Психология воспитания детей 10-13 лет

Надежда Сулейманова

В возрасте 10 — 11 лет в организме ребёнка начинаются существенные физиологические и психологические изменения, которые необходимо учитывать при общении с ребёнком и родителям и учителям.
Бурная работа желез внутренней секреции вызывает процессы полового созревания, что сказывается на работе всего организма.
Рост костей и кровеносных сосудов не всегда соответствует росту сердечных мышц, поэтому в этом возрасте медики часто фиксируют шумы в сердце ребёнка. Гормональная перестройка организма влияет на снижение памяти, интеллектуальных способностей ребёнка. Работа желез внутренней секреции повышает возбудимость нервной системы: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Взрослые фиксируют повышенную раздражительность, вспыльчивость, чрезмерную обидчивость, резкость в проявлении эмоций у детей этого возраста.
Резко усиливается негативные эмоциональные проявления в домашнем поведении детей 10-12 лет, особенно 11 лет. На 11 год жизни приходится пик эмоциональной нестабильности. Поведение, похоже, распадается на куски. По отношению к родителям, особенно к матери, ребёнок ведёт себя грубо и вызывающе. В выражении эмоций одиннадцатилетние впадают в крайности. Тревоги и страхи у этих с виду наглых мальчиков и девочек довольно сильны и могут стать источником внутреннего чувства несчастливости.

Вне семьи, особенно в семьях своих друзей, эти дети могут выглядеть совсем иначе -дружелюбными, благовоспитанными и жизнерадостными. В школе отмечается наибольшая неровность в усердии и успешности, самый низкий уровень внимательности, чрезвычайная непоседливость, отвлекаемость, забывчивость, взрывчатость и уход в фантазии, «сны наяву». Не случайно учителя, работающие с этой возрастной группой, зачастую чувствуют себя укротителями или служителями зверинца.

Ребёнок в этом возрасте испытывает тщательно скрываемую от взрослых, но очень сильную потребность в одобрении и поддержке. В этом возрасте психологи отмечают наиболее низкую самооценку детей, нередкое неприятие самих себя, низкая ценность самих себя для себя.

Если в начальной школе ведущей для ребёнка деятельностью было учение, и всё, что касалось школьных дел было в центре интересов ребёнка, то теперь ситуация постепенно меняется. До этого возраста ребёнок связывал оценку себя со своей учёбой. Хорошо учится — значит хороший. Одноклассники также оценивали его по успехам в учении.

Теперь всё будет зависеть не от того, как он учится, а от того, какими способами сумеет утвердиться среди сверстников. Ребёнок начинает борьбу за свой личностный статус в классе, во дворе. Ведущей деятельностью становится общение. Поэтому, после уроков у него находятся какие-то дела с друзьями, вечером его не загнать домой. Он кому-то звонит, куда-то пропадает и не считает нужным ставить в известность родителей о своих делах. «Как дела в школе» — «Хорошо», «Ты куда уходишь?» — «Мама, отстань, я с ребятами».

Ребенок начинает проверять границы дозволенного. И порой эти границы расширяются до статей уголовного кодекса. Поэтому, "отстань, мама", должно родителями анализироваться. И не стоит успокаиваться, что Ваш сын или дочь дружит с "хорошими" ребятами, которые плохому не научат.

Дело в том, что на ребят, которые хорошо себя ведут и прилежно учатся, рано усвоив науку конформизма, взрослые быстро перестаю обращать внимание. А что у него в душе? Какие ценности он выбирает, какие убеждения присваивает? Под влиянием каких эмоциональных переживаний ценности культуры становятся фактами сознания? Все это скрыто от взгляда взрослых. Поэтому, они искренне недоумевают, как это благополучные девочки из хороших семей зверски избили свою одноклассницу?

Те ребята, которые хорошо учатся «заучки», уже не пользуются уважением сверстников. Идёт перераспределение ролей: «лидер», «не то, ни сё», «козёл отпущения». Каждый должен самоутвердиться заново.

Основным психологическим противоречием этого возраста является одновременное стремление быть как все, иметь то, что есть у других, носить то, что носят ровесники, и потребность выделиться, быть замеченным, признанным. Мнение других ребят о нём является мотивом для работы над собой. Всё это сопровождается ещё не сформированным чувством вкуса и меры. Мальчики утверждают себя за счёт дружбы со старшими по возрасту ребятами, жаргона, курения, вызывающего внешнего вида, грубости или паясничества, дурашества, услужливости более сильному.

Сложности воспитания подростков

Повышенная требовательность нормативного поведения может привести к инцидентам. Взрослый — уже не авторитет. Поступки взрослого анализируются с точки зрения морали референтной (значимой) для ребёнка группы. Из всех ценностей, ранее навязываемых ребёнку взрослым, он теперь начинает выбирать свои собственные. И эти, собственные, пусть пока ещё размытые ценности, ребёнок начинает отстаивать. Он пререкается со взрослыми, возражает родителям, может затеять бессмысленный, с точки зрения взрослого, спор. Дети этого возраста не особенно склонны к сотрудничеству со взрослыми.

Среднее звено школы встречает ребёнка многообразием требований, оценок, ярлыков. То, за что хвалит один учитель, может порицать другой. Да и вообще, мнение учителей и родителей постепенно уходят на задний план. Ребенок вступает на «ничейную землю" (термин Г. Цукерман)  в возрастной психологии.

Период самоутверждения проходит у всех по-разному. Упрямство, настаивание на своём, пусть даже ошибочном мнении, совершение поступков, прямо противоположных требованиям взрослого — всё это имеет один смысл: ощутить собственное существование, испытать собственную независимость, познать свои возможности, их силу и пределы, утвердить своё жизненное авторство — субъективность. Из многообразия моральных требований и норм общества подросток выбирает те, которые впоследствии станут основой его личности — системой личностных смыслов.

Следует учитывать подготовленность сознания современных детей просмотром телесериалов и чтением любовных романов к возможности переживания сильных чувств по отношению к противоположному полу. В то же время, полярное расслоение интересов наблюдается у девочек сильнее, чем у мальчиков. Среди детей этого возраста невооружённым взглядом можно увидеть девочек, ещё ощущающих себя детьми, и девочек — девушек, чьи интересы уже давно вне сферы учебной деятельности. Разница между физическим и психологическим возрастом огромна. В 5-6 классе разрыв в психофизическом возрасте между девочками с ранним половым развитием и мальчиками с поздним развитием нередко достигает 6 лет. Образ ровесников, как равных, оказывается несостоятельным. Девочки ищут общения с более старшими мальчиками.

Человек в этом возрасте активно экспериментирует с самим собой. Он проверяет собственные способности в разных сферах: в общении, в любой деятельности. Проверяет свою храбрость, привлекательность, силу воли. Это бурное и весьма рискованное экспериментирование. Ребёнок поглощён постоянной оценкой самого себя. Он впервые начинает задумываться над тем, какие качества его характера помогают или мешают ему в жизни, старается исправлять себя, не имея порой для этого необходимых знаний и умений.

Его начинает интересовать психология. Личностные структуры ребёнка кристаллизуются, и многое социальные и личностные характеристики дают основания для надёжных прогнозов на 4 — 6 лет вперёд.

Задачами развития личности в этот период является успешная социализация в среде сверстников, ощущение себя полноправным членом референтной группы.
Успешным можно считать то воспитание, которое даст ребёнку средства этой социализации, поможет выделить эффективные для общения стороны растущей личности и поможет скорректировать недостатки, ведущие к межличностным противоречиям.

 В противном случае, неудачное самоутверждение ребёнка спровоцирует развитие одного из следующих типов характера:
•   жестокий, сильный, агрессивный (утверждался жестокостью в ответ на жестокость: «все люди — гады!»;
•   жестокий,   сильный,   циничный   (   утверждался   на   бессердечном   использовании человеческих слабостей: «люди — мусор», «на дураках воду возят»);
•   слабый, лицемерный, подлый (утверждался за счёт подлости, лживости, лицемерия, интриг: линия поведения строится в зависимости от обстоятельств и характера партнёра, сильному уступает сразу, со слабым нагл и жесток);
•   слабый,   потерявший достоинство  («шестёрка»).   Вынужден  искать  покровителя  и приспосабливаться под него. Способен на любое преступление, лишь бы не вызвать гнев «хозяина». Утрачены представления о нравственном и безнравственном.

В этом возрасте поведение ребёнка определяется двумя ведущими потребностями:
1. Потребность в общении, которая проявляется в неделовом общении на уроках, дети долго не расходятся после школы, пишут друг другу записки, ведут дневники друзей, заполняют всевозможные анкеты.
2.  Потребность в самоутверждении, которая проявляется в выборе одежды, украшений, причёски, наличии поклонников у девочек, видеотехники, компьютера, престижных игр у мальчиков.

Поэтому родителям очень важно суметь в этом возрасте перестроить свои отношения от отношений авторитета — послушания, к отношениям партнерства с ребёнком. Иначе семью ждут бои и нарастание враждебности. Со стороны взрослых нужна чуткость и предупредительность в своих действиях.

Наиболее благополучно будут чувствовать себя дети этого возраста в тех семьях, где ребёнок избавлен от удушающей родительской любви, в отношениях между родственниками присутствует тепло и понимание в сочетании с ясными, совместно вырабатываемыми правилами поведения и достаточно строгим, но не догматичным контролем за их выполнением. Родители могут оставить за собой право контролировать выбор образования и внешкольных занятий ребёнка, но пусть сверстники определяют стиль одежды и отдыха, эстетические пристрастия. Наибольшую зависимость от сверстниковой компании обнаруживают те ребята, чьи родители либо излишне авторитарны, либо слишком снисходительны.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:
Если вы хотите остаться друзьями с вашими детьми, не потерять их доверие в этот непростой период их жизни, выполняйте следующие заповеди семейного воспитания:
1. Любовь долготерпива. Как часто мы говорим: «Сколько же можно терпеть дурной характер моего ребёнка?» Ответ: «Беспредельно».
2. Приходите на помощь детям в трудных для них жизненных ситуациях. Но помогая, не ругайте обидчиков, а помогите ребёнку разобраться, почему он оказался в такой ситуации.
3.  Не завидуйте тем родителям, у кого дети, на ваш взгляд, лучше, чем ваш ребёнок. Зависть рождает агрессию по отношению к вашему ребёнку. Бог подарил вам такого ребёнка, принимаете этот дар с благодарностью.
4.  Не укоряйте ребёнка тем, что вы очень много для него делаете. Это оскорбляет. Часто на ваши напоминаниях о своих вложениях в ребёнка дети отвечают: «А кто тебя просил?»
5. Не лишайте ребёнка свободы выбора. Пусть сам решает, что носить и с кем дружить. Все запреты объясняйте, мотивируйте ребёнка думать не только о своих желаниях, но и о ваших.
6. Не ставьте себя выше своих детей. Избегайте в общении с ребёнком высокомерия и чванства.!
7. У ребёнка есть не только обязанности, но и права. Он иметь право не слышать оскорблений и унижений со стороны родителей, имеет право выражать свое мнение и быть услышанным.
8. Не раздражайтесь. Не снимайте своё раздражение на ребёнке. Когда мы выходим из себя, то теряем контроль над собой и теряем всё. Раздражительность — самый страшный враг семейного воспитания.
9. Умейте прощать и забывать. Не стоит корить ребёнка за те ошибки, которые он совершает. Развитие — драма, и наша задача не усугублять эту драму, а помочь пережить с наименьшими травмами для психики.

И помните притчу о безусловной любви:
Мать качает младенца в колыбели и поёт: «Я люблю тебя, мой малыш». Через несколько лет ребёнок шалит и капризничает, а мать повторяет: «Я люблю тебя, мой малыш». Сын вырос, выкрасил волосы в оранжевый цвет, начал курить, а мать по-прежнему ему твердит: «Я люблю тебя, сынок». И вот взрослый сын у постели умирающей матери, обливаясь слезами, шепчет: «Я люблю тебя мама. Только ты умела любить меня любым и всегда понимала. Как я буду жить без тебя, мама?»

© Copyright: Надежда Сулейманова, 2013
Свидетельство о публикации №213010501093

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Надежда Сулейманова

Рецензии

Написать рецензию

И вот взрослый сын у постели умирающей матери…." -слишком слащаво. Как дешевый торт из маргарина и сахара, изжога и отрыжка. Пошлякэтот самый взрослый сын.

Стасик Хруст   27.07.2015 22:40   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Надежда Сулейманова

«Психологические проблемы современной молодежи»

27 ноября на факультете психологии прошла научно-практическая конференция «Психологические проблемы современной молодежи», на которой обсуждались социально-психологические проблемы молодежи, особенности экономического поведения и трудовые стереотипы молодежи, психологические проблемы молодых семей, поведенческие аддикции и девиации в молодежной среде. В работе конференции приняли участие психологи, педагоги, математики, генетики; были представлены доклады практических психологов, преподавателей, аспирантов и студентов.

В докладах рассматривались особенности социально-экономического положения молодежи (Нафанаилова М.С.), представления о здоровье у молодежи (Васильева Н.Ю.), вопросы формирования психологической и гражданской культуры молодежи (Платонова З.Н., Ковальска В.Н.), смысло-жизненные ориентации молодежи (Давыдова В.Я., Левина М.А., Бородина О.Н.), особенности потребительской идентичности молодежи (Сидорова Т.Н.), эмоциональное состояние трудовой молодежи в условиях финансово-экономического кризиса (Бугаева М.Д.), идеалы профессиональной карьеры и профессиональное Я студентов (Кардашевская А.Н., Федорова С.В.).

Было отмечено, что для молодёжи, как особой социальной группы, характерны такие проблемы как социальное расслоение, ухудшение состояния здоровья, неспособность решать сложные жизненные ситуации. Среди молодежи растет безработица, отмечается падение социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий, снижение активности и самостоятельности молодых людей в поиске работы, перекладывание ответственности на родителей и родственников. Подчеркивалось, что приоритет в трудовой мотивации молодежи отдается не содержательному труду, а труду, направленному на получение материальной выгоды (зарплаты).

В ряде докладов обсуждались психологические проблемы молодых семей, роль генетических факторов при планировании семьи (Гуринова Е.Е.), гендерная социализация молодежи в современных условиях (Иванов А.В. Окошкина Р.Н.), особенности этнической идентичности детей из русско-якутских семей (Ким К.В.).

В выступлениях участников отмечалось, что в молодежной среде растут правонарушения, аддикции. Говорилось о мотивационной сфере подростков с отклоняющимся поведением (Алексеева П.С., Федорова Э.Л.), о психологических особенностях студентов, прибегающих ко лжи (Егорова В.Н., Оготоева У.С.), о профилактике наркомании среди молодежи (Егорова Т.П., Старостина М.В.) .

Также были обсуждены особенности организации психологической службы для молодежи, типичные запросы молодых клиентов, опыт индивидуальной психологической работы в ситуации повышенного риска (Дыдаева Л.А., Попова О.И., Андреева И.И., Дьячкова Ю.Е.,). Особый интерес участников вызвал доклад о современных взглядах естественных наук на природу психического (Лазарев Н.П.).

В качестве рекомендаций было предложено усилить пропаганду здорового образа жизни и профилактику поведенческих аддикций, повысить ответственность молодых людей при планировании семьи, способствовать формированию позитивных жизненных и гражданских ориентиров, ценности труда. Разрабатывать молодежные проекты, направленные на решение важных социальных проблем молодежи.

Егорова А.И. к.пс.н., зав.каф. социальной и этнической психологии

Похожие документы:

  1. Проблемы современной Армии рф, которые необходимо решать

    Документ

    Проблемысовременной Армии РФ, которые необходимо решать Проблемы, связанные с имиджем различных социальных институтов и … национальной безопасности формирование моральной и психологической готовности молодежи к защите Отечества, привитие качеств …

  2. Вопросы к государственному экзамену для студентов специальности «Организация работы с молодежью»

    Документ

    … среди молодежи. Социальная поддержка безработной молодежи. Социальные проблемысовременного профессионального … Психологическиепроблемысовременной семьи . — Екатеринбург: У-Фактория, 2007.- 496 с.

    Воспитание девочки подростка

    Педагогическое обеспечение работы с молодежью

  3. Психологические факторы и коррекция отклоняющегося поведения подростков

    Реферат

    … происходило в компании гедонистически настроенной молодежи. Потребление наркотиков в молодежной среде … проблемы социально – психологического исследования. – М.: Педагогика, 1995. – 216 с. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная

  4. Актуальные проблемы психологии в образовании

    Документ

    … // Проблемы физкультурного образования детей и учащейся молодежи: Мат … современного руководителя………………….….. 188 РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕПРОБЛЕМЫСОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ……………………………………………. 196 Бродниковская О.М., Каримова Н.Д. Психологическиепроблемы

  5. Книга адресована студентам-психологам, философам, социологам и всем тем, кто интересуется проблемами современной психологии

    Документ

    … , что философские проблемы являются «истинными ферментами развития главнейших современныхпсихологических теорий»^ Он писал … друзьями. Цель большей части бесед молодежи и людей среднего возраста со стариками …

Другие похожие документы..

Выпрямление волос кератиновое – самый известный и действенный метод, позволяющий качественно и сравнительно на долгое время выпрямить свои непослушные локоны, данные природой, а также избавиться от неприятных последствий химической завивки, если таковая была.

При выборе школы танца в первую очередь нужно обращать внимание на ее месторасположение. Это связано с тем, что эффективность занятий во многом определяется регулярным и систематичным посещением.

Всем без исключения хочется быть в центре внимания.

Переходной возраст у девочек: как вести себя с подростком, зная его особенности и проблемы

Даже если человек говорит, что ему комфортно, когда его не замечают, он все равно кривит душей. В подростковом возрасте это может стать проблемой. Как же стать общительной?

У каждого из нас в жизни бывает такой момент, когда мы встречаем кого-то и сердце бьется как сумасшедшее, руки дрожат, щеки становятся как два помидора, а в голове постоянно крутится мысль: — Он таааакой!

Француженки говорят: иногда для того, чтобы поднять себе настроение достаточно лишь…вымыть голову. Для того чтобы иметь завидную шевелюру совсем не нужно тратить сотни долларов и много сил, достаточно просто знать, как правильно ухаживать за волосами.

Затрудненное дыхание, томительное ожидание, дрожь по всему телу — это именно то, что по твоему мнению, должен вызывать настоящий поцелуй. Хочется, чтоб все было как в кино, как в сказке и еще где-нибудь, где все всегда проходит идеально.

Собираясь на первое свидание, мучаешься ужасно! Родители достают своими вопросами, подружкам все интересно и они все время на телефоне и любимая блузка в стирке. А сама переживаешь: " А вдруг свидание не получится? Вдруг я что-то сделаю не так?".

Румяна популярны среди девушек и женщин любого возраста. Они оживляют, моделируют лицо, уравновешивают макияж. Это средство скроет бледность вашей кожи, освежит лицо и придаст румянец. Вы будете выглядеть естественно.

Прежде чем разобраться, как наносить тональный крем, давайте поговорим о его видах. Тональный крем выполняет такие функции по уходу за кожей: маскирует изъяны, является основой под макияж. Выделяют 5 видов тональных кремов.

 Цель: установление контакта, мотивация на дальнейшую работу

Установить контакт, помочь вербализовать свои чувства («Да, ты имеешь право злиться, раздражаться, протестовать против…. Несправедливого

отношения, но нужно это делать в социально приемлемой форме, не причиняя вред другим» )

Выявить мотивы «плохого» поведения («Чего ты хочешь добиться таким поведением?Тебе кажется, что таким способом можно что – то изменить?

и др.)

Показать ребёнку позитивные и негативные стороны его проблемного поведения (по типу упр. «Моя проблема», что я получаю в результате такого поведения и что я теряю (проигрываю).

Выяснить, кто может оказать поддержку, помощь, чтобы справиться с данной проблемой

Проанализировать жизненные ситуации до возникновения проблемы, момент появления, что привело к такому поведению (какое – то событие, случай, конфликт с кем – либои т.д.)

Осознание последствий «плохого» поведения (с какими трудностями ты сталкиваешься ?, Какие чувства возникают в связи с этим?

Поведение девочки 13 лет

Хочется ли тебе что – то изменить?)

Оказание помощи в осознании собственных личностных ресурсов («Какие твои качества, жизненные навыки и т. п. помогают тебе справиться с трудностями, а какие мешают?Что ты сам можешь сделать для изменения ситуации?)

Выявление проблемы поддержки (Кто или что может изменить эту ситуацию? К кому ты можешь обратиться за помощью и т. п.).

Выработка ближайшего плана действий (Пытался ли сам (а) что изменить? Что та сам (а) делал конкретно? Что бы ты посоветовал (а) своему другу с подобной проблемой? С чего можно начать?)

Выработка тактики поведения при возникновении актуальных проблем

Мотивация на дальнейшую работу (индивидуальную или групповую).

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *