Псалмы были объединены в одну книгу – Псалтирь – в V веке до Рождества Христова. На славянский язык с греческого Псалтирь была переведена равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием в середине IX века. Псалтирь была впервые издана по-славянски типографским тиснением с древних рукописей в Кракове в 1491 году.

На Руси Псалтирь была широко распространена, и имела большое значение в жизни каждого человека: она употреблялась и как богослужебная, и как назидательная книга для домашнего чтения, а также была основной учебной книгой.

Псалтирь содержит в себе различные молитвы, обращенные от человека к Богу: покаянные, благодарственные, хвалебные, просительные. Кроме того, помещены в Псалтири поучительные и пророческие псалмы.

В православной традиции именно Псалтирь чаще всего используется при богослужениях с апостольских времен. Полностью Псалтирь прочитывается в течение каждой недели, а в Великий Пост – дважды за одну неделю. Она является источником многих христианских молитв.

Псалтирь состоит из 20 разделов – кафисм; каждая из них в свою очередь делится на три «Славы». Начинается чтения Псалтири с особых молитв, приводимых перед первой кафисмой. Каждую кафисму предваряет молитвословие: «Приидите, поклонимся…» На «Славе» произносится: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды, с поклонами). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». По окончании кафисмы читаются молитвы: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды), Трисвятое по «Отче наш», и особые тропари и молитвы, помещаемые после каждой кафисмы.

В конце Псалтири часто приводится указатель чтения псалмов в различных случаях и при различных нуждах, так что в Псалтири, можно сказать, собраны прошения на все случаи жизни.

Отцы и учители Церкви настоятельно советовали всякому верующему как можно чаще читать псалмы, указывая на важность хранения благочестия и чистоты сердца для того, чтобы от чтения Псалтири была польза душе. Афанасий Великий о значении Псалтири пишет так: «Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах».


Псапэ – это безвозмездное оказание помощи нуждающемуся.
Наряду с такими категориями, как сохранение чести (Напэ), проявление сострадания (Гущlэгъу), Псапэ является средством совершенствования Духа человека.

Слово Псапэ состоит из двух компонентов. «Псэ» (дух, душа), и «Пэ» (начало, исток, основа). Поэтому слово Псапэ означает «духовное начало», «исток души».
Псапэ включает в себя два понятия: совершение Псапэ (Псапэ щlэн), и приобретение Псапэ (Псапэ къэхьын).
Совершающий Псапэ оказывает помощь нуждающемуся человеку, который эту помощь получает. В этом состоит первая функция Псапэ – совершение Псапэ (Псапэ щlэн).
С другой стороны, совершающий Псапэ получает духовное удовлетворение от того, что оказал помощь действительно нуждающемуся. Это чувство совершенного благодеяния духовно обогащает, облагораживает человека, и поэтому служит средством совершенствования его Духа. В этом состоит вторая функция Псапэ – приобретение Псапэ (Псапэ къэхьын) .
Первая из них акцентирует внимание на самом факте благотворения, а вторая – на его позитивных последствиях для совершающего Псапэ по самосовершенствованию Духа. Эти две функции Псапэ неразрывно связаны. Поэтому говорят: Псапэ зыщlэм, Псапэ къехь (Совершающий Псапэ приобретает Псапэ). О человеке, совершившем Псапэ, с большим уважением говорят: Псапэ къихьащ (Приобрел Псапэ).
Самое главное в Псапэ – это мотивы благодеяния. Если, совершая доброе дело, человек преследует какие-то корыстные цели, рассчитывает взамен приобрести что-либо, то это деяние не является Псапэ, так как совершено не безвозмездно.
Расчет на какое-либо вознаграждение (в том числе и моральное) обесценивает духовную сущность благодеяния, которое уже не является Псапэ.
Единственное допустимое моральное вознаграждение – это чувство радости, удовлетворения. То есть единственное допустимое вознаграждение, которое получает человек от совершенного им благодеяния, должно заключаться только в осознании того, что он совершил Псапэ.
Если человек, совершив доброе дело, в душе сожалеет о том, что помогая кому-то, потратил на него время, силы, средства, то такая помощь также не считается Псапэ: Уи гум lей илъу блэжьа lуэхур Псапэ хъуркъым (Благодеяние, совершенное со злом в душе, не станет Псапэ); Пщlа ухущlегъуэжым (ущlэфыгъуэжым) Псапэ хъуркъым (Если сделал благодеяние, но пожалел, это Псапэ не становится). В таких случаях человек и сам ощущает ущербность совершенного действия.
Поэтому очень важно учиться совершать благодеяния совершенно бескорыстно, и ни в коем случае, даже мысленно, не сожалеть об оказанной другому услуге. Только так можно добиться совершенствования Духа.
Настоящее, безвозмездное, полностью бескорыстное Псапэ всегда сопряжено с чувством радости, удовлетворения, облегчения.
Главный принцип Псапэ – его полная, абсолютная безвозмездность. Только это способствует совершенствованию Духа человека, его духовному росту.
Псапэ — такая форма добрых дел, которая не допускает взамен благодарности или наград, признания заслуг или прощения за какие-либо прегрешения. Поэтому адыги говорят: Псапэ щlэи псым хэдзэ (Сделай Псапэ и брось, в воду). И поскольку Псапэ — это служение совершенствованию своей души, то говорят: Псапэ пщlэмэ зыхуэпщlэр уи щхьэщ (Совершая Псапэ, ты делаешь это для себя).
Идеальным является случай, когда Псапэ оказывается анонимно, совершается так, чтобы человек, которому оказывается помощь, не узнал, кто её оказал. Так, например, для того, чтобы нарубить дрова одинокой пожилой женщине, к ней во двор приходили ночью, и тайком от неё делали эту работу. Или другой пример, когда кто-то из соседей, видя трудное материальное положение человека, рано утром, тайно оставляли на пороге его дома корзинку с продуктами.
Анонимное совершение Псапэ имеет еще один важный аспект. Чувство благодарности человека, которому оказана такая помощь, в этом случае не направлено на конкретного благодетеля. Это освобождает человека, которому оказана помощь, от некоторой моральной зависимости от благодетеля, некоторой обязанности по отношению к нему, которое может возникнуть, когда благодетель известен.
Тем самым, анонимное совершение Псапэ получается абсолютно бескорыстным, как этого требует Хабзэ. С другой стороны, чувство благодарности, которое естественно испытывает человек, направляется теперь на все общество.
Большое значение имеют чувства человека, по отношению к которому совершается Псапэ. Если он испытывает удовлетворение, облегчение, радость, значит, Псапэ достигло цели. По этому поводу говорят: Псапэр зыхуэпщlэм и псэм фlэфlырщ — «Псапэ — действие, услаждающее, успокаивающее душу страждущего».
Когда такого отклика нет, тогда благодеяние не считается Псапэ, в полном смысле слова. Поэтому человек должен думать о том, чтобы совершенное им благодеяние достигло цели – вызвало у человека, которому он помогает, чувство удовлетворения, облегчения, радости.
Благодеяние является Псапэ, когда безвозмездно помогаешь действительно нуждающемуся человеку, и не является Псапэ, если оно не вызывает у человека, которому оно оказывается удовлетворение, облегчение, радость. Соответственно люди делятся на две категории: на тех, кто нуждается в благодеянии и помощь которым является Псапэ, — Псапэ зылъыс цlыху, и на тех, кто не нуждается или не способен его оценить, — Псапэ зылъымыс цlыху.
Но если даже человек не способен оценить оказываемую ему помощь, но действительно нуждается в ней, ему нужно помогать. Помогать нужно всегда, если человеку нужна помощь, независимо от того, может он это оценить или нет. Но нужно делать это так, чтобы он не чувствовал себя обязанным, ущемленным, бедным или слабым. Если благодеяние вызывает такие чувства, то это уже не Псапэ, так как, человек по отношению к которому совершено благодеяние, не оказывается удовлетворен, и возникающие негативные чувства могут затмевать результат добродеяния.
В этом случае для помощи действительно нуждающемуся человеку, выходом является анонимное оказание помощи, при котором все вышеперечисленные негативные моменты исчезают. Тогда благодеяние вновь становится Псапэ.
Человек, совершивший благодеяние, говорит: Псапэ Тхьэм ищl (Да сделает Тхьа это действие Псапэ). Так же говорят третьи лица, если становятся свидетелями человеколюбивого поступка или действия.
Совершившему Псапэ в знак благодарности говорят: Псапэу Тхьэм къуитыж (В виде Псапэ Тхьа да воздаст тебе).
Если человек, по отношению к которому совершено Псапэ, испытывает удовлетворение, облегчение, радость, т.е. когда Псапэ достигло цели, то он говорит совершившему его: Псапэ къэпхьащ (Псапэ ты приобрел). Эта фраза свидетельствует о том, что человек, которому оказано благодеяние, испытывает искреннюю благодарность к совершившему Псапэ.
Если же человек, совершивший Псапэ, остался неизвестен, то говорят: Псапэу Тхьэм къыритыж (В виде Псапэ Тхьа да воздаст ему).
Термин Псапэ весьма позитивен. Его широко используют в благодарственных благопожеланиях:
Псапэу Тхьэм къуитыж (В качестве Псапэ Тхьа да воздаст тебе за твое доброе дело);
Гугъу фызэрехъар гъащlэу, Псапэу, гукъыдэжу Тхьэм къывитыж (За ваши труды Тхьа да воздаст вам долголетием, здоровьем, Псапэ, воодушевлением, бодростью);
Псапэ Тхьэм ищl (Это благодеяние Псапэ Тхьа да сделает).
В силу позитивности термина Псапэ эти формулы являются очень полезными, и сами по себе оказывают благотворное действие на самочувствие, настроение, здоровье человека.
Псапэ – это практическая деятельность по оказанию нуждающемуся помощи, посредством которой человек преобразовывает и сам себя. Это деятельность по самосовершенствованию духа, путем оказания безвозмездной помощи действительно нуждающимся, которая приносит удовлетворение обеим сторонам.
Поэтому чем больше совершается Псапэ, тем лучше. В силу этого говорят: Псапэ куэд щыlэкъым (Псапэ много не бывает).
Итак, все благодеяния, в зависимости от их мотивации, от чувств, возникающих у человека, которому оказывается благодеяние, делятся на две группы:
1) Псапэ зыпылъ lуэху (действия, связанные с Псапэ).
2) Псапэ зыпымылъ lуэху (действия, не связанные с Псапэ).
___________________________________________________
Сравнение категории Псапэ в Хабзэ с аналогичными категориями других систем
Психотехника Псапэ напоминает буддистскую практику духовного возвышения через чистое, свободное от корысти благодеяние.
В некоторых культурах добропорядочным считают человека уже тогда, когда он не причиняет вреда другим людям. Например, понятие «морального минимализма» заключается в следующем: «Действие может считаться нравственным до тех пор, пока оно не причиняет зла другому». Однако по черкесским понятиям, это пассивная и нравственно неполноценная позиция.
В соответствии с Хабзэ, Псапэ – бескорыстные действия в интересах другого человека, совершаются по собственной инициативе, а не только когда об этом просят.
Поэтому Псапэ, вместе с готовностью к добрым, человеколюбивым поступкам, вырабатывает в обществе позицию активного отношения к ситуации, к нуждам других людей.
Это накладывает отпечаток на образ жизни и умонастроение общества: благотворительность, помощь страждущим становится постоянно действующей нравственной идеей.
Категория Псапэ, как и другие категории, связанные с идеей благотворения, поддерживают в обществе психологическое и социальное равновесие, сокращают дистанцию между благополучием и неблагополучием. Это обеспечивает высокий уровень синергизма (сотрудничества, солидарности) общества, который выравнивает человеческие отношения, делает их более справедливыми и гуманными, а в конечном итоге — более рациональными.

В обществе с высоким уровнем сотрудничества, действие в интересах других людей, одновременно является и действием в своих интересах. Категория Псапэ как нельзя лучше отвечает данной задаче. Это ценность, ориентирующая людей на каждодневную помощь другим, на заботу о совершенствовании своего духа.
Псапэ — концентрированное выражение духовности, постоянного поиска моральной истины и совершенствования Духа.

О книге «Псалтирь»

Мудрость, создаваемая человечеством, всегда хранилась в священных текстах. Эти тексты могли быть написаны представителями разных религий, но ценность их от этого не уменьшается. В христианстве таким текстом является Библия, но кроме нее имеются и другие тексты, входящие в библейский цикл. Среди них «Псалтирь», чьё авторство присваивается святому израильскому царю и пророку Давиду, хотя ученые имеют разные точки зрения на этот вопрос.

Слово «псалтирь» произошло от названия древнего музыкального инструмента. Он использовался еще в ветхозаветных произведениях при пении псалмов. Им и посвящена эта книга. Всего в ней содержится 151 песня, или псалом. Греческий и славянский вариант отличается этим числом от иных вариантов и 151-я песня в них посвящена псалму, в котором описывается жизнь царя и псалмопевца Давида.

В псалмах царь Давид взывает к Богу, воспевает Его величие, кается в грехах, а также предсказывает пришествие Христа на землю. Большое количество псалмов посвящено описанию и предсказанию тех страданий, которые Ему придется претерпеть ради спасения человечества. Псалтирь используется при богослужениях в христианстве, поэтому эта книга будет интересна всем приверженцам этой религии. Люди же не религиозные смогут найти в ней бездну человеческой мудрости и советы на все случаи жизни.

Произведение относится к жанру Религия. На нашем сайте можно скачать бесплатно книгу «Псалтирь» в формате epub, fb2, pdf, txt или читать онлайн. Рейтинг книги составляет 3.95 из 5. Здесь так же можно перед прочтением обратиться к отзывам читателей, уже знакомых с книгой, и узнать их мнение. В интернет-магазине нашего партнера вы можете купить и прочитать книгу в бумажном варианте.

Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета проф. П.А. Юнгерова (с греческого текста LXX).

Молитвы перед началом чтения Псалтири

Кафизма 1 1. Псалом Давида 2. Псалом Давида 3. Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего 4. В конец. Песнь. Псалом Давида 5. О наследствующей. Псалом Давида 6. В конец. Песнь. Об осьмом (дне). Псалом Давида 7. 7. Псалом Давида, который он воспел Господу, по поводу слов Хусия, сына Иемениина 8. В конец. О точилах. Псалом Давида Кафизма 2 9. В конец. О тайнах сына. Псалом Давида 10. В конец. Псалом Давида 11. В конец. Об осьмом (дне). Псалом Давида 12. В конец. Псалом Давида 13. В конец. Псалом Давида 14. В конец. Псалом Давида. 15. Столпописание Давида 16. Молитва Давида Кафизма 3 17. В конец. Отрока Господня Давида, который произнес Господу слова песни сей в день, в который избавил его Господь от руки всех врагов его и от руки Саула, и сказал: 18. В конец. Псалом Давида 19. В конец. Псалом Давида 20. Псалом Давида 21. В конец. Об утреннем заступлении. Псалом Давида 22. Псалом Давида 23. Псалом Давида. В первый день недели Кафизма 4 24. Псалом Давида 25. Псалом Давида 26. Псалом Давида. Прежде помазания 27. Псалом Давида 28. Псалом Давида. На исход скинии 29. Псалом песни. На обновление дома Давидова 30. В конец. Псалом Давида. При исступлении 31. Псалом Давида. В научение Кафизма 5 32. Псалом Давида, не надписанный у Евреев 33. Псалом Давида, когда он изменил лице свое пред Авимелехом, и тот отпустил его, и он ушел 34. Псалом Давида 35. В конец. Отрока Господня Давида 36. Псалом Давида Кафизма 6 37. Псалом Давида. В воспоминание. На субботу 38. В конец. Идифуму. Песнь Давида 39. В конец. Псалом Давида 40. В конец. Псалом Давида 41. В конец. В научение. Сынам Кореевым. Псалом Давида 42. Псалом Давида. Ненадписанный у Евреев 43. В конец. Сынам Кореевым. В научение 44. В конец. Об имеющих измениться. Сынам Кореевым. В научение. Песнь о Возлюбленном 45. В конец. Чрез сынов Кореевых. О тайнах. Псалом Кафизма 7 46. В конец. Чрез сынов Кореевых. Псалом 47. Псалом песни. Сынам Кореевым. На второй (день) недели 48. В конец. Сынам Кореевым. Псалом 49. Псалом Асафа 50. В конец. Псалом Давида, когда вошел к нему Нафан пророк, После того, как он вошел к Вирсавии, жене Урия 51. В конец. В научение. Давида. Когда пришел Идумеянин Доик и возвестил Саулу и сказал ему: Давид пришел в дом Авимелеха 52. В конец. Радостная хоровая песнь. В научение. Давида 53. В конец. Песнь. В научение. Давида. Когда пришли Зифеи и сказали Саулу: вот, Давид не у нас ли скрылся? 54. В конец. Песнь. В научение. Асафа Кафизма 8 55. В конец. О народе, удаленном от святынь. Давида. В столпописание. Когда удерживали его иноплеменники в Гефе 56. В конец. Не погуби. Давида. В столпописание. Когда он убегал от Саула в пещеру 57. В конец. Не погуби. Давида. В столпописание 58. В конец. Не погуби. Давида. В столпописание. Когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его 59. В конец. Об имеющих измениться. В столпописание. Давида. В научение. Когда он сожег Средоречие Сирийское и Сирию Совальскую, и возвратился Иоав и поразил Едома в Соляной долине, двенадцать тысяч 60. В конец. Песнь. Давида. Псалом 61. В конец. Чрез Идифума. Псалом Давила 62. Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской 63. В конец. Псалом Давида Кафизма 9 64. В конец. Псалом, песнь. Давида. Песнь Иеремии и Иезекииля, народа переселенного, когда хотели они выходить (из плена) 65. В конец. Песнь псалма воскресения 66. В конец. Песнь. Псалом песни Давида 67. В конец. Псалом песни Давида 68. В конец. Об имеющих измениться. Псалом Давида 69. В конец. Давида. В воспоминание о том, что спас меня Господь Кафизма 10 70. Псалом Давида. Сынов Ионадавовых и первых пленников. Не надписан у Евреев 71. О Соломоне. Псалом Давида 72. Псалом Асафа 73. В научение. Асафа 74. В конец. Не погуби. Псалом песни Асафа 75. В конец. Песнь. Псалом Асафа. Песнь об Ассириянине 76. В конец. Чрез Идифума. Псалом Асафа Кафизма 11 77. В научение. Асафа 78. Псалом Асафа 79. В конец. Об имеющих измениться. Откровение. Асафа. Псалом 80. В конец. О точилах. Псалом Асафа 81. Псалом Асафа 82. Песнь-псалом. Асафа 83. В конец. О точилах. Сынам Кореевым. Псалом 84. В конец. Сынам Кореевым. Псалом Кафизма 12 85. Молитва Давида 86. Сынам Кореевым. Псалом песнь 87. Песнь-псалом. Сынам Кореевым. В конец. Радостная хоровая песнь. Для ответа. В научение. Емана Израильтянина 88. В научение. Ефама Израильтянина 89. Молитва Моисея, человека Божия 90. Хвалебная песнь. Давида. Ненадписан у Евреев Кафизма 13 91. Псалом песнь. В день субботний 92. В день предсубботний, когда населилась земля. Хвалебная песнь. Давида 93. Псалом Давида. В четвертый (день) недели 94. Хвалебная песнь. Давида. Не надписан у Евреев 95. Хвалебная песнь Давида. Когда строился дом, после пленения. Не надписан у Евреев 96. Псалом Давида. Когда земля его устроялась. Не надписан у Евреев 97. Псалом Давида 98. Псалом Давида 99. Псалом Давида. Хвалебный 100. Псалом Давида Кафизма 14 101. Молитва бедного, когда он унывает и изливает пред Господом моление свое 102. Псалом Давида 103. Псалом Давида о бытии мира 104. Аллилуия Кафизма 15 105. Аллилуия 106. Аллилуия 107. Песнь. Псалом Давида. 108. В конец. Псалом Давида Кафизма 16 109. Псалом Давида 110. Аллилуия 111. Аллилуия. Псалом 112. Аллилуия 113. Аллилуия 114. Аллилуия 115. Аллилуия 116. Аллилуия 117. Аллилуия Кафизма 17 118. Аллилуия Кафизма 18 119. Песнь степеней 120. Песнь степеней 121. Песнь степеней 122. Песнь степеней 123. Песнь степеней 124. Песнь степеней 125. Песнь степеней 126. Песнь степеней 127. Песнь степеней 128. Песнь степеней 129. Песнь степеней 130. Песнь степеней 131. Песнь степеней 132. Песнь степеней 133. Песнь степеней Кафизма 19 134. Аллилуия 135. Аллилуия 136. Давида. Иеремиею 137. Псалом Давида. Аггея и Захарии 138. В конец. Давида. Псалом Захарии, в рассеянии 139. В конец. Псалом Давида 140. Псалом Давида 141. В научение. Давида, когда он в пещере молился 142. Псалом Давида, когда его преследовал Авессалом, сын его Кафизма 20 143. Псалом Давида. О Голиафе 144. Хвала Давида 145. Аллилуия. Аггея и Захарии 146. Аллилуия 147. Аллилуия. Аггея и Захарии 148. Аллилуия. Аггея и Захарии 149. Аллилуия 150. Аллилуия 151. Сей псалом писан особо, вне числа 150 псалмов, Давида, когда он единоборствовал с Голиафом.

Молитвы перед началом чтения Псалтири

Разумно да будет, како подобает особь пети Псалтирь

Аще иерей, глаголет:

Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Аще ли ни, глаголи умиленно:

Молитвами святых отец наших. Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь. Царю Небесный. Трисвятое. И по Отче наш:

Тропари сия, глас 6:

Помилуй нас. Господи, помилуй нас, всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава:

Честное пророка Твоего, Господи, торжество, Небо Церковь показа, с человеки ликуют Ангели. Того молитвами, Христе Боже, в мире управи живот наш, да поём Ти: Аллилуиа.

И ныне:

Многая множества моих, Богородице, прегрешений, к Тебе прибегох, Чистая, спасения требуя: посети немощствующую мою душу и моли Сына Твоего и Бога нашего дати ми оставление, яже содеях лютых, Едина Благословенная.

Господи, помилуй, 40. И поклонися, елико ти мощно.

Таже молитва Святей Живоначальней Троице:

Всесвятая Троице, Боже и Содетелю всего мiра, поспеши и направи сердце мое, начати с разумом и кончати делы благими богодухновенныя сия книги, яже Святый Дух усты Давидовы отрыгну, ихже ныне хощу глаголати аз, недостойный, разумея же свое невежество, припадая молюся Ти, и еже от Тебе помощи прося: Господи, управи ум мой и утверди сердце мое, не о глаголании устен стужати си, но о разуме глаголемых веселитися, и приготовитися на творение добрых дел, яже учуся, и глаголю: да добрыми делы просвещен, на судищи десныя Ти страны причастник буду со всеми избранными Твоими. И ныне, Владыко, благослови, да, воздохнув от сердца, и языком воспою, глаголя сице: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему.

Таже постой мало, дóндеже утишатся вся чувства. Тогда сотвори начало не вскоре, без лености, со умилением и сокрушенным сердцем. Рцы cиë «Блажен муж…» тихо и разумно, со вниманием, а не борзяся, якоже и умом разумевати глаголемая.

Шрифт

Псалти́рь, Псалты́рь (церк.-слав. ѱалти́рь; от греч. ψαλτήριον, по названию музыкального инструмента псалтерия) — библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен (псалмов, греч. ψαλμός), излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях.

Словом «Псалтирь» также называются отдельные издания Псалтири, предназначенные для использования в христианском богослужении.

Псалтирь состоит из 20 кафизм, а одна кафизма из 3 Слав (3 частей). Кафизмы разные по размеру, в них входят от 1 до 15 псалмов. В Библии обычно нет разделения по кафизмам и Славам, но в богослужебном варианте книги, а также в молитвословах для домашнего (келейного) чтения Псалтири такое деление используется.

Псалмы — это хвалебные песнопения, молитвенные прошения. Их читают или поют. Псалтирь одна из наиболее используемых книг многими православными христианами.

Более того, в первые века по Рождестве Христовом многие христиане знали Псалтирь наизусть. Например, святитель Геннадий Константинопольский не рукополагал никого в пресвитеры, если тот не знал всю Псалтирь наизусть, считая, что человек еще не готов к служению.

Нумерация псалмов

Греческая Масоретская
1…8
10
10…112 11…113
113 114
115
114 116
115
116…145 117…146
146 147
147
148…150
(151)

Разбиение текста на псалмы (и, следовательно, их нумерация) различается в иудейском (так называемом масоретском) тексте Библии и в древнегреческом «переводе 70 толковников» (Септуагинте).

Православная церковь использует переводы, основанные на Септуагинте, и, соответственно, греческую нумерацию псалмов.

Септуагинта (и, соответственно, православная Псалтирь) содержит также 151-й псалом, который, впрочем, не входит ни в одну из кафизм (см. ниже) и при богослужении не читается.

В большинстве российских изданий Библии обычно используется греческая нумерация (о чём всегда необходимо помнить при переводах и сравнении текстов), иногда двойная.

Содержание и структура

Два вступительных псалма задают тон всей книге, все псалмы сложены по правилам еврейской поэзии и часто достигают изумительной красоты и силы. Поэтическая форма и метрическая организация Псалтири основана на синтаксическом параллелизме. Он объединяет или синонимические вариации одной и той же мысли, или общую мысль и её конкретизацию, или две противоположные мысли, или, наконец, два высказывания, находящиеся в отношении восходящей градации.

По содержанию среди текстов Псалтири различаются жанровые разновидности: наряду с прославлением Бога встречаются мольбы (6, 50), проникновенные жалобы (43, 101) и проклятия (57, 108), исторические обзоры (105) и даже брачная песнь (44, ср. «Песнь песней»). Некоторые псалмы отличаются философски медитативным характером, например 8-й, содержащий теологические размышления о величии человека. Однако Псалтыри как целостной книге присуще единство жизневосприятия, общность религиозных тем и мотивов: обращенность человека (или народа) к Богу как личностной силе, неотступному наблюдателю и слушателю, испытующему глубины человеческого сердца. Псалмы как литературный жанр находятся в русле общего развития ближневосточной лирики, но выделяются своим резко личностным характером.

Упоминание имён в надписаниях псалмов, например, לְדָוִד (ле-Давид) может означать не только указание на автора (что псалом написан Давидом), но и то, что псалом посвящён Давиду или то, что в нём идёт речь о Давиде; и в некоторых случаях эти смысловые значения трудно разграничить. Некоторые надписания такого рода отсутствуют в масоретском тексте, но имеются в Септуагинте, являясь отражением александрийской традиции. Особое место занимает надписание לַמְנַצֵּחַ (Ла-менаццеах).

Это слово происходит от корня «вечность» и передаётся в славянской Библии как «В конец» (греч. Εἰς τὸ τέλος). По утвердившемуся мнению, однако, слово מְנַצֵּח здесь означает руководителя хора (дирижёра, регента). В соответствии с этим в Синодальном переводе имеем «Начальнику хора». Предполагается, что псалмы с таким надписанием были предназначены для передачи начальнику хора левитов при храме для разучивания; в некоторых из них содержатся дополнительные указания о порядке исполнения.

Традиционно автором Псалтири считают царя Давида, хотя на многих псалмах очевидны следы позднейшего происхождения: времён плена вавилонского и ещё позже. В самом тексте книги для некоторых псалмов прямо указаны иные авторы: главный псалмопевец Давида Асаф (см. 1Пар. 16:5), храмовые привратники сыны Кореевы (Кораха) (1Пар. 9:19), Моисей и др. В Талмуде (Бава Батра, 14б) в числе авторов, кроме Давида, упомянуты Адам, Мелхиседек, Авраам, Моисей, Асаф, Еман, Идифун и сыны Кореевы. Классический еврейский комментатор Раши насчитывает в начале своего комментария к Псалмам десять авторов.

Вернее всего, Псалтирь вырастала постепенно, как всякий продукт коллективного творчества, и в канон еврейских священных книг вошла сравнительно поздно, после строгой обработки и редакции.

Подробнее рассмотрим основного автора пророка и царя Давида.

Пророк Давид.

Святой царь и пророк Давид был восьмым, последним сыном старейшины города Вифлеема. В отроческом возрасте Давид пас стада отца. В часы досуга он упражнялся в пении и игре на гуслях. Данную от Бога способность к этому искусству он обратил на служение Богу: воспевал премудрость и благость Царя Небесного.

В 18 лет он прославился и заслужил всеобщую любовь народа. На землю Израилеву напали филистимляне. Великан Голиаф вызывал на поединок израильтянина. Давид, принес-ший на поле брани еду братьям-воинам, без оружия победил Голиафа: камень, метко пущенный из пращи Давидом, ударил в лоб великана с такой силой, что Голиаф упал и не встал. Обрадованный Саул, царь Израиля, поставил Давида тысяченачальником. И в этой должности Давид поступал во всех делах благоразумно, чем и заслужил еще большую любовь народа.

Саул знал от пророка, что Господь отвергает от него царство и отдает другому. В Давиде он видел своего преемника, и это его раздражало. Поэтому Саул стал искать смерти Давида. До самой своей смерти царь преследовал Давида, но Бог спасал своего избранника.

После смерти Саула Давид стал царем Израильского государства. Мудро управлял страной новый царь. Он заботился об угождении Богу и пользе народной. Израиль становился могущественным государством. Свой дар песнопевца он употреблял для воспитания в своем народе духа веры и благочестия, любви к отечеству и других добродетелей.

В царствование Давида была построена новая столица Израиля – Иерусалим (т.е. город мира), которая быстро расцвела пышно и богато, и впоследствии Иерусалим сделался знаменитым городом во всем свете.

В годы испытаний, с особым рассуждением вникая в пути Промысла, он изливал перед Богом глубокую скорбь свою и просил Его помощи. При этом нередко от изображения собственных страданий гонимый псалмопевец в пророческом духе переносился в песнопениях своих в отдаленное будущее и созерцал страдания Христа, Спасителя мира. Бого-вдохновенные повествования Давида впоследствии собраны были в одну Книгу Псалмов, или Псалтирь.

Богослужебное использование

В православной Церкви (в византийском обряде) многие псалмы закреплены за отдельными богослужениями суточного круга и, таким образом, прочитываются ежедневно (согласно уставу).

Так, каждая вечерня начинается Псалмом 103, после Великой ектении следует рядовая кафизма, а затем читаются или поются псалмы 140, 141, 129, 116 (так называемые «Господи, воззвах»), завершаться вечерня должна непременным 33-м псалмом.

В начале утрени читается Шестопсалмие — псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142, после великой ектении положено две (а в Великом посту — три кафизмы), перед чтением канона должен читаться псалом 50. Полиелей представляет собой пение 134-го и 135-го псалмов (в некоторые великопостные дни добавляется и 136-й псалом), в конце утрени — псалмы 148—150 (хвалитны или хвалитные псалмы), и т. д.

Псалмы составляют бо́льшую часть Часов, Междочасий, Повечерия и Полунощницы. Псалмы используются также на Литургии, молебнах и в других таинствах и обрядах. В одних случаях (например, псалом 50 или псалмы на часах) читается только сам псалом, в других (как, например, воззвахи, или хвалитны) стихи псалма чередуются с песнопениями церковных авторов — стихирами.

В состав заупокойных богослужений входят «Непорочны» — 118-й псалом, хотя на практике этот огромный псалом читается полностью только на парастасе, накануне родительских суббот.

Кроме этого, по древней монашеской традиции, вся Псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. Для этих целей книга была поделена на 20 разделов (кафизм или, по-церковнославянски, кафисм), каждая из которых, в свою очередь, делится на три части (статии или славы, названные так по славословию, которое в этом месте читается). Число псалмов, входящих в кафизму, различно, в среднем от 6 до 9. Обычно на вечерне прочитывается одна кафизма, а на утрени — две. В некоторые периоды года действует более строгое правило: на вечерне читается одна и та же кафизма (18-я), а на утрени — три кафизмы. В Великий пост кафизмы читаются также и на часах, таким образом, в течение недели Псалтирь прочитывается два раза (впрочем, на практике это всё соблюдается только в монастырях и храмах, строго придерживающихся устава, а также у старообрядцев).

Та же Псалтирь, поделённая на кафизмы, используется и для частной (келейной) молитвы. Для этого в Псалтири помещены специальные молитвы, читаемые до и после каждой кафизмы; также распространена практика на славах поминать живых и усопших.

Псалтирь в качестве отдельной книги

В христианстве Псалтирь является одной из наиболее популярных, а по некоторым мнениям — самой важной книгой Ветхого завета, и часто издаётся отдельно или вместе с Новым заветом.

Псалтирь у славян

Входя в состав каждого, даже самого краткого чина богослужения, Псалтирь была переведена на славянский язык, по словам летописей, ещё свв. Кириллом и Мефодием. Древнейшие сохранившиеся славянские рукописи Псалтири относятся к XI веку (древнейшая глаголическая «Синайская псалтирь», а также несколько кириллических рукописей). Впервые славянская Псалтирь была напечатана в 1495 году в Черногории (см. статью «Сербуля»); часто встречающиеся упоминания о краковском издании 1491 года (первопечатник Швайпольт Фиоль) на самом деле относятся не к Псалтири, а к Часослову, хотя и нестандартного по нынешним понятиям состава.

Псалтирь на Руси

На Руси Псалтирь обычно была последней, «высшей» книгой для обучения грамоте (после букваря и Часослова) не только среди священнослужителей, но и лиц светских. Она оказала громадное влияние на древнюю письменность: летописи, сочинения Феодосия Печерского, митр. Иллариона, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, Владимира Мономаха полны ссылок на псалмы и разными местами и изречениями из Псалтири; многие фразы из Псалтири вошли в пословицы и поговорки (например, пословица «Не рой яму другому, сам в неё попадёшь» является упрощённым переложением шестнадцатого стиха седьмого псалма).

В XVI—XVII веках появился ряд изданий библейских книг, редакторы которых стремились к большей их «понятности» и таким образом способствовали формированию русского литературного языка. Изданная в Праге в 1517 — 19 гг. Псалтирь Ф. Скорины была напечатана ещё «словенским языком» (то есть церковнославянским), в то время как другие священные книги, вошедшие в «Русскую Библию», напечатаны «русским языком». Начиная же с середины XVII в. в Московской Руси на «простом языке» появляются и Псалтири; филологи объясняют эту тенденцию выраженным в то время культурным влиянием Юго-Западной Руси на Московскую Русь. В Москве в 1683 г. попытку передать Псалтирь «на простом, обыклом словенском языке» осуществил Аврамий Фирсов, «ради истиныя ведомости и уверения неразумных и простых людей».

Свою переводческую деятельность Фирсов рассматривал как просветительское служение «на славу и честь святому имени Божию и всем людем во общую ползу». Иерархи

РПЦ сурово осудили лингвистический эксперимент Аврамия Фирсова. Патриарх Иоаким «указал той книге быть в ризной казне, а без указу смотрит давать не велено никому». При жизни Фирсова Псалтирь в его переводе так и не была издана.

Толковая Псалтирь

В некоторых изданиях Псалтири помещены краткие богословские истолкования псалмов. Такая Псалтирь называется толковой. Из древних толкований Псалтири известны: Иоанна Златоуста, Амвросия, Августина, Феодорита Кирского, Евфимия Зигабена; из новых — Толюка, Эвальда; в русской литературе — епископа Феофана, протоиерея Вишнякова и других.

Толкования Псалтири (как богословские, так и лексические, источниковедческие, страноведческие и др.) входят в так называемые толковые Библии; на русском наиболее известны такие толкования в сборнике (разных комментаторов), распространённом под названием «Толковая Библия Лопухина» (1904—1913).

Следованная Псалтирь

Псалтирь послужила первоисточником большей части вечерних и утренних молитв, вместе с которыми, а также с Часословом, известна под названием «Следованной Псалтири» или «Псалтири с восследованием». В 1545 году она была издана в Сербии (см. в статье «Сербуля») и в таком виде была одной из наиболее часто издававшихся славянских книг, причём в неё постепенно входили и другие добавления с целью сосредоточить в одном месте все необходимые тексты для богослужения.

Различные издания Следованной Псалтыри отличаются между собой по содержанию. Издание «Следованной Псалтири» 1993 года напечатано в двух томах и включает в себя, первый том: молитвы перед началом чтения Псалтири, псалмы, распределенные на 20 кафизм, тропари и молитвы по кафизмах, молитвы по совершению нескольких кафизм или всей Псалтири, устав о пении Псалтыри в течение года, последование по исходе души от тела, служба с акафистом Иисусу сладчайшему, служба воскресная 6-го гласа, служба общая во вся дни Господу, служба с акафистом Богородице, канон молебный Богородице, канон молебный Ангелу Хранителю, канон молебный Ангелу Хранителю (иный), служба в понедельник — Бесплотным, служба во вторник — Предтече, служба в среду Богородице Одигидрии, служба в четверток — апостолам и святителю Николаю, служба в пяток — Кресту, служба в субботу — всем святым, молитвы утренние, молитвы на сон грядущим, последование ко Святому Причащению, молитвы по Святом Причащении; второй том: полунощница вседневная, полунощноица субботняя, полунощница воскресная, утреня, песни Священного Писания, псалмы избранные, первый час, междочасие первого часа, третий час, междочасие третьего часа, шестой час, междочасие шестого часа, изобразительны, чин о панагии, девятый час, междочасие девятого часа, вечерня, повечерие великое, повечерие малое, отпустительные воскресные тропари восьми гласов, тропари воскресные по непорочных, тропари субботние по непорочных, отпустительные тропари седмичные, отпустительные Богородичны, отпустительные тропари Триоди, тропари и кондаки общие, устав об отпустительных тропарях и кондаках, о знамениях (знаках) праздников, месяцеслов, тропари и кондаки на разные случаи, пасхальная таблица, словарь церковнославянских терминов.

Необходмо напомнить так же и о том, что при чтении Псалтири переведенной в Библии и Богослужебной тексты немного отличаются друг от друга. Связано это с тем, что Библия переводилась на русский язык с еврейского, а богослужение с греческого языка на церковно-славянский.

В православной Церкви (в византийском обиходе) многие псалмы закреплены за отдельными богослужениями суточного круга и, таким образом, прочитываются ежедневно (по крайней мере, должны прочитываться согласно уставу). Так, на каждой вечерне читаются или поются псалмы 140, 141, 129, 116 (так называемые «Господи, воззвах»), завершаться вечерня должна непременным 33-м псалмом. В начале утрени читается Шестопсалмие — псалмы 3, 37, 62, 87, 102, 142, на утрени перед чтением канона должен читаться псалом 50, полиелей представляет собой пение 134-го и 135-го псалмов, в конце утрени — псалмы 148—150 (хвалитны или хвалитные псалмы), и т. д. В состав заупокойных богослужений входят «Непорочны» — 118-й псалом, хотя на практике этот огромный псалом читается полностью только на парастасе, накануне родительских суббот. В одних случаях (например, псалом 50 или псалмы на часах) читается только сам псалом, в других (как, например, воззвахи, или хвалитны) стихи псалма чередуются с песнопениями церковных авторов — стихирами.

Кроме этого, по древней монашеской традиции, вся Псалтирь прочитывается подряд в течение одной недели. Для этих целей псалтирь была поделена на 20 разделов (кафизм или, по-церковнославянски, кафисм), каждая из которых, в свою очередь, делится на три части (статии или славы, названные так по славословию, которое в этом месте читается). Число псалмов, входящих в кафизму, очень различно, в среднем от 6 до 9. Обычно на вечерне прочитывается одна кафизма, а на утрени — две. В некоторые периоды года действует более строгое правило: на вечерне читается одна и та же кафизма (18-я), а на утрени — три кафизмы. В Великий пост кафизмы читаются также и на часах, таким образом, в течение недели Псалтирь прочитывается два раза.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *