Особый род молитвы. Её чтение происходит круглосуточно, без перерывов. Поэтому этот чин и называется неусыпаемым, так как не прекращается ни днем и ночью. Монахи сменяют друг друга после определенного количества времени. Чтение Неусыпаемой Псалтири протекает в тишине, благоговейной настроенности и умиряет душу.

После чтения каждой части кафизмы, называемой «Слава» (в каждой кафизме по три «Славы»), произносятся установленные молитвы, в зависимости от читаемого помянника — О Здравии или О Упокоении. Такие поминовения призваны к тому, чтобы молитва о человеке возносилась постоянно. Таким образом, человека будут поминать не 1 раз в день, а на каждой кафизме (в Псалтири 20 кафизм).

Такой молитвой молятся только в монастырях.
Молитва за живых и умерших при чтении неусыпаемой Псалтири, имеет невиданную силу, которая и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада.

Монахи имеют особую благодать вымаливать мирян. Монахи живут молитвой, они приняли ангельский образ. И у настоящих монахов — молитва земных ангелов. Но если монахи слабее, всё равно молитва имеет великую силу и молитва доходит.

Псалтирь — молитва сильнейшей силы. Преподобный Амвросий Оптинский: «На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень. И молитва всегда сильнее псаломскими словами, нежели собственными нашими». Старец Иероним Санаксарский говорил, что где читают Неусыпаемую Псалтирь — это как огненный столп до неба.

Особенность Псалтирной молитвы заключается в том, что когда на этой молитве молятся за какого-то человека, это очень сильно ограждает его от лукавых демонов, помогает в борьбе со страстями. Как говорит прп. Парфений Киевский, Псалтирь укрощает страсти.
Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу.

Многие угодники Божии, как ветхозаветные, так и новозаветные, спасались и входили в Царствие Небесное именно посредством Псалтири.

ЧТО ТАКОЕ НЕУСЫПАЕМАЯ ПСАЛТИРЬ?

Неусыпаемая Псалтирь (Неусыпающая Псалтирь) — особая церковная молитва, непрерывно совершающаяся в монастырях. Состоит эта молитва из чтения древнейшей богослужебной книги Псалтири с поминовением живых и усопших православных христиан.

Неусыпаемой (или, что равнозначно, Неусыпающей) Псалтирь называется потому, что псалмы читаются круглые сутки. Обычно в этом принимают участие почти все монахи обители, сменяя друг друга по очереди.

В рассказе «Схиигумен Мелхиседек» из популярного сборника «Несвятые святые» архимандрит (ныне епископ Егорьевский) Тихон (Шевкунов) вспоминает, как он два года «ежедневно после своих послушаний читал Неусыпаемую Псалтирь». «Это такая особая традиция, когда в монастыре не прекращают молитву ни днем ни ночью, попеременно читая Псалтирь, а потом, по особым помянникам поминают множество людей о здравии и о упокоении», — поясняет владыка.

НЕУСЫПАЕМАЯ ПСАЛТИРЬ — ЭТО СОВРЕМЕННАЯ МОНАСТЫРСКАЯ ПРАКТИКА ИЛИ ДРЕВНЯЯ ТРАДИЦИЯ?

Чтение Неусыпаемой Псалтири — старинная монашеская традиция, истоки которой можно найти полторы тысячи лет назад. Предание Православной Церкви сохранило не только имя, но и житие родоначальника чтения Неусыпаемой Псалтири. Мужской монастырь с первым в мире Чином Неусыпающих, т.е. беспрерывно совершаемым псалмопением, был основан святым подвижником по имени Александр.

Преподобный Александр жил на рубеже 4-5 веков по Рождестве Христовом, в то время, когда гонения на христиан прекратились и многочисленные египетские, палестинские и сирийские аскеты искали новые формы молитвы. Первый монастырь святого Александра располагался на берегу реки Евфрат, а затем он создал Обитель Неусыпающих в Константинополе. Из столицы Византийской империи чин круглосуточного чтения Псалтири распространился по окрестным православным землям.

На Руси эта духовная практика появилась в середине 11 века благодаря преподобному Феодосию Печерскому, перенявшему для Киево-Печерского монастыря устав монашеского общежития Студийской обители. Господь благословил это великое духовное начинание и на наших землях. Уже тысячу лет в русских православных монастырях можно подать записки о здравии и упокоении для поминания на Неусыпаемой Псалтири.

Заказ поминовений, в том числе на Неусыпаемую Псалтирь, можно сделать, лично приехав на богослужение в Свято-Никольский мужской монастырь, а также на официальном сайте обители https://bolshekulachie.ru/zakaz/

Подавая поминания на Неусыпаемую Псалтирь, вы приобщаетесь к проверенной веками молитвенной практике, почти столь же древней, как само монашество.

КАК ПОМОЖЕТ МНЕ И МОИМ БЛИЗКИМ ЧТЕНИЕ НЕУСЫПАЕМОЙ ПСАЛТИРИ?

Чтение Неусыпаемой Псалтири присоединяет нас к неумолкающему ангельскому хору, славословящему Бога вместе со святыми. Сила этой непрерывной монастырской молитвы подтверждается опытом прошлых столетий и наших современников.

Схиигумен Савва (Остапенко), отошедший ко Господу в 1980 году, как говорится в его жизнеописании, еще в миру до монашества «никогда не прекращал чтение Псалтири, а впоследствии стал возглавлять чтение Неусыпаемой Псалтири в Псково-Печерской обители и далеко за ее пределами». В своем завещании духовным чадам чтимый старец пи-сал: «По особому откровению Господа и Божией Матери чтение Неусыпаемой Псалтири оставлять не надо. Господь вознаградит за сие благочестивое делание всех усердствующих и взыщет с ленивых и нерадивых». И еще: «Прошу и молю вас, возлюбленные, не оставляйте свой час чтения Неусыпаемой Псалтири и прилежнее молитесь друг за друга, за сродников, за всех знаемых и за весь мир, за всех усопших, жаждущих наших молитв, ибо это есть великая помощь для душ их».

Уже упоминавшийся выше владыка Тихон (Шевкунов) так вспоминает об одном из подвижников Псково-Печерского монастыря, архимандрите Антипе: «По ночам батюшка принимался за самое заветное свое дело — молитву (более всего он любил читать Псалтирь и акафисты) и нескончаемое поминовение синодиков — живых и умерших. Он говорил нам, молодым послушникам, насколько важно церковное поминовение: «Только бы умереть так, чтобы тебя поминали в Церкви! Молитва за живых и умерших и на литургии и на кафизмах, когда читают Неусыпаемую Псалтирь, имеет невиданную силу, которая и демонов сокрушает, и сердца умягчает, и умилостивляет Господа так, что и грешников возводит из ада».
Отец Антипа был начальником Неусыпаемой Псалтири. Если случалось, что кто-то по болезни или по послушанию пропустит урочный час чтения Псалтири (а молитва не прекращалась ни на час), то отец Антипа сам читал Псалтирь и поминал по синодикам вместо отсутствующего монаха. Да и у самого у него ночью было, кажется, четыре часа чтения Псалтири».

ЗАЧЕМ ПОДАВАТЬ ЗАПИСКИ В МОНАСТЫРЬ, ЕСЛИ МОЯ СЕМЬЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО МОЖЕТ ЧИТАТЬ НЕУСЫПАЕМУЮ ПСАЛТИРЬ?

Исторический опыт Православной Церкви однозначно свидетельствует, что чтение Неусыпаемой Псалтири должно осуществляется только в монастырях. Именно монахи добровольно берут на себя тяжелый крест молитвы о всем мире. При пострижении они навсегда отрекаются от этого мира, чтобы каждый день и час предстоять за него в молитве.

Ваша духовная обязанность, молитвенный труд вашей семьи — не оставлять ежедневного утреннего и вечернего правила.

ХОЧУ ПОДАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ НА НЕУСЫПАЕМУЮ ПСАЛТИРЬ И ЕЩЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ЧИТАТЬ ПСАЛМЫ ДОМА. КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?

Неусыпаемая Псалтирь в монастыре, дополняемая личной молитвой (церковной и домашней), — неустанный стук в двери Царства Небесного. Наш Господь Иисус Христос сказал: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лк. 11:9,10).

Многие православные христиане сами или с домочадцами молитвенно прочитывают каждый день по одной кафизме. Псалтирь состоит из 150 псалмов, разделенных в церковном употреблении на двадцать частей — кафизм (это слово переводится с греческого языка как «сидение», поскольку во время чтения псалмов дозволяется сидеть) или по-русски седальнов приблизительно одинаковой длины.

В свою очередь каждая кафизма делится на три части, обычно называемые «Славы» или «статии» (от греческого «глава, подраздел»). Слово «Слава» указывает на то, что по про-чтению этого отрывка произносится славословие «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь» и т.д. (см. главу «Порядок келейного чтения Псалтири» в вашем молитвослове). Можно поминать и живых, и усопших после каждой «Славы», можно читать первую «Славу» о здравии, вторую за упокой, а третью как обычно, либо по прочтении первой и второй «Славы» помолиться о живых, а после третьей помянуть покойных православных христиан.

Конечно, домашняя молитва — область личной свободы, однако лучше, если вы попроси-те благословение священника на чтение Псалтири, чтобы эта святая молитва стала невидимым щитом, ограждающим вашу семью от всякого зла.

КАК ПРОИСХОДИТ ЧТЕНИЕ НЕУСЫПАЕМОЙ ПСАЛТИРИ В МОНАСТЫРЕ?

После благословения священноначалия в монастыре может начаться чтение Неуспыпаемой Псалтири. В зависимости от численности братии монастыря его игумен (настоятель) устанавливает очередность чтения Неуспыпаемой Псалтири. Каждый монах знает свой график, включающий как дневные, так и ночные часы.

Читают Неуспыпаемую Псалтирь либо в церкви, либо в предназначенной для этого молитвенной келье недалеко от храма. Там рядом с Псалтирью лежат особые журналы, в которых записаны имена всех здравствующих и почивших православных христиан, о которых просили молиться, заказав Неусыпаемую Псалтирь. После каждой «Славы» монах раскрывает эти журналы и перечисляет упомянутых там людей. Стоит оговорить, что по-давать на Неуспыпаемую Псалтирь, как и любую церковную требу, можно записки с именами тех, кто был крещен в Православной Церкви и, если речь идет о молитве за упокой, не покончил жизнь самоубийством.

В Свято-Никольском мужском монастыре вы можете заказать Неусыпаемую Псалтирь на сорок дней или год. Сделать это можно в интернете на странице https://bolshekulachie.ru/zakaz/

МОИХ СРОДНИКОВ ПОМИНАЮТ, ЧИТАЯ НЕУСЫПАЕМУЮ ПСАЛТИРЬ, МОГУ ЛИ Я НАПИСАТЬ ИХ ИМЕНА, ПОДАВАЯ ЗАПИСКИ НА ПРОСКОМИДИЮ?

Конечно. Подробнее о поминовении на Божественной литургии вы можете узнать в статье о проскомидии.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

В многотомном труде «Жития святых», составленном святителем Димитрием Ростовским, есть поучительный рассказ о первой Обители Неусыпающих преподобного Александра:

«В этой киновии впервые учрежден был новый, нигде прежде не бывший, чин неусыпающих. Преподобный Александр сначала установил, чтобы братия ходили в церковь на славословие Божие по семи раз в сутки, по слову пророка, который говорил: Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей (Пс 118:164).

Потом, обратив внимание на другие слова того же пророка: Блажен муж, который в за-коне господа размышляет день и ночь (Пс 1:1-2), преподобный размышлял, возможно ли на самом деле исполнить человеку пророческое слово, чтобы и днем и ночью неусыпно поучаться в законе Божия славословия.

Если бы, говорил он себе, это не было возможно, то Святой Дух не изрек бы сего пророческими устами. И пожелал он учредить в своей киновии такой чин, чтобы в церкви и днем и ночью было непрестанное и неусыпное псалмопение.

Если, говорил он, не возможно это по немощи плоти в келии одному человеку, то возможно совершать это в церкви многим, сменяясь по часам. Так он размышлял с собою, но не решался начать такое дело без извещения от Бога.

И вспомнив слово Христово: Просите, и дано будет вам, стучите, и отворят вам (Мф 7:7), начал усердно молить Господа, да явит ему Свое откровение, угодно ли Ему его намерение и будет ли Ему приятен такой чин, чтобы как всегда ангелы на небесах, так и люди на земле, пребывающие в его киновии в иноческом ангельском чине, в церкви, которая есть земное небо, днем и ночью псалмопением прославляли Бога. О сем преподобный три года, во все ночи, молился, удручая себя многократным пощением.

Наконец Господь въяве предстал ему и сказал: «Начни желаемое тобою – оно приятно Мне». И поведал преподобный о явлении Господа некоторым духовнейшим из своей братии, но и им объявил не от своего имени, уподобляясь в этом случае святому апостолу Павлу, который о себе говорил: Знаю человека, который восхищен был до третьего неба (2 Кор 12:2).

После сего преподобный и приступил к учреждению желаемого и благословенного Богом чина. Он, по числу часов дня и ночи, разделил братию на двадцать четыре череды, чтобы всякий зная час своей череды, являлся к этому времени на место пения. Для пения назначены были Давидовы псалмы; петь их положено было по стихам, на два лика, без поспешности, кроме того времени, в которое совершались обычные церковные службы. На время совершения сих служб прерываем был новоучрежденный чин псалмопения.

Таким образом, в церкви киновии и днем и ночью непрестанно славословили Бога, от чего и сама эта киновия стала именоваться обителью неусыпающих.

Установил преподобный при псалмопении и число поклонов на всякий день, по числу тех прощений, какими Господь повелевает прощать согрешившего – семьдесят крат седмерицею, что и составляло четыреста и девяносто. Кроме сего, он учредил, чтобы по окончании каждой церковной и монастырской службы и после всякого дела произносили: Слава в вышних Богу и на земли мир, человецех благоволение».

Шрифт

Псалтирь – священная книга, содержащая в себе собрание священных песней Ветхозаветной Церкви. Содержание Псалтири разнообразно – в ней есть и учение веры, и учение нравственности, и пророчества о Христе и Церкви Новозаветной, и повествования о чудесах Ветхого Завета, и полные священного восторга изображения силы Божией, являющейся в творении мира, в промышлении о нем и особенно в промышлении о тех, которые знают и чтут Бога. Сам Давид, творец псалмов, отмечает, что «благолепны псалмы Израилевы», и объясняет причины этого благолепия: Дух Господень глагола во мне, и слово Его на языце моем (2 Цар. 23, 2). Это внутреннее высокое достоинство псалмов было причиною того, что с начала христианства Псалтирь вошла в употребление между верными. Святые отцы, и особенно пустынножители, почти все время свое проводили в пении псалмов, не прерывая его и во время своих телесных занятий. Таким образом, Псалтирь вошла в обширное употребление в Церкви христианской и, оставаясь книгою богодухновенною, сделалась в то же время и книгою богослужебною.

Для домашнего, или келейного, употребления Псалтирь издается с разделением на кафизмы, при этом после каждой кафизмы полагаются умилительные тропари и молитвы. Чтение Псалтири отцы Церкви считают занятием в высшей степени душеполезным и богоугодным.

Царь и пророк Давид изрекает в псалмах пророчества, увещания и законоположения и предлагает то нравственное, то догматическое учение, иногда оплакивает бедствия иудеев, а иногда пророчественно воспевает спасение язычников, во многих местах предсказывает страдание и воскресение Владыки Христа. Имеется несколько толкований псалмов Псалтири святыми отцами Церкви, а также советы и наставления святых отцов относительно чтения псалмов Псалтири.

Православное богослужение и келейная молитва христиан основана именно на чтении Псалтири. Давайте подробнее рассмотрим основные правила, мудро предусмотренные Церковью в этом делании.

Богослужебный устав чтения Псалтири оговорен в 17 главе Типикона. Вообще православное богослужение в основе своей состоит из Псалтири. Псалмы являются ядром, основанием службы. Из суточного богослужебного круга нет ни одного богослужения, в котором не используются псалмы, практически во всех последованиях Требника используются тексты из Псалтири.

Наряду с чтением кафизм на Вечерне, Утрене и Великопостных Часах в богослужениях используются отдельно псалмы (например Часы в основе своей имеют три псалма) и стихи из них (прокимны, запевы к стихирам).

За неделю в храмах Псалтирь обязательно прочитывается 1 раз полностью, в период Великого Поста давжды в неделю.

Для мирян Псалтирь стала незаменимой книгой в домашней молитве. Здесь нет особых указаний, как следовало бы читать Псалтирь дома, но общие правила схожи с богослужебными. Псалтирь читают с молитвами о здравии, о упокоении усопших, особо в периоды постов.

Для удобства разделим все рекомендации по чтению Псалтири на группы:

Да поможет нам Господь, молитвами святого своего пророка Давида «упра́вить ум и утверди́ть се́рдце, не о глаго́лании усте́н стужа́ти си, но о ра́зуме глаго́лемых весели́тися, и пригото́витися на творе́ние до́брых дел» (из молитвы перед чтением Псалтири), которым нас учит сия книга.

Псалтырь — особая книга среди Священного Писания. Она написана задолго до пришествия на землю Иисуса Христа и является единственной частью Ветхого завета, которая полностью вошла в богослужебный устав православной Церкви и занимает в нем одно из наиболее важных мест. Считается, что основную часть псалмов написал царь Давид. Также в книгу входят молитвы Соломона, Моисея и различных почитаемых в христианстве древнееврейских священников. Пение псалмов с давних времен сопровождалось игрой на псалтырионе (музыкальный инструмент, схожий с арфой).

Псалтырь почитали уже первые христиане. Даже в апостольские времена псалмы зачитывались наизусть и применялись в богослужениях. Сегодня эти священные тексты также используются для ежедневных служб. Псалмы читаются при каждом утреннем и вечернем богослужении. За неделю Псалтырь прочитывается полностью, а в Великий пост — в два раза чаще. Также книга Псалмов входит и в молитвенное правило мирян. Ее ценность заключается в том, что в ней показан путь человеческой души при ее стремлении к Богу, описано молитвенное противостояние искушениям и скорбям, дан высокий образец славословия Всевышнему.

Псалтырь состоит из 20 разделов, которые называются кафизмы. Каждый из них, в свою очередь, разделен на 3 «Славы» (несколько псалмов, которые находятся между словами «слава»). В богослужениях на Вечерне, Утрене и Великопостных Часах читаются как кафизмы целиком, так и отдельные стихи.

Как читать псалтырь дома

Для мирян общие правила чтения псалмов схожи с богослужебными. Священники дают следующие советы для тех, кто только начинает осваивать домашние молитвы, и не знает, как правильно читать Псалтырь:

  • при чтении псалмов рекомендуется зажечь дома свечу или лампадку. Но отсутствие этих атрибутов грехом не считается. Главное здесь — правильно настроить себя на молитвы;
  • для тех, кто плохо знаком с книгой Псалмов, можно начать читать ее по-русски. В дельнейшем, по мере духовного развития, следует переходить на церковнославянский язык, на котором ведутся богослужения в храмах;
  • параллельно не лишним будет изучить толкования псалмов святыми отцами. Это поможет разобраться с историей и смыслом молитв;
  • Церковь рекомендует читать Псалтырь каждый день, так же, как и Евангелие. Закончив чтение книги, рекомендуется начать его заново, и так на протяжении всей жизни;
  • во время молитвы могут возникать ситуации, когда приходится отвлекаться на какие-либо домашние дела. В этом нет ничего страшного, но лучше постараться не отвлекаться от чтения священных книг;
  • в начале каждого сборника указаны начальные молитвы, с которых следует начинать чтение Псалтыря. Если вам пришлось прерваться, и вы продолжаете читать на следующий день, заново произносить начальные молитвы не нужно. Завершив всю книгу, нужно прочитать молитвы, которые указаны для чтения по окончании псалмов;
  • порядок чтения Псалтыри может быть любым. Но лучше всего идти от начала до конца, не пропуская ни одной кафизмы;
  • названия псалмов зачитывать не нужно;
  • существует традиция чтения Псалтыря над телом усопшего до момента его погребения, а также по одной кафизме в течение 40 дней после смерти. До похорон делать это нужно непрерывно. Родственникам умершего следует читать Псалтырь ночью и днем без остановки, за исключением моментов, когда при гробе совершаются литии или панихиды. Если организовать чтение над телом затруднительно, можно разделить сутки на несколько отрезков и распределить время между родными покойного для зачитывания книги на дому;
  • читать можно сидя. Вставать необходимо только при прочтении начальных и завершающих молитв, а также на «Славах»;
  • Преподобный Серафим Саровский и Святой Игнатий советовали читать книгу Псалмов шепотом или вполголоса, но не про себя. Считается, что это способствует лучшему восприятию молитв и помогает сохранить внимание;
  • большое значение имеет не столько порядок чтения, сколько правильность произношения. Следует особое внимание уделить ударениям в словах, так как неправильная их расстановка может исказить смысл молитвы. Читать необходимо слегка нараспев, монотонно, без проявления эмоций. Церковь считает, что театральность и наигранность прельщает человека и способствует его впадению в грех.

Когда нельзя читать Псалтырь?

Особых запретов на чтение книги Псалмов нет. Но если мирянин возлагает на себя обет или какое-либо постоянное молитвенное правило, то необходимо взять благословение у своего духовника. Священник должен оценить жизненную ситуацию верующего и степень его духового развития. Очень часто человек хочет взять на себя непосильное бремя, из-за чего могут возникнуть проблемы. В подобных случаях батюшка может отказать в благословении на чтение.

Также существует период времени, когда Псалтырь нельзя читать не только мирянам, но и церковным служителям. Он начинается с Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели. На протяжении этих десяти дней книгу Псалмов не читают ни в храмах, ни келейно.

Нельзя одновременно читать молитвы о здравии и упокоении, но это допускается делать на разных «Славах» в пределах одной кафизмы. Например, на первой «Славе» можно молиться о здравии Патриарха, епископа, вашего духовника. На второй — о здравии родных и близких, а на третьей — об упокоении (начинать нужно с почивших Патриархов, а завершать усопшими родственниками и знакомыми).

Рубрика: Без рубрики Подарочный сертификат 1000 руб. На покупку продукции компании «Град Экс”
Скачать файлПодарочный сертификат 1000 руб. На покупку продукции компании «Юг-Гранит”
Скачать файл

Как читать Псалтирь

Среди книг Священного Писания книга Псалтырь занимает особое место. Написанная задолго до воплощения Господа Иисуса Христа, она единственная из книг Ветхого завета целиком вошла в богослужебный устав христианской Церкви и занимает в нем видное место.

Особая ценность Псалтири в том, что в ней изображены движения человеческой души, стремящейся к Богу, даётся высокий образец молитвенного противостояния скорбям и искушениям и славословия Богу. «В словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояния души, все движения мысли, так что сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке», — говорит святитель Афанасий Великий. Благодать Святого Духа, проникающая каждое слово Псалтири, освящает, очищает, поддерживает молящегося этими священными словами, отгоняет демонов и привлекает Ангелов.
Первые христиане глубоко почитали и любили Псалтирь. Они заучивали все псалмы наизусть. Уже в апостольские времена Псалтырь получила широкое применение в христианском богослужении. В современном богослужебном уставе православной Церкви принято деление Псалтыри на 20 разделов – кафизм. Псалмы читаются в храме ежедневно за каждым утренним и вечерним богослужением. В течение недели книга Псалмов прочитывается полностью, а Великий пост – дважды в течение седмицы. Псалмы входят и в молитвенное правило, предписанное мирянам.

Для простого чтения псалмов, если христианин не принимает какого-то обета или постоянного дополнения к общепринятому правилу, благословение у духовника брать не нужно.

Иеромонах Иов (Гумеров) объясняет:
«Брать специальное благословение у священника на чтение Псалтири не надо. На это нас благословила Церковь: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными (Еф.5:18-19)».

Но обязательно надо взять у священника благословение, если мирянин возлагает на себя какое-то особое постоянное молитвенное правило или какой-то обет.
Иерей Владимир Шлыков говорит, почему это нужно:
«Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать». «Священник является проводником благодати Божией. Поэтому, когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того, при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме».
Псалтирь можно читать всегда, за исключением периода от Великого Четверга Страстной седмицы до Фоминой недели (антипасхи). В течении этих десяти дней отменяется всякое чтение Псалтири как в храмах, так и келейно.
Псалтирь можно читать и про себя, молча, но лучше читать её негромко вслух, по совету святых отцов.
Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Произноси слова несколько вслух, когда ты молишься наедине, и это способствует сохранению внимания».
Преп. Серафим Саровский советовал, что необходимо читать молитвы вполголоса или тише, чтобы не только ум, но и слух внимали словам молитвы («Слуху моему даси радость и веселие»).
Названия псалмов читать не надо. Читать псалмы можно и стоя, и сидя (слово «кафизма» в переводе на русский язык «то, что читается сидя» в отличие от слова «акафист» — «не сидя»). Вставать обязательно нужно при чтении начинательных и заключительных молитв, а также на «Славах».
Не надо унывать и смущаться, если вначале иногда смысл псалмов непонятен. Всегда можно посмотреть непонятные выражения в русском переводе, в толковании на Псалтирь. По мере чтения и нашего духовного взросления будет открываться всё глубже и ярче глубинный смысл псалмов.
Священник Антоний Игнатьев советует желающим читать Псалтирь: «Для чтения Псалтыри на дому желательно взять благословение у батюшки. При чтении дома строго устава, как читать нет, гораздо важнее настроиться на молитву. Существуют разные практики чтения Псалтири. Мне кажется наиболее приемлемым чтение, когда Вы не зависите от объема прочитанного, т.е. не обязаны читать по кафизме или по две в день. Если есть время и душевная потребность в молитве – Вы начинаете читать с того места, где остановились в прошлый раз, сделав закладку».
Если миряне прибавляют к келейному молитвенному правилу один или несколько избранных псалмов, то читают только их текст, как, например, пятидесятый псалом в утреннем правиле. Если же читается кафизма, или несколько кафизм, то перед ними и после них прибавляются особые молитвословия.

Перед началом чтения кафизмы или нескольких кафизм

Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Трисвятое

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Троице

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Господня

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи помилуй (12 раз)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)
Придите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)
Придите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон)

На «Славах»

Там, где кафизма прерывается пометкой «Слава», читаются следующие молитвы:
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу и ныне, и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже! (3 раза)
Господи, помилуй. (3 раза)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.
И далее читаются следующие псалмы.

После чтения кафизмы читают молитвы и тропари, указанные в кафизме.

Молитва «Господи, помилуй» читается 40 раз.
Иногда по желанию между вторым и третьим десятком (между 20 и 21 молитвой «Господи, помилуй!») произносится личная молитва верующего о самых близких людях, о самом насущном.

И в конце всего молитвословия:

Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава, и ныне. Го́споди, поми́луй. (3 раза)
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых Небесных сил безплотных, и преподобных и богоносных отец наших, и святаго пророка Давида, и всех святых, помилуй и спаси мя, грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
См. тж.: О чтении Псалтири по усопшим

Как правильно читать о упокоении 17-ю кафизму

Псалтирь

Псалтирь пророка и царя Давида на церковнославянском языке с параллельным переводом на русский язык

Псалтирь в русском переводе П. Юнгерова

Молитвенное правило преп. Амвросия Оптинского

Молитвы, читаемые в опасности

Молитвы в духовной брани
Молитвы, читаемые от уныния

Молитвенное правило о потерянной вещи
Псалом 50 с толкованием

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *