Попова О. С.
Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы.
М., Северный паломник, 2006 — 1088 стр.
Формат 70х100/16. Тираж 2000 экз. Цена 940 руб. (в издательстве)
ISBN 5-94431-184-3

Прекрасно изданная книга, на мой взгляд: вся на мелованной бумаге (оттого прилично весит), 563 черно-белых иллюстрации в тексте и 156 цветных таблиц. Ко всем статьям даны краткие аннотации на английском языке.
Аннотация
Книга представляет собой сборник работ автора о памятниках византийского искусства с широким хронологическим охватом — от V до XV века. В нее входят исследования об ансамблях мозаик и фресок и об отдельных иконах, а также работы обобщающего характера — о типологии образов и стиле византийского искусства на протяжении его истории. Несколько основных тем проходят через всю книгу. Одна из них и наиболее важная для автора — это аскетическое направление в византийской живописи, существовавшее в разные эпохи и воплощавшееся в каждой из них в особых типах образов, специфическими художественными приемами. В числе других важных тем — классические основы византийского искусства и многообразные способы их изменения в связи с потребностями религиозного сознания, а также переходные этапы в развитии византийской живописи, полные поисков новой художественной выразительности.
Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга людей, интересующихся средневековым искусством.
От автора
Образ Христа в византийском искусстве V–XIV веков
The Image of Christ in Byzantine Art
Образ и стиль в византийском искусстве VI и XI века
Image and Style in Byzantine Art of the Sixth and Eleventh Centuries
Свет в византийском и русском искусстве XI–XV веков
Light in Byzantine and Russian Art of the Eleventh to Fifteenth Centuries
Аскетическое направление в византийском искусстве второй четверти XI века и его дальнейшая судьба
The Ascetic Trend in Byzantine and Russian Art of the Second Quarter of the Eleventh Century and Its Subsequent Fate
Мозаики Софии Киевской и византийская монументальная живопись второй четверти XI века
The Mosaics in the Kievan Sophia and Hosios Loukas in Phokis. Similarity and Differences
Мозаики Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве и византийское искусство конца XI — начала XII века
The Mosaics of St. Michael’s «Gold-Topped» Cathedral in Kiev and Byzantine Art of the Late Eleventh to Early Twelfth Century
Фрески Дмитриевского собора во Владимире и византийская живопись XII века
The Frescoes of St. Demetrius Cathedral in Vladimir and Twelfth-Century Byzantine Painting
Византийское искусство в Италии. Мозаики Торчелло
Byzantine Art in Italy. The Torcello Mosaics
Русские иконы начала XIII века и византийское искусство
Russian Icons of the Early Thirteenth Century and Byzantine Art
Византийские иконы XIV — первой половины XV века в собраниях России
Byzantine Icons of the Fourteenth and First Half of the Fifteenth Centuries in Russian Collections
Икона Христа Пантократора из Византийского музея в Афинах
An Icon of Christ Pantocrator from the Byzantine Museum in Athens
Икона «Благовещение» из Музея изобразительных искусств в Москве — произведение фессалоникских мастерских 30–40-х годов XIV века
An Icon of the Annunciation from the Museum of Fine Arts in Moscow — a Work from Thessalonican Workshops of the 1330s to 1340s
Икона «Иоанн Предтеча» около середины XIV века из Эрмитажа
An Icon of John the Baptist (1330s–1340s) from the Hermitage
Фрески и иконы Феофана Грека. Два пути духовной жизни
The Frescoes and Icons of Theophanes the Greek. Two Paths of Spiritual Life
Особенности искусства Пскова
The Special Features of Pskovian Art
Образы святых жен в византийском искусстве конца XIV — начала XV века
Some Problems of Late Byzantine Art. The Images of SS. Marina and Anastasia
Русские иконы эпохи святого Сергия Радонежского и его учеников: православная духовность XIV века и ее русский вариант
Russian Icons of the Age of St. Sergius of Radonezh and His Followers (Orthodox Spirituality of the Fourteenth Century and Its Russian Variant)
Древняя русская живопись и Византия
Mediaeval Russian Painting and Byzantium
Цветные таблицы
Указатель произведений
Список сокращений

На днях интернет буквально взорвала новость о том, что во Всероссийском НИИ овцеводства и козоводства в Ставрополе создали доморощенного «убийцу» Windows — Ivan OS. На деле операционная система представляет собой всего лишь очередную модификацию Linux, однако на ее разработку потратили 40 миллионов рублей. «Лента.ру» попыталась разобраться, на что потратили деньги козоводы и какие еще системы разрабатываются в России и мире.

Мечтают ли козоводы об электроовцах

Разработчики Ivan OS называют главной причиной создания операционной системы необходимость восполнить существенные пробелы на ниве импортозамещения. Вместе с тем новоявленные конкуренты Microsoft нелестно отзываются о Windows и присущей ей политике конфиденциальности.

«Мало кто знает, но когда вы устанавливаете Windows 10, в пользовательском соглашении прописано условие, что все ваши персональные данные могут напрямую передаваться в офис Microsoft. Поэтому появление отечественной операционной системы — актуальная потребность на сегодняшний день», — объясняет заведующий лабораторией информационных технологий института Денис Белов.

Несмотря на то что сам факт рождения «убийцы» Windows в стенах НИИ козоводства и овцеводства вызывает неистовый смех, есть и более интересные детали. Так, разработчики «инновационной» модификации Linux без стеснения рассказали, что потратили на разработку пять лет и 40 миллионов рублей, а над операционной системой, в лучших традициях гаражных стартапов наподобие Apple, корпели всего семь человек.

Когда про 40 миллионов рублей узнала вся страна, демиурги Ivan OS рассказали, что вообще-то Ivan OS создавалась для личного пользования и установлена почти на всех компьютерах НИИ, а из государственных средств ушло всего 4 миллиона рублей — остальные 36 миллионов козоводы буквально наскребли по сусекам.

«Нас неправильно поняли. Операционная система — это один из компонентов нашей технологической платформы. Последняя подразумевает совокупность разработок, которые позволяют обеспечить работу различных вычислительных систем», — рассказал Белов.

Вместе с тем технологическая платформа, частью которой является Ivan OS, уже была представлена в правительстве Ставропольского края. В ходе мероприятия Белов заявил, что нужно на федеральном уровне принять закон, который обяжет чиновников закупать только те программы, которые работают на базе Linux.

Воплотятся ли мечты козоводов — покажет время.

«Нет» скучным обоям

Не одними козоводами богата Россия. Принципиально новую революционную операционную систему™ создал школьник из Нижнего Тагила Денис Попов.

Официальным анонсом BolgenOS можно считать появление на форуме о Linux поста со словами «Я докажу всем, что мой проект лучше, чем Debian» в декабре 2009 года. Не стоит и говорить, что в профильной среде Попова освистали и призвали отказаться от идеи. Спустя некоторое время жарких дискуссий обсуждение творения школьника было закрыто, и появилась надежда, что о BolgenOS больше никто не услышит.

Но в конце весны 2010 года в нескольких СМИ появились сюжеты об инновационной разработке тагильского школьника, которые подарили принципиально новой революционной операционной системе™ BolgenOS вторую жизнь. Репортаж на одном из местных каналов обрел невероятную популярность, а интернет долгое время пестрел пассажами о «нескучных обоях», «загрузке за пять секунд» и «антивирусе Попова».

По словам журналистов, подростку удалось «перевернуть виртуальный мир», а BolgenOS по достоинству оценили ведущие программисты России. Попов без ложной скромности рассказал, что создал не только операционную систему с нуля, но и «Антивирус Попова», «Офис Попова», собственный браузер и много чего еще. Разработку встретили настолько тепло, что в одном из магазинов даже начали продавать нетбуки с предустановленной BolgenOS.

«Надоели скучные эти виндоусовские обои… Их меняешь, меняешь, все одно и то же постоянно, неинтересно. Вот, ну и система быстро загружается. Если Windows приходится иногда ждать 30 секунд, чтобы она загрузилась, то тут все за пять секунд», — описывает свои впечатления от BolgenOS Денис Лохтин — друг Попова.

Проблема заключается в том, что BolgenOS — это переименованная Ubuntu, из которой стерли лицензии и информацию об авторах. Софт же является копией других программ — вроде Arora, ClamAV и GNOME Office. Поэтому вскоре после выхода репортажа пришлось делать опровержение. Так и закончилась славная история BolgenOS. Попов несколько раз возвращался на тематические сайты, но тщетно. К примеру, его пост на «Хабре» имеет самый низкий рейтинг из всех.

Провалившаяся революция

«Российская Операционная система будущего поколения «Патриот ОС» — это уникальная в своем роде операционная система, которая будет разработана русскими программистами для отечественного потребления и защиты граждан Российской Федерации от монополий Microsoft, Google, Apple и других аналогичных компаний. «Патриот ОС» — это революция в сфере информационных технологий».

С таких слов начинается презентация очередной инновационной разработки из России. Создатели системы во главе с неким Михаилом Хохловым в 2014 году начали краудфандинговую кампанию на Boomstarter по сбору средств на свое творение. Причем запрашивали они космическую сумму в 38,5 миллиона рублей, хоть и называли эту сумму символической. Выход бета-версии системы был запланирован на 2016 год, а в 2017-м ожидался официальный релиз. Однако за время сбора средств удалось получить всего 31,3 тысячи рублей от 57 пользователей.

Возможно, проблема крылась в том, что Хохлов не предоставил пробной версии или хотя бы скриншотов «Патриот ОС». Разработчики объясняют это секретностью разработки: «Поскольку «Патриот ОС» должен сохранять секретность, мы не сможем разглашать всех новшеств этой системы, дабы не дать нашим западным партнерам надежды присвоить сверхтехнологии». Тем не менее, судя по последним новостям, проект скорее жив, чем мертв.

«Мы хотим сообщить, что по истечении двух лет нам удалось найти инвестора, которого заинтересовала наша разработка. К нашему великому сожалению, проект «Патриот ОС» перестанет быть российским проектом и станет международным достоянием», — написал Хохлов.

В любом случае презентация проекта настолько шедевральна, что заслуживает увековечения как одна из самых абсурдных в Рунете. Разработчики в одном посте анонсируют собственный аналог интернета «Патрионет» без «нудных интернет-страничек», обещают сократить время выполнения задач за компьютером в 12 раз и гарантируют работы «Патриот ОС» на всех возможных устройствах, начиная от часов и заканчивая автомобилями.

Фантомная операционка

Но не каждый проект российской ОС — просто переделка Linux или нечто существующее лишь на бумаге. Отличным примером служит «Фантом ОС», создаваемая с 2010 года компанией Digital Zone во главе с Дмитрием Завалишиным. В свое время он принял активное участие в создании Фидонета, издавал онлайн-журнал «dz online» и создал «Яндекс.Гуру» (который в будущем стал «Яндекс.Маркетом»). Поэтому доверия к его проекту было больше.

Из уст самого Завалишина все звучит более-менее складно и даже интригующе. «Фантом ОС» базируется на концепции персистентной виртуальной памяти, ориентирована на управляемый код и нацелена на применение в носимых и встроенных компьютерах. Она стала одной из немногих ОС, которая не берет за основу классическую концепцию Unix-подобных систем. Ну и, конечно, система будет конкурировать с Windows и другими популярными ОС.

Однако в реальности все прозаичнее. Даже если не углубляться в техническую часть проекта Завалишина, появляется много вопросов к «Фантом ОС». Например, как создатели планируют выводить на мировой рынок свою систему и откуда для нее возьмется софт — ведь она несовместима с существующими ОС.

Некоторые специалисты указывают, что пусть «Фантом ОС» и не списана с Windows/Unix, она является архитектурным клоном любой другой системы, реализующей ортогональную персистентность. Среди них KeyKOS, появившаяся еще в начале 80-х, или же EROS 1991 года. Вопросы об этом разработчики всячески игнорируют и продолжают настаивать на своем.

В общем, с 2010 года пользователям показали не так много: логотип и примерный дизайн, возможность включаться, выключаться и выходить из спящего режима с сохранением работающих программ. Но Завалишин нахваливает «Фантом ОС» буквально на каждой профильной конференции, где успевает появиться, и рассказывает, что работа над ней идет без остановок.

Восточный опыт

В дружественной Северной Корее также не гнушаются «перепиливать» Linux под свои нужды. Несмотря на то, что Red Star OS базируется на Fedora, ОС получилась максимально закрытой и непрозрачной. Для достижения этого лучшие умы страны идей чучхе работали десять лет.

Во второй версии Red Star, которая вышла в 2010 году, интерфейс был полностью скопирован с Windows. Но к релизу дистрибутива 3.0 в 2013 году дизайн полностью переделали под OS X. Разработчики сильно модифицировали ОС, поэтому ее нельзя считать клоном Mac OS, Windows или какого-нибудь дистрибутива Linux. Была добавлена система шифрования файлов и их постоянного мониторинга. Многое организовано так, чтобы вести слежку за пользователем, и он ничего не мог менять.

Если попытаться что-то изменить в Red Star, она выдает ошибку либо просто выключается, а при отключении антивируса запрещает менять основные параметры. В ОС нельзя загрузить сторонние книги, фильмы и музыку, а также использовать флешку с иностранными файлами. Набор софта довольно аскетичный: текстовый редактор, календарь, программа для создания музыки и несколько других программ.

Предлагаемый вниманию читателя труд представляет собой итог многолетней исследовательской и преподавательской деятельности автора — одного из ведущих российских византинистов, профессора МГУ имени М.В. Ломоносова, доктора искусствоведения О.С.Поповой. В книге прослеживается многовековая история стиля византийского искусства, получившая воплощение в архитектуре храмов, в их мозаиках и фресках, в иконах и миниатюрах рукописных книг. Стилистические особенности рассматриваются при этом как символическое выражение смысла образов византийского искусства, сформированного христианским миросозерцанием и традициями античной культуры. Это наследие стало той основой, на которой выросла художественная культура Древней Руси и других православных стран. В этом богато иллюстрированном научном издании история византийского искусства излагается в форме, доступной не только специалистам, но и самому широкому кругу читателей.

***

Данный труд пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf

Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *