Поэт и Митрополит. Переписка Пушкина и Филарета

Ле Мур

Поэтическая переписка А.С. Пушкина с Филаретом (Дроздовым) – митрополитом Московским.

С какой трагической силой поставил этот вопрос Пушкин:

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Велик талант Пушкина. Но к сожалению, он только может поставить вопросы, и не может дать на них ответы. Талант лишь по форме, не по смыслу.

Глубоко и столь же поэтически зрело ответил Пушкину Филарет (Дроздов) – митрополит Московский (+1867), уже при жизни названный мудрым, а ныне причисленный Церковью к лику святых:

Не напрасно, не случайно
 Жизнь от Бога мне дана,
Не без правды Им же тайно
 На печаль осуждена.

Сам я своенравной властью
 Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, Забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум —
И созиждется Тобою
 Сердце чисто, светлый ум.

Ищущую душу поэта глубоко потряс этот неожиданно обращенный к ней голос знаменитого иерарха. Пушкин пишет митрополиту послание, в котором звучит неподдельное чувство благодарности и покаяния:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слёз нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнём душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.

Наш великий русский гений нашел ответ на самый жгучий вопрос. Он понял, почувствовал всей своей душой бессмыслицу, отчаяние греховной суетной жизни, неминуемо отнимаемой неумолимой смертью. Но он пережил и другое – радость осознания того, что человека ожидает не тупик смерти, а бесконечная перспектива жизни, наполненной Богом-Любовью. И, как известно, с Его именем на устах он перешел в тот мир.
http://azbyka.ru/vera_i_neverie/o_boge/bog_osipov-all.shtml

© Copyright: Ле Мур, 2015
Свидетельство о публикации №115052500627

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Ле Мур

Рецензии

Написать рецензию

Наглые церковники к себе всех выдающихся людей стараются причислить, но лишь после смерти, так как при жизни, все эти люди слали к бесу этих шутов в рясе.

Неожиданный Случай Моментович   15.11.2016 23:56   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Наоборот. Здесь показана разница между пустой бездуховной поэзией и поэзией духовной. Первая только ставит вопросы, а вторая даёт ответы. Митрополит показал, что пишет стихи ничуть не хуже Пушкина, но с гораздо более высоким смыслом. И Пушкин это понял, и поблагодарил митрополита.
А бесы так лишают человека разума, что он даже не в состоянии уловить смысл.

Ле Мур   17.11.2016 00:57   Заявить о нарушении

Ага) Поблагодарил) Ещё бы,Пушкни шутов в рясах не благодарил) Он им всем благодарность выдал в поэме Гавриллиада) Не пишите более такой ерунды) То вашего стихоплёта метрополита знают в мире лучше чем Александра Сергеевича)

Неожиданный Случай Моментович   17.11.2016 01:02   Заявить о нарушении

Если бы словесному таланту Пушкина прибавить хотя бы каплю мудрости, была бы польза. А так… попробуйте себе представить, чтоб хотя бы в одном учебном заведении по философии, психологии, социологии и т.д., не говоря уже о духовных институтах, преподавали Пушкина. Смешно, правда?
А Филарета преподают. И других Святых Отцов преподают. И простых философов тоже изучают. Мудрость — в смысле, а не в красоте слов. Где мудрость — там и красота.

Ле Мур   19.11.2016 10:17   Заявить о нарушении

Философия-означает любовь к мудрости, у кого философы, у кого мудрецы, суть одна. В энциклопедии мудрости (книга такая) имеются философские высказывания и Пушкина, и Толстова Льва, Есенина, Высоцкого, Лермонтова, и остальных великих людей) а вот филаретов и прочих гундяев там немае))) А то, что его приподносят за авторитета, где-то, так это прямое делание слушателей поклоны стадом рабов господних))) Филареты и прочие гундяи великие люди же))) все на них держится)) пользы-хоть отчерпывай)))

Неожиданный Случай Моментович   19.11.2016 10:27   Заявить о нарушении

И это "энциклопедия мудрости"? Тот сборник афоризмов и эпиграмм?
Где же там философия или другая серьёзная наука?
Это в нём Льва Толстого назвали «Толстова Льва»? И правда, у богоборцев разум отнимается.
Цитата из Википедии: «Митрополи́т Филаре́т — епископ Православной российской церкви; с 3 июля 1821 года архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Действительный член Академии Российской (1818); почётный член (1827—1841) Императорской академии наук и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине.

Стихотворный диалог Пушкина и святителя Филарета

День памяти — 19 ноября (2 декабря).
Ещё из Википедии: «Филарет обратил внимание на стихотворение А. С. Пушкина «Дар напрасный, дар случайный», написав на него стихотворный ответ-наставление. Пушкин, в свою очередь, ответил в 1830 году стихотворением «В часы забав иль праздной скуки», где публично признал правоту священника и свою неправоту.»

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слёз нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнём душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт.

А.С. Пушкин

Не верите Митрополиту, тогда, может, хоть Пушкину поверите? И неправославной Википедии?

Ле Мур   22.11.2016 01:02   Заявить о нарушении

Почитайте Гавриллиаду) Раз уж так призываете верить Александру Сергеевичу) И стихотворение Пророк) А ваших святош и прочих лоботрясов в рясах погонит народ однажды, далеко погонит, вместе с теми, кто их защищал, а особенно, кто старался грязью религиозной замарать великих людей, вот такими омерзительными способами, которыми пользуетесь вы и остальные церковные пройдохи.

Неожиданный Случай Моментович   22.11.2016 10:45   Заявить о нарушении

Это безосновательные домыслы. Лучше обратимся к фактам.
Гаврилиада написана в 22 года необразованным мальчиком, и явилась отражением его собственных грехов и страстей. Всерьёз воспринимать это нельзя. Хвалиться своей безграмотностью в духовных вопросах не следует. Она легко опровергается всем известными текстами. Подобные мысли, как «Гордись, гордись, архангел Гавриил!», «Высокий стан, взор томный и стыдливый» совершенно не соответствуют морально-нравственному облику архангела Гавриила, хорошо известному из Писания. Это фантазия автора-юнца.
«Пророк» написан спустя 5 лет и уже не содержит морально-нравственных ошибок. Ничего плохого о христианстве тут не говорится. Идёт пересказ ветхозаветных образов. Правда, по той же самоуверенной неграмотности кое-что перепутано. Например, горячий уголь был вложен пророку не в сердце. На самом деле это видение пророка Исаии, который видел серафима, который взял клещами некий уголь, вложил пророку в уста, чтобы уста очистились. Далее Пушкин говорит об очищении своих уст от всякой скверны.
Прежде чем писать о чём-либо, следует сначала изучить вопрос. И лучше оригинал, а не домыслы таких же необразованных писателей.
«Дар напрасный, дар случайный» написан ещё через два года. Здесь Пушкин уже более разумен, ставит хорошие вопросы. Но, к сожалению, по той же духовной безграмотности, не в состоянии на них ответить. А следовало почитать настоящих учителей, тогда бы он знал ответы. И когда Пушкин получает ответы от митрополита Филарета, то признаётся в своих ошибках. Читайте внимательно:
В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Вот как Пушкин сам называет свои прежние «труды» — забавы, праздная скука, безумство, лень и страсти. Это уже слова покаяния.

Так берите хороший пример прозрения и покаяния, изучайте духовных учителей, и многое станет понятным, и многие ошибки удастся признать и исправить.

Ле Мур   25.11.2016 18:52   Заявить о нарушении

Я ваших духовных учителей на кадиле вертел) О каких вы тут грехах?))) Трепачи церковные))) Людей, вас посылающих при жизни к чертям-после смерти обмазываете религиозной грязью))) Этому видать вас ваше писание учит))) Гнилые вы люди, духовники) Не дух у вас, а душок, с гнильцой душок) Ну вы уже летали с колоколен-перспектива ваша видна)))) Тренеруйтесь))))

Неожиданный Случай Моментович   25.11.2016 19:53   Заявить о нарушении

Появление грубости свидетельствует об исчерпании достойных аргументов по существу вопроса.
Евангелие от Матфея: "Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах".
Благодарю, что помогли мне раскрыть перед нашими читателями тему духовного возрастания А.С. Пушкина более широко.

Ле Мур   03.12.2016 15:23   Заявить о нарушении

Да на кадиле вертел я ваши цитаты от Матфея как и от Марка) хера вы ими мля прикрываетесь?) сектанты) ох, бойтесь, как народ проснется от ваших проповедей, будете свои книги жрать, без возможности запить) Гребанные гундяи) Обождите, вам еще муслимы глаз натянут на пятую точку) поберушки христовы)

Неожиданный Случай Моментович   03.12.2016 15:45   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Ле Мур

Филарет Дроздов (1782–1867) – святой (память 19 ноября/2 декабря), митрополит Московский и Коломенский. Выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, талантливый преподаватель, проповедник и богослов, крупный общественный деятель. Покровитель русского воинства. Автор знаменитого «Катехизиса», по которому обучалась вся русская молодежь. По просьбе императора Александра П составил манифест об освобождении крестьян.

Дар напрасный, дар случайный

В стихотворной форме переписывался с А.С. Пушкиным. Пушкин написал полное глубокого отчаяния стихотворение:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною,

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучной жизни шум.

Митрополит Филарет возразил ему:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана;

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светлый ум!

И поэт ответил святителю знаменитым стихотворением «Стансы»:

В часы забав иль праздной скуки,

Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Когда твой голос величавый

Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Серафима

В священном ужасе поэт.

(Первоначально последняя строфа выглядела так:

Твоим огнем душа согрета

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Филарета

В священном ужасе поэт.

Однако по требованию цензуры Пушкин убрал из текста имя великого иерарха.)

Митрополит Филарет был окружен любовью народной: толпы людей собирались на каждое его богослужение, ждали благословения, веря в особую силу этого благословения, и видели необыкновенные подтверждения этой веры. Незадолго до кончины явился митрополиту в видении его покойный отец и сказал: «Береги 19-е число». Филарет сообщил об этом наместнику Троице-Сергиевой Лавры и попросил приготовится к похоронам. 19 ноября (по старому стилю) 1867 года, в воскресный день, митрополит с особой бодростью и одушевлением совершил литургию, причастился, после службы прилег отдохнуть и безболезненно отошел в вечность. Вся Москва сошлась на поклонение усопшему, который был перевезен в Троице-Сергиеву Лавру и схоронен в церкви Святого Духа.

Александр Пушкин — Дар напрасный, дар случайный: Стих

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *