Безусловно, важнейшим звеном на начальном этапе психотерапии является собеседование с ребенком. Основные задачи первичного собеседования с ребенком — это установление контакта с ним, получение информации о психическом и личностном развитии ребенка, о восприятии им своей жизненной ситуации, обсуждение вопросов конфиденциальности. На первом собеседовании с ребенком закладывается основа дальнейшего терапевтического взаимодействия, терапевтического союза ребенка и психотерапевта.

На этом этапе психотерапевт должен объяснить ребенку свою роль, прояснить, почему ребенок оказался у него в кабинете. Часто дети вообще не имеют представления ни о том, кто такой психотерапевт, ни чем психотерапевт может быть им полезен. Можно попытаться узнать у ребенка, почему, по его мнению, родители привели его к психологу. Если ребенок проявляет сопротивление, можно рассказать ему о некоторых беспокойствах родителей.

Встреча с ребенком включает беседу с ним и, если это необходимо, выполнение им разного рода заданий. После того, как терапевт почувствует, что у ребенка появилось некоторое представление о том, кто такой психотерапевт (психолог) и почему родители привели его к психотерапевту, можно поговорить о чувствах ребенка, о ситуациях, в которых он радуется, злится или чувствует себя счастливым.

Конечно, следует обратить внимание на внешний вид ребенка, на особенности его речи, на то, как он ориентируется в окружающей действительности, на его настроение и интересы. В ходе беседы важно получить информацию об окружающей ребенка социальной среде и о сто отношении к ней (ситуация в семье, школе, отношения со сверстниками). Помимо сведений, получаемых в ходе беседы с ребенком, терапевт наблюдает за его поведением в кабинете.

На этапе вводного собеседования всегда лучше использовать игровые проективные методики. Во-первых, они интересны ребенку, во-вторых, дают важную информацию о его эмоциональной и интеллектуальной сферах, а в-третьих, выявляют уровень функционирования ребенка в настоящий момент.

Работая с ребенком, терапевт должен иметь репертуар гибких стратегий. Конечно, тесты и вопросы должны соответствовать уровню развития ребенка. Например, это могут быть методики «Три желания» («Если бы у тебя была волшебная палочка, какие три желания ты бы загадал?»), «Необитаемый остров» («Кого бы ты взял с собой на необитаемый остров?»), «Метаморфозы» («В какое животное, растение и т.д. ты хотел бы на несколько минут превратиться?»). Эти методики выявляют и психологические границы «Я» ребенка, и его защитные механизмы. Ответ ребенка на вопрос: «Какого возраста ты хотел бы быть?» отражает его восприятие своей жизненной ситуации, желание вернуться в прошлое или вырваться из настоящего. Можно расспросить ребенка о его снах, фантазиях, любимых шутках.

Очень полезно использовать на вводном собеседовании рисуночные методики: «Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Дом — дерево — человек», «Несуществующее животное», «Семья животных», рисунки на свободную тему, такие как «Нарисуй, что хочешь» или «Красивый рисунок». Они выявляют особенности эмоциональной и личностной сферы, особенности восприятия ребенком семейных отношений и семейной атмосферы.

Важно помнить о том, что использование проективных тестов предполагает соответствующую квалификацию и опыт психолога, т.е. помнить о необходимости соблюдать границы профессиональной компетентности.

Безусловно важным и информативным методом является наблюдение за свободной игрой ребенка. По тому, как играет ребенок — придумывает ли он сюжет, воображаемых персонажей, какие игрушки использует, какие ситуации проживает, разговаривает ли за персонажей и т.д. — можно получить представление и об эмоциональной сфере, и о развитии когнитивных функций, и о семейном окружении ребенка, и о его страхах и тревогах. Характер заданий и игрушек должен соответствовать уровню развития ребенка.

В ходе беседы с ребенком и выполнения им заданий следует фиксировать реакцию ребенка на психолога (на его интонации, поддержку и т.д.), попытки отказа от ответов или выполнения задания, обращение к психологу за помощью или одобрением.

По завершении вводного собеседования с ребенком, несмотря на имеющуюся информацию, для выработки терапевтического плана психотерапевту, возможно, потребуются дополнительные данные о ребенке. Для этого на следующих встречах можно провести дополнительную психологическую диагностику с использованием тестов, опросников. Так, если возникает предположение о том, что проблемы ребенка лежат в сфере умственного развития (если жалоба касается школьной неуспешное™ или если к этому предположению подталкивают рисунки и игра ребенка), то могут быть использованы шкала интеллекта Векслера, методики «Классификация» и «Прогрессивные матрицы Равена».

В случае если необходима более полная информация о личностной сфере ребенка, можно обратиться к «большим» проективным методикам — модификациям методики TAT (САТ-А — детский апперцептивный тест с изображениями животных и САТ-Н — детский апперцентивный тест с изображениями людей). Конечно, не следует давать «большие» проективные методики сразу на первой же встрече с ребенком. Прежде всего, необходимость в них может и не возникнуть. Кроме того, с помощью этих методик происходит погружение в глубокие слои личности. Глубокое раскрытие ребенка на начальном этапе психотерапии провоцирует проявление вытесненного материала, что может мешать установлению рабочего альянса. Использовать детский апперцептивный тест (CAT) могут только специально подготовленные психологи-консультанты и психотерапевты.

Первая встреча с подростком обычно проводится в форме беседы (интервью), целью которой является получение информации о текущей жизни подростка, его отношениях в школе и с друзьями, об отношениях и ситуации в семье, его интересах и т.п. Такая беседа дает возможность получить определенную информацию и постепенно вовлечь подростка в разговор на темы, которых он избегает. (Подробнее о проведении диагностического этапа с подростком можно узнать в книге «Практикум по клинической психологии и психотерапии подростков».) При работе с подростками для выявления их эмоционального состояния и личностных особенностей используются различные шкалы и опросники — например, шкала «Я-концепция» Пирса — Харриса, личностные опросники, шкалы тревожности, личностные проективные методики.

По мнению некоторых психотерапевтов, уже на первом собеседовании с ребенком нужно устанавливать необходимые минимальные ограничения. Запрещаются любые формы физической агрессии ребенка по отношению к психотерапевту и к себе, также запрещается специально портить оборудование кабинета. По мнению других авторов (Г. Лэндрет, К. Мустакас, К. О’Коннор, В. Оклендер и др.), ограничения нужно вводить только тогда, когда в них возникает необходимость (об ограничениях см. параграф 2.2). В поддержку второй точки зрения следует заметить, что на вводном собеседовании дети редко ведут себя агрессивно или аффективно. На первых порах они чаще демонстрируют тревогу — ведь они находятся в новой, незнакомой обстановке, с незнакомым человеком.

Один из вопросов, который необходимо обсудить на вводном собеседовании с ребенком, касается конфиденциальности и ее границ. Терапевт должен объяснить ребенку, что не будет рассказывать родителям о том, что он говорил на сессии. Но если терапевт сочтет необходимым в интересах ребенка сообщить какую-то информацию родителям, то он обязательно предупредит об этом ребенка. Необходимо «просто и прямо», но выражению О’Коннора, сообщить ребенку о тех ситуациях, когда конфиденциальность должна быть нарушена. Важно, чтобы ребенок сознательно принимал решение о том, что говорить, а чего не говорить на сессии. Он должен представлять последствия своей откровенности.

Поскольку клиентами с точки зрения закона считаются родители, и, следовательно, они обладают правом на информацию, связанную с процессом психотерапии, право ребенка на конфиденциальность априори ограничено. При этом следует заметить, что вопросы конфиденциальности очень сложные и такие ситуации требуют от психотерапевта деликатности, гибкости и умения находить компромиссы.

С нашей точки зрения, этап первой встречи только с одним ребенком, без родителей, очень важен. Важно увидеть ребенка «в отсутствии того силового поля, которое создают взрослые». Часто именно родители блокируют спонтанность ребенка. Связано это может быть, прежде всего, со сверхожиданиями (гиперэкспектациями) родителей. Им очень хочется, чтобы их ребенок был самым умным, самым ловким и т.д., и они проецируют на него свои ожидания. Эти ожидания, порой неадекватные, заставляют некоторых родителей (особенно матерей) чрезвычайно активно вмешиваться во взаимодействие терапевта и ребенка. Иногда это доходит до крайностей, но даже если мать старательно сдерживает себя и свои эмоции, концентрация чувств в ней так высока, что просто физически ощущается, как поток ее тревоги направляется на ребенка.

Дети, в свою очередь, чувствуют эти транслируемые им ожидания и тревогу. Кроме того, если мать находится в кабинете психолога, ребенку очень хочется понравиться ей, «сделать все правильно». Поэтому, прежде чем сделать что-то, он сначала неуверенно смотрит на мать и лишь потом, получив ее негласное одобрение, выполняет какое-то задание. Все это повышает тревожность ребенка и искажает результаты методик, если «диагностическая» сессия проходит в присутствии родителей. (Безусловно, реакция ребенка на родителей и поведение родителей являются очень информативными, но увидеть это можно и на совместной встрече со всей семьей.) В присутствии родителей, по словам Г. Лэндрета, ребенок не будет чувствовать себя в достаточной безопасности для того, чтобы исследовать важные для себя области. Создание этого ощущения безопасности важно уже на первой встрече.

Вообще, решение вопроса о присутствии родителей на этапе диагностики (на консультации) зависит от возраста ребенка, от характера проблем и других условий. С точки зрения Г. В. Бурменской, оптимальным является сочетание трех возможных вариантов — беседа психолога с ребенком один на один, пробы на совместную деятельность ребенка с родителями и выполнение ребенком определенных методик в присутствии родителей, которые могут лишь наблюдать за происходящим, не вмешиваясь.

Если же речь идет о ребенке раннего или младшего дошкольного возраста, то первую встречу с ним следует проводить в присутствии матери, так как малышу может быть страшно остаться без нее.

На этапе первичной беседы с ребенком важно обращать внимание на то, как он расстается со своими родителями (или только с матерью), уходит ли он от них легко или плачет и цепляется за родителей, а также за кого из них он держится больше. Следует обратить внимание и на реакцию родителей на расставание с ребенком.

Не менее информативна и встреча ребенка с родителями после окончания сессии. Некоторые дети не хотят уходить из кабинета, потому что им нравится, что взрослый человек уделяет внимание только ему — такой опыт довольно редко встречается в жизни современных детей. Каким-то детям не терпится продемонстрировать родителям, что они нарисовали или построили. Нередко даже младшие школьники хотят показать родителям не только свои рисунки, но и опросники, которые они заполнили, или хотят, чтобы родители послушали рассказ, который они сочинили. Скорее всего, в этом желании показать родителям какие-то продукты своей деятельности есть и «гордость за достижения», желание одобрения со стороны родителей, но есть и желание (возможно, бессознательное) привлечь к себе их внимание, показать, какой он, что его волнует, приоткрыть свой внутренний мир. У кого-то из детей, напротив, явно повышается тревога перед встречей с родителями, что может свидетельствовать о неблагополучии в их отношениях.

Важно подчеркнуть, что диагностический этап с ребенком может проходить по-разному в зависимости от терапевтического подхода или школы, к которым принадлежит психотерапевт. Различаться будут и значимость этого этапа в процессе терапии, и то, на чем он фокусируется. Так, О’Коннор отмечает, что в психоаналитическом направлении для планирования терапии психотерапевту необходимо иметь достаточно полное представление об уровне организации и функционирования личности ребенка, уровне развития и взаимодействия личностных структур. Важно иметь информацию о потенциальных источниках внутренних конфликтов, которые являются причиной симптомов ребенка. Эти сведения можно получить с помощью интервью, проективных методик или игры ребенка. Столь же важно время от времени применять психодиагностические методы в процессе психотерапии, чтобы лучше понимать, какие изменения происходят с ребенком.

В гуманистических направлениях, в частности, в недирективной игровой терапии, которая не опирается на структурированную теорию личности, терапевту необходимо меньше информации о личностных структурах и внутренних конфликтах ребенка. Тем не менее, игровому гуманистическому терапевту, так же как и психоаналитику, нужно иметь представление о настоящем уровне развития ребенка — эта информация важна для организации оптимальной игровой психотерапевтической среды. В большей степени игровому недирективному терапевту необходимы сведения о межличностных отношениях ребенка в настоящий момент. По мнению Г. Лэн- дрета и Д. Суини, проблемы диагностики и планирования являются важными, но не главными для игровой терапии, центрированной на ребенке. Более того, с их точки зрения, в этом подходе знание проблем ребенка может даже помешать, так как игровой недирективный терапевт сосредоточен «на внутренней сущности личности ребенка, на том, кем ребенок может стать, а не на том, кем он привык быть в прошлом». Недирективный игровой терапевт фокусируется на детях, а не на проблемах, необходимую информацию он получает из игры ребенка.

Что касается диагностики в поведенческой терапии, то в ее фокусе находятся проблемное поведение ребенка и те факторы, которые влияют на появление этих форм поведения.

Этап первичного собеседования с ребенком, получение необходимой информации о нем может потребовать нескольких встреч (двух-четырех).

Этика — философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как правильно жить. Этика – это:

» наука нормативная;

» учение о нравственности;

» система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;

» способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;

» «социальный регулятор» поведения и отношений между людьм

Этика изучает сущность, специфику морали, раскрывает ее место и роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности. Рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание и смысл таких категорий, как благо, добро, зло, долг и совесть, честь и достоинство, счастье и смысл жизни.

По Аристотелю, цель этики не знания вообще, а оценка поступков и их содержание. Главной задачей этики является исследование человеческих отношений в их наиболее совершенной форме.

Любовь как высшая ценность

Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное, оно тесно связано с нравственным воспитанием человека.

При нравственном воспитании развиваются такие чувства как любовь, уважение, жалость к окружающим, так необходимые для воспитания «полноценного» человека.

Одно из нравственно – эстетических чувств, которое выражается в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче – это чувство любви.

Любовьпонятие необычайно емкое, многозначное и многогранное: оно включает в себя любовь к людям, к Родине, к искусству, к природе, родительскую любовь, любовь детей к родителям. Но умы людей больше всего занимает любовь женщины и мужчины.

Любовь — величайшая ценность, свойство и право свободного человека, чувство целенаправленной привязанности к объекту, требующее постоянных и тесных контактов с ними. Любовь объединяет одного человека с другим, помогая ему преодолеть чувство изоляции и одиночества. Любовь возвышает и облагораживает человека, наполняет его жизнь особым смыслом. Влюбленный человек обладает огромной внутренней силой. Известно выражение: «Солдаты и влюбленные не болеют». Вне чувства любви едва ли возможно человеческое существование. Потребность любить и быть любимым — одна из самых основных потребностей человека. Именно любовь дает ему веру в значимость, неповторимость, уникальность своей личности.

У каждого человека свой идеал возлюбленного (возлюбленной), который складывается под воздействием литературы, кинофильмов, любимых артистов, родителей. Приближение идеала к действительности вызывает интерес, а полное совпадение мечты с реальностью, романтического образа со случайно встретившимся живым человеком поражает, заставляет остановиться. Вместе с первым взглядом как бы выставляется оценка представителю противоположного пола. Например, идут навстречу друг другу по улице девушка и юноша и рассматривают друг друга, но проходят мимо, и через мгновение все забывают. И вот однажды брошенный, мельком взгляд вдруг остановится и заставит заволноваться — это и называют любовь с первого взгляда.

Этапы развития отношений мужчины и женщины

Любовь как чувство и как отношение имеет этапы своего развития.

· Первая стадия

— интерес, симпатия, влечение. Это очень приятные и романтические отношения. Этого достаточно для первого приближения, для появления дружбы между девочкой и мальчиком.

· Вторая стадия

— восхищение, влюбленность, страсть. Эти отношения создают определенную напряженность, они всегда волнительные, но утомляют, требуют своего разрешения. Жить в состоянии страстного возбуждения трудно. Страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. Если чувства одного подогреваются и поощряются другим, то появляется возможность превращения дружеских отношений мужчины и женщины в любовный роман.

· Третья стадия

— поклонение, уважение, преданность. Дойдя до этой стадии, любовь ведет к браку. Можно испытывать страсть как наваждение, но любить, не уважая человека, нельзя.

Любовь непременно должна пройти все три стадии. Только тогда она расцветет полным цветом. В обыденной жизни люди называют любовью и каждую стадию в отдельности. Любовь, прошедшая все три этапа, развитая в большое чувство, и есть индивидуальная любовь на всю жизнь. Любовь — это благородное и возвышенное чувство.

Этика семейных отношений

Семья начинается с любви двоих, любви, целью которой является не эгоистическое удовлетворение, а радость, основанная на радости другого человека, когда любящий испытывает счастье, доставляя удовольствие любимому. Такая способность любить зависит от способности к сопереживанию, от умения думать в первую очередь не о себе, а о любимом человеке, умения заботиться о нем. В совместной жизни многое зависит не только от взаимности любви, но и от нравственной, психологической, сексуальной и даже бытовой культуры партнеров.

Нравственная культура в семейных отношениях проявляется через нравственные качества супругов, свидетельствующие об их любви: доброту, заботу о близком человеке, ответственность за него, тактичность, терпимость. Эти качества так необходимы в браке, где встречаются совершенно разные люди – из разных семей, с разными взглядами, привычками и интересами.

Психологическая культура способствует формированию и совершенствованию гармоничных отношений между супругами в процессе их общения, требует не «ломая» и не «перевоспитывая» друг друга, уважать индивидуальность другого и приспосабливаться друг к другу в различных семейных ситуациях.

Сексуальная культура супруговпредполагает наличие чувственного влечения, уважение и понимание желаний партнера умение и готовность удовлетворить их.

Бытовая культура семейных отношений базируется на проблемах семейных конфликтов и заключается не в том, чтобы их не должно быть, а в том, чтобы правильно, с этической точки зрения, воспринимать их и достойно выходить из этих конфликтов. А для этого необходимы знания о причинах их возникновения, правилах поведения и путях выхода из конфликтов.

Если все члены семьи стараются ладить между собой и избегать конфликтов, в доме всегда будут царить мир и согласие. Но этого не просто достичь, порой необходимо большое усилие, чтобы погасить искры разгорающейся ссоры. Многие считает, что вежливость необходима лишь вне дома, а в семейном кругу можно и расслабиться. Однако это совсем не значит забыть все вежливые слова. Без таких слов как «спасибо», «пожалуйста», «прости» нельзя обойтись. Так же большую роль во взаимоотношениях близких людей играет интонация. Она способна свести на «нет» все вежливые выражения. Обычная фраза может звучать доброжелательно и вежливо, а может напоминать приказ.

Каждый член семьи должен уважать интересы и вкусы друг друга. Если муж любит смотреть футбол, жене не стоит возмущаться этим, так же как и муж должен учитывать интересы жены. Очень часто мужчина, весьма галантный по отношению к другим дамам, с женой ведет себя совершенно недопустимо. Проявляя невежливость по отношению к своей жене, муж таким образом выказывает неуважение и к себе самому, ведь не зря говорится, что жена — «вторая половина».

Конечно, в жизни бывают разные ситуации, избежать ссор в семье невозможно, но они не должны быть частыми, а после примирения о конфликте, и о причине его возникновения, нужно немедленно забыть.

Основные причины семейных конфликтов

» Нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);

» Психическая или биологическая (сексуальная) несовместимость;

» Неправильные взаимоотношения супругов с окружающими людьми (родственниками, знакомыми);

» Разные позиции по отношению к воспитанию ребенка;

» Отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми;

» Бытовые и денежные проблемы

Особое место в супружеских конфликтах занимает ревность, которая требует, чтобы при ее появлении супруги не спешили с выводами, а более глубоко разобрались в себе и объективно оценили себя и свое поведение.

Супругам следует помнить, что в каждой семье есть свои трудности, и жизнь практически не бывает без размолвки, а иногда и без ссор. Ссора близких людей — в значительной степени «буря в стакане воды». Чаще всего кажущаяся обида, причиненная близким человеком, настолько мала по сравнению с тем добром, которое он внес в семейную жизнь, что едва ли нужно остро реагировать и пытаться ответить ударом. Умение простить любимому человеку, не помня зла,— высокая нравственная культура супруга, одна из основ семейного благополучия и счастья.

Конфликты в семьевозникают по разным причинам и поводам. Однако в их основе лежат различные нравственные позиции супругов, которые обусловлены уровнем их личной культуры, воспитанием, нравственными убеждениями. Конкретным поводом их возникновения, как правило, могут быть различные жизненные ситуации, нестандартное поведение, невнимание к советам и пожеланиям супругов друг другу.

В основе конфликта могут быть и объективные трудности: усталость от рабочего дня, раздраженность, срыв. Супруги повздорили. Сам конфликт вытекает из несовершенства условий жизни. Он неопасен для семейных уз. О таком конфликте часто говорят: «К утру все пройдет». Другое дело, если разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен что-то сделать, по мнению другого, изменить линию поведения, скажем, по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры и т. д. Одним словом, поставлена проблема, которая требует изменения поведения. Чаще всего вопрос упирается в дилемму: уступать или не уступать, вырабатывать или не вырабатывать общую для семьи линию поведения.

Есть конфликты, которые совершенно не предвидены, по крайней мере, внешне. И о них говорят: «Как снег на голову». Уровень семейной культуры как раз и проявляется в том, как выходят люди из конфликтов, как преодолевают их. В семье нужно жить с удовольствием, но это не означает пройти по жизни без трудностей, ни разу не огорчив друг друга.

В семье важно проявлять терпимость к привычкам другого и учиться правильно делать друг другу замечания, не унижая достоинство человека. Замечания, даже если они справедливы, могут быть высказаны с глазу на глаз. В суть ссоры не должны посвящаться близкие люди (родные, друзья). Нецелесообразно вмешательство посторонних в период обострения отношений между мужем и женой. Супругам необходимо самим подумать о случившемся, взвесить различные обстоятельства. А для этого им нужно побыть вдвоем, что часто бывает достаточно для восстановления прежних отношений, ведь проживших даже несколько лет супругов очень многое связывает.

Однако мало знать причины конфликтов, важно научить правильно вести во время них. Для этого необходимо соблюдать несколько правил культуры спора:

» Не стремится к победе, т.к. тоя победа – это поражение любимого человека. Гораздо благоприятнее для семьи будет изменение цели конфликта – не доказать в споре свою правоту, а убедить супруга не совершать больше поступка, который вызвал конфликт.

» Сохранять уважение к супругу в семейном споре, даже в минуты обиды, ревности, злости помнить, что еще недавно это был самый дорогой для вас человек.

» Иметь «короткую память» на семейные ссоры и обиды, чем скорее забывается все плохое, тем благополучнее, счастливее оказывается семья.

» Уметь вовремя и честно спросить себя — что на самом деле представляет для тебя высшую ценность? И тогда выяснится, что создавшаяся ситуация — только ничтожный повод для раздражения, который самим супругам назавтра может показаться смешными.

Этика семейных отношенийподразумевает в первую очередь вежливость и взаимное уважение по отношению друг к другу. Мужу не стоит проявлять свое внимание к жене постоянной критикой всего, что кажется неправильным, изо дня в день критикуя ее характер, манеру одеваться, методы воспитания детей, ее друзей и прочее. Жена тоже должна помнить о вежливости по отношению к своему мужу, не критиковать его в присутствии детей, не выяснять отношения при детях, прислушиваться к мнению мужа.

Во время выяснения отношений не следует прибегать к иронии, т. к. это обычно оскорбляет противоположную сторону и вызывает ответный протест. Отрицательно воспринимаются интонации агрессивные, приказные или капризные. Резкие и грубые слова, даже если они сказаны без злого умысла, способны больно ранить человека и надолго оставить неприятный осадок в его душе. Не следует в споре ссылаться на мнение третьих лиц. Стоит во время самой дружелюбной беседы привести мнение мамы одного из супругов, как спокойный и вежливый спор превращается в скандал.

Взаимные претензии способны убить самые нежные чувства, даже если упреки и заслуженные. Тот, кому они предъявляются, будет подсознательно стремиться изолировать себя от обвинителя, поэтому слишком часто высказываемые претензии могут привести к разрыву.

Основы хорошего воспитания закладываются в детстве, однако, если родители требуют от детей того, чего никогда не исполняют сами, они вряд ли добьются желаемого. Как бы отец или мать ни внушали своим детям, что говорить нецензурные слова некрасиво, ребенок никогда не воспримет этого, если родители сами частенько в ссорах используют ненормативную лексику. Ребенку свойственно подражать тем, кто является для него авторитетом, а это в первую очередь родители.

Когда в семье растет несколько детей, между братьями и сестрами должны существовать вежливые и дружелюбные отношения. Это возможно, если родители любят детей одинаково и не дают повода кому-то из них почувствовать, что к нему относятся хуже, чем к другому.

Дети растут, и наступает возраст, который называют «трудным». Ребенок, который был ласковым и послушным, теперь вдруг становится резким и замкнутым. Но если мать и отец относятся к ребенку дружески, уважают его и делятся с ним своими мыслями, дают дельные и умные советы и сами спрашивают совет у своего ребенка, тогда в семье будут царить мир и взаимопонимание.

Заключение

Во время совместной семейной жизни, особенно длительной, происходит взаимное влияние супругов друг на друга как в положительном, так и в отрицательном плане. Вступая в общение, супруги неизбежно подтягиваются. Достоинства любимого заставляют строже взглянуть на себя. Таким образом, с женитьбой (замужеством) человек не теряет свободы, а наоборот приобретает опору.

Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7 Министерство образования Российской Федерации Южно-Уральский государственный университет Кафедра психологии развития Ю9.я7 М759 Г.И. Захарова ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ Учебное пособие Челябинск Издательство ЮУрГУ 2009 ББК Ю940.я7 + Ч481.22.я7 Захарова Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с. В учебном пособии изложены представления о семье как особой системе, характеризующейся определенной цикличностью процессов становления и развития супружеских и детско-родительских отношений. Представленный материал используется в рамках вузовского курса «Психология семейных и детско-родительских отношений». Пособие предназначено для студентов факультетов психологии и практических психологов. Список лит. – 45 назв. Одобрено учебно-методической комиссией факультета психологии. Рецензенты: Кирдяшкина Т.А., канд. психологических наук, доцент кафедры психологии ЧГПУ. Костюченкова О.Е., канд. психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ЧИППКРО. © Издательство ЮУрГУ, 2009. 2 Введение Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Интерес к семье связан с той ролью, которую она играет в процессе формирования и развития личности, а значит настоящего и будущего общества в целом. Обладая устойчивостью и даже некоторой ригидностью, семья, в то же время, очень чутко реагирует на социально-экономические и политические перемены в обществе через изменения в системе внутрисемейных отношений. Увеличение числа проблемных семей во время переходных периодов общественного развития демонстрирует эту зависимость. В последние десятилетия в институте семьи в нашей стране произошло усиление деструктивных тенденций. Неуклонно увеличивается число разводов, неполных семей, гражданских браков, возрастают масштабы таких явлений, как социальное сиротство, пьянство и наркомания среди подростков, ранние беременности, жестокое обращение. Свидетельством этих негативных тенденций является увеличение количества обращений к школьным психологам, в психологические консультации, в психологические службы и центры, как отдельных членов семьи, так и семей в целом. Поддержка семьи и усиление еѐ воспитательного потенциала требует от специалистов, работающих с семьей, глубоких, системных знаний о данном феномене и умений определять точки приложения профессиональных усилий. Центральная идея, положенная в основу данного учебного пособия, состоит в рассмотрении семьи как особой системы, характеризующейся определенной цикличностью процессов становления и развития супружеских и детско- родительских отношений. Пособие состоит из пяти разделов. В первом разделе предлагается общая характеристика семьи как социального института, как малой группы; как системы; рассматриваются основные функции семьи, типы современных семей; подробно раскрывается структура семьи. Второй раздел посвящен описанию жизненного цикла семьи: изложению подходов к выделению стадий жизненного цикла семьи и раскрытию задач развития семьи на каждой стадии; рассмотрению содержания нормативных и ненормативных семейных кризисов. В третьем разделе представлена характеристика молодой семьи: подробно рассмотрены основные закономерности формирования внутрисемейной коммуникации и адаптации молодых супругов к условиям совместной жизни, описаны основные виды брачных сценариев. В четвертом разделе раскрывается содержание понятия 3 «проблемная семья»; рассматриваются разные типы проблемных семей, преимущественно с точки зрения их влияния на психическое самочувствие и развитие ребенка. В пятом разделе достаточно внимания уделено содержанию детско-родительских отношений: рассмотрены различные типы родительского отношения и воспитания, структура и основные признаки родительской позиции, обобщены факторы нарушения эмоционально-личностного развития детей и предложены некоторые методы профилактики и коррекции детско-родительских отношений. Данное учебное пособие призвано нацелить студентов-психологов на расширенное и углубленное изучение современной семьи как предмета психологического анализа с целью оказания адекватной и компетентной психологической помощи. 4 Раздел 1. СЕМЬЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН И ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1.1. Семья как социальный институт, малая группа, система Семья – это первая в жизни человека социальная группа, благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, развивается как личность, осваивает первые социальные роли. Семья, как считает В.Н. Дружинин , для человека – главный и основной компонент среды, в котором он живет, как в коконе, первую четверть жизни, если повезет, и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. Наряду с понятием семья в психологической литературе рассматриваются понятия брак и супружество. В обыденном сознании понятия брак и семья могут отождествляться, но в науке их принято разграничивать. Брак является общественным институтом, регулирующим отношения между полами. А.Г. Харчев определяет брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь, устанавливает их супружеские, а также родительские права и обязанности . В настоящее время в большинстве случаев брак выступает как добровольный союз мужчины и женщины, основанный на взаимной договоренности, оформленный в установленном законом порядке, направленный на создание и сохранение семьи. Наряду со свободой заключения брака, может существовать и свобода его расторжения, что выражается в разводе. Поэтому к области брачного поведения относятся и действия партнеров, приводящие к сепарации (т.е. постепенному отчуждению супругов друг от друга) и к разводу. В связи с понятием «брак» рассматривается понятие «супружество». С.И. Голод определяет супружество как личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями . В данном определении подчеркиваются следующие характерные признаки супружества: 1) неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; 2) равноправие нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов. Понятие «семья» (в отличие от понятия брака) предназначено для характеристики сложной системы взаимоотношений супругов, их детей, других родственников. Многие специалисты используют определение семьи, 5 предложенное А.Г. Харчевым: «Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родительскими отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в семье обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» . В науке сложилась традиция изучения семьи и как социального института, и как малой группы. Философы, юристы, социологи, педагоги исследуют семью, прежде всего, как социальный институт. Понятие «социальный институт» означает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, посредством которых общество регулирует и контролирует деятельность людей в наиболее важных сферах человеческой жизни. Обычно выделяют 5 основных социальных институтов, существующих в любом современном обществе: семья, экономика, политика, образование и религия. Семья как социальный институт осуществляет, прежде всего, воспроизводство членов общества и их первичную социализацию. Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря особой психологической атмосфере – любви, заботы, уважения, понимания, поддержки. Психологи рассматривают семью, прежде всего, как малую группу. Понимание семьи как малой группы открывает большие возможности для оказания психологической помощи семье . Социальные психологи рассматривают малую группу как малочисленную по своему составу социальную группу, члены которой объединены общими целями и задачами, находятся в непосредственном устойчивом личном контакте друг с другом, что является основой для возникновения эмоциональных отношений и особых групповых ценностей и норм. В.М. Целуйко считает, что «семья – это малая социальная группа, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью» . Таким образом, можно выделить следующие характерные признаки семьи как малой группы: 1. Родственные или брачные связи между еѐ членами. 2. Общность быта. 3. Особые эмоциональные, этические, правовые отношения. 4. Пожизненная принадлежность к семейной группе (семью не выбирают). 5. Максимально гетерогенный состав группы: возрастные, личностные, половые, профессиональные, социально-статусные и др. различия. 6 6. Повышенная эмоциональная значимость семейных событий. Семью как социальную группу невозможно понять, исходя из знания о еѐ членах, взятых в отдельности. Семья является постоянно развивающейся системой, имеющей значительные адаптивные возможности. Изменения в одном из элементов системы, например во взаимоотношениях супругов, сказываются на всей семье. Индивидуальные дисфункции отдельных членов семьи являются также отражением системных нарушений . Концептуальной основой системного подхода к пониманию семьи является общая теория систем. Когда характеризуют нечто как систему, говорят, что это сложное единство, в котором могут быть выделены составные части – элементы, а также схема связей или отношений между элементами – структура. Семью, как и всякую систему, характеризует следующий ряд признаков : 1) взаимозависимость: взаимовлияние отдельных элементов системы; 2) холизм: отдельные элементы системы, объединяясь в целое, приобретают новые свойства, отличные от индивидуальных характеристик; 3) структурная организация, основными параметрами которой являются иерархичность, или соподчиненность элементов структуры, наличие границ, описывающих внутрисемейные отношения и отношения семьи и окружающей среды, сплоченность и ролевая структура; 4) специфичность внутрисистемных процессов (циркулярные, спиралевидные, прерывистые, непрерывные); 5) динамичность или способность развиваться; 6) диалектика гомеостаза и развития. 1.2. Основные функции семьи Важными интегральными характеристиками семейной группы являются: функции, структура, динамика. Сначала остановимся на рассмотрении функций семьи. В психологии семьи понятие «функция» используется в следующих значениях : 1) это роль, которую семья как социальный институт и как малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу; 2) это внешнее проявление свойств семьи в системе еѐ взаимосвязей с обществом; 3) чаще всего функция понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей. 7 Так, М.С. Мацковский в своей классификации семейных функций выделяет следующие сферы семейной деятельности : 1. Репродуктивная. 2. Воспитательная. 3. Хозяйственно-бытовая (получение хозяйственно-бытовых услуг). 4. Экономическая (получение материальных средств). 5. Сфера первичного социального контроля. 6. Сфера духовного общения. 7. Социально-статусная. 8. Досуговая. 9. Эмоциональная. 10. Сексуальная. Классификация семейных функций, предложенная Елизаровым А.Н, к которой часто обращаются психологи, выглядит следующим образом : 1. Порождение и воспитание детей. 2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества. 3. Удовлетворение потребностей в чувстве безопасности, психологическом комфорте, ощущении ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви. 4. Создание условий для развития личности всех членов семьи. 5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей. 6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга. 7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь. 8. Удовлетворение потребностей в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникативных связей. 9. Удовлетворение потребности в отцовстве или материнстве, в контактах с детьми, в их воспитании и самореализации в детях. 10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи. 11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи. 12. Рекреативная – охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха; снятие стрессовых состояний. По мнению Гребенникова И.В. основными функциями семьи являются: 1. Репродуктивная функция означает воспроизводство жизни, продолжение человеческого рода. 8 2. Экономическая функция включает общественное производство средств к жизни; восстановление истраченных на производстве сил взрослых членов семьи; ведение своего хозяйства; наличие своего бюджета; организация потребительской деятельности. 3. Воспитательная функция означает формирование личности ребенка; систематическое воспитательное воздействие на каждого члена в течение жизни; влияние детей на родителей и других членов семьи. 4. Коммуникативная функция означает посредничество семьи в контактах своих членов со средствами массовой коммуникации, литературой, искусством и т.п.; организация внутрисемейного общения; организация досуга и отдыха. 1.3. Типы семей Семья и брак претерпели значительные изменения в процессе развития человечества. Эти изменения нашли свое выражение в различных типах брачно- семейных отношений. Мы рассмотрим две типологии. В первой классификации основанием для выделения разных типов являются различия в семейных структурах. При этом типы семей выделяются с учетом следующих критериев . 1. Принадлежность супругов к определенной социальной общности. Форма брака – эндогамия. Это брак по принципу социальной гомогенности: схожий уровень образования, социально-экономический статус, вероисповедание и т.п. Форма брака – экзогамия. Это брак по принципу социальной гетерогенности: различный уровень образования, неодинаковый социально- экономический статус и т.д. 2. Количество брачных партнеров. Моногамия – брак, заключенный между одним мужчиной и одной женщиной. Классический вариант – пожизненное единобрачие. Рассматривают серийную моногамию – брак между одним мужчиной и одной женщиной, но в течение жизни насчитывается у того и (или) другого партнера более одного супружеского союза. Полигамия – брак, включающий несколько партнеров. Рассматривают два варианта полигамии: 1) полигиния (многоженство) – брак одного мужчины с двумя и более женщинами. 2) полиандрия (многомужество) – брак одной женщины с несколькими мужчинами. 9 Тенденция к полигамии свойственна больше мужчинам. В нашей современной жизни возможны и скрытая форма двоеженства, и скрытая (неофициальная) полиандрия, например: союз замужней женщины с холостым мужчиной. 3. Юридическое оформление брачных отношений. 1) Официальный (формальный) или зарегистрированный – это брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния. В официальном браке ответственность мужа и жены за качество семейной жизни закрепляется перед законом, государство гарантирует защиту семьи, отцовства, материнства и детства. 2) Фактический или гражданский – это брак по факту. В России все большее количество молодых людей предпочитает не вступать в официальный брак в самом начале своих отношений. Приводятся следующие аргументы в защиту гражданского брака: – в гражданском браке можно приобрести опыт совместной жизни и опыт распределения супружеских ролей; – выяснить степень совместимости партнеров; – научиться договариваться друг с другом, оставаясь самостоятельными и независимыми; – разрыв отношений происходит в более мягкой форме. 4. Структура власти в семье (специфика внутрисемейного лидерства). С учетом данного критерия выделяют следующие типы семей: 1) традиционно патриархальная. Муж – глава, хозяин, добытчик, кормилец; выражена зависимость жены от мужа; детей от родителей. 2) традиционно матриархальная. В такой семье персональное главенство принадлежит женщине. 3) неопатриархальная. Стратегическим и деловым лидером выступает муж, несет ответственность за долгосрочное планирование семейных дел. Тактическим и эмоциональным лидером является жена, вырабатывает краткосрочные планы, выстраивает отношения между членами семьи. 4) неоматриархальная. Противоположный вариант: стратегическим и деловым лидером выступает жена, тактическим и эмоциональным лидером является муж. Общая черта последних двух типов семей – совместное лидерство мужа и жены при разделении сфер влияния. 10 Страницы ← предыдущая следующая → 1 2 3 4 5 6 7

Психология общения изучает закономерности восприятия человека человеком, взаимопонимания и обмена информацией. С самого рождения мы погружены в мир общения, благодаря которому мы развиваемся и познаем мир. Искусство общения мы постигаем всю жизнь: с первого вздоха (а может быть и раньше) и до глубокой старости. Каковы же эти закономерности и как они преломляются в семейном общении?

Восприятие человека человеком

С чего начинается общение? Вы думаете со знакомства? Нет, значительно раньше. Прежде случилось восприятие человека человеком. В психологии общения это — важнейшее условие.

Установка

Но и у восприятия есть свой предшественник – установка. Это предварительный настрой, который определяется многими факторами: настроением, состоянием нервной системы, ранее полученной информацией, физическим состоянием организма. Установка — это неосознанная предвзятость при восприятии, своеобразная призма, через стекла которой тот или иной человек воспринимает окружающий мир и людей. Одни и те же явление окружающего мира воспринимаются неодинаково, это приводит к напряженности в отношениях между людьми, к взаимному непониманию.

Именно восприятие определяет появление соответствующих оценок и поступков людей. Неважное для одного кажется важным для другого, безобидное замечание жены может показаться мужу подозрительным или даже оскорбительным.

Каждый человек неповторим, уникален и непохож на другого. Нет иного такого же на нашей планете. И это может стать непреодолимым препятствием к взаимопониманию людей. Это происходит в том случае, когда у человека вместе с ростом и развитием индивидуальности проявляется и растет индивидуализм, эгоизм, стремление противопоставить себя, «уникального и неповторимого», другим, «простым смертным».

Поэтому восприятие человека или события может быть далеко необъективным и делать скоропалительные выводы и обобщения – занятие неумное. То, что мы считаем правильным, другим покажется сомнительным.

В общении и особенно в семейном следует исходить из веры в невиновности своих близких. Что значит:

  • понять другого «изнутри», встав на его место, посмотрев на событие его глазами. Это трудно. Способность понимать не дается от природы, этому надо учиться;
  • воздерживайтесь от обвинений. Обвинять всегда легче, чем оправдывать. Когда мы обвиняем, мы чаще всего оправдываем себя в собственных глазах.

Стереотипность восприятия

Следующее свойство восприятия – стереотипность. Знакомясь с новым человеком, мы выясняем его статус: кто он, чем занимается, где работает и так далее. И создается видимость знания человека. Благодаря жизненному опыту мы имеем уже определенные образы-модели типичного продавца, учителя, полицейского, депутата… Вот через эти модели мы и воспринимаем каждого нового человека. Возникает симпатия или антипатия к нему. Стереотипность существенно влияет на восприятие события в данный момент времени, придавая ему ту или иную эмоциональную окраску, подчеркивая одни моменты и вычеркивая другие. В общении с незнакомыми людьми это свойство нам помогает выстраивать отношения с ними.

А вот в неформальном общении, когда люди связаны личностными контактами, стереотипность восприятия становится помехой в общении. Это из-за нее мы порой не слышим слова жены (мужа), так как нам кажется, что нам хорошо известно, что он (она) может сказать в данной ситуации или по тому или иному поводу. И супруги, проживающие много лет вместе, иногда думают, что они прекрасно знают свою половину. Такая иллюзия рождается стереотипом, она наводит скуку в семейном общении, и муж и жена охладевают друг к другу. Поэтому:

  • помните, что каждый человек индивидуален, личность изменчива, познавать ее нужно всю жизнь;
  • проявляйте искренний интерес к тем, с кем живете рядом. Иначе в один прекрасный момент обнаружите, что живете с незнакомцем. Древние философы очень тонко подметили, что нельзя дважды войти в одну реку, так и нельзя утверждать, что знаешь даже близкого человека насквозь.

Субъективность восприятия

Восприятие человека человеком носит всегда субъективный характер. Мы замечаем в других людях те качества, которые присущи нам самим. Так, доброжелательный увидит в новом знакомом доброту и отзывчивость, коварный ждет от других подвоха и обман. Мы, как эхо в лесу, на крик отвечаем криком, на добро – добром.

Оценивая других, мы исходим из своей самооценки. Заниженная самооценка является серьезной помехой в общении. Кроме того, такие люди очень мнительны и тревожны, в семье часто беспричинно ревнивы. Завышенная самооценка так же создает порой непреодолимые барьеры в общении.

  • учитесь воспринимать себя адекватно, принимать себя таким, каким ты есть;
  • общаясь, умейте себя подать.

Особенности семейного общения

Отчего происходит непонимание между близкими людьми? Общаясь с ними, мы считаем, что наши помыслы всем ясны и не заботимся о формах и способах общения. В психологии общения особо подчеркивается, что супружеское общение, это — межполовое общение. В нем обязательно будет прослеживаться характер восприятия мужчины и женщины. Как утверждают психологи, женщина любит ушами, а мужчина глазам. Для женщины в любом возрасте важно слышать от мужа, какая она особенная, а мужу видеть, что его жена действительно неповторимая.

Мужчина и женщина по-разному выражают свои чувства и эмоции. Там, где жена даже в шепоте услышит крик, муж не заметит ничего особенного. В семейном общении важна не только форма, но и его содержание. О чем говорят влюбленные? Обо всем. Слушают и слышат они друг друга? Конечно, да! А супруги? О чем говорят они? О семейных проблемах, о воспитании детей, о бытовых мелочах. Но порой обсуждение семейных неурядиц заканчивается конфликтами в семье. И очень часто супруги не слушают и не слышат друг друга. Каждый придает слишком большое значение тому, что говорит сам, не придавая значения словам другого. Возникает обида и непонимание. Как же придти к взаимопониманию?

  • проявлять чуткость и наблюдательность, правильно оценивать состояние окружающих, предвидеть их реакцию на наши слова и действия;
  • слушать, что говоришь сам, и что говорят другие. В трудные минуты жизни человеку достаточно высказаться, чтобы облегчить душу, но только, если он уверен, что его заинтересованно слушают;
  • старайтесь понять своего собеседника, уважать его мнение, каким бы оно ни было;
  • обращайте внимание на свою манеру общения, будьте терпимее и мягче;
  • выражая свое сопереживание, будьте максимально тактичны.

Как преодолеть барьеры семейного общения

Что мешает общению людей? Почему возникают между ними барьеры общения? Как мелочи жизни и бытовые проблемы становятся основным содержанием общения супругов? Так же вам будет интересна информация о психологии семьи, ознакомьтесь с ней обязательно.

Будьте терпимы

Семью создают разные люди со своими привычками, взглядами и умением общаться. Как же им ужиться друг с другом? Как преодолеть несовпадения и сохранить свою уникальность? Для этого необходимы терпимость и снисходительность. Но при отсутствии этого умения семья превращается в место нескончаемых споров и выяснений отношений. Ведь муж и жена постоянно находятся в общение друг с другом. Для общения с соседом или другом достаточно, что у них общие взгляды по интересующим нас вопросам, увлечениям или общим делам, а в семейных отношениях наиболее важными становятся, к сожалению, любые мелочи. В семье начинает преобладать общение в форме недовольного ворчания по любому самому маленькому поводу. Такая форма становится привычкой. И это опасно, так как сварливость разрушает семейные отношения. Вывод: не ворчать! Ведь так много тем интересных для обсуждения.

Учитесь договариваться

Хорошо, конечно, если супруги в начале своего семейного пути сумеют без обид договорятся о том, какие привычки супруга приемлемы, а какие раздражают. Проявите готовность сами изменить себя. Но, к сожалению, мы часто не хотим расставаться со своими привычками из-за своего эгоизма, упрямства или по другим причинам. А в семейной жизни несовместимые привычки могут постепенно превратиться во взаимную неуступчивость, перерасти в постоянные ссоры, а затем и в мелкие конфликты, способные отравить все то хорошее, что было и даже разрушить семейные отношения. Ведь до женитьбы все, что нас отличало, не мешало нам общаться и любить друг друга, а в семейной жизни оно становится серьезным барьером общения супругов.

Опасайтесь мелочей, не делайте поспешных обобщений

Всевозможных мелочей в семейной жизни предостаточно. Но ведь именно из мелочей и складывается не только быт, но и эмоциональная атмосфера семейной жизни. Кроме того, в семье эти мелочи выходят на первый план. А еще мы так любим делать поспешные выводы и обобщения. Из-за того, что жена пересолила суп, а муж разбил новый бокал, оказывается, могут быть крупные разговоры и обвинения в неумение готовить вообще или в неповоротливости. А это мелочи нашей жизни. Нам очень трудно понять другого человека особенно в этих мелочах. Вот где необходимо чувство юмора!

Не стремись перевоспитывать своих близких

Человек всегда стремится изменить окружающую среду, перестроить ее и своих близких людей под себя. Но в общении эта склонность к перевоспитанию близких может стать причиной серьезных семейных конфликтов. Ну кому захочется быть объектом перевоспитания в своей семье? Даже не пытайтесь переделывать своего партнера. Эта затея не увенчается успехом. Любой человек имеет право на свою самобытность. Меняйте, прежде всего, себя и окружающие сами со временем изменятся вокруг вас.

Именно любовь наша, заставляет нас увидеть уникальность и неповторимость любимого человека. А эта индивидуальность состоит из сочетания черт его характера, в том числе и тех, которые кажутся нам отрицательными. Но в семейной жизни начинают выходить на передний план именно те, которые нас не устраивают, а положительные куда-то исчезают, точнее мы перестаем их видеть. Но без них человек перестает быть самим собой, когда утрачивает те свои черты, которые вызвали в нас любовь к нему. Не нужно забывать, что наши пороки являются продолжением наших достоинств.

Принимай супруга таким, каков он есть

Стремления к перевоспитанию супруга (супруги) должны бы настораживать нас: они могут служить первым сигналом временного или окончательного угасания любви, началом разрушения семейных отношений. Потому что настоящая любовь принимает человека таким, каков он есть, со всеми его особенностями. Конечно, недостатки надо изживать, устранять. Но жизнь доказывает, что самым лучшим способом переделки человека оказывается не прямое с помощью резкой критики воздействие на его недостатки. Следует выделять его достоинств, все то хорошего, что есть в нем.

Вывод: не увлекайтесь критикой своих близких, так как любой человек будет защищать свое представление о себе, как о хорошем человеке.

Заповедь Гиппократа: «Не повреди!» – следует помнить и мужу и жене. Зачем решительно сразу браться за перевоспитание? Может отказаться от хирургии души? Может быть, сначала попробовать терапию? В чем же заключается она?

Замечайте все хорошее в ваших близких

И это в общем-то справедливо, потому что в каждом человеке масса положительны черт. Всеми формами общения надо напоминать об этом хорошем людям и особенно близким своим. Даже если это хорошее у них едва заметно, — напоминать постоянно, и они будут становиться лучше. Это элементарная домашняя психотерапия, и надо сказать очень действенная.

Для мужчины это необходимо потому, что он ищет в любви, в семье, в своем доме доверия и убежища. Он приходит домой, чтобы отдохнуть, собраться с силами и «залечить свои раны». Но при постоянной критике ему приходится у себя дома! — обороняться. Сначала, пока он очень любит свою жену, он будет терпеть это, попробует измениться. Но затем, наступит усталость от критики жены, он неизбежно станет проклинать тот день и час, когда принял решение жениться. Его любовь угаснет, он начнет ненавидеть свою жену, отнимающую у него самое важное: спокойствие и веру в себя. Так по вине слишком упрямых, настойчивых и усердных женщин в семье возникает непреодолимая пропасть в общении супругов.

Вывод: не увлекайтесь критикой своих близких, так как любой человек будет защищать свое представление о себе, как о хорошем человеке.

Но и с комплиментами, надо знать меру и хоть изредка подкреплять их практическими действиями. Если муж будет, например, спокойно наблюдать, как жена на своих плечах тянет семейный быт и постоянно говорить ей, что ему так повезло в жизни, что она самая-самая прекрасная на земле, однажды жена может воспринять это как издевательство.

Мудрые люди говорят, что любящая женщина всегда в той или иной мере является отражением любимого мужчины. Мы всегда проявляем те стороны, которые хотят видеть от нас. То же самое можно сказать и о мужчинах.

Психология общения придает особое значение умению любить, умению уважительно относиться друг к другу и уделять своим родным и просто нас окружающим людям чуткое внимание, стремлению понять другого человека, чтобы мелочи никогда не перечеркивали главного — не только на работе, но и дома, в семье.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *