Рыночная стоимость столичной FM-частоты достигает сейчас $8–10 млн. Именно по таким расценкам проходили все последние сделки в Москве. К примеру, в 2013 году инвесткомпания «Финам» продала свою станцию «Финам FM» Михаилу Гуцериеву, который на ее частоте запустил «Столицу FM». В прошлом году автономная некоммерческая организация «Вера, надежда, любовь» приобрела у Елены Уваровой станции «Радио Классик» и «Радио Джаз». На частоте первой затем было запущено православное радио «Вера», а вторая станция затем была перепродана сенатору от Курской области Виталию Богданову (владеет также «Нашим радио», Best FM, Rock FM и др.).

Для сравнения: FM-частоты в других городах-миллионниках оцениваются всего в $1 млн, в городах с населением от 500 тыс. человек – в $500–700 тыс.

Общие затраты на радиорекламу в 2014 году достигли, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, 16,9 млрд руб. без НДС (около $438 млн). Из них на столичную и сетевую рекламу (когда один и тот же ролик транслируется во всех городах вещания) пришлось 8,7 млрд руб. ($225 млн), на региональную – 8,2 млрд руб. ($210 млн).

Но из более чем 50 вещающих в Москве сегодня радиостанций коммерчески успешными считается лишь десяток самых популярных. «Теоретически интерес представляют радиостанции из топ-10. Это станции с определенным охватом, с аудиторией, которую можно коммерциализировать, – рассказывала в интервью «Коммерсанту» в апреле 2014 года президент Европейской медиагруппы Екатерина Тихомирова. – Размер аудитории является основным фактором в рентабельности станции».

Литературная концепция

Чтобы запустить на частоте 105 FM в Москве еще одну радиостанцию, придется «передвинуть» уже существующую англоязычную Moscow FM (принадлежит столичному правительству) с 105,2 на 105,3 FM, следует из материалов Роскомнадзора. Эти затраты должен взять на себя победитель конкурса. Ему же придется взять на себя все согласования с ФСО и ФСБ, а также провести так называемые натурные испытания частоты. Сам размер единовременной платы за возможность начать вещания в столице определен в 31,08 млн руб. ($512 тыс. по курсу ЦБ на 27 февраля).

На конкурс выставлена «литературная концепция». То есть частота достанется тому, кто, по мнению Федеральной конкурсной комиссии при Роскомнадзоре (состоит из девяти человек, среди которых руководитель ведомства Александр Жаров, кинорежиссер Карен Шахназаров, художественный руководитель Московского государственного театра эстрады Геннадий Хазанов, вице-спикер Госдумы Сергей Желязняк), предложит лучший вариант литературного радио.

О том, что в России может появиться подобное литературное радио, советник президента по культуре Владимир Толстой заявил Интерфаксу в середине февраля. «Там будут короткие литературные формы», – пояснил тогда Толстой, уточнив, что «сейчас ведется поиск частот». Финансировать проект будут частные инвесторы, добавил советник президента.

То, что свободная FM-частота в Москве была найдена так быстро, свидетельствует о том, что решение принималось «на самом верху», отмечает руководитель одного из столичных холдингов. Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский пообещал РБК прокомментировать объявленный конкурс в понедельник.

«Солидные инвесторы»

В России уже есть проект, соответствующий заявленной «литературной концепции»: с ноября 2013 года в Волгограде на частоте 106,4 FM вещает «Радио Книга». Частота была выиграна на одном из конкурсов Роскомнадзора, сообщил РБК главный редактор радиостанции Егор Серов (ранее был, в частности, главным редактором «Детского радио» и генеральным продюсером «Радио Звезда»).

В эфире «Радио Книги», называющем себя «первым литературным радио», звучат как записи из архивов Гостелерадиофонда, так и современные аудиокниги. Продолжительность каждой программы не превышает 15 минут. Проект исключительно социальный, в эфире «Радио Книги» вообще нет рекламы, подчеркивает Серов.

«Радио Книга» непременно подаст заявку на объявленный конкурс, заверил РБК Серов. И хотя наверняка будут и другие претенденты, у «Радио Книги» как уже действующей станции есть перед ними конкурентное преимущество, утверждает он.

Управляет радиостанцией ООО «Дом музыки», учредителями которого, по данным СПАРК, являются ООО «Гости из будущего» (35%), ООО «Песняры» (35%) и некоммерческое партнерство «Фестиваль имени А.В. Володина «Пять вечеров» (30%). В свою очередь, за этими компаниями стоят Евгений Николаев, Игорь Пашутин, Александр Баранов, Олег Карпов, Владимир Оренов, Виктор Рыжаков, Марина Дмитревская.

Из них опрошенным собеседникам РБК на радиорынке известен лишь только Игорь Пашутин. Он является руководителем департамента развития сети «Мультимедиа Холдинг» Виталия Богданова («Наше радио», Best FM, («Радио Джаз», Rock FM). Связаться с Пашутиным не удалось.

У «Радио Книги» есть «солидные инвесторы», которые никак не связаны с учредителями ООО «Дом музыки», говорит Серов. Назвать этих инвесторов, готовых выделить на запуск станции в Москве «десятки миллионов рублей», главный редактор «Радио Книги» отказался.​

Просмотры: 2 618

Вот некоторые ругают православных, которые упорно рвутся в храмы, подвергая риску не только себя и свои семьи (это их дело), но своих знакомых, соседей — по дому, по общественному транспорту. А откуда православные черпают информацию о происходящем? Как и все мы — из СМИ и соцсетей, а еще из мессенджеров. Но СМИ у нас и у православных разные. Стоит ли объяснять, что имею в виду не всех православных христиан, а только тех, для кого в религиозной идентификации прилагательное важнее существительного.

Давайте для примера посмотрим, как освещал тему коронавируса православный радиоканал «Воскресение», входящий в медиахолдинг Екатеринбургской епархии. Помню, когда я там работала, то периодически пыталась представить, а как воспринимают наши передачи малообразованные слушатели из глубинки, условная «красноуфимская бабушка». И порой мне казалось, что эта условная бабушка должна сильно страдать от когнитивного диссонанса. Потому что гость одного ведущего мог прославлять Сталина, а гость другого — разоблачать неосталинизм; один священник в эфире мог проповедовать самодержавие, православие, народность, а другой — говорить о христианстве в духе, который принято называть либеральным. Да, вот такой плюрализм мнений, хотя, безусловно, с явным преобладанием обскурантизма.

Порой руководитель медиахолдинга, архимандрит Дмитрий (Байбаков), запрещал говорить в эфире на некоторые темы, которые, с его точки зрения, могли внести смущение в умы, ибо были спорными. Так одно время было запрещено касаться Ивана Грозного, а потом упоминать отца Александра Меня — дабы не раздражать поклонников одного и ненавистников другого.

Но целом на радио царил и продолжает царить плюрализм в неких, ограниченных красными флажками, рамках, причем не то чтобы это было сознательной позицией — а просто никакой внятной редакционной политики не существует, «кто в лес, кто по дрова». Каждый ведущий сам выбирает себе собеседников, ориентируясь на свой вкус и интуицию, и если порой их мнения оказываются диаметрально противоположными — что ж, это проблема слушателей, которым нужно либо отключить мозг, либо признать наличие в православной среде разных мнений, что, вообще говоря, довольно таки чревато для устойчивости обыденного мировоззрения.

Итак — тема коронавирусной пандемии на епархиальном радио.

Священник Александр Рыков в передаче «Да будет с вами любовь» призывает с пользой потратить время в самоизоляции — на чтение Священного Писания. В этом же эфире как нечто самоочевидное подается мысль о том, что мир после окончания пандемии прежним не будет.

«Ситуация действительно серьезная, — говорит руководитель миссионерского отдела епархии и обличитель врагов Церкви и Отечества иерей Даниил Рябинин 26 марта в передаче «Точка зрения». — Если мы пренебрегаем предписаниями, то завтра молитвенных собраний вообще не будет».

О батюшках, которых назвала ведущая и которые возмущаются антикарантинными мерами — «Максимов, Ткачев, Бабкин» — Рябинин высказался обобщенно: «батюшка бы лучше другими вещами занялся, видимо, у него не слишком получается», и призвал оказывать послушание Церкви и патриарху, «не умничать» и открыть «Известие учительное».

У той же ведущей прошел цикл бесед с священниками МП из других стран, которые рассказывали, как они служат в условиях локдауна.

Пламенный иеромонах Макарий (Маркиш) возблагодарил Бога за возможность совершать службу в самоизоляции — он видит огромную пользу от такого режима для молитвенного состояния.

Ведущая в передаче «Точка зрения» напоминает о режиме самоизоляции и необходимости носить маски.

Однако благостная картина послушания священноначалию, которое в кои-то веки частично совпало со следованием здравому смыслу, нарушается внезапной проповедью ковид-диссидентства в одной из передач цикла «Беседы о вечном». В конце мая военный священник иерей Владимир Первушин и ведущая Евгения Боярских обсудили информационные войны, любимую тему православных либералофобов.

Священник пугает некими загадочными неназываемыми противниками, которые «ходят вокруг нас как рыкающий лев, ища как бы нас поглотить», и возможностью войны.

«Уже 20-й год, а ничего не происходит… затишье… пора бы чему-то случиться… (..) Мы всегда видим, что накануне войны в одной стране за океаном экономический кризис. (..) Я не политолог, конечно, но корреляция налицо — все к тому идет, что опять что-то будет происходить. И опять будет Россия во всем виновата».

Страна, которая начнет войну, почему-то тоже не называется, хотя намек на Америку весьма прозрачен. Чего бы, казалось, бояться, почему не назвать врагов прямо? Но нет, риторика подобных передач —загадочность, невнятность изложения, допускающая самые широкие толкования. Призванная нагнать на слушателей страху и вызвать желание теснее прижаться к духовенству, такому умному, знающему и понимающему все опасные процессы, происходящие в страшном внешнем мире.

Даже коронавирус договорились не называть вслух, «набил оскомину». Ведущая возмущается, что люди боятся этой «якобы заразы». Восхищается некой «активной частью нашего русского народа, которые активно выступают и разъясняют эту ситуацию в соцсетях» и которых не допускают в СМИ.

И что же они разъясняют, эти загадочные люди? Опять какую-то невнятицу: «люди будьте бдительны, сейчас вас напугали до смерти, а потом вам будут давать бонусы, вот эти выплаты десятитысячные… будет происходить ситуация такая, что жизнь будет восстанавливаться… и как только народ успокоится — вот здесь и рванет. Потерявший бдительность народ — его уже можно брать голыми руками».

Наконец, что-то проясняется. В качестве примера патриотической активной части русского народа ведущая называет Сергея Алиева, православного активиста, почитателя запрещенного в служении неистового схиигумена Сергия (Романова). Алиев заслужил восхищение тем, что «не побоялся по всему городу — написал вот эти плакаты, выпустил за свои деньги — некоторые рвут эти плакаты, потому что стыдно смотреть правде в глаза». Откуда условной красноуфимской бабушке знать, что за плакаты расклеил по городу православный активист Алиев (см. иллюстрацию)? Опять туман, опять — «мы-то с вами знаем».

Еще упоминаются стихи неких ветеранов тыла, которые, судя по намекам ведущей, выразили возмущение отменой широкого празднования Дня Победы. Возможно, ветераны вдохновились художеством Алиева, ведущая постеснялась, а мы процитируем: «22 июня 1941 года! Наши деды вышли из домов бесстрашно на смерть ради внуков! 9 мая 2020 года — ДЕНЬ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ! Внуки сидят по домам, опасаясь «коровьего вируса» и переживая за свои жизни». То есть опять призыв наплевать на опасность и толпами ходить по улицам, заражая друг друга, в том числе и ветеранов тыла, находящихся в группе риска.

Священник осторожничает и только поддакивает собеседнице. Он предпочитает увести разговор в сторону от коронавируса, и с удовольствием рассуждает о темных силах, поднявшихся год назад против строительства храма в сквере у драмтеатра.

Однако ведущая упорно возвращается к болезненной теме самоизоляции, коронавирус именует «так называемым заболеванием» и возмущается, что его «все дико боятся, все начинают ходить в масках — и происходит это все в Великий пост!» Завершается разговор о ковиде сетованием, что народ не хочет верить мудрым православным активистам, «они (народ) хотят бояться, ведь нам же так говорят СМИ — что вот-вот-вот то, вот здесь так, а так, и не дай Бог там — ты ко мне не приезжай, ты подальше от меня держись, лучше там в полутора метрах. Но слава Богу, — радуется журналистка, — я обратила внимание, что люди уже очень многие маски снимают».

На этой позитивной ноте — священник спорить не стал, видимо, радуется отсутствию масок вместе с ведущей, — передача подошла к концу.

А на завтра в другой передаче слушателям напомнят о важности масочного режима и серьезности опасности. И как мозгам не закипеть? А мы потом будем удивляться отсутствию логики и здравого смысла у простых верующих. Хотя что говорить о верующих, у обычных граждан мозги зависают, когда их с одной стороны пугают штрафами за выход в «наружу» без респиратора и перчаток и устанавливают слежку за гражданами ради их же блага, с другой — какой-нибудь доктор Мясников вещает по федеральному каналу, что все «пустяки, дело житейское», не страшнее гриппа, мол, и вообще вирус «выдохся». Если идеологическую шизофрению провоцирует государство, то почему будет отставать РПЦ, верная его служанка партнерша и защитница соратница?..

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)

Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *