— Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы?

Французские стихи пушкина и лермонтова

на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Французские стихи пушкина и лермонтова

Миша Ананов

Пушкин  А. С.

Твой  и  мой

Два слова только: твой и мой
Нарушило любви покой.
Но я не верю Лафонтену,
Моя прелестная Клеменна,
Ведь, был бы я томим тоской,
Коль не был бы любим тобой.

Эпиграмма
на Аглаю Давыдову

                                            своему любовнику Аглая
                                       готова была отдаться
                                                      без сопротивленья…

… и уступила кроткая Аглая,
объятья перед ним распростирая,
но, запыхавшись, тот, в изнеможенье,
нашел в поклоне удовлетворенье.
Аглая вопрошала, возмущаясь:
«Мой сударь, что же Вас так леденит –
Неужто небожественный мой вид?
Великая любовь, иль, может… отвращенье»?!
 – О нет, мадам! – избыток уваженья.

Стихи о прекрасной розе

                                             когда на могучей груди Делия
                                                               увяла ослепительная Роза…

Как вздох неземной, ароматом дыша,
Вдруг стебель её покидает душа,
Чьи тени на легких Элизия волнах
Приносят забвение Лете безмолвной.

Стансы

Я не встречал цветка нежней,
Чем роза ясноликих дней, –
Благоуханна, как весна,
В огне любви горит она.

Так Евдокия предо мной
Предстала дивной красотой,
И юности её расцвет
Не раз встречал весны рассвет.

Но ветры, детища зимы,
Предвестники коварной тьмы,
Над нами скоро заревут,
И красоту весны скуют.

Исчезнет светлый мир цветов,
Увянет с розою любовь,
Едва расцветшая, она
Уйдет со вздохом в царство сна.

Пусть, Евдокия, свет очей,
Объятья будут горячей,
Ведь хладной старческой крови
Чужд пыл отчаянной любви.

 
Эпиграмма
на княгиню  Волконскую  В. М.

Вовек у сводни, или обезьяны
Вам, госпожа, манер не занимать,
Но в дивной грациозности Дианы
Всевышний  Вам решился отказать.

Мой  портрет

Готов с натуры мой портрет,
    В миниатюре он,
Но, милый мой, в нем целый Свет
    Со мною воплощен.

Я школьник, юный ловелас,
    Не глуп, признаюсь Вам:
Сумею в миг представить Вас
    В изысках эпиграмм.

Особа шумная моя
    Любого изведет,
И в пустословии, шутя,
    Сорбонна*  превзойдет.

Мой низкий рост, конечно, смех
    Для славы мудреца,
Но вдохновляет на успех
    Мой свежий цвет лица.

Я Свет и шум его люблю, –
    Друзей круговорот;
Обиды, ссоры не терплю,
    Учение – мой гнет.

Люблю я на балах бывать –
    Веселое житье,
И, если не Лицей, сказать
    Решился б Вам еще.

По сим штрихам портрет мой мил, –
    Ты можешь заключить;
Каким Господь меня слепил –
    Таким желаю быть.

Я бес-проказник, сорванец,
    Заядлый острослов,
И слишком ветреный юнец,
    Да, Пушкин Ваш таков.

Куплеты  Марии  Смит

Когда восторженный поэт
Вам оду трепетно читает,
Рассказчик тянет свой куплет,
А попугай Вам докучает,
Тогда, удручены тоской,
Томясь от странного желанья,
Так хочется шепнуть порой
Вам: до приятного свиданья.

С красавицей наедине,
Иль среди умных, в окруженье,
Увидишь счастье, как во сне –
Жизнь проведешь в увеселенье.
И на исходе дня поешь,
Забыв о всех переживаньях,
Друзьям и винам нежно шлешь
Ты: до приятного свиданья.

Как мимолетна жизнь, друзья,
Со временем все уплывает,
Но не чудной любви ладья,
Что птицей ранней улетает:
Смеясь, украдкой вдруг вспорхнет –
Прощай, надежда-ожиданье;
Никто ведь больше не шепнет
Ей: до приятного свиданья.

Жестокий век быстрей бежит,
Ты ощущаешь – тают силы,
Но случай нами дорожит,
Порой, спасая от могилы:
Уходит траурный скелет,
Нас избавляя от страданий,
В чужую дверь стучась, шипит
Он: до приятного свиданья.

Но, Боже! – сколько глупых слов.
Что, мой читатель, утомился?
Парнас не создан для певцов,
Итак, я много потрудился.
Куплетом звучным вдохновлен,
Я источаю обаянье;
Прощай, перо!

Михаил Лермонтов: Стихи

Забудься сном,
И – до приятного свиданья.

Лермонтов  М. Ю.

Надежда

Хоть призрачна надежды нить,
Овеян путь мой мрачным сном,
Ваш образ буду я хранить
В воспоминании моем.

За Вас я с берегов иных
Молю неумолимый Рок,
Чтоб от ненастий грозовых
Мой призрак уберечь Вас мог.

Твоя  Улыбка

Улыбкой можешь ты пленить,
    Как дивный свет звезды,
Мне хочется тебе дарить
    Души моей цветы.

Вся жизнь моя – печальный сон,
    Не верю я судьбе;
Лишь сердца плачущего стон
    Моленья шлет тебе.

Ведь, что без Бога райский сад,
    Единственный мой гид,
Твой пламенный и нежный взгляд
    Мой светлый ум пьянит.

И вновь себя ловлю на том,
    О, милый ангел мой,
Что я в пучину мук влеком
    Пленительной звездой.

Ожидание

В долине сумрачной, далекой,
Ко мне, белея, одиноко
Плывет ночная тень судьбой…
Увы! – все это только грезы,
То ива старая льет слезы,
Свой ствол сгибая над водой.

Я долго вслушиваюсь в звуки
(мне причиняет это муки)
Они как шорохи шагов,
Затерянных в глуши… то ветер
Резвится в ароматный вечер
Среди желтеющих листов.

Склоняю голову, безмолвный,
К траве, печалью томной полный,
Шептаньем милым опьянен,
Но уст ее прикосновенье,
Меня чаруя на мгновенье,
развеяло мой дивный Сон.

© Copyright: Миша Ананов, 2009
Свидетельство о публикации №109081400809

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Миша Ананов

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Миша Ананов

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / М. Лермонтов — наследник традиции А. Пушкина в русской поэзии

М. Лермонтов — наследник традиции А. Пушкина в русской поэзии

    В лирике Лермонтова выражен революционный протест против рабства, против всеобщей приниженности и подавленности, характерной для эпохи реакции. По словам Белинского, в произведениях Лермонтова “…нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни. Но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”. Личная судьба поэта и общественно-политическая обстановка эпохи реакции наложили отпечаток на его поэзию. Неудовлетворенность существующим строем носит у Лермонтова активный характер. Стихи для него — орудие борьбы, и его разочарование переходит в гневный обличительный протест против общественно-политических устоев самодержавной России. Лирика Лермонтова разнообразна по тематике. Одной из центральных тем в его творчестве является тема поэта и поэзии, ей посвящено много стихотворений.
    Уже в юности Лермонтов имеет ясный и определенный взгляд на то, что должен воспевать в своем творчестве настоящий поэт. Он хотел, чтобы поэзия звала людей активно любить родину и свободу. Об этом он говорит в своем стихотворении “К***” (“О, полно извинять разврат!”), посвященном Пушкину: поэт должен воспевать свободу и не склоняться ни перед кем. Поэт — это человек, одаренный “высокой мыслью и душой”, ничего не страшащийся.
    В 1837 году, после безвременной гибели Пушкина, прозвучал “голос страсти благородной” Лермонтова. Он создал стихотворение “Смерть Поэта”. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жизни “торжественным венком” Славы. Он “дивный гений” с “чудной силой” таланта и “чудными песнями”. Особенно восхищает Лермонтова его “свободный, смелый” поэтический дар. Лермонтов восторженно относится к Поэту и глубоко скорбит о его гибели, в ней он обвиняет “жадную толпу, стоящую у трона”. Он бичует “завистливый и душный свет”, “палачей Свободы” и считает, что смерть Пушкина должна быть отомщена:

    И вы не смоете всей вашей черной кровью
    Поэта праведную кровь!

    В 1841 году Лермонтов написал стихотворение “Пророк”. Как и Пушкин, автор называет поэта пророком, роль которого заключается в том, чтобы “глаголом жечь сердца людей”. Пушкин в одноименном стихотворении показал поэта до начала того, как он приступил к своему высокому служению. Лермонтов в своем стихотворении раскрывает судьбу поэта, осмеянного людьми за его проповедь. У Лермонтова это трагическое осмысление темы. Пророк сам говорит о своей судьбе. Пророк-поэт, наделенный даром всеведения, научился читать “в очах людей” “страницы злобы и порока”.

    Провозглашать я стал любви
    И правды чистые ученья:
    В меня все ближние мои
    Бросали бешено каменья.

    Его проповедь и правда вызвали в людях лишь озлобление, и пророк оставляет города, бежит в пустыню, где общение с природой приносит ему нравственное удовлетворение:

    И звезды слушают меня,
    Лучами радостно играя.

    Лермонтов обвиняет общество в том, что оно презирает истинную поэзию. Белинский относил это стихотворение к лучшим созданиям поэта:
    “Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России”.
    Молодой Лермонтов — романтик. Он смотрит на поэта как на одинокого избранника. Поэт живет своими мечтами, своими страданиями, которые недоступны “толпе”.

Лермонтов Михаил Юрьевич

В зрелый период творчества Лермонтов видит в поэте не одинокого провидца, глашатая “истин вековых”, а народного трибуна. Образ такого поэта, пророка и гражданина нарисован в стихотворении “Поэт”. Стихотворение построено на развернутом сравнении поэта и кинжала. В первых шести строфах автор поведал историю кинжала, а в последующих пяти — высказал свой взгляд на поэзию и ее отношение к жизни. Главный смысл истории кинжала — показ бесславности судьбы оружия, ставшего золотой игрушкой. Поэт вспоминает о боевой службе кинжала. Он служит много лет наезднику, “не по одной груди провел он страшный след и не одну порвал кольчугу”. Но погиб его “господин”, и кинжал “свое утратил назначенье”. Его продали купцу-армянину, и кинжал, отделанный золотом, превратился в блестящее украшение. То, что случилось с кинжалом, напоминает Лермонтову судьбу поэта. В последней строфе образ поэзии и образ кинжала сливаются:

    Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
    Иль никогда на голос мщенья
    Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
    Покрытый ржавчиной презренья?

    Концовка в виде вопроса, но в этом вопросе заключен и призыв, выражающий основную мысль автора. Настоящее искусство чуждается “богатой резьбы”, развлекательная приукрашенная поэзия никого не утешит. В стихотворении тревога поэта за судьбу родной литературы выражена и аллегорически, и прямо. Воспевая поэта, чей стих “как Божий дух носился над толпой”, Лермонтов, вероятно, думал о Пушкине, Рылееве, Одоевском, чьи произведения являлись отзвуком “мыслей благородных”, а для сегодняшнего читателя таким поэтом является и сам Лермонтов.
    Продолжив лучшие традиции Пушкина и декабристов в понимании места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая представление о ней как об остром боевом оружии.

  Беру!

5413 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / М. Лермонтов — наследник традиции А. Пушкина в русской поэзии

Сравнение Пророка Пушкина и Лермонтова сочинение

Начать разговор о сравнительной характеристике произведений Пушкина и Лермонтова с одноименным названием следует с истории создания этих текстов.

Пушкин Александр Сергеевич пишет своего «Пророка», как отзыв или точнее отклик на известные события, связанные  с декабристами. Александра Сергеевича связывали, можно сказать, дружеские отношения с теми, кто был казнен на Сенатской площади Петербурга. Он знал этих людей изнутри и по мнению поэта они были людьми кристальной честности и порядочности.

Произведение «Пророк» Пушкина раскрывает духовную составляющую русского общества в тот период времени.

Если мы говорим об одноименном стихотворении младшего товарища по перу, а именно Михаила Лермонтова, то точкой отсчета для его текста стало продолжение текста Пушкина. Лермонтов по своему трактует образ, заложенный Александром Пушкиным. Он наполняет его дополнительным содержимым: горечью утраты и душевной болью.

Таким образом, приступая к сравнительной характеристике текстов, делаем вывод, что один «Пророк» — это логическое и стройное продолжение другого.

Во-первых, обратимся к тематике текстов. Пророк и для Пушкина и для Лермонтова – это важная составляющая истинного поэта.

Говоря о биографиях поэтов, можно найти много точек соприкосновения. И того и другого не понимали и принимали при жизни, и Пушкин и Лермонтов рано ушли в мир иной.

Если говорит об образе пророка, созданном ими, то нетрудно заметить, что он обладает даром провиденья. Он способен увидеть свою участь, а если говорить об аллегорическом смысле, то участь истинного поэта в России.

Пророк Пушкина – это носитель высшей Истины. Для него личность человека и справедливость в обществе – это не пустые слова.

Лермонтов рисует своего одноименного героя несколько другим. Для него пророк – это тот, кто страдает от неверия людей в высшую Истину. Его пророк больше напоминает реального человека. Он, в отличие от пророка Пушкина, лишен веры в светлое будущее.

Если сравнивать жанр вышеназванных текстов, то это исповедь в лирической форме. У Пушкина пророк торжественен, а у Лермонтова он печален от своей высшей миссии.

Теперь обратимся к тому, какие картины возникают у читателя при восприятии одноименных текстов классиков «золотого века».

Обратимся к тексту Александра Сергеевича. Читая, мы видим, что в глубоком подтексте показано противостояние истинного мастера слова и общества. Истина для пророка этого текста, в первую очередь, в самопожертвовании ради людского блага.

По мнению автора, его лирический герой должен нести в жизнь людей свет и добро. Его жизнь должна стать жертвой ради человеческого счастья.

Лермонтов противопоставляет своего героя одноименному персонажу Пушкина. Его пророка не поняли и не приняли, поэтому он стремится в пустыню, чтобы там, в уединении, предаться своим думам.

Для этого лирического персонажа все существование – это боль и унижение. Он признал факт, что человеческое общество со своими пороками победило его благие помыслы.

кратко

Сравнение Пророка Лермонтова и Пушкина

Если взять в руки том стихов Пушкина, а затем Лермонтова и сравнить стихи не по содержанию, а по оглавлению, то обязательно бросится в глаза одно интересное обстоятельство: Лермонтов как будто писал по алфавиту Пушкина. Многие названия буквально совпадают. Но сравнение названий – это формальности. А как обстоит дело с содержанием?

Здесь всё совсем иначе. И фразу нашего известного критика В.Г.Белинского о том, что «Пушкин умер не без наследника», с явным намеком на Лермонтова, легко опровергнуть. Да, Лермонтов был младшим современником Пушкина, преклонялся перед его гением, возможно, даже подражал. Но старался с первых шагов в литературе идти своим путем. И это замечание касается темы, которая уже давно получила название «назначение поэта и поэзии».

Лермонтов был уверен в пророческом назначении поэта. И эта мысль начала звучать в его стихах достаточно рано. Но вершин мастерства и глубины мысли поэт достигает только в последние годы короткой жизни.

«Пророк». Свое  самое последнее стихотворение Лермонтов   тоже назвал по-пушкински. И начинается оно с того, на чем  остановился Пушкин. Пророк, ставший более зорким и чутким, начинает исполнять Божью волю – «глаголом жечь сердца людей».

Что из этого выходит? Как ни страшно это звучит, но почти ничего. Он избегает города и предпочитает  пустыню. Только там он живет полноценной жизнью, в гармонии с собой и природой. Он чувствует себя частью этой природы, ему покорна земная «тварь», его слушают звезды. Что еще надо? А еще хочется помочь открыть глаза другим. Только они этого не хотят – вот источник духовной драмы пророка, если не трагедии.

И когда, в редких случаях, нищий пророк бывает в городах, он пробирается по ним украдкой, в стороне. Но и это не всегда помогает. Его презирают, издеваются, ставят в пример детям.

Ахматова, Пушкин, Есенин, Лермонтов — стихи классиков о России

В пример того, как не надо жить. Может ли быть судьба более незавидной? Таким образом, Лермонтов тоже задумывался о судьбе поэта-пророка в современном ему обществе. И приходил к неутешительным выводам: цена слова катастрофически падает, поэзия становится никому не нужна. С этим он и ушел из жизни.

кратко

  • Сочинение на тему Любовь к животным

    Человек живет в мире, который существует параллельно с миром, который нам еще не очень то и знаком, так как в этом мире существуют свои, особенные правила, которые нам простым людям не понятны. Мир животных, это особенная система

  • Сочинение по картине Семенова Как прекрасен этот мир (5 класс)

    Картину русского художника А. Семенова «Как прекрасен этот мир» можно считать одним из самых выдающихся его произведений. Оно интересно простотой сюжета, и в то же время, глубоким смыслом, в ней заключённым – в том что жизнь прекрасна

  • Сочинение поэма Руслан и Людмила Пушкина 5 класс

    Александр Сергеевич Пушкин написал свою поэму «Руслан и Людмила» в 1820 году. Она была создана в шуточном формате, поскольку поэт большое внимание уделял устному

  • Образ и характеристика Кабанихи в пьесе Гроза Островского сочинение

    Одним из центральных персонажей в пьесе Островского А.Н. считается Кабанова Марфа Игнатьевна – богатая купчиха, живет без мужа, упрямая и черствая, жестокая и боевая, имеет двоих детей Тихона и Варвару. Эта героиня полна земных дел, она,

  • Сочинение на тему Улица моего детства 7 класс

    Улица моего детства останется в моей памяти на всю жизнь. Именно там, на лавочках, под деревьями и в песочнице прошла самая беззаботная, самая сокровенная и беззащитная часть моей жизни. Именно об улице, на которой прошло мое детство,

  • Уроки доброты в рассказе Распутина Уроки французского 6 класс сочинение

    Этот талантливый писатель сумел создать целую серию поучительных рассказов, которые воспитывают в человеке чувство доброты и справедливости. Главным героям рассказа про уроки доброты, становится один мальчик, который достаточно беден и постоянно

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *