1 куплет:
Em D C Em C D Em
Господь есть истинный мой путь, ведущий к светлым небесам.
Am Em
Он мне сердце утешает, Своим словом ободряет,
H Em
Освещает путь ногам.
Am Em
Он мне сердце утешает, Своим словом ободряет,
H Em
Освещает путь ногам.
H Em
Господь — есть истинный мой путь!
2 куплет:
Господь — хранитель мой и щит. Во время бури и невзгод
Под сенью крыл Своих хранит. «Не бойся», — сердцу говорит,
За руку правую ведет.
Под сенью крыл Своих хранит. «Не бойся», — сердцу говорит,
За руку правую ведет.
Господь — хранитель мой и щит!
3 куплет:
Господь — есть часть моя вовек, Господь — моя твердыня.
А я, ничтожный человек, так беден, нищ и наг, и слеп,
Но им храним доныне.
А я, ничтожный человек, так беден, нищ и наг, и слеп,
Но им храним доныне.
Господь — есть часть моя вовек!
4 куплет:
Господь — спасение моё, источник вечной жизни.
В сердце веру Он вселяет, тайны неба открывает,
Он — прибежище моё.
В сердце веру Он вселяет, тайны неба открывает,
Он — прибежище моё.
Господь — спасение мое!
5 куплет:
Господь любви есть полнота, Он нас любовью возродил!
От греха освободил, кровью чистою омыл,
Что струёй текла с креста.
От греха освободил, кровью чистою омыл,
Что струёй текла с креста.
Господь любви есть полнота!
6 куплет:
О друг, томящийся в грехе, Теперь подумай о себе!
Ведь ты не вечен на земле, а мир вокруг лежит во зле;
Подумай о своей судьбе!
Ведь ты не вечен на земле, а мир вокруг лежит во зле;
Подумай о своей судьбе!
О друг, томящийся в грехе! 83 1 00:33:48 30.06.2020 Анна Чумак 405 просмотров 317 прослушиваний 135 скачиваний

Задачи на движение Этот раздел посвящен текстовым задачам на движение. В них допускается определенная идеализация: считается, что тела движутся прямолинейно и равномерно, скорости постоянны в течение определенных промежутков времени, не меняются при поворотах и т. д., движущиеся тела считаются материальными точками (если не оговорено противное), т.е. не имеющими размеров и массы (вернее, их размеры и масса несущественны для решения задачи).Основные типы задач на движение:

    1) задачи на движение по прямой (навстречу и вдогонку),2) задачи на движение по замкнутой трассе,3) задачи на движение по воде,4) задачи на среднюю скорость,5) задачи на движение протяженных тел.

Рассмотрим более подробно каждый из этих типов задач, выделив, где необходимо, базовые задачи.Движение навстречу.Одним из методов решения задач является создание упрощенной модели.Пример 1.Рассмотрим два объекта, движущихся навстречу с указанными на рисунке скоростями.Пусть прошла 1 минута. Как изменилось положение объектов: Видим, что расстояние между объектами сократилось на 15 + 10 = 25 метров. Таким образом, объекты сближаются со скоростью, равной сумме их скоростей. Значит, время их встречи равно (мин).Если расстояние между двумя телами равно s, а их скорости v1 и v2, то время t, через которое они встретятся, находится по формулеПример 2.Расстояние между городами А и В равно 435 км. Из города А в город В со скоростью 60 км/ч выехал первый автомобиль, а через час после этого навстречу ему из города В выехал со скоростью 65 км/ч второй автомобиль. На каком расстоянии от города А автомобили встретятся? Ответ дайте в километрах.Решение: Через час после выезда первого автомобиля расстояние между автомобилями стало равно 435-60 = 375 (км), поэтому автомобили встретятся через время(ч).Таким образом, до момента встречи первый автомобиль будет находиться в пути 4 часа и проедет 60 · 4 = 240 (км).Ответ: 240.Движение вдогонкуПример 3.Рассмотрим два объекта, один из которых догоняет другой, с указанными на рисунке скоростями. Пусть прошла 1 минута. Как изменилось положение объектов: Видим, что расстояние между объектами сократилось на 15 – 10 = 5 метров. Т.е. объекты сближаются со скоростью, равной разности их скоростей. Значит, время, за которое первый объект догонит другой, или время их встречи равно (мин).Если расстояние между двумя телами равно s, и они движутся по прямой в одну сторону со скоростями и соответственно так, что первое тело следует за вторым, то время t, через которое первое тело догонит второе, находится по формуле .Пример 4.Два пешехода отправляются в одном направлении одновременно из одного и того же места на прогулку по аллее парка. Скорость первого на 1,5 км/ч больше скорости второго. Через сколько минут расстояние между пешеходами станет равным 300 метрам?Решение: Время t в часах, за которое расстояние между пешеходами станет равным 300 метрам, т. е. 0,3 км, находим по формуле (ч).Следовательно, это время составляет 12 минут.Ответ: 12.Движение по окружности (замкнутой трассе)Пример 5. Рассмотрим движение двух точек по окружности длины L в одном направлении при одновременном старте со скоростями и и ответим на вопрос: через какое время первая точка будет опережать вторую ровно на один круг? Считая, что вторая точка покоится, а первая приближается к ней со скоростью – , получим, что условие задачи будет выполнено, когда первая точка поравняется в первый раз со второй. При этом первая точка пройдет расстояние, равное длине одного круга, и искомая формула ничем не отличается от формулы, полученной для задачи на движение вдогонку: Итак, если две точки начинают движение по окружности в одну сторону со скоростями и соответственно , то первая точка приближается ко второй со скоростью — и в момент, когда первая точка в первый раз догоняет вторую, она проходит расстояние на один круг больше.Пример 6.Из одной точки круговой трассы, длина которой равна 14 км, одновременно в одном направлении стартовали два автомобиля. Скорость первого автомобиля равна 80 км/ч, и через 40 минут после старта он опережал второй автомобиль на один круг. Найдите скорость второго автомобиля. Ответ дайте в км/ч.Решение:Пусть скорость второго автомобиля х км/ч. Поскольку 40 минут составляют 2/3 часа и это — то время, за которое первый автомобиль будет опережать второй на один круг, составим по условию задачи уравнение , т.е. х = 59 (км/ч).Ответ: 59.Движение по водеВ задачах на движение по воде скорость течения считается неизменной. При движении по течению скорость течения прибавляется к скорости плывущего тела, при движении против течения — вычитается из скорости тела. Скорость плота считается равной скорости течения.Пример 7.Теплоход, скорость которого в неподвижной воде равна 25 км/ч, проходит по течению реки и после стоянки возвращается в исходный пункт. Скорость течения равна 3 км/ч, стоянка длится 5 часов, а в исходный пункт теплоход возвращается через 30 часов после отплытия из него. Сколько километров прошел теплоход за весь рейс?Решение: Пусть искомая величина равна 2S.

S (км)

v (км/ч)

t (ч)

По течению

25 + 3 = 28

Против течения

25 – 3 = 22

Стоянка

Составим по условию задачи уравнение откуда .Значит, искомое расстояние равно 616 км.Ответ: 616.Средняя скоростьНапомним, что средняя скорость вычисляется по формулегде S — путь, пройденный телом, a t — время, за которое этот путь пройден. Если путь состоит из нескольких участков, то следует вычислить всю длину пути и всё время движения. Например, если путь состоял из двух участков протяженностью S1 и S2, скорости на которых были равны соответственно v1 и v2, тоПример 8.Первую треть трассы велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч, вторую треть — со скоростью 16 км/ч, а последнюю треть — со скоростью 24 км/ч. Найдите среднюю скорость велосипедиста на протяжении всего пути. Ответ дайте в км/ч.Решение:Обозначим длину всей трассы через 3S. Тогда первую треть трассы велосипедист проехал за время t1 = S/12, вторую треть — за время t2 = S/16, последнюю треть — за время t3 = S/24. Значит, время, потраченное им на весь путь, равноt1 + t2 + t3, т.е. Поэтому искомая средняя скорость находится по формуле(км/ч)Ответ: 16.Движение протяженных телВ задачах на движение протяжных тел требуется определить длину одного из них. Наиболее типичные ситуации: определение длины поезда проезжающего мимо:

  • придорожного столба;
  • идущего параллельно путям пешехода;
  • лесополосы определенной длины;
  • другого двигающегося поезда.

Если поезд движется мимо столба (светофора, человека), то он проходит расстояние S равное его длине L:S = L =vt.Если поезд движется мимо протяженной лесополосы, то он проходит расстояние равное сумме длины самого поезда L1 и лесополосы L2 :S = L1 + L2.Пример 9. Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 60 км/ч, проезжает мимо придорожного столба за 30 секунд. Найти длину поезда в метрах.Решение:Зная скорость движения v = 60 км/ч = 1000 м/мин и время, за которое он проезжает мимо столба t = 30 сек. =1/2 мин, можно найти длину поезда как пройденное расстояние S = vt = 1000·1/2 =500 (м).Ответ: 500.Пример 10. Поезд, двигаясь равномерно со скоростью 90 км/ч, за 1 минуту проезжает мимо лесополосы, длина которой 800 м. Найти длину поезда в метрах.Решение:Зная скорость движения v = 90 км/ч = 1500 м/мин и время, за которое он проезжает мимо лесополосы длиной 800 метров за t = 1мин, можно найти длину поезда как пройденное расстояние S = vt = 1500·1 = 1500 м минус длина лесополосы 800 метров и получим длину поезда равную 700 метров.Ответ: 700.Пример 11.Поезд проходит мост длиной 450 м за 45 с, а мимо будки стрелочника — за 15 с. Найти длину поезда и его скорость.Решение:Пусть скорость поезда v м/с. Тогда длина поезда L = 15v (м). За 45 с поезд проходит расстояние 45v (м) или (450 + 15v) м. Получаем уравнение:45v = 450 + 15v, откудаv = 15, L = 15v = 225.Ответ: длина поезда 225 м, а его скорость 15 м/с.Пример 12.По морю параллельными курсами в одном направлении следуют два сухогруза: первый длиной 120 метров, второй — длиной 80 метров. Сначала второй сухогруз отстает от первого и в некоторый момент времени расстояние от кормы первого сухогруза до носа второго сухогруза составляет 400 метров. Через 12 минут после этого уже первый сухогруз отстает второго так, что расстояние от кормы второго сухогруза до носа первого равно 600 метрам. На сколько километров в час скорость первого сухогруза меньше скорости второго?Решение:Через 12 минут: Решение:Будем считать, что первый сухогруз неподвижен, а второй приближается к нему со скоростью х (м/мин), равной разности скоростей второго и первого сухогрузов. Тогда за 12 минут второй сухогруз проходит расстояниеL=400 + 120 + 80 + 600 = 1200 (м).Поэтому х = 1200/12 = 100 (м/мин) = 6 (км/ч).Ответ: 6.Задачи для тренировкиУсловие задач часто для удобства представляют либо в виде рисунка, либо в виде таблицы, либо в виде того и другого.Пример 13.Расстояние между двумя городами скорый поезд проходит на 4 часа быстрее товарного и на 1 час быстрее пассажирского. Найти скорости товарного и скорого поездов, если известно, что скорость товарного поезда составляет 5/8 от скорости пассажирского и на 50 км/ч меньше скорости скорого.Решение:Пусть v км/ч – скорость товарного поезда (v>0), t ч – время движения скорого поезда (t>0). Составим таблицу.

Расстояние (км)

Скорость (км/ч)

Время (ч)

Скорый поезд

(v+50)t

v+50

Пассажирский поезд

8/5 v(t+1)

8/5 v

t+1

Товарный поезд

v(t+4)

t+4

По условию задачи поезда прошли одно и то же расстояние. Получаем цепочку (систему) уравнений (v+50)t = 8/5 v(t+1) = v(t+4).50 км/ч – скорость товарного поезда.50+50 = 100 (км/ч) – скорость скорого поезда.Ответ: 50, 100.Пример 14.Два туриста вышли одновременно навстречу друг другу из пунктов А и В. Каждый шел с постоянной скоростью и, придя, в конечный пункт, немедленно поворачивал обратно. Первый раз они встретились в 12 км от пункта В, второй раз – в 6 км от А через 6 часов после первой встречи. Найти расстояние между пунктами и скорости туристов.Решение:Используя схему движения туристов, составим таблицу.

Туристы/Путь

АС

6 + S

СВ

ВД

12 + S

ВС

СА

6 + S

АД

Из корней последнего уравнения (-1 и 4) только v2 = 4 (км/ч) подходит по смыслу. Тогда v1 = v2 + 2 = 4 + 2 = 6 (км/ч).S = 6v2 — 12 = 24 – 12 = 12 (км).Весь путь 18 + S = 18 + 12 = 30 (км).Ответ: 30, 4, 6.В следующей задаче встречается два типа задач: «движение навстречу» и «обычное движение».Пример 15.Два велосипедиста выехали одновременно из пунктов А и В навстречу друг другу. Велосипедист, ехавший из А, прибыл в В через 4 часа после встречи, а велосипедист, ехавший из В, прибыл в А через 9 часов после встречи. Сколько часов был в пути каждый велосипедист?Решение:Пусть весь путь от А до В равен S км, и — скорости велосипедистов и tв — время, прошедшее с момента начала движения до встречи велосипедистов.

I до встречи

II до встречи

I после встречи

II после встречи

Первый и второй велосипедисты после встречи проехали весь путь S, который найдем из выражений для S1 и S — S1 : S = S1 + (S — S1 ) = 4v1 + 9v2, тогда выражение для tв : Имеем систему уравнений:Тогда Тогда значения времени, о которых спрашивается в задаче: tв + 4 = 10 ч, tв + 9 = 15 чОтвет: 10, 15.Список используемой литературы Видеолекция «Задачи на движение»:

Я всегда и поныне убежден, что ищущему Бога и желающему
жить по воле Его (то есть по заповедям) —
обязательно будет дано уверовать или даже больше:
опытно убедиться в бытии Божием и духовного мира.
Много примеров, да и моя личная жизнь — доказательство этому.
Игумен Никон (Воробьев)

Слова известного подвижника Церкви игумена Никона (Воробьева) моя собеседница, Марина, сама предложила в качестве эпиграфа для своей истории. Действительно, ее рассказ иллюстрирует это высказывание отца Никона.

Марина выросла в семье убежденных атеистов, даже прабабушка ее была человеком, далеким от веры. Когда Мариночке исполнилось шесть лет, она узнала, что каждый человек рано или поздно умирает. Для маленькой девочки это стало большим потрясением. С тех самых пор Марина начала всерьез задумываться о том, для чего живут люди на свете. Вопрос этот был мучителен, так как ни один ответ на него — чтобы воспитать хороших детей, дожить до светлого будущего, оставить след на земле — не мог удовлетворить ее ум и сердце. Она стала воспринимать жизнь вокруг себя сквозь призму смерти: «Если все кончится гробом, то не все ли равно, как жить? Зачем иметь семью, делать карьеру, зарабатывать много денег?». Со временем Марина убедилась, что «ответ не может лежать в земной плоскости. Смысл жизни человека непременно должен быть связан с существованием бесконечной Вселенной. И только по какой-то злой причине этот смысл скрыт от людей».

Однако жизнь Марины шла по накатанному пути, складывалась гладко: окончание школы, учеба в вузе, замужество, материальный достаток. «Я имела все, о чем только может мечтать женщина»,— вспоминает она. Но именно тогда, на «вершине земного счастья», ее вновь начал точить прежний вопрос: «Было ощущение, что я села не в свой поезд. В жизни есть что-то, что я должна сделать, а не делаю!». Навалилась ужасная, невыносимая тоска. Марине было жаль мужа и дочь, она изо всех сил старалась быть прежней, но невыразимое отчаяние сжирало душу, и близкие чувствовали это.

Через четыре года Марина рассталась с супругом, потеряла при этом все — работу и жилье. Но это было ничто по сравнению с гнетущей душевной болью. Окрепла решимость покончить с собой. Но сначала Марина решила отвезти маленькую дочь к матери, на Урал.

В ночь с 1-го на 2-е мая 1990 года Марина сидела в зале ожидания на саратовском железнодорожном вокзале и горько рыдала. И неожиданно из сердца ее вырвался крик: «Господи, я погибаю! Спаси меня, выведи из этой тьмы!». Так безмолвно кричала она на всю Вселенную, не зная Бога, не понимая до конца, к Кому обращается. И случилось чудо: боль, точащая душу днем и ночью, утихла. «Просто исчезла боль! — вспоминает Марина.— Все во мне замерло, будто соприкоснулось с Вечностью. Я очень ясно поняла: Бог есть. Он меня слышит. Я Ему не безразлична. Он поможет. А значит, есть и смысл, прекрасный смысл: идти к Богу, познавать Его, быть с Ним. Это был не поток мыслей, а твердая уверенность. В душе моей воцарилась тишина».

Марина вернулась в Саратов, и постепенно дела ее наладились: быший муж помог приобрести жилье, она устроилась на работу, забрала к себе дочь. Но самым радостным было то, что она все время ощущала Божие присутствие. В любой затруднительной ситуации Марина спрашивала: «Господи, а как? Помоги!» — и тут же, так или иначе, получала ответ. Это было очень счастливое время.

Кто-то назвал Россию 90-х годов «страной победившего оккультизма». Появилось множество экстрасенсов, астрологов, биоэнергетиков, предлагавших людям свое понимание истины. Марина, будучи уверенной, что все это — различные пути постижения Бога, бросилась изучать оккультную премудрость. При этом, однако, решила принять Крещение в Православии. Пришла в Свято-Троицкий собор. После таинства ей очень хотелось поговорить со священником, но он сказал только: «Господь тебя просветит»…

К сожалению, тогда многие знакомые Марины считали, что Церковь — это «низший уровень духовности». А ее очень интересовало духовное совершенствование, не искать же его на низшем уровне!.. Оккультные поиски Марины продолжались три года. Она увлекалась учением Рерихов, Вивекананды, Карлоса Кастанеды, под руководством «учителя сияния» занималась медитацией, левитацией и прочими подобными вещами. Воображение получало обильную пищу, душа же оставалась голодной. Иногда Марина чувствовала, что то, чем она занимается,— погоня за миражами, обман, нередко на занятиях ей было плохо, но она продолжала «учиться», нетерпеливо ожидая «чуда»…

«Чудо» явилось. Марине на ум стали приходить… чужие мысли — будто извне. Они стали складываться в некое неведомое учение, которое Марина с увлечением принялась записывать. Сначала ей это нравилось, но потом она поняла, что сама не в силах контролировать процесс возникновения мыслей. «Мое сознание будто попало в некое информационное поле,— вспоминает она.— Мне предлагалось для познания уже не одно, а множество учений». При этом Марина понимала, что истины, которой так жаждала ее душа,— нет. Получалось, что ее можно было просто выдумать самой…

Вскоре Марина начала слышать голоса. Они делились на добрых и злых, терзали голову то лживой ласковостью, то откровенной злобой. Все это сопровождалось невыносимой душевной мукой. Наконец, голоса начали подталкивать Марину к самоубийству. И вот в минуту ужаса она вспомнила Того, Кто однажды уже спас ее от непоправимого шага. «Как могло случиться, что я забыла о Нем? Была уверена, что к Нему иду и Одного Его ищу, а что получилось?». Марина, сама не зная почему, прибежала в православный храм, купила молитвослов и, оставив оккультные упражнения, начала читать утренние и вечерние молитвы. Казалось бы — встала на верный путь, но в храм Марина по-прежнему не ходила…

Вместо множества голосов появился один, который выдавал себя за «учителя» Марины. Общение с ним на время вернуло женщине радость. Тогда она понятия не имела, что такое «дьявольская прелесть». А «учитель» тем временем любезно открывал ей разные «мудрые истины». К счастью, в это время Марине попала в руки книга бывшего спирита, который описывал свою встречу с преподобным Нектарием Оптинским. Старец предостерегал спирита, поясняя, что дух, с которым он общается, говорит только то, что хочет услышать человек. Многие из тех, кто «общался с духами», сошли с ума или покончили с собой… Марина насторожилась: описываемая ситуация напоминала ее случай.

Марина запретила себе слушать голос «учителя», пресекла всякое общение с ним. «Я поняла, что мой Бог — в Церкви, в Православии. Но все еще думала: зачем ходить в храм? Достаточно молиться дома». Она стала читать православные книги о сектах, экстрасенсах, целительстве и с удивлением узнала, что Христос — Бог, а не один из великих учителей человечества, как проповедует оккультизм; увидела, что Господь и разные другие учения несовместимы, поняла, что нужно выбирать. «Я поняла, что нельзя оставаться на позициях плюрализма: либо ты со Христом, либо против Него»,— рассказывает Марина. Она выбрала Христа. Она чувствовала, что в Нем — истина.

Марина стала приходить в православный храм, молиться перед иконами, но на службы не оставалась. Однажды вечером она зашла в храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», уже началось всенощное бдение, хор запел «Блажен муж…». «Ноги мои приросли к полу»,— вспоминает Марина.— «Ясная и светлая радость охватила меня, каждое слово проходило через сердце. С этого дня я полюбила богослужения». Но окончательное, сознательное утверждение в Православии у Марины произошло благодаря «Добротолюбию». Читая творения святых отцов Церкви, она плакала от радости: «Наконец-то! Наконец я нашла то, что искала всю жизнь. И это сокровище богодухновенного знания о человеке, мире и Боге можно черпать бесконечно!»…

Перед нами — только одна жизнь, один путь. У каждого человека он свой. Но только Господь может из самой пучины воздвигнуть человека на «правыя стези» Свои. И тому, кто действительно ищет Правды и Истины, простирая руки к спасительному Свету, Господь непременно укажет путь.

Откуда цитата «Дорогу осилит идущий»? Кто сказал такие слова?

Откуда появилось данное выражение? Ответ на данный вопрос интересует многих людей. Его нет в книге Даля за 1853 год под названием «Пословицы русского народа». Однако имеется информация, что это выражение является старинной фразой, пришедшей к нам из языка древних римлян: Viam supervadet vadens (смежно с высказыванием «Дорогу осилит идущий»). Кто сказал эту фразу и как она дословно переводится?

Также бытует мнение, что данная цитата взята из латинского языка, однако оказалась она там из индийской «Ригведы» (коллекция гимнов на ведийском языке, которые входят в число 4 религиозных индуистских текстов, известных как Веды). В индийскую «Ригведу» высказывание попало из древней русской литературы. Получается, что эта цитата является исконно русской пословицей.

Дорогу осилит идущий (на стихи Е.Гранта «Схема судьбы»)


СТРОКА К СТРОКЕ
Евгений Грант, стихи и песня СХЕМА СУДЬБЫ :

«Стоит ли жить, если все предназначено Стоит ли биться о скалы судьбы, Надо ль платить, коль за все уж заплачено Кровью друзей от пальбы до пальбы.

Кто мне ответит на данный вопрос? Жизнь как колючка с шипами из роз, То устилает цветами твой путь, То вдруг бедою пронзит твою грудь, То заиграет прохладой маня, То зашвырнет тебя в бездну огня.

Мы не живем, мы лишь можем идти Строго по рельсам слепого пути Кем-то, когда-то начертанной схеме судьбы. Лица, события, смех и печаль Прямо сквозь сердце уносятся вдаль Мимо мелькают года – верстовые столбы.

Волны несут, нет дороги назад За поворотом ревет водопад. Где-то в тумане мерцают твои маяки. Выплывешь только из бешеных вод Только найдешь чей-то маленький плот Как он срывается в бездну все той же реки.

Но зазвучала мелодия вдруг, В ярком сиянье спасительный круг С неба пролился лучом Вифлиемской звезды. Трубы творца возвести с небес И содрогнулся поверженный бес Бросился в ночь, заметая кривые следы.

Коль тебе жить на Земле предназначено, Должен бороться с упрямой судьбой. Верь в небеса, за тебя уж заплачено Кровью Христа на Голгофе святой.

Рельсы сломай и иди налегке, Или борись на упрямой реке. И не сдавайся, пусть даже терпению край Если до истины хочешь дойти, Светлые в жизни отыщешь пути Чтобы найти в ней Адамом потерянный рай».

Евгений Гранд 14.03.13.

«…Ещё я хочу, чтоб желанья сбывались, Чтоб песни другие друзьям напевались. Чтоб не было горьких раздумий в ночи, Чтоб каждый нашёл и себя, и ключи

Когда уже рядом… уже под боком… льётся русская невинная кровь… именно горькие раздумья и нужны. Они ещё нужны были тому потерянному поколению, которое мутировало в «правый сектор»… Спасибо тебе… за сострадание )))))))

Евгений Гранд 01.02.15.

**********************************************

Значение высказывания

Некоторые люди задаются вопросом о том, что обозначает высказывание и какой в нем скрыт тайный смысл. Старинная поговорка «дорогу осилит идущий» выражает основную мысль, суть которой состоит в том, что для того чтобы преодолеть препятствия, возникающие на пути, необходимо в первую очередь действовать. Или его нужно понимать так, что тот, кто идёт, рано или поздно, но все равно найдёт себе верную дорогу.

Под дорогой, как правило, подразумевают непрерывное движение, неосознанное желание двигаться вперёд, возможность выбора, а также свободное познание как окружающего мира, так и самого себя. Дорога – это, по сути, и есть жизнь. Она интересна ещё и тем, что можно путешествовать по миру, с помощью проложенных заранее маршрутов по различным дорогам.

Путь – это философский параметр, который очень похож на жизнь, где существует конец и цель (пусть и воображаемая). Нет никакой разницы, откуда кто пришёл, главное, куда идёт. Дорога – это своеобразная бесконечная борьба, это проложенный кем-то другим путь, но открытый лично каждым заново.

Рассуждая о смысле

Все гениальное просто. Прописная истина, смысл которой понятен всем и каждому. «Дорогу осилит идущий» из таковых. Если возникает вопрос о том, что значит это выражение, за ответом далеко ходить не нужно. Данная сентенция универсальна, и любой человек может применить ее в конкретной ситуации или просто расценивать выражение как житейскую мудрость, обобщенно. Все просто: хочешь перемен, действуй. Как во время преодоления дороги меняются пейзажи, вид, так и в жизни изменения – это действие, движение. Главное – не стоять на месте, подтолкнуть себя сделать тот первый шаг, о котором говорил Конфуций. Не даром, образ дороги является основополагающим в творчестве многих народов, дорога – это жизнь (жизненный путь), а пройти ее значит обрести мудрость.

Есть много похожих по смыслу выражений: «Колокол не услышишь, пока не ударишь в него», «Под лежачий камень вода не течет», «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда». Список можно продолжить примерами поговорок из других культур. Все это только в большей мере подтверждает аксиоматичность «Viam supervadet vadens». Неважно, на чем построена цитата: на личном опыте автора или многовековых наблюдениях целых народов, суть, которую каждый выносит для себя, неизменна.

Фраза «Дорогу осилит идущий» не лишена и некоторой противоречивости. Современному человеку может показаться, что без указания направления движения складывается патовая ситуация. Это не совсем так. Чтобы найти свое призвание, начать заниматься тем, что дарит радость, нужно пройти не одну дорогу, ведь далеко не факт, что в конце первого же отрезка пути вы обретете себя. А если даже и так, то не значит ли это, что впереди новая дорога, еще один этап, по завершению которого человек становится лучше, мудрее, опытнее. Не в этом ли смысл…?

Советуем также прочитать:

  • Сайты для саморазвития-2
  • Изучение иностранного языка: старые правила о главном
  • Изучение английского языка самостоятельно: ошибки и советы
  • Сайты для изучения английского и других иностранных языков
  • Основы фактчекинга в интернете: как отличить правду от вымысла
  • Перевод powered by
  • Принципы обучения
  • 7 отличных философских книг
  • Критический анализ информации: быстро и просто
  • Сайты для изучения английского и других иностранных языков

Ключевые слова:1LLL

Кто сказал «Дорогу покоряет идущий»?

Кроме известной поговорки иногда можно услышать подобное, немного измененное выражение. Самопроизвольно появляется вопрос – это другое выражение или немного некорректный перевод цитаты «дорогу осилит идущий»? Кто сказал и что подразумевал под этой фразой?

Данное мудрое высказывание появилось благодаря неправильному переводу строк из «Ригведы», как и основное выражение, о котором идёт речь в начале нашей статьи. Точный перевод с латинского языка на русский звучит как «дорогу осилит пешком идущий». Однако, как правило, гимны и стихи конкретно (дословно) не переводятся.

Согласно другой имеющейся теории, это высказывание было взято из Библии и немного интерпретировано. Так, в Новом Завете в Евангелие есть известная фраза, которая имеет смежный смысл: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

Дискуссионность происхождения

Установить авторство и происхождение сентенции «Дорогу осилит идущий» трудно. Даже беглый взгляд на результаты запросов в поисковых системах, позволит сделать вывод о наличии разных, иногда диаметрально противоположных подходов в понимании вопроса, откуда появилась цитата. «Viam supervadet vadens» есть в списке латинских фраз Википедии, но статьи на эту тему нет.

Наиболее распространенной версией происхождения выражения считается перевод стиха из «Ригведы» – одного из первых памятников индийской литературы, сборника религиозных гимнов, строка из которого имеет схожий смысл. Вот дословная цитата из английского перевода «Гимна щедрости», написанного на санскрите:

Строка в русском переводе звучит следующим образом: «Дорогу осилит пешком идущий». Полный перевод стиха в российском варианте:

«Того, кто пашет, плуг делает сытым, Дорогу осилит пешком идущий, Поучающий брахман достигнет большего, чем непоучающий. Щедрого друга должно предпочесть нещедрому».

Кроме того, существуют и другие версии. Одна из них приписывает авторство фразы Луцию Аннею Сенеке, однако исследователи его творчества этот факт не подтверждают. В то же время, у Сенеки встречаются подобные мысли, которые изложены в его диалоге «О стойкости мудреца, или О том, что мудреца нельзя ни обидеть, ни оскорбить». В произведении автор высказывает убеждение, что при беглом взгляде на крутую дорогу человек сначала воспринимает ее как непреодолимую, но пройдя по ней, видит, что это не так и «то, что на расстоянии представало обрывом, оказывается пологим склоном». Возможно, ссылаясь именно на эти латинские строки, автором сентенции «Viam supervadet vadens» называют Сенеку. Справедливости ради, отметим, что существует также мнение, будто в латынь это выражение пришло из древнего Китая, и является трактовкой слов Конфуция «Путь в тысячу ли начинается с одного шага».

Тату на руке у Евгения Плющенко на латыни: «Viam supervadet vadens» («Дорогу осилит идущий»).

Также высказывались предположения, что выражение «Дорогу осилит идущий» есть не что иное, как свободная интерпретация библейского стиха. Религиоведы не поддерживают это предположение, хотя и отмечают сходство в некоторых изречениях. Так, в Евангелии от Матфея, 7:7 сказано: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

Из приведенных выше примеров видно, что, не проводя специального исследования, довольно трудно определить, откуда цитата и кто автор слов. Версий происхождения фразы так же много, как и интерпретаций самого выражения.

Два человека шли к своей заветной мечте. Их путь пролегал между крутыми горными склонами и грозил опасностью. Однажды они остановились в раздумье, ибо ещё издали увидели, что дорога, по которой они шли, оканчивается у ближайшего выступа скалы.

-Но дальше нет пути! Каким же я был глупцом, что поверял этим грёзам, — подумал первый ищущий. Сомнение, страх и неверие смутили его и сбили с Пути. Он поверил своим глазам вместо того, что-бы поверить своему сердцу и своей мечте и довериться им. Развернувшись, он пошёл назад, так и не добравшись до заветной цели.

Второй ищущий, поначалу тоже засомневался. Он остановился в нерешительности, но в отличие от своего попутчика, он поверил своему сердцу и своей мечте, и усомнился в своём видении.

-Не может моя мечта оказаться призрачной, не может сердце обманывать, наверное, я что-то не так воспринимаю, подумал он и решил продолжить путь в надежде, что случится чудо. Подойдя к повороту, он воскликнул:

-О, Чудо!

Но никакого чуда не было, просто приблизившись к выступу скалы, он увидел, что дорога вовсе не заканчивается, как ему казалось, а незаметно сворачивает за скалу, за которой ее просто-напросто не было видно. Свернув за поворот, он увидел небольшой отрезок пути, «конец» которого находился у очередной скалы. Дойдя до следующего «тупика», вновь произошло «чудо» и за склоном появилась, прятавшаяся за ним часть пути, которая «завершалась» у виднеющегося впереди выступа. Так он шёл от одного «конца» пути к другому, от другого к третьему, от третьего к четвёртому, и чем дальше он шел, тем больше открывался ему путь. В его сердце была решимость и вера в свои силы, а для устремлённого нет ничего невозможного, для него всё, даже неудача и падение, способствует восхождению, становясь ступенью на Пути к победе, ибо они помогают увидеть ошибку и исправить её, а так же с новыми силами вновь подняться с колен на ноги. Первый ищущий так и вернулся домой, не пройдя своего Пути и не достигнув заветной цели. Он до сих пор считает свою мечту нереальной, ведь он то своими глазами видел, что пути дальше не было, и продолжает жить прежней неудовлетворённой жизнью.

А второй путник, сам стал проводником, который указывает Путь всем стремящимся. И учит он не бояться трудностей, неудач, ошибок и падений, ибо благодаря трудностям мы становимся сильнее, благодаря ошибкам можем отыскать истину, а благодаря неудачам и падениям — стать выносливее.

То, что для первого так и осталось невозможной, невероятной, несбыточной мечтой и сказкой, для второго стало реальностью.

Верь своему сердцу и иди за своей мечтой, даже если она тебе кажется недостижимой и нереальной, и если кажется, что пути дальше нет. Может, и ты, сделав несколько шагов, увидишь «чудо» и тебе откроется следующая часть пути, доселе казавшаяся несуществующей.

Помни, от тебя зависит, чем обернётся твоя мечта сказкой или реальностью!

Сергей Шепель

Автор фото неизвествен

В старинной пословице говорится, что «отец и мать дали мне жизнь, он – сделал меня человеком». Но, в отличие от отца и матери его мы можем выбирать. Взаимоотношения с ним копируют систему отношений родители–дети: как заботливый родитель, он ведет человека по жизни, и в идеале человек и не подозревает, идет ли он сам или он незримо поддерживает его, направляет, указывает путь.

В чем-то этот загадочный некто, так много значащий для нас, похож на дирижера, который управляет оркестром. Без него оркестр не смог бы взять ни одной ноты.

Он управляет, руководит процессом, но порой не может поручиться за результат. Его дело – это взмах палочкой, а воспроизведение аккорда – это уже задача кого-то другого.

В глубокой древности он был рабом, задача которого состояла в том, чтобы отвести ребенка в школу. Тогда обучались преимущественно мальчики, от этого слова и пошло то название, которое мы используем применительно к нему до сих пор. Узнаете? Это – педагог. В самом значении этого слова заключен еще один смысловой оттенок – «вести, направлять, поддерживать, указывать путь, руководить». И все это действительно входит в его задачу.

Но слово «педагог» в нашем сознании ассоциируется с чем-то сухим и научным. Так чаще называют специалистов высших учебных заведений, высоких профессионалов, занятых научной деятельностью. В повседневном обиходе за людьми этой профессии закрепилось более мягкое, теплое и приветливое слово – «учитель». Ему и посвящены эти размышления, эпицентром которых станет личность учителя, мастера своего дела, тесно связанная и с процессом обучения, и с тем, без кого учитель перестает быть учителем, – с учеником.

Бурный технологический прогресс, начавшийся еще со времен индустриализации, сфокусировал жизненно важные потребности человека вокруг трех основных сфер: телесной, духовной и, как ни странно, юридической, – всем известна знаменитая триада – «врач, священник и адвокат». Знания, подразумевающие не только голый интеллект, но и накопленную веками мудрость, которая невозможна без культуры и этики, были незаслуженно отодвинуты в сторону. Но сегодня, когда одним из самых ценных видов капитала является капитал интеллектуальный и идея обучения в течение всей жизни из стран, ее породивших и длительно практиковавших, таких как Япония и Китай, постепенно завоевывает все больше и больше географического пространства, роль учителя превращает «жизненно необходимую» триаду в четырехугольник. Накопив знания, человечество научилось их ценить. Наставшая эра информации обязывает нас уважать и пристрастно выбирать тех, кто не только владеет ей, но и имеет особый талант (или даже дар) ее передавать и распространять. Таково современное назначение и призвание педагога.

Как же дела обстояли раньше? Давным-давно, и это особенно характерно для восточных цивилизаций, люди воспринимали учителя как нечто сакральное, данное им свыше.

«Отец и мать подобны Небу и Земле. Господин и Учитель подобны Солнцу и Луне», – говорили в Древнем Китае. Человек, решившийся обучиться чему-либо, мог потратить годы не на поиски книг, информации или школы, имеющих отношение к той профессии, которой он решил овладеть, а исключительно на поиски достойного учителя. Подразумевалось, что человек, взявший на себя эту почетную роль, должен был быть не только одаренным, талантливым и хорошо знающим свое дело, но и ведущим особый, праведный образ жизни. На некоторое время учитель действительно брал на себя роль второго отца/матери ученика и вел его по жизни. Поэтому благодарный ученик искренне считал, что имеет «долг перед Учителем выше гор и глубже морей» и «оплатить его в земной жизни невозможно».

Сегодня такое почтительное отношение слегка отходит в сторону, уступая место отношениям формального уважения, однако в некоторых странах, где роль учителя как старшего и, следовательно, более опытного, знающего и мудрого, достаточно сильна. Этим отличается сумевшая сберечь свой традиционализм Япония. В западном мире это, пожалуй, Великобритания и Германия, где очень сильны традиции престижности и привилегированности академического образования.

Уверенный в своем призвании, учитель древности редко оставался на одном месте. Как правило, он странствовал, переходя из селения в селение, из города в город, и везде, как терпеливый сеятель, оставлял семена знаний, втайне надеясь и ожидая, что когда-нибудь они дадут обильные всходы.

Но обучение и преподавание – это не только новые знания. Не только приобретать, но и сберегать, повторять, воссоздавать в памяти уже выученное и приобретенное – это тоже одна из задач и опытного учителя, и дальновидного ученика. «Учитель… сказал: – Я на день трижды себя вопрошаю: добросовестно ли я трудился для людей? Сохранил ли искренность в общении с друзьями? Повторял ли то, чему меня учили?»

Кто же мог претендовать на эту высокую и значимую социальную роль, необходимым условием которой было особое призвание, которое, не побоимся это подтвер-дить, искренне считалось данностью свыше? Мудрый Конфуций дает на этот вопрос короткий и вполне определенный ответ: «Учитель говорил: «Кто постигает новое, лелея старое – тот может быть учителем». И к творческой работе преподавателя великий учитель древности подходит с самыми строгими критериями, которые апеллируют не столько к фактическим знаниям, сколько к моральному и психологическому состоянию учителя, призвание которого не ограничивается взаимоотношениями с учеником и передачей знаний, но и подразумевает непрерывное творчество. Поэтому учитель должен и призван «в молчании запоминать, учиться ненасытно и наставлять других без устали…»

Учитель, способный на это, действительно может, как древний педагог, повести за собой ученика. В этой ипостаси он напрямую выступает как раб, держащий ребенка за руку и ведущий его к овладению знаниями. Но ученик, а особенно современный ученик, никогда не последует за тем человеком, который насильно тянет его или, наоборот, пассивно и вяло предлагает ему нечто, в чем он сам не совсем уверен. Настоящий учитель, педагог, как мы говорим, от Бога, в чем-то сродни храброму до отчаянности Данко, готовому отдать людям свое сердце, всю свою душу. Всего себя. Без остатка. Учитель с большой буквы призван разжечь в душе ученика жажду знаний, которая подразумевает живой интерес, готовность искать и работать, ошибаться и снова пробовать, приобретать, терять и снова находить. Это получается не у каждого, но к этому нужно стремиться. Тогда обучение становится не просто «отсиживанием» часов в аудитории, но деятельным и плодотворным общением, живым процессом поиска, передачи и накопления информации, гарантированным результатом которого являются не только полученные знания, но и взаимное обогащение. Пожалуй, именно эту мысль красочно и поэтично оформил восточный философ Джами:

«Коль знаньем овладеть ты смог, дари его другим;

Костру, что сам в душе зажег, не дай растаять в дым!»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *