Содержание

Анализируя детский рисунок, можно легко узнать о внутреннем мире юного художника, его психологию.

Один и тот же сюжет в рисунке каждый ребёнок изобразит по-своему. Малыш выберет линии, краски и формы, созвучные его настроению, ощущению, видению мира. Изначально любой рисунок зарождается в голове и только потом отображает чувства и мысли своего автора на бумаге.

Весьма ярко это можно пронаблюдать на примере детских рисунков. Однако не нужно делать скоропалительных выводов на основании лишь одного рисунка: «Если изобразил всё черным карандашом, значит, у ребёнка глубокая депрессия». Чтобы получить объективную картину психологического состояния малыша, нужно сравнить рисунки, которые сделаны в течение одного месяца.

Предлагаем вместе с нами начать разбираться, что означают детские рисунки. Наши простые советы помогут в этом:

Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков

Родителям следует обратить внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы.

Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.

Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.

Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней.
Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально. Не волнуйтесь — таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае серьезной опасности не растеряться и правильно среагировать.

Психология детского рисунка: эмоции передают цвет

При анализе детских рисунков важно обратить внимание не только на доминирующие цвета, но и на цвета, присутствие которых неоправданно либо преувеличено. К примеру, когда рисунок выполнен лишь чёрными контурами, и малыш не хочет его дальше раскрашивать. Или же все предметы нарисованы красным, хотя на самом деле они уж точно не красные.

Красный цвет говорит о внутреннем конфликте, эмоциональном напряжении, раздраженности ребёнка. Например, малыш может выделить красным цветом того, кто является источником его проблем.

Синий — цвет внутреннего спокойствия и уверенности. Школа или детский сад, нарисованные синим цветом – признак прекрасной адаптации к социуму и к учебному процессу.

Желтый – хорошее настроение, активность, позитивный настрой.

Зеленый – передает ощущение принятия, надежности.

Розовый – тонкость восприятия, чувствительность, нежность.

Серый – ожидание опасности, тревожность, подавленность.

Черный – указывает на скрытую депрессию, тяжелые переживания.

Кроме цвета, стоит обратить внимание на то, каким именно образом ребёнок разукрашивает рисунок. Полное замазывание, закрашивание или заштриховывание фигуры сигнализирует о его негативных эмоциях. То, что малыш закрасил, вызывает у него либо страх, либо сильную тревогу. Это может быть фигура стоматолога, вредного сверстника, заболевшего родственника или злой собаки.

Психология детского рисунка: детали имеют значение

Психологи говорят, что важен не только размер самого рисунка, но и размер отдельно взятых деталей. Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора.

Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной.

Как правило, всё, что является для малыша значимым, он изображает большим. А то, что не очень важно – маленьким. Изображая своих друзей, малыш нарисует самым высоким не самого рослого, а того, кто пользуется у него авторитетом. Кроме того, нужно обратить внимание и на упущенные детали, если пропущены ноги – это говорит об отсутствии стабильности, руки – указывают на сложности во взаимодействии с внешним миром. Сильно увеличенный размер ушей сигнализирует о том, что для ребёнка крайне важно мнение окружающих, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться». Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.

Важно!

Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

Черный — не признак грусти. Рисунок из личного архива Иногда меня спрашивают, могу ли я расшифровывать рисунки собственных детей. Я отвечаю отрицательно. В роли мамы я необъективна — вижу лишь проблемы либо, напротив, только хорошее. И я не одинока: многие родители пытаются по рисункам определить тайные страхи или проблемы детей. Как специалист хочу предупредить: не пытайтесь делать это по советам, вычитанным в интернете. Для расшифровки детских рисунков требуется профессиональный опыт, иначе вы сделаете ошибочные выводы.

Вот самые частые ошибки.

Черный цвет — это не депрессия

Черный цвет ассоциируется с трауром, грустью, трагедией. Поэтому много лет назад считалось, что рисунок в черных тонах свидетельствует о депрессии у ребенка.

Однако 10 лет назад исследователи изучили рисунки здоровых детей и пациентов психиатрической больницы с диагнозом депрессии. Оказалось, что дети с депрессией рисуют черным цветом не чаще, чем здоровые дети. Более того, они предпочитают вообще не пользоваться черным.

Как же узнать, что чувствует ребенок? Обычно о проблемах свидетельствует снижение уровня рисунков по сравнению с обычным для данного малыша.

Персонажи без рук — сигнал о домашнем насилии? Не всегда

Отсутствие рук — не символ насилия. Фото: частный альбом

«Если у изображенных на рисунке людей нет рук — ребенка бьют дома, а он не может ответить» — такое утверждение содержалось в одном популярном исследовании. Из-за него многих родителей беспочвенно подозревал в насилии.

Но потом провели исследование, и оказалось, что отсутствие рук на рисунке — норма для «художников» 5-7 лет. За пределами этих возрастных рамок отсутствие у персонажей органов имеет значение, но не обязательно свидетельствует об издевательствах.

Решетки на окнах домика — еще не сигнал насилия

Взрослые считают: раз малыш нарисовал на окнах решетки, значит, он ощущает себя, как в тюрьме. И начинают гадать: в чем причина, кто лишил его свободы? Однако решетки на окнах, как выяснилось, рисуют многие дети.

Исследователи изучили 200 рисунков детей, над которыми дома издевались, и сравнили их с 200 рисунками обычных детей. Оказалось, что дети из нормальных семей рисовали решетки чаще, чем жертвы насилия.

Отсутствие ушей — не признак проблем с концентрацией внимания

Человечек без ушей — не признак синдрома СДВГ. Фото: частный альбом

Одна воспитательница детсада сказала маме мальчика: «Ваш ребенок рисует человечков без ушей. Это означает, что он сам невнимателен и страдает дефицитом внимания».

Раньше такое мнение действительно существовало, но теперь оно признано ошибочным. Синдром гиперактивности и дефицита внимания никак не связан с ушами на рисунке. Об этом синдроме свидетельствует отсутствие органов на рисунке в сочетании с другими признаками.

Люди в профиль: ничего общего со страхом

Дети любят рисовать людей в профиль: один глаз, нос под углом. Многих детей увлекает такой тип рисунка. Но вдруг кто-то решил, что это сигнал беды: мол, ребенок хочет что-то скрыть, боится смотреть прямо в глаза.

Это такая же ошибка, как и с отсутствием ушей: дети не отображают на рисунках свое поведение один в один. Если ребенок хочет что-то скрыть, он рисует иначе: накладывает краску в несколько слоев или изображает маленькие фигурки.

Изображение профиля — это интересный опыт в рисовании и свидетельство хорошо развитого пространственного воображения. Иными словами — если ваш малыш рисует людей в профиль, он обладает высоко развитым интеллектом.

Улыбки — еще не признак радости

Улыбки на рисунке — что бы это значило? Фото: частный альбом Улыбка на рисунке еще не говорит о том, что ребенок счастлив. Она характерна для рисунков детей 5-6 лет и не отражает их личной радости. А вот если улыбаются персонажи малыша постарше, это может свидетельствовать о том, что он старается оправдать ожидания окружения и скрывает отрицательные эмоции.

Зубы на рисунке — это не агрессия

Хотя зубастые персонажи и выглядят агрессивными, о самом малыше это ничего не говорит. Дети рисуют зубы потому, что им о них напомнили, например, сводили к стоматологу. Точно так же малыш будет рисовать грудь, если его мать кормит грудью маленького братика, или палец, если недавно порезался.

Изображения половых органов — не обязательно домогательство

Когда родители видят на детском рисунке половые органы, они впадают в панику. Но причин нет: в возрасте 3-6 лет это нормальный элемент рисунка, ибо малыш познает свое тело.

Но если гениталии фигурируют на рисунках детей постарше, надо изучить больше рисунков и провести сеансы психотерапии.

Солнце — это мать, дождь — это грусть: как много мифов

Принято считать, что солнышко на детских рисунках обозначает маму, ибо ассоциируется с теплом, счастьем. Поэтому многие мамы тревожатся: а почему солнышко на рисунке такое маленькое? Или почему ребенок рисует тучи и дождь — у него что, депрессия? Дорогие мамы, все это мифы.

Ощущения ребенка от отношений с родителями не сводятся к одному элементу рисунка, тем более к солнцу. И у взрослых, и у детей о проблемах свидетельствует целый комплекс признаков, складывающихся в сложную формулу.

Сенкевич Д.Я.

студентка 3 курса педагогического факультета

(научный руководитель – Ковалёва Е.А., преподаватель кафедры педагогики и психологии детства , магистр педагогических наук)

АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО РИСУНКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена проблеме изучения художественной выразительности детского рисунка, его использования в диагностической и арт-терапевтической работе. Представлены результаты диагностического исследования детских рисунков детей младшего дошкольного возраста, а также методические рекомендации по развитиюхудожественной выразительности детского рисунка.

Детский рисунок всегда вызывал неподдельный интерес у педагогов и психологов. Вопросами диагностики детского рисунка и его интерпретации занимались
В.М. Бехтерев, Ф.И. Шмидт, А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, Ф.Л. Гудинаф, У. Вольф, У. Холс, Л. Корман, Р. Бернс, С. Кауфман . С помощью рисунка можно определить особенности интеллектуальной, эмоциональной сферы, межличностных отношений и самооценки личности ребёнка.

Однако рисунок – это не только способ диагностики развития ребёнка, но и отличный метод терапии (О. А. Карабанова, Л.Д. Лебедева). Он используется для психологической коррекции поведения детей с трудностями в обучении и социальной адаптации, внутрисемейных конфликтов.

Одним из терапевтических методов изобразительной деятельности является арт-терапия. Она включает в себя только визуальные виды творчества, такие как: живопись, графика, фотография, рисование и лепка.В процессе восприятия продуктов изобразительного творчества арт-терапевту необходимо обратить внимание на то,какое чувство передает рисунок, что выглядит странным, чего не хватает на рисунке, что находится в центре, а также на размеры и пропорции изображенных объектов .

Цветовая гамма может рассказать об авторе рисунка. Так, темно-синий цвет указывает на концентрацию, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое и удовлетворении, самоанализ; зеленый цвет говорит об уравновешенности, независимости, настойчивости, упрямстве, стремлении к безопасности. Использование желтого цвета в рисунке указывает на положительные эмоции, непосредственность, любознательность, оптимизм человека. Чёрный цвет «говорит» о подавленности, протесте, разрушении, настоятельная потребности в изменениях испытуемого, а серый цвет означает безразличие, отстраненность и желание уйти от проблем .

Интересно отметить, что половая принадлежность рисующего тоже передаётся в рисунке. Так, например, мальчики отображают отношения и связи между предметами, в то время как девочки стремятся показать сам предмет. Девочки более эмоциональны, внимательны к деталям, чаще украшают объекты; мальчики предпочитают находить принципиальные решения, строить композицию. Мальчики лучше используют перспективу, девочки – цветовую гамму.

Что касается содержания рисунка, то ономеняется в процессе ознакомления с окружающим миром, развитием умственной деятельности и изобразительных умений ребёнка-дошкольника.

В онтогенезе изобразительная деятельность непосредственно связана с общим психическим развитием ребенка. Рисование – не просто популярный вид детского творчества, это способ самовыражения без слов, непосредственная передача своего состояния с помощью художественных средств. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений ребёнок не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов малыша.

Используя рисунок в качестве средства изучения личностных особенностей ребёнка в современной психолого-педагогической науке, учёные редко учитывают его художественные характеристики. Целью нашего исследования явилось изучение художественной выразительности детских рисунков детей дошкольного возраста.Выразительность детского рисунка- это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отраженного предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему .

Исследуя выразительные особенности рисунков детей дошкольного возраста,
В. А. Силивонотмечает, что основными показателями выразительности рисунка являются тема, размер бумаги, материал, качество рисунка, композиция, выразительность цвета, образность и оригинальность. Содержание образа воплощается выразительными средствами в наглядной форме. К таким средствам относятся: линия, фон, цвет, светотень, композиция и перспектива.

В. А. Силивон выделяет три качественных уровня выразительности детского рисунка.При низком уровне развития выразительности в рисунке нет содержания, он примитивный, неполный, в нём присутствуют случайные линии, цвет рисунка грязный и невыразительный. На среднем уровне развития намечаются формы, улавливается образная выразительность, пропорции отсутствуют,но рисунок понятный, яркий и проиллюстрирован со своей интерпретацией. Что касается высокого уровня, то уже можно наблюдать полную передачу формы и пропорции, цвета подобраны гармонично, придумывается композиция в качестве выразительного элемента рисунка, есть элементы фантастического, необычность содержания .

С целью изучения художественной выразительности детского рисунка мы провелидиагностическое исследование на базе ДЦРР № 89 г. Гродно во второй младшей группе с детьми 3-4 лет. Каждому ребёнку были предложены цветные карандаши и лист бумаги формата А4. Детям давалось задание нарисовать рисунок на свободную тему. Некоторые дети испытывали трудности в определении замысла рисунка, задавали вопросы: «Что рисовать?», «Можно ли нарисовать домик?», на которые им повторялась инструкция, что можно рисовать всё, что хочется. В процессе рисования нами велось наблюдение за тем, с чего начинали дети, пытались ли они изменить тему, если у них не получалось, какие цвета преобладали и т.д.

В результате проведённого исследования мы отметили, что 37% респондентов показали низкий уровень художественной выразительности, 50% детей продемонстрировали средний уровень, и только у 13% дошкольников был обнаружен высокий уровень художественной выразительности рисунка. Таким образом, мы можем утверждать, что у большинства испытуемых преобладает низкий и средний уровень художественной выразительности рисунка.

Полученные результаты диагностического исследования свидетельствуют о необходимости разработки путей развития художественной выразительности в рисунках детей младшего дошкольного возраста. В качестве основных методов и приёмов работы с дошкольниками предлагаем использовать:наблюдение за окружающей действительностью, обследование наблюдаемых объектов, художественное слово (загадки, стихотворения, поэтические сравнения), музыкальные произведения, уточняющие вопросы, а такжеигровые ситуации, задания и упражнения, направленные на развитие восприятия, внимания, воображения, фантазии.В процессе занятий по ознакомлению с изобразительным искусством рекомендуем использовать приёмы, способствующие развитию художественной выразительности в детских рисунках. Так, например, приём «вхождения» в картину будит воображение детей и учит сопереживанию, а приём акцентирования деталей художественного произведения усиливает восприятие и помогает установить взаимосвязь между частью и целым. Художественное эстетическое развитие, которое органично вплетается в процесс приобщения ребенка к лучшим образцам большого искусства, имеет решающее значение в развитии личности в целом.Главным условием успешной работы с детьми младшего дошкольного возраста является не только побуждение интересаи желания к рисованию, но и предоставления возможности творческой самореализации в процессе изобразительной деятельности каждого ребёнка.

Список литературы

3. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М:Просвещение, 1981. – 144 с.

4. Силивон В.А. Когда дети рисуют: Книга для воспитателей детского сада. – Минск: Нар.асвета, 1990. – 70с.

Сегодня мы рассмотрим как нарисовать собаку поэтапно для детей. Будет показано сразу несколько вариаций изображения собачек. Вы узнаете как рисовать взрослых собачек и маленьких щенков. Инструкции понятны и легки для детей. Не будем же терять время и сразу же приступим!

Как рисовать собаку детям: первый вариант

Собака — это настоящий друг человека и, безусловно, любого ребенка. Многие дети постоянно мечтают о собаке и очень хотят научиться ее рисовать. Сегодня я вам расскажу как нарисовать обычную домашнюю собаку. Большинство родителей и детей хотят научиться рисовать собаку в таком виде, без лишних анатомических особенностей и реалистических деталей. Ничего трудного здесь нет, все крайне просто. Необходимо только изобразить собаку очень упрощенно, не вдаваясь при этом во множественные детали.

Этап 1
Начните рисовать собаку с головы. Нарисуйте овальную мордочку и пару овальных ушей.

Этап 2
Изобразите две точки, это будут глаза, теперь улыбочку и крупный черный нос. Получилась веселая и симпатичная собачья мордашка.

Этап 3
На этом этапе нарисуйте собаке туловище. Оно также нарисовано упрощенно и очень похоже на прямоугольник с несколько скругленными углами. Нижнюю линию туловища собачки следует разорвать в двух местах, чтобы затем нарисовать лапы.

Этап 4
Лапки вполне можно уже рисовать, опять же очень просто без каких-то лишних деталей. Теперь хвостик и все. Поздравляю, вы только что научились рисовать простую домашнюю собачку!

Как нарисовать собаку ребенку: второй вариант

Этап 1
Рисуйте голову собачки. Голова состоит из овала и полукруга. В центре головы рисуйте пару глаз и бровки. На мордочке нарисуйте носик в форме сердечка.

Этап 2
Дальше по обе стороны головы рисуйте два крупных уха, снизу головы дорисуйте шею, а затем и туловище.

Этап 3
Следующий этап — рисуете лапки собачки. Две передние лапки должны быть одинаковыми, а задние немного больше передних.

Этап 4
Дорисуйте задние лапки и разукрасьте собачку.

Как рисовать собачку из мультфильма Том и Джери

Еще один вариант как рисовать собаку

Этап 1
Нарисуйте три овала для головы, мордочки, тела. Добавьте четыре круга для задних и передних лапок. Добавьте линии к кругам лапок с обеих сторон кругов.

Этап 2
Нарисуйте ушки и нос. После этого нарисуйте широкую улыбку песика. Нарисуйте глазки. Потом удалите все лишние дополнительные линии. Разукрасьте получившегося песика.

Вы молодцы! У вас получился прекрасный рисунок!

Как нарисовать овчарку поэтапно для детей

Многие дети любят овчарок. Поэтому сейчас мы попробуем показать, как правильно и легко нарисовать этих собачек.

Этап 1
Нарисуйте форму тела в виде боба, которая должна быть несколько вытянутой.

Этап 2
Теперь нарисуйте основу для частей тела овчарки. Пара треугольников станут ушами. Для носа нарисуйте прямоугольник. Снизу он будет несколько выгнут. Нарисуйте на груди мех. Обозначьте хвост, как это показано на примере.

Этап 3
Рисуйте сверху вниз, добавьте пару небольших кругов для глаз и несколько изогнутых треугольников, чтобы они выглядели как волосы торчком. Рисуйте на шее шерсть колючками. Добавьте полностью хвост и нарисуйте часть для нижней и верхней лапы.

Этап 4
Начинайте с простого добавления линии, чтобы сделать улыбку и нижнюю часть губы. Нарисуйте некоторые элементы на шее, чтобы сделать ее более пушистой. Продолжайте рисование основы для лап.

Этап 5
На этом последнем этапе осталось лишь нарисовать небольшую челку на голове, а также дорисовать лапы.

Этап 6
Вот и все, ваша овчарка полностью готова.

Как нарисовать щенка карандашом

Итак, со взрослыми собаками разобрались, теперь вы узнаете как рисовать маленьких собачек и щенков. Вы обнаружите, что рисовать щенка совсем не сложно. Вы в этом точно убедитесь. Шаги в этом уроке очень простые, вы проведете весело время и узнаете при этом как нарисовать щенка поэтапно карандашом детям. Наслаждайтесь этой увлекательной и интересной инструкцией «как рисовать щенка для детей».

Этап 1
Начните с создания очень простой формы яйца для головы, а потом еще одной небольшой яйцевидной формы для туловища. После этого нарисуйте специальные линии, делящие лицо, как видно на примере.

Этап 2
Все, что вам необходимо здесь сделать, это в основном вытянуть форму головы щенка.

Этап 3
После этого вытяните упавшие духом, но очень милый ушки. Убедитесь в том, что они являются достаточно крупными для размера головы щенка.

Этап 4
Практически готово! Сделайте два глаза овальной формы. Затем покрасьте их, за исключением двух точек, как на рисунке. Добавьте тире для бровей и переходите к пятому этапу.

Этап 5
Нарисуйте нос, а потом щеки и небольшой рот. Когда это будет сделано, можно добавить маленький язычок, торчащий изо рта щенка.

Этап 6
Теперь рисуйте грудь, передние лапы.

Этап 7
Теперь довольно близки к завершению рисунка. Нарисуйте заднюю лапу и мило виляющий хвостик. Сотрите дополнительные линии и формы, которые вы рисовали на первом этапе.

Этап 8
Все, щенок практически готов. Все что вам надо сейчас сделать, это закрасить его каким-то цветом.

Как нарисовать щенка спаниеля ребенку

Теперь попробуем нарисовать щенка спаниеля.

Этап 1
Вначале нарисуйте две формы, которые вам помогут в процессе рисования этой очень милой собачки. Рисуете круг для головы и овальную форму для тела. Потом проводите вертикальную линию непосредственно вдоль круга для головы, которая поможет в процессе изображения мордочки щенка.

Этап 2
Начинаете рисовать мордочку. Для этого рисуете внутреннюю стороны ушей и прорисовываете нижнюю часть головы.

Этап 3
Продолжаете рисовать голову. Для этого рисуете пушистые и длинные уши, а потом рисуете крупные овальные глаза.

Этап 4
Заканчиваете рисовать мордочку, для этого рисуете бровки, нос и рот. После этого рисуете передние лапки, а также контуры задних лапок. Так как на примере.

Этап 5
Здесь все что нам следует сделать, это прорисовать все остальные части лапок, потом нарисовать линию спинки, хвост. После сотрите все дополнительные линии, которые вам пригодились в ходе рисования этой собачки.

Этап 6
Вот видите, нарисовать эту милую собачку оказалось очень просто. И все что остается сделать — это раскрасить ее так как нужно.

Как нарисовать щенка терьера

Теперь попробуем нарисовать милого щенка терьера.

Этап 1
Вначале легкими штрихами рисуете окружность для головы и овал для туловища терьера.

Этап 2
Рисуете уши. Волнистыми линиями следует очертить очертание морды собаки.

Этап 3
Теперь необходимо изобразить туловище и лапы.

Этап 4
Теперь добавляете все остальное – рот, глаза, нос и хвост.

Этап 5
Изображение терьера готово. Теперь вы знаете, как можно легко нарисовать эту собачку.

Как нарисовать щенка немецкой овчарки ребенку

Теперь попробуем нарисовать щенка немецкой овчарки.

Этап 1
Рисуете круг и проводите в нем небольшой горизонтальный отрезок.

Этап 2
Теперь изображаете пасть щенка, а также высунутый из нее язык.

Этап 3
Набрасываете контур головы, а также острые уши, которые торчат кверху.

Этап 4
Рисуете нос и большие глаза собаки.

Этап 5
На этом этапе вы рисуете передние лапы.

Этап 6
А на этом – задние.

Этап 7
Рисуете хвост.

Этап 8
Веселый щенок немецкой овчарки практически готов. Необходимо лишь раскрасить рисунок.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *