Лихачёв Д.С: «Почему именно Пушкин стал знаменем русской культуры, как Шевченко — украинской, Шекспир — английской, Данте — итальянской, Сервантес — испанской? Если бы пришлось определять день Праздника русской культуры, то лучшего дня, чем день рождения Пушкина, и искать бы не пришлось!

В истории русской культуры можно было бы назвать десятки имён художников не менее гениальных, но среди них нет имени более значительного для нашей культуры, чем имя Пушкина. Хотя понять русский характер нельзя без Пушкина, но этот характер нельзя понять и без Л. Толстого, без Достоевского, без Тургенева, а в конце концов и без Лескова, без Есенина, без Горького… Но Пушкин — гений, сумевший создать идеал нации. Не просто «отобразить» национальные особенности русского характера, а создать идеал русской национальности, идеал культуры.

Пушкин — это гений возвышения, гений, который во всём искал и создавал в своей поэзии наивысшие проявления: в любви, в дружбе, в печали, в радости, в военной доблести. Во всем он создал то творческое напряжение, на которое только способна жизнь. Он высоко поднял идеал чести и независимости поэзии и поэта.

Наконец, Пушкин — величайший преобразователь лучших человеческих чувств. В дружбе он создал идеал возвышенной лицейской дружбы, в любви — возвышенный идеал отношения к женщине — Музе («Я помню чудное мгновенье…»). Он создал возвышенный идеал самой печали. Три слова — «печаль моя светла» — способны утешить тысячи и тысячи людей. Он создал поэтически-мудрое отношение к смерти («Брожу ли я вдоль улиц шумных…»). Он открыл возвышенное значение памяти и воспоминаний. Поэзия его полна высоких воспоминаний молодости. Воспоминания молодости сливаются с памятью русской истории. Никто из поэтов не посвящал русскому прошлому столько произведений — и эпических, и драматических, и лирических в стихах, и лирических в прозе. Именно в воспоминаниях у Пушкина родится притягательный горький опыт прошлого и мудрое объяснение настоящего.
Он создал основные живые человеческие образы русской истории — Бориса Годунова, Петра, Пугачёва… Он создал их, как бы угадав в них основную коллизию русского исторического прошлого: народ и царь-деспот. Он дал основное направление русскому роману XIX века — «усадебному роману», как бы распределив в нем основные роли: Онегин и Татьяна — это своего рода конфликтные центры, которые мы найдём у Гончарова, Тургенева и многих других русских классиков.

Пушкин в кратчайшей и выразительнейшей форме воплотил основные достижения поэзии мировой. Дал как бы символы наивысших достижений мировой литературы: «К Овидию», «Из Катулла», «Подражание Корану», «Суровый Дант не презирал сонета…», «Из Гафиза», «К переводу Илиады», «Из Анакреона», «Подражание арабскому», «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Песни западных славян» и гениальные по проникновению в самую суть художественных произведений «Сцена из Фауста», «Каменный гость» и многое другое. Не случайно он считал Россию «судилищем» европейской культуры — её истолковательницей… и ценительницей… Возвышение духа — вот что характеризует больше всего поэзию Пушкина.

Могут спросить, как величие Пушкина согласуется с тем, что порой он сам мог быть «ничтожен» среди ничтожных. Он сам писал в стихотворении «Поэт»: «…и меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он». Всегда ли в собственной жизни он был возвышен? Не нужно спрашивать. Это не должно нас интересовать. Цветы растут, и они прекрасны. Разве должны мы пачкать их огородной землей? Он сам творил свой человеческий образ, заботился о его простоте и обыденности. Этого не следует забывать. Он хотел быть «как все». Более того, если бы Пушкин оказался застегнут в редингот проповедника на все пуговицы и крючки, уверен, его поэзия лишилась бы известной доли своей притягательности. Поэт в какой-то мере должен быть «ничтожен» в жизни, чтобы поэзия его приобрела подлинное обаяние возвышенности. Как человек, он не мог ходить на котурнах, ибо это создало бы преодолимую дистанцию между ним и нами. Он играл в наши игры, чтобы суметь завладеть нами в чем-то самом значительном. Творчество всегда преображение, всегда рождение из сора (напомню ахматовское: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»). На чистом мраморе не растут цветы. И «обыкновенность» Пушкина — человека среди обыденности других людей — другое, таинственное, носящее печать вневременности.

Нам необходимо хоть немного пройти вместе с Пушкиным по путям, оставленным им для нас в своей поэзии. Он служит нам и в любви, и в горести, и в дружбе, и в думах о смерти, и в воспоминаниях. Это первый поэт, который открывается нам в детстве и остается с нами до смерти. «Пушкин — это наше всё», — сказал о нём Аполлон Григорьев. И он был прав, потому что преобразующая и возвышающая сила поэзии Пушкина находит нас во все ответственные моменты нашей жизни.

Посредственность всегда агрессивна по отношению к таланту. Знаменитый и хорошо исследованный комплекс неполноценности. Я никогда не верил в то, что бездарности, мелкие и тщеславные люди в глубине души, где-то там, в дальних тайниках её, не осознают своей ущербности. В этом — один из истоков фашизма, то, о чем мы уже говорили. В драме «Моцарт и Сальери» тоже очень чётко прослежено, почему таланты всегда под угрозой атаки. В новое издание книги «Письма о добром и прекрасном» хочу включить письмо о зависти. Там будет сказано примерно следующее: если человек установил мировой рекорд в поднятии тяжести, ему вряд ли кто-либо завидует. Скорее — восторгаются. Начните в уме перечислять всё, чему вы можете позавидовать, и выяснится, что чем ближе чей-то успех или достижение к вашей работе, к вашей специальности, жизни, тем сильнее и близость зависти. Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует. Единственный способ избавиться от него — развивать собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем мире. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете — значит, не нашли себя…»

Лихачёв Д.С., Самвелян Н.Г., Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем, М., «Советская Россия», 1988 г., с. 50-55 и 58-59.

Для тех, кто захочет перечитать это замечательное стихотворение.
19 ОКТЯБРЯ
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: <На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!>
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.
Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому <ж> из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.
Дмитрий Ксурь 17.01.2011 12:42 • Заявить о нарушении

ГЛАВНОЕ

  • В Москве, где великий русский поэт родился, провел детство и венчался, около пятидесяти пушкинских мест.
  • Музей на Старой Басманной улице, где поэт провел большую часть своей жизни, содержит рукописи, предметы быта и личные вещи маленького Саши Пушкина.
  • Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина в Одинцовском районе представляет экспозицию, посвященную детским годам поэта.
  • В мемориальной квартире Пушкина на Арбате вы увидите предметы XIX в., столик для рукоделия его жены, конторку поэта, вещи его детей и внуков.
  • Здесь же проводятся все мероприятия, связанные с жизнью и творчеством Пушкина ‒ поэтические вечера, фестивали, конференции, концерты и другие.
  • Увидеть экспозиции, посвященные жизни и творчеству поэта, можно в Государственном музее А.С. Пушкина (ул. Пречистенка).

Более известного, читаемого и любимого поэта в России, чем Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837), трудно отыскать. Поэт, писатель, драматург и, фактически, создатель современного русского литературного языка, Пушкин по-своему входит в каждую российскую судьбу. Его произведения читают и помнят всю жизнь. Они становятся операми, спектаклями, экранизируются и трактуются с новых позиций каждой эпохи.

Наравне со столичным Санкт-Петербургом, Москва изобилует памятными пушкинскими местами. В Москве Александр Сергеевич родился, провел годы детства и сложился как личность. В этом городе Пушкин венчался с с юной Натали Гончаровой, ставшей его судьбой, матерью его детей. Сюда он приезжал отдохнуть от притягательного и жестокого великолепия Петербурга. По подсчётам историков, в Москве сохранилось около пятидесяти пушкинских мест. Многие из них возникли уже после смерти поэта: памятники, музеи, портреты, площади звучат его именем.

Здесь родился будущий поэт

Александр Пушкин появился на свет в 1799 г. в дворянской семье. Мать поэта, Надежда Осиповна, была потомком Абрама Ганнибала – воспитанника царя Петра I, который стал главным героем повести Пушкина «Арап Петра Великого». Отец происходил из древнего, но небогатого дворянского рода. К сожалению, дом, в котором родился Александр Сергеевич, до наших дней не сохранился, но после долгих исследований москвоведам удалось установить его точный адрес. Поэт появился на свет в деревянном флигеле на углу Госпитального переулка и улицы Малой Почтовой – там, где находилось владение Ивана Васильевича Скворцова (современный дом № 4). Долгое время считалось, что А. С. Пушкин родился на бывшей Немецкой улице – на месте, где сегодня располагается школа № 353 (ул. Бауманская, д. 40). Она носит имя Пушкина, а в сквере перед ней установлен бюст поэта (скульптор Е.Ф. Белашова)

Неподалеку находится дом дяди поэта – Василия Львовича Пушкина. Он был не просто популярным у современников завсегдатаем светских приёмов, но и весьма известным тогда литератором и поэтом-любителем. Благодаря его влиянию, Александр Сергеевич получил возможность в юные годы познакомиться с известными российскими писателями и поэтами. Сейчас в доме, где В. Л. Пушкин провёл большую часть жизни, по адресу Старая Басманная улица, 36, расположен посвященный ему музей. Он интересен не только экспонатами: рукописями, произведениями живописи и декоративно-прикладного искусства, но и сохранившимися интерьерами здания – типового деревянного особняка в классическом стиле, коллекцией предметов быта. На втором этаже здания, где по расчётам специалистов, мог находиться во время своих частых визитов к дяде будущий поэт, расположена экспозиция личных вещей маленького Саши Пушкина.

Пушкины не имели собственного дома в столице и без конца переезжали с одной квартиры на другую, выплачивая огромные суммы за аренду особняков. По подсчётам биографов, за 12 детских лет Пушкина в Москве, их семья меняла место жительства десять раз. Они жили в Большом Харитоньевском переулке, на Молчановке, Поварской и других близлежащих улицах престижного аристократического района, от которого теперь осталось считанное количество старинных зданий.

Годы детства в подмосковной усадьбе

Но если кочевой образ жизни устраивал родителей поэта, то его бабушка по матери, Мария Алексеевна Ганнибал, считала необходимым привить своим внукам чувство родного очага. Ради этого она купила усадьбу в селе Захарово (Одинцовский район, деревня Захарово в 50 км. от Москвы), куда каждое лето приезжал маленький Пушкин с 1805 по 1810 годы с сестрой и братьями. Однажды они провели в имении и зиму.

Сейчас в этой, а также в соседней усадьбе Большие Вязёмы располагается Государственный историко-литературный музей-заповедник А. С. Пушкина (Московская обл., Одинцовский р-н, пос. Большие Вязёмы). В Захарово неплохо сохранились аллеи, пруды и парк начала XIX в. В восстановленном на основе старого фундамента господском доме размещена экспозиция, посвященная детским годам поэта. Он обставлен мебелью и утварью того времени, а детская комната – игрушками XIX века. В комплекс музея Усадьба Большие Вязёмы входит церковь Преображения Господня со звонницей – памятником архитектуры XVI в., которые Пушкин видел в детстве, и многие другие музейные ценности.

Московские адреса великого поэта

Юношеские годы Пушкина проходили вдали от Москвы: сначала в Царскосельском лицее и Санкт-Петербурге, затем в ссылках. В 1826 г. Александра Сергеевича вызвали из Михайловского, где он отбывал ссылку, на аудиенцию к императору Николаю I, коронованному в Москве на престол. Поэт и царь встретились в Чудовом монастыре Кремля. Подробности их свидания трактуются по-разному, но главным было то, что Пушкин получил право на свободу передвижения, не столь жёсткую цензуру и некоторое покровительство «сверху».

В 1828 г. Александр Сергеевич познакомился с 16-летней Натальей Гончаровой – одной из самых блистательных красавиц Москвы. Они полюбили друг друга, но лишь в 1830 году Пушкину удалось получить согласие на их брак от родителей Натали. Гончаровы опасались выдавать дочь за немолодого (по меркам того времени) и не слишком состоятельного поэта, к тому же прослывшего вольнодумцем и ветреником.

Венчание состоялось 18 февраля 1831 года (2 марта по новому стилю) в Храме Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот, или «Большое Вознесение» (ул. Большая Никитская, д. 36). Этот собор – памятник эпохи московского классицизма, вновь отстроенный после пожара 1812 г., сохранился до сих пор. Он находился недалеко от дома Гончаровых на углу Никитской улицы и Скарятинского переулка (улица Большая Никитская, 50/8, теперь там размещено посольство Испании).

Пушкину на момент женитьбы был 31 год, Натали– 18. Об их венчании ходило много тревожных слухов: во время таинства жених споткнулся и уронил крест с аналоя, а потом не удержал кольцо, которое надевал на палец невесты. Всё это сочли дурными приметами, предвещающими беду — так написано в мемуарах очевидцев, так говорят экскурсантам гиды, рассказывая об этом событии.

Сегодня церковь «Большое Вознесение» называют: «храмом, где венчался Пушкин». В нём ежегодно совершаются панихиды по Александру Сергеевичу. В сквере рядом – фонтан с беседкой, в центре которой помещена скульптурная композиция, изображающая Пушкина и Наталью Гончарову (скульптор М. Дронов). Полускрытые колоннами ротонды от людских глаз, Наталья и Александр сосредоточены друг на друге и только что заключённом злополучно-счастливом браке, ведущем к трагедии.

После свадьбы молодожены некоторое время жили на Арбате в доме № 53. Этот дом сохранился до наших дней. Поэт с женой около полугода снимали пятикомнатную квартиру на втором этаже здания у семьи Хитрово. В нем находится мемориальная квартира Пушкина на Арбате. В экспозиции музея представлены подлинные предметы XIX в., скульптурные и графические изображения Пушкина, акварели и гравюры той эпохи. Среди экспонатов — столик для рукоделия, принадлежавший Наталье Гончаровой, конторка поэта из Всероссийского музея Пушкина в Петербурге, вещи его детей и внуков. Здесь проводятся поэтические вечера, конференции, концерты, фестивали и другие мероприятия, связанные с жизнью и творчеством Пушкина.

На противоположной стороне Арбата поставлен ещё один памятник чете Пушкиных ( скульпторы А.Н. и И. А. Бургановы). Бронзовые супруги, изящные и лёгкие, окрылённые любовью, устремлённые в будущее, делают первый шаг навстречу грядущей жизни и своему бессмертию.

Многие московские улицы хранят память о Пушкине и незримые следы шагов поэта. Больше всего это связано с Тверской улицей и её окрестностями. По существу, все эти места – пушкинские. Здесь был центр всей московской жизни во времена его молодости: особняки друзей и знакомых, лучшие магазины. Поэт часто бывал здесь. По адресу Тверская, 21 в те времена был Английский клуб, который Пушкин, без сомнения, посещал. Сейчас в этом здании размещен Центральный музей современной истории России.

Дом № 14 на Тверской стал последним приютом уезжавшей в Сибирь к мужу-декабристу Марии Волконской. Здесь, на её прощальном вечере, Пушкин передал далёким ссыльным товарищам знаменитое стихотворение «Во глубине сибирских руд». Теперь в этом здании – остатки роскоши прославленного «Елисеевского» Гастронома №1.

На некоторых домах, которые посещал Пушкин, устанавливаются памятные знаки. Например,. в Вознесенском переулке (дома 7, 9) жили друзья Пушкина, поэты Воротынский и Вяземский, у которых Александр Сергеевич часто бывал. Интересен дом Веневитинова (Кривоколенный переулок, д. 4, стр. 1) – памятник архитектуры конца XVIII в., – принадлежавший близкому другу поэта. Здесь в 1826 г. на одном из вечеров Александр Сергеевич читал свою новую драму «Борис Годунов.

На Тверской, 13, где сейчас расположена городская мэрия, в пушкинские времена царил губернатор Д.В.Голицын, дававший пышные балы московской знати, которые не мог игнорировать Александр Сергеевич. На соседней Большой Дмитровке, д.1 дважды в неделю давались балы в Дворянском собрании.

Память на века

В начале Тверского бульвара, в котором поэт любил гулять, находится один из самых самый известных памятников А. С. Пушкину работы А. М. Опекушина (Пушкинская площадь, д.2). Скульптору удалось передать портретные черты поэта и выразить его внутренний мир. Бронзовый Пушкин гармонично вписывается в окружающий городской пейзаж, несмотря на то, что проектировался для другой стороны улицы и более тесной тогда площади. В день рождения поэта у памятника ежегодно собираются его почитатели. Люди разных возрастов и профессий, очарованные гением, устраивают стихийный концерт в его память, Они читают стихи, поют песни и делятся своим восхищением его великим талантом. Сквер возле памятника – традиционное место встречи современных влюблённых и молодёжи.

В Москве образовался и ряд пушкинских мест, не связанных напрямую с биографией поэта. Они появились позже, как дань его памяти. Самый значительный из них – Государственный музей А.С. Пушкина на ул. Пречистенка (д. 12, корп.2). В особняке первой половины XIX в. (бывшая усадьба Хрущевых-Селезневых) посетителям предлагаются постоянные экспозиции, посвященные жизни и творчеству поэта «Пушкин и его эпоха» и «Сказки Пушкина», включающие в себя его рукописи, изданные книги, коллекцию живописи, фарфора, гравюр, мебели. Здесь же регулярно проводятся временные тематические выставки. Государственный музей А.С. Пушкина не следует путать с Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, где хранятся и экспонируются предметы изобразительного искусства. Он получил свое название в 1937 г. в связи со 100-летием со дня смерти поэта.

Пушкинскими достопримечательностями в Москве считаются несколько прославленных живописных изображений Пушкина, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее. Самую большую известность получили две работы: портреты О. Кипренского и М. Тропинина. И сам Пушкин, и его современники признавали удивительную схожесть изображения кисти Кипренского с оригиналом. На этом полотне поэт предстает творцом, немного замкнутым в себе – это почти парадный портрет. Более камерным, «домашним» выглядит Пушкин на картине Тропинина, где он изображен в повседневной одежде как будто сидящим за одним столом со зрителем.

Москва – первый город в жизни великого поэта, с которым он был связан нерасторжимыми узами родства: «Как часто в горестной разлуке /В моей блуждающей судьбе, /Москва, я думал о тебе! /Москва… как много в этом звуке / Для сердца русского слилось!/ Как много в нём отозвалось!» – признавался Пушкин в романе «Евгений Онегин». Российская столица, с непостижимой человеку памятью улиц, домов и предметов древнего города, сохраняет следы своих лучших детей, особенно щедро раскрывая их тем, кто хочет видеть, знать и помнить. Поэтому «встретиться» в Москве с Пушкиным легко и просто – он рядом. Всегда.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Как и сам Пушкин за 8 лет создания романа взрослеет, умнеет, теряет друзей, страдает. Онегин — светский молодой человек, столичный аристократ. Ведёт образ жизни «золотой молодежи». Ходит на балы и в театры, прогуливается по Невскому проспекту. Имеет высокий уровень культуры.

Татьяна — главная героиня, образ настоящей русской женщины. Не характер показан с разных сторон. Она молчалива и застенчива, не любит шумные игры и девичьи разговоры. Однако ей знакомы тончайшие душевные порывы. Ее привлекает все таинственное и загадочное. Образ Татьяны Лариной является эталоном чувствительной мечтательной личности. Но одновременно ее образ — это образ сильной, честной и порядочной женщины.

Для девушек он показал жизненный урок: не быть навязчивыми. Ведь Татьяна написала Онегину письмо и была отвергнута. Ей пришлось выйти замуж за генерала. А вскоре Нвшений одумался, но было поздно.

Можно сделать вывод о том, что творчество Пушкина вечно будет актуально во все времена. А сам поэт с детства через свои сказки и стихотворения закладывает в наше сознание много добрых и позитивных эмоций.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id17338

Обновлено: 2017-11-29 Опубликовал(а): Iziikiil

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *