Священник Иоанн Павлов

Печаль и уныние — это две из тех восьми основоположных страстей, о которых говорят в своих книгах святые отцы. В наше время эти два состояния души обычно не считаются страстями. Страсти в современном понимании — это что-то непременно пламенное, темпераментное, увлекающее за собой, например плотское вожделение, игровой азарт или, в крайнем случае, гнев и сребролюбие. Печаль же и уныние — это, напротив, что-то холодное, скучное, безразличное, то есть то, что на страсти совершенно не похоже. Однако и печаль, и уныние являются самыми настоящими страстями и, как прочие страсти, овладевают человеческой душой и приносят ей вред.

Что же такое печаль, и что такое уныние, и в чем между ними разница? В современном языке слова «печаль» и «уныние» имеют сходный смысл, так что многие люди их не различают. Однако такое понимание является ошибочным. Хотя печаль и уныние между собой связаны, они, тем не менее, друг от друга отличаются, и каждое из этих состояний имеет свои характерные особенности. Можно сказать, что печаль и уныние — это две стадии одной и той же болезни. Первая стадия — печаль. Если печаль не будет вовремя уврачевана, то она переходит в хроническую стадию и становится унынием. Рассмотрим коротко обе эти страсти.

В состояние печали мы впадаем, когда чрезмерно расстраиваемся от происходящих с нами неприятностей, скорбей и всякого рода проблем, неизбежно встречающихся в жизни. Например, кто-то нас обидел, или что-то у нас не получилось, или начальник сделал выговор, или мы заболели, или нас огорчают дети, или что-нибудь у нас украли, или мы с кем-нибудь поссорились. Из-за подобного рода проблем люди начинают расстраиваться, переживать и впадают таким образом в состояние печали. Признаки этого состояния следующие: огорчение, малодушие, нетерпеливость, ропот, упадок духа, потеря надежды на Бога, нежелание нести свой крест.

Нужно сказать, что у печали есть одна особенность: степень этой страсти очень сильно зависит от нас самих — от того, как мы привыкли воспринимать жизненные трудности. Люди по-разному реагируют на одни и те же скорбные случаи, и часто то, что является для одного пустяком, становится для другого трагедией. Один, например, получил на экзамене четверку вместо пятерки и так сильно от этого расстроился, что заболел, слег в постель и лежит, не встает. А другой, имея проблемы несравненно большие, переносит их благодушно: например, какой-нибудь бездомный живет на улице, не имеет ни имущества, ни крыши над головой и при этом не унывает, весел и улыбается. Старец Паисий Святогорец в качестве примера указывал на бедуинов, которые всегда бывают веселыми и радуются, несмотря на то что жизнь у них нелегкая. «Смотришь, — говорил он, — бедуин с одним-единственным зубом, а радуется, словно этот зуб у него перламутровый. Другому человеку одного только зуба и не хватает, а он из-за этого чувствует себя ущербным». Из примера старца Паисия видно, что во многом от самого человека зависит, насколько глубоко печаль будет им владеть. И, увы, часто люди добровольно сдаются в плен этой страсти, расстраиваясь из-за пустяков и усматривая трагедию там, где никакой трагедии нет.

Печаль приносит человеческой душе вред. Как моль изъедает одежду и червь точит дерево, говорит Священное Писание, так печаль вредит сердцу человека. То есть душа, которая часто и чрезмерно печалится как от реальных, так и воображаемых скорбей, бывает похожа на одежду, изъеденную молью. Изъеденная одежда непригодна для людей, а душа, одержимая печалью, непригодна для духовной жизни, для служения и угождения Богу. Старец Паисий говорит, что печаль обезоруживает человека, что она высасывает все соки душевных и телесных сил и не дает ему ничего делать. Она отравляет не только душу, но и в само тело вносит разлад. И потому, когда мы печалимся, то об этом радуется диавол, который очень не любит, когда христиане радуются, но хотел бы всегда видеть их печальными и унывающими.

Если человек часто расстраивается и печалится от разных причин, то со временем это становится привычкой, и тогда болезнь переходит в следующую стадию: она становится унынием. Уныние — это печаль, ставшая хронической болезнью. На современном языке уныние называется депрессией. Если для печали у человека всегда имеются конкретные причины, то при унынии человек находится в подавленном состоянии уже без всякой причины. Признаки уныния следующие: на душе тяжесть, тоска, мрак, человеку ничего не интересно, ничего не хочется, его ничто не радует. Им овладевают праздность, апатия и какое-то оцепенение. Его мучает ощущение своей никчемности, ненужности, бессмысленности жизни.

Такое состояние переносится очень тяжело, и оно бывает очень опасно. Уныние может ввергнуть человека в тяжкие грехи: пьянство, блуд, наркоманию, может отторгнуть от веры и Церкви, может довести до отчаяния, а иногда и до самоубийства. Зная это, враг наш, диавол, часто старается бороть нас именно унынием, особенно если видит в ком предрасположенность к этой страсти. «Как воры при наступлении ночи, погасив огонь, легко могут и похитить имущество, и умертвить владельцев его, так и диавол, вместо ночи и мрака наведя уныние, старается похитить все охраняющие помыслы, чтобы душе, лишенной их и беспомощной, нанести бесчисленные раны», — говорит святитель Иоанн Златоуст.

Итак, печаль и особенно уныние — это очень вредные и опасные состояния души, с которыми нужно бороться и которых всегда следует избегать. «Удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет», — говорит Священное Писание. Как же нам бороться с этими страстями?

Одним из сильнейших средств такой борьбы является добродетель милосердия. Святые отцы называют милосердие убийцей печали. Когда мы печалимся и унываем, мы должны вспомнить, что очень многим в этом мире приходится несравненно тяжелее, чем нам. У нас, например, есть здоровье, а у многих людей его нет, и они долгое время страдают от тяжких болезней: от рака, или диабета, или бывают парализованы, или лишены рук и ног, или потеряли зрение. У нас есть свой дом и крыша над головой, а многие люди, будучи бездомными, живут на улице. Мы находимся на свободе, а ведь есть немало таких, кто томится в тюрьмах, и среди них есть даже люди невиновные. Да, нам часто приходится нелегко при различных жизненных испытаниях. Например, если у нас муж или сын страдают запоями, то нам бывает тяжело это переносить. Однако если мы вспомним, что есть люди, живущие долгие годы с психически больным мужем или сыном, то мы поймем, что им приходится несравненно тяжелее, чем нам.

Итак, если мы знаем, что в мире много людей, которым так же тяжело, как и нам, или даже еще тяжелее, то постараемся этим людям чем-нибудь помочь. Например, окажем помощь бездомному — дадим ему деньги, или одежду, или еду. Посетим знакомых нам больных, престарелых и несчастных людей. Пожертвуем деньги на детский приют, или интернат, или дом инвалидов. Отправим заключенным в тюрьмах необходимые им вещи, одежду, книги. И вот когда мы что-нибудь из этого сделаем, мы увидим, что наши собственные скорби станут намного легче, и уныние отступит от нас. Есть такой духовный закон: Бог помогает тем, кто помогает другим. Старец Паисий говорит, что если человек помогает нести крест другим людям, то намного легче становится и его собственный крест.

Еще в борьбе с печалью и унынием может помочь памятование той истины, что все происходящее с нами происходит по воле Божией. В Евангелии Христос говорит, что даже с маленькой птичкой ничего не может случиться без воли Отца Небесного. Тем более не могут без Его воли происходить с нами какие-либо скорби, болезни или бедствия. Для христиан Промысл Божий всегда действует во благо и во спасение, даже если мы сейчас этого не видим и не понимаем. Любящим Бога, говорит апостол Павел, все содействует ко благу. Для подтверждения этой мысли святые отцы указывали на жития библейских праведников. Например, когда братья продали Иосифа в рабство, то он претерпел многие скорби и бедствия: был рабом, сидел в тюрьме, ему угрожала смертная казнь. Однако Промыслом Божиим все это обратилось во благо, и Иосиф не только стал правителем Египта, но и весь свой народ спас от голодной смерти. Подобным образом и Давид, хотя и был помазан в царя над Израилем, но, прежде чем ему действительно воцариться, претерпел многие гонения, бедствия и опасности. И только после всех этих испытаний он уже стал царем.

Исходя из этого, стоит ли удивляться, что и христиане, помазанные при Крещении в царское достоинство, также должны в этом мире побороться и претерпеть испытания, прежде чем они воцарятся, то есть войдут в вечную небесную славу? Ведь не напрасно о святых обитателях горнего мира сказано, что они пришли туда «от великой скорби». Это значит, что, быв испытанными на земле, святые угодили Богу и приобрели себе блаженную вечность. И отсюда видно, что скорби не вредят верной Богу душе, но, напротив, помогают ей прийти на небо, помогают ей спасаться. Если же скорби нам не вредят, а помогают спасаться, если именно для этого они и посылаются от Бога, то зачем же тогда унывать от скорбей?

Есть и еще одно средство, которое помогает нам избавиться от уныния: это память о том, что все в нашем мире временно и скоротечно, все быстро проходит и исчезает. В том числе все скорбное и горькое. Если нам обещана на небе вечная награда, то разве не стоит ради нее с готовностью претерпеть временные скорби? Ведь именно это говорит апостол Павел: «Кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу». Обратим здесь внимание, что апостол называет земные страдания «кратковременными» и «легкими». Действительно, по сравнению с вечной славой, к которой мы призваны, любые наши скорби являются и кратковременными, и легкими. А если это так, если скорби являются лишь кратковременным испытанием, то, конечно, никогда не следует нам унывать от скорбей. Одному из своих духовных чад святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Не очень заглядывайся на обстоятельства жизни, — не стоят они, — идут, быстро мчатся, сменяются одни другими. И сами мы мчимся к пределу вечности! А кто заглядится на обстоятельства, кому они представляются недвижущимися, — удобно впадает в уныние. Кто же видит, что все летит и сам он летит, тому легко, весело на сердце».

Нельзя не упомянуть и еще об одном средстве борьбы с унынием: о труде. Человек, который постоянно чем-то занят, работает, трудится, намного меньше подвержен действию печали и уныния. Труд изгоняет эти страсти, не оставляет для них места в душе. И наоборот, когда человек ничем не занят, когда он в праздности, душа его бывает полностью открыта для печали и уныния. Поэтому, когда мы унываем, не будем оставаться в праздности, но понудим себя трудиться, займемся каким-нибудь делом, — и уныние отступит от нас.

Следует сказать еще и вот о чем. Даже если долгое время мы не можем справиться с унынием, даже если, несмотря на все усилия, оно продолжает мучить нас, то и тогда не будем унывать! Ведь нередко само по себе уныние является частью данного нам креста, который мы для своего спасения должны понести. Если человек это понимает и несет крест уныния с терпением и благодарением Богу, то он получит за свое мужество великую награду. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что именно при унынии обнаруживаются истинные подвижники; и ничто нам не доставляет столько венцов, как уныние, если мы несем его с верой и терпением. И потому унывать не надо никогда, даже при самом унынии!

Братия и сестры, наш мир лежит во зле, и много в нем есть такого, от чего можно печалиться и унывать. Но мы всегда должны помнить, что Христос победил мир — победил со всем его злом, печалью и унынием. А это означает, что и те, кто идет за Ним, то есть верные христиане, в конце концов тоже непременно побеждают мир, хотя и должны в нем пострадать и быть испытанными. Если мы идем за Христом, то победа наша несомненна, она есть лишь вопрос времени, и время это наступит скоро. И потому никогда не будем поддаваться печали и унынию, но противостанем этим страстям, перенося все жизненные испытания, как стойкий оловянный солдатик, — с мужеством и терпением. Ибо если мы имеем терпение, то никогда не смогут нас одолеть никакие даже самые тяжкие бедствия и скорби. И мы, когда пройдем весь предназначенный нам от Бога путь, будем увенчаны Им на небесах как верные Его воины, как победители, как пострадавшие ради Христа и сохранившие Ему верность. Аминь.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Григорьева, Татьяна Владимировна, 2004 год

2. Актуальные проблемы русистики. — Томск: Изд-во Томского гос. унта, 2000. — 263 с.

3. Александров П.С. О понятии синонима // Лексическая синонимия: Сб. ст. -М. : Наука, 1967, 38^3 .

4. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. — М.: Academia, 2002. — 394 с.

6. Аничков И.Е. Идеоматика и семантика (Заметки, представленные А.Мейе, 1927)//Вопросы языкознания.- 1992.-С. 140-150.

7. Апресян В.Ю. «Природные процессы» в сфере человека // Логический анализ языка. Модели действия. — М.: Наука, 1992. — 150-155.

13. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. — М.: Языки русской культуры, 1999.-896 с.

16. Афанасьев А.Н. Живая юда и вещее слово.—М.: Советская Россия, 1988. — 510 с.

17. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. В 3 т. — М.: Индрик, 1994. — Т. 1. — 616 с.

20. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Словарь политических метафор. — М.: Редакция АСМ, 1994. — 351 с.

21. Баранов А.Н., Добровольский Д.О. Постулаты когнитивной семантики // Изв. АН. Сер. лит. и яз. — 1997. — Т. 56. — № 1. — 11-21.

24. Бережан Г. К семасиологической интерпретации явления синонимии // Лексическая синонимия: Сб. ст. — М.: Наука, 1967. — 43-56.

25. Бережан Г. Семантическая эквивалентность лексических единиц. — Кишинев: Штиинца, 1973. — 372 с.

28. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. — Тамбов, 2000а. — 123 с.

32. Булгаков Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения — М.: Республика, 1994. — 414 с.

35. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. — М.: ВШ, 1990.-175 с.

37. Васильев Л.М. Многозначность и семантическая диффузность слова // Языки Евразии: Этнокультурологический контекст // Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции. 19-20 ноября 2003 г.— Уфа: Восточный университет, 2003. — 23-24.

38. Василюк Ф.Е. Структура образа // Вопросы психологии. — 1993. — № 5. — С . 5-19.

39. Введенская Л.А. Введение // Словарь антонимов русского языка. Р- н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1972. — 4-37.

40. Вежбицкая А. Язык, Культура, Познание: Пер. с англ. / Отв. ред. М.А.Кронгауз, вступ ст. Е.В.Падучевой.— М.: Русские словари, 1997. — 416 с.

43. Вендина Т.И. Словообразование как способ дискретизации универсума // Вопросы языкознания. — 1999а. — № 2. — 27-49.

46. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография: Избр. тр. — М.: Наука, 1977.-312 с.

49. Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. — Изд-е 2-ое, доп. — М.: Едиториал УРРС, 2002. — 280 с.

50. Воркачев Г. Национально-культурная специфика концепта любви в русской и испанской паремиологии // Филологические науки. — 1995. — № 3. — 56-66.

52. Воркачев Г. Концепт счастья: понятийный и образный компоненты // Изв АН. Сер. лит. и яз. — 2001 б. — Т. 60.- 47-58.

53. Воробьев В.В. Лингвокультурология (теория и методы): Монография.- М.: Изд-во РУДН, 1997. — 331 с.

54. Гажева И.Д. Опыт концептуального анализа имени игра II Филологические науки. — 2000. — № 4. — 73-81.

55. Гак В.Г. Языковые преобразования. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. — 768 с.

57. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. — М.: Новое литературное обозрение, 1996. — 356 с.

59. Гвоздев В.В. Место пословиц как структурно-семантических образований в языке: Автореф. дис. … канд. филол. наук. — М., 1983.

61. Глазунова О.И. Логика метафорических преобразований. — СПб.: Изд- во филологического факультета СпбГУ, 2000. — 180 с.

62. Горбачевич К.С. О переменном характере лексической синонимии // Лексическая синонимия: Сб. ст. — М.: Наука, 1967. — 74-78.

63. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М.: Лабиринт, 1997.-219 с.

64. Грамматические концепции в языкознании XIX века. — Ленинград: Наука, 1985.-294 с.

67. Гудков Д.Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. — М.: Изд- во Московского университета, 1999а. — 150 с.

72. Денисов П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания. — М.: Русский язык, 1993. — 246 с.

73. Диброва Е.И., Донченко Н.Ю. Поэтические структуры антонимии. — М.: Принт, 2000. — 183 с.

75. Евгеньева А.П. Введение // Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка: В 2 тт.- Л.: Наука, 1971. — 5-19.

77. Залевская А,А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека. — Калинин: Изд-во Калининского гос. ун-та, 1977. — 82 с.

78. Залевская А.А. Вопросы организации лексикона человека в лингвистических и психологических исследованиях. — Калинин: Изд-во Калининского гос. ун-та, 1978.-88 с.

79. Залевская А.А. Проблемы психолингвистики. — Калинин: Изд-во Калининского гос. ун-та, 1983. — 135 с.

80. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. — М.: Изд-во Российского гос. гуманит. ун-та, 1999. — 382 с.

85. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. — М.: Наука, 1974. — 344 с. .

87. Иванова СВ. Культурологический аспект языковых единиц. — Уфа: Изд-во Башкирского гос. ун-та, 2002. — 116 с.

88. Иванова СВ. Концептуализация и языковая картина мира // Языки Евразии: Этнокультурологический контекст // Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции. 19-20 ноября 2003 г.- Уфа: Восточный университет, 2003. — С 74-75.

89. Игнатова Е.Н. Метафора как средство речевого воздействия // Языки Евразии: Этнокультурологический контекст // Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции. 19-20 ноября 2003 г.- Уфа: Восточный университет, 2003. — 76-78.

90. Илюхина Н.А. Образ в лексико-семантическом аспекте. — Самара: Изд- во Самарского ун-та, 1998. — 204 с.

91. Иомдин Б.Л. Семантика глаголов иррационального понимания // Вопросы языкознания. — 1999. — № 4.- 71-76.

93. Караулов Ю.Н. Общая русская идеография. — М.: Наука, 1976. — 356 с.

94. Караулов Ю.Н. Ассоциативная грамматика русского языка. — М.: Русский язык, 1993. — 330 с.

95. Караулов Ю.Н. Активная грамматика и ассоциативно-вербальная сеть. — М.: ИРЯ РАН, 1999а. — 180 с.

96. Караулов Ю.Н. Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ Братислава, 1999 г. Доклады и сообщения российских ученых. — М., 19996. — 151- 186.

101. Кибрик А.А. Когнитивные исследования по дискурсу // Вопросы языкознания. — 1994. — № 5. — 126-139.

102. Клюева В.Н. О синонимах и синонимическом словаре // Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. — 4-10.

104. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика: Учеб. пособ.— М.: Еди- ториал УРСС, 2000. — 352 с.

105. Колесов В.В. Концепт культуры: образ — понятие — символ // Вестник Санкт-Петербургского ун-та. -1992. — Сер. 2. — Вып. 3.- № 16. — 30-40.

106. Колесов В .В. Философия русского слова. — СПб.: ЮНА, 2002. — 448 с.

108. Корнилов О.А. Языковые картины мира как отражение национальных менталитетов. Автореф. дисс… канд. филол. наук. -М. , 2000. — 17 с.

109. Кравченко А.В. Когнитивные структуры пространства и времени в естественном языке // Изв. РАН. Сер. лит. и язык. — 1996. — № 3. — 3-24.

112. Красных В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. — М.: ИТДГК «Гнозис», 2001а. — 270 с.

114. Красных В.В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? — М.: ИТДГК «Гнозис», 2003. — 375 с.

116. Кронгауз М.А. Семантика: Учебник для вузов. — М.: Изд-во Российского гос. гуманит. ун-та, 2001. — 399 с.

119. Кубрякова Е.С. Возвращаясь к определению знака. Памяти Р. Якобсона // Вопросы языкознания. — 1993. — № 4. — 23-31.

121. Кубрякова Е.С. Язык пространства и пространство языка (к постановке проблемы) // Изв. РАН. Сер. лит. и язык. — 1997. — № 3. — 22-31.

123. Кузнецова Э.В. Лексикология русского языка: Учеб. пособ. для филол. фак. университетов. — М.: ВШ, 1982 — 152 с.

124. Кузьмичев И.К. Лада. — М.: Мол. Гвардия, 1990. — 301 с.

128. Левицкий В.В.Семантический синкретизм в индоевропейском и германском // Вопросы языкознания. — 2001. — № 4. — 94-106.

129. Леонтьев А.А. Языковое сознание и образ мира // Язык и сознание: парадоксальная рациональность. — М., 1993. —С. 16-21.

130. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. — М.: Смысл, 1999. — 288 с.

131. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МГУ.- 1979.— № 2. — 3-13. — Сер. 14: Психология.

132. Леонтьев А.Н. Философия психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — 285 с.

135. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Изв. РАН. Сер. лит. и язык.- 1993. — № 1.-С. 3-9.

136. Лонго А.П. Марина Цветаева: Темная сторона любви // Мир русского слова. — № 3. — 2001. — 75-80.

137. Лосев А.Ф.Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Искусство, 1976. — 367 с.

138. Лосев А.Ф. Миф — Число — Сущность / Сост. А.А. Тахо-Годи; Общ. ред. А.А.Тахо-Годи и И.И.Махонькова. — М.: Мысль, 1994. — 919 с.

139. Лосев А.Ф. Избр. работы. — СПб.: Алетея, 1997. — 614 с.

140. Лосев А.Ф. История античной эстетики. — М.: ACT, 2000. — 604 с.

141. Луизов А.В. Цвет и свет. — Л.: Энергоатомиздат, 1989. — 256 с.

142. Лукин В.А. Концепт ИСТ1ШЫ и слово ИСТИНА в русском языке (опыт концептуального анализа рационального и иррационального в языке) // Вопросы языкознания. — 1993. —№ 4. — 63-86.

143. Лыкова Н.А. Континуальное и дискретное в языке // Филологические науки. — 1999. — № 6. — 54-62.

144. Любич Д.В. Языковые игры. — СПб: Изд-во Буковского, 1998. — 268 с.

145. Маковский М.М. Язык — миф — культура. Символы жизни и жизнь символов // Вопросы языкознания. — 1997. — № 1. — 73-95.

146. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. — М.: ИТДГК «Гнозис»; 2003.-280 с.

147. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая типология пути). — М.: Ad Marginem, 1995. — 545 с.

148. Мандельщтам О.Э. Разговор о Данте. — М.: Искусство, 1967. — 88 с.

149. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. — М.: Госполитиздат. — Т.20. -1961. -730 с.

150. Маслова В.А. Связь мифа и языка // Фразеология в контексте культуры / Отв. ред. В.Н.Телия. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 159-163.

152. Мезенцев В. Лучами света. — М.: Московский рабочий, 1949. — 110 с.

155. Миннарт М. Свет и цвет в природе. — Изд-е 2-ое.—М.: Наука, 1969.—344 с.

156. Минский М. Фрейм для представления знаний: Пер. с англ. — М.: Энергия, 1979.-152 с.

157. Миф в культуре: человек — не-человек. — М.: Индрик, 2000. — 316 с.

159. Мокиенко В.М. Образы русской речи: Историко-этимологические очерки фразеологии. — СПб.: Фолио-Пресс, 1999.-464 с.

162. Мышкина Н.Л. Внутренняя жизнь текста: механизмы, формы, характеристики. — Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1998. — 152 с.

166. Новиков Л.А. Антонимия в русском языке. Семантический анализ противоположности в лексике. — М,: Изд-во МГУ , 1973. — 290 с.

167. Новиков Л.А. Семантика русского языка. — М.: ВШ, 1982. — 272 с.

169. Норман Б.Ю, Грамматика говорящего. — Спб.: Изд-во -Петербург, ун-та, 1994.-228 с.

173. Осипов В.Д. Русские в зеркале своего языка: Очерки о происхождении русских слов. Вып. I. — М.: Агар, 1999. — 61 с.

175. Павлович Н.В. Язык образов. Парадигмы образов в русском поэтическом языке. — М.: Р1РЯ РАН, 1995. — 491 с.

176. Павловски М. Свеча-свечка в поэзии Есенина // Филологические науки. — 1998. — № 4. — 93-100.

178. Паремиологические исследования: Сб. ст. — М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. — 320 с.

181. Питина А. Концепты мифологического мышления как составляющая национальной концептосферы. — Челябинск: Изд-во Челябинского гос. унта, 2002.-192с.

182. Полевые структуры в системе языка. — Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1989. — 196 с.

184. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингвистике. — Воронеж: Истоки, 2001. — 192 с.

185. Попович М.В. Мировоззрение древних славян. — Киев, 1985. — 166 с.

187. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. — М., 2000. — 480 с.

188. Пропп В. Исторические корни волшебной сказки. — М.: Лабиринт, 2000.-333 с.

189. Пулатов Т. Язык, автор, жизнь // Литературное обозрение. — 1976. — № 8 . — С . 109-111.

192. Рахилина Е.В. Когнитивный анализ предметных имен: семантика и сочетаемость. — М.: Русские словари, 2000. — 416 с.

193. Рогожникова Т.М. Развитие значения полисемантического слова у ребенка: Автореф. дис… канд. филол. наук. — Саратов, 1986.

195. Рогожникова Т.М. Психолингвистическое исследование функционирования многозначного слова: Монография. — Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет, 2000. — 242 с.

197. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира / Отв. ред. Б.А.Серебренников. — М.: Наука, 1988. — 212 с.

199. Руденко Д.И. Когнитивная наука, лингвофилософские парадигмы и границы культуры // Вопросы языкознания. — 1992. — № 6. — 19-35.

200. Руднев В.Г. Вини-Пух и философия обыденного языка. — М.: Гнозис, 1994.-334 с.

202. Рузин И.Г. Возможности и пределы концептуального объяснения языковых фактов // Вопросы языкознания. — 1996. —№ 5. — 39-50.

208. Салихова Э.А. Изучение структуры ассоциативных полей слов: опыт теоретико-экспериментального исследования. — Уфа: Восточный университет, 2001.- 162 с.

209. Севрюгина Е.В. Концепт «Красота» в поэзии Ф.И.Тютчева // Филологические науки. — 2002. — № 3. — 30-40.

212. Сергеева Л.А. Проблемы оценочной семантики. — М.: Изд-во МГОУ, 2003а.-140 с.

217. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. -М.: Наука, 1993.- 152 с.

219. Слово и фамматические законы языка: Глагол. — М.: Наука, 1989.—269 с.

222. Степанов Ю.С. Семиотика. — М.: Наука, 1971. — 167 с.

223. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. — 824 с.

224. Степанов Ю.С. Язык и метод: К современной философии языка. М., 1998.

225. Текст и дискурс: традиционный и когнитивно-функциональный аспекты исследования. Сб. науч. тр. — Рязань, 2002. — 236 с.

227. Теория метафоры: Сборник / Пер. с англ., фр., нем., исп., польск яз. / Вступ. ст. и сост. Н.Д.Арутюнова. — М.: Прогресс, 1990. — 512 с.

232. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. — М.: Республика, 1994. — 431 с.

234. Уваров Л.В. Образ, символ, знак. (Анализ современного символизма). — Минск: Наука и техника, 1962. — 120 с.

235. Уемов А.И. Выводы из понятий // Логико-грамматические очерки. — М.:ВШ, 1961.-С. 60-70.

237. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. — М.: Ин-т русского языка, 1996. — 222 с.

238. Урысон Е.В. Синтаксическая деривация и «наивная» картина мира // Вопросы языкознания. — 1996. —№ 4. — 25-38.

240. Уфимцева А.А. Некоторые вопросы синонимии // Лексическая синонимия: Сб. ст. — М.: Наука, 1967. — 26-38.

241. Уфимцева А.А.Лексическое значение: Принцип семасиологического описания лексики. — М.: Наука, 1986. — 240 с.

242. Федосов Ю.В. Строение антонимо-синонимического словаря русского языка: Автореф. дне… канд. филол. наук.-М.: РУДН, 1990. — 13 с.

243. Флоренский П.А. Т 1.: Столп и утверждение истины. — Т. 2.: У водоразделов мысли. — М.: Правда, 1990. — Т.2 — 446 с.

244. Фразеология в контексте культуры / Отв. ред. В.Н.Телия. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 336 с.

245. Фрумкина P.M. Цвет, смысл, сходство: Аспекты психолингвистического анализа. — М.: Наука, 1984. — 175 с.

246. Функциональная семантика слова: Сб. науч. трудов. — Екатеринбург: Уральский гос. пед. университет, 1994. — 120 с.

247. Фурсова И.Н. Метафора в свете когнитивной теории // Языки Евразии: Этнокультурологический контекст // Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции. 19-20 ноября 2003 г.— Уфа: Восточный университет, 2003. — 99-100.

248. Хализев В.Е. Теория литературы: Учебник для студентов вузов. — М.: ВШ, 1999.-398 с.

250. Чернейко Л.О. Гештальтная структура абстрактного имени // Филологичекие науки. — 1995. — № 4. — 78-83.

252. Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. — М., 1997.-320 с.

255. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. — Л.: Наука, 1971.-239 с.

260. Шерцль В.И. О словах с противоположными значениями (или о так называемой энантиосемии). — Воронеж: Тип. В.И.Исаева, 1884. — 83 с.

263. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. — М.: Наука, 1973.-280 с.

264. Шуклин В. Мифы русского народа. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997. — 334 с.

265. Шульц А. Символический подтекст в пьесе Л.Н.Толстого «Власть тьмы» // Вестник МГУ. — 2001. — № 5. — 14-25.

266. Юнг К.Г. Архетип и символ / Сост. и вступ. ст. А.М.Руткевича. — М.: Ренессанс, 1991. — 304 с.

267. Юрьев Ф.И. Музыка света. — Киев: Музична Украина, 1971. — 94 с.

268. Язык и власть: Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. М.А.Кормилицыной. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2003. — 140 с.

269. Язык о языке: Сб. ст. / Под общ. рук. и ред. Н.Д.Арутюновой. — М.: Языки русской культуры, 2000. — 625 с.

271. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). — М.: Гнозис, 1994. — 344 с.

272. Яковлева Е.С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова // Вопросы языкознания. — 1998. — № 3. — 43-73.

273. Янценецкая М.Н. Семантические вопросы теории словообразования. — Томск: Изд-во Томского гос. ун-та, 1979. — 242 с.

274. Ulmann S. The semantic. An introduction to the science of meaning. — Oxford: Blackwell, 1964.

275. Ungerer F., Schmid H.-J. An Introduction to Cognitive Linguistics. — London and New York, 1996. Справочная литература

276. АбСС: Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений; Изд. 5-е испр. и доп. — М.: Русские словари, 1994.

278. БАС: Словарь современного русского литературного языка: В 17 т.— М.; Д.: Изд-во АН СССР, 1962. — Т. 13.

279. Бочкарев А.Е.: Бочкарев А.Е. Семантический словарь. — Н. Новгород: ДЕКОМ, 2003.

280. БЭС: Большой энциклопедический словарь. Искусство. Серия БЭС. — М.Внешсигма, 2001.

281. ДП: Даль В.И. Пословицы русского народа. — М., 1989-1991.

282. ЕСС: Евгеньева А.П. Словарь синонимов русского языка: В 2 т.- Л.: Наука, 1971.

283. ЖС: Словарь русских пословиц и поговорок (сост. В.П.Жуков). — М., 1993.

285. ИС: Баранов О.С. Идеофафический словарь русского языка. — М.: ЭТС, 1995.

286. КМ: Крылатая мудрость. — Баку, 1965.

287. КрЛЭ: Краткая литературная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1971.

288. КСС: Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. — М.: УЧПЕДГИЗ, 1956.

289. ЛЭС: Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. Ярцева В.Н.-М.: Сов. Энциклопедия, 1990.

290. ЛС: Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. -М.: Советская энциклопедия, 1987.

291. MAC: Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. — М., 1981.-1.3,4.

292. МН: Мудрость народная. Пословицы и поговорки РСФСР (на укр. яз.) / Сост. В.БЫКОВ. — Киев, 1974.

293. МЭ: Краткая медицинская энциклопедия: В 3 т. / Гл. ред. Б.В.Петровский. — 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — Т. 3.

295. НФС: Новая философская энциклопедия: В 4 тт. — М.: Мысль, 2001.—Т. 3.

296. ППЭС: Полный православный энциклопедический словарь. — СПб.: Издательство П.П.Сойкина, 1912. — Т.2.

297. ПЭС: Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. — М., 1957.

299. РАС 2: Русский ассоциативный словарь. — М.: ИРЯ РАН. — Кн. 2. — Ч.1: Обратный словарь: от реакции к стимулу. — 1994.

300. РАС 3: Русский ассоциативный словарь. — М.: Р1РЯ РАН. — Кн. 3. — Ч. 2: Прямой словарь: от стимула к реакции. — 1996.

301. РАС 4: Русский ассоциативный словарь. — М.: ИРЯ РАН. — Кн. 4. — Ч. 2: Обратный словарь: от реакции к стимулу. -1996.

302. РАС 5: Русский ассоциативный словарь. — М.: ИРЯ РАН. — 1Сн. 5. — Ч. 3: Прямой словарь: от стимула к реакции. — 1998.

303. РАС 6: Русский ассоциативный словарь. — М.: ИРЯ РАН. — Кн. 6. — Ч. 3: Обратный словарь: от реакции к стимулу. -1998.

305. Pi II1: Русские пословицы и поговорки / Сост.: А.М.Жигулев. — М., 1969.

306. РСС: Горбачевич К. Русский синонимический словарь. — СПб.: ИЛИ РАН, 1996.

307. CAB: Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. — Р-н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1972.

308. СББ: Словарь библейского богословия. — М., 1990.

309. СДЯ: Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. — В 3 тт. СПБ, 1903. — Т. 3.

310. СД: Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 тт. — М , 1978.-Т. 3,4.

312. СлД: Славянские древности: Этнолингвистический словарь / Под ред. Н.И. Толстого. Т. 1, А — Г. — М.: Международные отношения, 1995.

313. СМ: Славянская мифология: Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995.-416.

314. СНС: Словарь новых слов русского языка (сер. 50-х — сер 80-х гг.) / Под ред. Н.З.Котеловой. — СПб, 1995.

315. С 11-17 вв.: Словарь русского языка 11-17 вв. Вып. 23. — М., 1996.

317. СРПП: Русские пословицы и поговорки (сост. А.И. Соболев). — М., 1983.

318. ССI: Тресиддер Д. Словарь символов. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.

319. СС II: Керлот Х.Э. Словарь символов. — М.: REFL-book, 1994.

320. СУС: Убин И.И. Словарь усилительных словосочетаний русского и английского языков. — М., 1995.

321. СЦСРЯ: Словарь церковно-славянского языка. — СПб., 1847. — Т. 4.

322. СЭ: Горбачевич К.С, Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. — Л.: Наука, 1979.

323. СЭС: Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. — 3 изд-е. — М.: Советская энциклопедия, 1985.

324. ТСУ: Толковый словарь русского языка / Под ред. Б.М.Волина и Д.Н. Ушакова. — М., 1940.

325. ТСС: Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т .-М., 1985.-Т. 2.

327. ШЭС: Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь. — М., 1975.

328. ФЭС: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4 т. — М., 1987.-Т. 3,4.

329. ЧЭС: Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 тт. — М.: Русский язык, 1984. — Т. 2.

330. ЧС: Засорина Л.Н. Частотный словарь русского языка. — М., 1977.

331. ЦЭС: Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. — Изд-е 2-ое. — Киев: Рад. школа, 1989,

Уныние Печаль

Есть лукавый, который ходит согнувшись, в унынии, но внутри он полон коварства. Он поник лицом и притворяется глухим, но он предварит тебя там, где и не думаешь. И если недостаток силы воспрепятствует ему повредить тебе, то он сделает тебе зло, когда найдет случай.

Библия (Сир 19, 23–25)

Не унывайте, делая добро.

Библия (2 Фес; 2 Сол 3, 13)

Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

Библия (Гал 6, 9)

Уныния допускать нельзя. Большой грех — уныние.

М. А. Булгаков

Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

Библия (Притч 17, 22)

Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

Библия (Евр 12, 5–6)

Этторе С. Девушка из гарема

Наиболее деятельным союзником болезни является уныние больного.

М. Горький

Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.

Библия (Притч 15, 13)

Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Библия (Мф 6, 16–18)

Тот не унывает, кто на бога уповает.

Русская пословица

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись;

День веселья, верь, настанет.

А. С. Пушкин

Не унывай, о сердце! Радость исходит из печали; восходу солнца предшествует утренний ливень.

Фр. Рюккерт

Скажем себе в минуты уныния: можем ли быть несчастны, жалки мы, созданные по образу и подобию Божию?

П. Я. Чаадаев

Приводят в уныние: молитвы нерадивого монаха; клевета; вассал, не хранящий верности господину; необходимость держать осаду после того, как кончился провиант; разорившийся господин.

Хата Соха

Тот, кто унынию подвержен в скорбный час,

Способен лишь на то, чтоб слезы лить из глаз.

Аль-Маарри

Язык скорби всегда один.

И. А. Гончаров

Тревога, страх, уныние не избавляют от смерти, а, напротив, ускоряют ее; тем не менее я полагаю, что излишняя веселость тоже не к лицу людям, поскольку они смертны.

Ж. де Лабрюйер

Растить в душе побег унынья — преступленье,

Пока не прочтена вся книга наслажденья.

Омар Хайям

Сердце унылое и лице печальное и рана сердечная — злая жена.

Библия (Сир 25, 25)

Хагборг Н. А. В. Мечты на пляже (фрагмент)

Упавший духом гибнет раньше срока.

Омар Хайям

К трудам хвала, — без того сердце унывает.

А. Д. Кантемир

Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.

Библия (Кол 3, 21)

Грех предаваться унынию, когда есть другие грехи.

Г. Малкин

Не падай духом — ушибешься!

Э. Кроткий

Не унывай! Не дарит жизнь всегда одно и то же.

То мучит гурия тебя, то разделяет ложе.

Хосров Дехлеви

Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.

Библия (Притч 15, 15)

Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца — жизнь человека, и радость мужа — долгоденствие; люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет.

Библия (Сир 30, 22–25)

Благословение Господне — оно обогащает и печали с собою не приносит.

Библия (Притч 10, 22)

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

Библия (Евр 12, 11)

Не печальтесь, потому что радость пред Господом — подкрепление для вас.

Библия (Неем 8, 10)

Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь.

Библия (Сир 38, 20–21)

Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься.

Библия (Мф 9, 15)

Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека.

Библия (Притч 25, 20)

От печали бывает смерть, и печаль сердечная истощит силу.

Библия (Сир 38, 18)

И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это — томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

Библия (Еккл 1, 17–18)

И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.

Библия (Притч 14, 13)

Лукавое сердце причинит печаль, но человек многоопытный воздаст ему.

Библия (Сир 36, 22)

Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть.

Библия (2 Кор 7, 10)

С несчастьем пребывает и печаль.

Библия (Сир 38, 19)

Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.

Библия (Еккл 7, 3)

Человек, рожденный женою, краткодневен и пресыщен печалями: как цветок, он выходит и опадает; убегает, как тень, и не останавливается.

Библия (Иов 14, 1–2)

Кенсак П. Ф. Смерть Поликсены (фрагмент)

Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу.

Библия (Притч 25, 20)

Опечалил ли кто тебя — не печалься, ибо ему уподобишься. Ведь никто не исцеляет злом зла, но добром зло.

Василий Великий

Бедность заставляет человека стыдиться, стыдящийся лишается мужества, лишенного мужества все унижают, униженный впадает в отчаяние, отчаявшегося охватывает печаль, печаль лишает рассудка, а лишенный рассудка гибнет.

«Хитопадеша»

Для человека нет ничего хуже печали.

Менандр

Что червь в орехе, то печаль в сердце.

Русская пословица

Печаль не красит, горе не цветит.

Русская пословица

С печали шея равна с плечами.

Русская пословица

Чужую печаль и с хлебом съешь, а своя и с калачом в горло нейдет.

Русская пословица

В печальном положении несчастья множатся сами собой.

«Хитопадеша»

Беды да печали с ног скачали.

Русская пословица

Моль одежу ест, а печаль сердце.

Русская пословица

Было бы сердце, а печали найдутся.

В. О. Ключевский

Сердцу, если страсть гнетет,

мука боли подобает,

Жить печальнику невзгод

в дальнем доле подобает.

Имадеддин Насими

С печали не мрут, а сохнут.

Русская пословица

Скрытая печаль больнее ранит грудь.

Хосров Дехлеви

Все может ослабить время, но не мою печаль.

Овидий

День меркнет ночью, а человек печалью.

Русская пословица

От печалей немощи, от немощей смерть.

Русская пословица

В горах печали камнепадам напрасно грудь не подставляй.

Увайси

Избегай удовольствия, которое рождает печаль.

Солон

Удовольствия мимолетны, печаль глубока.

Китайское изречение

Когда уши закрыты, печали проходят мимо.

Китайская пословица

Печальному сердцу лекарство — терпенье.

Хосров Дехлеви

Музыка — лучшее утешение для опечаленного человека.

М. Лютер

Музыка глушит печаль.

У. Шекспир

Одна печаль заставляет забыть другую.

Грузинская пословица

От всякой печали бог избавляет.

Русская пословица

Ришар Ф.-Ф. Валентина Миланская, оплакивающая своего мужа

Если жить по правде, даже печали не будут печальными. Если умирать наперекор правде, даже радости не будут радостными.

Ли Шэнсюй

Печаль может быть устранена любыми средствами, кроме пьянства.

С. Джонсон

В чарке тоска ищет облегчения, малодушие — храбрости, нерешительность — уверенности, печаль — радости и находит лишь гибель.

Б. Джонсон

Сегодняшнее вино надо пить сегодня, завтрашнюю печаль — завтра.

Китайская пословица

Считаешь побрякушкой, пустым словцом печаль?

Не ведавший печали поймет ее едва ль.

Хосров Дехлеви

Прибереги пессимизм на черный день!

В. Брудзиньский

Если человек заставит страдать даже тех, которые без причины ненавидят его, он в конце концов будет иметь неустранимую печаль.

«Курал»

Счастливым нет дела до печали невнятной.

Увайси

Беспечальному сон сладок. И рука спит, и нога спит.

Русская пословица

Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.

Иоанн Златоуст

Печаль и страх — реакция на время. Тоска и ужас — реакция на вечность. Печаль и страх обращены вниз. Тоска и ужас — к небу.

С. Д. Довлатов

Всем, кого мудрыми зовут, судьба печальная дана.

Мунис Хорезми

Печаль — это тоска по радости.

А. И. Брежнев

Ни печали без радости, ни радости без печали.

Русская пословица

Ни радости вечной, ни печали бесконечной.

Русская пословица

Не печаль наша печальна, а наши дешевые радости.

Г. Торо

В большой радости скрыта печаль, в чрезмерных желаниях таятся беды.

Китайская мудрость

Переложи печаль на радость.

Русская пословица

От радости кудри вьются, в печали секутся.

Русская пословица

Радости забываются, а печали — никогда.

М. Ю. Лермонтов

Радость не вечна, печаль не бесконечна.

Русская пословица

Своя печаль чужой радости дороже.

Русская пословица

Радости нет без печали.

Между цветами — змея.

К. Д. Бальмонт

Не ведая печали, не познаешь и радости.

А. И. Брежнев

Печаль и радость, бедность и достаток,

Прими достойно, ибо век твой краток.

Агахи

Бассано Л. Портрет старушки

Этот мир для человека — двусторонняя медаль:

Из живущих только люди знают радость и печаль.

Хосров Дехлеви

У вселенской доброты — вселенские печали.

А. И. Брежнев

Непостижимы судьбы царств земных,

Эпохи процветанья и паденья!

Немыслимо печален путь, которым

Мятущийся проходит человек!

Чон Чхоль

Что дарит нам коварный мир?

Печали и страданья, —

В пучине жизни перлов нет,

не сыщешь в ней надежды.

Камиль Хорезми

Печальна жизнь. Удел печальный дан

Нам, смертным всем. Иной не знаем доли.

И что останется? —

Лишь голубой туман,

Что от огня над пеплом встанет в поле.

Оно Комати

Каждый день грозят нам тысячи печалей и сотни опасностей, но эта угроза страшна только дураку, мудрец ее не боится.

«Хитопадеша»

На свете гораздо больше счастья, нежели сколько видят его затуманенные печалью глаза, если только считать верное и не забывать тех приятных минут, которыми бывает богат каждый день человеческой жизни, как бы тяжела она ни была…

Фр. Ницше

О, не делись ни с кем своей печалью, —

Ты огорчишь своих друзей печалью.

Никто на свете без забот не прожил,

Все сражены своих скорбей печалью.

Надира

Люди в мире бесприютны,

и у всех печаль своя.

Г. Мистраль

Много ль проку от печали о печали бытия,

Если знаешь: мир не вечен, быстротечна жизнь твоя?

Хосров Дехлеви

Печаль — бытия единственная основа,

Печаль — красоты первейшая предпосылка…

Нисиваки Дзюндзабуро

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле — печаль

И долговечней — царственное слово.

А. А. Ахматова

На крыльях времени уносится печаль.

Ж. Лафонтен

Мало ли печальных, несправедливых и грубых историй бывает на свете! Нельзя же позволять им зачеркивать всю жизнь. Прошедшее всегда заслоняется Настоящим, если оно большое, яркое и настоящее — Настоящее.

Е. А. Пермяк

Когда человек молод, каких только печалей не поможет ему одолеть целая ночь здорового сна.

Ф. Гарт

Старость печальна потому, что с ее приходом мы лишаемся не только радостей, но и надежд.

Жан Поль

Болезни, страданья, печали, плен и всякие неприятности — это плоды с деревьев собственных грехов телесных существ.

«Хитопадеша»

В печали и в несчастьях смерть не мучение, а упокоение от тягот.

Саллюстий

Благородный муж не печалится и не испытывает страха. Если, взглянув на свои поступки, видишь, что стыдиться нечего, то отчего же еще можно печалиться и испытывать страх?

Конфуций

Декан А. Нищие (фрагмент)

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *