Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь расположен в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, на окраине райцентра Печоры, который был раньше посадом при монастыре.

До XIV века на месте будущей обители жили иноки-отшельники, точных свидетельств о том был ли это монастырь и сколько он насчитывал иноков, не сохранилось.

Пещера "Богом зданная" становится известной местным жителям с 1392 года. В 1470 году в пещере поселился иеромонах прп. Иона, бывший Псковский священник. Прп. Иона выкопал пещеру, в которой устроил церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную в 1473 году. Вокруг этого храма и собралась будущая знаменитая обитель. Со временем пещеры из келий превратились в кладбища-мощехранилища.

Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, лифляндцев, шведов, поляков. В XVI веке монастырь был значительно разрушен ливонскими рыцарями. В 1516 обитель была возобновлена псковским дьяком Мисюром Мунехиным. Важное политическое значение обители привлекло внимание московского правительства, которое укрепило его стенами в 1558-1565 годах. Стены были перестроены и укреплены в 1701 году. Это помогло обители не раз отражать нападение врагов. Монастырь славился чудотворными иконами Богоматери, летописцы называют его "домом пречистой Богородицы".

В числе наиболее почитаемых местных святителей — игумен Корнилий, умерщвленный в 1570 по приказу Ивана Грозного. С 1949 года по 1954 наместником был архимандрит Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси.

В 1920-1940 обитель находилась на территории, входившей в состав независимой Эстонии. Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался, оставался одним из немногих монастырей, которые существовали и в советское время. В последней трети ХХ века обитель стала одним из главных центров возрождения православных традиций, в том числе традиции старчества, представленной на рубеже ХХ-ХХI веков архимандритом Иоанном (Крестьянкиным).

К сожалению, мы были в Псково-Печерском монастыре очень короткое время, в составе паломнической группы, которая летела со страшной скоростью, нещадно подгоняемая экскурсоводом, так что фотографировать приходилось на бегу, не имея порой возможности даже остановиться. Если будет возможность посетить обитель снова, надеюсь, фотоальбом станет лучше.
Более подробно о Псково-Печерском монастыре можно прочитать на официальном сайте монастыря www.pskovo-pechersky-monastery.ru

Адрес монастыря: 181500, Псковская обл., г. Печоры, Международная, 5.
Телефон: (811-48) 9-26-01, 9-21-45

Входя через Святые врата под Петровской башней мы видим церковь Николы Вратаря со звонницей (1565 г.). Церковь примыкает к Никольской башне.

Входим в часовню на первом этаже. Через неё пролегает путь в нижнюю, главную часть монастыря.

Деревянная лестница внутри часовни.

Вход в главную часть монастыря.

Дорожка в главную (нижнюю) часть монастыря.

Главная монастырская колокольня, или звонница, каменная из нескольких столбов, поставленных в одну линию, от запада к востоку.

Во время звона часть звонарей стоит на земле перед звонницей, часть — в звоннице соседнего храма, куда тянутся верёвки от колоколов.

Фрагмент Покровского храма.

Звонница насчитывает шесть основных пролетов (звонов) и седьмой, пристроенный позднее, благодаря чему образуется как бы второй ярус.

Фонарь.

Успенский Пещерный храм — главный и древнейший соборный храм монастыря.

Храм стоит на месте первоначального успенского храма, ископанного в пещерах иноком Ионой. Освящение состоялось 15(28) августа 1473 года, в самый день великого праздника Успения Пресвятой Богородицы.

Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь

Храм Успения Пресвятой Богородицы устроен в горе. Земляные своды облицованы кирпичом и поддерживаются тринадцатью мощными столпами.

Вход в пещеры.

Храм Успения Пресвятой Богородицы.

Ризница (красное здание) и храм Успения Пресвятой Богородицы. Перед ними — монастырский источник.

Монастырский источник.

Справа — стена ризницы, за деревьями купол Михайловского храма.

Мостик по правую руку от Успенского собора.

К востоку от Успенского храма стоит почти современная ему церковь во имя Благовещения Богоматери.

Дорожка к Никольской церкви.

Дорожка к Никольской церкви и фрагмент стены монастыря.

Яблоня.

Ворота (какие-то).

Лестница к Михайловскому собору.

Фонарь возле лестницы.

Фрагмент территории монастыря.

Лестница к Михайловскому собору.

Михайловский собор. Храм был построен в 1820 году, внутренняя отделка его длилась до 1827 года. Собор массивный, выполненный в классическом стиле. Это крупнейшее здание в Псково-Печерском монастыре находится на возвышенной его части. Купол его заметен на подъезде к монастырю.

Богомолка, смотрящая на Михайловский собор.

Стена монастыря.

Фрагмент стены и башня монастыря.

Фрагмент стены и башня монастыря.

Фрагмент стены и башня монастыря.

Церковь Николая Чудотворца устроена над святыми воротами в 1565 году.

Сегодня в Никольском храме совершаются богослужения по четвергам, когда Церковь вспоминает Святителя Николая.

В 1986 году в обители освящен храм в честь святого преподобномученика Корнилия, расположенный в надвратной башне, примкнувшей к Никольскому храму. Башня эта была создана по благословению святого игумена Корнилия более 450 лет назад. В прежнее время здесь кончалась оградительная стена.

Святые врата под Петровской башней. Главный вход в обитель.

Фрагмент стен снаружи, Никольксая башня.

Церковь Сорока мучеников Севастийских и церковь св. Варвары на площади возле входа в монастырь.

Церковь Сорока мучеников Севастийских.

Церковь Сорока мучеников Севастийских.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2008

Богом зданные пещеры

Глубокий смысл и Божий Промысл можно усмотреть в дате открытия пещер — 1392 год. В этом году почил о Господе великий светильник Земли Русской Преподобный Сергий Радонежский. И в тот же год Господь открывает молитвенников, подвизающихся в здешней пещере.

А произошло это так. Однажды местный крестьянин Иван Дементьев пришел на Святую гору рубить лес. Тогда, в конце XIV века, весь склон, по которому теперь расположены монастырские здания, был покрыт большими деревьями, одно из которых начал рубить Иван Дементьев. Срубленное дерево повалилось под гору, увлекая с собой еще несколько деревьев и большое количество земли.

Так открылось устье пещеры, над которым была начертана надпись: Богом зданная пещера. Кем и когда была сделана надпись — неизвестно. По свидетельству летописца, в конце XVI века "один юродивый монах, Варлаам, часто приходил к пещере и стирал надпись, которая начертана на стене Богом зданной пещеры. Но это начертание всякий раз снова являлось, как ничем невредимое".

Позже, когда храм и пещеры приводили в более благолепный вид, наружную стену укрепили кирпичом, заложив при этом надпись. Но тогда уже и без надписи всем было известно, что Псково-Печерская обитель действительно создана и утверждена Богом.

"Всякий, кто входит в полумрак Богом зданных пещер монастыря, невольно чувствует благоговейный трепет от соприкосновения с вечностью".

При входе в пещеры покоятся мощи преподобных Печерских Марка, Ионы, Лазаря прозорливого и преподобной матери Вассы.

Сами пещеры являются монастырским кладбищем. Точное число захоронений в них не установлено. Есть основания полагать, что здесь покоится более десяти тысяч человек.

В течение всего года в пещерах держится постоянная температура + 5° С.

Вблизи входа в пещеры стены для прочности обложены кирпичом.

От входа идут семь подземных галерей, так называемых улиц, которые в разные времена удлинялись и расширялись. Пятая и шестая улицы, в стенах которых погребают иноков обители, называются братскими; в других галереях хоронили паломников, благочестивых мирян, "ратных людей" — защитников монастыря.

В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые керамиды, которые, являясь надгробными памятниками, имеют большую художественную и историческую ценность.

В завершении центральной улицы установлен канун (специальный подсвечник в виде небольшого стола), у которого совершаются панихиды.

Панихида — одна из заупокойных служб, в переводе с греческого это слово означает "всенощное пение". Панихида содержит моление о прощении грехов и упокоении душ усопших в небесных обителях.

Псково-Печёрский монастырь

Существует благочестивый обычай молиться за панихидой, держа в руках горящую свечу в знамение того, что наши сердца горят верою и любовию ко Господу и мы сами как бы переносимся духом нашим к Царству вечного света, вечной радости и блаженства, где обитают все святые с Господом.

За кануном установлен большои деревянный крест. Справа от него похоронен выдающийся православный архиерей — митрополит Вениамин (Федченков), известный церковный писатель, многие труды которого сейчас изданы. Последние годы своей жизни владыка жил в Псково-Печерском монастыре, здесь и отошел ко Господу в 1961 году.

Слева от креста покоятся мощи новомученика Российского епископа Георгия (Садковского), долгие годы находившегося в заключении в тюрьмах и лагерях. После освобождения из последнего заключения владыка Георгий с 1947 года занимал сначала Великолукскую кафедру, а затем стал епископом Порховским. 4 марта 1949 года епископ Георгий скончался и был погребен в монастырских пещерах. Собранные насельниками обители материалы о его жизни представлены в Комиссию по канонизации при Священном Синоде. Здесь же по левой стороне покоятся валаамские старцы.

По левую сторону от Креста покоятся Валаамские старцы, архимандрит Серафим (Розенберг) и архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И поныне приходят верующие люди на место погребения старцев, просят у них, как у живых, молитвенной помощи и поминают их в своих молитвах. Поминовение — это хранение памяти об умершем. Но это не просто память в обычном ее понимании, — это память, соединенная с молитвой.

Насельников монастыря, которые служили Богу в священном сане, обычно погребают в отдельных нишах. Монахов, не облеченных саном, и послушников хоронят на специальном братском кладбище, которое находится в завершении одной из улиц.

В пещерах Псково-Печерского монастыря сохранилось около 350 керамических и каменных надгробных плит XVI — начала XVIII века. В большинстве своем они невелики и помещены в отверстиях погребальных ниш. Самая ранняя керамида относится к 1530 году, наиболее ранней каменной плитой является надгробие 1591 года.

В надписях на керамидах встречаются славные фамилии Суворовых, Ртищевых, Нащекиных, Бутурлиных, Мстиславских. Погребены в монастырских пещерах предки А.С. Пушкина, М.И. Кутузова, М.П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, из которого произошел Патриарх Московский и всея Руси Алексий I.

Большая часть плит в монастырских пещерах — надгробия дворян: псковских, торопецких, новгородских помещиков и членов их семей. Тексты надписей на сохранившихся керамических и каменных плитах дают возможность получить довольно полные сведения о составе некоторых семейств, их родственных связях. Здесь названы более двадцати представителей семьи Бурцевых, указано на их родство по бракам с другими фамилиями. Одиннадцать лиц принадлежат роду псковских помещиков Назимовых, семнадцать — к Татищевым.

Погребены в пещерах также и воины, защищавшие монастырь во время многочисленных войн.

Пещеры Псково-Печерского монастыря — это место упокоения многих святых, место, пропитанное молитвами сокровенных подвижников, место поистине святое. Но пещеры — это еще и уникальный историко-художественный памятник — некрополь, который в настоящее время не имеет аналогов по полноте и сохранности надгробных плит. Многочисленные и разнообразные, они дают представление об одном из направлений декоративного искусства древнего Пскова.

В знак всеобщего воскресения одна из подземных улиц завершается храмом Воскресения Христова, построенным незадолго до начала Великой Отечественной войны. Богослужения здесь совершаются в день памяти обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее) и в дни поминовения усопших.

В храме по правой стороне за мраморной плитой покоятся подвижники XX века — старцы обители схиархимандрит Агапий (Агапов), архимандрит Иероним (Тихомиров), схиигумен Савва (Остапенко).

Сегодня новые поколения верующих людей обращаются за помощью к этим старцам, приходя на место их погребения, и по их молитвенному предстательству получают милость от Господа.

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь

Описание Богомзданных пещер

Сельская святыня, именуемая местными жителями Пещёркой, расположена в северо-восточном Причудье, в нескольких километрах от берега Чудского озера. Лет 200-250 назад хозяин здешних земель помещик (Трутнев?) решил построить мельницу на речушке, протекающей недалеко от деревни и впадающей в речку Куна.

Псково-Печерский монастырь — обитель с многовековой историей

Началось капитальное строительство плотины из валунов, кирпича и т.п. В один из дней строители, придя на место работы, с удивлением нашли разрушенным все то, что они до этого строили. Строительство было начато заново, еще более основательно. Однако в одну из ночей история повторилась, и труды строителей были уничтожены вторично.

Помещик, имея твердое намерение осуществить задуманное, в третий раз приказал начать строительство на том же месте. Днем плотина строилась, а ночью ее охраняли мужики, сидящие в засаде. Строительство шло успешно, как вдруг в одну из ночей раздался страшный грохот, и плотина в мгновение рассыпалась. Мужики, выскочившие из засады, сначала не увидели никого, однако потом заметили, что по долине реки идет женщина в белом одеянии и ведет за руку младенца также в белых одеждах.

Пройдя вниз по руслу до излучины речки, женщина и дитя вошли в стену ущелья. Видение закончилось, оставив в полном недоумении всех его свидетелей. Утром о случившемся было доложено помещику, и тот пожелал лично осмотреть место ночных событий.

Придя к плотине, он увидел ее полностью разрушенной, как и в предыдущие разы. Вдруг кто-то из присутствующих заметил на одном из камней, лежащих в воде, следы. Один след большой, как от обуви взрослого человека, и несколько маленьких, младенческих, от босых ног, причем один из них такой четкий, что видны даже пальцы.

Увиденное еще больше озадачило присутствующих. Желая получить добрый совет, помещик обратился к старым людям. Те ему сказали, что, судя по последним событиям, строить на этом месте нельзя, потому что место святое, а женщина с младенцем была не кто иная, как Сама Матерь Божия с Иисусом Младенцем.

Новое место для строительства плотины было выбрано на 200 метров выше по течению, где она и была построена, а первоначальное место стало почитаться, как место явления Матери Божией.

Недалеко от камня со стопами в склоне долины находится небольшая естественная пещера глубиной 2-3 метра, которая, как пещерный храм, во все времена принимала богомольцев. Рядом с пещерой в нескольких метрах бьют родники.

Описанные события произошли в 6-ю пятницу после Пасхи, и с тех пор до 50-х годов нашего столетия каждую 6-ю пятницу к месту явления стекалось огромное количество народа и духовенства. Трутнево относилось к Кунестскому приходу (д,Кунесть расположена на бурегу Чудского озера в 9 км от Трутнево).

Ежегодно на 6-ю пятницу из Кунести шел Крестный ход до Трутнево и обратно. Он сливался с Крестными ходами из Прибужи и др.мест. Среди прихожан есть те, кто участвовал в этих Крестных ходах и рассказывают, что иногда процессия растягивалась на 3 км. Ширины сельских дорог, идущих по полям, для движения людей не хватало и, поэтому, в месте от дороги посевы вытаптывались. Но никого из хозяев полей это обстоятельство не огорчало, поскольку всякий раз вытоптанные хлеба поднимались.

И как только во времена советской власти не пытались этот камень перевернуть, откатить из ручья, ничего не получилось, только болезни настигали борцов с камнем. Известны чудеса исцеления от камня со святым следом Богородицы, а каждую шестую пятницу по Пасхе совершается из Ветвенника православными со священниками Крестный ход в честь Божией Матери.

Паломнические поездки к Богомзданным пещерам

Псково-Печерский Свято-Успенский мужской монастырь.

Дополнительная информация, исторические документы:

  • Псково-Печерский монастырь. 1860 г.
  • Беляев И.Е.Первоклассный Псково-Печерский монастырь. 1893 год.
  • Является ли оригиналом главная икона монастыря "Успение Пресвятой Богородицы"?
  • "Успенская трудовая община". Как выживал монастырь в Эстонии. Двадцатые годы XX столетия.
  • Синайский В.И.Псково-Печерский монастырь. Общий культурно-исторический очерк, 1929 г.
  • Псково-Печерский монастырь в картинах Виноградова Сергея Арсеньевича (1869-1938).
  • Заметка в таллиннской газете "Русский вестник" от 4 декабря 1934 года об одном захоронении у стен Псково-Печерского монастыря.
  • Автограф русского философа Ивана Александровича Ильина в книге почетных посетителей Псково-Печерского монастыря. Ноябрь 1935 года.
  • Водосвятие в Печерском монастыре. Видео 1938 года.
  • Игумен Павел (Горшков) в начале войны.  Эстонский паспорт настоятеля Псково-Печерского монастыря в 1941-1944 гг. игумена Павла (Горшкова).
  • За что судили настоятеля Псково-Печерского монастыря игумена Павла (Горшкова). Материалы следственного дела, 1941-1944 гг.
  • Ризница Псково-Печерского монастыря в 1940-ых годах. Фотография. 
  • Опись ризницы Псково-Печерского монастыря. Печоры, 17-18 марта 1944 года.  Часть I.   Часть II.
  • После ареста игумена Павла (Горшкова) наместником в обители был архимандрит Агафон (1944–1946 гг.)
  • Архимандрит Агафон Бубиц (фото).
  • О.Алипий (Воронов). "Советский" архимандрит (видео).
  • Докладная записка архимандрита Алипия за январь 1961 г. по делу о краже вазелинового масла с нефтебазы из Риги. (ГАПО, ф.1776, оп.1, д.92).
    Список архивных документов в ГАПО об архимандрите Алипии и Псково-Печерском монастыре.
  • Геродник Г. — Правда о Псково-Печерском монастыре (Беседа с верующими). 1963 г. Книжка, конечно, атеистическая, но если сделать поправку на это и отнестись к ней просто как ко сборнику исторических фактов, то по-моему, будет интересно.
  • Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в отчетах псковского уполномоченного по делам религий А.И.Лузина.
  • 25-летний Рон (сын Рональда Рейгана) с наместником архим. Гавриилом Стеблюченко. 1983 год.
  • Архимандрит Зинон (Теодор) в Псково-Печерском монастыре, сентябрь 1993 г.
  • Псково-Печерский монастырь. 540 лет. (Документы на сайте Архивного управления Псковской области).
  • В Пскове волонтеры расчищают храм иконы Богородицы «Одигитрия», который располагается на улице Профсоюзной — на территории бывшего подворья Псково-Печерского монастыря возле набережной реки Великой.

Фотографии:

Сайт Псковского областного архива:
Датой образования монастыря считается 1473 г., когда была освящена Успенская церковь, устроенная в песчаном холме преподобным Ионой — непосредственным основателем обители. В 20-е гг. XVI в. был построен трапезный храм Святых Сорока Севастийских мучеников. В 1541 г. при игумене Корнилии была воздвигнуиа Благовещенская церковь, в 1565 г. — надвратный храм Николая Чудотворца (Николы Ратного). 29 июня 1827 г. в день именин полководца П.Х.Витгенштейна был освящен храм Архангела Михаила, предводителя небесного воинства.

С 1605 г. настоятелями монастыря становятся архимандриты. Согласно штатам 1764 г. монастырь являлся штатным и был отнесен ко второму классу. Указом императора Александра I от 15 января 1813 г. монастырь был возведен в первый класс. В 1912 г. монастырь стал общежительным.

С 1 сентября 1886 г. при монастыре действовала церковно-приходская школа.

После заключения 2 февраля 1920 г. Тартусского мира монастырь оказался на территории Эстонского Государства, где и находился до 1940 г., именовался Печерской христианской Успенской мужской трудовой общиной. Монастырь не закрывался, в настоящее время является действующим.

Информация в ГАПО:
фонд 499,
опись 1.

  • Указы императоров, Сената и Синода (1722-1800), Псковской духовной консистории. Рапорты наместника монастыря.
  • Устав монастыря (проект, 1920), Печерской христианской мужской трудовой общины (на эстонском языке, 1920). Устав Эстонской православной церкви (на эстонском языке, 1931).
  • Летопись монастыря (черновые записи, 1889-1920). Описание исторических ценностей монастыря (1814). Болховитинов Е. История княжества Псковского , Киев, 1831 (рукопись, переписана в 1930).
  • Рукописный сборник XV в. Книга пророка Даниила (Житие Александра Невского вместе со Словом о погибели Русской земли под заглавием Слово о погибели Русскыя земли и по смерти великого князя Ярослава — памятником литературы XIII в., л. 245 об.-249; Житие Евстафия Плакиды, л. 82-90; Житие Бориса и Глеба, л. 90-105; Епифания Кипрского Слово о житие святыя богородица, л. 121-136 об. и др.). Рукописный сборник XVI в. (жития и деяния).
  • Псковский летописец XVI в. (копия XIX в.) Выписки из писцовой книги по г. Пскову и пригородам (XVI в.). Выписки из ревизских сказок (1749).
  • Рукописи филолога и этнографа Г.Г. Трусмана: Первобытный человек у Западной Двины , Чудь прибалтийская по данным географии , Филологические параллели в эстонском языке , Лексикон , Материалы для словаря древне-эстонских имён (на русском и эстонском языках).
  • Переписка с Псковской духовной консисторией по богослужебным и хозяйственным вопросам, о проведении крестных ходов, благотворительных сборов. Переписка с П.Х. Витгенштейном о строительстве в монастыре церкви в память о войне 1812 г., о сборе пожертвований на военные нужды, именные списки вкладчиков. Переписка с Академией наук об использовании в научных целях документов монастыря, с учебными заведениями об организации экскурсий в монастырь.
  • Ведомости о состоянии монастыря, о монашествующих и бельцах. Сведения о ремонте строений на Печерском подворье в г. Пскове (1890), отчёты о ремонте монастыря (1906). Сметы на постройку, ремонт, реставрацию монастырских зданий. Дело о постройке настоятельского дома (1883). Ведомости о состоянии Великолукского Троице-Сергиева (1900, 1908-1910), Благовещенского Воронцовского (1903) монастырей.

    Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Печоры

    Докладная записка архимандрита Никодима о состоянии монастырей епархии (1911).

  • Докладная записка иконописца Чирикова о реставрации иконы Успения Божьей Матери (1910).
  • Письма будущего Патриарха Тихона наместнику монастыря архимандриту Аркадию (1905-1917).
  • Выписки из межевых книг, договоры на сдачу в аренду земельных участков, рыбных ловель крестьянам. Переписные книги имущества и владений монастыря (1639, 1652, 1664, 1656, 1678, 1686, 1711 (копия), 1730, 1802, 1828). Жалованные грамоты монастырю.
  • Планы отдельных владений и строений монастыря. Книги учёта и описи строений и имущества. Книга учёта поступления и раздела хлеба по пятинному сбору (1643-1644). Окладные листы на поземельный налог. Книги учёта прихода и расхода казённых сумм, церковных сумм и капиталов причта, неокладных сумм. Книги учёта дохода и его раздела среди монастырской братии. Кассовые книги.
  • Журналы контрольных осмотров ульев (1927-1934). Дневник пасечника. Книги учёта прихода и расхода денежных сумм и материалов свечного завода и склада.
  • Журналы учёта проведённых богослужений (1912-1923). Расписания и календари богослужений. Поминальные молитвы. Книги учёта исповедующихся и причащающихся (1913-1927).
  • Книги регистрации экскурсантов (1926-1940). Журналы регистрации входящих и исходящих документов.
  • Указы консистории о зачислении монахов в штат монастыря, о награждении, переводе и отчислении. Послужные списки настоятелей, монахов и служителей монастыря. Ведомости на выдачу жалованья временным рабочим.

Прощание с архимандритом Тихоном (Секретаревым) состоялось в обители

14 сентября 2018 года митрополит Псковский и Порховский Тихон совершил отпевание бывшего наместника Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарева).

Его Высокопреосвященству сослужили Преосвященнейший Иоанн, епископ Елгавский, Преосвященнейший Сергий, епископ Маардуский, викарий Таллинской епархии, многочисленные священнослужители из епархий России и зарубежья.

Перед началом отпевания митрополит Тихон обратился к присутствующим с приветственным словом:

"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В 21 год будущий отец Тихон пришел в эту обитель. И с тех пор верно и с любовью служил здесь Господу Богу, Пречистой Его Матери, братии, паломникам и прихожанам Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря.

Несмотря на то, что отец Тихон – человек был внешне весьма сдержанный, он все делал очень горячо, внутренне осознавая огромную ответственность за каждое послушание, за каждое дело, порученное ему Царицей Небесной.

Вспоминаю свои послушнические годы здесь в Псково-Печерском монастыре, когда отец Тихон еще даже не был благочинным, а просто совсем-совсем молодым иеромонахом. Как-то раз, я нес послушание лазарете, где находилось много пожилых монахов, лежачих. И вдруг приходит Отец Тихон с какими-то незатейливыми, но очень трогательными гостинцами и с книгой святых отцов.

Я не думаю, что он исполнял какое-то формальное послушание.

Это было веление его сердца. Он раздал всем по яблочку, по какой-то конфете. Потом присел и стал читать выписки из святых отцов.

Поездка в Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь

И завершил чтение запомнившимися мне на всю жизнь, очень знаменательными для меня словами святого Исаака Сирина: «Молиться – это значит благодарить». Дважды отец Тихон повторил их и добавил: «Отцы! Помните, что настоящая молитва – это благодарение Богу».

Молитва – это благодарность Богу в радости и в напастях, несмотря ни на какие испытания. А испытаний у отца Тихона было не мало, поверьте мне. Знаю это, хотя бы как игумен, в течение 25 лет управлявший монашеской обителью.

А отец Тихон, сколько его помню, никогда не оставлял благодарения Богу, эту самую высокую, самую прекрасную и самую достойную молитву православного христианина. «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи!» Так же с молитвой и благодарением он встретил испытание тяжкой и долгой болезнью…

Поблагодарим же и мы Бога за то, что на нашем жизненном пути был такой удивительный, особый и замечательный человек как отец Тихон. Поблагодарим Бога, что Он явил перед нашими глазами высокий пример его благодарения и мужественного смирения в последние годы его жизни. Попросим, чтобы и мы, когда каждому придет время предстоять испытаниям перед переходом в иную жизнь, также как отец Тихон встретить их с искренним смирением и благодарением.

Поблагодарим и отца Тихона за многие годы его трудов, молитв и любви к святой обители. Предстанем пред Господом с мольбой о прощении вольных и невольных прегрешений раба Божия архимандрита Тихона и о даровании ему Царствия Небесного! Вечная ему память!"

Многочисленные верующие собрались в этот день в обители, чтобы проститься с архимандритом Тихоном, 23 года возглавлявшим монастырь.

По завершении отпевания гроб с телом почившего был обнесен вокруг обители и положен на братском кладбище в Богом Заданных пещерах.


14 сентября 2018 г.
14 сентября 2018 г.
14 сентября 2018 г.
14 сентября 2018 г.

Архив событий

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *