Регулярная статья

Л.Гроервейдл

д-р Арье Ольман

Тип статьи: Академический супервайзер: Дата создания:

Завоевание Ханаана народом Израиля — событие конца бронзового века, приведшее к расселению еврейских племён в южной части страны Ханаана, ставшей после этого Страной Израиля.

Жертвенник на горе Эйваль

Основные сведения

Завоевание началось около 1230 года до н.э. Первый этап состоял в совместном натиске всех сил народа Израиля на население страны и длился несколько лет.

В конце его еврейские племена (колена) расселились по стране согласно разделу территории и решали свои военные проблемы самостоятельно или в рамках союзов между несколькими племенами. Окончательное завоевание всей территории страны заняло ещё два века.

Основным источником сведений о завоевании Ханаана до сих пор остаётся ТАНАХ. В течение XX века историческая наука накопила также сведения из расшифрованных источников соседних стран и результаты археологических раскопок.

Историческая обстановка

К концу XV в. до н. э. относятся сведения (преимущественно из Эль-Амарнских писем) о проникновении в Эрец-Исраэль полукочевых племен, обитавших в пограничных областях. Среди этих племен особой известностью пользовались хабиру, поставлявшие наемников для египетских гарнизонов и местных царей. Последние в своих бесконечных междоусобных войнах все более полагались на отряды хабиру, которые, пользуясь положением, уничтожали целые поселения и грабили торговые караваны.

Можно полагать, что именно в этот период начинается проникновение израильских племен в горные районы Эрец-Исраэль (при условии, что они были поблизости).

Хронологические рамки события

В конце XIV — начале XIII в. до н. э. происходила консолидация этнических групп к югу и востоку от Эрец-Исраэль (в Эдоме, Моаве и Аммоне) в независимые царства, с которыми, согласно библейской традиции, столкнулись израильтяне на пути в Эрец-Исраэль после исхода из Египта.

На этом основании можно заключить, что массовое вторжение израильских племен в Эрец-Исраэль не могло иметь места ранее первой четверти XIII в. до н. э. С другой стороны, на стеле, воздвигнутой на пятый год правления фараона Мернептаха (1224–14 гг. до н. э.) в честь его побед в Ханаане, среди побежденных упомянут Израиль, и, следовательно, во время похода Мернептаха израильские племена уже обосновались в Эрец-Исраэль.

Археологические данные, полученные при раскопках в Эрец-Исраэль, подтверждают эту датировку: около середины третьей четверти XIII в. позднебронзовая культура Ханаана сменилась новой культурой; эта смена сопровождалась массовыми разрушениями старых поселений и появлением множества новых в горных районах по обе стороны Иордана.

Файл:Israelites rus.pngКолена Израиля. Большинство названий дано в варианте синодального перевода.

Характер военных действий

Согласно Книге Йеhошуа бин Нуна, объединённое войско евреев перешло через Иордан поблизости от Иерихона и встало там лагерем в месте под названием Гильгаль.

Там были сформированы войска, которые пошли по направлению на северо-запад, захватывая один за другим города, начиная с Иерихона и до Хацора на севере. На население атакуемых городов накладывался херем (заклятие), после чего оно подлежало поголовному уничтожению вместе со скотом и имуществом.

Учитывая сведения из истории страны Ханаана, изложенные ранее, следует предположить, что такова была общепринятая практика в те времена.

Цари атакуемых городов долго не предпринимали попыток объединить усилия для отпора евреям. Только через годы после начала войны был заключён первый союз, не помогший его членам. Ханаанские города на севере также объединились вокруг Хацора, выставив сильное войско с колесницами. В сражении с ними была применена тактика выведения из строя лошадей и поджигания колесниц. Очевидно, это стало причиной появления в Хацоре через сто лет железных колесниц (см. Барак).

Часть населения Ханаана уклонилась от войны с евреями. Жители Гивъона, например, обманом выманили у евреев клятву не нападать на них и остались жить среди евреев на правах подчинённого племени. Исходя из некоторых сведений в Книге Судей и других книгах ТАНАХа, в отдельных районах жителям Ханаана удалось отбиться, бежать или спрятаться до момента ослабления натиска. В последующее столетие происходили постоянные локальные войны с ними.

После завершения войны страна была разделена на уделы. На горе Эйваль в Шхеме было построено центральное святилище с жертвенником.

Противоречия исследования истории древнего Израиля

В начале XX века, когда научная археология делала первые шаги, были сильны позиции т.н. критической школы, которая считала текст ТАНАХа абсолютным мифом. Полагали, что сведения оттуда могут отражать реальность весьма опосредованно. Выдвигались гипотезы, основанные на произвольных допущениях о хронологии и географической привязке событий истории и об этнической принадлежности фигурантов исторических текстов.

Например, нормально было написать следующий абзац:

История завоевательной войны под предводительством Иехошуа бин Нуна, как она излагается в одноименной библейской книге, представляет собой, по всей видимости, контаминацию преданий, относящихся к различным волнам вторжений израильтян в Эрец-Исраэль.

Начало регулярных раскопок в Стране Израиля и на всём Ближнем Востоке уже к 1920-м годам выявили необоснованность этого подхода. За истекшие сто лет накоплено множество археологического материала, подтверждающего информацию из ТАНАХа.

Наряду с классической археологией, в том же направлении работает современная лингвистика, изучающая древние языки региона по найденным письменным памятникам. Исследователи генома человека разработали методы анализа ДНК, позволяющие проследить движение тех или иных групп людей. Физическая химия разработала методы уточнённой датировки древних артефактов.

Все они полностью подтверждают историю, изложенную в книге Книге Йеhошуа бин Нуна. В 1980-х годах экспедиция под руководством профессора Зерталя нашла жертвенник на горе Эйваль.

В начале XXI века он же обнаружил остатки Гильгаля — первого укреплённого лагеря евреев на склоне горы напротив места перехода евреями Иордана. Контур каменной стены вокруг площадки напоминает след человеческой ноги. Найдено ещё несколько сооружений такого же типа по пути следования еврейского войска на север.

В 2012 году найдены следы пожара и разрушения в древнем Хацоре на грани XIII-XII веков до н.э., описанного в Книге Йеhошуа бин Нуна.

Примечания

См. также

  • Йеhошуа бин Нун
  • Херем
  • КЕЭ, том 3, кол. 62–218
  • Archaeological Discovery In Jordan Valley: Enormous ‘Foot-Shaped’ Enclosures
  • Gilgal Argaman — спутниковая карта первого лагеря Йеhошуа бин Нуна
  • Физики подтвердили точность исторических датировок египетских царств
  • TAНAХ на сайте Толдот ешурун
  • JOSHUA (JEHOSHUA) в Jewish Encyclopedia
  • Статья «Иошуа» в Еврейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона — перевод из Jewish Encyclopedia
  • Archaeological Discovery In Jordan Valley: Enormous ‘Foot-Shaped’ Enclosures
  • Israel Enters Canaan—Following the Pottery Trail, Adam Zertal, BAR 17:05, Sep/Oct 1991.
  • Gilgal Argaman — спутниковая карта первого лагеря Йеhошуа бин Нуна
  • New Dates for Egypt’s Pharaohs — ScienceNOW, 17.06.2010
  • Обнаружено новое свидетельство завоевания Ханаана евреями
  • תל חצור: ממצא חדש כנראה מתק’ יהושע בן-נון

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк в ЭЕЭ

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия).

2. Минобрнауки России:

с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок разработать план мероприятий по реализации Стратегии и внести его в Правительство Российской Федерации;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. Медведев

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

I. Общие положения

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.

Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.

Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

II. Цель, задачи, приоритеты Стратегии

Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений и механизмов развития институтов воспитания, формирования общественно-государственной системы воспитания детей в Российской Федерации, учитывающих интересы детей, актуальные потребности современного российского общества и государства, глобальные вызовы и условия развития страны в мировом сообществе.

Воспитание детей рассматривается как стратегический общенациональный приоритет, требующий консолидации усилий различных институтов гражданского общества и ведомств на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Для достижения цели Стратегии необходимо решение следующих задач:

создание условий для консолидации усилий социальных институтов по воспитанию подрастающего поколения;

обеспечение поддержки семейного воспитания, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей;

повышение эффективности воспитательной деятельности в системе образования, физической культуры и спорта, культуры и уровня психолого-педагогической поддержки социализации детей;

создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;

формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;

создание условий для повышения эффективности воспитательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в сельских поселениях;

повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество;

обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются:

создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности;

формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;

поддержка единства и целостности, преемственности и непрерывности воспитания;

поддержка общественных институтов, которые являются носителями духовных ценностей;

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой гражданской идентичности россиян и главным фактором национального самоопределения;

обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования, физической культуры и спорта, культуры и воспитания;

формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;

развитие на основе признания определяющей роли семьи и соблюдения прав родителей кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных, научных, традиционных религиозных организаций, учреждений культуры и спорта, средств массовой информации, бизнес-сообществ) с целью совершенствования содержания и условий воспитания подрастающего поколения России.

III. Основные направления развития воспитания

1. Развитие социальных институтов воспитания

Поддержка семейного воспитания включает:

содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;

содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных;

возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;

создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми;

расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;

поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ;

создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

Развитие воспитания в системе образования предполагает:

обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;

полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей;

содействие разработке и реализации программ воспитания обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, которые направлены на повышение уважения детей друг к другу, к семье и родителям, учителю, старшим поколениям, а также на подготовку личности к семейной и общественной жизни, трудовой деятельности;

развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей;

использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;

совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей;

развитие форм включения детей в интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно-эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую деятельность, в том числе на основе использования потенциала системы дополнительного образования детей и других организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

создание условий для повышения у детей уровня владения русским языком, языками народов России, иностранными языками, навыками коммуникации;

знакомство с лучшими образцами мировой и отечественной культуры.

Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов предусматривает:

создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в целях воспитания и социализации детей;

информационное организационно-методическое оснащение воспитательной деятельности в соответствии с современными требованиями;

содействие популяризации в информационном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения;

воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;

обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.

Поддержка общественных объединений в сфере воспитания предполагает:

улучшение условий для эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах;

поддержку ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом;

поддержку общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных и иных организациях;

привлечение детей к участию в социально значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, спортивных и благотворительных проектах, в волонтерском движении;

расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей.

2. Обновление воспитательного процесса с учетом современных достижений науки и на основе отечественных традиций

Гражданское воспитание включает:

создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;

развитие культуры межнационального общения;

формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;

развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;

формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности предусматривает:

создание системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности;

формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания;

повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества;

развитие поисковой и краеведческой деятельности, детского познавательного туризма.

Духовное и нравственное воспитание детей на основе российских традиционных ценностей осуществляется за счет:

развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);

формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра;

развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам;

расширения сотрудничества между государством и обществом, общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей, в том числе традиционными религиозными общинами;

содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов;

оказания помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных.

Приобщение детей к культурному наследию предполагает:

эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;

создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;

воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;

увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;

создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;

развитие музейной и театральной педагогики;

поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;

создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;

повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;

создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.

Популяризация научных знаний среди детей подразумевает:

содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей;

создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества.

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:

формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;

создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;

развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек;

предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;

использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;

содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.

Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение реализуется посредством:

воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;

формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей;

развития навыков совместной работы, умения работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий;

содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии.

Экологическое воспитание включает:

развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.

IV. Механизмы реализации Стратегии

В целях реализации Стратегии применяются правовые, организационно-управленческие, кадровые, научно-методические, финансово-экономические и информационные механизмы.

Правовые механизмы включают:

развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы реализации Стратегии;

совершенствование системы правовой и судебной защиты интересов семьи и детей на основе приоритетного права родителей на воспитание детей;

развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми;

нормативно-правовое регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного (материально-технического, финансового, кадрового, информационно-методического) обеспечения реализации задач и направлений развития воспитания, предусмотренных Стратегией.

Организационно-управленческими механизмами являются:

совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной воспитательной деятельности на основе ее ресурсного обеспечения, современных механизмов управления и общественного контроля;

консолидация усилий воспитательных институтов на муниципальном и региональном уровнях;

эффективная организация межведомственного взаимодействия в системе воспитания;

укрепление сотрудничества семьи, образовательных и иных организаций в воспитании детей;

системное изучение и распространение передового опыта работы педагогов и других специалистов, участвующих в воспитании детей, продвижение лучших проектов и программ в области воспитания;

формирование показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации;

организация мониторинга достижения качественных, количественных и фактологических показателей эффективности реализации Стратегии.

Кадровые механизмы включают:

повышение престижа таких профессий, связанных с воспитанием детей, как педагог, воспитатель и тренер, создание атмосферы уважения к их труду, разработка мер по их социальной поддержке;

развитие кадрового потенциала в части воспитательной компетентности педагогических и других работников на основе разработки и введения профессионального стандарта специалиста в области воспитания, совершенствования воспитательного компонента профессиональных стандартов других категорий работников образования, физической культуры и спорта, культуры;

модернизацию содержания и организации педагогического образования в области воспитания;

подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников образования и других социальных сфер деятельности с детьми в целях обеспечения соответствия их профессиональной компетентности вызовам современного общества и задачам Стратегии.

Научно-методические механизмы предусматривают:

формирование системы организации научных исследований в области воспитания и социализации детей, процессов становления и развития российской идентичности, внедрение их результатов в систему общего и дополнительного образования, в сферы физической культуры и спорта, культуры;

изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности;

проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети Интернет в развитии личности ребенка;

проведение психолого-педагогических и социологических исследований, направленных на получение достоверных данных о тенденциях в области личностного развития современных российских детей.

Финансово-экономические механизмы включают:

создание необходимых организационно-финансовых механизмов для развития эффективной деятельности социальных институтов воспитания;

обеспечение многоканального финансирования системы воспитания за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет средств государственно-частного партнерства и некоммерческих организаций;

создание гибкой системы материального стимулирования качества воспитательной работы организаций и работников.

Информационные механизмы предполагают:

использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и результатов реализации Стратегии;

организацию информационной поддержки продвижения положений и реализации Стратегии с привлечением общероссийских и региональных средств массовой информации.

V. Ожидаемые результаты

Реализация Стратегии обеспечит:

укрепление общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей;

повышение престижа семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей;

создание атмосферы уважения к родителям и родительскому вкладу в воспитание детей;

развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межведомственной и межрегиональной координации и консолидации усилий общественных и гражданских институтов, современной развитой инфраструктуре, правовом регулировании и эффективных механизмах управления;

повышение роли системы общего и дополнительного образования в воспитании детей, а также повышение эффективности деятельности организаций сферы физической культуры и спорта, культуры;

повышение общественного авторитета и статуса педагогических и других работников, принимающих активное участие в воспитании детей;

укрепление и развитие кадрового потенциала системы воспитания;

доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья;

создание условий для поддержки детской одаренности, развития способностей детей в сферах образования, науки, культуры и спорта, в том числе путем реализации государственных, федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;

утверждение в детской среде позитивных моделей поведения как нормы, развитие эмпатии;

снижение уровня негативных социальных явлений;

развитие и поддержку социально значимых детских, семейных и родительских инициатив, деятельности детских общественных объединений;

повышение качества научных исследований в области воспитания детей;

повышение уровня информационной безопасности детей;

снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей;

формирование системы мониторинга показателей, отражающих эффективность системы воспитания в Российской Федерации.

Страна, простирающаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря.

История

В глубокой древности Ханаан был заселён различными народами, такими как хананеи, хетты, иевусеи, амореи, и представлял собой чересполосицу враждовавших между собой царств и городов-государств.

Расположенный между Междуречьем и территорией Древнего Египта, Ханаан, с одной стороны, находился в центре цивилизации Древнего Востока, а с другой стороны, постоянно подвергался внешним нашествиям.

Ханаан был заселён еврейскими племенами в середине II тысячелетия до н.э. По преданию, Бог повелел Аврааму покинуть родное Междуречье и отправиться в Ханаан, названный Землёй обетованной, который стал страной его потомков.

Самым большим образованием, существовавшим на его территории, было объединённое царство Израиля и Иудеи во времена царей Саула, Давида и Соломона (около 1029—928 гг. до н. э.).

Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли — финикийцы — основали множество колоний на берегах Средиземного моря, в том числе Карфаген.

Письменность

Самым большим вкладом хананеев в мировую цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000 и 1600 гг. до н.э.

Благодаря влиянию египтян основным писчим материалом в Ханаане стал папирус.

Поскольку папирус в здешних климатических условиях хранится очень недолго (в отличие от Египта), образцы раннего алфавитного письма чрезвычайно редки.

Изображение протоханаанейских (не синайских) надписей

До нашего времени дошло лишь несколько надписей на более прочных материалах, например имена, нацарапанные на чашах.

Торговля

Основным занятием жителей побережья была торговля, составлявшая столь важную часть жизни хананеев, что в древнееврейском языке слово «хананей» стало означать «купец» — именно такое значение оно имеет, например, в Притч 31:24.

Главными портами были Тир, Сидон, Бейрут и Библ, расположенные в северной части Ханаана (на побережье современного Ливана).

Отсюда в Египет, Грецию и на Крит везли кедровую древесину, кувшины с оливковым маслом и вином, другие товары.

Привозили же сюда предметы роскоши и папирус из Египта, гончарные и металлические изделия из Греции.

Важной статьей средиземноморской торговли хананеев была работорговля.

На севере ханаанского побережья (близ современной Латакии) лежал крупный город Угарит, население которого было близко хананеям по языку, культуре и уровню экономического развития.

Угарит был одним из важнейших и богатейших торговых центров Восточного Средиземноморья.

Карта древнего Ханаана

Положение страны на пути между Египтом и Азией и активная торговля делали хананеев открытыми для самых разнообразных культурных влияний. В городах, находившихся под властью египтян, дворцы и храмы возводились в египетском стиле. А по-соседству мог господствовать ассирийский стиль.

В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые украшения из Малой Азии.

Показательно, что хананеи использовали одновременно египетскую (иероглифическую) и вавилонскую (клинописную) письменность.

Города и их правители

Ханаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой, — подобное можно встретить и на Ближнем Востоке и сегодня.

Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремеслами.

Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.

Правители городов постоянно ссорились и воевали друг с другом. Иногда города подвергались нападениям скрывавшихся в лесах разбойничьих шаек.

Такого было положение дел в Ханаане около 1360 г. до н.э. Об этом свидетельствуют документы, найденные при раскопках города Эль-Амарна в Египте.

А библейские книги Иисуса Навина и Судей дают основание полагать, что и 100-200 лет спустя все оставалось по-прежнему.

Междоусобная вражда хананеев значительно облегчила израильтянам завоевание страны. Объединенным Ханааном овладеть было неизмеримо труднее.

Религия хананеев

Ханаанские боги и богини были персонифицированными силами природы. Имя Баал (Ваал), означающее «господин», было титулом Хаду, бога грома и дождя (в самом слове «Баал» слышится звучание грома).

Поскольку Баал ведал дождями, туманами и росой, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно важное значение для всего хананского общества.

Женой Баала была Астарта, или, иначе, Анат, богиня любви и войны, отцом — Эль, повелитель богов, который ко времени израильского завоевания превратился в довольно туманную фигуру.

Женой Эля была Ашера, богиня-мать и повелительница моря. И Астарту, и Ашеру часто называли Баалат («хозяйка»).

К числу главных божеств принадлежали также Шамаш (бог солнца), Решеф (бог войны), Дагон (бог хлеба). Вокруг старших богов вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств.

Это общая картина варьировалась, ибо каждый город имел своего персонального покровителя или свое любимое божество, часто именовавшееся «Господином» или «Госпожой» этого места.

ИСХОД ИЗ ЕГИПТА И ЗАВОЕВАНИЕ ХАНААНА.

АНАЛИЗ БИБЛИИ

А.Е.Любарев

1. Исход

2. Происхождение 12 колен израилевых

2.1. Загадки

2.2. Судьба южных племен

2.3. Судьба Моисея

2.4. 40 лет в пустыне

2.5. Версия

История возникновения еврейского народа полна загадок. Основной источник нашего знания — первые книги Библии (Пятикнижие Моисея, Книга Иисуса Навина, Книга судей израилевых). Нет сомнений, что в этих книгах отражены реальные исторические события. В то же время, нельзя считать библейские описания полностью достоверными: есть множество причин, которые способствовали искажению исторической правды. Поэтому необходим научный анализ текстов.

1. ИСХОД

Кто такой Моисей? Кто такие левиты? Каково происхождение колен Израилевых? Откуда взялась иудейская религия?

Попробуем начать с ответа на последний вопрос. Единственным известным монотеистическим учением, предшествовавшим Моисею, была религия бога Атона, созданная фараоном Эхнатоном. так как, согласно Библии, евреи вышли из Египта, а Моисей к тому же воспитывался при дворе фараона, предположение о египетских корнях иудейской религии вполне обосновано. Но между смертью Эхнатона и исходом евреев прошло более 150 лет . Все эти годы религия Атона была под запретом. Тем не менее, нетрудно предположить, что секты приверженцев этой религии существовали . Можно

также предполагать, что они существовали не только в Египте, где их преследовали, но и в близлежащих странах, например, в Мадиамской земле, куда убежал Моисей.

Косидовский приводит версию, что левиты были не еврейским племенем, а составляли жреческую касту в Мадиамской земле. С другой стороны, далее утверждается, что только левиты носили типично египетские имена.

Преодолеть это противоречие можно с помощью следующего предположения. Левиты были сектой последователей единого бога. Секта эта могла располагаться в Египте, но, скорее всего, она покинула Египет и расположилась в земле Мадиамской. Тесть Моисея Иофор был их верховным жрецом. То, что Иофор не был мадианитянином, подтверждается враждебным отношением Моисея к мадианитянам (см., например, ), а также тем, что Моисею, пришедшему после бегства в эту землю, пришлось защищать дочерей жреца от местных пастухов .

В пользу предположения, что левиты были не еврейским племенем, а кастой жрецов-яхвистов, можно найти в Библии следующие подтверждения.

1. Левиты были выделены Моисеем в жреческую касту. Они не получили земельного надела в Ханаане, а получили города для выполнения своих функций.

2. Левиты не вошли в общую перепись, проведенную Моисеем, ни первый , ни второй раз , а исчислялись отдельно, причем не как другие племена (старше 20 лет), а от месяца и старше. Но даже при этом их численность была значительно меньше, чем других племен.

3. Левиты оказались 13-м коленом, и для того, чтобы свести концы с концами, составителям Библии пришлось придумать раздвоение колена Иосифа.

5. Книга Торы, где собран свод религиозных законов, называется «Левит».

Есть предположение, что Моисей был египтянином . Это предположение заслуживает внимания, ибо история рождения пророка, рассказанная Библией , слишком литературна, чтобы быть правдой. Скорее всего, Моисей был египетским аристократом, бежавшим из Египта либо из-за религиозных преследований, либо из-за убийства египтянина (возможно даже, что именно надзирателя над евреями). Бежав в землю Мадиамскую, он примкнул к секте левитов, женился на дочери их верховного жреца и стал их вождем или одним из вождей. Секта левитов стала для него мала, и он р

ешил возглавить народ и обратить его в свою веру. Выбор Моисея пал на евреев (возможно, он проникся к ним симпатией еще в Египте). Но вначале надо было убедить евреев, а это мог сделать только еврейский вождь. Моисей обратился к Аарону, которого Библия называет братом Моисея; на самом деле, Аарон был, по-видимому, верховным жрецом у евреев. Библия объясняет необходимость Аарона тем, что Моисей был косноязычен , во что трудно поверить. Но из книги ясно, что главную роль в организации исхода играл именно Аарон. В пустыне же главную роль ст

ал играть Моисей, знавший условия пустыни; он творил «чудеса» и покорял этим легковерных евреев, кроме того, он держал их в повиновении с помощью левитов.

Левиты могли, хотя бы частично, прийти в Египет вместе с Моисеем, но, вероятно, большая часть их присоединилась к евреям уже в пустыне.

2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ 12 КОЛЕН ИЗРАИЛЕВЫХ

2.1. Загадки

Действительно ли весь еврейский народ находился в египетском рабстве и был выведен оттуда Моисеем? Все ли они вместе странствовали 40 лет по пустыне? Одновременно ли все еврейские племена завоевали Ханаан?

Согласно Косидовскому, многие исследователи дают на эти вопросы отрицательный ответ . Основанием для этого служат:

1. Постоянный антагонизм южных и северных племен, окончившийся распадом царства Соломона на Израильское и Иудейское.

3. Данные о том, что в эпоху «египетского рабства» какие-то древнееврейские племена жили в аравийских, синайских и заиорданских степях и пустынях .

Какие же библейские факты могут помочь найти ответ на эти вопросы? В первую очередь следует обратить внимание на деление сыновей Иакова на детей Лии, Рахили, Зелфы (служанки Лии) и Ваалы (служанки Рахили). Я убежден, что это деление реально отражает степень родства еврейских племен. Стоит обратить внимание на факт, что расселение племен по Ханаану мало связано со степенью родства их «родоначальников». Это противоречие может дать ключ к разгадке событий, происходивших до завоевания Ханаана.

Кроме того, в легендах, связанных с детьми Иакова, отражены претензии на первенство сразу 6 племен: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Манассии и Ефрема.

Далее, обращают на себя внимание личности Иисуса Навина и Халева, сына Иефонниина из колена Иуды.

Впервые человек по имени Иисус появляется в Библии в эпизоде сражения с Амалкитянами по выходе из Египта, он командует еврейским войском . Этот эпизод, по-видимому, перенесен из другого времени, ибо вряд ли евреи, только вышедшие из Египта, могли одерживать военные победы. Во всех дальнейших эпизодах, вплоть до земли Аморреев у Арнона, евреи старались не вступать в боевые действия, а если вступали, то терпели поражение.

После этого в Библии дважды упоминается Иисус, сын Навин как юноша и служитель Моисея , не игравший существенной роли. Далее сообщается, что Моисей послал из пустыни Фаран в Ханаан 12 разведчиков (по одному от каждого племени) и среди них Осию, сына Навина из колена Ефремова , которого Моисей назвал Иисусом — странная приписка, вероятно, более поздняя.

Больше Иисус Навин не упоминается в течение всего дальнейшего похода, даже в эпизодах успешных войн с Сигоном и Огом в Заиорданье. Лишь перед смертью Моисея Бог велел передать бразды правления Иисусу Навину . Поэтому трудно поверить, что Иисус был действительно сподвижником Моисея.

2.2. Судьба южных племен

Библия утверждает, что проклятия Бога за малодушие так подействовало на евреев, что они вопреки запрету Моисея попытались вторгнуться в Ханаан, но потерпели поражение . Далее еще раз говорится о поражении, нанесенном евреям ханаанским царем и также в районе Хормы. Вероятно, речь идет об одном и том же эпизоде. Это наводит на мысль, что колена Иуды и Симеона вторглись под руководством Халева в Ханаан именно тогда и именно с юга, со стороны пустыни Син, а не вместе с другими племенами со стороны Иордана. В самом деле, между Иудеей и м

естом расселения других племен еще долгое время находились непокоренные иевусеи со столицей в неприступном Иерусалиме, поэтому логично предположить, что племена Иуды и Симеона не прорывались через сеть иевусейских крепостей, а прошли с юга. Это подтверждается еще и тем, что колена Иуды и Симеона в эпоху «судей» не участвовали в общих войнах: о них не вспоминали ни Девора , ни Гедеон . Лишь общая угроза со стороны филистимлян позволила Саулу впервые объединить в своем войске «сынов Израилевых и мужей Иудиных» .

Итак, я предполагаю, что колена Иуды и Симеона во главе с Халевом из пустыни Син двинулись в Ханаан. У Хормы они потерпели поражение, тем не менее им удалось занять горную часть Иудеи, как это описано в Библии .

2.3. Судьба Моисея

В той же пустыне Син, в Кадес-Варни, против Моисея и Аарона вспыхнул бунт во главе с левитом Кореем и Дафаном, Авироном и Авнаном из племени Рувима. Согласно Библии , этот бунт был жестоко подавлен Богом (читай, Моисеем). Можно, однако, думать, что на самом деле произошло обратное. Предположение о том, что Моисей стал жертвой бунта, уже высказывалось и основывается на загадочных обстоятельствах смерти пророка.

Для проверки гипотезы о том, что израильтяне двинулись из пустыни Син к Чермному морю уже без Моисея, следует посмотреть, как упоминается Моисей в последующих главах Библии. В первую очередь следует отметить, что весь путь от Кадес-Варни до Иордана описан очень кратко.

Первым в этом описании является эпизод со змеями. Моисей сделал медного змея и выставил его на знамя , что было явным отступничеством от монотеизма, единственным на протяжении всей деятельности пророка. Логично предположить, что этот эпизод Моисею приписан.

Сомнителен также эпизод в Кадесе, когда Моисей и Аарон не знали, как напоить народ . Это почти дословное повторение эпизода в Рефидиме . Но именно здесь, по этому ничтожному поводу Бог объявил Моисею, что тот не введет народ в Ханаан . Видимо, здесь просто отголосок трагической судьбы Моисея.

Согласно Библии, в Кадесе умерла Мариам . Неподалеку, на горе Ор, умер Аарон. Не была ли их смерть насильственной, сказать трудно. Во всяком случае, они были с почестями похоронены, так как являлись исконными вождями народа. Моисея же израильтяне считали главным виновником своих бед, возможно поэтому «никто не знает места погребения его» . Законно также другое предположение: Моисей, не сумев подавить бунт, покинул лагерь израильтян, и больше они не встречались.

2.4. 40 лет в пустыне

При изложении путешествия евреев по пустыне Библия не сообщает, сколько времени они провели в каком месте. Известно только, что от горы Синай они отправились в начале второго года . Ясно, что разведчики побывали в Ханаане вскоре, так как именно после этого Бог объявил о том, что народу прийдется пробыть в пустыне 40 лет . Но в обзорном изложении путешествия сказано, что Аарон умер на горе Ор в сороковой год по исшествии из Египта. Из этого следует, что евреи пробыли около 40 лет в пустыне Син около Кадеса. В это трудно пове

рить: вряд ли они смогли бы там так долго кормиться.

Более логично предполагать, что, если между исходом и вторжением в Ханаан действительно прошло 40 лет, то большую часть из этого периода евреи провели в заиорданских степях, где были подходящие пастбища. Это подтверждается следующими фразами из Библии: «и жил Израиль во всех городах Аморрейских, в Есевоне и во всех зависящих от него» , «и жил Израиль в Ситтиме» . В то же время, никакого намека на длительность пребывания евреев в пустыне Син в Библии нет.

2.5. Версия

Итак, по моему предположению, после отделения иудеев во главе с Халевом в израильском стане вспыхнул бунт, во время которого Моисей был убит или бежал. Израильтяне во главе с коленом Рувима двинулись к Чермному морю, а оттуда в Заиорданье. Часть левитов ушла с Халевом, часть последовала с ними. В Заиорданье они разгромили Аморреев и заняли их территорию. Старшие колена — Рувима и Гада — заняли основные пастбища, остальным земли не хватило, и они стали готовиться к завоеванию Ханаана.

Как можно решить «Иерихонскую загадку»? Как преодолеть противоречия, связанные с Иисусом Навиным?

Я предполагаю, что часть еврейских племен вышла из Египта до того, как евреи попали в рабство, т.е. в XV-XIV вв. до н.э. Эти племена считали себя потомками Иосифа, могущественного наместника фараона времен владычества гиксосов. В XIV в. они из Заиорданья под предводительством вождя по имени Иисус вторглись в Ханаан и разрушили Иерихон. Но дальше, видимо, не продвинулись и вернулись в Заиорданье. Это были племена Манассии, Ефрема, Вениамина, Дана и Неффалима (детей Иакова от Рахили и Ваалы). Спустя 1,5 столетия они соединились с родственными племенами, пришедшими в З

аиорданье — Рувима, Гада, Иссахара, Завулона и Асира (детей Иакова от Лии и Зелфы, кроме Симеона, Левия и Иуды). Объединившись, израильтяне сумели разгромить Аморреев и занять значительную территорию за Иорданом, которой, впрочем, все равно на всех не хватило. Тогда вождь из племени Ефрема Осия Навин начал готовиться к вторжению в Ханаан. Он изменил свое имя на имя Иисус в память о вожде, разрушившем Иерихон. Под его руководством израильтяне успешно вторглись в Ханаан, хотя и не смогли покорить его целиком.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *