Проблема истины является центральной в гносеологии. Интерпретация этой темы требует ответа на два вопроса:

  • • каковы средства и пути достижения истины, т.е. познавательные способности человека?
  • • каковы формы существования истины?

Поиски ответа на вопрос о формах существования истины привели к созданию целого спектра философских концепций, конфликтующих между собой. Существует два принципиальных подхода к проблеме истины: онтологический и гносеологический. Наиболее древний из них – онтологический, в рамках которого истина рассматривается как особого рода бытие. Примером онтологического отношения к истине является философия Платона. Платон понимал истину как одну из идей, существующих автономно от человека в особом царстве мысли. Истина, как и другие эйдосы, обладает собственным онтологическим статусом и не нуждается в человеке для своего проявления.

Другим примером онтологизма является теологическое представление о Боге как единственной истине. В современной философии к онтологизму тяготеет феноменологическая концепция Э. Гуссерля (см. 2.7). Внутри онтологизма существует множество различных вариаций, но суть его остается одной и той же: истина есть не зависящая от субъекта реальность, либо одна из составляющих бытия, либо бытие в своей полноте.

Онтологизму противостоит гносеологическое понимание истины как особого свойства знания. В рамках этой концепции истина есть характеристика знания, не существующая в отрыве от него, а значит, и от познающего субъекта, этим знанием обладающего. Именно гносеологическая парадигма получила наибольшее распространение в философии.

Общепризнанной в рамках гносеологизма является классическая концепция истины: истина есть соответствие знаний действительности. Классического понимания придерживаются как идеалисты, так и материалисты. Различие в материалистической и идеалистической трактовках наблюдается в решении вопроса о том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалистический вариант классической концепции истины; если же оно трактуется как сознание, дух, – идеалистический. Классического понимания истины придерживались Дж. Локк, Б. Спиноза, философы-просветители, Г. Гегель и диалектические материалисты (см. 2.3, 2.5).

В классической концепции истине приписывается ряд характеристик. Объективность истины предполагает независимость содержания истинного знания от познающего субъекта. Если по содержанию истина объективна, то по форме она всегда субъективна. Истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной, индивидуальной форме. Субъективность истины связана с пониманием ее как свойства знания, а не самого бытия, существующего вне субъекта.

Абсолютность истины понимается как ее полнота, безусловность и окончательность. Абсолютно истинным считается такое знание, которое сохраняет свое содержание в любую историческую эпоху. Кроме того, абсолютность истины понимается как идеал знания, к которому движется человечество в бесконечной череде поколений. В качестве такого идеала абсолютная истина существует как нормативный, регулятивный принцип познавательной деятельности, но не как реальное содержание знания.

В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой своего применения.

Единство в знании относительности и абсолютности, объективности и субъективности определяет еще одно свойство истины – динамичность. Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное – через субъективное. Отсюда вытекает следующее свойство истины – ее процессуальность. Истина процессуальна, поскольку существует в движении не как окончательный результат познания, а как сам процесс познания, последовательное, преемственное движение познания от менее совершенных форм к более совершенным.

Конкретность истины означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины: истинное знание спроецировано на те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени. Конкретность истины связана с ее относительностью и историчностью.

В рамках гносеологической парадигмы помимо классической концепции истины существует и ряд других. Так, например, конвенциональная концепция истины, получившая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между членами научного сообщества. Прагматическая концепция истины отождествляет свойство истинности с полезностью знания: истинным признается такое знание, которое ведет к успеху. Когерентная концепция истины понимает ее как свойство самосогласованности знания, которая устанавливается на разных уровнях: внутри теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры. Истинным в рамках когерентной концепции признается такое знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания.

Неклассические концепции истины получили широкое распространение в современной философии, которая столкнулась с рядом проблем, связанных с классическими представлениями о разуме, науке и человеке. В неклассических концепциях есть свой объективный фундамент: они указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность (см. 5.3).

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 Единый государственный экзамен 2003 Обществознание 11 кл. (1 − 11 / 18) В4 Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека. 1) существо биологическое 2) сознательно выдвигает цели деятельности 3) живет среди себе подобных 4) обладает способностью к творчеству 5) производит орудия труда с помощью других орудий 6) обладает врожденными инстинктами самосохранения Цифры в ответе запишите в порядке возрастания. Ответ: __________________________. Не забудьте перенести все записанные в тексте экзаменационной работы ответы в бланк ответов № 1 (без пробелов между цифрами и буквами). Часть 3 Для ответов на задания этой части (С1 – С8) используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем развернутый ответ на него. Количество баллов, выставляемых за задания части 3, зависит от пол- ноты и правильности вашего ответа. Оцениваться будет и полный пра- вильный, и частично правильный ответ. С1 Назовите три характерных признака массовой культуры. С2 Раскройте на примере различные проявления воздействия экономики на соци- альную сферу. С3 Определите, предприятие какой формы собственности иллюстрирует следую- щий пример, и назовите права его работников. Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его цен- ными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения. © 2002 Министерство образования Российской Федерации Копирование и распространение без письменного разрешения Минобразования РФ не допускается Единый государственный экзамен 2003 Обществознание 11 кл. (1 − 12 / 18) Прочитайте текст и выполните задания С4 – С7. Истина сама по себе… – соответствие между нашей мыслью и действи- тельностью… Ложь – в отличие от заблуждения и ошибки – обозначает созна- тельное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиной, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обма- нуть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который делает- ся по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося… Наука объясняет существующее. Данная действительность еще не есть истина. Ум не удовлетворяется действительностью, находя ее неясною, и ищет того, что не дано, чтобы объяснить то, что дано. Наука постоянно восстанав- ливает подлинный вид вещей, когда объясняет их… Чтобы ум признал факт ясным, прозрачным, нужно коренное его изменение; нужно, чтобы он перестал быть только фактом, а сделался истиной. Таким образом, деятельность нашего ума определяется: 1) фактическим бытием как данным и 2) истиною, которая есть предмет и цель ума… Если бы ум ограничивался восприятием данного, ему нечего было бы делать; он не сознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмыслен- ности животного. Если бы ум уже владел полнотою истины, задача была бы выполнена, и для человечества не было бы иного состояния, кроме абсолютно- го покоя божества. (Соловьев В.С. Из статьи для Энциклопедического словаря Ф. Брокгауза – И. Ефрона) С4 Как философ трактует понятие «истина»? Какое выражение отражает позицию автора: «эти факты истинны» или «наши знания об этих фактах истинны»? С5 Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем оно? С6 В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной (умственной) деятельности человека, направленной на постижение мира? Соответствуют ли эти положения современным взглядам на роль рационального мышления в познании? Свой вывод обоснуйте. С7 Как автор характеризует роль науки в процессе познания? Какие методы по- могают науке добывать истинное знание? © 2002 Министерство образования Российской Федерации Копирование и распространение без письменного разрешения Минобразования РФ не допускается Единый государственный экзамен 2003 Обществознание 11 кл. (1 − 13 / 18) Последнее задание работы (С8) – задание по выбору. Выполняя его, вы мо- жете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. Выберите одно из предложенных ниже высказыва- ний. В бланке ответов № 2 запишите полный номер выбранного вами за- дания (например, С8.2), перепишите содержание высказывания, а затем дайте развернутый ответ. Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. В ответе следует использовать соответствующие понятия общест- воведческого курса и, опираясь на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей по- зиции. C8.1 Экономика «Все преимущество иметь деньги заключается в возмож- ности ими пользоваться» (Б. Франклин) C8.2 Социология «Величие народа вовсе не исчисляется его численно- стью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго) C8.3 Политология «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А.П. Сумароков) C8.4 Правоведение «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье) C8.5 Культурология «Прекрасное постигается путем изучения и больших уси- лий, дурное усваивается само собой, без труда» (Демокрит) C8.6 Философия «Человек – не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем мо- жет стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм) © 2002 Министерство образования Российской Федерации Копирование и распространение без письменного разрешения Минобразования РФ не допускается Единый государственный экзамен 2003 Обществознание 11 кл. (1 − 14 / 18) Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по обществознанию ЧАСТЬ 1 № задания ответ № задания ответ № задания ответ А1 4 А17 3 А33 2 А2 2 А18 1 А34 2 А3 1 А19 1 А35 3 А4 3 А20 2 А36 1 А5 2 А21 1 А37 1 А6 2 А22 1 А38 3 А7 1 А23 2 А8 3 А24 4 А9 1 А25 3 А10 1 А26 1 А11 3 А27 1 А12 1 А28 4 А13 3 А29 3 А14 1 А30 4 А15 1 А31 1 А16 4 А32 2 Часть 2 № задания верный ответ B1 республика B2 юридической<или>правовой<или>уголовной B3 БГАВ B4 245 Часть 3 С1 Назовите три характерных признака массовой культуры. Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Элементы правильного ответа: 1) преимущественно коммерческая направленность; 2) ориентация на вкусы массового потребителя; 3) стандартизация содержания. Правильно указаны две-три позиции 2 Правильно указана одна позиция 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 2 © 2002 Министерство образования Российской Федерации Копирование и распространение без письменного разрешения Минобразования РФ не допускается Единый государственный экзамен 2003 Обществознание 11 кл. (1 − 15 / 18) С2 Раскройте на примере различные проявления воздействия экономики на соци- альную сферу. Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) В ответе должны быть сформулированы проявления воздейст- вия экономики на социальную сферу (например, изменение со- циальной структуры в результате экономических реформ; зави- симость состояния социальной сферы от уровня развития эко- номики) и приведены соответствующие примеры (например, приватизация и появление новых социальных групп; спонсор- ская поддержка преуспевающими фирмами детских домов). Правильно сформулированы два проявления и приведен соот- 3 ветствующий пример Правильно сформулировано одно проявление и приведен при- 2 мер Правильно сформулировано одно проявление без примера 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 С3 Определите, предприятие какой формы собственности иллюстрирует следую- щий пример, и назовите права его работников. Работники предприятия «Старт» стремятся сделать производство более эффективным, так как получают часть дохода предприятия, владея его цен- ными бумагами. Это право на доход сохраняется за ними и после увольнения. Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) В ответе в качестве формы собственности предприятия должно быть названо акционерное общество и названы права работни- ков: 1) на участие в делах предприятия; 2) на получение части дохода, определяемого количеством ак- ций, которые они приобрели; 3) право владельцев акций на часть дохода, сохраняющееся за ними после увольнения. Правильно названа форма собственности и указаны два-три 3 права работников Правильно названа форма собственности и указано одно право 2 Правильно названа форма собственности 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 © 2002 Министерство образования Российской Федерации Копирование и распространение без письменного разрешения Минобразования РФ не допускается Единый государственный экзамен 2003 Обществознание 11 кл. (1 − 16 / 18) Текст к заданиям С4 – С7 Истина сама по себе… – соответствие между нашей мыслью и действи- тельностью… Ложь – в отличие от заблуждения и ошибки – обозначает созна- тельное и потому нравственно предосудительное противоречие истине. Из прилагательных от этого слова безусловно дурное значение сохраняет лишь форма лживый, тогда как ложный употребляется также в смысле объективного несовпадения данного положения с истиной, хотя бы без намерения и вины субъекта; так лживый вывод есть тот, который делается с намерением обма- нуть других, тогда как ложным выводом может быть и такой, который делает- ся по ошибке, вводя в обман самого ошибающегося… Наука объясняет существующее. Данная действительность еще не есть истина. Ум не удовлетворяется действительностью, находя ее неясною, и ищет того, что не дано, чтобы объяснить то, что дано. Наука постоянно восстанав- ливает подлинный вид вещей, когда объясняет их… Чтобы ум признал факт ясным, прозрачным, нужно коренное его изменение; нужно, чтобы он перестал быть только фактом, а сделался истиной. Таким образом, деятельность нашего ума определяется: 1) фактическим бытием как данным и 2) истиною, которая есть предмет и цель ума… Если бы ум ограничивался восприятием данного, ему нечего было бы делать; он не сознавал бы своей задачи и человек снизошел бы до бессмыслен- ности животного. Если бы ум уже владел полнотою истины, задача была бы выполнена, и для человечества не было бы иного состояния, кроме абсолютно- го покоя божества. (Соловьев В.С. Из статьи для Энциклопедического словаря Ф. Брокгауза – И. Ефрона) С4 Как философ трактует понятие «истина»? Какое выражение отражает позицию автора: «эти факты истинны» или «наши знания об этих фактах истинны»? Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Возможный вариант ответа: 1) истина – это «соответствие между нашей мыслью и действи- тельностью», это действительность, осмысленная нами; 2) позицию автора отражает второе суждение («Наши знания об этих фактах истинны»). Правильно сформулирована трактовка истины, названо второе 2 суждение Правильно сформулирована трактовка истины, или названо вто- 1 рое суждение Ответ неправильный 0 Максимальный балл 2 © 2002 Министерство образования Российской Федерации Копирование и распространение без письменного разрешения Минобразования РФ не допускается Единый государственный экзамен 2003 Обществознание 11 кл. (1 − 17 / 18) С5 Существует ли различие между заблуждением и ложью? В чем оно? Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Возможный вариант ответа: 1) различие есть; 2) ложь – это сознательный преднамеренный обман, и она под- лежит нравственному осуждению; заблуждение – это объектив- ное несовпадение данного положения с истиной (непреднаме- ренное, не связанное с умыслом субъекта). Дан утвердительный ответ, и содержится пояснение 2 Дан утвердительный ответ без достаточного пояснения 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 2 С6 В каких фразах текста выражена необходимость мыслительной (умственной) деятельности человека, направленной на постижение мира? Соответствуют ли эти положения современным взглядам на роль рационального мышления в познании? Свой вывод обоснуйте. Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Возможный вариант ответа: 1) необходимость мыслительной деятельности показана в по- следнем абзаце текста; 2) позиция автора соответствует современным представлениям, согласно которым человек в ходе мыслительной деятельности перерабатывает информацию о внешнем мире, связывая ее с уже имеющимся знанием. Правильно указан фрагмент, дан утвердительный ответ на во- 3 прос, приведено обоснование Правильно указан фрагмент, дан утвердительный ответ без 2 обоснования Правильно указан фрагмент или дан утвердительный ответ без 1 обоснования Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 © 2002 Министерство образования Российской Федерации Копирование и распространение без письменного разрешения Минобразования РФ не допускается Единый государственный экзамен 2003 Обществознание 11 кл. (1 − 18 / 18) С7 Как автор характеризует роль науки в процессе познания? Какие методы по- могают науке добывать истинное знание? Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Возможный вариант ответа: 1) наука объясняет существующее, она объясняет вещи и таким образом «восстанавливает подлинный ход вещей», т.е. добывает истину; основные методы научного познания: 2) теория; 3) эксперимент; 4) моделирование; 5) наблюдение. Правильно сформулирована роль науки и указано не менее трех 3 методов научного познания Правильно сформулирована роль науки и указаны один-два мето- 2 да научного познания Правильно сформулирована роль науки или названы не менее 1 двух методов научного познания Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3 © 2002 Министерство образования Российской Федерации Копирование и распространение без письменного разрешения Минобразования РФ не допускается Единый государственный экзамен 2003 Обществознание 11 кл. (1 − 19 / 18) Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. В ответе следует использовать соответствующие понятия общест- воведческого курса и, опираясь на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей по- зиции. C8.1 Экономика «Все преимущество иметь деньги заключается в возмож- ности ими пользоваться» (Б. Франклин) C8.2 Социология «Величие народа вовсе не исчисляется его численно- стью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго) C8.3 Политология «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А.П. Сумароков) C8.4 Правоведение «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье) C8.5 Культурология «Прекрасное постигается путем изучения и больших уси- лий, дурное усваивается само собой, без труда» (Демокрит) C8.6 Философия «Человек – не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем мо- жет стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм) Содержание верного ответа и указания к оцениванию Баллы (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) При оценивании ответа необходимо выделить следующие элемен- ты: 1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснова- ниями) или бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; 3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. © 2002 Министерство образования Российской Федерации Копирование и распространение без письменного разрешения Минобразования РФ не допускается Единый государственный экзамен 2003 Обществознание 11 кл. (1 − 20 / 18) Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при 4 раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обосно- ваниями, с корректным использованием обществоведческих тер- минов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты обществен- ной жизни или личный социальный опыт. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при 3 раскрытии проблемы. Раскрытие проблемы с корректным использованием обществовед- ческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические свя- зи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты обществен- ной жизни или личный социальный опыт. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при 2 раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществовед- ческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты обществен- ной жизни или личный социальный опыт без теоретического обос- нования. Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при 1 раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на бытовом уровне. Аргументация своего мнения слабо связана с раскрытием пробле- мы. Собственная точка зрения по поднятой проблеме представлена 0 формально (выражено согласие или несогласие с автором высказы- вания). Проблема не раскрыта. Аргументация отсутствует. ИЛИ Дана информация не в контексте задания. Максимальный балл 4 © 2002 Министерство образования Российской Федерации Копирование и распространение без письменного разрешения Минобразования РФ не допускается Страницы ← предыдущая следующая → 1 2

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *