Древние церкви привлекают в Псковскую область не только тысячи паломников, но любителей архитектуры и искусства Древней Руси. В нашей подборке — 7 памятников архитектуры средневековья, дошедших до наших дней.


фото: Роман Дмитриев

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря – 1130–40-е годы

Спасо-Преображенский собор возведен по инициативе архиепископа Новгородского Нифонта. Для внутренней отделки храма были приглашены византийские мастера, которые расписали его стены фресками. Тип собора — византийский, не имеющий аналогов на Руси.

К настоящему времени фрески почти полностью восстановлены в первоначальном виде и представляют собой образец высочайшего качества исполнения, поражая любителей древности сочностью и живостью красок.

Сегодня монастырь является одним из важнейших памятников мировой культуры и объектом внимания международной организации ЮНЕСКО.

Собор открыт в сухую погоду.

Адрес: Псков, Мирожская набережная, д. 2

Записаться на экскурсию по фрескам: +7 (8112) 600-786

Сайт: www.mirozha.ru

фото: Виктор Печенев

Собор Рождества Иоанна Предтечи (бывшего Иоанновского монастыря) – 1130–40-е годы

Уникальное место среди архитектурного наследия Пскова занимает Собор Рождества Иоанна Предтечи. Иоанновский монастырь был основан княгиней Ефросиньей Рогволдовной (теткой князя Довмонта).

Собор имеет шлемовидные главы, характерные для XII века, древние формы крестов на куполах. Известно, что собор был расписан фресками, но во время большого ремонта в XV веке обмазку вместе с живописью сбили со стен.

В соборе хранились драгоценные дары княжеских семей.

В нише западной стены храма в 1978 году был обнаружен тайник – около 70 предметов искусства Византии и средневековой Руси. Часть найденных святынь хранится в Псковском музее, в Третьяковской галерее и других музеях России.

Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь – 1299 год

Основанный в XIII веке Снетогорский монастырь был традиционным местом пострижения в схиму псковских князей.

Уникальность Снетогорского монастыря – его всемирно известные фрески храма Рождества Богородицы (1311 год). Псковские художники создали ансамбль живописи, выходящий за пределы мирожских образцов. И если мирожские фрески были расписаны греческими мастерами, то фрески Снетогорского монастыря — это самые древние из известных фрески псковской школы монументальной живописи. Они близки по духу образам Феофана Грека. В их основе лежит учение исихазма – созерцательной молитвы, отказа от многословия, тишины. До нас дошла большая часть подлинных фресок, которые доступны для просмотра по согласованию с настоятельницей монастыря.

Адрес: Псков, Снятная гора, 1
Сайт: snetogor.ru
Церковная лавка (запись на экскурсию): +7 (951) 754-41-03


фото: Катерина Кочкина

Церковь Петра и Павла с Буя — 1299 год (первое упоминание в летописи)

Древний памятник псковской архитектуры был построен в честь святых апостолов Петра и Павла на берегу реки Псковы в исторической части города, известной также как Средний город. Буй – двор за оградой возле храма, на котором могли быть захоронения. Ныне существующее здание храма было построено в 1373 году.

Рядом с церковью Петра и Павла в 1299 году благоверный князь Довмонт (Тимофей) одержал победу над немецкими рыцарями. По преданию, перед началом боя он помолился Святой Троице и апостолам Петру и Павлу.

Любопытно, что в начале XVIII века, Петр I, посещая Псков по военным делам неоднократно бывал на службах в Петропавловском храме и пел в нём на клиросе.

Адрес: Псков, ул. Карла Маркса, 2
Часы работы: ежедневно с 9.00 до 16.00


фото: Станислав Васильев

Церковь святителя Василия Великого (на Горке) – 1337 год

Основателем церкви является купец Кристофер Карел Доль, немец по происхождению, родоначальник известных псковских родов Яхонтовых, Свечиных, Левшиных. Горка, на которой живописно возвышается храм, в древности представляла островок посреди обширного болота. У самого подножия горки протекал ручей Зрачка (сейчас это улица Пушкина). В настоящее время это один из самых известных храмов Пскова с большим приходом, один из немногих храмов города, где службы совершаются каждый день.

При храме действует детская воскресная школа и проводятся занятия по церковному пению.

Адрес: Псков, Октябрьский проспект, д.5
Сайт: hramnagorke.ru
Часы работы: ежедневно с 8.00 до 19.00.


фото: Юлия Тарабарина

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в селе Мелётово – 1461 год

Главное достояние церкви – фресковые росписи, которым в 2015 году исполнилось 550 лет. Церковь находилась на стыке дорог из Пскова в Новгород и Москву, поэтому имела политическое значение.

Исследователи называют мелетовские фрески образцом высшего взлета и расцвета псковской иконописной школы. Самая многосложная программа росписи жертвенников именно в Мелётовской церкви. Удивительны и приёмы письма – тончайшие цветовые и тоновые нюансы. Более 100 лет ученые изучают эту систему росписей, но многие сюжеты по-прежнему не прочтены.

Адрес храма: посёлок Мелетово, Псковский район
Часы работы: не действующий


фото: Юрий Каныгин

7. Церковь святого Георгия Победоносца, погост Камно – XV век

Церковь святого Георгия Победоносца построена в XV веке, однако есть предание, что он заложен гораздо раньше — князем Довмонтом в честь победы над ливонскими войсками в 1271 году. В летописях Камно часто упоминается как место постоянных столкновений или лагеря псковского войска: укрепление и погост были расположены у стыка дорог из Риги и Изборска.

В Никандровском приделе храма, в 1990-е годы Новгородская икона Богородицы «Знамение» заплакала кровавыми слезами. Местность вокруг погоста Камно богата источниками. С древних времен известны ключи «12 Апостолов», святого Георгия Победоносца, Пророка Илии и преподобного Никандра. По преданиям, преподобный Никандр, путешествуя по святым местам, любил молиться на камне, из-под которого вытекает источник. На этом месте сейчас стоит маленькая часовня.

Прославился исцелениями источник святого Георгия Победоносца — здесь выстроена купальня. Источник освящён по чину Иорданской купели. Вода из источника помогает при различных болезнях суставов, ног, при телесных и духовных болезнях.

Адрес: дер Камно, Псковский район

Свято-Троицкий кафедральный собор, жемчужина Псковского кремлевского ансамбля, его сердце, и неизменный символ старого Пскова. Его история началась практически тогда же, когда и история самого города, и с тех пор местные жители не разделяли свой родной город и Троицкий собор, называя Псков «Домом Святой Троицы». Издревле собор был центром общественной и государственной жизни, а сегодня это не только действующий собор, но и культурный памятник регионального значения, находящийся под охраной государства.

История собора

История Троицкого собора весьма богата событиями, начиная от крещения в нем Равноапостольной княгини Ольги. Псковские летописи сохранили упоминание о том, как княгиня, местная уроженка, посетила псковские земли, и на мысе, где сливаются реки Псковка и Велика, и где сейчас находится Псковский Кром, ей было видение трех лучей. Там и был заложен первый, деревянный еще Троицкий собор.

Первый собор простоял недолго и сгорел в пожаре. Второй собор, уже в камне, был построен смоленскими строителями по приказу первого псковского князя Всеволода-Гавриила. Существуют иконы, на которых князь нарисован со зданием собора в руках, но так как везде он нарисован по-разному, точный внешний вид его не известен. С этим собором связаны важные события русской истории, так, именно здесь молился перед началом Ледового побоища князь Александр Невский.

В 1365 из-за обрушения сводов началось строительство нового, уже третьего по счету собора под руководством мастера Кирилла. Реконструкции позволяют предполагать, что это было удивительно красивое строение. В своей работе мастер пытался отойти от привычных тогда новгородских традиций, стараясь следовать псковской школе, так как строительство собора было посвящено независимости Пскова от Новгорода, и эта независимость должна была быть подчеркнута даже в архитектуре. Храм был одноглавым, с множеством престолов и скатов, украшен фресками и элементами деревянного зодчества.

Жизнь этого собора также оборвал пожар 1609 года, вызвавший взрыв пороховых складов. От взрыва рухнули стены Кремля по обеим сторонам набережной, а внутреннее убранство внутри собора было полностью уничтожено, чудом уцелели лишь мощи св. Всеволода и гробница св. Довмонта. Собор пытались восстановить, но в 1682 году он окончательно обрушился. Новый, ныне существующий храм строился 17 лет, до 1699 года.

Четвертый собор строился уже в общерусских московских традициях. Высота троицкого собора достигает 72 метров. Он обладает сдержанным колоритом в оформлении: беленые стены со скупым декором, лишь немного оживленным яркими пятнами псковских поливных изразцов в первом ярусе. Храм увенчан пятью главами, символизирующими Христа в окружении четверых Евангелистов. Примерно тогда же, в 17 веке, на месте древней деревянной звонницы была возведена каменная, многоэтажная квадратная колокольня.

После революции собор закрыли, а в 1938 году и вовсе открыли атеистический музей, но с 41 года храм вновь стал действующим, открытым для посещения паломников и туристов, приехавших на отдых в Псков.

Внутри собора

Внутреннее убранство поражает своей красотой, словно компенсируя аскетичный внешний вид собора. Позолоченный иконостас искусно украшен резьбой в виде образов цветущего райского сада и виноградной лозы. В нем целых семь ярусов, состоящих из икон 17 века, представляющих не только религиозную, но и художественную ценность.

Среди них и четыре чудотворные иконы. Самая почитаемая из них – Чирская икона Божией Матери, по свидетельству летописи три дня «плакавшая» во время бушующего в 420 году в Пскове мора. А одна икона сравнительно недавно чудесным образом вернулась в свой родной храм. Икона Божией Матери Псковско-Покровская была написана, по легенде, в честь Пресвятой Богородицы, в 1581 году обратившей в бегство осадившие Псков войска польского короля Стефана Батория. Но во времена Великой Отечественной Войны она была утеряна. И вот, в 2001 в Германии реликвия была отдана президенту России и возвращена на свое место.

Также в соборе хранятся чтимые мощи святых Всеволода-Гаврила и Довмонта-Тимофея, св. великомученика Иосафа, Псковского чудотворца св. Николая Христа ради юродивого.

13:01, 10 июля 2019, ПАИ

Без сомнения, в конце 2019-го многие российские политики и общественники событием уходящего года назовут включение 10 уникальных памятников Пскова в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это решение, принятое 7 июля в Баку, значимо не только для жителей самого города, но и для всей страны. Почему? Давайте разбираться.

Тернистый путь

Сегодня в список ЮНЕСКО входят около 30 наименований объектов и памятников, находящихся на территории Российской Федерации. В их числе, например, Красная площадь, Соловецкий монастырь, озеро Байкал, архитектурный ансамбль Кижи, Троице-Сергиева Лавра, вулканы Камчатки и Куршская коса. Это особые места, и внимание к ним приковано особое. Сюда едут миллионы туристов со всего мира. Фотографии этих памятников или их символов — одни из самых тиражируемых, а сами места — одни из узнаваемых.

Псков неоднократно подавал заявку на включение в список Всемирного наследия. Для жителей этого приграничного города, веками стоявшего на защите государственных рубежей, каждый памятник, каждый уголок достоин был этого внимания. Первоначально в заявку включали 18 объектов. Но в 2016 году, а потом и в 2017-м заявки Пскова отклоняли. Аргумент: документация представлена не в полном объеме.

В 2018 году материалы были направлены вновь. И именно эту заявку одобрили в Баку на 43-й сессии ЮНЕСКО.

Список, который был направлен изначально и тот вариант, который утвердили, — отличаются. Вместо 18 объектов одобрены для включения лишь 10. Но губернатор Псковской области Михаил Ведерников убежден, что это уже значимая победа для большой команды экспертов и энтузиастов, приложивших свои силы к этой работе.

«Не один год мы все вместе работали на этот результат. Я хочу поблагодарить министра культуры России Владимира Мединского за оказанную поддержку. Для нас это большая ответственность, потому что, с одной стороны, приводить памятники в порядок станет сложнее, но с другой это всё-таки признание наших культурных и исторических объектов и хороший повод для того, чтобы к нам приезжало как можно больше туристов», — прокомментировал решение сесии Михаил Ведерников.

Да, и глава региона это особо подчеркивает, заниматься ремонтом и содержанием этих памятников станет значительно сложнее. Ведь теперь согласование всех работ будет вестись под пристальным взором экспертов мирового уровня. Но это необходимо, если мы говорим о сохранении памятников. Только так, с придирчивым изучением каждой детали проекта, используемых материалов и привлекаемых компаний можно говорить о том, что стены этих зданий простоят еще не одно столетие, а фресковая живопись не будет утрачена.

Точки притяжения

Что же вошло в список ЮНЕСКО?

Собор Иоанна Предтечи Ивановского монастыря.

Основание храма относят к 1120-1130 годам. Долгое время он служил усыпальницей псковских княгинь.

Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря (Преображенский собор).

Собор входит в состав монастырского комплекса XII века. В храме сохранились уникальные фрески, краски которых не меркнут столетиями.

Ансамбль Снетогорского монастыря (Собор Рождества Богородицы).

Входит в состав монастырского ансамбля XIII века. Собор примечателен тем, что в нем сохранилась фресковая живопись псковской иконописной школы.

Церковь Михаила Архангела с колокольней.

Храм XV века, встречающий гостей Пскова на подъезде к Троицкому собору.

Церковь Покрова от Пролома.

Храм XV века, находится в углу Окольного города.

Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья (остатки колокольни, ворота и ограда).

Еще один храм XV века, возвышающийся в самом центре Пскова, в двух шагах от Кремля.

Церковь Георгия со Взвоза.

Храм XV века, тоже выстроенный в границах Окольного города. Примечательно, что отреставрировали его в 2016 году.

Церковь Богоявления со звонницей.

Храм XV века, отреставрирован в 2009 году.

Церковь Николы со Усохи и церковь Василия на Горке.

Храм XV века, возведенный в Среднем городе.

«Наши предки строили эти храмы сотни лет назад для молитвы, а теперь они станут точками притяжения для тысяч туристов со всего мира, и это даст толчок для развития областной столицы и региона в целом», — убежден митрополит Псковский и Порховский Тихон.

Он отметил, что эти храмы «будут кормить псковичей, поколение за поколением». Туризм станет источником поступления средств в бюджеты региона и города.

«Памятники архитектуры — это особая школа, основа для многих архитектурных решений. И то, что псковские храмовые элементы находят отражение в памятниках всемирного наследия, говорит о том, что они реально претендовали на то, чтобы их обозначить в списках ЮНЕСКО», — заявила первый заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова, комментируя решение о включении псковских храмов в список Всемирного наследия.

По ее словам, элементы псковской архитектурной школы можно видеть в Европе и в странах за пределами континента. А потому, по сути, восторжествовала историческая справедливость.

«Это большая честь и большая ответственность для нас», — сказала она.

Все согласованные памятники — объекты культурного наследия, которые являют собой самые древние памятники церковного зодчества. «Комиссия решила, что эти 10 памятников — самые древние, самые основные, в них сохранена идеальная историческая школа, которая требует включения в список Всемирного наследия», — добавила заместитель главы региона.

«Вообще-то они давно уже должны были быть в списке Всемирного наследия. Однако по разным причинам этот процесс затянулся. Но мы очень рады, что это произошло»,- отметил постоянный представитель России в ЮНЕСКО Александр Кузнецов.

Он особо подчеркнул, что члены комиссии были доброжелательны и презентация была встречена весьма тепло.

«Псков с его памятниками, богатейшим наследием принадлежит к числу русских городов, которые можно считать колыбелью нашей культуры, нашей цивилизации и, разумеется, частью европейской культуры. Поэтому все это вызывает глубокое удовлетворение», — сказал Александр Кузнецов.

Что говорят эксперты

«Включение десяти храмов Пскова в список особо охраняемых объектов ЮНЕСКО — признание Пскова как выдающего памятника на мировом уровне», — заявил псковский архитектор Владимир Шуляковский в беседе с корреспондентом Псковского агентства информации.

По словам Владимира Шуляковского, включение псковских храмов в список Всемирного наследия ЮНЕСКО — большой шаг, который будет способствовать привлечению средств на реставрацию и более ответственному отношению к такой работе и к городской среде в целом. «Список ЮНЕСКО — это не только права, но и обязанности для властей всех уровней», — подчеркнул он.

Псковский архитектор выразил надежду, что включение псковских храмов в список ЮНЕСКО повлияет на застройку в городе.

«Мы очень рады, что древние памятники архитектуры города Пскова вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Этого события псковичи ждали много лет, и оно очень важно для нас, так как будет способствовать повышению туристической и инвестиционной привлекательности Пскова, а значит и повышению благосостояния жителей нашего города», — подчеркнула и.п. главы Пскова Елена Полонская.

Она высказала слова благодарности всей команде администрации Псковской области во главе с губернатором региона Михаилом Ведерниковым, всем экспертам за проделанную в последние годы колоссальную работу, за повышенное внимание к городу Пскову, к уникальным историческим объектам.

«Руководству города Пскова совместно с депутатским корпусом Псковской городской Думы в свою очередь предстоит в будущем усилить работу над улучшением инфраструктуры города, чтобы достойно принять гостей, которые приедут в Псков. Нам есть чем гордиться, нам есть что показать», — добавила она.

А вот директор Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» Георгий Василевич называет внесение псковских памятников в список Всемирного наследия «событием важным и положительным» с одним «но».

«Прежде всего как факт признания ценности памятников на международном уровне это, безусловно, событие важное и положительное, поскольку мировая общественность ориентируется на некую школу общепризнанных мировых ценностей, куда и включаются разные категории памятников. С этой точки зрения это, безусловно, достижение. И достижение значимое. С другой стороны, порядок работы с такими памятниками предполагает дополнительные ограничения и условия, которые в свою очередь делают гораздо более ответственными и сложными процедуры согласования реставрационной документации и проведение самих работ, что, как показывает опыт других памятников, внесенных в объекты ЮНЕСКО, усложняет, удорожает и удлиняет период работы с памятникам», — сказал он.

Георгий Василевич уточнил, что все это внесет коррективы в обычный процесс реставрации.

«Я знаю, что список памятников, который подавался, был шире. Речь шла также и о Псковском кремле, и о других памятниках. Так что, мне думается, что данный процесс — это только начало, а не завершение. Есть надежда расширить этот список. Это, наверное, было бы правильно», — добавил он.

«Разумеется, включение в список ЮНЕСКО повышает престиж города. Во-первых, это объекты особо ценные. Не просто федеральные, а особо ценные, а теперь ещё и внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это привлекает внимание. Люди будут приезжать, значит надо соответствовать»,- отметила заместитель председателя Псковского регионального отделения ВООПИиК Ирина Голубева.

По ее словам, требуется повышение ответственности на всех уровнях — от руководителей на уровне государства до простых жителей города. «В номинации есть отдельный раздел об отношении жителей местности, повышении их уровня понимания. Для нас это очень важно, потому что в городе не такой уж порядок с памятниками, — добавила Ирина Голубева. — Со своей стороны мы, конечно, будем проводить мониторинги».

Она же дала ответ на главный вопрос — что это даст самим памятникам. «Это даёт дополнительную защиту от всего: от недобросовестного пользователя, от вандализма», — сказала Ирина Голубева и добавила, что теперь участвовать в судьбе памятников будут эксперты международного уровня.

Но без сомнения, основным результатом проделанной работы по включению псковских памятников в список Всемирного наследия называют именно увеличение туристического потока.

«Мы ожидаем не только новых туристов, которые интересуются историей Древней Руси и Пскова, мы ожидаем специалистов: историков, культурологов, искусствоведов, — отмечает президент ассоциации туроператоров и туриндустрии Северо-Запада «Астур» Гелена Самохвалова. — За счет этого списка увеличится перечень экскурсионных маршрутов – не все эти памятники входили в стандартную обзорную экскурсию по городу».

По ее словам, туроператоры уже готовы предлагать новые маршруты.

«Ведь это очень сильный толчок для стопроцентного увеличения турпотока», — добавила Гелена Самохвалова.

А в это время

Экскурсионный центр «Троицкий» уже приглашает на уникальные экскурсии по храмам древнего Пскова, которые вошли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В экскурсионном центре Псковскому агентству информации рассказали, что в Спасо-Мирожский и Снетогорский монастыри организованы экскурсии в рамках программы «Ближние монастыри Пскова», в ходе которой можно увидеть уникальные фрески Мирожской обители, в Снетогорской – познакомиться с зарождением фресковой школы.

В ходе экскурсий в церковь Михаила Архангела с колокольней, церковь Покрова от Пролома, церковь Косьмы и Дамиана с Примостья (остатки колокольни, ворота и ограда), церковь Георгия со Взвоза, церковь Богоявления со звонницей, церковь Николы с Усохи и церковь Василия на Горке туристы и паломники смогут ознакомиться с псковским зодчеством и услышать подробные рассказы о храмах от их настоятелей, например, за чашкой чая.

Ирина Потапова

Первые упоминания о Храме Преполовения Пятидесятницы в городе Пскове содержатся в летописях, датированных 1468 годом. Далее данные расходятся. В одних источниках говорится, что церковь построена именно в вышеупомянутое время, в других – в начале 18-го столетия. В единственном хроники солидарны – храм построен на подворье Великопустынской обители.

В 66 году 18-го века территория Великопустынского монастыря на ул. Спасской была отдана Елизаровской обители. В клировых ведомостях Храм Преполовения Пятидесятницы в городе Пскове фигурирует как «холодная каменная церковь на территории Спасского двора».

Сведения о храме из разных источников имеют разночтения. Установить определенную дату закладки первого камня невозможно. Однако можно с точностью утверждать, что в 15 веке в месте нынешнего храма определенно стояла церковь. Какой она была, каменной ли, деревянной ли – неизвестно. Но факт ее существования – налицо. Литературные произведения также упоминают Храм Преполовения Пятидесятницы в городе Пскове, относя его возникновение к 17-му веку.

Летом 1820 года, по сообщению архимандрита Зосимы архиепископу, служить в церкви стало опасно для жизни. Здание признавалось ветхим и подлежало немедленному ремонту. Однако знаменитый зодчий тех времен Ябс Ф. провел проверку и сделал заключение, что храм достаточно прочен. А для продолжения богослужений необходимо заменить своды деревянными накатами, побелить и нанести штукатурку. Кровлю предписывалось не трогать, а немного отремонтировать.

Однако указания архитектора не были выполнены в точности. Спустя 2 года большая часть крыши оказалась снятой, своды сломали. Это послужило причиной серьезных разрушений. Стены дали широкие трещины. Их пришлось снести и поднять новые. Ремонт завершился в 1822 году. В 67 году 19-го века церковную звонницу над папертью снесли, заменив ее каменной шатровой колокольней.

В середине минувшего века Храм Преполовения Пятидесятницы в городе Пскове служил помещением реставрационной мастерской. Спустя десять лет церковную апсиду приспособили под кузницу. Тогда же в помещении четверика разместился гараж и тепляк. Храм полностью сменил свое назначение, перестав быть культовым объектом.

Храм представляет собой одноапсидное строение, столпы отсутствуют, свод – полулотковый. В плане отмечается наличие крыльца, трапезного помещения и четверика. Последний за прошедшие 200 лет многократно перестраивался, выдерживал множественные реконструкции.

Многочисленным изменениям подвергались и апсиды. Каменные своды были заменены деревянными. Южную стену четверика снесли, сделав из нее широкий проем для автомобилей.

Изначально звонница Храма Преполовения Пятидесятницы в городе Пскове была трехстолпной и располагалась над крыльцом. Позже ее перестроили. После окончания реконструкции на ее месте вознеслась шатровая колокольня.

Невозможно точно сказать, как выглядел храм в его первоначальном виде. Исторические источники, способные донести до нас такие сведения, не найдены до сих пор. Уверенно утверждать можно лишь то, что изначальный облик церкви был изменен до неузнаваемости. Сегодня Храм Преполовения Пятидесятницы в городе Пскове является действующим и относится к Спасо-Елизаровской обители.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *