Поэтическая переписка А.С. Пушкина с Филаретом (Дроздовым) – митрополитом Московским.
С какой трагической силой поставил этот вопрос Пушкин:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Велик талант Пушкина. Но к сожалению, он только может поставить вопросы, и не может дать на них ответы. Талант лишь по форме, не по смыслу.
Глубоко и столь же поэтически зрело ответил Пушкину Филарет (Дроздов) – митрополит Московский (+1867), уже при жизни названный мудрым, а ныне причисленный Церковью к лику святых:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана,
Не без правды Им же тайно
На печаль осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светлый ум.
Ищущую душу поэта глубоко потряс этот неожиданно обращенный к ней голос знаменитого иерарха. Пушкин пишет митрополиту послание, в котором звучит неподдельное чувство благодарности и покаяния:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слёз нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнём душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.
Наш великий русский гений нашел ответ на самый жгучий вопрос. Он понял, почувствовал всей своей душой бессмыслицу, отчаяние греховной суетной жизни, неминуемо отнимаемой неумолимой смертью. Но он пережил и другое – радость осознания того, что человека ожидает не тупик смерти, а бесконечная перспектива жизни, наполненной Богом-Любовью. И, как известно, с Его именем на устах он перешел в тот мир.

Поздравить студентов с новым учебным годом прибыли почетные гости – заместитель премьер-министра Республики Беларусь Александр Субботин, первый заместитель председателя Гродненского областного исполнительного комитета Иван Жук.

– Здесь очень родная и близкая мне атмосфера. В нашей стране четыре университета в сфере сельского хозяйства и каждый из них уникален по-своему. Научные школы, присутствующие здесь, видны по результатам: аграрии Гродненской области являются одними из лучших в нашей стране, – отметил во время торжественного события заместитель премьер-министра Республики Беларусь Александр Субботин.

Обращаясь к первокурсникам, Александр Субботин говорил о том, что впереди их ждут удивительные студенческие годы, за время которых каждому предстоит пополнить свой багаж знаний, благодаря которым они уже как профессионалы смогут реализовать себя.

– Вы входите в новую эпоху своей жизни. Не теряйте время понапрасну, максимально впитывайте в себя все знания, до которых вы сможете дотянуться. Именно эти студенческие годы останутся в вашей памяти как самые лучшие, – сказал Александр Субботин.

Провести студенчкие годы с пользой пожелал первокурсникам и первый заместитель председателя Гродненского облисполкома Иван Жук. Он говорил о том, что важно повышать не только свой образовательный уровень, но и культурный. Для этого необходимо принимать активное участие в общественной жизни университета и в его ярких и значимых событиях. Все это формирует личность лидера, способного брать на себя ответственность и проявлять инициативу в любом деле, а значит – специалиста и разностороннюю личность.

Со значимым событием в жизни студентов-первокурсников искренне поздравил и ректор Гродненского государственного аграрного университета Витольд Пестис. Он отметил, что каждый студент приходит в вуз, чтобы получить то, от чего во многом будет зависеть не только его дальнейшая судьба, но и судьба государства, которое нуждается в молодых, энергичных и хорошо подготовленных специалистах.

Ааграрный вуз не зря называют кузницей кадров для агропромышленного комплекса региона и страны. Каждый год это звание подтверждается достижениями студентов и преподавателей университета. Имидж Гродненского государственного аграрного университета закрепился и на международном уровне. В этом году здесь знания будут получать студенты из 26 стран Европы, Африки, Азии, Латинской Америки. Кроме того, филиалы вуза открылись и за пределами нашей страны: в Бухаре, в Ташкенте и других городах.

Знания в Гродненском государственном аграрном университете получают сегодня 4300 студентов.

Виталия Селивончик, студентка 5 курса:

– День знаний– праздник не только для первокурсников, но и для всех студентов нашего университета. В этом году мое последнее 1 сентября здесь, я заканчиваю 5 курс по направлению ветеринарная медицина. И сейчас меня переполняет чувство гордости за свой вуз, ребят, которые здесь учатся, и преподавателей, которые дают нам знания.

Артем Нестерук, студент 5 курса:

– Это лучшее время в моей жизни. Много активных программ, много учебы и интересных движений, которые были поддержаны с помощью профсоюзного комитета, БРСМ. Много интересных и новых друзей появились здесь за эти годы.

По традиции в этот день первокурсникам вручили символические атрибуты каждого студента – студенческий билет и зачетную книжку.

В завершении первокурсники дали клятву студента на верность и преданность родному университету. После деканы факультетов символично «благословили» новоиспеченных студентов на путь к знаниям горстями зерен.

Александр Свиридов, профессор кафедры энтомологии и биологической защиты растений:

– В университете дают важные знания, с которыми выпускники пойдут на производство для развития нашей родной Беларуси. Всегда должно быть живое общение преподавателя и студента. Мы, преподаватели, всегда видим запросы студентов, когда общаемся с ними напрямую. Сейчас я стою здесь, вижу молодые лица, а через час пойду читать лекции студентам. Нужно постоянно общаться с молодыми людьми и передавать знания, которые имеет высококвалифицированный преподавательский состав.

Павел Шешко, доцент кафедры плодоовощеводства и луговодства:

– Работодателей интересуют навыки и компетенции, которыми обладает студент. Я всем своим студентам говорю, что за пять лет, которые они обучаются здесь, они как раз и зарабатывают то, что поможет им проявить себя на рынке труда. Целеустремленный и мотивированный человек, который обучается, получает очень хороший старт, устраивается на хорошую работу.

Ксения Полкутенко, студентка 2 курса:

– Я учусь на инженера-технолога, в обязанности которого входит создание рецептуры продукта. То есть нужно правильно рассчитать, например, пропорции сахара, дрожжей, муки в хлебе и прочее. Я благодарна университету за возможность получать знания, которые для меня действительно важны.

Елизавета Василевская, студентка 4 курса:

– Я ни разу за время учебы не пожалела о том, что пришла учиться в аграрный университет. Каждый год я активно участвую в общественной жизни университета. Мне очень нравится писать научные статьи, анализировать, а преподаватели всегда поддерживают. В этом году у меня будет много новых предметов, которые в дальнейшем помогут быстрее приспособиться к будущей работе. Хочу отметить, что для меня очень важно посещать занятия.

Александра Кунгер, студентка 4 курса:

– Все мы пришли сюда учиться для того, чтобы стать специалистами в своей сфере. Очень важно ходить на все занятия, ведь они помогают правильно усвоить материал. В будущем нам это в любом случае пригодится. Нужно быть высококвалифицированным специалистом, мы же все же находимся в высшем учебном заведении. Помимо этого не нужно забывать и про активную жизнь. Студенчество – это одно из самых классных этапов жизни, о котором очень много хороших воспоминаний.
Оперативные и актуальные новости Гродно и области в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь по ссылке!

Александр Пушкин Любителям русской поэзии известен стихотворный ответ приснопамятного Московского святителя, митрополита Филарета А. С. Пушкину на его, по выражению самого Пушкина «скептические куплеты».

Приведем тексты и попытаемся определить источники, послужившие для их написания. Вот что написал поэт:

26 мая 1828

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. А вот ответ митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова):

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

Пушкин, продолжая тему, пишет своего рода исповедь:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

(В другой редакции:

Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.)

19 января 1830

Первое стихотворение, побудившее владыку Филарета взяться за перо, было написано в 1828 году и помечено днем рождения поэта. Эта дата усугубляет тяжесть настроения, выраженного в стихотворении.. Кажется, именно эта тяжесть и подвигла чрезвычайно занятого митрополита, постоянного члена Святейшего Синода, протянуть «руку общения» (Гал. 2: 9) талантливому поэту в трудные минуты его жизни.

1828 год был для А. С. Пушкина годом решения одного из тяжелейших вопросов его нравственной и творческой жизни и во многом определил общественную позицию Пушкина 30-х годов. Известно, что примерно с июня 1828 года, то есть почти сразу после дня рождения поэта, начинает работу комиссия по делу о «Гаврилиаде». Пушкин внешне с иронией, но внутренне тяжело переживал события этих дней. Его самого коснулось теперь то. что он писал двумя годами раньше в «Записке о народном воспитании»: «Должно обратить строгое внимание на рукописи, ходящие между воспитанниками. За найденную похабную рукопись положить тягчайшее наказание, за возмутительную – исключение из училища, но без дальнейшего гонения по службе: наказывать юношу или взрослого человека за вину отрока есть дело ужасное и, к несчастью, слишком у нас обыкновенное».

Возможно, что стихотворение «Дар напрасный…» родилось именно в тревожные для него дни, а дата, подчеркивающая тщетность его рождения и предназначения, поставлена в отчаянии. (Пушкин иногда ставил фиктивные, но значимые для него даты под своими произведениями.) Известно, что работа комиссии закончилась закрытием темы и прощением поэта, приуроченным – случайно или нет – к 19 октября того же года (дню лицейской годовщины). Под этим числом читаем у Пушкина:

Усердно помолившись Богу,
Лицею прокричав ура,
Прощайте, братцы: мне в дорогу,
А вам в постель уже пора.

В самом деле, 19 октября датируется подорожная: поэт ехал в тверскую деревню Малинники.

Митрополит Филарет, отвечая на вопрос, зачем человеку дана жизнь и зачем она «на казнь осуждена», пишет: «Не без воли Бога тайной», то есть таинственной, сие совершается. Другими словами, Господь наш, желая «всем спастись и придти в познание (разум – в славянском тексте) истины» (1 Тим. 2: 4), по Своему милосердию наказывает человека, то есть ограничивает его возможности, которые человек использует для удовлетворения своих похотей (см.: Иак. 4: 1–5). Поэтому-то Господь наказывает человека, воспитывая его с отцовской строгостью (см.: Рим. 11: 22; Евр. 12: 1–29) и заботясь о нем как о сыне, чтобы человек не погиб и не подпал под суд вместе с погибающим в растлении, не верующим в своего Создателя миром (1 Кор. 11: 32). Святой апостол Павел, объясняя наши временные страдания здесь, на земле, пишет: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли такой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12: 7–11). В другом месте читаем: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11: 31–32), ибо Бог посылает наказание, «чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12: 10). И воля Божия о нас, по словам апостола Павла, освящение наше, «чтобы мы воздерживались от блуда; чтобы каждый из нас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4: 3–5). Отвечая Пушкину, митрополит Филарет имел в виду, конечно же, эти строки Священного Писания, говоря о таинственной силе Божией, пресекающей греховный путь грешника и привлекающей его к участию в святости Бога.

Что А. С. Пушкин в своей юности правильно понимал и чувствовал богообщение, митрополит, как тонкий психолог и педагог, мог заметить во время посещений лицея. У самого Пушкина в стихотворении «Безверие» (1817) читаем о том, что к неверующему в Бога «не простирается из-за пределов мира… мощная рука… с дарами мира», причем мира духовного (согласно старой орфографии, это слово – мир – и написано через и-восьмеричное). Как просвещенный человек и поэт, владыка Филарет, конечно, знал это стихотворение лицеиста, тем более, что оно было опубликовано В. Л. Пушкиным в «Трудах Общества любителей российской словесности Московского университета» (1818, ч. XII). В этом стихотворении есть и такие строки, обращенные к праведникам, считающим «мрачное безверие пороком»:

Смирите гордости жестокой исступленье:
Имеет он права на наше снисхожденье,
На слезы жалости; внемлите брата стон,
Несчастный он злодей, собою страждет он.

Не потому ли взялся за перо владыка Филарет, исполняя свой долг архипастыря и учителя? Он, мудро руководя поэтом в поисках виновника его душевных и умственных терзаний, указывает ему: ведь ты сам писал некогда, что не имеющий общения с Богом и Творцом своим «страждет собою»:

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Зная, что юный Пушкин мог видеть «мощную руку» Божию, простирающуюся «из-за пределов мира с дарами мира» духовного, владыка Филарет так и напоминает ему о Боге:

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум…

Участие столь знаменитого церковного и государственного деятеля не оставило поэта равнодушным. Узнав о стихотворении владыки от Е. М. Хитрово и еще не прочитав его, Пушкин пишет ей, что это «большая удача». Свое стихотворение «Дар напрасный…» здесь он называет «скептическими куплетами»: состояние души поэта в эту минуту понятно – острота ощущений, вызвавших «скептические куплеты», прошла. Полтора года миновало со времени их написания, и теперь нужно признать, что стихи рождены не разочарованием в жизни, а скептическим настроением. Существующее мнение о «ёрническом» тоне фразы в письме к Е. М. Хитрово вряд ли приемлемо. Слова поэта: «стихи христианина, русского епископа в ответ на скептические куплеты» (пер. с фр.) – свидетельствуют лишь о его терминологической точности. Даже если бы Пушкин не написал в ответ владыке своего прекрасного стихотворения, он знал, когда писал Хитрово, что его слова станут известны митрополиту.

Прочитав же стихотворное наставление владыки Филарета, поэт пишет с благодарностью: «Твоих речей благоуханных отраден чистый был елей». Он исповедует и признает, что иногда «бывало», своей лире с забавой ли или от праздности «вверял изнеженные звуки безумства (ср.: «Рече безумец в сердце своем: несть Бог». – Пс. 13: 1), лени и страстей».

Думается, что отвечая на наставления архипастыря, и сам Пушкин вспонил свое юношеское «Безверие»:

Во храм ли Вышнего с толпой он молча входит,
Там умножает лишь тоску души соей,
При пышном торжестве старинных алтарей,
При гласе пастыря, при сладком хоров пене,
Тревожится его безверия мученье.

Ср. в ответе митрополиту Филарету:

…твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

Человек, не верующий в Бога, даже если и плачет, то

…не те потоки слез лиются,
Которы сладостны для страждущих очей
И сердцу дороги свободою своей…

И словно вспоминая о Держащем дланию весь мир и простирающем руку помощи верующим в Него, своего Создателя и Господа, Пушкин адресует митрополиту, как он выразился, «русскому епископу», слова:

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Эта строфа очень глубока и объемна по своему содержанию. Если Пушкин в самом деле использовал стихотворение «Безверие», то, возможно, эти слова обращены к Богу Вседержителю, простирающему мощную руку Свою с «дарами мира». Не потому ли ответ Филарету был оставлен без надписания, без заглавия, что контекст данного стихотворения гораздо шире? Если же эти слова – «и ныне с высоты» – относятся к владыке Филарету, то тем самым Пушкин, обращаясь к архипастырю, возносит епископский сан его на подобающую высоту, ибо, по учению Церкви, епископ олицетворяет образ Христа (см. послания святителя Игнатия Богоносца к ефесянам, гл. 3, 6 и к траллийцам, гл. 3: «на епископа должно смотреть, как на Самого Господа»; «все почитайте… епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви»). И по учению святого апостола Павла, «начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5: 17).

Ответ митрополита Филарета есть напоминание о Боге и вразумление человеку, впадающему в грех отчаяния.

Еще одну параллель теме пушкинского ответа находим в Послании апостола Павла к галатам: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости… Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6: 1–2). Ср. у Пушкина:

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Именно этот фрагмент из послания апостола Павла всегда читается на литургии в дни памяти святого благоверного князя Александра Невского. Поэтому Пушкин слышал эти слова и в день своих именин, и присутствуя на торжественных литургиях и молебнах в день ангела императора Александра I. Его, как одухотворенного человека, не мог не интересовать вопрос: как можно «исполнить закон Христов»?

И еще один момент. Человек, знакомый с православной гимнографией, обратит внимание на знакомое словосочетание: «с высоты… силой». 26 мая – день рождения поэта – иногда попадает в период празднования и попразднства Пятидесятницы – дня Святой Троицы. В одном из песнопений на этот двунадесятый праздник есть слова: «С высоты силою учеником, Христе, дондеже облечетеся рекл еси…» (ирмос 3-й песни канона). Пушкин чтил «обычи родной старины», в которые входило посещение храма по великим праздникам. Кроме того, известно, что он самостоятельно изучал Священное Писание. Таким образом, отвечая митрополиту Филарету и используя слова общего для них лексикона, Пушкин не только выражает благодарность за внимание к его духовным и душевным терзаниям, но и показывает, что он не чуждое чадо для Церкви Христовой.

Произведение «Дар напрасный, дар случайный… было создано на свет 26 мая 1828 года. Его автором стал великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин. Нужно отметить, что этот день является для поэта очень значимым, ведь это день его рождения, по старому календарю.

Если говорить о жанре данного произведения, то оно написано в своеобразной философской элегии.

Содержание данного произведение от первого до последнего слова отличает состояние мучительной, раздвоенности, главного героя, который находится в непрерывных поисках вечного счастья и основного смысла жизни.

Именно поэтому размышления о жизни угнетаются мыслью, о том, что все это бессмысленно. В данном произведении, как и во многих других, Александр Сергеевич удивительным образом переплетает свою жизнь и некий вымысел. Это происходит потому, что поэт не может до конца разобраться в том, для чего он живет, и какой смысл его жизни. Более того, поэт так же не может понять за что он награжден таким даром. Эти непонимания мучают поэта, так как в течение всей жизни.

Основным фундаментом данного произведения являются извечные вопросы бытия человеческого.

В данном произведение как нельзя лучше раскрывается душевная организация поэта.

Основной мыслью данного произведения является мысль о том, что каждый человек должен найти себя в этом мире, найти свое предназначение и так далее.

Рифма для данного произведения выбрана перекрестная, именно она делает все произведение полным, лаконичным и красивым. При чем женская рифма перекликается с мужской.

Вообще стоит отметить, что данное произведение получилось настолько красочным благодаря различным литературным приемам, таким как метафоры, эпитеты и красочные прилагательные. Каждое слово тщательно продумано, так как главным лирическим героем в данном произведении автор делает себя самого.

Да именно Александр Сергеевич является главным героем данного произведения, именно о своем даре он размышляет, искренне не понимая, за что именно ему была уготовлена такая судьба. Нет не то, чтобы ему это не нравилось, просто он считал, что дар поэтизма дается лишь избранным, к коим себя отнести никак не мог.

Нужно так же отметить, что он любил свой дар и принимал его со всей благодарностью и честью. Каждое свое произведение он старался сделать более насыщенным, и уникальным. И стоит отметить, ему это не плохо удавалось. Поэтому если вы еще не так близко знакомы с поэзией Пушкина, стоит это сделать в самое ближайшее время.

По плану

Картинка к стихотворению Дар напрасный дар случайный

  • Пастернак

    Борис Леонидович Пастернак признан одним из лучших литераторов ХХ века. Свой путь на литературном поприще поэт начал в 1913 г. Именно тогда в альманахе издательства «Лирика» впервые опубликовали несколько его стихотворений.

  • Анализ стихотворения Некрасова Похороны

    Стихотворение «Похороны» написано Н.А. Некрасовым в конце июня 1861 г. (исследователи указывают период с 22.06 по 25.06). Произведение было создано в село Грешнево, Ярославской области, где прошло детство поэта. Впервые увидело свет и

  • Анализ стихотворения Есенина Руки милой пара лебедей

    Как известно, Сергей Есенин, известный русский поэт, сильно увлекался поэзией Востока. Одержимый этим, он мечтал побывать не только в Тегеране, но и в Стамбуле. Но, к сожалению, сделать этого он так и не смог. Во время,

  • Анализ стихотворения Тютчева Декабрьское утро

    Большое количество русских поэтов уделяли время описанию красоты природы. Тютчев является одним из таких поэтов, которые уделяли немало времени этой теме. Поэт своеобразно описывает законы природы и имеет интересные взгляды

  • Заболоцкий

    Знаменитый советский поэт 50-х годов Николай Заболоцкий появился в литературе как мастер поэтических произведений и стал самым читаемым автором до настоящего периода. Все его мечты начать поэтическую деятельность сбывались постепенно.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *