Христианин не должен закрывать глаза на несправедливость и неравенство, царящие в обществе. Его вера и его социальная позиция неразрывны. Именно вера двигала проповедником Мартином Лютером Кингом, у которого была мечта увидеть своих черных собратьев свободными и равными в американском обществе. За эту мечту он заплатил жизнью, но взамен обрел иную жизнь – жизнь в памяти народа как символ и образец служения.

Конечно, не всегда есть возможность добиться социальной свободы и равенства, да это и не является первостепенной задачей христианина. Гораздо важнее обрести внутреннюю, духовную свободу. Ведь когда источник твоей свободы внутри, никакие внешние силы не могут ему угрожать. Духовно свободный человек в своей социальной жизни руководствуется Божьим водительством, голосом совести, чувством ответственности. Он всегда будет на стороне отверженных, униженных и угнетенных. Но свою личную свободу и свои права он подчиняет служению. Именно поэтому при любом социальном порядке христианин может оставаться собой.

Апостол Павел пишет молодому служителю (т.е. слуге) Тимофею: «Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай» (1 Тим. 6:1-2).

В этих словах есть нечто странное: в них акцент сделан не на правах рабов, а на их обязанностях. Вместо того чтобы отстаивать социальную справедливость, апостол советует научиться служить и через это смиренное и ответственное служение приобретать расположение своих начальников. Эта библейская этика малопонятна бунтарскому духу нашего времени, вызывает много вопросов и даже раздражает нас. Но при всем этом мы чувствуем, что такая линия поведения действительно правильная в глазах нашего высшего Господина и действительно действенна даже по отношению к самым жестоким и взыскательным господам.

Слова апостольского учения задают верный тон в сложных отношениях рабов и господ, бедных и богатых, простых и «крутых», подчиненных и начальников, рабочих и работодателей. Молодой Тимофей должен был учить и увещевать не в пользу рабской покорности, но доброму поведению в подчиненном положении, сознательному послушанию, ответственности перед каждым человеком, всему тому, что в Новом Завете подразумевается под словом «служение», т.е. мудрости и искусству быть слугой.

Рабы и господа – понятия относительные. Относительно Бога (Господа) мы все подчиненные. Гегель и Маркс хорошо описали диалектику раба и господина, но их простодушные последователи продолжают бороться за звания, оставаясь рабами по природе. На самом деле для того, чтобы быть свободным, вовсе не обязательно занимать привилегированное место в обществе, и напротив можно оставаться рабом даже в статусе господина. Хула на имя Божье, об опасности которой напоминает апостол, проявляется в духе бунта, когда рабы хотят поменять местами с господами, не понимая всей условности такого деления. Христианин сопереживает бедным и угнетенным, но при этом не призывает к свержению существующих социальных порядков. Для духовно свободного есть возможность оставаться христианином в любом имущественном и социальном статусе.

Церковь универсальна и вмещает людей разного сословия. В мире рабов и господ лишь церковь могла объединить людей и дать им свободу от социального неравенства. Свободу не от человеческих обязательств, но от ущемленной гордыни, конфликтов и соперничества. В определенном смысле любой порядок лучше беспорядка, потому что сдерживает войну всех против всех. Мы не выбирали социальный статус, в котором родились, но мы выбираем способ жизни. Можно быть господином людей и рабом греха. Но можно быть свободным во Христе и служить Ему в любом социальном статусе. Признавая условность и даже несправедливость социальной системы, христианин выполняет свои ближайшие обязанности, доверяя Богу суд и воздаяние.

Рабы и господа часто соотносятся как бедные и богатые. Христианин не должен завидовать более успешному. Христианское поведение не меняется в зависимости от бедности или богатства. По словам апостола, богатые благодетельствуют бедным – за хорошую службу и труд всегда следует вознаграждение от людей и от Бога. Богатые могут служить своим имением бедным и церкви, поэтому за них стоит молиться и по возможности служить им.

В наше время рабы и господа часто определяются как простые и крутые. Простые живут согласно своему социальному происхождению и в пределах своей социальной группы, а крутые претендуют на быстрый взлет и высокое положение, которые покупаются большими и часто грязными деньгами. Именно о таких в народе говорят: «Из грязи – в князи». Власть грубой силы и грязных денег незаконна, но мы должны и здесь проявить христианское смирение. Не стоит лишний раз напоминать о том, что за крутизной таких людей ничего нет, они это и сами знают. Лучше показать им добрый пример и продемонстрировать другого вида крутизну – когда без денег и силы можно быть свободным и счастливым, выполняя самую обычную и трудную работу.

Сегодняшние рабы и господа это, главным образом, наемные рабочие и начальники. Писание призывается добросовестно выполнять обязательства перед любыми людьми, даже перед жестоким господином, который жнет, где не сеял, и собирает, где не рассыпал. По слову апостола: «Все, что вы делаете, делайте как для Господа».

Увы, часто с христианами работать не так просто. За «духовными» рассуждениями и мотивами часто скрываются лень и неисполнительность, самоуправство и безответственность. Христиане не имеют права злоупотреблять своим христианским родством с начальниками. Христиане-начальники должны быть справедливыми и требовательными, а христиане-подчиненные исполнительными и эффективными.

Не важно, где мы находимся на социальной лестнице, важно, как мы относимся к своим обязанностям, насколько мы сохраняем достоинство в любой ситуации. Мой отец всю свою трудовую жизнь был простым шахтером, горнорабочим очистного забоя. Однажды он сказал мне, тогда еще ребенку, мечтающему о большом будущем и достойном месте под солнцем, что у него есть на примете прекрасная профессия для меня. Он видел меня не директором шахты или профессором университета, но маркшейдером (горным инженером, начальником над шахтерами — прим. ред.). Конечно, по сравнению с горнорабочим, который всю жизнь работает лопатой, маркшейдер – элитная специальность.

В любой роли можно сохранять достоинство. Я видел швейцаров, внушающих уважение. Я видел олигархов с трясущимися руками в дорогих перстнях, внушающих жалость и отвращение.

Я не спрашиваю вас, хотите вы быть рабом или господином. Ответ очевиден, всем хотелось бы быть начальниками. Я спрашиваю вас и себя, способны ли мы быть достойными христианами в подчиненном положении.

В конце скажу несколько слов не совсем в тему. Апостол Павел призывает «служить». Наша жизнь в обществе, наши отношения с людьми, которые находятся выше или ниже нас по социальной лестнице – школа служения. Я говорю себе сам: вместо того, чтобы возмущаться местом, которое отведено тебе, научись служить на этом месте. Будь верен в малом, прежде чем поставят над многим. Быть слугой – христианское призвание, учиться которому можно на любом месте. Называться рабом Христа – высшая привилегия, апостолы почитали это за честь. Сегодня много говорят о самореализации и лидерстве, но мало кто вспоминает апостольские слова о служении. Быть слугой можно и нужно на каждом месте. Добиваясь себе лучшего места под солнцем, мы рискуем упустить из вида действительно важное, то, что формирует в нас характер слуги и преображает нас в образ Христов, Который «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф. 20:28).

Опубликовано в блоге Михаила Черенкова «Ad hoc»

З уроків історії нам відомо, що раб – це той, кого женуть батогом на роботу, погано годують і в будь-який момент можуть убити. На жаль, рабство є і в сучасному світі.

Виникнувши в античні часи, найбільшого розвитку і поширення торгівля людьми набула в рабовласницьку епоху, коли рабство та пов’язана з ним работоргівля були офіційною політикою багатьох країн. Період найбільшого розвитку работоргівлі припадає на XVIII ст. та перші дві третини XIX ст.

За часів традиційного рабства одним людям надавалося право власності над іншими. Раб тоді розглядався особистим майном власника, його можна було купувати й продавати як товар. Зазвичай статус раба передавався дітям рабів. Хоча традиційне рабство домінувало в багатьох суспільствах минулого, на сьогодні цей вид рабства формально заборонений й зустрічається нечасто. Навіть там, де таке рабство збереглося, легальна система будь-якого міжнародно визнаного уряду не підтримує його.

На початку XX ст. рабство в його класичному вигляді поступово почало зникати, модифікуючись у звичаї та інститути, подібні до нього за своєю суттю.

Боргове рабство виникає, коли людина зобов’язана працювати на іншу людину, щоб відробити борг (зазвичай, кошти, витрачені на «купівлю» та утримання людини). Проте термін такого рабства й послуги, що їх повинен надавати боржник, можуть буди невизначеними…

Закріпачення, тобто статус або становище орендаря, який в силу закону, звичаю чи угоди змушений жити і працювати на землі, що належить іншій особі, і виконувати певну роботу для такої іншої особи за винагороду або без такої, і не може змінити цей свій стан.

Використання в сексуальних цілях, примусова праця та жебрацтво — це ситуація, в якій жертви змушені працювати проти їхньої власної волі, під погрозою насильства або інших форм покарання, їхня свобода обмежена і на ступінь володіння власністю здійснюється тиск.

Будь-який інститут чи звичай, в силу якого:

а) жінку обіцяють видати або видають заміж, без права відмови з її боку, її батьки, опікун, сім’я чи будь-яка інша особа або група осіб за винагороду грішми чи натурою;

б) дитина або підліток молодше 16 років передається одним або обома своїми батьками чи своїм опікуном іншій особі за винагороду або без такої, з метою експлуатації цієї дитини чи підлітка.

Вилучення органів людини чи проведення дослідів над людиною без її згоди — вилучення з організму людини певного органу чи незаконне проведення медико-біологічних, психологічних або інших дослідів над людиною, що створює небезпеку для її життя чи здоров’я без згоди самої особи або за її згодою, досягнутою шляхом використання злочинних засобів впливу на неї.

Торгівля людьми у сексуальних цілях та жебрацтві здебільшого стосується жінок та дітей, чоловіків – примусова фізична праця, втягнення у злочинну діяльність чи збройні конфлікти. Жертви торгівлі людьми майже завжди утримуються в рабських умовах, оскільки це фінансово вигідніше для злочинців. У пастку торгівців людьми може потрапити будь-яка людина, незалежно від статусу, освіти, статі, віку тощо…

Торгівля людьми є третім за прибутковістю видом злочинної діяльності, після продажу зброї та наркотиків, у XXI столітті, коли здавалося б світ цивілізований і бути такого не може…

З метою привернення уваги до даної проблеми, у 2013 році Генеральна Асамблея провела зустріч на високому рівні для оцінки ходу здійснення Глобального плану дій. Держави-члени також прийняли резолюцію A / RES / 68/192, проголосивши 30 липня Всесвітнім днем боротьби з торгівлею людьми.

18 жовтня, – Європейський день боротьби з торгівлею людьми, який започаткований Європарламентом у 2007 році як день консолідації діяльності з підвищення рівня обізнаності щодо феномену торгівлі людьми, – особливо жінками та дітьми, – небайдужості громадськості до цього явища та візуалізації проблеми на глобальному рівні.

Міжнародний день боротьби за скасування рабства відзначається щорічно 2 грудня, відповідно до рішення Генеральної Асамблеї ООН A/RES/317(IV). Дата обрана не випадково, саме 2 грудня 1949 року Генеральна Асамблея ООН прийняла Конвенцію про боротьбу з торгівлею людьми і з експлуатацією проституції третіми особами.


Часть серии о

Библия

Обзор тем, связанных с Библией Библейский портал · Книга Библии

Часть серии по

Рабство

Рукопись Еврейской Библии XI века с Таргумом , Исход 12: 25-31Шкатулка Фрэнка — это шкатулка из китовой кости 8-го века, задняя часть которой изображает порабощение еврейского народа.

В Библии много упоминаний о рабстве , которое было обычным явлением в древности . Библейские тексты описывают источники и правовой статус рабов, экономическую роль рабства, виды рабства и долговое рабство , которые подробно объясняют институт рабства в Израиле в древности. Библия оговаривает обращение с рабами, особенно в Ветхом Завете . В Новом Завете также есть ссылки на рабство .

Многие патриархи, изображенные в Библии, были выходцами из высших слоев общества и владельцами рабов, порабощали тех, кто им был в долгу, покупали дочерей своих сограждан в наложницы и постоянно порабощали иностранцев, чтобы те работали на своих полях. Мастерами были мужчины, и не очевидно, что женщины могли владеть рабами до появления Элефантинских папирусов в 400-х годах до нашей эры. Во время определенных правлений, особенно царствования Соломона и Давида , рабство по всему штату могло быть установлено для крупных строительных проектов или работ, которые считались невыносимыми для свободных людей. Кроме этих случаев, неясно, было ли установленное государством рабство общепринятой практикой.

Для тех, кто владел рабами, особенно в большом количестве, было необходимо быть богатым, потому что хозяева должны были платить налоги за еврейских и нееврейских рабов, потому что они считались частью семьи. Рабы считались важной частью репутации семьи, особенно в эллинистические и римские времена, когда товарищи-рабы для женщины рассматривались как проявление и защита чести женщины. Со временем домашнее рабство стало более распространенным явлением, и домашние рабы, обычно работающие помощниками жены патриарха, позволяли более крупным домам работать более плавно и эффективно.

В Раввинах редко описываются как имеющие много рабов, но в документах , в которых они пишут о рабах, всегда с точкой мастера зрения, которая рассматривается учеными как попытка отличить гражданин среднего класса рабов , которые могли бы , возможно , занимали более высокие должности в обществе, потому что принадлежали богатому человеку. Однако во времена Первого Храма священники имели много рабов . Это было особенно распространенной практикой в греческой религии , как видно из ссылок на первосвященнических рабов в трудах историка иудаизма Иосифа Флавия . Эти работы покрасили священник в негативном свете, и показали конец учреждения наступающем после Второй Храм был разрушен в 70 CE .

Филон (ок. 20 г. до н. Э. — ок. 50 г. н. Э.), Один из философов того времени, написал тексты о том, как правильно обращаться с рабами, указав, что рабство было важной частью еврейской жизни, но также подчеркивает гуманитарную перспективу, предложенную многие ученые Древнего Ближнего Востока. Одним из таких способов показать это было разделение продуктов, таких как еда и ткань, с другими, неимущими членами общества.

В 19 веке в Соединенных Штатах сторонники отмены смертной казни и защитники рабства обсуждали библейское послание на эту тему. Аболиционисты использовали тексты как из Ветхого, так и из Нового Завета, чтобы выступить за освобождение рабов, а также против похищения или «воровства людей», чтобы владеть ими или продавать их в качестве рабов.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *