В Ираке прошли первые с момента вывода американских войск парламентские выборы. Хотя их официальные итоги будут подведены лишь в конце мая, уже сейчас с большой долей вероятности можно сказать, что победителем станет нынешний премьер шиит Нури аль-Малики. Между тем одним из предвыборных обещаний его кабинета было принятие «Закона Джафари о личном статусе», позволяющего жениться на маленьких девочках.

Шокирующие сообщения о нравах исламского мира попадают в прессу с завидной регулярностью. Так, пару лет назад западное общество потрясло известие, что в Египте, где тогда к власти пришли исламисты, намереваются узаконить некрофилию. Дескать, в течение суток после смерти женщины ее муж имеет право вступить с ней в половую связь. Новость эту вскоре опровергли, но, как это обычно бывает, разоблачение привлекло к себе значительно меньше внимания, чем сама «утка».

В основном появление и распространение таких сообщений является следствием исламофобии и отсутствия даже базовых представлений об основах мусульманской культуры. Но бывает, что кажущиеся совершенно дикими инициативы действительно становятся законами в исламских странах.

Таков случай иракского «Закона Джафари о личном статусе». Эта правовая норма легализует изнасилования в браке (муж имеет право заниматься сексом с женой, даже если она этого не хочет), запрещает женщинам покидать дом без разрешения супруга, а в случае развода все дети старше двух лет автоматически переходят под опеку отца. Но самые вопиющие положения «Закона Джафари» касаются изменения брачного возраста.

В настоящее время брачный возраст в Ираке составляет 18 лет. С разрешения опекунов вступить в брак можно и в 15. Такой порядок в стране существует с 1959 года. Однако, согласно «Закону Джафари», брачный возраст для юношей должен быть снижен до 15 лет, а для девушек, а точнее девочек, — до девяти! Более того, девочки младше девяти лет тоже могут выходить замуж, но только с разрешения отца или деда.

Правительством «Закон Джафари» был одобрен еще в феврале. Теперь его осталось ратифицировать парламенту.

За последнее время законопроект был подвергнут критике как в самом Ираке, так и за его пределами. Например, когда эта правовая норма еще не была вынесена на рассмотрение парламента, с соответствующим заявлением выступила правозащитная организация Human Rights Watch (HRW). «Прохождение «Закона Джафари» будет катастрофическим и дискриминационным шагом в отношении женщин и девочек Ирака, — заявил Джо Сторк, заместитель главы отдела HRW по Ближнему Востоку. — Этот закон о личном статусе только укрепит неравенство в Ираке в то время, как правительство заявляет о своей поддержке равных прав для всех».

Самих авторов законопроекта критика нисколько не смущает. «Есть люди, которым не нравится этот закон, но нам на них наплевать, потому что они противники ислама», — заявил пресс-секретарь министра юстиции. А либеральная пресса получила отповедь из уст Али аль-Муссави, советника премьер-министра Ирака Нури аль-Малики. «Некоторые СМИ выставляют дело так, будто Ирак откатывается в прошлое. Но это неправда. На Западе люди разглагольствуют о гей-браках. Это то, что мы никогда не будем обсуждать, и это противно нашей природе и религии», — заявил он.

Разговоры, что брак с малолетними девочками не противоречит исламу, не лишены смысла. Одна из жен Пророка — Аиша — была просватана за него, когда ей исполнилось всего шесть лет, а вышла замуж тремя годами позже, то есть как раз достигнув прописанного в «Законе Джафари» девятилетнего возраста. Правда, при этом нигде не говорится, что вступление в брак автоматически означало начало половой жизни.

Ссылка на возраст Аиши и сегодня имеет определяющее значение для судеб многих девочек в мусульманских странах. В том числе она напрямую касается малолетних подданных Саудовской Аравии. В законах этой страны в принципе отсутствует понятие «брачный возраст». Принимая решение о допустимости того или иного союза, местные жители ориентируются на суждения богословов, а те в свою очередь полагают, что девочки могут выходить замуж с девяти лет. Неудивительно, что к моменту достижения совершеннолетия примерно 16 процентов саудовских девушек уже состоят в браке.

Иногда неравные браки в Саудовской Аравии приобретают черты трагикомедии. Например, немало шума наделала история, главным действующим лицом которой стал 90-летний мужчина, женившийся на 15-летней девушке. За согласие на этот брак он заплатил родителям невесты 65 тысяч риалов (чуть более 17 тысяч долларов). Впрочем, ячейка общества так и не сложилась: сразу после свадьбы новобрачная заперлась в комнате на несколько дней. В итоге разочарованный супруг подал иск к семье девушки, посчитав себя обманутым.

Еще печальнее обстоят дела в Афганистане. Почти каждую пятую девочку там выдают замуж до того, как ей исполнится 15 лет. В 2009 году в стране принят закон, защищающий права женщин. В том числе эта правовая норма запрещала насильственные и ранние браки. Но соблюдается данное предписание далеко не всеми и не везде. Согласно докладу ООН, судебное преследование случаев насилия в отношении женщин за год возросло лишь на два процента. Очевидно, что на фоне таких проблем, как возможность реванша талибов после вывода американских войск или борьба с колоссальным наркотрафиком, о выданных замуж против их воли девочках мало кто вспоминает.

Между тем многие афганцы считают допустимым поправить финансовое положение за счет калыма, полагающегося за малолетнюю невесту. Таков случай жителя провинции Джаузджан по имени Рамадан. Будучи наркоманом и имея долги, он согласился выдать свою семилетнюю дочь замуж за 35-летнего мужчину, получив за это две тысячи долларов. В новом доме девочке жилось несладко — за год супружеской жизни она несколько раз убегала к родителям, надеясь там укрыться от побоев мужа и свекрови. Однако каждый раз супруг забирал ее обратно. Неизвестно, чем бы закончилась эта история, если бы мать девочки не обратилась к правозащитникам. В результате Рамадан, его зять и мулла, проведший брачную церемонию, были арестованы.

С особым драматизмом борьба за повышение брачного возраста идет в Йемене. Проблема детских браков в этой стране привлекла внимание всего мира после душераздирающей истории, произошедшей в прошлом году. Тогда восьмилетняя девочка умерла в первую брачную ночь, получив травмы во время секса со своим 40-летним супругом. Возмущение правозащитных организаций было столь велико, что высказаться по этому поводу пришлось даже главе европейской дипломатии Кэтрин Эштон.

Но не стоит думать, что ранние браки — это порок, присущий только мусульманским странам. По данным ЮНИСЕФ, 40 процентов таких свадеб играется в Индии. Правда, там разница в возрасте между женихом и невестой обычно не бывает очень большой. И жить вместе они начинают по достижении 15-16 лет. Но сам союз заключается их родителями, зачастую когда будущие супруги еще совсем дети. Эта практика запрещена законом. Но даже перспектива провести два года в тюрьме и быть оштрафованным на приличную по индийским меркам сумму не слишком пугает организаторов таких свадеб.

Возвращаясь к Ираку: сторонники «закона Джафари» утверждают, что он лишь легализует то, что и так является обыденностью. В 2011 году почти 25 процентов девушек вступили в брак до 18 лет (для сравнения: в 1997-м таковых было лишь 15 процентов). Если же закон примут, утверждают его авторы, это пойдет на пользу самим девушкам, поскольку их отношения с мужьями будут подкреплены правовой базой. А раз так, то и отстаивать свои права им будет проще. Но, как показывает случай йеменской девочки, умершей на супружеском ложе, иногда последствия брака оказываются такими, что бороться за свои права уже некому.

Имеет ли мужчина право отцовства на ребенка, рожденного вне законных отношений? Какой ребенок считается внебрачным? Считается ли такой ребенок греховным? Что делать родителям? Отвечает главный имам Исторической мечети Москвы Рамиль-хазрат Садеков:

В современной жизни мусульмане сталкиваются с таким явлением, как рождение внебрачных детей. По шариату такие дети называются «ауляд уз зина», дети от блуда. На жаргоне – приблудные дети. Вот такие вот некрасивые названия. Это ребенок, который родился у мужчины и женщины, вступивших в половую связь вне брака, то есть они не заключили брачный союз, они не являются мужем и женой, вступили в связь ради удовольствия и потом эта связь привела к тому, что родился ребенок.

Согласно нормам шариата такой ребенок считается внебрачным ребенком. Он не является ребенком своего отца, то есть мужчина, который вступил в эту связь и сделал так, что стала беременной, он в последствии не имеет прав на этого ребенка. Только женщина имеет право на этого ребенка, и он наследует только свою мать. То есть женщина, которая в грехе родила его, она является правопреемницей, то есть имеет полные права на этого ребенка, мужчина на этого ребенка прав не имеет.

Более того, в наследственном праве он не должен ущемлять своих законных наследников с тем, чтобы дать часть наследства вот этому ребенку, которого он считает своим. Согласно нормам исламского права, если будут делить наследство, то этому человеку, то есть внебрачному ребенку ничего не достанется.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аль уалядуль фираш». Ребенок для супружеской постели, то есть ребенок должен родиться через супружескую постель. Ни в играх, ни в забавах, ни в каких-то приблудных связях, а именно через супружескую постель.

Если же брак не заключен, если же не было вот этого брачного договора – никаха, бракосочетания, то ребенок, родившийся от таких отношений, даже, если они длительные, так называемое сейчас, гражданское сожительство, когда люди не заключают брак, не идут в мечеть заключать никах, люди других конфессий, христиане например, не идут в церковь, не заключают бракосочетанием свой союз, потом рожают детей, согласно норм шариата – это дети от блуда.

Сам ребенок не является греховным. Он, как говорится, безгрешное чадо. Ребенок, который родился в этом грехе, на нем греха нет, но опять-таки, родители делают так, что потом его упрекают, что он родился в блуде. И, иногда такие дети являются предметом насмешек для других. И всю жизнь он несет вот этот груз, что мама его зачала где-то в новогоднюю ночь, где-то на дискотеке, или там дядя зашел на время.

Вот такие вот неприятные ситуации, они глубокой скорбью ложатся на души вот этих вот детей, когда папа неизвестно кто, неизвестно от кого мама его родила, а грех, конечно же, ложится на родителей. Более того, в книжках по исламскому праву написано, что могут быть такие дети и праведными в последствии, и ин шаа Аллах, вести праведный образ жизни, и ин шаа Аллах, войдут в рай.

Но, вот эта вот тень греха постоянно будет с ними, часто их будут упрекать за то, что они родились вне брака и мусульманин, и мусульманка должны думать о том, что будет дальше. Еще раз напоминаю, что вот это вот сожительство строго запрещено, вот этот вот плейбойство, желание получать как можно больше наслаждения от лиц противоположного пола, вступая с ними в греховную связь, является большим харамом. Это должны знать все мусульмане и сторониться вот этого греха.

ДУШАНБЕ, 7 сен — Sputnik. Ранний брак — синоним рабства, утверждают эксперты ООН. Девушки, оказавшиеся замужем в детском возрасте, зачастую не получают образования, а в семье становятся обслугой, подвергаются психологическому и физическому насилию и даже умирают при родах. Считается ли это нормой в мусульманских странах, разбирался корреспондент РИА Новости.

Невеста в одиннадцать

Растерянная девочка сидит на диване, рядом с ней — взрослый мужчина, люди вокруг что-то празднуют: слышен смех и аплодисменты. Никто из присутствующих словно не замечает ничего странного. В соцсети видеозапись выложила активистка и журналистка Масих Алинежад. Она призналась: «Я плакала, когда увидела это». Ролик посмотрело более полумиллиона человек, а реакция на него была настолько бурной, что новость о малолетней невесте разлетелась по мировым СМИ.

© CC0 / Takmeomeo / После скандала суд иранской провинции Кохгилуйе и Бойерахмед расторг брак между 22-летним мужчиной и 11-летней девочкой. Ее родители оправдывались, что не собирались сразу отдавать ребенка замуж, а на видео запечатлено вступление во «временный союз». Планировалось, что будущие супруги сначала познакомятся и дочка переедет в новую семью, чтобы «избежать некоторых религиозных вопросов». По истечении шести лет супружескими узами пару связали бы официально.

Судьи, однако, решили, что в этом возрасте девочка не понимает сути происходящего и во «временный союз» ей вступать не нужно. В итоге договоренность между семьями была расторгнута. Сыграть свадьбу они смогут спустя два года по решению суда. При этом главный судья провинции настаивал, что государство защищает права детей.
Тем не менее возмущению комментаторов в Сети не было предела. «Ужасно. Неправильно», — негодовал один. «Не мое дело, но ребята из этой страны должны что-то с этим сделать», — советовал другой. «Как родители могли допустить это?» — вопрошала девушка в комментариях. Кто-то «благодарил» пророка Мухаммеда за то, что тот взял в жены шестилетнюю Аишу.

Шариат против

О проблеме ранних браков в Иране правозащитники говорят давно. Страна ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, согласно которой жениться и выходить замуж можно с 18 лет. К некоторым пунктам документа, которые могут противоречить исламским законам, сделаны оговорки. На самом деле в Иране девочки могут начать взрослую жизнь с 13 лет, а мальчики — с 15. С согласия отца или одобрения суда свадьба может состояться и в более раннем возрасте. При этом жених считается совершеннолетним с 15 лет, а девочка — с девяти.

По данным международных организаций за 2018 год, семнадцать процентов иранок выходили замуж в возрасте до 18 лет. Из них десятки тысяч — до 15 лет. Повышать брачный возраст иранские законотворцы не спешат. В 2018 году они отвергли предложение поднять планку до 16 лет.

Однако эксперты, с которыми удалось связаться РИА Новости, склонны считать, что свадьбы с девочками для Ирана вовсе не характерны. «Какой ужас!» — так отреагировала на новость Гюльчохра Сеидова, заведующая отделением кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога по Северному Кавказу в дербентском филиале Дагестанского государственного университета. Педагог часто бывает в Иране и уверена, что для страны такая ситуация совершенно не свойственна. «Сейчас в Иране девушки сначала получают образование, а уже потом выходят замуж», — поясняет Сеидова.

Собеседница агентства отмечает, что порой девочки в 12 лет выглядят намного старше и к ним сватаются женихи, однако родители, как правило, не допускают развития подобных отношений. «Я не думаю, что образованные люди так бы поступили. Все-таки это цивилизованная страна, с развитой культурой», — отмечает эксперт. По ее словам, оговорка про 13 лет в законе вовсе не свидетельствует о наличии такой тенденции.

Знакомства в интернете: как найти верующую жену по душе

«Бывает, что и в других странах девочки, например, беременеют в шестнадцать. Это скорее исключения», — добавила она, отметив, что, вероятно, новость вызвала такой резонанс из-за стремления некоторых представить Иран в дурном свете.

Как рассказал РИА Новости глава Международной исламской миссии Шафиг Пшихачев, в мусульманской традиции девочки достигают совершеннолетия в 12 лет. «Но раннее замужество не является нормой, тем более в XXI веке, — указывает эксперт. — Это отдельные случаи».

© Sputnik / Жоомарт Ураимов В исламе человек, совершающий никах, должен осознавать, что берет на себя ответственность, отмечает Пшихачев. «То же самое касается девушек, они должны осознанно выходить замуж. Даже если у них есть опекун, нужно учитывать мнение девушки», — добавил собеседник агентства.

Профессор Высшей школы экономики, специалист по исламскому праву Леонид Сюкияйнен отмечал в разговоре с РИА Новости, что неравные браки скорее связаны с законами той или иной местности. «Такие обычаи противоречат не только международным стандартам, не только законодательству, но и исламским принципам и нормам, — сказал он. — Кричать по этому поводу можно, но не надо забывать, что действуют традиции. Нужно к этому относиться как к факту и проводить мероприятия, организовывать программы, которые постепенно преодолевали бы подобные представления». При этом Сюкияйнен указал, что такие ситуации характерны не только для мусульман.

Ищу вторую жену: почему популярны религиозные сайты знакомств

Шафиг Пшихачев, однако, полагает, что практику вряд ли можно связать с традициями: «Конкретный случай может иметь определенную подоплеку. Возможно, девочку не могут прокормить или опекун стремится избавиться от нее».

Сходятся опрошенные РИА Новости эксперты в одном: новости о женитьбе на ребенке в мусульманских странах — исключительные случаи, и ислам этого не одобряет.

Девочки в неволе

Известия о свадьбах с девочками и многоженстве в мусульманских странах появляются в СМИ регулярно. В 2018 году имам из малайзийского штата Келантан взял третьей женой 11-летнюю девочку. В том же году мать вывезла 13-летнюю дочь из Великобритании в Пакистан и выдала замуж за взрослого мужчину. В 2019 году в СМИ появилось сообщение об индонезийце, который женился сразу на двух девушках, чтобы «никого не обидеть».

Конечно, в прессу попадают вопиющие случаи, которые трудно назвать нормой. Однако это не значит, что проблемы вовсе нет. По данным Всемирной организации здравоохранения, в период с 2011-го по 2020 год в мире 140 миллионов девочек до 18 лет выйдут замуж, то есть 39 тысяч ежедневно. Из них 18,5 миллиона на момент замужества будут младше 15 лет.

Морковка в галоше, или 5 «нельзя» таджикским парням до свадьбы

В ВОЗ отмечали, что главным образом ранние супружества практикуются в сельских районах Африки — более одной трети, а также в Южной Азии — почти половина. Больше таких союзов заключается в Нигере — 75 процентов. Затем следуют Чад и Центрально-Африканская Республика — 68 процентов, Бангладеш — 66 процентов, Гвинея — 63 процента, Мозамбик, Мали, Малави, Буркина-Фасо и Южный Судан — около 50 процентов. В Индии этот показатель равен 47 процентам, но страна лидирует тут в абсолютных значениях — в связи с большой численностью населения.

В то же время проблема касается не только девочек. В ООН подсчитали — в мире 115 миллионов мальчиков женились до наступления совершеннолетия. Из них 23 миллионам не было и 15 лет.

Письмо девушки про свою жизнь и многожёнство

Берите нас замуж! Проявите к нам жалость! Защитите нас от холода одиночества!

Когда я приблизилась к двадцатилетнему возрасту, как и любая девушка, мечтала о молодом парне, соблюдающем каноны религии, с благородным нравом. Размышляла, строила мечты, как мы будем жить, воспитывать детей и т.д. Я всегда спорила с братом, а иногда и с дядей, о многожёнстве. Они пытались переубедить меня, но я упрямилась и не желала их слушать. Говорила им, что абсолютно невозможно, чтоб со мной в жизни мужа участвовала ещё одна женщина! Абсолютно невозможно, чтоб я делила своего мужа с другой! Иногда по моей вине происходили проблемы между другими супружескими парами, потому что мужья хотели жениться ещё раз, а я натравливала жен против своих мужей, чтобы их охватил приступ гнева против такого решения. Но прошли года в мечтах и ожидании принца на белом коне. Я всё ждала, а он задерживался. Но я продолжала ждать… О, на пороге уже были тридцать лет! О Господи! Что же мне делать? Выйти и поискать жениха?! Нет, не могу! Скажут: «Какая бесстыжая!» Так что же мне делать? Мне остается только ждать…

Однажды я услышала, как одна из женщин, сидевших неподалеку от меня, сказала: «Такая-то стала старой девой». Я про себя сказала: «Бедненькая! Такая-то стала старой девой!». Однако «такая-то» – это же я! Они говорили обо мне! О Господи! Это же меня так зовут! Я стала старой девой! Какой грозный удар! Как бы я не описывала, вы никогда не почувствуете этого! Я стала перед фактом, я — старая дева! Я начала думать о том, как мне быть, что же мне делать. Время уходит, дни идут, мне хочется кричать о своей боли: «Я хочу мужа! Мужа, под тенью которого я буду находиться, который будет помогать мне, который будет решать мои проблемы. Я хочу жить, хочу рожать детей, наслаждаться своей жизнью!»

В один день мой старший брат приходит ко мне и говорит: «Сегодня приходил мужчина, чтоб свататься к тебе, но я отказал ему». Не задумываясь над своими словами, я воскликнула: «Почему же? Тебе не стыдно?!» Он мне ответил: «Потому что он хотел взять тебя второй женой, а я знаю, что ты против многожёнства». И я чуть не закричала ему в лицо: «Но почему же ты не согласился?! Я согласна быть второй, третьей или четвёртой женой!»

Именно сейчас я постигла мудрость религии в многожёнстве! И это всего лишь одна мудрость, которая заставила меня согласиться, а как же с другими его мудростями?

О Аллах! Прости мне мой грех, поистине, я была невеждой! Это обращение я делаю к мужчинам: «Женитесь на одной, двух, трёх и четырёх при наличии возможности и условии соблюдения справедливости. Избавьте нас от мрака одиночества! Мы ведь тоже люди, как и вы, чувствуем и испытываем боль! Защитите нас, проявите к нам жалость!»

А это обращение я направляю к моей замужней сестре-мусульманке. Восхваляй Аллаха за ту милость, благодаря которой ты не испытывала муки старой девы или женщины, оставшейся без мужа. Я прошу тебя не сердиться, если твой муж захочет взять в жены ещё одну. Не препятствуй ему, наоборот, подстрекай его к этому! Я знаю, что это трудно тебе, но надейся на вознаграждение Аллаха. Посмотри на состояние своих сестёр по вере, среди которых есть старые девы, разведённые, вдовы. Кто же для них? Считай их своими родными сёстрами, и ты получишь великую награду за твое терпение! Может быть, ты скажешь мне: «Для неё найдется свободный мужчина и возьмёт её в жены». А я говорю тебе: «Посмотри статистические данные населения. Поистине, число женщин намного выше, чем мужчин. И если каждый мужчина возьмёт в жены только одну женщину, то большинство женщин останутся незамужними (старыми девами). Не думай только о себе! Думай о нас тоже! Умираю от сильного гнева, когда вижу мужа, держащего за руку свою жену. Чувства мои бунтуют, однако бесполезно!»

Польза многожёнства: Не является секретом ни для кого польза от многожёнства. Поистине, оно является одной из сильнейших опор сохранения целомудрия. И одним из величайших путей привлечения добра, благодати и увеличения удела (ризк), и это знают обладатели веры и знания. Если ты не обладаешь мужеством для многожёнства, то отправь это тому, кого считаешь обладателем такого мужества.

Ваша незамужняя сестра

Тамуна из села Хихани в Марнеульском районе Грузии замуж вышла 3 года назад. Сейчас ей 18 лет. У нее двухлетний ребенок. В декабре прошлого года муж Тамуны сильно ее избил и выгнал из дома. Она не знает, что будет дальше и как ей жить. Замуж выходить она не хотела, ее похитили.

Сколько таких девочек, как Тамуна, ежегодно в Грузии становятся женами и матерями еще до совершеннолетия, понять сложно. Официальной статистики нет. Многие ранние браки, когда невестам нет и 16 лет, заключаются в церкви или мечети, и чаще всего вовсе не регистрируются официально.

В стране каждый день четыре несовершеннолетние девушки становятся матерями

Грузинские правозащитники подтверждают: проблема ранних браков в стране очень актуальна, реальные ее масштабы неизвестны, а существующее законодательство не в силе помочь, пока жители страны не осознали проблему. По данным организации «Женское движение Грузии”, в стране каждый день четыре несовершеннолетние девушки становятся матерями. Это общая статистика, в которой учтены данные только регистрируемых браков. Что касается нерегистрируемых браков, то никакой статистики по ним не существует.

Департамент гендерного равенства при Аппарате народного защитника Грузии периодически запрашивает информацию, касающуюся ранних браков, от разных министерств. На основе этих цифр составляется оценка числа ранних браков. Так, например, по данным Министерства Образования Грузии в 2015 году 224 школьницы в возрасте 14-16 лет и 351 в возрасте 17-18 лет приостановили учебу в средней школе по причине замужества. Три грузинские женщины шьют в старом городе Тбилиси, 2013. Фото СС: Pablo Andrés Rivero / Flickr. Некоторые права защищены.По данным Министерства юстиции Грузии, в 2015 официально было зарегистрировано 611 браков с участием несовершеннолетних. Из них лишь в 17 случаях несовершеннолетними были мальчики, в 578 случаях — девочки. 16 случаев из общего числа составил брак между двумя несовершеннолетними.

По данным Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Грузия среди стран Восточной Европы по количеству браков до 18 лет занимает второе место. На первом месте находится Молдова с 19%, Грузия – 17% и Турция – 14%.

Руководитель неправительственной организации «Таназиари” Хатуна Бечвая из региона Самегрело-Верхняя Сванетия подтверждает: количество браков среди подростков в ее регионе в последние годы увеличилось. Статистику детей, рожденных женщинами от 15 до 18 лет, можно считать косвенным индикатором числа ранних браков: «Пока у нас нет механизма для определения факта ранних браков. Исключение тут – наблюдение в роддомах. Факт раннего брака фиксируется уже при рождении ребенка, когда молодая мать приходит рожать”.

«Больные” места страны

В докладе ЮНФПА за 2014 год утверждается, что ранние браки на Кавказе распространены в районах с низким уровнем доступа к информации и большим процентом малообразованных жителей. В Грузии это часто происходит в высокогорных районах и там, где компактно проживают этнические меньшинства.

«Это правда, что большинство случаев раннего замужества происходит в Кахетии, Аджарии и Квемо Картли. Это отдаленные, слабо развитые регионы Грузии, часто населенные этническими и религиозными меньшинствами. Но проблема ранних браков не кроется только лишь в названии региона – это проблема всеобщего гендерного неравенства”, — утверждает эксперт по вопросам гендерных проблем Нона Самхарадзе.

С января 2016 года в законодательстве Грузии начали действовать поправки, запрещающие браки с участием несовершеннолетних без разрешения от судебных органов

По ее словам, неравенства много и в других частях Грузии: «Главной целью семьи часто до сих пор является ‘хорошо выдать замуж’ свою дочь. Я слышала о такой практике в Гори, Самегрело, Гурии и других регионах страны. Но, к сожалению, в этих регионах редко проводятся исследования данной проблемы и данных почти нет”, — заключает Самхарадзе.

Пенсионерка в горном селе в Кахети, восточная Грузия. Фото: Регина Егорова-АскероваПо статистике медицинского центра при организации «Таназиари” только в прошлом году в нем было зарегистрировано 38 беременных девочек-подростков. Этот показатель гораздо выше, чем раньше.

«Таких медицинских центров только в региональном центре, городе Зугдиди, с десяток. И везде цифры увеличиваются. Хотя официальной статистики у нас и нету, мы, люди работающие в этой сфере, наблюдаем явный рост ранних браков”, — говорит Бечвая.

Причинами раннего брака в регионе правозащитник называет отсутствие у молодежи информации, социально-экономические проблемы, безработицу, устоявшиеся обычаи и склад социальной жизни кавказских стран. Важную роль играет и незнание законов.

Когда 3 года назад в регионе Квемо Картли будущий муж похитил 15-тилетнюю Тамуну, ее родители, экологические мигранты из Аджарии, не знали, как могут помочь дочери и просто смирились с фактом ее принудительного замужества. После очередных побоев от мужа в декабре прошлого года Тамуна вернулась в родительский дом. Денег у семьи мало. Она не работает, родители тоже еле сводят концы с концами. Никаких алиментов от бывшего мужа Тамуна не требует, так как официально ее брак нигде не был регистрирован.

Счастливых женщин, ставших женами и матерями до своего совершеннолетия, в Грузии очень мало

Еще одной «больной” ранними браками местностью Грузии считается Панкисское ущелье в Кахетии. В ущелье в основном проживают кистинцы — так называют чеченцев из Грузии, потомков переселенцев XVI—XIX века, здесь есть и грузинские и осетинские населенные пункты. В 1990-х годах здесь же обосновались беженцы из Чечни, покинувшие ее во время первой и второй чеченских войн. Большинство населения ущелья – мусульмане.

Ранний брак среди населения Панкисского ущелья на протяжении веков считался обычным делом, но в конце марта совет старейшин Панкисского ущелья принял решение больше не оформлять браки несовершеннолетних в мечетях традиционного ислама. Глава совета старейшин Хасо Хангошвили пояснил грузинским СМИ, что старейшины ущелья обсуждали этот вопрос долгое время и так как законодательство Грузии уже запрещает бракосочетание несовершеннолетних, они тоже решили принять эту практику.

Но это решение относится лишь к мечетям традиционного ислама, в которых оформление браков несовершеннолетних и так было редкостью. В основном, ранние браки в Панкисском ущелье заключают, либо следуя обычаям обычного семейного права, либо в ваххабитских мечетях.

Буксующий закон

В последние несколько лет борьба с ранними браками привела к изменению законодательства: возрастной ценз для вступления в брак повысился до 18 лет, внесен ряд поправок в уголовный кодекс страны, приняты поправки, защищающие несовершеннолетних.

С января 2016 года в законодательстве Грузии начали действовать поправки, запрещающие браки с участием несовершеннолетних без разрешения от судебных органов. Получить согласие суда на брак можно только с 17 лет, тогда как до внесения изменений в закон минимальный возраст для женитьбы составлял 16 лет. Для выдачи разрешения на ранний брак должны быть веские причины, такие как беременность или рождение ребенка.

Большинство ранних браков в Грузии носят насильственный характер. Мнение самых девушек о женихе никого не интересует

Вероятно, новые законы повлияли на ситуацию, но не переломили ее в корне, ведь такие браки, как правило, заключаются не загсах.

Большинство из зафиксированных в Грузии ранних браков ноясят насильственный характер: заключается соглашение между родителями или же проводится ритуал похищения девочек. Их мнение о женихе никого не интересует.

С апреля 2015 года, согласно поправкам в Уголовный кодекс Грузии, принуждение к замужеству уголовно наказуемо (за него грозит от двух до четырех лет тюрьмы). После принятия этих поправок по всей стране начали переодически наказывать мужчин за брак с несовершеннолетними. Зачастую факт бракосочетания имел место в прошлом, но о нем узнавали в роддомах при вторых, а то и третьих родах молодой жены (уже совершеннолетней). Молодые азербайджанцы на улицах Марнеули, южная Грузия. Фото: Регина Егорова-АскероваИ все же часто родственники, соседи, учителя и даже полицейские считают, что ранний брак – это «семейное дело», и не хотят вмешиваться. Грузинские СМИ после ужесточения законов рассказывали истории наказанных семей, выписанные им штрафы, указывая на недочеты в законе, который действует и задним числом. Ранние браки не вызывают широкого осуждения в грузинском обществе.

Это подтверждает исследование, недавно проведенное Аппаратом Народного защитника Грузии. Оно показало, что общество не только не осознает проблему, но и не владеет информацией, что необходимо регистрировать браки, что система алиментов и раздела имущества после расторжения неофициальных браков — не работает. И закон, карающий за брак с несовершеннолетними не эффективен, так как он работает задним числом и то, лишь при регистрации брака либо рождении детей.

Более того, в стратегиях и законе прописаны превентивные меры, но механизм доступа к ним неэффективен: не хватает информации и доступа к контрацептивам, не ведется работа с семьями, в школах не обращается нужное внимание, а правоохранительные органы не обучены работать с этим вопросам. К тому же, система обращения к социальным работникам слишком сложная и их в регионах не хватает физически.

«Мы считаем, что всегда важно к законодательным изменениям добавлять и информационные кампании, направленные на повышение информированности общественности. К тому же, необходимы и другие меры, поддерживающие осуществление закона на практике”, — утверждает руководитель Департамента гендерного равноправия при Аппарате Народного защитника Грузии Екатерина Схиладзе.

Регистрация брака имеет особое влияние на имущественные права женщин, и в Аппарате омбудсмена Грузии считают, что грузинское законодательство должно быть пересмотрено и улучшено в этом направлении.

«Можно сказать, что общественность не готова к реализации такого изменения, но мы должны не забывать о масштабах и серьезности проблемы ранних браков. Законодательные изменения должны иметь в виду и общественное мнение, но мы хотели бы подчеркнуть принципы Конвенции о правах ребенка и Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и девочек, которые относятся к защите интересов детей. Принципы этих международных конвенций должны стоять выше всех привычных обычаев и традиционных практик, устоявшихся в народе”, — уверена Схиладзе.

(Не)законный брак

В традиционном обществе важно, чтобы невеста была девственницей. Это ещё один фактор ранних браков. У молодых пар нет другой возможности легализовать свои интимные отношения.

Саломе из города Зугдиди вышла замуж в 16 лет. Ей захотелось близости с первым парнем в своей жизни, и родственники настояли на том, чтобы «узаконить” их отношения. Так принято в западной Грузии, регионе Самегрело-Верхняя Сванетия, где жила Саломе.

Мать Саломе была против того, что бы дочь выходила замуж в 16 лет, но старшие родственники и разговор со священником из местной церкви убедили девушку убежать с любимым молодым человеком на ночь и таким образом выйти за него замуж.

К сожалению, многие люди в регионах и сейчас не знают, что в Грузии был принят закон, запрещающий брак с несовершеннолетними

Вернувшись на следующий день домой Саломе представила родным своего мужа, 17-летнего Эно. Все близкие приняли этот союз и начали считать молодую пару полноценной семьей, хотя ни в церкви, ни в загсе влюбленная пара своих отношений не регистрировала. Традиционно на Кавказе для того, чтобы «узаконить” брак, хватает большого застолья и признания союза семьями и близкими молодых.

Сегодня Саломе 26 лет, она успешная и интересная молодая женщина, работающая на одном из ведущих телеканалов Грузии. Ее дочери недавно исполнилось 9. История Саломе – очень редкий пример удачно сложившейся жизни после вступления в брак в раннем возрасте. Ее и мужа поддержали родители, которые на несколько лет взяли на себя заботу о внучке, обеспечивали и дали возможность получить образование.

Многие подруги Саломе, с которыми она одновременно была беременна, сейчас не так счастливы: у одних уже несколько детей, они так и не закончили школу, не получили профессий. Другие ежедневно испытывают на себе домашнее насилие, а третье – давно вернулись в родительский дом и растят своих детей сами, так как с мужьями не сложилось. Счастливых женщин, ставших женами и матерями до своего совершеннолетия, в Грузии очень мало.

Просвет в сознании

Представители неправительственных организаций, не первый год работающие с этой проблемой, говорят о необходимости создания стратегии по сокращению числа ранних браков и о конкретных превентивных механизмах.

Этнический азербайджанец Шамистан из грузинского города Марнеули в регионе Квемо Картли женился в 19 лет на своей 17-летней возлюбленной Айшан. То, что она выйдет за него замуж, девушка знала еще в 15 лет, когда с познакомилась с Шамистаном и понравилась ему. Айшан лишь хотела закончить школу. Шамистан говорит, что ничего плохого в том, что он женился на несовершеннолетней, нет, так как этот брак создавался по любви и согласию. О законе, запрещающем вступать в брак до 18 лет, Шамистан просто не знал.

Ранний брак был и до сих пор остается обычным частым явлением. И люди не видят в этом ничего плохого

К сожалению, многие люди в регионах и сейчас не знают, что в Грузии был принят закон, запрещающий брак с несовершеннолетними. Ранний брак был и до сих пор остается обычным частым явлением. И люди не видят в этом ничего плохого. Если бы им было известно, что такой брак карается законом и грозит штрафом или сроком, многие не рисковали бы.

Такое мнение относится и к незнанию последствий для здоровья девочки, как физического, так и психологического. Кавказские мужчины абсолютно отдалены от понятия «репродуктивное здоровье» и очень удивляются смертности и высокому уровню заболеваний у их молодых жен. Женщина с дочкой в городе Зугдиди, Самегрело, Западная Грузия. Фото: Регина Егорова-АскероваЖена-ребенок автоматически попадает в группу социального риска. Она не успевает получить даже среднего образования, не говоря о профессиональном – следовательно, сразу же попадает в зависимость от мужа и его родственников. Мать-подросток имеет опасность умереть во время родов – такой риск в пять раз выше, чем женщины после 20 лет. Она больше подвержена осложнениям в виде инфекций, кровотечений, бесплодия.

И хотя школьные учителя обязаны сообщать о случаях ранних браков в агентство социального обеспечения и МВД, они узнают о браке в связи с тем, что ребенок перестает ходить в школу.

Хатуна Бечвая уверена, что для решения проблемы ранних браков необходимо развивать регионы и поднимать сознательность людей: «Мы считаем, что существует большая потребность в проведении информационных встреч и семинаров, привлечения средств массовой информации, в социальной рекламе. В нашей стране существует закон, что означает механизм наказания человека, который женится на подростке. Но осведомленность населения, особенно в регионе, очень низка. Поэтому, необходима определенная информационная кампания с определенными государственными органами”.

«Кроме того, информации о репродуктивном здоровье и контрацепции явно недостаточно”, — добавляет представитель Народного защитника Грузии Схиладзе.

Но давайте вернемся к истории Тамуны. Может быть, если бы ее родителям было известно о законе, карающем за принуждение к замужеству, они смогли бы ей помочь еще тогда, по факту похищения. Тем более им не было известно о социальных работниках, помогающим в таких случаях, о кризисных центрах для женщин, страдающих от насилия в семье и государственной правовой и социальной поддержке таким женщинам. Как говорит сама Тамуна, ее «родители — обычные люди, живущие так, как у нас принято”, а она была слишком молода и наивна, что бы думать о своих правах, законе и свидетельстве о браке.

Именно оно решило бы сейчас многие проблемы Тамуны, начиная от присуждения алиментов и заканчивая разделом общего имущества, если таковое имелось. Теперь же, молодой матери приходится надеяться только лишь на себя и своих родителей.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *