Рай и его описание Коране

В Коране есть описания Рая и Ада, которые мусульмане понимают по-своему. В трудах различных исследователей этой религии можно найти какие-то обобщения, но они в полной мере не раскрывают этих понятий. Когда речь идет про Рай и Ислам, многие вспоминают, что по священным книгам мусульман праведников в Раю будет ждать 72 гурии-девственницы.

Образы состояния

Если обратиться к Корану и найти там конкретные места, где описывается Рай, то замечается одна особенностью. Рай у мусульман описан не как материальные блага, а как состояние. Говорится, что Бог уготовил для праведников то, что глаза не видели. Также этого никогда не слышали уши, а сознание человеческое вообще такого представить себе не может.

Но, чтобы было понятнее, образ Рая в Коране дается на языке земных понятий. Образы эти ориентируют на полноту качества райской жизни, чтобы верующему человеку было куда стремиться.

Рай у мусульман – это сложное понятие и место, которое описано только примерно. Несмотря на это Рай представляет собой красочную картину. Интересно, что по-арабски слово, обозначающее Рай буквально переводится как «сад». Для благочестивых верующих в этом саду текут ручьи, не иссякаю яства. Этот райский сад можно сравнить с Раем Эдемским, откуда были изгнаны Адам и Ева. Но Рай в Коране описан более подробно, чем в книге Бытия.

Отличия жизни в Раю

Мусульманское понятие Рая говорит о том, что жизнь и наслаждения в Раю будут коренным образом отличаться от нынешней жизни. Удовольствия в Раю не будут иметь негативных последствий. Они будут вечными и яркими, поэтому их в священных книгах именуют блаженством.

В Раю верующий человек получит все, что только пожелает. Это дворцы и богатства, еду. Каждая душа, которая попадет в Рай, будет иметь все самое лучшее и драгоценное. Отмечается, что отношения между людьми в Раю будут совершенно иными, чем на земле. Не будет вражды, а все друг другу будут соратниками, сердца будут освобождены от неприязни.

Рай в Исламе является полностью раскрытым понятием. Хотя формулировки некоторые не полны, они описывают состояние Рая и мотивируют человека верить в Бога, жить по его закону. Рай у мусульман является место, свободным от любой нечистоты. Тело человека и его душа будет существовать по новым райским законам.

«Для них в Раю будет все, чего они только пожелают».

Рай – это дом наслаждений, невиданных и неслыханных благ, созданный Всевышним для уверовавших рабов, джиннов и ангелов. Вступившие в Рай навсегда останутся в нем. По мнению большинства ученых-богословов, Рай находится над семью небесами и под ‘Аршем. Рай – это вечный дом, его существованию нет конца.

Там находятся блага, которые человек никогда не видел, о которых не слышал и не мог даже представить их. Туда верующие попадают лишь по милости Аллаха. В Раю не бывает никакой нечисти (наджаса). Съеденное там превращается в приятный ароматный пот и икоту. Там радость бывает без печали, отдых – без устали, богатство – без нужды, красота – без изъянов, молодость – без старости.

Всевышний Аллах в священном хадисе (аль-хадис аль-кудси) говорит:

«Для них в Раю будет все, чего они только пожелают».

В этом хадисе в лаконичной форме дается описание бесконечных и несметных благ, предназначенных для обитателей Рая. Там они получат все, что они пожелают. Да сделает Всевышний и нас из числа этих счастливцев!

Рай имеет различные уровни: Джаннат аль-‘адн, Джаннат аль-хульд, Дар ан-на‘им, Джаннат аль-маъва, Дар ас-салям, Дар аль-джалал. Самый высший уровень Рая называется аль-Фирдавс. В каждом уровне Рая люди также распределены по своим деяниям и крепости вероубеждения. Там люди будут иметь одинаковый возраст – 33 года и одинаковый рост – приблизительно 37,5 метра.

Невозможно словами передать красоту Рая. Например, вкус одной виноградинки в Раю намного лучше, чем вкус всего винограда, выросшего на Земле. В хадисе, переданном аль-Бухари и Муслимом, сказано, что если одна райская дева (гурия) появится на Земле, то она своим сиянием (нуром) осветит весь мир, своим душистым ароматом заполнит его. Ее головной убор (платок) лучше, чем весь мир и все, что в нем есть. Жены, которые вели себя праведно в этом мире, бывают там лучше, чем гурии. Каждый раз, когда к ним придут мужья, они будут девственницами.

Находящийся на самом низком уровне Рая получит столько благ, сколько имел самый богатый царь на свете и в пять раз больше этого. Сначала тот скажет: «О мой Господь, я доволен». Затем Всевышний увеличит все это в десять раз. Так сказано в хадисе, переданном Муслимом. Однако необходимо помнить, что блага в Раю человек получит в соответствии со своими благими деяниями, совершенными в этом мире. Больше всего обитатели Рая будут жалеть там о напрасно, без пользы проведенном времени в дольнем мире, и они будут белой завистью завидовать тем, кто обрел больше благ и наслаждений. Хотя сейчас нам кажется, что достаточно лишь не попасть в Ад, но на том свете мы будем думать по-другому. Поэтому не следует успокаиваться на достигнутом, необходимо приложить все свои усилия на пути служения религии Аллаха, во имя Его довольства.

Далее мы предлагаем вам ознакомиться с описанием Рая и положением его обитателей, которое приводит имам аль-Газали в своей книге «Мукашафат аль-кулюб», где пишется: «Знай, что той обители, горе и печали которой известны, т. е. Аду, противостоит другая; посмотри же, какие виды наслаждений и радостей есть в ней, ибо отдалившийся от одной из них непременно попадет в другую. Размышляй об ужасах Ада, и пусть по причине этого в твоем сердце растет страх, и пусть оно наполняется страстным желанием попасть в Рай – для этого думай о вечном блаженстве, обещанном обитателям райских садов. Погоняй свой нафс кнутом страха и управляй им при помощи узды стремления, направляя его на прямой путь – только тогда ты обретешь великое благо и спасешься от мучительного наказания.

Подумай об обитателях Рая, на лицах которых будет блеск благоденствия. Поить их будут вином из запечатанных бутылей, они будут сидеть на седалищах из красного яхонта под укрытием из белого жемчуга и лежать, опершись, на ложах, установленных по берегам рек, в которых будут течь вино и мед.

Их будут окружать юноши и мальчики, прислуживающие им, а также райские девы – гурии, прекрасные и красивые, подобные яхонту и кораллам, которых не касался до этого ни человек, ни джинн. Они будут ходить по райским садам, а если одна из них вдруг нечаянно споткнется, то ее поддержат 70 тысяч юношей. Они будут одеты в удивительные одежды из белого шелка, а на голове у них будут короны, украшенные жемчугом и кораллами. Кокетливые, игривые, благоухающие, их никогда не постигнет старость и не коснется печаль.

Потом и мужчинам, и женщинам разнесут в чашах, кувшинах и кубках вино, которое будет доставлять радость тем, кто пьет его. Их будут обслуживать прислужники, подобные оберегаемому жемчугу, – в воздаяние за то, что они совершали. В безопасной обители, среди садов и родников, восседать они будут на почетных местах. Там они лицезреют Щедрого Властелина, а на лицах их отразится блеск благоденствия. Не познают они там ни усталости, ни унижения, но будут там почитаемыми рабами и получат от своего Господа многочисленные дары. И будут они пребывать вечно там, куда стремились их души. Там они не будут испытывать ни страха, ни печали, и не будут им страшны превратности судьбы. Там они будут наслаждаться и кушать, пить из рек, в которых будут течь молоко, вино и незамутненная вода.

Земля в тех садах будет из серебра, а камни будут кораллами. Земля там будет мускусом, а растения – шафраном. На них прольется дождь из розовой воды, прямо на холмы, покрытые шафрановым деревом.

Им поднесут кубки – какие же это будут кубки! Отделанные жемчугом, яхонтом и кораллами. Кубки, наполненные вином из запечатанных бутылей, смешанным с водой из источника Сальсабиль. И кубок этот будет ярко светиться – такими чистыми будут драгоценные камни на нем, и он будет тонким и прозрачным – так что содержимое его будет видно снаружи. Его не делал человек – ведь рука прислужника могла испортить свою работу; своим светом он будет соревноваться с солнцем, но солнце отнюдь не так прекрасно.

Удивительно, как может человек, который верит в существование такого Дома, знать, что обитатели его никогда не умрут, что их никогда не коснутся беды и ветры перемен их не затронут, как такой человек может быть привязанным к Дому, который Всевышний связал с разрушением?

Как он может спокойно жить в нем? Клянусь Аллахом, если бы в Раю не было ничего, кроме здоровья, бессмертия и того, что обитатели его не боятся голода, жажды и тому подобного, то лишь этого было бы достаточно, чтобы отвернуться от земной жизни, тяжелой и преходящей. А в том Доме люди будут блаженствующими царями, каждый день они будут наслаждаться и радоваться, у них будет все, что они пожелают, и каждый день они будут, подойдя к Трону, особым образом созерцать Всевышнего Аллаха.

Увидев Его, они перестанут обращать внимание на другие радости райских садов. Их наслаждение будет длиться вечно, и не будет у них страха, что это когда-нибудь исчезнет».

Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «В Раю воззовут: «О обитатели Рая! Пришло время, чтобы вы были здоровы и никогда не болели! Пришло время, чтобы вы жили вечно и никогда не умирали! Теперь вы всегда будете молоды и никогда не постареете! Теперь вы будете лишь наслаждаться и никогда не познаете печали!”» Это и означают слова Всевышнего, Всемогущий Он и Великий:

Смысл: «Им будет возвещено: «Вот Рай, который вы унаследовали за то, что совершали!”» (сура «Аль-А‘раф», аят 43).

И если ты хочешь подробнее узнать описание Рая, то читай Коран, ибо никто не сможет описать Рай лучше Всевышнего Аллаха. Прочти от Его слов: Смысл: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада» (сура «Ар-Рахман», аят 46) – до конца суры «Ар-Рахман», прочти суру «Аль-Ваки‘а» и другие суры.

А если ты хочешь подробно узнать, как Рай описывается в хадисах, то изучай и их, а мы лишь подведем общий итог.

Что касается числа садов, то Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал об аяте: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада» – следующее:

«Два сада – из серебра сами они и посуда в них, и два сада – сами они и посуда в них – из золота. И между людьми и их взглядом на Своего Господа не будет ничего, кроме покрывала величия на Нем, в саду Рая».

Потом посмотри на врата Рая, ибо число их равно числу основ и источников поклонения, как число врат Ада равно числу источников и основ непокорности Всевышнему. Количество врат Ада равно семи, что соответствует семи частям тела (глаза, уши, язык, живот, руки, ноги, половые органы), совершая грехи которыми человек может попасть в Ад. А количество врат Рая равно восьми, что также соответствует восьми частям тела (семь вышеназванных и восьмая – сердце), оберегаясь от грехов которых можно удостоиться одного из уровней Рая.

Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал:

«Того, кто ради Аллаха содержал на свои деньги супружескую пару, позовут из-за всех врат Рая, а у Рая есть восемь врат. Тех, кто молился, позовут из-за врат молитвы; тех, кто постился, позовут из-за врат поста; дававших пожертвования позовут из-за врат пожертвования; сражавшихся на пути Аллаха позовут из-за врат джихада». Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) сказал: «Клянусь Аллахом, для человека будет неважно, из-за каких врат его позовут, а будет ли кто-то, кого позовут из-за всех врат Рая одновременно?» Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Да. И я прошу Аллаха, чтобы ты был одним из таких людей».

От ‘Асима ибн Дамрата, от ‘Али (да будет доволен им Аллах) передали, что однажды он начал рассказывать об Аде и очень подробно описывал все его ужасы. Потом он сказал:

Смысл: «А тех, которые боялись своего Господа, толпами проводят в Рай» (сура «Аз-Зумар», аят 73)».

Они дойдут до одних из райских врат, где увидят дерево, под которым будут течь два родника. Они направятся к одному из них, как им и было приказано, попьют из него, и вода эта очистит их внутренности от всего нечистого. Потом они направятся к другому роднику и в нем омоются, после чего на них снизойдет блеск благоденствия. После этого их волосы больше никогда не будут заменены другими и никогда не будут растрепанными, а будут оставаться такими, как будто их смазали маслом. А когда они достигнут Рая, его хранители скажут им:

Смысл: «Мир вам! Вы были хороши! Входите же сюда навечно!» (сура «Аз-Зумар», аят 73).

Потом их встретят юноши, так же, как в этом мире люди встречают любимого человека, возвращающегося из дальней дороги, со словами: «Радуйтесь! Аллах приготовил вам то-то и то-то из Своих щедрот!»

Он продолжил: «Потом один из тех юношей отправится к одной из супруг этих людей – райских гурий и скажет ей:

«Пришел такой-то”, – называя его по имени, которым его называли в земной жизни. Она спросит: «Ты видел его?”

Тот ответит: «Я видел его, и он идет вслед за мной”. Радость охватит ее, и она встанет у порога, чтобы встретить своего супруга. А он, дойдя до своего жилища, посмотрит на его основу и увидит, что она – из жемчуга, а на ней будет стоять дворец, переливающийся желтым, красным, зеленым и другими цветами. Потом он поднимет голову, посмотрит на его крышу и увидит, что она светит ярко, как молния, и если бы не способность, данная ему Всевышним Аллахом, то он лишился бы зрения. Потом он опустит глаза и увидит своих жен:

Смысл: «Там воздвигнуты ложа, расставлены чаши, разложены подушки и разостланы ковры» (сура «Аль-Гашия», аяты 13–16).

Потом он остановится и скажет: Смысл: «Хвала Аллаху, который привел нас к этому!

Мы не последовали бы прямым путем, если бы Аллах не наставил нас» (сура «Аль-А‘раф», аят 43).

Затем воззовут: «Вы будете жить вечно и никогда не умрете! Вы будете находиться здесь всегда и никогда не покинете это место! Вы всегда будете здоровы и никогда не будете болеть!»

И сказал Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям): «В День воскрешения я подойду к вратам Рая и постучусь в них. Хранитель спросит: «Кто ты?” Я отвечу: «Мухаммад”. Тогда он скажет: «Добро пожаловать! Мне было приказано не открывать никому до того, как придешь ты”».

А сейчас посмотри на горницы в Раю и на то, как одни из них располагаются над другими, ибо в последней жизни различия между людьми проявляются сильнее всего. Как различаются люди во внешнем поклонении и в скрытых добродетелях, так же будут они различаться и в получаемом воздаянии. И если ты хочешь получить наивысшие ступени в Раю, то старайся быть самым усердным в поклонении Всевышнему Аллаху, ведь Создатель велел соревноваться в этом, сказав: Смысл: «Стремитесь же, опережая друг друга, к прощению от вашего Господа» (сура «Аль-Хадид», аят 21).

Также Всевышний сказал: Смысл: «Пусть же ради этого состязаются состязающиеся!» (сура «Аль-Мутаффифина», аят 26).

И удивительно то, что если у кого-то из твоих знакомых или соседей станет хоть на один дирхем больше, чем у тебя, или он построит более высокий дом, то это ляжет тяжестью на твое сердце или стеснит твою грудь, и из-за зависти потемнеет для тебя белый свет.

Но есть то, что лучше этого, – это когда ты станешь одним из обитателей Рая, в котором непременно будут опередившие тебя в том, с чем не сравнится весь земной мир со всеми своими красотами.

Абу Са‘ид аль-Худри передал, что Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал: «Воистину, обитатели Рая будут видеть жилища тех, кто находится над ними, подобно тому как видите вы звездное светило, из-за того что они будут находиться один над другим». Его спросили: «О Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям)! То – жилища пророков, сможет ли попасть туда кто-то, кроме них?» Он ответил: «Да. Люди, уверовавшие в Аллаха и поверившие посланникам». Также он сказал: «Воистину, обитатели нижних ступеней будут видеть обитателей высших, так же, как вы видите звезду, взошедшую на горизонте. Воистину, Абу Бакр и ‘Умар – из их числа».

Джабир рассказал: «Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) сказал нам однажды: «Рассказать вам о райских горницах?” Я ответил: «Да, о Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям), да благословит тебя Аллах и да станут мои отец и мать выкупом за тебя!” Он сказал: «Воистину, в Раю есть горницы из всех видов драгоценностей, изнутри видно то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри. В них есть только удовольствия, наслаждения и радости, такие, каких человек не видел, о чем он не слышал и что даже не приходило ему на ум”. Я спросил: «О Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям)! Для кого приготовлены эти комнаты?” Он ответил: «Для того, кто распространяет приветствие, кормит нуждающихся, соблюдает постоянный пост и молится по ночам, когда все люди спят”. Мы спросили: «О Посланник Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям)! Кто может все это?” Он ответил: «Моя община может это, и я расскажу вам об этом. Если кто-то встретит своего брата и поприветствует его, он таким образом будет распространяющим приветствие. Кормящий до сытости свою семью и тех, кто находится на его попечении, кормит нуждающихся. Кто постится в рамазан и три дня каждого месяца, тот постоянно постится. Совершающий ночную и утреннюю молитвы в коллективе, молится ночью, когда люди спят”, – он имел в виду иудеев, христиан и язычников».

И когда Посланника Аллаха (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) спросили об аяте: Смысл: «…а также вечно пребудут в прекрасных жилищах в садах Рая» (сура «Ат-Тавба», аят 72), – он сказал: «Это дворцы из жемчуга, в каждом из которых – семьдесят домов из красного яхонта; в каждом доме – семьдесят комнат из зеленого изумруда; в каждой комнате – семьдесят лож, на каждом из которых – его супруги, райские девы; в каждой комнате – семьдесят накрытых столов, на каждом из которых – по семьдесят видов пищи; в каждой комнате – семьдесят молодых девушек, и каждое утро верующему будут даваться силы, которых достаточно для всего этого».

Пророк (‘алайхи-ссаляту ва-ссалям) еще говорил: «В Раю имеются четыре вещи, которые лучше, чем сам Рай: 1) вечное пребывание в нем; 2) услужение ангелов; 3) соседство с пророками; 4) довольство Всевышнего Аллаха».

Да одарит Всевышний Аллах по милости Своей всех мусульман Раем!

Описание Рая в Библии

Более или менее развернутых описаний Рая как вечной обители счастья в русском переводе Библии при всем желании найти так и не удалось. Обусловлено это, наверное, прежде всего проблемами корректности перевода некоторых слов и терминов арамейского и греческого языков, а также сложностью смысловой интерпретации текстов. Есть лишь различные упоминания: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворный, вечный» (2-е Кор., 5:1), «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1-е Кор., 2:9), «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, — в теле ли — не знаю, вне тела ли — не знаю: Бог знает, — восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке <…> что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2-е Кор., 12:2–4), «В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:1–3).

Описание Рая в Коране и хадисах

Я уготовил для праведников (для рабов Моих)

то, что глаза никогда не видели, уши никогда не слышали,

а сознание человеческое себе такого и представить не может.

Изначально важно оговорить, что коранический текст дает лишь общее представление о райской обители, причем в той форме, которая понятна любому человеку, независимо от времени, в котором он живет, независимо от его образованности, эрудированности, культуры или достатка. Коран ниспослан на земном языке, он доносит до людей информацию о мирских и вечных ценностях в доступной для них форме.

В Коране сказано:

«Обрадуй верующих, совершающих благие дела! Им райские сады, где текут реки . Каждый раз, как подадут им плоды из райских садов, они будут удивляться: «Это то же самое, что было предоставлено нам ранее. «. А дадут им лишь похожее » (см. Св. Коран, 2:25).

Сподвижник пророка Мухаммада Ибн ‘Аббас говорил: «Если в мирской обители и есть что-то, что может относиться к райской, то это лишь названия». Все там совершенно иное, нежели мы можем себе вообразить.

» душа человеческая не знает о том, что скрыто из радостей в воздаяние за те благие дела, что совершаются » (Св. Коран, 32:17).

Пожелания там ничем не ограничены. В Раю будут удовлетворены все вкусовые, звуковые, морально-эстетические и иные потребности обитателей его.

«Поистине, тем, кто уверовал и совершал благие дела, в качестве «парадных» гостевых апартаментов уготованы прекрасные сады Фирдавса. Навечно они там, и у них никогда не появится желания покинуть сию обитель (они никогда и ни на что не захотят этого променять)» (Св. Коран, 18:107, 108).

100 уровней Рая

Уровни Рая уходят ввысь, а Ада — вниз. Но и земля, и небеса будут кардинальным образом изменены. Физика и ее законы останутся в прошлом. Что будет? Одному Богу известно. Мы можем лишь предполагать своим человеческим сознанием, которое ограничено тем, что мы видим и тем, что смогли познать.

Заключительный Божий посланник сказал: «Воистину, в Раю сто уровней, уготованных для усердных на Божьем пути . Расстояние между каждым из уровней подобно расстоянию между небом и землей . Если все миры соберутся на одном таком уровне, то всем хватит места! Прося у Всевышнего райской обители, просите Фирдавса, это лучшая райская обитель и наивысшая. Над нею — Трон, с которого берут начало райские реки».

Последний Божий посланник также говорил: «Воистину, в Раю есть обители, находясь внутри которых видишь то, что снаружи, а снаружи видно то, что внутри. Они уготованы тем, кто угощал гостей (был гостеприимен), вежлив в речи своей, постился и совершал молитву тогда, когда другие спали (ночью). «.

«Устремляйтесь (спешите, торопитесь) к прощению от вашего Господа и к Раю, широта которого подобна широте неба и земли, , уготованному для уверовавших в Аллаха (Бога, Господа) и Его посланников. — это милость Его, которую Он проявляет к тем, к кому пожелает . Аллах (Бог, Господь) является обладателем величайшей милости» (Св. Коран, 57:21).

Райская роскошь

«Войдут они в сады ‘Адна (Эдема) , возле которых текут реки. Там их ждет все то, что они пожелают , жизнь в абсолютном упоении: дворец или скромная уютная сторожка; дизайн интерьера на любой вкус; жизнь в мегаполисе или бескрайние цветущие поля; транспорт любой модели и комплектации; теннисные корты и прозрачные бассейны; экзотические фрукты или столь родная картошка «в мундире» с квашеной капустой… Причем с мирским схожи лишь названия, а вкус и все грани чарующего великолепия просто не описать. Это — вечный Рай]. Подобным образом воздает Аллах (Бог, Господь) набожным людям » (Св. Коран, 16:31).

*

«Украшают они себя там золотыми драгоценностями и надевают одеяния зеленого цвета, сотканные из тонкой шелковой ткани либо парчи. Они восседать на диванах (сидениях) . Лучшего воздаяния не существует , чего-то более уютного и роскошного нигде не найти» (см. Св. Коран, 18:31).

*

» восседать на ложах и смотреть . Ты увидишь на их лицах свежесть (румянец, блеск) блаженства » (Св. Коран, 83:23, 24).

*

«Они и их жены — в тени на ложах облокотившиеся » (Св. Коран, 36:56).

Райские сады

«Воистину, набожным место успеха (победы) ; сады и виноградники <…> воздаяние от Господа, являющееся полным дарованием» (Св. Коран, 78:31, 32, 36).

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Два райских сада — все там из серебра, а другие два райских сада — все из золота . Между обитателями садов и возможностью взглянуть на лик Господа — пелена величия, в саду ‘Адна (Эдема)».

В Коране сказано:

«Райская обитель, обещанная набожным людям, подобна саду, вдоль которого текут реки. Пища (плоды, урожай) постоянны . Тень постоянна . Это — результат набожных людей. Итог же неверующих — Ад» (Св. Коран, 13:35).

*

*

«Аллах (Бог, Господь) дал обещание верующим мужчинам и женщинам о том, что их обителью в вечности будут райские сады, под которыми текут реки, и прекрасные дворцы в садах ‘Адна (Эдема), пребудут они там вечно. Но то, что Всевышний будет доволен ими, — много большее для них . Это — огромный успех! » (Св. Коран, 9:72).

Благоухание Рая

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: » запах Рая (райское благовоние) полноценно ощущается на расстоянии столетнего пути!».

«И если человек оказался из числа приближенных , то покой (радость, милость) и приятный аромат , а также — райские сады » (Св. Коран, 56:88, 89).

Райские реки и моря

Пророк Мухаммад сказал: «Реки (ручейки) в Раю берут свое начало из-под холмов и гор, пропитанных прекрасным благовонием «.

«Там — источник, текущий » (Св. Коран, 88:12).

Пророк Мухаммад сказал: «В райском саду есть море воды, море меда, море молока и море вина, оттуда берут свое начало и реки».

В Коране сказано:

» уподобить чему-то райские сады, уготованные для набожных, то это места, вода рек которых никогда не портится . реки молока, которое не закисает; реки вина, вкус которого прекрасен для пьющих ; реки меда, чистого, очищенного меда. Для обитателей Рая — любые плоды . предоставленное им Божье прощение… » (см. Св. Коран, 47:15).

Для мирского человеческого сознания вне зависимости от времени, места, ментальности или традиций эти четыре источника удовлетворяют основные человеческие потребности: необходимость питьевой воды, питание тела (молоко), наслаждение (вино) и исцеление (мед).

Безусловно, вода райская никак не сравнима даже с самой чистой, ключевой водой на земле; наилучшие сорта высокогорного меда — и рядом не стоят с райским; молоко не сравнится с парным коровьим или козьим, не говоря уже о магазинном «3,2%»; вино, даже самое дорогое и продолжительно выдержанное, — не ровня райскому. А о пьяных посиделках в Раю и речи нет. Рай — это место, где бескультурье, а тем более пьянство, просто отсутствует. Не забывайте: «Если в мирской обители и есть что-то, что может относиться к райской, то это лишь названия».

Некоторые подробности о райском вине:

«Вино, бьющее прямо из-под земли и предоставляемое обитателям Рая, невероятно чисто , и оно — само наслаждение для пьющих его. Нет в нем алкоголя , и люди от него не истощаются » (Св. Коран, 37:45–47);

*

«Обитатели Рая не будут испытывать головной боли от райского вина и не будут пьянеть» (Св. Коран, 56:19).

*

«Пить им будут подавать рахик , запечатанный . Послевкусие от него миском (мускусом) . пусть соревнуются соревнующиеся . Темперамент («нрав») этого напитка из таснима — источника, доступного лишь приближенным » (Св. Коран, 83:25–28).

Угощения в Раю

В Коране сказано:

*

» кубки поставленные » (Св. Коран, 88:14).

*

«Вокруг них будут ходить с золотыми тарелками, чашами (кубками) . В ней уготовано все желаемое (все, что душе угодно) и радующее глаз . Вы пребудете в нем вечно » (Св. Коран, 43:71).

*

*

Заключительный Божий посланник оповестил: «Поистине, обитатели Рая будут трапезой , не имея последствием физиологические выделения (даже выделения, связанные с носоглоткой, будут отсутствовать)». У Пророка спросили: «А что же с едой? » Он ответил: » отрыжку и испарину, причем запах прекрасным благовонием. Восхваление и возвеличивание Творца будет подобно дыханию «.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

Фирдавс — название одного из уровней Рая, высшего райского уровня.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 717, хадис № 2532; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 140, хадис № 2314, «сахих».

Расстояние от Земли до Солнца — почти 150 000 000 км. Так как свет движется со скоростью 300 000 км/сек, ему требуется 8 минут, чтобы преодолеть расстояние от Солнца до Земли. Самые близкие к нам звезды, помимо Солнца, — Проксима Центавра и Альфа Центавра. Расстояние от них до Земли в 270 000 раз больше, чем расстояние от Солнца до Земли. То есть расстояние от нас до этих звезд в 270 000 раз больше 150 000 000 километров! Их свету нужно 4,5 года, чтобы достичь Земли.

Дольче вита (итал. dolce vita) — сладкая жизнь.

Упоение — состояние восторга, восхищения, экстаза.

Парча — плотная шелковая сложно-узорчатая ткань, затканная золотыми или серебряными нитями. Является символом богатства, обеспеченности.

А в отношении женщин: «они и их мужья».

См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 16. С. 391, хадис № 7382, «сахих».

Изобилие по райским меркам — значит бессчетное по разнообразию, великолепию и количеству.

Мусульмане, особенно жители пустыни и жарких поясов, представляли рай в виде чудесного оазиса, с его прохладой, чистой и холодной водой, зеленью и фруктовыми садами, где все в изобилии: вкусная еда, питье, шелковые одеяния, реки, текущие молоком, медом и вином. В раю каждому мусульманину припасены гурии — девы с черными глазами, шелковистыми косами, с нежнейшей белой кожей. Они всегда готовы дарить свои ласки, они всегда остаются молодыми и не теряют девственности, их телесная чистота не может быть запятнана вовсе или восстанавливается немедленно после утех.

На вершине рая растет лотос, в тени которого отдыхают праведники. В раю же хранятся подлинник Корана и другие «священные» книги, куда записаны деяния людей. Над раем, выше восьмого яруса, находится трон аллаха, испускающий чудесный свет, доставляющий покой, умиротворение и блаженство небожителям, находящимся под престолом бога. Таким рисуют рай проповедники ислама, пытаясь увлечь этим описанием верующих. 

Мусульманский ад состоит из семи кругов. Он снабжен всевозможными орудиями пыток и самыми утонченными средствами для истязания грешников. Это и огонь, и котлы с кипящей смолой, и щипцы для вырывания мяса из тела, и ядовитые скорпионы, змеи и всевозможные чудовища, коим на растерзание бросают грешников. Муки ада, как и наслаждения и блаженства рая, по мусульманскому вероучению, продолжаются бесконечно долго.

Над адом переброшен мост, Сират. Он тонкий, как волос, и острый, как меч Азраила. Этот мост ведет в рай тех, кто в состоянии преодолеть его. Грешникам это не удается. Они несут наказание в аду за свои грехи. За грешников ходатаем перед аллахом выступает Мухаммед, и в аду остаются только те, кто осужден навеки гореть в адском пламени.

Культ ангелов и демонов

Значительное место в исламе занимает культ ангелов и демонов. Ангелы, в представлении мусульман, — это бестелесные существа, которые беспрекословно выполняют поручения аллаха, являясь его вестниками. Наиболее близкими к трону предвечного ангелами считаются Джабраил, Микаил, Исрафил и Азраил. В обязанность Джабраила входит передавать божественные повеления, Микаил наблюдает за механизмом вселенной, Исрафил всегда стоит готовым протрубить в специальный рог, дать сигнал о пришествии страшного суда, Азраил — страшный ангел смерти. Существует поверье, будто он, орудуя своим мечом, приводит в исполнение божественный приговор о смерти и выпускает душу из тела. Грешникам и злодеям он может являться в зримом образе и вселять в них неописуемый ужас.

Каждый человек при жизни имеет двух ангелов-хранителей, записывающих его хорошие и дурные поступки, с тем чтобы их можно было после смерти взвесить для определения человека соответственно в рай или ад.

Кроме того, мусульманам внушается вера в существование ангелов смерти Накира и Мункара, которые производят предварительный допрос, требуют отчета о земных делах и т. п., и ангела Ридвана — стража рая, и ангела Малика — стража ада.

Один ангел, который не хотел повиноваться аллаху, известный у верующих мусульман под именем Иблис (дьявол, шайтан), был проклят аллахом. Аллах, всесильный, конечно, мог бы расправиться с непокорным Иблисом, но решил его оставить до страшного суда, с тем чтобы он искушал людей, испытывая крепость их веры, стойкость к соблазнам, несовместимым с исламом.

Настольная книга атеиста. Изд. восьмое. М., 1985, с. 189-190.

Ад — огненный апогей, в котором окажутся те люди и джинны, кто заслужил наказание.

Где же Ад?!

Современник пророка Мухаммада византийский император Ираклий, который, наряду с другими императорами крупных держав, был призван к вере в Бога, Единого и Единственного Творца, в переписке с Пророком однажды иронически спросил: «Если для верующих уготована обитель, просторы которой — небеса и земля, где же тогда Ад (ведь Рай занял всю возможную территорию)?» Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Субханаллах!.. А где же ночь, когда приходит день?! «.

На площади Суда

В Коране сказано:

*

«Кто совершал злые, греховные поступки, им воздастся подобным , их постигнут унижение и позор. От Божьего возмездия этих людей никто не спасет, не защитит. Их лица будут темны, мрачны как ночная мгла (это будет похоже на то, будто куски ночи покрыли, накрыли их лица). Они — обитатели Ада, и пребудут в нем вечно» (Св. Коран, 10:27).

*

» в Судный День будут собраны идущими на головах, лицами ползя по земле: слепы, немы и глухи , до попадания в свое обиталище]. Их обитель — Ад» (см. Св. Коран, 17:97).

*

«Положение тех обитателей Ада, кто окажется воскрешен на голове, лицом пропахивая землю, , явится худших, ведь их заблуждения были наиболее отдаленными » (Св. Коран, 25:34).

*

«В День, когда их потащат в Ад, лицами «Вкусите прикосновение Преисподней» (Св. Коран, 54:48).

*

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) также предупреждал: «У кого будут две жены, и он не будет явно одинаково относиться к ним , то в Судный День такой человек предстанет с волочащейся за ним половиной «. То есть позор и унижение его начнутся с началом воскрешения из могил.

Ожидает их после Судного Дня невообразимый ужас: «В тот День ужас горьких страданий накроет их сверху и появится у них из-под ног. Будет сказано:

*

Тем самым Ад подтвердит его наполненность до отказа, обещанную Творцом, о чем сказано в других аятах. При описании Рая в аятах и хадисах подчеркивается его необъятный простор, а при описании Ада — теснота, в дополнение ко всему остальному мучающему его обитателей и удручающему.

И умертвят смерть…

В Судный День такое непостижимое и страшное для разума людей творение Создателя, как смерть, примет волею Бога облик барашка. Его возложат на пути, ведущем в райскую обитель, и на глазах всех представителей мира людей и мира джиннов, как тех из них, кто окажется в Раю, так и тех, кто попадет в Ад, заколют подобно жертвенному животному: «Когда обитатели Рая отправятся в свою вечную обитель, а обитатели Ада — на временные или вечные муки в Ад, велением Творца смерть материализуется и разместится между Раем и Адом. она будет умерщвлена, уничтожена. Глашатай воскликнет: «Обитатели Рая, пред вами вечность и нет больше смерти! Обитатели Ада, пред вами вечность и нет больше смерти!» Праведников это событие еще больше обрадует, а грешников, оказавшихся в Аду, сильнее опечалит.

Семь врат Ада

«У Ада семь врат, в каждые из которых войдет определенная категория людей. » (Св. Коран, 15:44).

Не пытайтесь представить себе эти врата похожими на земные. Если и есть что-то общее у вечного с земным, то это — лишь названия.

» безбожников поведут (погонят) в Ад группами. И когда они подойдут к нему, врата откроются, и хранители Ада встретят их словами: «Разве к вам не приходили посланники из числа вас же самих ?! Они (посланники) читали вам знамения Господа и предупреждали о наступлении этого Дня «. Те ответят: «Да !» Однако , наказание безбожников неотвратимо. Сказано будет : «Входите во врата Ада! Вы там навечно. Сколь скверно (ужасно) прибежище высокомерных (надменных) » (Св. Коран, 39:71, 72).

*

» поистине, он закроются за ними , и на них — длинные засовы » (Св. Коран, 104:8, 9).

Адская бездна

Как в Раю есть степени, возводящие ввысь, так и в Аду будут степени, низводящие вниз, и чем ниже, тем хуже.

«Люди окажутся на разных уровнях пред Аллахом (Богом, Господом)» (см. Св. Коран, 3:163).

Местоположение человека или джинна будет зависеть от того, как он прожил мирскую жизнь, и от того, в какой мере проявится к нему милость Творца.

«Вне всяких сомнений, все они будут собраны Нами вместе с дьяволами , и Мы всех их поставим на колени пред Адом (вокруг адской пропасти). Затем из каждой группы Мы вытащим по одному самому наглому и заносчивому Всемилостивого » (Св. Коран, 19:68, 69).

*

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал однажды: «Воистину, огромная скала, которая сбрасывается с края Ада, будет она лететь вниз семьдесят лет, то все равно не достигнет дна «. Второй праведный халиф ‘Умар, комментируя эти слова, сказал: «Чаще задумывайтесь об Аде: температура его необычайно высока, дно невероятно глубоко и палицы там металлические».

«Каждому — свои степени (уровни) от того, что они сделали (сделают) . Господь твой в полной мере сведущ о том, что они делают. » (Св. Коран, 6:132).

*

Лишь тень черного дыма

*

» среди горячего ветра и кипятка . в тени черного дыма. не прохладная и не приятная .

Они , поистине, до этого были изнеженными (избалованными, привыкшими к роскоши) .

Они упорно нарушали великую клятву (вели себя вероломно в отношении других) .

Растопка для Ада

«Бойтесь Ада, топливом для которого будут люди и камни. Уготован он для безбожников» (см. Св. Коран, 2:24).

*

*

Управленцы в Аду

*

«Заправляют им (Адом) девятнадцать ангелов. . Управленцами Ада по воле Нашей являются только ангелы . Число же — это своего рода (1) испытание для неверующих людей , (2) возможность для людей Писания удостовериться , (3) для приумножения веры уверовавших, (4) для того, чтобы люди Писания и верующие не сомневались, (5) а постоянно сомневающиеся (в чьих сердцах болезнь неуверенности) и неверующие спросили: «А что Аллах (Бог, Господь) хотел сказать этим (этой притчей)?!» Подобным образом Господь сводит с пути веры тех, кого пожелает , и наставляет на верный путь угодных Ему . О воинах Господа твоего известно лишь Ему. Это — напоминание для человека » (Св. Коран, 74:30, 31).

*

«Когда все закончится , Сатана скажет : «Воистину, и несомненно, обещания Аллаха (Бога, Господа) — истина .

Я вам также давал обещания , но я вам солгал .

у меня не было власти над вами . Я же лишь приглашал вас, а вы, в свою очередь, отвечали на мое приглашение .

Незачем меня винить, вините лишь самих себя. Здесь уже ни я вам, ни вы мне не помощники » (см. Св. Коран, 14:22).

Адское пламя

*

«Он непременно будет брошен в аль-хутому. И откуда тебе знать, что такое аль-хутома? разожженный огонь Господний , который достигает сердец » (Св. Коран, 104:4–7).

*

«Нами для грешников и безбожников уготован огонь, шатры (своды) которого держат их в закрытом пространстве» (см. Св. Коран, 18:29).

*

*

*

«Всякий раз как затухать огонь , Мы начнем увеличивать силу огня » (см. Св. Коран, 17:97).

Кожа и нервные окончания после сгорания будут постоянно восстанавливаться, чтобы ощущение от болезненного и мучительного наказания Ада продолжалось вновь.

«Тех, кто не поверил Нашим знамениям, в последующем отправим в огонь. Едва сгорев , кожные покровы их будут обновляться , дабы они вкусили ужас адского наказания. Воистину, Аллах (Бог, Господь) Могущественен и бесконечно Мудр» (Св. Коран, 4:56).

*

«…Безбожники получат куски огненной одежды , а сверху будут поливаемы кипятком . Внутренние органы и кожа начнут плавиться от этого . для них приготовят большие металлические палицы . всякий раз, когда из-за невыносимой жары и духоты они будут организовывать побег, их вернут обратно : «Продолжайте вкушать адские мучения» (Св. Коран, 22:19–22).

*

*

«В тот День их лица будут поворачиваться в огне . Они скажут: «Ох, если б мы тогда проявили покорность пред Богом и Его посланником!.. » (Св. Коран, 33:66).

Железные ошейники

» «Хватайте его и надевайте оковы . Затем ведите его печься в Ад. После опутайте его цепью , длина ее — семьдесят локтей» (Св. Коран, 69:30–32).

*

«Ты увидишь, как преступники в тот День будут по двое (попарно) закованы в кандалы и цепи. Их одеяния — деготь (жидкая смола; гудрон) . Их лица будут охвачены огнем. Это ради того, чтобы воздать каждой душе то, что они заслужили (заработали) . Воистину , суд над всеми состоится скоро и быстро» (Св. Коран, 14:49–51).

*

» закованы в железные ошейники (кандалы, наручники) и цепи потащат их то в кипяток, то в огонь, будут пропекаемы» (Св. Коран, 40:71, 72).

*

*

«Те, кто был главенствующим (ведущим), ответят тем, кто был слаб (ведом): «Разве это мы сбили вас с верного пути, а ведь у вас была возможность идти по нему?! Нет же, вы сами были грешниками «.

Бывшие ведомыми возразят ведущим: «Нет, это вы денно и нощно различного рода ухищрениями заставляли нас отвергнуть Бога , повелевали нам приравнивать Ему нечто земное (сотворенное Им)! «.

Отравляющий сок адских деревьев

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) однажды процитировал: «Верующие! Бойтесь Господа боязнью, которая соответствует Ему. И делайте все, чтобы покинуть этот мир, оставаясь покорными Ему (сохраняя веру в своих сердцах и делах, оставаясь мусульманами)» (Св. Коран, 3:102), после чего добавил: «Если капля сока плода адского древа капнет на мирскую обитель, она лишит вкуса, отравит весь это временный мир. А представьте себе состояние тех, для кого он станет пищей «.

*

*

«Поистине, вы, сошедшие с верного пути и считавшие ложью непременно станете есть с дерева заккум. И наполните им животы. Поверх этого будете пить кипяток, и пить его станете подобно испытывающим жажду . Это — «гостеприимное» угощение для них в День Суда » (см. Св. Коран, 56:51–56).

*

«…Дерево заккум, которое Мы сделали предметом искушения для грешников . Поистине, это такое дерево, которое произрастает со дна Ада . Завязи его подобны головам дьяволов . Поистине, они едят с этого дерева и наполняют свои животы его плодами . После они запивают все это кипятком . Затем, поистине, их местом возвращения все также остается Ад » (Св. Коран, 37:62–68).

«Поить их будут из невероятно горячего источника»

» они станут ходить кругами между ним (Адом) и неимоверных температур кипятком » (Св. Коран, 55:44).

*

» предоставляемым кипятком, который разрывает их кишки на части » (см. Св. Коран, 47:15).

*

«Если молят они о помощи, то получают ее в виде мутной (вязкой, густой) жидкости обжигает лица . Более отвратительного напитка не сыскать, и это — худшее, из чего можно было бы извлечь хоть какую-то пользу » (см. Св. Коран, 18:29).

Будет там и другое питье, и пища из похожего разнообразия

В Коране сказано:

» еда, вызывающая удушье (спазмы), и болезненного наказания» (Св. Коран, 73:13).

*

«Все жестокие (немилосердные), упрямые оказались в проигрыше (потерпели неудачу; они обманулись, их надежды не оправдались). А за всем этим — Ад, где питьем будет напиток из некротических масс . Они будут залпом выпивать его , но все равно проглатывание окажется нелегким, а усваиваться он практически не будет. Со всех сторон их окружит смерть , и все же они будут оставаться в живых, а дальше — еще хуже» (см. Св. Коран, 14:15–17).

Если говорить более точно, напиток этот состоит из того, что стекает с израненных, измученных тел обитателей Ада, а также всего того, от чего их тела будут освобождаться.

*

«Все так . И поистине, грешникам (вершащим беззаконие и несправедливость) уготовано ужасное место возвращения. Ад, куда отправятся они . Сколь же ужасно их прибежище (огненное ложе)! Это . И пусть же вкусят его, кипяток и гной . и другое из похожего разнообразия . «Эта толпа вместе с вами безрассудно бросила себя . Радушного приема им здесь не видать. Поистине, они отправились в Ад «.

Те воскликнут: «Нет же, это вам не видать радушного приема! Вы нам предоставили это ! Сколь же ужасное место для постоянного пребывания!» И продолжили: «Господи, удвой адское наказание тем, из-за кого мы здесь оказались!»

скажут: «Странно, почему мы не видим здесь тех, кого считали плохими ?! Ведь мы считали их предателями и нарушителями спокойствия]. Мы ведь насмехались над ними (выставляли посмешищем, издевались), не так ли? или с глазами что случилось ?»

Это, поистине, так и есть.

разбирательства обитателей Ада» (Св. Коран, 38:55–64).

Грешники станут звать смерть

В Коране сказано:

«Тем, кто был безбожен, — огонь Ада, где ни умереть не смогут, ни наказание им не облегчат. Таким образом будет воздано всякому особо неблагодарному (безбожному)» (Св. Коран, 35:36).

*

«Тот, кто предстанет пред Богом грешником , тому — Ад , где он не умрет, но и жить не сможет» (Св. Коран, 20:74).

*

*

«А когда закованными в цепи они будут сброшены в адскую тесноту , начнут звать смерть . «Не стоит звать (вызывать) одну погибель, а зовите их сразу побольше. » (Св. Коран, 25:13, 14).

*

«Обитатели Ада обратятся к хранителям Преисподней : «Попросите Господа, пусть на день облегчит наши страдания (мучения)!» Те ответят: «Разве к вам не приходили ваши посланники со знамениями ?» Они скажут: «Да «. Молвят : «Ну тогда молите , но мольба безбожников — в блуждании (заблудится) » (Св. Коран, 40:49, 50).

*

«Издалека они обратятся : «Владыка! Пусть Господь заберет наши души !» Он ответит: «Вы, поистине, здесь пребудете . Ранее Мы приходили к вам с истиной . Однако же большинство из вас не приемлет истину (испытывает к ней отвращение) » (Св. Коран, 43:77, 78).

Все увидят Ад и Рай

«Не войдет кто-либо в Рай, пока не увидит свое место в Аду, где мог бы оказаться, если бы грешил. Это приумножит его благодарность Всевышнему. И не будет отправлен кто-либо в Ад, пока не увидит свое место в Раю, где мог бы оказаться, будь он совершающим благодеяния (стремящимся к совершенству в благом; будь он набожным). Это сильно опечалит его». Прожив свои 50, 70, 80 или 100 лет, с приходом смерти человек закроет глаза, столь долго смотревшие на этот мир. Срок исправить что-либо безвозвратно истечет, хотя возможностей было немало.

«Все вы, люди, увидите Ад. Таково установление вашего Господа. Те, кто был набожен , будут спасены . Грешники же будут сброшены в Преисподнюю стоящими на коленях» (Св. Коран, 19:71, 72).

Ибн Мас‘удом были переданы следующие слова пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует), которые приоткрывают для нас картину событий ожидающего всех непростого периода: «Все люди будут подведены к Сырату . Они окажутся возле Ада и начнут свое движение вперед согласно их мирским делам и поступкам: кто-то преодолеет Сырат подобно молнии, кто-то — подобно ветру, скорость иных будет равна скорости полета птиц, других — скорости бега лучших скакунов, а какая-то часть людей двинется со скоростью хорошего верблюда. В числе последних окажутся те, кто пойдет по этому мосту обычным человеческим шагом. Медленнее всех, замыкая процессию пойдут те, у кого света веры будет хватать лишь на блеск большого пальца обеих ног. Во время продвижения вперед мост под ногами у них будет качаться и шататься. Сырат скользкий и полон шипов, колючек . С обеих сторон узкого моста будут находиться ангелы. С помощью огненных крюков они вырвут из общего потока всех обитателей Ада и сбросят их в Преисподнюю. Другие ангелы будут молить Господа: «Прости и помилуй , прости и помилуй».

Пылинка веры

Безбожники, язычники останутся в Аду навечно, а непомилованные верующие грешники будут пребывать в Геенне столько, сколько того потребует искупление их грехов. Но в достоверной Сунне четко сказано, что каждый, в ком была хоть пылинка осознанной веры в единственность и непостижимость Творца, рано или поздно выйдет из Ада, даже если в жизни мирской не совершил ни одного благодеяния.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто поймет для себя, что Аллах (Бог) — его Господь и что я — Его пророк искренне веря в это всем сердцем, того Аллах (Бог, Господь) защитит от Ада «.

Если человек атеист, но благороден и высоконравственен

Часто можно видеть, что верующий (относящий себя к той или иной конфессии) оказывается очень даже непорядочным и невоспитанным, скупым, например, а неверующий — очень даже высоконравственным и щедрым. Разве такому хорошему человеку Всевышний не воздаст благом, в том числе и в загробном мире?

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Если совершит благодетельный человек что-то хорошее, вне зависимости от того, верующий он или нет, Всевышний непременно воздаст ему благом». Сподвижники спросили: «А как Он воздаст благом безбожнику?» — «Если он укреплял родственные связи, давал милостыню или совершал любое другое благое деяние, ему воздастся благом в его богатстве (имуществе), детях, здоровье и подобном мирском «, — ответил Пророк. «А как же ему воздастся благом в вечности ?!» — с недоумением вопрошали сподвижники. » облегченная форма наказания «, — ответил заключительный Божий посланник».

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) также сказал: «Верующему Творец воздаст за каждое благодеяние как в мирской обители, так и в вечной. Что же касается безбожника, то за все хорошее и благое, что сделает он в этой жизни, ему воздастся благом уже здесь, на Судный День ничего не останется «.

Любой, у кого есть хотя бы капля веры в Единобожие, обязательно когда-либо, но попадет в Рай. Однако современные христиане считают, что Бог — это Отец, Сын и Святой Дух, то есть они не верят в Единобожие, а следовательно все христиане будут вечно гореть в Аду. Хотя лично я знаю многих христиан, которые очень хорошие и добрые люди, искренне верующие в Бога. Тут возникает недоразумение: почему бандит, террорист-смертник, который все же верит в единого Бога, попадет со временем в Рай, а эти добрые люди вечно будут гореть в Аду?

Бандиту, террористу-смертнику придется очень долго гореть в Аду, а возможно, и целую вечность, если он убил невинного, верующего человека, причем если убил преднамеренно.

«А кто убьет верующего преднамеренно, наказание тому — вечный Ад. Прогневался Всевышний на него, проклял и уготовил для него великое наказание» (Св. Коран, 4:93).

Отмечу, что вера — это сердечное состояние, а не внешние атрибуты, а потому определяема лишь Творцом, Господом миров. То есть ее наличие или отсутствие станет окончательно известно лишь в Судный День.

«Щадящий» уровень Ада

Последний посланник Божий оповестил: «Самое облегченное наказание в Аду будет у тех, на кого наденут огненную обувь, прогревающую человека до таких температур, что мозг его будет кипеть, как в котле. Те, кто испытает это адское мучение, посчитают, что подвергаются самому страшному наказанию, хотя оно — самое облегченное». То есть бывшие в мирской обители верующими в Творца и следовавшие его предписаниям, но совершавшие прегрешения, которые не были искуплены раскаянием и благими делами, а также не удостоившиеся по той или иной причине милости Создателя в Судный День, окажутся на этом самом «щадящем» адском уровне на определенный, зависящий от количества грехов срок.

На этом же уровне, возможно, окажется и некоторая часть самых разных по убеждениям и воззрениям людей, которые были благородными и великодушными натурами, но… не пожелали пустить в свои сердца лучики веры. «Господь спросит в Судный День обитателей Ада, что окажутся на самом «щадящем», облегченном уровне: «Если бы в вашем распоряжении оказались все мирские блага, то пожелали бы вы откупиться ими от адских мук?» — «Да», — ответят те. «А ведь Я просил от вас совсем немногого — не причислять кого-либо в сотоварищи Мне . Вы же и этого малого не сделали!»

Кого и за что в Аду будет больше?

Насколько достоверен хадис о том, что в Аду женщин будет больше, чем мужчин?

Суть не в том, — кто, где и в каком количестве окажется, а в умении извлечь назидание из повествования. Безусловно, мужской шовинизм здесь абсолютно неуместен. Подобные повествования могут озвучиваться в назидание, но не как упрек. Хадис обращен не столько к женщинам, сколько к мужчинам, взывая их к осознанию ответственности за тех женщин, которые рядом с ними, находятся под их опекой.

Теперь перейдем к канонической стороне вопроса. Хадис достоверен. Смысл его, подчеркивающий качества обитателей Ада, касается как мужчин, так и женщин, но женщин — в большей степени. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Мне был показан Рай, я взял там гроздь (кисть райского плода), которой, если я принес бы ее вам, вы могли бы питаться и насыщаться до Конца Света! Я видел Ад. Подобного я никогда не встречал. Я воочию лицезрел, что большая часть обитателей его — женщины». — «Почему, о посланник Божий ?», — спросили у него сподвижники. «За неверие их». — «Неверие (неблагодарность) пред Богом?», — уточнили у него. «Нет, неверие (неблагодарность) перед теми, кто рядом с ними; за неблагодарное отношение к благодеянию, к чему-то хорошему . относишься хорошо к одной из них на протяжении века , а она, увидев в тебе (от тебя) что-то восклицает: «Я так ничего хорошего от тебя и не увидела (не дождалась)! «.

«Мне был показан Рай»; «я видел Ад», то есть для Пророка были сняты ограничения временем и местом, и он, являясь последним Божьим посланником, увидел одну из граней вечности касательно Ада и Рая. Оповещение же пророков о подобных вещах — предупреждение (по воле и милости Творца) о том, в чем следует быть более внимательным и бдительным. Ведь человек может и молиться, и поститься, считая себя при этом очень набожным (внешне сравнивая себя с другими), но в элементарных вопросах этики, благодарности по отношению к людям, а тем более — родителям, мужу или жене, быть абсолютно бестактным и скверным, тем самым перечеркивая благое и готовя себе пусть не вечное (если на момент смерти в сердце есть хоть пылинка веры и основ ее), но все же адское наказание.

Пессимизм неуместен. Последний Божий посланник, ниспосланный милостью для миров, неспроста оповестил об упомянутом ранее. Следует принять во внимание данное оповещение и ввести в практику способы профилактики подобных ошибок.

Чем закончится жизнь?

Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Поистине, человек может на протяжении долгого периода жизни совершать поступки, свойственные обитателям Рая, но завершить жизнь делами обитателей Ада.

А другой может на протяжении долгого периода совершать поступки, свойственные обитателям Ада , однако завершит жизнь делами обитателей Рая «.

По этой же теме есть и следующий интересный хадис: «Поистине, человек может совершать поступки, свойственные обитателям Рая, как это видится (кажется) людям , но при этом он обитателем Ада .

А другой может совершать поступки, свойственные обитателям Ада, как это будет видеться (казаться) людям, однако он обитателем Рая. Поистине, дела по тому, как они заканчиваются «.

В качестве примера в хадисах упоминается самоубийство от нестерпимой физической боли (в наше время большинство случаев самоубийства — это результат «невыносимой» моральной боли или психологического давления), а также преднамеренное нанесение вреда своим наследникам посредством написания завещания, лишающего их наследства либо несправедливо распределяющего его.

Последний покинувший Ад

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Я знаю о том, кто последним выйдет из Ада, войдя также последним в Рай. Этот человек выйдет из Ада на четвереньках . Всевышний Творец скажет ему: » можешь войти в Рай». Он подойдет, но ему покажется, что Рай уже полон обитателями. Он вернется и воскликнет: «О Господи, я вижу, что Рай уже полон !» Господь снова скажет ему, чтобы отправился в Рай, но, подойдя и не видя для себя там места, в недоумении повторит свои слова. «Можешь войти в Рай . Тебе то, что пожелаешь, и ждет тебя там такое количество благ, которое можно сравнить лишь со всеми благами планеты Земля, помноженными на десять!»

«Господи, не шутка ли это, ведь Ты — Властелин всего?!»

Пророк Мухаммад, рассказав хадис и упомянув невообразимое количество благ, что будут ожидать данного человека, подчеркнул: «Это — самая низшая ступень Рая «.

Половинка финика

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) наставлял: «Страшитесь Ада! И пусть же будет проявлено хотя бы половинкой финика или, если даже столь малого у вас нет, добрым словом «.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

См., например: Му‘джаму люгати аль-фукаха’. С. 168.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) родился в 570 г. и умер в 632 г. по григорианскому календарю.

Ираклий (575–641) — византийский император с 610 г. Отразил в 626 г. нашествие авар и славян на Константинополь; в 627–628 гг. вернул отнятые персами земли на востоке империи, но не смог отстоять их от захвата арабами в 630-х гг. См.: Большой энциклопедический словарь. С. 459.

То есть: «Господи, Ты далек от всех недостатков, и Тебе присуще лишь совершенство!»

Св. х. Ахмада. См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 2. С. 410, 411.

Если в мирской жизни они были слепы, немы и глухи духовно по своему выбору и желанию, то в Судный День это будет уже им навязано в качестве наказания.

См., например, в моем переводе смыслов: Св. Коран, 7:18, 11:119, 32:13, 38:85.

Также см.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 2050, хадис № 6545.

Ведь среди безбожников в земной обители есть самые разные люди, в том числе и благодетельные, щедрые в адрес других, например.

Не с тем, чтобы загнать себя в тупик безысходности, а наоборот — чтобы придать себе жизненных сил, желание изменять, замаливать, исправлять прошлое, украшать настоящее и совершенствовать будущее.

Палица — старинное ударное или метательное оружие — тяжелая дубинка с утолщенным концом.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 730, хадис № 2580.

Пророк Иисус, сын Марии, а также ангелы, которые обожествлялись некоторыми людьми, к этому не относятся, доказательством чему другие аяты и хадисы.

Притча — 1) иносказательный рассказ с нравоучением, 2) перен. о непонятном, труднообъяснимом явлении (разг.).

См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 15. С. 252, 253, 256.

Сакар — одно из названий Ада. См.: Аль-му‘джам аль-‘арабий аль-асасий. С. 628.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 732, хадис № 2590, «хасан сахих».

Завязь — нижняя часть пестика в цветке, образующая после опыления плод.

См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 7. С. 242.

Подробнее см., например: ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 545; аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 568.

В некоторых тафсирах это предложение приводится как слова идеологов в адрес своих последователей.

Заключительным Божьим пророком и посланником является Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует).

См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 8. С. 490.

Подробнее на тему терроризма, а также о посягательстве на жизнь или имущество других людей, вне зависимости от их национальности или вероисповедования, читайте в моей книге «Как увидеть Рай?».

См.: аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 9. С. 3613.

Кстати, это не говорит о необъятных размерах данного плода, ведь в Раю иное понятие материи и сути вещей.

В тексте хадиса употреблено слово «куфр», которое переводится как «безбожие, неверие; неблагодарность».

См., например: аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 401, хадис № 1458.

См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 735, хадис № 2600, «хасан сахих».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *