Вопрос: Я всегда слышал, что евреи 400 лет находились в рабстве у египтян, а на вашем сайте впервые узнал, что евреи находились в плену 210 лет. Насколько эта информация достоверна?

Ответ: Давайте обратимся к самому достоверному источнику — Торе!

Действительно, обещано было Аврааму, что его потомки выйдут на свободу и обретут право на Святую Землю через 400 лет мучений и порабощения. Но при описании выхода из Египта появляется другое число. Нам сообщают, что евреи вышли на свободу по окончании 430 лет! Уже это требует более детального анализа. А если мы обратим внимание на родословную Моше, то увидим, что его дед Кеат был среди тех, кто пришел в Египет. Уже 130 летний возраст Якова вызывает удивление, а мы должны предположить какого-то сверхдолгожителя в отце или деде Моше! Тем более, что возраст предков Моше нам указан с точностью: Кеат жил 133 года, Амрам — 137, а Моше был восьмидесятилетним на момент выхода из Египта. Как ни складывай, до 400 не дотягивает.

Поэтому вывод, предлагаемый еврейскими мудрецам — среди них великий комментатор Торы, рабби Шломо Ицхаки (Раши), — лучше всего согласуется с текстом Торы. А именно: 430 лет прошло после обещания Всевышнего, полученного Авраамом, до его исполнения, из них 400 лет — от времени рождения Ицхака (то есть, от появления у Авраама потомков, чья судьба предсказывается в этом пророчестве) — прошли для потомства Авраама в бедах и скитаниях, которые завершились тяжелым порабощением в Египте. Среди всех лет скитаний 210 пришлось на пребывание в Египте.

«Баку» (раб, собственность владельца, в отличие от крепостного-хемуу). Низший слой населения в Древнем Египте. Изначально рабы были пленниками, захваченными египтянами во время военных походов. Предположительно, рабами в египетских хозяйствах были и потомки тех древнейших жителей долины Нила, чьи земли захватывались более решительными переселенцами.

Рабы-«баку» принадлежали своему хозяину, как вещь. Их дети тоже становились рабами, которых хозяин мог свободно продать. Большинство работ в государстве производили царские хемуу, а вот рабы для этого не привлекались, а зачастую использовались как неквалифицированные рабочие, либо в качестве прислуги, что мы и видим на фресках в гробницах знатных египтян.

В эпоху Древнего царства рабский труд использовался мало, но уже во времена Нового царства, благодаря успешным войнами, рабский труд распространился повсеместно. И даже скромного положения человек мог позволить себе иметь рабов.

Иногда отношение к рабам было гораздо гуманнее, чем в экономически более развитых древних обществах, что объясняется сохранением патриархального рабства (раб зачастую принадлежал именно общине), предусматривавшего интеграцию раба в общину.

Начиная с конца эпохи Древнего царства, в рабство начинают попадать и сами египтяне. К сожалению, невозможно установить, каким именно образом происходило порабощение египтян своими же согражданами. Скорее всего, широко распространенное во всем Древнем Мире рабство за долги в Египте вряд ли было возможно, с учетом особенностей натурального хозяйства «пер джет», где сколько-нибудь серьезный обмен товарами, как хозяйственный механизм, долгое время можно сказать отсутствовал. Официально порабощение сограждан также не поощрялось.

Нубийские рабы на египетском невольничьем рынке. XVIII династия. Хранится в Археологическом музее Болоньи, Италия.

Фигурка раба из гробницы периода Старого царства. Хранится в Музее изобразительных искусств, Будапешт, Венгрия.

ЕГИ́ПЕТ (на иврите מִצְרַיִם, Мицраим). Страна, с которой связана история формирования еврейского народа, упоминается в Библии больше, чем какая-либо другая территория, кроме различных названий Эрец-Исраэль.

Патриарх Авраам пробыл некоторое время в Египте, его правнук Иосиф был продан в рабство в Египет и стал могущественным царедворцем при дворе фараона. Отец Иосифа Иаков со всеми своими сыновьями, родоначальниками 12 колен Израилевых, поселился в Египте, в районе Гошен, где впоследствии израильские племена были порабощены египтянами. Избавление от египетского рабства и чудесный исход из Египта под предводительством Моисея — краеугольный камень еврейской истории и еврейской религии. В еврейской традиции Древний Египет — это «дом рабства», символ угнетения и пример языческих нравов и идолопоклонства, прямо противоположных иудаистическому монотеизму (см. также Иудаизм).

Свидетельства о проникновении Египта в Западную Азию относятся к периоду возникновения Древнего царства (около пяти тысяч лет тому назад). Это проникновение осуществлялось через северный Негев и Заиорданье; раскопки в Тель-Араде (неподалеку от Беер-Шевы) указывают на наличие в этот период тесных торговых связей с Египтом. Эпоха мирных торговых отношений между Ханааном и Египтом, изредка прерываемая египетскими военными кампаниями против ханаанских земель, продолжалась вплоть до падения Среднего царства (1780 г. до н. э.). Последовавший за этим длительный период господства над Египтом азиатских завоевателей гиксосов заставил фараонов XVIII династии заново оценить стратегические интересы Египта в Западной Азии, так как история показала, что пустынные области к востоку от Нила не могут более рассматриваться как надежная защита против военной угрозы. Начавшаяся вследствие этого военная экспансия Египта на восток и север Западной Азии привела к конфликту с хурритским царством Митанни (см. Хурриты) и превратила Ханаан и Южную Сирию в арену длительной военной борьбы между обоими царствами. Военные действия имели характер отдельных кампаний, и в Ханаане фактически не было постоянного военного присутствия Египта: военно-политический контроль над Ханааном осуществлялся через местных правителей, подчиненных египетским посланникам и губернаторам.

В этот период устанавливаются широкие торговые и культурные связи между Египтом и Ханааном; в Ханаане получают распространение египетские культы, в то же время некоторые ханаанские культы (Решефа, Ваала — см. Ваала культ) проникают в Египет. Поражение Египта в войне с хеттами и гражданская война в самом Египте привели к временной независимости Ханаана, однако очень скоро военный контроль был восстановлен, на этот раз — в форме военной оккупации: сильные гарнизоны были размещены в Газе, Яффе, Бет-Шеане, Мегиддо и других городах. Сражение с хеттами армии фараона XIX династии Рамсеса II при Кадете на Оронте (примерно в 1298 г. до н. э.) определило северную границу египетской сферы влияния в Азии; эта сфера включала Ханаан и Южную Сирию. Надпись Мернептаха, преемника Рамсеса II, впервые упоминает имя «Израиль» и указывает на Ханаан как на местопребывание этого народа; эта надпись свидетельствует о том, что к тому времени библейский исход уже произошел (по-видимому, в царствование Рамсеса II). Борьба фараонов XIX и XX династий против вторжения так называемых «морских народов», разрушивших хеттское царство в Малой Азии и вторгшихся в Ханаан через Южную Сирию, закончилась, несмотря на временные военные успехи Египта, потерей Ханаана, подпавшего под власть одной из групп завоевателей — филистимлян (в 1150 г. до н. э.). В период XIX-XX династий усиливается влияние западноазиатских областей на культурную и экономическую жизнь Египта: носители семитских имен занимают влиятельное положение в египетском обществе; в египетском искусстве этого периода часты азиатские темы.

Потеря Египтом территорий в Западной Азии не означала прекращения египетского культурного влияния в этом районе; однако политическое присутствие Египта в Эрец-Исраэль обнаруживается вновь лишь после возникновения у израильтян царской власти. Во времена Соломона (10 в. до н. э.) египетский фараон овладел Филистией. Выдав за Соломона свою дочь, фараон (Сиамон?) дал за ней в качестве приданого недавно захваченный им у филистимлян Гезер. Установившиеся между Египтом и Израильским царством дружественные отношения прекратились, когда на египетский престол взошел новый фараон Шешонк I, враждебно настроенный по отношению к своему предшественнику. Шешонк предоставил убежище претендовавшему на израильский престол Иоров‘аму, однако, когда после смерти Соломона его царство раскололось на два государства (Иудейское и Израильское царства) и Иоров‘ам воцарился в Израильском царстве, Шешонк предпринял опустошительный поход как против Иудеи, так и против Израиля.

С середины 8 в. до н. э. Ассирия распространяет свою власть на Израиль, Иудею и Филистию. Стремясь подорвать могущество ассирийской державы, Египет подстрекает подвластных Ассирии правителей к восстаниям, оказывая им военную поддержку в их борьбе. Поднятое израильским царем Иошияху в расчете на помощь Египта (II Ц. 17:4) антиассирийское восстание окончилось неудачей: прибывшие на помощь египетские войска потерпели поражение, а само Израильское царство было уничтожено ассирийцами (722 г. до н. э.). После падения Израильского царства борьба между Египтом и Ассирийской империей продолжалась и еще более усилилась с приходом к власти в Египте XXV Нубийской династии, фараоны которой поддерживали правителей филистимских городов и иудейского царя Хизкияху в войнах с Ассирией. В 672 г. ассирийский царь Эсархаддон покорил Египет и установил там марионеточное правление, конец которому был положен Псамметихом I (примерно 664–610 гг. до н. э.), основателем XXVI династии. Псамметих I значительно укрепил военную мощь Египта, широко привлекая греческих и еврейских наемных воинов. В его царствование или в царствование его преемника Псамметиха II (приблизительно 595–589 гг. до н. э.) было основано знаменитое военное поселение еврейских наемников в Элефантине, призванное обеспечить защиту южных границ Египта.

После того, как Ассирийское царство пало в борьбе с Нововавилонским царством (612 г. до н. э.), Египет предпринимает ряд попыток восстановить свою былую гегемонию в Западной Азии. Сын Псамметиха I Нехо II овладел Эрец-Исраэль и южной Сирией и в битве при Мегиддо нанес поражение царю Иудеи Иошияху. С 609 г. по 605 г. до н. э. территория Эрец-Исраэль находилась под контролем Египта. Однако и после победы Навуходоносора над Египтом в 605 г. до н. э. Египет продолжал оказывать значительное политическое влияние на Иудею и Финикию, поддерживая — прямо или косвенно — антивавилонские восстания. Последний царь Иудеи Цидкияху восстал против Вавилонии в надежде на обещанную фараоном Априсом (библейский Хофра) поддержку Египта. Однако египетская помощь оказалась неэффективной, и в 586 г. до н. э. Иерусалим пал. Большая часть населения города была угнана в Вавилонию, однако некоторым, в том числе пророку Иеремии, удалось найти убежище в Египте.

В 525 г. до н. э. Египет был завоеван персидским царем Камбизом и входил в состав Персидского царства вплоть до 332 г. до н. э., когда он был завоеван Александром Македонским. Распад империи Александра после его смерти привел к возникновению ряда эллинистических монархий. Одной из них был Египет Птолемеев, в состав которого входила и территория Эрец-Исраэль (с 301 г. по 200 г. до н. э.). После образования Египта Птолемеев началась массовая иммиграция евреев в Египет: Птолемеи привлекали евреев в страну, предоставляя им благоприятные условия для занятий ремеслом, сельским хозяйством и торговлей и принимая их на государственную службу. Птолемей I Сотер (323–283 гг. до н. э.) поселил в Египте евреев, взятых им в плен во время войны в Передней Азии; эти евреи несли платную военную службу, помогая держать в повиновении коренное население страны. С отступлением Птолемея I из Передней Азии многие евреи Эрец-Исраэль, привлекаемые господствовавшей в Египте атмосферой культурной терпимости, последовали за ним в Египет.

О роли евреев в экономике эллинистического Египта свидетельствуют Зенона папирусы, архив высокопоставленного египетского чиновника, посетившего также Эрец-Исраэль. В царствование Птолемея VI Филометора (181–145 гг. до н. э.) евреям была предоставлена земля для строительства храма в Леонтополисе (см. Ониаса храм). Основными занятиями евреев были военная и полицейская служба, сбор налогов, служба в административном и финансовом аппарате. Начиная со 2 в. до н. э. происходит быстрая эллинизация еврейского населения Египта: еврейские документы начинают писаться по-гречески (а не по-арамейски, как прежде). Пятикнижие было переведено на греческий язык в Александрии и читалось в синагогах в греческом переводе (см. Септуагинта). В отличие от греков евреи не обладали «политеей» (полноправным гражданством) и пользовались лишь правом соблюдения законов своих предков. Во главе еврейской общины стоял этнарх. Отношения между греками и евреями, вначале хорошие, к концу периода Птолемеев начали постепенно ухудшаться, так как в борьбе греков за укрепление автономии полиса против абсолютистских тенденций монархов евреи приняли сторону последних. Именно в Египте (в 3 в. до н. э.) появился первый в истории антисемитский документ — сочинение эллинизированного египетского жреца Манефона (см. Антисемитизм).

В период царства Хасмонеев связи Иудеи с Египтом продолжались. Так, иудейский царь Александр Яннай вступил в союз с царицей Египта Клеопатрой III (умерла в 101 г. до н. э.), а Антипатр II привел в Египет войска из Иудеи на помощь Цезарю, а также организовал активное содействие Цезарю со стороны еврейских общин Египта. Во времена правления Ирода царица Египта Клеопатра VII (69–30 гг. до н. э.) неоднократно пыталась отторгнуть от Иудеи ее южные области и присоединить их к Египту.

Переход Египта под власть Рима ознаменовался резкими переменами в социальном и экономическом укладе страны. Роспуск армии Птолемеев и изменение системы взимания налогов означали потерю источника доходов для евреев, занятых на военной службе и в сборе налогов. Новая администрация стремилась опираться на греческое население Египта, что привело к дальнейшему ухудшению отношений между греками и евреями. Население Египта было разделено римлянами на три класса, различавшихся не только статусом, но и размерами налогов; по этому делению египетские евреи, вместе с коренным населением страны, были отнесены к низшему классу, что явилось ударом по их престижу и положению в стране. В 38 г. н. э., в царствование прогречески настроенного римского императора Калигулы, александрийские греки осквернили синагоги и установили в них статуи императора; евреи Александрии были заперты в еврейские кварталы, их дома разграблены. К императору была направлена делегация евреев Александрии, однако Калигула с презрением отверг жалобы делегатов. После убийства Калигулы в 41 г. александрийские евреи отомстили подстрекательством к избиению греков. Новый император Клавдий издал эдикт, которым восстановил существовавший до александрийского погрома статус-кво. В этот период в Египте был написан целый ряд антиеврейских сочинений, в частности сочинения Апиона (см. Иосиф Флавий).

После разрушения Иерусалимского храма в 70 г. н. э. положение евреев в Египте ухудшилось еще больше: в 73 г. был закрыт храм в Леонтополисе и введен fiscus judaicus (еврейский налог). В 115 г. вспыхнуло восстание евреев Египта, Кирены и Кипра. Подавление восстания в 117 г. привело к фактическому уничтожению египетского еврейства, которое в этот период составляло около девятой части всего населения страны. Присутствие евреев в Египте в последующие столетия незначительно, особенно в сравнении с предшествующим периодом. Распространившееся в Египте христианство, центр которого находился в Александрии, унаследовало традиционный антисемитизм греческого населения города. В 415 г. александрийский патриарх Кирилл изгнал из Александрии проживавших там евреев, изгнание сопровождалось погромом.

В 640 г. Египет был завоеван арабами. Евреи Египта, как и всех мусульманских стран, получают статус зимми. В первые века мусульманского владычества происходит некоторое увеличение еврейского населения Египта, в частности за счет переселенцев из Ирака и Сирии. Эти переселенцы образуют собственные общины со своими синагогами и судами (см. Бет-дин) и поддерживают тесные связи с вавилонскими и палестинскими академиями (см. Иешива). О высоком уровне еврейского образования в Египте в этот период свидетельствует тот факт, что Са‘адия Гаон получил глубокое и разностороннее образование именно в Египте. В 969 г. Египет был завоеван Фатимидами и стал центром обширного государства, включавшего почти всю Северную Африку, Сирию и Палестину. Период владычества династии Фатимидов отмечен экономическим расцветом и высокой степенью терпимости к немусульманским религиозным общинам; исключение представляет правление Ал-Хакима (996–1020), ознаменовавшееся преследованиями религиозных меньшинств. В начале правления Фатимидов была учреждена должность нагида — официального главы еврейской общины, и первый нагид Палтиэль пользовался большим влиянием при дворе. В Египет переселяются многие евреи из Ирака, Сирии и Эрец-Исраэль; на основании свидетельств путешественников и других данных, число евреев в Египте составляло в этот период 12–20 тыс. человек. Духовным центром египетского еврейства становится основанная в 10 в. иешива в Фостате (Каир). Еврейство Египта оказывает поддержку еврейскому населению Эрец-Исраэль. Под властью Фатимидов Египет становится узловым пунктом связи между еврейскими общинами Испании, стран Северной и Западной Африки, Эрец-Исраэль и Вавилонии, где действовали гаоны. В эту же эпоху Египет является одним из центров караимства (см. Караимы). Одним из самых влиятельных сановников первых халифов из династии Фатимидов был перешедший в ислам еврей Якуб Ибн Килис (930–991).

Переход власти от Фатимидов к новой династии Айюбидов (1171–1250) не привел к существенным изменениям в положении евреев Египта: они продолжали пользоваться терпимостью со стороны властей и сохранять свою культурную активность. В этот период в Египте поселились многие еврейские ученые из христианских стран. Маймонид, духовный руководитель всего сефардского еврейства (см. Сефарды), большую часть своей жизни провел в Фостате, где занимал пост главного врача халифа и был главой еврейской общины Египта. Значительное число письменных памятников этой эпохи сохранилось в Каирской генизе.

Положение евреев резко изменилось к худшему с приходом к власти в Египте мамлюков в середине 13 в. Мамлюки строго следили за выполнением дискриминационных законов, касающихся зимми (в то время как Фатимиды и Айюбиды не настаивали на тщательном соблюдении этих законов), а также ввели ряд новых ограничений. Хотя основной целью мамлюкских правителей было ограничение в правах и дискриминация христиан-коптов, наиболее крупной немусульманской общины Египта, действие этих законов распространялось и на египетских евреев. Были закрыты церкви и синагоги; христианам было предписано покрывать головной убор голубой тканью, евреям — желтой, самаритянам — красной; к середине 14 в. участились случаи нападения на немусульман на улицах Каира. Учреждение государственных торговых монополий резко ухудшило экономическое положение Египта в целом и евреев в частности. В этот период в Египте жили и действовали известные комментаторы Библии Танхум ха-Иерушалми (1220?–1291) и его сын Иосеф (родился в 1262 г.), бывший также выдающимся поэтом. В конце 15 в. в Египте насчитывалось около пяти тысяч евреев; прибывшие вскоре изгнанники из Испании увеличили еврейское население страны. Среди них были выдающиеся ученые-раввины Шмуэль бен Сид (родился, по-видимому, в 1530 г.), Я‘аков Берав, Шмуэль ха-Леви Хаким (1480?–1547?), Давид бен Шломо Ибн Аби Зимра, которые внесли значительный вклад в духовную жизнь египетского еврейства.

В 1517 г. Египет был завоеван турками, религиозная терпимость которых открыла перед евреями широкие экономические возможности и позволила им занять ключевые позиции в финансовой администрации Египта. Однако расцвет еврейской общины Египта был сравнительно кратковременным, и уже к концу 16 в. стал обнаруживаться экономический и политический упадок. В 1560 г. турецкие власти упразднили должность нагида, и главой еврейской общины Египта с этого времени считался еврей-казначей при турецком губернаторе Египта; ему был присвоен турецкий титул челеби (`благородный`). Эта должность была упразднена в конце 17 в. По мере того, как турецкая власть становилась все более деспотической, челеби все чаще становились ее жертвами, подвергаясь заточению и казням. От участи челеби нередко зависела судьба всего еврейского населения страны, делившегося в турецкий период на три общины, между которыми зачастую существовала неприязнь, временами переходившая в открытую вражду, — муста‘араби (`арабоязычные` — коренное еврейство Египта), сефарды (испанские изгнанники и их потомки) и муграби (переселенцы из Магриба).

Мессианские движения находили живой отклик среди евреев Египта. Давид Реувени, по-видимому, некоторое время жил в Египте, Саббатай Цви дважды посетил Египет. Один из челеби, Рефаэль бен Иосеф Хин (назначен на пост в 1661 г.), был горячим приверженцем Саббатая. Саббатианская секта существовала в Египте продолжительное время после крушения этого движения. В 1703 г. в Египте поселился один из виднейших вождей саббатианской секты Михаэль Аврахам Кардозо.

В 1768 г., когда Турция была занята войной с Россией, губернатор Каира Али Бей провозгласил себя независимым правителем Египта. Али Бей пытался распространить свою власть также на Палестину, Сирию и Аравийский полуостров и, чтобы покрыть военные расходы, наложил на евреев тяжелые денежные поборы.

Реформы Мухаммада-‘Али и открытие Суэцкого канала (1869) принесли процветание экономике Египта. Следствием этого было увеличение еврейского населения страны, в первую очередь, за счет притока евреев из Европы. Согласно переписи 1897 г., в Египте жили двадцати пять тысяч евреев. В конце 19 в. в крупнейших городах Египта были созданы сионистские организации; значительное число евреев, изгнанных из Эрец-Исраэль турками в период Первой мировой войны, прибыло в Египет, в результате чего усилились связи между египетским еврейством и национальным движением в Эрец-Исраэль. Между двумя мировыми войнами в Египте издавалось множество еврейских периодических изданий на разных языках (на арабском — «Ал-хакика», «Аш-шамс», на ладино (см. Еврейско-испанский язык) — «Мицраим», на французском — «Орор», «Израэль», «Трибюн жюив»). Часть этих изданий имела сионистское направление. Продолжался численный рост еврейской общины, повышались ее культурный уровень и социальная активность. Многие египетские евреи были связаны с египетским национальным движением. Во время Второй мировой войны Египет оставался нейтральным, хотя фактически служил оперативной базой британских сил на Ближнем Востоке; лишь за два месяца до окончания войны Египет вступил в войну на стороне союзников. Приближение в 1942 г. армии Роммеля усилило прогерманские и антибританские настроения в стране, что вызвало опасения за судьбу египетского еврейства.

Находившиеся в Египте еврейские палестинские формирования, входившие в британскую армию (см. Еврейская бригада), еще больше укрепили связи египетского еврейства с еврейским ишувом в Эрец-Исраэль.

По данным переписи 1947 г., в Египте жили 65 тыс. евреев (64% в Каире, 32% в Александрии); египетское еврейство было наиболее урбанизированным среди еврейских общин Азии и Африки. 59% евреев были заняты в торговле, 18% — в промышленности, 11% были служащими. В ноябре 1945 г. организованные движением Молодой Египет беспорядки вылились в нападения на еврейский квартал Каира; синагога и еврейская больница были сожжены и многие евреи ранены или убиты. Этот погром был первым актом подобного рода в новой истории Египта. В 1947 г. был принят закон, требующий, чтобы 75% служащих компаний были египетскими гражданами. Этот закон ударил прежде всего по евреям Египта, так как лишь 20% из них были египетскими гражданами: остальные, зачастую уроженцы Египта, семьи которых жили в стране много поколений, имели иностранное подданство или были лицами без гражданства.

С возникновением Государства Израиль Египет становится во главе антиизраильской военной коалиции арабских стран; в стране начинается открытое преследование евреев. 15 мая 1948 г. с вступлением Египта в войну против Израиля в стране объявляется чрезвычайное положение и издается королевский декрет, запрещающий покидать страну без особого разрешения. Эта мера была направлена против евреев. Сотни евреев были арестованы, еврейская собственность конфисковывалась. В июне — августе около 250 евреев были убиты взрывами бомб, подложенных в еврейских кварталах. Начиная с июля 1949 г. положение евреев несколько улучшается: часть арестованных была освобождена, остатки конфискованной собственности частично возвращены владельцам, в отдельных случаях евреям разрешалось покидать страну. Однако евреев обязали жертвовать крупные денежные суммы в солдатский фонд, а руководители общины были принуждены выступить с публичным заявлением против Израиля. Во время антианглийских беспорядков 26 января 1952 г. («Черное воскресенье») еврейской собственности был нанесен ущерб, оцениваемый в 25 млн долларов. К 1950 г. около 25 тыс. евреев покинули Египет (14 тыс. из них репатриировалось в Израиль).

Вскоре после свержения монархии (25 июля 1952 г.) к власти в Египте пришел Г. А. Насер (февраль 1954 г.), и положение евреев резко ухудшилось. Евреи подвергались арестам, многие из них были осуждены по обвинению в сионистской или коммунистической деятельности. Положение обострилось в результате провала израильской агентурной сети в Египте, двое из 13 членов организации умерли во время следствия, двое (М. Мазрук и Ш. Азар) были казнены, остальные — приговорены к разным срокам заключения. Над еврейскими предприятиями был установлен строжайший контроль, часть из них была конфискована или принудительно выкуплена государством. Синайская кампания 1956 г. привела к новым арестам; около трех тысяч евреев были интернированы без предъявления обвинения, тысячи получили предписание немедленно покинуть страну, причем им было запрещено продавать или брать с собой свое имущество. К 1967 г. в Египте оставалось около трех тысяч евреев.

С началом Шестидневной войны снова были арестованы сотни евреев; благодаря вмешательству иностранных государств, особенно Испании, некоторые из них были освобождены и получили разрешение покинуть Египет, другие оставались в заключении до июля 1970 г. В 1970 г. около тысячи евреев, все еще остававшихся в Египте, получили разрешение покинуть страну, но без имущества; после этого разрешения лишь около четырехсот евреев предпочли остаться в Египте. В 2000 г. еврейское население Египта составляло около ста человек. Евреи живут в двух городах: Каире и Александрии. В еврейскую общину входят также пятнадцать караимов. Все члены общины очень пожилые люди. Функционирует одна синагога в Каире.

В 1977 г. египетский президент А. Садат прибыл в Иерусалим с мирной инициативой, что открыло новую страницу в истории отношений между Израилем и арабским миром. Осенью 1978 г., после длительных переговоров между Египтом и Израилем, был подписан мирный договор, и Египет стал первым арабским государством, признавшим Израиль и установившим с ним дипломатические отношения. Израильское посольство в Каире было открыто в феврале 1980 г., египетское в Тель-Авиве — в марте того же года. В первое время после заключения мирного договора Израиль и Египет подписали около 50 соглашений в экономической, культурной сферах и в других областях, укрепляющих отношения между двумя странами.

Но в 1980-х гг. в отношениях между Израилем и Египтом началось охлаждение. На этот процесс повлияли разные причины: убийство 6 октября 1981 г. президента Египта А. Садата и приход к власти президента Х. Мубарака, который стремился восстановить отношения Египта с арабскими странами и относился к Израилю с большой осторожностью; Ливанская война; арабские беспорядки (интифада) на контролируемых Израилем территориях, вспыхнувшие в декабре 1987 г. в секторе Газы и быстро распространившиеся на всю Иудею и Самарию. В 1982 г., вскоре после начала Ливанской войны, Египет отозвал своего посла из Израиля. В египетских газетах велась антиизраильская и антисемитская пропаганда, которой официальные власти никак не препятствовали. В такой обстановке в 1984 г. в Каире было совершено покушение на сотрудника посольства Израиля, а в 1985 г. был убит сотрудник посольства А. Атракчи. 5 октября 1985 г. были убиты семь израильских туристов в Рас-Бурке (Синай), причем пятеро из них умерли от ран, в основном из-за того, что египетские солдаты не давали возможности оказать им медицинскую помощь. Убийство совершили египетские военнослужащие.

Отношение между двумя странами несколько улучшились после подписания мирного договора между Израилем и ООП 13 сентября 1993 г. Развивались торговые связи, возросло число израильских туристов, посещавших Египет. Так, в 1999 г. Египет посетили 415 тыс. израильских туристов. Но отношения вновь резко ухудшились после начала «интифады ал-Акса» в конце сентября 2000 г. (см. Палестинская автономия). Египет отозвал в ноябре 2000 г. посла в Израиле М. Бассьюни и не прислал нового полномочного представителя.

В 2000 г. израильский экспорт в Египет составлял 58 млн долларов, импорт из Египта — 20,7 млн долларов. В 2001 г. израильский экспорт сократился до 47,1 млн долларов, египетский импорт сократился незначительно, до 20 млн долларов. Египет играет большую роль в попытках положить конец вооруженным столкновениям между Израилем и палестинцами, но занимает последовательную пропалестинскую позицию. Отношения между двумя странами были омрачены заключением в египетской тюрьме А. Аззама, израильского гражданина, друза (см. Государство Израиль. Население. Национальные меньшинства), арестованного в 1996 г. и приговоренного в 1997 г. к 15-летнему заключению по сфабрикованному обвинению в шпионаже (освобожден в 2004 г.). С начала 2000 г. в египетских средствах массовой информации усиливается антисемитская кампания. Публикуются книги и статьи, доказывающие справедливость кровавых наветов, в многочисленных публикациях отрицается Катастрофа. А. Шарона изображают в виде сатаны. Израильские спецслужбы обвиняются в организации террористического акта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. В 2002 г. был показан египетский телесериал «Всадник без лошади», созданный на основании «Протоколов сионских мудрецов» и пользовавшийся большой популярностью в арабском мире.

Об истории египетско-израильских отношений см. также Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк; Государство Израиль. Внешняя политика; Война за независимость; Синайская кампания; Шестидневная война; Война Судного дня; Арабская лига; Палестинская автономия.

Из кого сформировался еврейский народ и какова была продолжительность египетского рабства евреев?

Читая Священные Писания и знакомясь с их многочисленными толкованиями, полученными от древних и современных мыслителей, обнаруживается множество различных, иногда противоречащих друг другу трактовок одних и тех же библейских событий.

Поэтому приходится признать, что многое еще, к сожалению, совершенно не открылось исследователям Слова Божьего.

Сколько длилось египетское рабство?

Например, известно, что сегодня даже нет единого мнения по вопросу: «сколько времени обитали сыны Израиля в Египте?».

Христиане в своём большинстве, приняв за факт 430-летний период Египетского рабства, строят на нем некоторые свои дальнейшие рассуждения и утверждения. Но при таком понимании Библейской истории возникает множество противоречий с другими текстами Священного Писания. А разумных объяснений этих противоречий, к сожалению, нет *1.

Поэтому приходится теорию пребывания потомков Иакова в Египте в течение 430 лет подвергнуть сомнению.

В современном иудаизме, в основном, принята другая точка зрения – евреи находились в Египте 210 лет.

Главным камнем преткновения для тех и других в рассматриваемом вопросе является размножение избранного Богом народа за 210 лет из 70 душ, «произошедших из чресл Иакова» (Быт.46:26-27), до 600 тысяч годных к войне мужчин вышедших из Египта (Исх.12:37-38).

Христианские экзегеты считают такое размножение за 210 лет невозможным, а раввины объясняют факт размножения за 210 лет, например, так:

«Рожали жены часто, и по шесть детей сразу. И в этом было чудесное вмешательство Всевышнего».

Ясно, что такая аргументация обеих точек зрения чрезвычайно уязвима для критики и неприемлема ни для понимания сути проблемы, ни для устранения разномыслия.

Как же мог сформироваться за 210 лет такой мощный, для того времени, народ и из кого он состоял?

Первое на что здесь необходимо обратить внимание:

  • Есть тексты, говорящие о количестве душ «произошедших из чресл Иакова» и пришедших в Египет.
  • Есть тексты, сообщающие нам о весьма большом размножении сынов Израилевых в Египте.
  • И есть тексты, свидетельствующие нам о том, что при выходе сынов Израилевых из из Раамсеса в Сокхоф среди них было «до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей».
  • При этом нигде не говорится о том, что все 600 тысяч мужчин являлись прямыми потомками Иакова.

По моему мнению, что мы рассмотрим ниже, сыны Израилевы – это некая общность разноплеменных людей, которые, в силу различных причин, объединились вокруг стержня общности — потомков Иакова, носителей Божьих обетований.

Из кого сформировался еврейский народ? Египетское рабство было 430 или 210 лет?

Из кого сформировался еврейский народ?

По поводу того, как образовалась общность людей называемая сынами Израилевыми и из кого состояла, есть несколько соображений, которые мне и хотелось бы обсудить:

1. Известно, что патриархи были люди далеко не бедные. Начиная с Авраама (например, согласно Быт.14.14 Авраам имел, только рожденных в доме его, 318 рабов способных держать оружие) их богатство и, соответственно, людские ресурсы необходимые для поддержания этого богатства, неуклонно возрастали.

А Иаков, даже еще не получив наследства отца, возвращался от Лавана «весьма, весьма богатый» — с рабами и рабынями (Быт.30:43 и Быт.32:5).

Естественно, что, уходя к сыну в Египет, Иаков забрал все свое имущество и всех своих рабов с собой.

Так согласно Быт.17.10-14 все мужчины в доме, включая рабов, должны были быть обрезаны и, соответственно, являться сонаследниками завета Божьего с народом своим.

Надо сказать, что тексты Священных Писаний почти никогда без необходимости не упоминают нам о всех тех людях ( слугах, рабах), кто сопровождал главных действующих лиц библейских повествований в их опасных путешествиях, походах и скитаниях, но нам должно быть понятно, что сопровождение было.

Этого требовали существующие тогда условия жизни. Передвижение по чужим территориям без охраны было опасно, а присутствие многочисленных вооруженных слуг-рабов, кроме прочего, указывало на принадлежность семейства или отдельного его представителя к определенному классу социальной стратификации*2.

Поэтому, совершенно очевидно, что в Египет семейство Иакова пришло в составе не 70 душ, а значительно больше.

2. Учитывая то, что сыны Иакова пришли в богатую рабовладельческую страну и то, что их брат и сменяющиеся фараоны покровительствовали им не менее 70-ти лет (года жизни Иосифа от прихода семейства в Египет); становится ясно, что у сынов Израиля не было никакой помехи: ни в увеличении своего состояния, ни в приобретении любого количества новых рабов, которые после обрезания становились наследниками Божьих обетований, т.е. сынами Израилевыми (Быт.17.10-14, 26-27).

3. Дочери израильские (а девочек по статистике в среднем рождается почти столько же, сколько и мальчиков) выходя замуж за иноплеменников (Лев.24.10) или даже за рабов (1 Пар.2.34-35) могли оставаться в доме отца своего.

А, учитывая первоначальную привилегированность положения сынов Иакова в Египте (и зная, что «человек ищет, где лучше») не вызывает сомнения то, что многие иноплеменные женихи с готовностью могли оставаться в родах сынов Израиля*3.

Согласно Исх.1.16 и 22 даже египтян интересовали израильские женщины.

4. Текст Исх.12.37-38, возможно, имеет не совсем точный перевод с древнееврейского языка и есть веские аргументы обратить на это внимание.

Если не понимать этот текст иначе, например:

«И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф и множество разноплеменных людей вышли с ними. До шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое»

, то впоследствии, при исчислении народа, непонятно почему не были отражены в цифрах эти многочисленные разноплеменные люди вышедшие из Египта.

Логично предположить, что те из иноплеменников кто в течение первых дней похода не вернулся обратно в Египет, влились в колена сынов Израилевых.*4

Естественно, что, будучи жестоко пораженными Божьими казнями и подавленными могуществом Бога Израилева, о котором, вероятно, многие из них и ранее слышали, такие главы семейств, разуверившись в силу своих богов и могущество фараона, массово снялись со своих мест и устремились за Моисеем.

Человеческая натура.

Наша ошибка состоит в том, что иногда мы рассуждаем о делах и поступках людей тех далеких эпох, не осознавая в полной мере, побудительных причин их вызывающих.

Но люди и три тысячи лет назад были, как и мы – из плоти и крови, обладающие сложными характерами, и преисполнены эмоций, так же как и мы, они остро и небезразлично воспринимали события окружающего их мира.

Люди в основной массе своей и сегодня остаются, по сути, всё теми же: они также боятся за свою жизнь и жизнь своих близких; ими также движет забота о пропитании; они также ищут надежного покровительства.…

Но в отличие от наших современников, люди прошлого надеялись и реагировали на чудеса, ниспосылаемые на них по воле богов, значительно сильнее (понятие атеизма в те далекие эпохи отсутствовало, так как отсутствовала, необходимая для этого, целенаправленная выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности).

И если сегодня попытаться мысленно смоделировать обстановку в Египте после совершения над ним известных Божьих казней, то можно понять, что состояние экономики страны, а главное, психологическое состояние людей проживающих там, резко изменилось.

Полная гибель будущего урожая, гибель большей части скота и рыбы грозила неминуемым голодом населению страны. Кроме этого каждая семья потеряла первенцев мужского пола.

И над всеми этими страшными бедствиями возвышается явственная, спокойная и справедливая (учитывая преследуемые им благородные цели и заблаговременное предупреждение о наступающих бедствиях) фигура вождя Израиля – Моисея.

Какой египетский раб, пришелец, да и природный житель, потерявший веру в могущество фараона и его богов, лишившийся большей части своего состояния и не рассчитывающий уже избежать следующих надвигающихся потрясений, не пошел бы за таким вождем и его Всемогущим Богом?

Даже в «просвещенном» 20 веке мы знаем многочисленные примеры того, как и значительно менее могущественные вожди сумели увлечь (в основном, только лишь своими сомнительными идеями) и повести за собой многомиллионные народы.

Но чудеса, совершенные посредством Моисея и, естественно, десятикратно увеличенные людской молвой возымели, беспредельное, не поддающееся в полной мере нашему сегодняшнему осмыслению, действие на сознание и воображение людей во всем Египте.

И народ последовал за Израилем! (Исх. 12.38).

Не исключено, что именно этот, не предполагаемый фараоном массовый уход его подданных (сверх отпущенных им сынов Израиля) – его рабов и, как следствие, ожесточение его сердца вынудили царя Египта преследовать Израильтян (см. Исх.14.5 – «И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал …» , а ведь в Исх. 12.30-32 фараон сам попросил Моисея и Аарона вывести всех сынов Израилевых из среды народа его).

Количество первородных.

Но один из самых серьезных, на мой взгляд, аргументов в пользу нового понимания текста Исх.12.37-38, который дает нам Священное Писание – это чрезвычайно низкий процент первородных от общего количества исчисленных.

Этот низкий процент убедительно говорит нам о том, что большая часть семейств вышедших из Египта не имела в своем составе первенцев, так как потеряла их в ночь перед исходом (см. Числ. 3.42-43).

Один первородный мужского пола приходился в среднем на 70 или даже больше не первенцев «мужеского пола, от одного месяца и выше».

Например: в племени Левия из 22300 мужчин от одного месяца и старше только 300 оказались первенцами, т.е. более 73 не первенцев на каждого первенца, что в реальной жизни просто невозможно!

Думается, что народ, у которого процент первородных к общему количеству мужчин превысил бы даже намного меньшее соотношение (например, 1 к 10) , не встречался ни в прошлом, ни в современном мире, так как во все времена и у всех народов своих первородных, как правило, в каждом семействе оберегали гораздо более остальных детей.

Согласно текстам Исх. 12.3-4 семейства не были огромными, так как одного агнца должно было хватить на семейство, «а если семейство так мало, что не съест агнца, то пусть возьмет с соседом своим».

Рассматривая факт малого количества первенцев в вышедшем из Египта народе, можно приблизительно оценить количество иноплеменных людей в вышедшем народе, семейства которых потеряли первенцев (думается, возможно, оценить соотношение иноплеменников к сынам Израилевым не менее, чем 10 к 1).*5

Сыны Авраама.

Есть малая вероятность, что еврейский народ образовался не из непонятного сброда различных племен не знающих Единого Живого Бога, а все же большая часть его являлась детьми Авраама.

В Египте могли оказаться не только дети Иакова.

Голод, притеснения и другие жизненные обстоятельства могли привести в Египет и других потомков Авраама (как отдельные семьи, так и целые племена, возможно, еще более многочисленные, чем потомки Израиля).

Например, только от Хеттуры Авраам имел шесть сыновей. О последующей жизни большинства из них история умалчивает, но, учитывая Божьи благословения, потомки семени Авраама не могли просто бесследно исчезнуть.

С другой стороны, так как Египетская Пасха является для нас прообразом Новозаветной Пасхи, вполне логично, что вместе с Израильским народом из египетского рабства вышло множество именно разноплеменных, самых обездоленных и ничего не значащих в глазах египтян, но получивших надежду на избавление от тяжкого рабства, людей.

5. Богатые рабовладельцы — наследники Иакова (князья народа), по примеру своего знаменитого предка, в своем большинстве, также могли иметь по несколько жен и наложниц (правда, Священные Писания не дают этому никаких подтверждений), каждая из которых могла родить им по несколько детей, что также могло незначительно увеличить численность бежавшего из рабства еврейского народа.

Так как все эти варианты размышлений теоретически возможны, то необходимо сделать разумный ВЫВОД:

сыны Израилевы обитали в Египте 210 лет

Примечания:

Период египетского рабства евреев был 430 лет.

*1 — Вот несколько противоречий, с которыми сталкиваются приверженцы 430-летнего периода египетского рабства евреев.

Во-первых, им необходимо обратить внимание на текст:

Быт.15:16
«в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась».

Возвращение в четвертом роде подтверждается текстами Библии – родословиями нескольких семейств, в том числе: родословием Христа.

«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. 2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;»

Чтобы отстаивать принятые аргументы, о 430 летнем египетском рабстве, толкователям пришлось придумывать объяснения как на это, так и на другие места Святого Писания, откровенно противоречащие такому пониманию.

Например, в родословии Иисуса Христа просто признали ошибку в родословии.

По мнению толкователей, за 430 лет должно было родиться гораздо больше поколений, чем присутствует в родословии, поэтому ошиблись авторы богодухновенных Писаний.

Хороши аргументы?

Но надо сказать, что родословия повторяются в текстах Библии и везде присутствует эта, так называемая, «ошибка»?

Аналогичное количество родов в Египте было: у Моисея, у Аарона, у Корея, у Ахана и, вероятно, др. ( см. соответствующие родословные – они все являлись представителями 3-го рода и, как известно, не смогли обрести обетованную землю, ибо ранее Богом было сказано: «в четвертом роде возвратятся они сюда»).

Думается, что здесь уместнее сказать: «нельзя принимать 430 лет, как только годы пребывания в Египте, потому что за это время должно было смениться больше поколений».

Во-вторых, по поводу текста

Быт.15:13
«И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет»

Нельзя считать все 400 лет, как только те годы, что прошли в Египетском рабстве, потому что: как минимум первые 100 лет пребывания евреев в Египте нельзя назвать рабством, но наоборот – временем благоденствия.

Ведь сыны Израиля находились сначала под покровительством своего высокопоставленного брата, а потом лояльного к ним фараона и, конечно, эти годы относятся к определению текста Быт.15:13, как «были пришельцами в земле не своей».

Но так и странствование детей и внуков Авраама в земле Ханаанской, нельзя назвать благоденствием, но временем притеснений и опасности.

Разве возможно кому, долгое время жить на чужой земле и не быть притесняемым и угнетаемым?

Не от хорошей жизни решился Иаков со всем семейством уйти в Египет. Ведь собственной земли у семейства в Ханаане не было, но лишь только одно поле – для захоронений, а остальная земля до времени принадлежала местным жителям: «ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась».

Согласно Быт. 24:3-4 и Авраам не считал Ханаан своей землей.

В-третьих, если принимать период рабства за 430 лет, то почему Бог сказал Аврааму (Быт 15:13) только про четыреста лет угнетения его потомков. Опять ошибка?

А ведь Авраам получил от Бога первое повеление выйти из земли своей за 30 лет до рождения обещанного ему потомка! (Деян 7:2-3)

В-четвертых, согласно переводу LХХ, в текст Исх. 12:40 включены годы обитания в земле Ханаанской:

«времени же, в которое сыны Израилевы и отцы их обитали в Египте и в земле Ханаанской, было четыреста тридцать лет»

А ведь древние 70 «толковников» лучше понимали значение Библейских слов, имея оригинальный текст, да и их историческая память была ближе к периоду рабства.
И т.д.

Моисей и Аарон являлись князьями народа Израильского.

*2 — Теория стратификации – одно из основных направлений современной социологии, доказывающее то, что любое общество состоит из множества разнообразных страт (общественных слоев), объединенных каким-либо общим социальным признаком.

На основе таких признаков (имущественных, профессиональных, религиозных, и т.п.) общество делится на «высшие», «средние» и «низшие» страты.

Например, в случае богатого Египетского рабовладельческого общества трудно себе представить встречу высокопоставленного чиновника и простых покупателей хлеба, если бы только они не принадлежали к определенному классу – богатых рабовладельцев, пришедших в Египет с большим караваном и богатыми дарами для правителя Египта.

Или если бы Моисей и Аарон были простые рабы, в числе прочих, изготавливающие кирпичи из соломы и глины, кто позволил бы им даже близко приблизиться к фараону.

Безусловно, они являлись князьями народа Израильского в своем колене, но при этом находились под властью фараона.

Запрета смешанных браков.

*3 — Пятикнижие Моисеево не содержит тотального запрета смешанных браков, поэтому в среде народа Израиля и до путешествия в Египет жили представители других народов и племен, а некоторым даже удавалось занимать видное положение среди князей народа Израиля.

Так Халев, который (согласно Числ 13.4 и 7) представлен в числе главных мужей колена Иудина, был кенезеянин, что однозначно говорит о нем, как представителе другого народа. Книга Бытие (15.18-19) упоминает о Кенезеях, как об одном из народов проживавших в Ханаане (в той земле которую Господь еще только обещал в будущем отдать потомкам Авраама).

Библия умалчивает о том, как и в какой период истории Израиля могло получиться, что Кенезеи заняли привилегированное положение в сильном колене Иуды, но очень вероятно, что это случилось не вдруг, но имело свою особую историю, связанную с большими заслугами предков Халева перед патриархами еще в период до египетского рабства, когда кенезеи, по крайней мере, частично, присоединились к Богом избранному народу (маловероятно, что Халев, из-за своего достаточно молодого возраста, мог самостоятельно заслужить свое высокое положение).

Естественно, что Халев был не единственным иноплеменником среди евреев, но достичь такого заметного положения в среде чужого народа при рабовладельческом обществе есть возможность не у каждого, даже очень талантливого инородца.

Так или иначе, но Халев не только не принадлежал к одному из колен Израиля, но и сохранил свою идентификационную принадлежность к роду своих предков (Числ. 32.12 и И.Нав 14.6)

Однако для еврейских мужчин был получен запрет на браки с представительницами Ханаанских народов из-за их язычества (Исх.34.16, Втор.7.3.)

«И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских»
(Быт.28.1.)

Аврааму это повеление Господа Бога было так-же известно (Быт.24.3).

Жесткий запрет на браки с аммонитянами и моавитянами (в связи с их враждебностью к Израилю) был дан позже (Вт. 23.3-8).

Идея о чистоте еврейской нации отсутствовала в период до вавилонского изгнания (даже цари династии Давида женились на чужестранках и иноверках, а дети, рожденные от таких браков, занимали царский престол).

Еврейская притча.

*4 — У еврейского народа есть притча, в которой выражено его отношение к чужестранцам, решившим жить в их среде по их законам.

«У одного скотовода было много овец. И вот однажды к его отаре прибился олень. Скотовод велел пастухам проявлять к этому животному особую заботу. Пастухи были удивлены, почему хозяин заботится об этом олене, и они спросили его об этом.
Хозяин ответил им: «Мои овцы знают только эту отару, а перед оленем весь мир, и он имеет возможность выбирать. Он выбрал нас, и поэтому заслуживает заботливого отношения к себе».

Египетское рабство евреев был 210 лет.

*5 — Есть еще ряд деталей, которые хорошо стыкуются и говорят в пользу 210 летнего пребывания израильтян в Египте.

Текст Исх. 1:6-8
«И умер Иосиф и все братья его и весь род их … и восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа» .

Иосиф прожил 110 лет, а Левий – 137.

Размышления на тему:

Иосиф — это Имхотеп, выдающийся древнеегипетский зодчий?

Новый египетский царь, который не знал Иосифа, вероятно, встал на царство совсем незадолго перед рождением Моисея, так как повеление умерщвлять еврейских младенцев мужского пола возникло менее чем за 83 лет до исхода евреев из Египта.

Как известно, Аарон не попал под это постановление фараона, а он был старше Моисея всего на 3 года.

Исх 1:15-19 – повивальные бабки (в Священном Писании указано всего две женщины — «одной имя Шифра, а другой Фуа»), вероятно, принимали роды лишь у жен князей Израилевых, а большая часть еврейского народа, являющегося рабами размножались без ограничения?

На фоне серьезных проблем с размножением у некоторых династий фараонов (историкам известно об их наследственных болезнях и проблемами с деторождением), беспрепятственное размножение княжеского рода Израильтян, возможно, уже воспринималось ими как угроза безопасности своей власти.

Для проживания народа Израилева (историки оценивают количество вышедшего из Египта народа от 2,0 до 3,5 млн. чел) и его многочисленного скота на территории Египта необходима была территория в тысячи кв км.

Но так как сказано, что жили сыны Израилевы между египтян, то плотность проживания населения на ограниченной территории должна была быть еще выше.

Невозможность проживания в те времена многомиллионного народа на малой территории также говорит в пользу присоединения огромного количества разноплеменных людей к евреям при их исходе из Египта (историки оценивают численность всего населения Египта того времени не более 7,2 млн человек).

Список использованной литературы:

  1. Библия – русский синодальный перевод ;
  2. Толковая библия – Петербург, 1904-1907;
  3. Генри Гелей — Библейский справочник – Санкт-Петербург, 1996;
  4. Эрик Нюстрем – Библейский энциклопедический словарь — Санкт-Петербург, 1995;
  5. Иосиф Флавий. Иудейские древности / Пер. с греч. Г. Г. Гекеля. — Спб, 1900

С уважением, автор материала — Алексеев Сергей Павлович. Источник.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *