Псалтирь: Толкование 50-го псалма 1

50:1,2  1 Начальнику хора. Псалом Давида,
2 Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии.
Плач Давида после согрешения с Вирсавией: сладко было вкушать, да горький привкус потом его замучил.

50:3-5 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
Давиду  и самому тошно от содеянного, и хорошо, что  Нафан-пророк — разово обличил и не ходил к нему по сто раз на день с обличением и укоризной. А Богу открывать  сердце своё гораздо проще, чем человеку, и прощения просить у Него за содеянное — также. Вот и просил Давид, чтобы Бог очистил его, ибо чувствовал он  себя прескверно, испачканным по самую маковку.
Будучи увлечённым чувствами к Вирставии, Давид на какое –то время потерял рассудок  и  добился исполнения своих желаний ценой нарушения Божьих принципов: желание иметь Вирсавию (плотского человека) пересилило в нём желание остаться верным Богу (духовного человека), хотя, наверное, в тот момент он и не подумал о себе как о служителе Божьем, но как о простом человеке, как о мужчине -царе, прихоти которого легко удовлетворяемы.
Это позже, после обличения Нафаном он осознал, что натворил, но самое печальное в этой ситуации — это то, что исправить ошибку уже никак нельзя было: что сделано, то сделано. Оставалось только подниматься после падения и жить дальше с тяжестью этого согрешения.

50:6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
Давид понимал, что главное, пред кем он виновен – это пред Богом своим, не пред обществом Израилевым: Бог ожидал от него мудрого поведения и всё сделал для того, чтобы Давид имел возможность поступать мудро.

Библия. Псалтирь

Но Давид поступил по своему желанию вопреки ожиданиям Бога. Не оправдал, выходит, Давид доверия Божьего, этот  стыд  тяготил  царя более всего.

Но что теперь было делать Давиду? Можно было остаток дней провести в самобичевании  и  в страдании, сокрушаясь по поводу  соделанного, но тогда государство потеряло бы управителя; можно было отправить Вирсавию от себя подальше  и таким образом показать своё раскаяние, но это было бы ещё большим  злом: Вирсавия ведь не виновата, что понравилась царю, а попользоваться ею и бросить — это ещё одно зло вдобавок к соделанному.  В общем, Давиду пришлось собираться с мыслями и силами после согрешения и жить дальше, волоча за собой последствия ещё и от этого греха.

50:7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
В беззаконии зачат — не означает, что Давид — незаконнорождённое дитя, но означает, что Давид знал от Бога о грехопадении Адама и о греховности человеческой плоти всех его потомков.

50:8,9  Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость.
9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
Давид понимал, что он не сам по себе весь такой мудрый, что вмещает глубины отношений с Богом, а что Бог соделал его таким, вложив в его сердце мудрость Божью.

Окропи меня иссопом.Иссопом исцеляли больных проказой — Лев. 14:6,7. Грех на себе Давид ощущал как проказу на теле: мерзко, больно, незлечимо, просто приходится терпеть до самого конца эту болезнь и надеяться на облегчение — не приходится.

и буду чист. Давид уверен: стоит Богу захотеть омыть Давида от грехов его — Давид непременно очистится и ему сразу станет легче. До тех пор, пока Бог не отпустил ему грехов и не простил — Давид тяжко мучается угрызениями совести. Без прощения Бога не бывает и внутреннего облегчения осознающему свои грехи.

50:10,11 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
Угрызения совести — страшное мучение для совестливых людей, словно пероломали  все кости — настолько мучительным может  быть плач совести.  Давид  понимает, что его внутреннее состояние успокоенности и радости — напрямую зависят от хороших отношений с небесным Отцом, а хорошие отношения с Ним — зависят от образа жизни: исполнение воли Бога даёт ощущение радости и покоя, удовлетворения и довольства. А нарушение Его принципов ведёт к отчуждённости и беспокойству.
Казалось бы, но ведь всё давно понятно и хорошо известно: не греши и будет тебе благо. Однако теория с практикой часто вразнобой поют, потому и падают праведники Божьи иногда, потому и нуждаются в прощении Бога, хотя и согласны, разумеется, все последствия согрешений на себе везти.

50:12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Душевное равновесие и удовлетворённость, как видим, зависит от того, насколько чисты сердце и совесть у Божьего служителя: согрешение и чувство вины подавляет настолько, что может довести до полного изнеможения. Хотя, понятно, что дух правый (чувство собственной правоты от правильности жизненного пути) — не сразу и не легко после согрешения восстанавливается, но тем не менее без осознания того, что хотя бы в дальнейшем поступаешь правильно — невозможно Божьему человеку подняться и жить дальше, исполняя волю Его. В обновлении духа правоты может помочь только Бог, простив согрешение. Потому и просит Давид о прощении.

50:13,14 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
Давид был помазанником, а тяжкое согрешение для помазанника — сильно огорчительно для Бога: ведь с тех, кому много дано — больше и спрос.
Интересно пронаблюдать за рассуждениями Давида: несмотря на такое согрешение, Давид был уверен, что по крайней мере пока что — дух Божий не отнят от него, ибо он чувствует мерзость своего согрешения и раскаивается в нём, и чувствует, что Бог пока что ещё с ним.
Если Бог отнимает Свой дух от человека, то он уже не чувствует ни угрызений совести, ни различает, где он поступает правильно, а где — нет. Самое страшное, чего боялся Давид — это того, чтобы Бог не наказал его отнятием святого духа: всё, что угодно, только духа Твоего не отнимай и не отворачивай от меня лица Своего.
Если мы отвернёмся от Бога — Бог не сильно пострадает от этого: у Него найдутся другие верные. Но если Он от нас отвернётся — мы   можем сильно и надолго пострадать (навеки исчезнем)

50:15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
Интересно, что Давид просит святой дух не для того, чтобы иметь от него какую-то корысть для себя лично: его заботит желание научить беззаконников путям Божиим и приобрести их для Бога, наставив на путь к Нему через исполнение Его воли.

50:16,17 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
Чувство вины и стыда также лишает возможности говорить о Боге и восхвалять Его в собрании великом: уста словно закрываются и не могут вымолвить ни слова. Давид просит Бога вновь открыть ему уста, чтобы иметь ему возможность вновь говорить о величии Божьем повсюду, Давид любит Бога и желает прославить Его где это только возможно.

Псалом 50: текст молитвы на русском

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *