раскол, распря, разделение») — раскол в Церкви или иной религиозной организации.

Новый!!: Мелитианский раскол и Схизма · Узнать больше «

Созомен

Созомен (Σωζομενός, полное имя Саламан Эрмий Созомен, ок. 400—450 гг.) — византийский адвокат, раннехристианский писатель-историк, автор «Церковной истории».

Новый!!: Мелитианский раскол и Созомен · Узнать больше «

Трир

Трир (Trier, Augusta Treverorum, Trija, Trèves, Tréier) — немецкий город в земле Рейнланд-Пфальц, «Северный Рим», старейший город Германии.

Новый!!: Мелитианский раскол и Трир · Узнать больше «

Тирский собор

Тирский собор — поместный собор, состоявшийся в Тире в 335 году по приказу императора Константина Великого с целью обсуждения обвинений, выдвинутых против архиепископа Александрийского Афанасия.

Новый!!: Мелитианский раскол и Тирский собор · Узнать больше «

Фиваида

Диоцез Египет. Фиваида находится на юге Фиваи́да (Θηβαΐδα Thēbaida, Θηβαΐς Thēbais) — старинное название области в Верхнем Египте; термин происходит от греческого названия его столицы Фив.

Новый!!: Мелитианский раскол и Фиваида · Узнать больше «

Феодорит Кирский

Феодори́т Ки́рский (Θεοδώρητος ο Κύρου; 386 (393?) — 457) — епископ Кирский, богослов, один из виднейших апологетов диофизитской христологии.

Новый!!: Мелитианский раскол и Феодорит Кирский · Узнать больше «

Мелетий Антиохийский

Меле́тий Антиохийский (Μελέτιος Αντιοχείας; ум. 381) — епископ Севастии, аскет, впоследствии архиепископ Антиохийский (360—381).

Новый!!: Мелитианский раскол и Мелетий Антиохийский · Узнать больше «

Идолопоклонство

Святой мученик Варлаам Антиохийский, влекомый поклоняться идолу. «Минологий Василия II», X век»»Во время гонения на христиан императора Диоклитиана (284—305), святой Варлаам в престарелом возрасте был схвачен, приведен на суд, где исповедал себя христианином. Судья, желая принудить святого к отречению от Христа, приказал подвести святого Варлаама — к языческому алтарю, вытянуть его правую руку и положить на ладонь зажженную курильницу с ладаном. Мучитель рассчитывал на то, что физически слабый человек не выдержит и бросит раскаленную курильницу на алтарь и, таким образом, принесет жертву идолу. Но святой держал курильницу до тех пор, пока у него не сгорели на руке пальцы. После этого святой мученик Варлаам предал свою душу Господу»» Идолопокло́нство, идолопокло́нничество, идолослуже́ние — поклонение идолам (обычное для многобожия) как религиозный культ.

Новый!!: Мелитианский раскол и Идолопоклонство · Узнать больше «

Болотов, Василий Васильевич

Васи́лий Васи́льевич Бо́лотов (село Кравотынь, Тверская губерния —, Санкт-Петербург) — русский православный историк Церкви, член-корреспондент Императорской Академии наук.

Новый!!: Мелитианский раскол и Болотов, Василий Васильевич · Узнать больше «

Великое гонение

Ж.-Л. Жером Великое гонение — гонение на христиан, начавшееся при императоре Диоклетиане в 303 году и продолжавшееся при его наследниках до 313 года.

Новый!!: Мелитианский раскол и Великое гонение · Узнать больше «

Дмитриев, Игорь Сергеевич

И́горь Серге́евич Дми́триев (род. 18 декабря 1948 года) — советский и российский химик, историк науки.

Новый!!: Мелитианский раскол и Дмитриев, Игорь Сергеевич · Узнать больше «

Епифаний Кипрский

Епифа́ний Ки́прский (Ἐπιφάνειος Κύπρου, Епифа́ний Сала́мский,; ум. май 403) — один из ранних Отцов Церкви, который прославился значительными обличениями ересей, одним из главных источников которых он считал учение Оригена.

Новый!!: Мелитианский раскол и Епифаний Кипрский · Узнать больше «

Перенаправления здесь:

Мелетиане, Мелетианство, Мелитианство.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *