B начале человеческой истории врагу душ человеческих удалось убедить наших прародителей, Адама и Еву, в том, что им следовало бы слушать его, а не Бога, давшего им жизнь. Сатана пытается то же самое проделать с людьми и сегодня. Одной из самых искусных и безнравственных уловок, используемых врагом душ человеческих, является теория эволюции и ложь о происхождении человека. Она утверждает то, что люди, как и весь окружающий нас мир, не были созданы Богом. Что человек произошел от одного предка и развивался на протяжении долгого времени, подвергаясь постоянным изменениям, «совершенствуясь» вместе со всей остальной природой. Эта теория не имеет под собой никакой научной основы и абсурдна. Но она пришлась по вкусу многим атеистам. И по сей день она успокаивает человеческую совесть, утверждая, что все произошло из ничего само собою, что Бога нет, а значит, ни перед кем не придется держать ответ за свою жизнь. Живи, как хочешь, делай, что хочешь. Вместе с тем человек лишился чувства собственного достоинства, поставив себя на один уровень с животными. Люди убедили самих себя в том, что все, что они чувствуют, является просто природными животными инстинктами, передавшимися человеку от его прародителей. Но вот, что удивительно: ни одно, даже самое мерзкое, животное не ведет сегодня себя столь извращенно, как человек! Враг душ человеческих на планете Земля ведет войну именно против человека, которому Бог все покорил на земле, которому продолжает на протяжении всех веков благотворить и благодетельствовать, милуя и прощая и помогая, и спасая, которому и желает дать Небесное Царство и Жизнь вечную в Его присутствии. Цель же врага душ человеческих — убедить человека в том, что Бога нет, заставить его делать мерзости пред Лицом Божьим и подвергнуть его той же участи, которую будет иметь сатана и бесы — вечной погибели!
Библия утверждает, что человек с самого начала создания имел законченный человеческий облик. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле…» (Быт.1:27-28). Бог сообщает о Своем удивительном намерении дать человеку полное господство над всеми другими существами на Земле. Никакое другое творение ни в Небе, ни на Земле не получило подобной верховной власти. В Псалтыре сказано: «…Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс.8:5-7). Бог сделал так, что все на земле подчинено только человеку, которому предстояло стать правителем, а не животным. Человек не просто стоит чуть выше обезьян. Он стоит чуть ниже Бога! Подумайте о смысле этой истины.
Что же отличает человека от всех остальных существ, живущих на земле?

He его анатомия, хотя она и уникальна! He его способность к прямохождению, хотя и она тоже уникальна! He его способность изготавливать и использовать орудия и т.п.! И даже не его речевые навыки, хотя и они также являются уникальным человеческим даром! И не только его большие умственные способности, какими бы изумительными они ни были!
Все абстрактные понятия, обозначающие любовь, истинность, честность, справедливость, добродетель, милость — понятны только людям. Ни одно животное не мыслит такими категориями. Только человек понимает красоту. Каждый уголок нашего мира наполнен неисчерпаемыми сокровищами красоты и величия. Когда мы выходим в жизнь и знакомимся с прекрасным миром, наши самые сокровенные чувства не могут остаться равнодушными. Мы можем испытывать сильное волнение, слушая крещендо симфонического оркестра. Даже мерцающая радужность крошечной тропической рыбки может создать у нас чувство благоговейного трепета. Покажите это лошади или обезьяне, и они просто не обратят внимания на ваше открытие и вернутся к своей еде.
Но самая главная уникальность человека состоит в его глубоко духовной сущности!!! B Книге Бытия 1:26 Бог говорит: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» Что значит по подобию Божьему? Бог не есть человек из плоти и кости. Как было сказано Иисусом в Евангелие от Иоанна 4:24: «Бог есть дух…» И именно в этом заключается изначальная суть человека, которая делает его отличным от всех других творений Бога. B отличие от всех животных Бог сотворил человека существом духовным. Да, человек живет в оболочке из плоти, но его вечный дух делает его высшим существом и единственным творением, которое может действовать вне пределов, установленных для обычных животных. Он может иметь общение со Своим Творцом! Мало того, Бог не просто желает установить с нами связь, Он желает усыновить нас, сделать нас своими детьми и дать нам будущее, выходящее за рамки нашего представления о жизни! «Смотрите, какую любовь дал нам Отец (Бог), чтобы нам называться и быть детьми Божиими…» (1Иоан.3:1). «…Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). B Первом Послании Иоанна 1:3 мы читаем, что «…наше общение — с Отцом и Сыном его Иисусом Христом». B отличие от любого другого животного, человек способен установить личную и осознанную связь с Богом. И, как нам становится ясно из Библии, единственный путь к установлению такой связи лежит через Сына Божьего Иисуса Христа. «…Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12).

Псалом 8: Что такое человек?

Бог невообразимо велик. Человек, напротив, беспомощно мал. И все же Бог увенчал человека великою честью и славою. Это чудо благодати заставляет Давида затаить дыхание и выразительно умолкнуть.

8:1, 2 Величие Бога явственно видно во всем творении, если только у человека есть глаза, чтобы это увидеть. Любая область естественных наук изобилует свидетельствами мудрости и могущества Творца. Слава Его простирается превыше небес. Планеты, звезды, безграничные просторы вселенной дают лишь неполное представление о том, как в действительности велик Бог. И все же изощряющийся в умствованиях человек смотрит сквозь эти свидетельства, как если бы их и не было.

8:3 Но из уст младенцев с их неиспорченной верой льется бесхитростная песнь о величии Божием. Именно это провозгласил Сам Господь Христос: Бог утаил эти истины от мудрых и разумных, чтобы раскрыть их младенцам (Мф. 11:25).

Имеем ли мы в виду грудных детей в буквальном смысле слова или же тех учеников Господа, кто в своей вере в Него уподобился детям, остается истиной то, что они составляют Божий форпост на пути любого Его врага. Зачастую они заставляют умолкнуть врагов Бога своими детскими вопросами или наивными замечаниями. Точно так же, как нужна лишь маленькая иголка, чтобы проколоть большой воздушный шар, сермяжная правда этих последователей Агнца нередко лишает опоры высокомерные претензии тех, кто не хочет видеть руку Божию в творении и провидении!

8:4 Ни одна наука не в состоянии так явно показать человеку его незначительность и величие Бога, как астрономия. Иллюстрацией здесь служит тот простой факт, что астрономические расстояния приходится измерять в световых годах (это путь, который свет проходит за год). Свет распространяется со скоростью 300 000 километров в секунду, а в году 31,5 миллиона секунд, так что свет проходит свыше девяти триллионов километров за один единственный год! А некоторые звезды находятся на расстоянии миллиардов световых лет от

Земли. Не удивительно, что такие числа называют астрономическими.

Взгляд на ночное небо порождает глубокие мысли о Боге. Глядя на луну и звезды, человек понимает, что это – дело Его перстов. Если мы только задумаемся о неисчислимых мириадах звезд, о безграничных просторах вселенной, о силах, с математической точностью удерживающих планеты на их орбитах, это не может не поразить воображение.

8:5 По сравнению с остальной вселенной планета Земля – лишь комочек космической пыли. А в таком случае, что есть человек, ходящий по этой планете? Но Бога интересует каждый из нас! Он проявляет Свое глубоко личное, сердечное участие в отношениях с каждым человеческим существом.

(8:5) В оригинале здесь стоит Elohim; см. примечания в НКИ.

8:6 Бог сотворил человека по образу Своему и подобию Своему. По сравнению с Собой и ангелами Бог умалил человека, но не много; Бог увенчал его такими божественными, сходными со Своими, качествами, которых нет ни у каких других существ на земле. Все, что сотворил Бог, оказалось хорошо, но сотворение человека оценено как «хорошо весьма».

8:7-9 Человек, созданный для того, чтобы быть представителем Бога на земле, сделался владыкою всех животных, птиц небесных, рыб морских и рептилий. Не осталось ничего, что не покорялось бы ему.

И все же священнописатель послания к Евреям напоминает нам, что в настоящее время мы еще не видим, чтобы человек располагал такой неоспоримой властью (Евр. 2:5-9). Собаки облаивают человека, змеи его жалят, птицы и рыбы устремляются прочь от него. Объясняется это тем, что с того времени, как в мир через Адама вошел грех, человек лишился своего неограниченного владычества над низшей тварью.

Но замысел Божий остался прежним. Бог предопределил, что человек действительно будет владычествовать, и ничто не может воспрепятствовать этому Божиему замыслу. Итак, хотя сейчас мы еще не видим, чтобы все покорялось человеку, мы видим Иисуса – Того, через Кого будет восстановлено владычество человека над творением. Когда Иисус пришел на землю, Он на время был умален перед ангелами, чтобы умереть, полностью как Человек, за род человеческий. Теперь Он увенчан славою и честью и воссел одесную Бога. Однажды Христос, Сын Человеческий, вернется на землю, чтобы править как Царь царей и Господь господствующих (Отк. 17:14). Во время тысячелетнего Царства владычество, утраченное через первого Адама, будет возвращено последним Адамом.

8:10 Тогда искупленный народ Божий с новым ликованием объединится в вознесении хвалы: «Господи, Боже наш! Как величественно имя Твое по всей земле!»

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

К сожалению, ваш браузер не поддерживает просмотр этого видео. Вы можете попробовать это видео и затем посмотреть его.

Здесь можно слушать и читать текст Псалма 8

Толкование Псалма 8

Псалом является хвалебной песнью Давида, прославляющей величие Господа на земле, в небесах и превыше их (во всем сотворенном Им космосе). В нем выражается радостное удивление тому, что Творец так высоко поставил человека, как бы сделать его Своим «представителем» на земле (при этом о падении человека на заре творения и катастрофических последствиях этого не упоминается).

Пс. 8:1. Это обычная надпись-указание.

А. О величии Господа (8:2)

Пс. 8:2. Обращает на себя внимание, что псалом начинается и заканчивается одним и тем же восклицанием-прославлением имени Господнего: Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! (8:2 сравните с 8:10). (Напомним, что в библейском понятии «имени» олицетворялась личность с присущими ей особенностями; здесь, таким образом, речь о величии Божией природы, Его характера.)

Пс. 8:3. Давид хочет сказать, что «младенцы» (не подвергшиеся еще растлению грехом) инстинктивно чувствуют величие Божие, разлитое во вселенной, и «воздают Творцу хвалу». Относительно «грудных детей» здесь — гипербола, но о непосредственной и, следовательно, искренней реакции детей на Христа мы читаем у евангелиста Матфея. Иисус у него ссылается как раз на это место из Пс. 8 (Матф. 21:15-16).

Под «младенцами» можно, кстати, понимать и неиспорченных, чистых душою, взрослых, которые, подобно детям, доверчиво вручают себя Богу. Все таковые веруют беззаветно, и перед их верой вынуждены умолкнуть «враг и мститель». Так или иначе, мысль здесь та же, что выражена апостолом Павлом в 1-Кор. 1:27 «Но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (где под «мудрыми» и «сильными» подразумеваются те, кто считают себя таковыми, будучи одержимы гордыней).

Б. О творении рук Божиих (8:4-9)

Следует тема чудного творения Его, владыкой над которым Бог поставил человека.

Пс. 8:4-7. В благоговении созерцает псалмопевец небеса… луну и звезды на них, и благоговение это усиливается при мысли, что все это Творец положил под ноги человека. Благоговение, но и изумление переполняет Давида: Что такое человек, что Ты… увенчал его такими славою и честью? — вопрошает он. Ведь он смертен и слаб, но Ты… посещаешь его, поставил его почти вровень с ангелами!

Автор Послания к Евреям цитирует этот псалом (Евр. 2:6-8), говоря о высоком и таинственном предназначении человека. Предназначение, которое исполнится в Иисусе Христе, Сыне Человеческом, последнем Адаме (1-Кор. 15:45,47).

Пс. 8:8-9. В этих стихах Давид размышляет о «царственном статусе» человека, которому подчинена вся живая (и, добавим, неживая) природа. Сравните стихи 8-9 с повелением, которое Бог дал, по сотворении их, Адаму и Еве (Быт. 1:28): «и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».

По причине грехопадения первых людей владычество это — в той мере, в той благостной, заботливой, форме, какие мыслил Бог, — так и не осуществилось. Приняв образ змея, т. е. «твари», которая тоже должна была быть в подчинении у человека, злой дух толкнул его на мятеж против Бога.

В. Завершающее славословие (8:10)

Пс. 8:10. Как уже говорилось, оно идентично славословию, с которого псалом начинается.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Священное Писание, в число которого входит богодухновенная Псалтирь, следует разуметь в строгом соответствии с толкованиями учителей Церкви. Весь 8-й псалом является восторженной песнью о премудрости и благости Божией по отношению ко всей твари, но в особенности к человеку. По выражению святителя Афанасия Великого пророк Давид воспел этот псалом, обозначенный восьмым, от лица верующих сердец, получающих таинственное вино христианского учения от духовных точил Церкви Божией. В первом же стихе сказано: «в конец» , потому что заключающееся в псалме пророчество должно прийти в исполнение при конце веков. Давид предсказывает спасение человечества Единородным Сыном Божиим, удивляясь Его непостижимой премудрости, неизреченному человеколюбию и удивительному в высшей степени промышлению о грешном человеке. Самым же доступными для понимания современного человека считаю толкование святителя Иоанна Златоуста (+407), которое и рекомендую к разумению.
3. «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу». Другой переводчик (Акила) говорит: «Из уст младенцев основал державу» ; третий (Симмах): «Из уст младенцев составил силу» . Смысл слов следующий: Ты, Господи, показал силу свою особенно тем, что привел в деятельность способность недействующую и сделал лепечущий язык ясным для славословия. Здесь Давид предвозвещает то славословие детей Христу, которое было в храме во время торжественного входа Его в Иерусалим (Мф.21:15). Но почему он, оставив другие чудеса, – воскрешение мертвых, очищение прокаженных, изгнание бесов, – упоминает об этом чуде с детьми? Потому, что те чудеса бывали и прежде, хотя не так разительно, однако бывали, т.е. бывали подобные им, хотя не по способу совершения. Так Елисеем был воскрешен мертвый и очищен прокаженный (4Цар.4:85; 5:14); Давидом был прогоняем бес, когда Саул бесновался (1Цар.16:23); а хор грудных младенцев говорил тогда в первый раз. Дабы иудей не стал бесстыдно утверждать, что это сказано о чудесах ветхозаветных, пророк избрал знамение, бывшее тогда в первый и единственный раз. С другой стороны это событие было прообразом апостолов. И они, будучи совершенно младенцами и безгласнее самих рыб, уловили всю вселенную. А что в этом особенно открывается сила Божия, смотри, что в ветхом завете пророки говорят об Отце Его. Беседуя с Моисеем, Бог говорит: Кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым (Исх.4:11)? Еще: дающий ясен язык гугнивым (Ис.35:5,6). И еще: Господь дает мне язык научения, чтобы разуметь, когда подобает говорить слово (Ис.50:4). И в начале сказал: сойдем же и смешаем там язык их (Быт.11:7). Итак, велико и сильно это знамение. Касательно других люди бесстыдные могли, хотя и неосновательно, иметь какое-нибудь подозрение, а здесь не могли сказать ничего, потому что здесь простая природа говорила сама за себя. Поэтому он не сказал только: «младенцев» , чтобы кто не разумел под ними людей незлобивых и простых, но прибавил: «грудных» , указанием на пищу определяя возраст их, еще никогда не принимавших твердой пищи. В самом деле, удивительно не только то, что они произносили слова, и слова ясные, но и то, что этими словами выразили бесчисленные блага. Чего еще не знали апостолы, то воспевали дети. Кроме того, пророк здесь внушает и нечто другое, именно то, что приступающие к божественному учению должны быть детьми в душе своей. Подлинно, кто не обратится к царству небесному, как дитя, говорит Господь, тот не может войти в него (Мф.28:3). Далее Давид показывает и причину, почему произошло это чудо: «Ради врагов Твоих» . Прочие чудеса были не для врагов, но для того, чтобы приступавшие получали благодеяния и другие научались; а это чудо произошло не для того только, но и с тем, «Дабы погубить врага и мстителя» . Другой переводчик (Акила, Симмах) говорит: «Чтобы остановить врага и отмщающаго за себя» . Пророк говорит здесь о народе иудейском, потому что иудеи гнали Христа, как врага, под тем предлогом, будто они делали это в отмщение за Отца. Поэтому Господь, не оставляя им такого оправдания, говорил: Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего (Ин.15:23); и еще: Верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня (Ин.12:44), – всегда, и в чести и в бесчестии соединяя с Собою Отца. И смотри, с какою точностью выражается псалмопевец. Не сказал: наказать, но: «погубить» , что другой яснее выражает словом: «остановить» , т.е. прекратить их бесстыдство, а не научить, потому что они были неизлечимо больны. Потому они (первосвященники и книжники), видя такое чудо и не имея ничего сказать против Христа, обращались к Нему и говорили: не слышишь ли, что они говорят? (Мф.21:16). Тогда как следовало покланяться и удивляться Ему, они были в большом недоумении, и вместо того, чтобы говорить друг другу, каждый своему ближнему: «Слышишь ли, что они говорят!» – они, не обращаясь к самим себе, говорили это Христу. Но почему был слышен глас детский, а не ангельский? Потому, что они подумали бы, что так им только слышится, а против того чуда они не могли сказать ничего. Что же говорили дети? Они не говорили ничего странного, ничего противного, ничего такого, что могло бы оскорбить их, но весьма ясно выражали согласие Сына с Отцом. «Осанна Сыну Давидову! Благословен, – говорили они, – Грядущий во имя Господне!» (ср.Мф.21:9, 15). Итак, тогда Господь обличил бесстыдство начальников еврейских, а после разрушил и Иерусалим. И нет места во вселенной, где не знали бы несчастий иудеев; но как страждущие телесным уродством везде ходят, показывая свои раны, и как судьи, предав смерти многих убийц, одного из них выставляют на виселице, чтобы и по смерти их казнь над ними, как бы лишь только совершенная, вразумляла живых, – так точно и иудеев, не мертвых, а живых, Бог поставил в пример всем, рассеяв их: жившие прежде в одной стране, они теперь рассеяны по всей земле. Если ты спросишь о причине, то не узнаешь никакой другой, кроме той, что они распяли Христа. Святитель Афанасий говорит также, что из уст по Богу младенчествующих злобою и славословящих Господа посрамляется истинный «враг» и злой «мститель» – диавол. Далее пророк Давид говорит о сотворенной природе и посредством части означив целое, обращает теперь речь к промышлению о людях.
4-5. «Как я посмотрю на небеса, дела перстов Твоих, на луну и звезды, которые Ты основал, то что такое человек, что Ты помнишь его? Или сын человеческий, что посещаешь его?
Хотя и упомянутые создания (луна и звезды) существуют для нашего рода и суть доказательства промышления, которым он пользуется, – потому что все твари для человека (и за грехи человека страдает вся природа!), – но пророк касается и другого вида промышления, начиная говорить о нем не вдруг, но с великой предусмотрительностью, воздав благодарность за вселенную и сказав о всеобщих благодеяниях, а потом уже и представляя величие попечения, относящегося к человеку. Если и прежде человек был ничто, то тем более он таков после столь многих и великих грехов, когда пришел Христос. Таким образом, он показывает, что пришествие Христово было делом не только пощады, но и великого человеколюбия. Подлинно, Бог, как превосходный врач, оставив здоровых, пришел к нам – больным, ничтожным. Представляя это, он и говорил: «Что есть человек»? Иначе сказать: он – ничто, существо ничего не значащее. Видя такое промышление, такое попечение и такие распоряжения, какие сделал Бог для спасения человеческого рода, Давид крайне удивляется и изумляется, почему Он удостоил человека такого промышления. Представь, что для него все видимое, для него все распоряжения от Адама до пришествия Христова, для него рай, заповеди, казни, чудеса, наказания и благодеяния, во времена закона, для него Сын Божий сделался человеком. А что сказать о благах будущих, которыми он будет наслаждаться? Представляя все это, пророк и говорит: что такое человек, что он удостоен таких благ? Действительно, кто представит себе, сколько для человека сделано и делается, и сколько получит он впоследствии времени, тот исполнится великого изумления и ясно увидит, как печется Бог об этом творении. Пророк приходит в удивление и умиление, что Бог настолько возлюбил человека, что удостоил его великих милостей, благодеяний и даже Своего посещения.
6. «Не много Ты умалил его пред Ангелами». Другой переводчик (Акила, Симмах и Феодотион) говорит: «Малым чим от Бога умалил его» . В еврейском: «Ты унизил его немного пред Богом» (уфасиу мат ми елоим). Здесь пророк упоминает об осуждении и древнем грехе, указывая на смерть. Но Единородный Сын Божий, пришедши, разрушил и ее. «Славою и честью увенчал его». Другой (Акила): «Славою и достоинством увенчаешь его» . Это можно понимать и исторически, и в переносном смысле. Пророк говорит и о власти человека, которая дана была ему при сотворении; говорит и о последующих благах, которые получил он, по пришествии Христовом. В начале человеку было сказано: да страшатся и да трепещут вас все звери земные (Быт.9:2); и еще: и да владычествуют они над рыбами морскими (Быт. 1:26). А впоследствии сказано: даю вам власть наступать на змей и скорпионов (Лк.10:19). Но, оставив высшее, он ведет речь о низшем, предоставляя о первом рассуждать тем, которые могут видеть яснее. А большая слава и честь в том, что есть в новом завете, когда человек имеет главою своею Христа, когда он делается телом Его, когда он становится братом и сонаследником и образом тела Его, когда он получает славу большую, нежели Моисей, как сказал апостол Павел: мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа; потому и замечает: то прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего (2Кор.3:10,18). И подлинно, что может сравниться с такою славою, когда мы составляем хоры вместе с ангелами, когда получаем усыновление Богом, когда Он не щадит за нас Единородного Сына? Какой порфиры, какой диадемы не блистательнее то, когда мы посмеваемся смерти, когда мы достигаем бесстрастия сил бесплотных, тогда как прежде были бесчестными, бесславными и презренными? Адам, не сделавши ничего ни худого, ни доброго, был удостоен чести тотчас по сотворении, – потому что как он мог сделать что-нибудь, не существуя? – а мы, сделавши бесчисленное множество грехов, получили гораздо большую честь. Как и говорит Господь: «Я уже не называю вас рабами: Вы друзья Мои» (ср.Ин.15:14,15)!
Но это возвышение человека в горней славе стало возможно благодаря Крестной смерти Христовой, Его преславному Воскресению и Вознесению на небеса в плоти человеческой. И не случайно Христос именовал себя Сыном Человеческим. Потому, по изъяснению апостола Павла, пятый и последующие стихи восьмого псалма пророчески относятся к Сыну Человеческому, Который превосходит даже ангелов не только тем, что Он Бог, но и тем, что стал идеальным человеком. Не ангел, а человек стал смотрением Божиим целью и средством спасения всего творения. Именно Сыну Божию покорил Бог вселенную (см.: Евр.2).

протоиерей Святослав Зулин[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *